02.01.2011 13902

Социолингвистика: понятие и сущность (лекция)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Язык и общество

2. Классификация социолингвистических факторов

3. Социальные факторы в развитии системы языка

4. Современная языковая ситуация

Литература

 

Ключевые слова: социальная сущность языка, социолингвистика, социальные факторы, взаимоотношения социального и внутриструктурного в языке, языковая ситуация, языковая политика.

 

1. ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО

 

Структурная организация языка – это материализация социального. Лексическое, грамматическое, идеологическое, познавательное и функциональное выступают в языке как специфические проявления социального. В связи с этим правильное понимание социальной сущности языка имеет определяющее значение а) для познания законов исторического развития, функционирования и взаимодействия разных языков; б) для познания влияния общества и отдельного человека на язык; в) для познания роли языка в жизни общества и индивида; г) для познания роли языка в развитии человеческого общества в прошлом, настоящем и будущем.

Проблема соотношения социального и внутриструктурного в языке относится к числу наиболее важных в современном языкознании, поскольку невозможно устранить влияние социальных «человеческих» факторов на язык. Социальный фактор – это системно организованное социальное действие разной структуры в определенной сфере человеческой деятельности. Социальный фактор в процессе речевой деятельности порождает и обусловливает конкретное проявление социальности языка.

Социальный фактор имеет свою структуру. Главными элементами структуры социального фактора являются: 1) субъект действия; 2) объект воздействия; 3) среда, к которой относится субъект действия; 4) среда, к которой относится объект действия; 5) средства действия субъекта; 6) цели и задачи действия субъекта.

 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

 

К числу основных социальных факторов функционирования и развития языка относятся: социальные факторы, обусловленные социально-экономическими формациями; массовой коммуникацией и системой образования; различной интерпретацией явлений природы и общественной жизни представителями религиозной идеологии; взаимодействием языков; социальные факторы научно-познавательного значения; идеологического содержания; эстетического плана; нравственно-этического осмысления явлений общественной жизни; социально-профессиональной дифференциации языка.

Внутренние законы языка не являются ни божьим даром, ни творением природы. Они складываются исторически в процессе длительного функционирования и развития языка в рамках речевой деятельности людей. Речевая деятельность – это разновидность социальной деятельности. Вне этой деятельности не могут формироваться и внутренние законы языка. Внутренние законы языка – главная сила, организующая язык, его структуру, в частности, это сила, обеспечивающая функционирование языка в соответствии с потребностями его носителей. Именно по этой причине с самого начала процессы формирования и развития фонологической, морфологической, синтаксической, лексико-семантической, стилистической подсистем являются социализированными. Все уровни языка внутренней структуры языка формируются и развиваются в условиях взаимодействия социальных факторов и внутренних законов языка.

Наиболее сильному влиянию социальных факторов подвержен словарный состав. Это по-разному отражается в различных пластах лексики. Примат разного рода социальных факторов над внутриструктурными закономерностями развития словарного состава является очевидным, в отличие от фонетики, морфологии и синтаксиса, где ведущая роль принадлежит внутриструктурным закономерностям. Однако в некоторых слоях лексики могут происходить и изменения, обусловленные действием внутриструктурных закономерностей (ср.: пеку – печешь – печение – пекли, где определяющая роль принадлежит постоянно действующим внутриструктурным закономерностям развития лексической и морфологической систем данного языка). Следовательно, социальные факторы и внутриструктурные закономерности развития лексики необходимо рассматривать в их взаимодействии, а не изолированно.

Развитие лексики необходимо рассматривать как отражение основных этапов развития общества.

Менее заметно влияние социальных факторов в фонетической системе языка. Взаимодействие внутренних законов языка и социальных факторов наблюдается при заимствовании фонем (например, заимствование фонемы /ф/ из греческого языка. Вместе с тем оно может препятствовать освоению фонемы.

Морфологическая система языка формируется исторически в процессе речевой деятельности определенного относительно устойчивого социума, то есть социальность должна быть присуща и природе морфологической системы языка. Она испытывает воздействие главным образом трех основных факторов: а) социального развития в широком смысле; б) внутриструктурных изменений; в) иноязычного влияния.

