19.04.2012 2974

Образное опосредование как средство понимания ситуаций межличностного взаимодействия

 

Адекватность восприятия другого человека оказывает немаловажное влияние на эффективность межличностного взаимодействия.

Психолог-консультант на консультативной сессии одномоментно имеет дело с большим количеством феноменов, которые подвергаются обработке. В процессе взаимодействия с клиентом консультант чаще имеет дело с образами-представлениями о самом клиенте, образом процесса консультирования в зависимости от ситуативного контекста взаимодействия и от стадии развития отношений с клиентом, а также с образом самого взаимодействия в каждый конкретный момент общения с клиентом. Для понимания содержания консультативного процесса и причин трудностей во взаимодействии с клиентом консультант использует рефлексивные механизмы, направленные на решение задачи, которую ставит перед ним конкретная ситуация взаимодействия. И, как отмечают многие психологи-практики, часто это решение приходит внезапно, вначале в свернутом виде, в виде образа, а затем психолог в ходе рефлексивного процесса разворачивает его и, как следствие, формулирует для себя стратегии вмешательств в ходе консультативной сессии. Это могут быть интерпретации, эмоциональные реакции, в зависимости от ведущей парадигмы, которой придерживается консультант. Содержание интерпретаций эмпатических переживаний консультанта в форме образов, обобщений и представлений о клиенте составляет когнитивный компонент профессионального эмпатического общения. В его основе лежат не «чистые» знания, а «свернутые» модели, образы, обобщения, в процессе взаимодействия работающие на бессознательном уровне.. В данном случае мы имеем дело с образным опосредованием консультативной деятельности, содержание которого имеет большое значение для определения детерминант затрудненного консультативного взаимодействия.

Развитие взаимоотношений зависит от точности взаимного восприятия, понимания и оценки. Кроме того, установившаяся структура межличностных отношений оказывает влияние на межличностное познание, детерминируя оценку личности партнера по взаимодействию. Одним из результатов межличностного познания является образ-представление, который включает оценку характера человека и регулирует взаимоотношения.

В.А. Сергеева считает, что эффективным психологическим механизмом, с помощью которого можно положительно воздействовать на понимание различных ситуаций интерперсонального взаимодействия, можно считать образное опосредование. Категория опосредования является неотъемлемой составляющей мышления. Под этим термином понимается использование различных видов репродуктивных и продуктивных образов в качестве средств для решения различных познавательных и поведенческих задач. Но, как отмечает В.А. Сергеева, в психотерапевтической литературе термин «опосредование» не используется.

При решении различного рода задач образы, как указывает В. А. Сергеева, выступают в качестве психологических орудий - медиаторов. Отталкиваясь от идей Л.С. Выготского, М. Бахтина и Дж.Г. Мида Дж. Верч считает, что функционирование психики индивида порождается практикой общения, а, следовательно, коммуникативная деятельность включает все возможные медиаторы. Опосредование может быть предметным, образным, символическим. На основе анализа работ Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожца, В.А. Сергеева дает определение образного опосредования как активизации имеющихся в сознании индивида конкретных образов и образов-представлений в качестве средств для решения познавательных и поведенческих задач. В.А. Сергеева указывает, что при необходимости решения поведенческой задачи в сознании человека актуализируются конкретные ситуации межличностного взаимодействия, которое может расцениваться позитивно, нейтрально или негативно с эмоциональных и (или) прагматических позиций.

М. Коул говорит о переопосредовании - переводе образного опосредования в речевое и наоборот. Переопосредованием пользуются в своей деятельности психологи-практики, которые, работая с клиентами, имеющими ту или иную психологическую проблему, уходят от слов и актуализируют различные образы, хранящиеся в сознании индивида. В исследованиях Л.М. Веккера, Е.И. Головахи, А.А. Кроника выделяется понятие образного континуума, существующего в психике человека, и отмечается репрезентация в нем способов переживаний, в том числе и возникших в межличностных взаимодействиях. Слово в образном мышлении используется лишь как средство выражения, интерпретации уже выполненных в образах преобразований. Консультант, в отличие от человека, не обладающего специальными психологическими знаниями, способен описывать свое сознание в терминах собственных ощущений, а не в терминах «предметов переживаний». Это послужило основанием для разработки процедуры исследования поля взаимодействия, предполагающей последовательный ряд шагов: на первом этапе консультант осуществляет графическое изображение представления о взаимодействии, и лишь затем его описывает. Это способствует меньшему вмешательству в процесс образного мышления в контексте консультативного взаимодействия.

