01.01.2011 18832

Металингвистика: язык и мышление (лекция)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Лингвофилософские аспекты связи языка, мышления и сознания

2. Дискуссионные подходы к проблеме соотношения языка, мышления и сознания

3. Взаимоотношения языка с разными типами мышления

 

Ключевые слова: база языка, внеязыковые формы мышления, дословесные формы мышления, требования логики, потребности коммуникации, словесные формы мышления.

 

1. ЛИНГВОФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ СВЯЗИ ЯЗЫКА, МЫШЛЕНИЯ И СОЗНАНИЯ

 

Вопрос о взаимоотношении языка и мышления имеет первостепенное значение для определения сущности языка, для теории познания и психологии, вследствие чего нуждается в специальном рассмотрении.

Мышление - это работа человеческого мозга, направленная на отражение действительности в форме понятий, суждений и умозаключений. Идеальность мышления состоит в том, что оно производно, вторично по отношению к материи. Однако оно существует и имеет материальную основу, что делается вполне очевидным благодаря языку.

Язык - это вторичная открытая знаковая система особого рода, служащая: а) важнейшим средством общения людей; б) средством формирования и выражения их мыслей и чувств. Основываясь на этих функциях языка, можно сформулировать следующее определение: язык - это вторичная открытая знаковая система особого рода, служащая важнейшим средством общения людей, средством выражения их мыслей и чувств.

В систему языка входит знание правил перехода от материальных звуковых сигналов к мыслительным образам и обратно. Сама по себе материальная сторона речевых знаков без такого знания не заключает в себе никакого мыслительного образа. Напечатанный на неизвестном языке газетный лист остается просто бумагой, испещренной черными линиями и завитками. О чем свидетельствует этот факт? Он свидетельствует о том, что язык и мышление едины. Однако не является ли это доказательством того, что язык и мышление тождественны? Ответы даются неоднозначные. Для их осмысления необходимо обратиться к фактам различных наук.

 

2. ДИСКУССИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СООТНОШЕНИЯ ЯЗЫКА, МЫШЛЕНИЯ И СОЗНАНИЯ

 

Многие ученые считают, что мышление осуществляется исключительно на базе языка. Их называют вербалистами (В.З.Панфилов, Ф.П.Филин, А.Н.Савченко и др.). При этом выделяют мышление образное и понятийное. Вербалисты ищут материальную опору понятий в звуковых оболочках слов, а их оппоненты - авербалисты считают, что материальный субстрат понятий совсем иной. Сторонники вербального мышления постулируют три тезиса: мысль непосредственно материальна; мысль появляется вместе со словом и может существовать только на базе языка; материальной оболочкой мысли является звуковой комплекс, поскольку он представляет языковую материю.

Авербалисты доказывают, что существуют и внеязыковые формы мышления, и они также способны отражать действительность (инструментальное, техническое, художественное и пр. отражения). Б.П.Ардентов в своих рассуждениях приходит к выводу: мышление в своем движении опережает язык, иначе вообще был бы невозможен прогресс человечества. В мышлении создался образ, а в языке нет соответствующего слова для его обозначения, и это еще одно доказательство возможности существования в мысли чего-то, что не одето словом. Действительно, наименование предмета совершенно немыслимо без предварительного знания данного предмета. Так, Д.Н.Кудрявский писал, что созданию слова предшествует долгий опыт и классифицирующая работа ума. Б.А.Серебренников отмечает: с гораздо большей степенью вероятности можно предполагать, что человек пользуется не одним словесным мышлением, а разными типами мышления. Можно выделить следующие типы мышления: наглядное, образное, практическое, лингвокреативное, авербально-понятийное, поисковое и редуцированное.

 

3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЯЗЫКА С РАЗНЫМИ ТИПАМИ МЫШЛЕНИЯ

 

Признание дословесных форм мышления - образного и практического, общего у человека и высших животных,- можно считать аргументированным. Развитие языка слов не устранило из арсенала мышления его более ранних форм. И современный человек может без слов сознавать мотивы, побуждающие его говорить, ситуативные условия общения и лишь потом обратиться к языку для материализации формулируемого сообщения. С помощью жестов, мимики и других несловесных средств часто передаются побуждения, вопрос, утверждение, отрицание и некоторые другие смыслы. Вербальная, словесная часть высказывания накладывается на предваряющую ее невербальную часть.

Исследования современных психологов дают основание полагать, что на основе словесного мышления развиваются более экономные и скоростные формы мышления, использующие символы, принятые в естественных науках. А.Эйнштейн писал: «Слова или язык, как они пишутся или произносятся, не играют никакой роли в моем механизме мышления. Психологические реальности, служащие элементами мышления, - это некоторые знаки или более ясные образы, которые могут быть по желанию воспроизведены и комбинированы. Обычные и общепринятые слова с трудом подбираются лишь на следующей стадии, когда упомянутая ассоциативная игра достаточно устоялась и может быть воспроизведена по желанию». (Эйнштейновский сб. 1967:28). Мысль достигает завершения, станет полноценной, действительным практическим сознанием, лишь приобщившись к обобщенному опыту народа, войдя в его систему, что возможно только через понятия. Чисто субъективная, колеблющаяся, интуитивная мыслительная структура должна перейти в социально отработанную, четкую, логическую структуру, то есть в логическую связь понятий, что возможно только посредством знаков. Даже Эйнштейн, яснее других осознавший незнаковый характер начального этапа своей мысли, отметил, что неопределенная игра образов в его сознании направляется, в конечном счете, к ряду логически связанных понятий. Для завершения образования мысли необходима замена неопределенной, субъективной, интуитивной структуры ее определенной коммуникативной структурой, основным компонентом которой выступает слово. Язык преобразует индивидуальное мышление в общественное сознание. Язык преобразует субъективно-интуитивную структуру мышления в структуру коммуникативную.

