20.04.2012 5635

Характеристика основных видов Интернет-технологий, применяемых в процессе подготовки студентов исторических специальностей

 

Наше исследование показало, что в процессе профессиональной подготовки студентов-историков можно применять различные виды Интернет-технологий, которые иначе называются сервисами сети Интернет. Каждый сервис уникален и неотделим от остальных. Именно поэтому ввести сколько-нибудь жесткую или определенную классификацию их невозможно. Наиболее подходящим для классификации сервисов Интернета является деление на сервисы интерактивные, прямые и отложенного чтения. Эти группы объединяют сервисы по большому числу признаков. Сервисы, относящиеся к классу отложенного чтения, наиболее распространены, наиболее универсальны и наименее требовательны к ресурсам компьютеров и линиям связи. Основным признаком этой группы является то, что запрос и получение информации могут быть достаточно дифференцированы по времени. Сервисы прямого обращения характерны тем, что информация по запросу возвращается немедленно. Однако от получателя информации не требуется немедленной реакции. Сервисы, где требуется немедленная реакция на полученную информацию, т.е. когда получаемая информация является, по сути дела, запросом, относятся к интерактивным.

Кроме того, некоторыми исследователями выделяется инфраструктурный тип сервисов, который основан на программных средствах, обычно поставляемых как часть операционной системы. Эти сервисы, изначально предназначенные для обеспечения связи между компьютерами, часто используются и для передачи информации.

В процессе профессиональной подготовки специалистов-историков наибольшее распространение получили World Wide Web («Всемирная паутина»), E-mail (электронная почта), UseNet (группы новостей), maillists (списки рассылок) и IRC (чат-технологии).

Электронная почта позволяет пользователям (преподавателям и обучающимся) обмениваться текстовыми и графическими сообщениями. Для реализации режима электронной почты рабочее место пользователей должно быть оснащено аппаратно-программными средствами: компьютером, модемом, монитором, клавиатурой, манипулятором мышь и соответствующим программным обеспечением. Традиционная базовая компьютерная подготовка вполне достаточна для свободной работы пользователя (обучающегося) в режиме электронной почты.

Следует обратить внимание на то, что время доставки сообщения состоит из времени, которое требуется для пересылки его с компьютера отправителя на компьютер получателя, и времени, через которое получатель, при необходимости, обратится к своему «почтовому ящику», прочтет или распечатает пришедшее сообщение. Это позволяет пользователям работать асинхронно, т.е. в удобное для каждого время в «нереальном» (продолженном, гибком, off-line) масштабе времени. Расстояние между пользователями не играет роли и может колебаться от нескольких метров до нескольких тысяч километров в зависимости от используемых линий связи: спутниковых, кабельных, радиорелейных и т.д.

В обобщенной форме дидактические свойства можно отразить в следующих возможностях электронной почты: передача сообщений, подготавливаемых непосредственно с помощью клавиатуры компьютера или заранее хранящихся в памяти в виде файлов или компьютерных программ; хранение в памяти компьютера учебной информации с возможностью распечатки ее на принтере; демонстрация текстов и графики на экране дисплея; подготовка и редактирование текстовых сообщений, как принимаемых, так и отсылаемых; использование и пересылка компьютерных обучающих программ.

Электронная почта может быть использована для невербального общения участников учебного процесса. В процессе применения электронной почты абоненты не обязательно должны находиться на месте в момент связи. Им достаточно овладеть простым текстовым редактором и несколькими командами для отправки, приема и манипуляции с информацией.

Электронная почта может использоваться преподавателем при подготовке к занятиям, для консультации с коллегами и поиска материала в Интернете. Студенты могут использовать режим электронной почты для получения необходимой учебной информации из Интернета, для консультации с преподавателем, для взаимообучения при обмене информацией друг с другом.

Электронная почта рекомендуется при проведении семинаров в следующей последовательности:

- «выступление» преподавателя,

- «выступления» участников семинара по вопросам темы,

- «обсуждение», заключительное «слово» преподавателя (кавычки означают, что весь процесс происходит в эпистолярном жанре, через письменную речь).

Применение электронной почты при проведении семинара может осуществляться по схеме: «семинар - взаимообучение», «семинар - дискуссия». При дистанционном обучении эффективна электронная лекция, когда обучающимся пересылаются текст лекции в электронном виде, выдержки из рекомендованной литературы и т.п., а затем проводятся консультации по электронной почте.