Вопросы о значении образов в психической деятельности, по мнению А.В. Запорожца изучены недостаточно, управлению развитием «образности» уделяется мало внимания. Образ создается и развивается в процессе отражения человеком окружающей действительности. Большое внимание вопросу формирования образа уделял И.М. Сеченов. В работах Б.Г. Ананьева, С. В. Кравкова, А. Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, С.Д. Смирнова, Б.М. Теплова сформулированы общие положения о предметности психического образа. Образ, регулирующий сознательную целенаправленную деятельность, включает три уровня психического отражения: сенсорно-перцептивный (ощущения, восприятие), представленческий (воображение, эйдетическая память) и вербально-логический (понятийное мышление). Каждый из уровней обеспечивает определенную «глубину» и «объем» отражения действительности, а также образного опосредования.

В информационном отношении образ представляет собой необычно емкую форму репрезентации окружающей действительности. Образы многомерны, многокатегориальны, полимодальны. В образах отражается не только фундаментальные перцептивные категории, но и взаимоотношения между ними, как в рамках одной модальности, так и интермодальные взаимоотношения.

Образ - субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура). Субъективность образа включает момент пристрастности, зависимости образа от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций человека и т.д. Психический образ человека, как и любой другой психический образ, характеризуется предметностью, объективностью и субъективностью, целостностью, избирательностью и структурностью. Образ формируется на базе опыта, который накопил человек, в той или иной мере ассимилируя этот опыт. При изучении образа необходимо учитывать опыт человека, сложившуюся у него систему установок, субъективных отношений, мотивов и целей.

Межличностное взаимодействие включает в себя процесс межличностного восприятия. По мнению гештальт-психологов, фундаментальной, релевантной единицей восприятия является значимое, осмысленное целое, человек регистрирует и воспринимает целостные формы («фигуры» или «гештальты»). Г. Уилер указывает на то, что наше восприятие осуществляется путем целостного понимания, включенного в соответствующий контекст, оформленного и окрашенного оценками и чувствами, чтобы произвести свою оценку и спланировать действия в конкретной реальной ситуации. Г. Уилер ссылается на фундаментальное положение теории Курта Левина и гештальтпсихологии о том, что все восприятие по сути является способом разрешения проблем, и говорит, что восприятие представляет собой интегральный аспект или измерение для решения задач и наоборот. Целостность является одной из причин размывания (с перцептивной точки зрения) четких различий между «наблюдением» и «интерпретацией». Человек «приспособлен» постоянно осуществлять процесс разрешения целого, находить, формировать и разрешать целостные структуры по мере того, как предыдущее «целое», или гештальт, потенциально становится интегральной частью какого-нибудь большего целого или, наоборот, в широком поле восприятия или опыта разделяется на значимые целостные компоненты, которые в данный момент представляются нам важными или относящимися к делу. По определению Б.Ф. Ломова и Л.М. Веккера образы представляют собой и «пространственно-временные образные гештальты». При формировании такого гештальта на уровне сенсорно-перцептивных процессов происходит преобразование сукцессивного временного ряда в целостно-пространственную структуру. Мысленное воспроизведение образа происходит за счет пространственного развертывания временной последовательности восприятия элементов предмета. По мнению Г. Уилера, функционирование жизни состоит в процессе разложения, с одной стороны, целостного поля внутренних потребностей и желаний, с другой, внешних условий и ресурсов на ряд понятных целостностей или гештальтов, с помощью которых можно работать, то есть не только видеть или знать, но понимать, прогнозировать и действовать.

Если у человека симультанно возникает «картинка», которую он при желании разворачивает в сюжет, то оперирование образами для решения той или иной задачи относится к образному мышлению. В процессе образного мышления представлены результаты непосредственного чувственного восприятия реального мира, их понятийная обработка и мысленное преобразование. Обработка происходит под влиянием требований задачи, субъективных установок личности, особенностей прошлого опыта, профессиональных интересов и намерений.

Гештальтпсихологи (М. Вертгеймер, К. Дункер и др.) распространили принцип целостности восприятия на мышление. Б.Б. Коссов указывает, что в ходе решения задачи части целостного «феноменального поля» изменяют свои функциональные значения (механизм «перецентрации»), что субъективно переживается как внезапное открытие новых свойств объектов. Мыслительный процесс в форме образов протекает быстро, свернуто, решение наступает внезапно в виде озарения. Б.М. Теплов выделил в качестве психологического механизма образного мышления деятельность представления, обеспечивающую создание образов, оперирование ими, перекодирование их в заданном направлении, использование разных систем отсчета для построения образа, выделение в образе различных признаков и свойств объекта, значимых для человека. В образах фиксируется результат мыслительного процесса. В процессе межличностного взаимодействия трудные ситуации актуализируют дополнительные рефлексивные механизмы, которые способствуют выделению трудности в качестве «фигуры» восприятия и перераспределению в представлении частей трудной ситуации как целого с целью нахождения выхода из нее.