Языковое оформление мысли необходимо человеку не только тогда, когда он хочет передать ее кому-либо, но и тогда, когда он мыслит про себя. Это подтверждено исследованиями психологов. Мышление про себя получило название внутренней речи, являющейся основным механизмом мышления. Внутренняя речь, по Л.С.Выготскому, представляет собой особое явление и отличается от внешней не только отсутствием произнесения вслух, но и своей структурой. Без внутренней речи не происходит осмысливания и запоминания информации. Внутренняя речь обеспечивает более быстрое протекание мыслительного процесса, чем звуковая. Внутренняя речь, как показывают экспериментальные исследования, подкрепляется незаметными на глаз артикуляционными движениями. В ходе внутренней речи мозг посылает в речевой аппарат нервные импульсы. Это подтверждается невозможностью вести во внутренней речи одновременно два или более мыслительных действия, например, слушать лекцию и повторять по себя стихотворение. Вместе с тем психолингвисты установили, что движение органов речи, обязательное при подборе слов, не обязательно при выборе грамматической схемы высказывания, которая возникает мгновенно как единое целое. Внутренняя речь – это результат и преобразованное достижение обычной естественной звуковой речи. Мышление с помощью языковых средств не может появиться раньше, чем ребенок овладеет звуковой речью. Принципиально неправ Ноам Хомский, который полагал, что существуют врожденные структуры, которые обеспечивают человеку владение языком. При осмыслении природы и сущности внутренней речи важно помнить, что наряду с сокращенным воспроизведением речи внешней во внутренней речи имеется еще особый предметно-изобразительный код. Предметы и взаимоотношения между ними мысленно просматриваются быстрее, чем об этом можно сказать, они вспоминаются иначе, чем об этом говорится. Взаимодействие внутреннего субъективного кода и естественного языка образует процесс мышления. Следовательно, внутренняя речь быстрее внешней не только потому, что не нужно затрачивать время на проговаривание слов (поскольку можно думать намеками на слова), но и потому, что в ней участвуют образы предметно-выразительного кода. Отмеченные особенности внутренней речи связаны с такими ее свойствами, как: а) сокращенная, фрагментарная структура: мысля про себя, человек облекает в слово не все элементы мысли, а только основные, определяющие; б) концентрированно предикатный характер: поскольку основным элементом мысли является предикат, то именно он оформляется словом во внутренней речи; в) приобретение внутренней формой чисто субъективного смысла при отражении личного опыта человека.

Таким образом, мышление существует в нескольких формах одновременно: наглядном, пространственном и словесном. В их взаимодействии порождается высказывание. Вначале возникает предварительная схема или программа высказывания, включающая последовательное развертывание этапов изложения. Реализация этой программы протекает творчески. Говорящий проверяет, так ли он выбрал языковую единицу, соответствует ли она выражаемой мысли, не следует ли ее заменить. А.А.Леонтьев представляет структуру речемыслительного акта следующим образом:

Мотив

Мысль (речевая интенция)

Внутреннее программирование

Лексическое развертывание

Грамматическое конструирование

Моторная реализация

Внешняя речь

Конкретные связи языка и мышления на всех этапах речевого мышления координируются левым и правым полушарием головного мозга. В зависимости от специфики умственной деятельности человека его мышление может протекать в различных зонах коры головного мозга. Так, наличие в мозге различных речевых зон обеспечивает существование в сознании человека мыслей, способных воплощаться в вербальной форме, тогда как мысли, основанные на сочетании нейронов других зон мозга, могут выражаться не в вербальной форме (например, комбинации красок у художников, музыкальных звуков у композиторов, математических знаков у математиков и т.д.). Кора головного мозга представляет собой покрытую извилинами и бороздами поверхность, состоящую из двух полушарий; правого и левого, функциональная деятельность которых дифференцирована. С правым полушарием связано чувственно-образное, конкретное мышление, а с левым, где расположены речевые зоны, - абстрактное мышление. Зона Брока, находящаяся в заднем отделе нижней лобной извилины, управляет устной речью человека. Зона Вернике расположена в первой височной извилине и связана с пониманием устной речи. Теменно-затылочная часть левого полушария управляет логико-грамматическими связями языка. Руководство всеми участками мозга, как речевыми, так и неречевыми, осуществляется лобными долями, на которые приходится около трех четвертей всего объема головного мозга. Помимо этого лобные доли выполняют функцию обучения, в них совершается также интеллектуальная работа, носящая творческий характер. Локализация речевых зон в левой стороне больших полушарий головного мозга, с одной стороны, может свидетельствовать о наличии специфически речевого мышления, а с другой – указывает на постоянно существующую связь между речевой деятельностью человека и всеми остальными видами его мыслительной деятельности. Вполне вероятно, что площадь пересечения языка и мышления неодинакова у различных людей и зависит от специфики их интеллектуальной деятельности: у писателей, журналистов, филологов площадь пересечения языка и мышления больше, чем у композиторов, шахматистов, математиков, конструкторов, оперирующих в своей деятельности неязыковыми знаками. Таким образом, строение мозга свидетельствует о неразрывной связи трудовой, умственной и речевой деятельности человека.

Вопрос о языке как средстве абстрактного мышления осложняется тем, что при единстве логической системы мышления у всех народов системы значений в разных языках существенно различаются между собой. На основании этого последователи В.фон Гумбольдта пытаются доказать, что в семантических системах языков отражаются различные системы понятий. В более широком плане эта проблема сводится к вопросу об активной роли языка в процессе познания окружающего мира.