Сетевые новости Usenet, или, как их принято называть в российских сетях, телеконференции - это, пожалуй, третий по распространенности сервис Интернета. Если электронная почта передает сообщения по принципу «от одного - одному», то сетевые новости передают сообщения «от одного - многим».

Механизм передачи каждого сообщения весьма прост: каждый узел сети, получивший новое сообщение, транслирует новость всем тем узлам, с кем он обменивается новостями. Таким образом, посланное кем-то сообщение распространяется по сети, многократно дублируясь и достигая за довольно короткие сроки всех участников телеконференций Usenet во всем мире. При этом в обсуждении темы может участвовать множество людей, независимо от того, где они находятся физически. При этом пользователь может найти собеседников для обсуждения самых необычных тем.

Новости разделены по иерархически организованным тематическим группам, и имя каждой группы состоит из имен подуровней иерархии, разделенных точками, причем более общий уровень пишется первым. Рассмотрим в виде примера имя группы новостей soc.history.war.world-war-II. Данная группа относится к иерархии верхнего уровня soc, предназначенной для обсуждения всего, что связанного с жизнью общества. Подуровень history предназначен для обсуждения проблем исторической науки. War означает то, что тематика конференции будет ограничиваться вопросами военной истории, а world-war-II обозначает группу, предназначенную для обсуждения вопросов Второй мировой войны. В итоге группа soc.history.war.world-war-II предназначена для обсуждения вопросов, связанных с историей Второй мировой войны. Таким образом, обладая минимальными знаниями английского языка, можно по имени группы легко понять, что в ней обсуждается. Например, в dk.historie.genealogi пишут знатоки генеалогии, a alt.history.ancient-worlds предназначена для посылки тестовых сообщений в группу, интересы которой распространяются на историю древнего мира.

Электронные конференции объединяют широкий круг пользователей (сформированная учебная группа), которые могут быть разделены в пространстве и во времени. Особенностью режима их функционирования является то, что сообщение, посланное одним абонентом, попадает ко всем абонентам, подключенным к данной конференции, и каждый пользователь получает все приходящие в нее сообщения. Удобство состоит в том, что такой способ общения полезен и крайне дешев, поскольку для пользования им каждому участнику достаточно иметь лишь почтовый ящик. Использование электронной конференции в учебных целях требует от преподавателя умения моделировать участие студентов в ней. Эти умения в основном носят организованный характер.

Сеть Интернет предоставляет и другие возможности, например, в режиме USENET - newsgroups, обслуживание ньюсгрупп.

В отличие от списков рассылки, основанных на применении электронной почты, группы новостей работают в режиме реального времени, требуя от пользователей онлайнового подключения: участники читают сообщения, посланные в группу другими участниками, отправляют туда же свои ответы, обсуждают затронутые проблемы и т. д. Весь процесс происходит по принципу «сейчас и сразу» и не требует времени для рассылки писем. Разница заключается в том, что в случае со списком рассылки пользователь шлет письмо на сервер, который рассылает его участникам, они знакомятся с ним, шлют ответы, которые, в свою очередь, снова рассылаются всем и т.д. Сервер же новостей не осуществляет рассылку, но показывает в реальном времени всем желающим сообщения в дискуссионной группе и принимает новые сообщения от желающих высказаться.

С педагогической точки зрения телеконференции представляют собой инновационную форму обучения. Они обладают собственными дидактическими свойствами: передача информации непосредственно на компьютер любому пользователю, являющемуся абонентом сети, в которой размещается данная конференция; прием информации от любого партнера-участника конференции; обеспечение синхронной и асинхронной коммуникации. Таким образом, телеконференция позволяет реализовать диалоговую технологию на основе принципа индивидуализации.

С помощью электронной почты можно организовать «виртуальные учебные классы». Например, в сети Интернет содержится сервис «списков рассылки» (mailing lists). Установленное на сервере программное обеспечение дает возможность совместного общения группам пользователей. Число разных списков рассылки (дискуссионных групп) может быть очень большим, но оно ограничиваться возможностями аппаратуры и разрешенным лицензией количеством списков рассылки для данного лист-сервера. Созданной учебной группе преподаватель объясняет правила и способы подписки. Затем она может приступить к работе.