Исследованием психологической природы образного мышления занимались Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Р. Арнхейм, Ф.Е. Василюк, М.В. Гамезо, А.А. Гостев, Л.Л. Гуров, Е.Н. Кабанова-Меллер, Ц.П. Короленко, Г.В. Фролова, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Д. Смирнов, Г.В. Снегирева, В.В. Столетнев, Б.М. Теплов, И.С. Якиманская. С.Л. Рубинштейн отмечает, что в реальном мыслительном процессе понятия всегда функционируют в единстве и взаимопроникновении с наглядными моментами представлений и словом, которое также является слуховым или зрительным образом. Наглядные элементы включаются в мыслительный процесс в виде образных представлений о вещах и их свойствах, в виде схем и в виде слов. Как отмечает С. Л. Рубинштейн, наглядный образ может быть носителем смыслового содержания, значения и выполнять существенные функции в мыслительном процессе, так как он является не замкнутой в себе данностью сознания, а семантическим образованием, обозначающим предмет. Мышление образами доказывает существование метафор, художественное мышление. Выполняя семантические функции в мыслительном процессе, образ интеллектуализируется. Конечным этапом интеллектуализации образа, которая делает его наглядным выражением мысли, является переход от вещного представления к схеме. Схема антиципирует, предвосхищает в нашем сознании еще не развернутую систему мыслей.

Исследования Б.Г. Ананьева, Р. Арнхейма, М.В. Гамезо, А.А. Гостева, Л.П. Гурова, Д.Н. Завалишиной, И. С. Якиманской показали, что образное мышление является полифункциональным образованием. В работах Л.М. Веккер, Л.М. Веккер, Б.Ф. Ломова, Е.Н. Кабановой-Меллер, Б.Ф. Ломова, И.С. Якиманской отмечалось, что содержанием образного мышления является создание образов на различной наглядной основе, мысленное оперирование ими в процессе решения учебных и производственно-технических задач. В образном мышлении движение мысли, поиски и нахождение решения задачи осуществляется в виде чередования образов, их преобразования. Исследователи отмечают, что поиски нахождения стратегии образного решения ведется одновременно в разных направлениях, иногда мало связанных друг с другом. «Схватывание» наглядной ситуации осуществляется спонтанно, нередко интуитивно (без развернутого анализа и рассуждений, выводы словесно не формулируются (если не требуется словесного отчета). Психический образ - не просто звено в цепи познавательных процессов, он выполняет функцию регулятора предметных действий.

Процесс образного мышления непосредственно связан с восприятием. Восприятие сопровождается процессом осознавания. А. Пфендер отмечает, что психическая реальность, представляющая собой «поток психических процессов» (ощущений, представлений, мыслей, эмоций, чувств и т. п.), непосредственно доступна для знания человека и по образцу своих собственных переживаний человек может создавать образы чужих психических переживаний. «Внутренний взор» наивного субъекта в отличие от профессионального психолога обращен на предметы переживаний, а не на собственно переживания. А. Пфендер приходит к выводу о том, что внимание, направленное одновременно на предметы переживания (то есть причины, вызвавшие переживание) и на само переживание, может помешать естественному протеканию последнего. В связи с этим А. Пфендер предлагает использовать в качестве основного метода наблюдения за собственными переживаниями -ретроспекцию. Обосновывается это тем, что от имевших место переживаний остаются образы воспоминаний, в связи с чем все минувшие переживания доступны для осознания. Используя ретроспекцию или косвенное самонаблюдение, человек может преодолеть разрушающее действие рефлексии на протекание переживаний. Э.Л. Радлов отмечает, что самонаблюдение уничтожает то состояние, на которое оно направлено, а внутреннее восприятие (т. е. непосредственное осознание какого-либо психического состояния или процесса) позволяет приобретать непосредственные и достоверные знания.

Таким образом, ориентировка в системе воспринимаемой информации, идущей от клиента и из внутреннего пространства психолога, ее соотнесение - процесс достаточно сложный и многогранный. Она может происходить через формирование наглядного образа взаимодействия. Этот образ выполняет когнитивную функцию. Он обеспечивает общее представление об основных параметрах взаимодействия, этапе взаимодействия, границах взаимодействия и т.д. Если информация, идущая из внешнего и внутреннего пространства противоречива, то необходимо сохранить баланс и адекватность реагирования, что может отразиться на эффективности консультативного взаимодействия. На наш взгляд, исследование содержания образного опосредования консультативного взаимодействия, осуществленное методом ретроспекции, может являться одним из средств изучения эффективности консультирования на различных его стадиях.

 

АВТОР: Коновалова Л.А.