Доказана и возможность позитивного влияния социума и социальных факторов и на синтаксис. Это, например, появление новых словосочетаний. В этих процессах огромную роль играют такие социальные факторы, как а) многонациональный состав коллективов на производстве; б) широкое применение национально-русского или какого бы то ни было двуязычия; в) высокая частотность употребления новых типов словосочетаний, простых и сложных предложений в национальных языках.

Стилистические системы в большей степени зависят от развития общественных функций языков, разных социальных субъективных факторов, чем лексика, фонетика, морфология и синтаксис. Формирование функциональных стилей зависит от: а) объема и жанрового своеобразия систематически в течение длительного времени издаваемой литературы; б) частотности систематического массового употребления этой литературы в течение длительного времени; в) от темпов и границ развития общественных функций языка.

 

3. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА

 

В социолингвистике необходимо различать понятия национальный язык, язык народности, литературный язык. Национальный язык – это язык определенной нации в совокупности всех его форм существования (территориальных и социальных диалектов, обобщенных типов устной речи – просторечия и койне, литературного языка). Доминирующее положение в архисистеме национального языка занимает литературный язык – высшая форма существования национального языка, характеризующаяся: 1) обработанностью и упорядоченностью; 2) нормативностью и кодифицированностью; 3) стабильностью и непрерывностью традиций; 4) развитой стилистической дифференциацией; 5) обязательностью для всех членов коллектива; 6) универсальностью (обслуживание всех сфер общения); 7) наличием устной и письменной разновидности.

 

4. СОВРЕМЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ

 

Мир, в котором мы живем, сложен, противоречив и многообразен. К тому же он, развиваясь, весьма динамично видоизменяется: меняются расстановка и соотношение противоборствующих сил, меняются социальные приоритеты, происходит переоценка этнокультурных ценностей. Вместе с политической картой мира меняется его лингвистическая палитра.

Языковая ситуация в западноевропейских странах отражает коммуникативные возможности языков, социально-экономическую структуру государства, а также историко-культурные традиции народа. В отличие от Западной Европы ситуация в странах Северной Америки сложилась под влиянием социально-функционального «распределения» между колониальными языками (английским, французским, испанским, голландским, немецким, шведским), с одной стороны, и между языками колонистов и языками аборигенов, с другой. Современное многоязычие на этом континенте складывалось столетиями. Сформировалась политика «плавильного котла» на почве британского имперско-колониального шовинизма и расизма. Главными каналами ее реализации стали школа, средства массовой информации, масс – культура, административный аппарат, производственное общение. Отличительными чертами языковой политики США являются американоцентризм, антидемократичность, авторитаризм и шовинизм. Основную тенденцию изменений языковой ситуации на постколониальном пространстве можно определить термином «национализация», под которым понимается: 1) планомерное вытеснение бывшего колониального языка и замена его автохтонным языком; 2) нормализация и модернизация автохтонных языков (обогащение лексического состава, развитие терминологии, упорядочение грамматической системы, стилистическая дифференциация); 3) пуристическое движение, направленное на очищение языка от заимствований и пополнение соответствующей лексики и терминологии ресурсами автохтонного языка; 4) демократизация языка путем уменьшения различий между его письменной и разговорной формами, а также путем реформирования письменности. Таким образом, вопрос о перспективах развития и расширения общественных функций автохтонных языков относится к первостепенным аспектам языковой политики большинства «развивающихся» стран.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. М.,1987.

2. Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика. М.,1977.

3. Карасик В.И. Язык социального статуса. М., 2002.

4. Крысин Л.П. Язык в современном обществе. М., 1977.

5. Леонтьев А.А. Язык как социальное явление. // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1976.Т. 35. Вып. 5. С. 299-307.

6. Онтология языка как общественного явления. М., 1983.

7. Сергеев Ф.П. Языковые ситуации и языковая политика в странах мира. Волгоград, 2001.