В дидактическом плане эта работа весьма продуктивна, так как каждое сообщение, посланное в дискуссионную группу любым ее участником, автоматически рассылается лист-сервером всем участникам. Следовательно, в диалоге участвует каждый член группы. При этом основным участником обсуждения является, конечно, преподаватель.

И все же наибольшим дидактическим эффектом обладает World Wide Web («Всемирная паутина») с ее гипертекстом.

По определению Г.И. Ованесбекова гипертекст - это текст, содержащий ключевые слова-ссылки (гиперссылки) на другие источники информации (другой текст, словарь терминов, понятий и определений, список основной и дополнительной литературы, список иллюстративного материала как статического, так и динамического и др.). Представление учебного материала в гипертекстовой форме существенно изменяет структуру и расширяет возможности электронного текста.

Было бы ошибочным считать гипертекст порождением современной науки и информационных технологий. В той или иной степени гипертекстовая организация характерна для традиционных изданий, снабженных разветвленным аппаратом сносок, ссылок, комментариев, примечаний и т. п. По этому принципу, например, построены энциклопедические словари, научные издания, справочники, энциклопедии. Модель исторического текста в своей основе тоже представляет своего рода гипертекст, включая при этом две параллельные, но взаимосвязанные структуры - массив источников и массив объектов данных. Возможность работы с гипертекстом не исключается и в подготовке студентов-историков. Основной результат их работы - текст. Исторический текст имеет целостный характер, поскольку обладает внутренней связностью и структурой, которая сама по себе уже является аргументацией и указывает на то, какие именно положения будут развиваться. Однако книжный текст, не адаптирован к восприятию с экрана компьютера. При его написании не учитываются требования к количеству разом воспринимаемого (квантование) текста, возможности его интерактивности и потенциальной нелинейности.

В компьютерной же реализации гиперссылки являются активными элементами, т. е. читающий может с помощью манипулятора - «мышки», переходить к другим источникам информации, знакомиться с ними, а затем либо вернуться к исходному учебному тексту, либо, если вызванный дополнительный источник информации содержит также гиперссылку, пойти дальше, но в конце-концов вернуться к исходному тексту.

В ходе освоения методики работы с гипертекстом студент должен узнать варианты гиперссылок в электронном тексте:

- ссылки на словарь терминов и понятий;

- ссылки на персоналии (портреты и краткие биографические сведения);

- ссылки на статические иллюстрации (изобразительные и условно-графические);

- ссылки на элементы мультимедийной информации (анимационные фрагменты, аудиозаписи и видеофрагменты);

- ссылки на хрестоматийный или дополнительный материалы;

- ссылки на структурные элементы текста (оглавление, номер темы, пункт и подпункт, список вопросов для закрепления и устных развернутых ответов и др.);

- ссылки на список монографий, учебной и научной литературы (приводится в конце темы или всего курса);

- ссылки на список организаций;

- ссылки на список исторических событий или дат (хронологический указатель);

- ссылки на список географических названий;

- ссылки на сайты в сети Интернет.

В электронных документах гиперссылки являются весьма активными элементами страницы (документа), так как пользователь с их помощью может перемещаться по ресурсу, с которым он работает, переходить к другому документу, находящемуся на локальной машине или в сети Интернет. Следует заметить, что система ссылок распространяется и на другие виды представления информации. В этом случае обычно используется термин «гипермедиа».

Гипермедиа - это гипертекст, подчеркивающий наличие в нем нетекстовых элементов, таких, как статистические изображения, анимационные фрагменты, аудио- и видеозаписи.

Независимо от используемого термина основная идея гипертекстовых систем заключается в концепции автоматической поддержки связей между различными фрагментами информации (информационные единицы). Такая поддержка позволяет организовывать «нелинейные» информационные структуры.

Существует много различных определений гипертекстовой системы, отражающих те или иные ее аспекты. Например, в трактовке Т. Нельсона. «Гипертекстовой системой называется информационная система, способная хранить информацию в виде электронного текста, позволяющая устанавливать электронные связи между любыми «информационными единицами», хранящимися в ее памяти, и вызывать их на экран монитора «простым нажатием кнопки. Гипертекстовая система позволяет автору любого текста записать в явной форме сеть идей (мыслей, тезисов, фрагментов) и открывает читателю прямой доступ к этой сети идей автора». С нашей точки зрения гипертекст (гипермедиа) - это тот технологический фундамент, основываясь на котором можно перевести изложение учебного материала на качественно иной уровень.

При использовании некоторых видов ссылок преподаватель может ориентироваться на принятую технологию их оформления в текстах. В учебном процессе они могут выступать основной для создания студентом собственного гипертекста. При его создании можно использовать следующие ссылки:

- внутритекстовые, где после цитаты в квадратных скобках указывается номер цитируемой книги по списку источников и литературы с единой сквозной нумерацией, приводимому в конце темы или всего курса, номер тома (если есть), номер страницы;

- подстрочные, где после цитаты располагается номер сноски, а внизу страницы под небольшой горизонтальной чертой даются все сноски, приведенные на данной странице;

- в примечаниях после цитаты располагается номер сноски, а сами сноски располагаются в примечаниях, размещенных после заключения и перед списком использованных источников и литературы.

Итак, система ссылок - основа гипертекста, организации системы поиска и навигации.

Обычно изучение традиционного (печатного) учебника строится по линейной схеме. Текст разделяется на отдельные модули (главы, параграфы, подпараграфы и т.п.) и предусматривает их последовательное изучение. Здесь ссылки не являются активными элементами, а выступают дополнением к основному тексту.

В электронном варианте ключевые слова (гиперссылки) являются активными элементами, существенно изменяют структуру и расширяют возможности электронного учебника.

Наряду с традиционным «линейным» освоением учебного текста студенту предоставляется возможность самостоятельно выбрать и «нелинейный» путь изучения электронного учебного текста, выбрать наиболее удобную для него траекторию изучения материала.

 «Нелинейная» подача материала делает возможным многослойное, многоуровневое распределение учебной информации, когда на верхнем уровне располагается наиболее существенная информация, а доступ к более глубокому уровню ее представления производится по запросу студента.

Перевод привычного линейного конспекта в гипертекст требует от преподавателя иного взгляда на организацию деятельности студента по освоению учебной дисциплины:

- провести тщательную подборку учебных элементов информации (текст, графика, мультимедиа, справочный материал и др.);

- провести тщательное структурирование учебного текста (разбивка на разделы, главы-темы, параграфы и подпараграфы);

- произвести эргономическую обработку (организацию текста) внутри глав и параграфов и формирование списка гиперссылок;

- выявить связи между подготовленным текстом и другими элементами (по системе ссылок) учебной информации как дополнительной, так и вспомогательной;

- наметить возможные траектории (навигационные маршруты) изучения курса.

Следует также отметить, что эффективность ориентирования студента в учебном материале во многом будет зависеть от того, насколько хорошо организована система оглавлений, ссылок, указателей, навигации.

В этой связи перечислим некоторые требования к организации гиперссылок и навигации, которыми мы руководствовались в собственной педагогической работе со студентами:

- гиперссылки должны содержать подробную информацию о том, куда они ведут, и быть четко обозначенными любым способом, желательно таким, чтобы их цвет отличался от основного цвета текста;

- следует исключить иные выделения в тексте подчеркиванием, так как подчеркиваются и выделяются синим цветом, как правило, гиперссылки;

- должна просматриваться четкая логическая обусловленность каждого последующего шага в цепочке гиперссылок;

- в каждой главе (теме), параграфе и подпараграфе должны быть указатели ссылок, с помощью которых можно вернуться к началу темы (страницы), оглавлению, перейти к параграфу или подпараграфу, пункту или подпункту.

В качестве рекомендаций для студента при подготовке текста выступали следующие:

- Создание электронного учебного текста производится в текстовом редакторе MS Word. При этом можно использовать инструментальные средства создания рисунков, редактор формул, возможности вставки изображений и т. п. Каждая минимальная логическая часть текста (например, подпараграф) должна представлять собой отдельный файл, а все созданные файлы следует разместить в одном каталоге, имеющем, если необходимо, подкаталоги. При структурировании текста следует учитывать, что размер каждого файла должен быть таким, чтобы при отображении его в web-браузере он не занимал более 3-4 экранов.

- Создание необходимых гипертекстовых ссылок должно сопровождаться установлением связи, как между отдельными разделами (темами), так и с необходимыми ресурсами Интернет. Эта простая операция реализуется щелчком «мыши» по иконке «Добавить гиперссылку» на панели инструментов MS Word. Предварительно фраза, слово и т. п., от которых делается ссылка, должны быть выделены. Файл, с которым устанавливается связь, должен уже существовать в созданном каталоге пособия.

Разработка WWW-страницы позволяет наглядно продемонстрировать студентам одну из перспективных сфер применения информационных технологий в профессиональной деятельности историка - представление результатов исследований и дистанционное обучение в Интернете.

Для овладения основами HTML не требуется навыков алгоритмизации и предварительного знакомства с другими языками программирования, что немаловажно для студентов с «гуманитарным складом ума».

Следует подчеркнуть, что WWW-страницу можно наполнить любым содержанием и использовать в качестве справочного или учебного пособия в учебном процессе.

В педагогической работе гипертексты помогают преподавателю осуществлять продвижение студента от слабо структурированной сети мыслей к законченному документу, годному даже для печати.

В процессе работы над созданием гипертекста необходимо учитывать его достоинства, которые на наш взгляд состоят в следующем:

- простота следования по ссылкам: поддержка компьютером при следовании по ссылкам позволяет одинаково легко следовать как вперед по ссылкам, так и возвращаться назад;

- простота создания новых ссылок: пользователь может развивать свою сеть или просто комментировать чей-то документ;

- структуризация информации: к неструктурированной информации можно применять как иерархический способ организации, так и неиерархический; более того, можно на одном и том же материале организовать несколько разных иерархий;

- глобальный взгляд: специальные системы просмотра могут обеспечить глобальный взгляд на документ как на сеть узлов, что существенно для очень больших или сложных документов;

- текстовые узлы могут быть собраны вместе различными способами, давая возможность одному и тому же документу выполнять различные функции;

- модульность информации: так как на один и тот же текстовый сегмент можно ссылаться из нескольких мест, мысли могут быть выражены с меньшими перекрытиями и дублированием;

- связность информации: ссылки становятся неотъемлемой частью текста и даже если какая-то часть текста переносится в другое место, даже в другой документ, информационные ссылки продолжают давать прямой доступ к данному фрагменту текста;

- взаимодействие с использованием документа: то, что пользователь сам выбирает путь, по которому он просматривает гипертекст делает пользователя активным участником процесса соотнесения гипертекстового документа к задаче, стоящей перед пользователем;

- совместная работа: некоторые системы поддерживают возможность совместной работы нескольких авторов над одним документом, давая принципиально новые возможности.

Однако перед создателями гипертекста могут возникать проблемы, которые можно разделить на две группы: проблемы, возникающие из-за несовершенства текущих гипертекстовых систем; проблемы, органично свойственные гипертекстам. К проблемам первой группы относятся временные задержки при просмотре гипертекста, ограничения на имена и другие свойства связей, отсутствие подсистемы графического просмотра сети или неудачные реализации подобных подсистем, и т.п. Из проблем же второй группы, по словам К.Нунена можно выделить две основных: проблема дезориентации и проблема мыслительной перегрузки.

Действительно, при увеличении объема и сложности информации, представляемой в виде гипертекста, все труднее становится понимать в каком месте сети пользователь сейчас находится и как ему перейти в другое, необходимое в данный момент место гипертекста. Мы называем здесь эту проблему проблемой «дезориентации». Она возникает из-за того, что в гипертексте, в отличие от линейного текста, у пользователя гораздо больше возможных путей просмотра, больше степеней свободы.

Существуют два основных технических решения, помогающих решать эту проблему: подсистема графического просмотра гипертекстовой сети и механизм поиска по запросу. Подсистема графического просмотра сети - это подсистема, позволяющая в явном виде представить структуру гипертекста в виде сетевого графа и показать положение пользователя в этой сети. Естественно, такие подсистемы требуют очень высокой разрешающей способности компьютерных дисплеев.

Кроме того, для того, чтобы разместить узлы и связи в двух- или трехмерном пространстве, придать им полезные визуальные особенности (цвет, форму, размер, фактуру), придерживаться полезных соглашений (не размещать два узла слишком близко друг от друга и т.п.), разработчики таких подсистем должны решить очень сложную программистскую задачу. Но даже и такое сложное программирование все равно оказывается стоящим перед тем фактом, что для сложного информационного пространства просто не существует естественной топологии.

Иное решение этой проблемы - применить типовую технику поиска по запросу из баз данных. Запрос на поиск обычно организуется в виде некоторой логической комбинации поиска по ключевому слову, поиску по подстроке, поиску по свойствам узлов или связей.

Другая фундаментальная проблема, стоящая перед гипертекстами, связана с тем, что при создании новых узлов и связей, их трудно удерживать в голове. Предположим, что вы пишете некоторую тему X и в это время возникает мысль Y, связанная с X. В идеале гипертекст должен позволить вам: (1) нажать одну кнопку и перейти в новое окно, (2) описать там тему Y, (3) нажать еще одну кнопку и перейти в окно X; увидеть там готовую ссылку на Y.

К сожалению, реальная ситуация сложнее. Когда возникает мысль Y, она может быть смутной и неопределенной; малейшее прерывание и вы можете потерять ее. Не так-то просто подобрать соответствующие слова и фразы, чтобы выразить эту мысль. Вы должны учитывать не просто смысл фразы сам по себе, но еще и то, как эта фраза будет читаться пользователем, который пришел из темы X. Кроме этого, вы должны дать название ссылке на Y или описать тип отношения X к Y. Некоторые системы (например, NoteCards) требуют, чтобы связь имела тип и метку. Подбор нужного типа и метки также требует каких-то размышлений и времени.

Проблема мыслительной перегрузки возникает также и в процессе чтения гипертекста. Читатель постоянно встает перед выбором из большого числа альтернативных путей дальнейшего просмотра. Эти постоянные акты выбора заставляют выполнять определенную работу на метауровне. По какой связи идти?

Что мы можем ожидать от той или иной ссылки? Как до просмотра догадаться - что там?

Эта проблема может решаться при помощи либо очень быстрых переходов в узлах, где собираются довольно много ссылок, либо предварительных (в 2 - 3 строчки) аннотаций, которые высвечиваются до перехода по ссылке, при попадании на ссылку курсором или мышью, либо при помощи подсистемы графического просмотра гипертекстовой сети.

Эти проблемы, по словам Л.Г. Ованесбекова могут, по крайней мере частично, быть разрешены при помощи дальнейшего развития в структуре и интерфейсе гипертекстовых систем, а также через исследования в области техники фильтрации информации.

Главный вопрос, связанный с качеством образования, получаемого посредством Интернет-технологий, и в частности World Wide Web - это то, насколько ресурсы Всемирной паутины могут помочь студентам-историкам в подготовке к практическим и семинарским занятиям. Дело в том, что Глобальная Сеть постоянно увеличивается, что влечет за собой рост Интернет-ресурсов по разным областям исторической науки. Размещение в сети сайтов осуществляется на русском и иностранных языках. Знакомясь с ними, студент обогащает потенциал своих знаний.

В русскоязычном сегменте Сети сейчас можно встретить достаточно уникальные проекты. Помощь в выборе того или иного ресурса может оказать реферат О.В.Большаковой «История в Интернете». Остановимся на наиболее значительном и профессионально выполненном сайте по истории, который использовался нами в работе со студентами. Речь идет об Интернет-проекте «1812 год».

Статистика проекта к моменту его использования такова: Общий объем сайта -175 Мб. - свыше 4 тыс.файлов; Объем графических файлов - 128 Мб. - 2788 файлов; Гипертекстовых файлов - 18 Мб. - 1180 файлов;

Файлов в формате txt - 11,3 Мб. - 69 файлов; Zip-архивов - 15 Мб. в 42 файлах; PDF-файл - 3 Мб. в 1 файле. Открыты следующие разделы проекта:

- «Библиотека».

В ней собрано 45 полнотекстовых электронных книг: мемуары и дневники (А. Ермолова, Д. Давыдова, Н. Дуровой, Ф. Глинки, Ф. Ростопчина, А. Коленкура, Рустама, К. Миттерниха), письма (Александра I, М.А. Волковой и др.), художественные произведения («Сожженная Москва» Г.П. Данилевского, «Рославлев или русские в 1812 году» М.Н. Загоскина, сборник стихов и песен об Отечественной войне 1812 г., ряд произведений современных авторов), исторические труды (Клаузевица, Стендаля, Тарле, Берне, и др.). Все книги аннотированы и приставлены в трех форматах: html, txt и zip-архив. Издания богато иллюстрированы.

- «Художники-баталисты».

В картинной галерее проекта посетитель может ознакомиться с живописными произведениями таких мастеров кисти, как А. Адам, В. Верещагин, П. Гесс, Ф. Гойя, Ф. Рубо, X. Фабер дю Фор. Картины снабжены подробными комментариями. В настоящий момент частично подготовлена англоязычная версия галереи.

- «Мемориал».

В этом разделе размещены статьи о том, как события Отечественной войны 1812 года отразились в самых разных сферах человеческой деятельности. В настоящий момент это: восемь статей об архитектурных памятниках Москвы, Парижа, Санкт-Петербурга, Новочеркасска, Смоленска и Звенигорода; четыре статьи о праздниках, проводимых участниками движения военно-исторической реконструкции; а также три статьи с подзаголовком «Всякое-разное», включающие информацию о памятных медалях, значках, кондитерских и виноводочных изделиях, имеющих отношение к тематике проекта. Часть статей «Мемориала» также переведена на английский язык.

- «Личности».

Этот раздел задуман как иллюстрированный биографический справочник по персоналиям (военным, политикам, государственным деятелям). К сегодняшнему дню открыты подразделы: «Биографии маршалов и генералов Великой армии» (в нем опубликовано 29 биографий); «Министры Наполеона» (8 биографий); «Генеалогия Бонапартов»; «Портретная галерея маршалов Первой Империи»; «Состав Государственного Совета Российской империи на 1812 г.»; «Русские дипломаты в Париже (1791-1815)».

- «Армия и вооружение».

В настоящий момент это самый маленький раздел сайта. Пока в нем представлена лишь статья Александра Берназа «Техническое оснащение русской артиллерии начала XIX в.».

Помимо вышеперечисленных разделов посетители сайта могут ознакомиться с коллекцией аннотированных ссылок на русские и зарубежные сетевые ресурсы по смежной тематике; страницей о создателях сайта (над проектом работают 8 человек из Москвы, Петрозаводска и Смоленска); оставить свое мнение о сайте в Гостевой книге и обсудить с коллегами-историками любые волнующие их проблемы в дискуссионном форуме.

Информационный ресурс, над которым работают авторы сайта, станет полезным инструментом и для тех, кто профессионально изучает военную историю начала XIX века, и для тех, кто просто интересуются историей и хочет пополнить свои познания в этой области.

Иная ситуация складывается в области научно-исследовательской работы. Заслуживающих внимания разработанных теоретических и методических проблем в Интернете пока очень мало.

Для специалистов-историков очень важным является обмен мнениями по различным проблемам исторической науки. Довольно привлекательным в этом смысле является возможность организаций Интернет-конференций. В Ставропольском госуниверситете региональный научно-образовательный центр «Новая локальная история» в 2003-2004 гг. провел две конференции такого формата на своем сайте (https://nlh.stavsu.ru). Подготовка к ним проходила несколько этапов. Сначала на сайте было опубликовано Информационное письмо, в котором указывались правила подачи тезисов на конференцию и требования к ним. Оргкомитет конференции просил авторов вместе с тезисами присылать фотографию и краткую информацию о себе, что придало большую наглядность сайту. После сбора заявок, был опубликован предварительный список участников конференции.

Тексты докладов были размещены до проведения конференции, так что ее участники могли ознакомиться с ними и высказаться в гостевой книге. Для проведения конференций выделялся Центр Internet Ставропольского госуниверситета. Присутствовавшие участники имели возможность пользоваться персональными компьютерами для входа в чат, куда «выкладывалась» вся информация, поступившая от Оргкомитета и участников конференции.

Таким образом, различные сервисы сети Интернет имеют собственные дидактические свойства и разное воздействие на студентов. Наиболее распространенным сервисом является «Всемирная паутина», которая, впрочем, не лишена недостатков. Однако удобство пользования и огромные возможности, которые предоставляет World Wide Web перекрывают некоторые трудности, многие из которых являются, по мнению историков и педагогов, временными.

 

АВТОР: Корниенко Ю.М.