20.04.2012 3252

Модель военно-патриотической подготовки офицеров запаса в гражданских вузах

 

Прежде чем обратится к характеристике собственно модели военно- патриотической подготовки офицеров запаса в гражданских вузах, необходимо уточнить, что мы понимаем под моделью.

Во второй половине XX века моделирование стали активно применять в математике, физике, биологии, филологии, психологии, педагогике, философии и других науках.

Слово «модель» произошло от латинского слова «modulus», которое обозначает меру, образец. Первоначально под моделью понимали теорию, которая обладает структурным подобием по отношению к другой теории. Затем термин «модель» стал использоваться для обозначения того объекта, к которому данная теория относится или может относиться, который она описывает.

Исследователями установлено, что модель выступает промежуточным звеном, с помощью которого опосредуется практическое или теоретическое освоение объекта.

Модели весьма разнообразны по их роли в процессе познания и по способу их реализации. Модель:

- используется при разработке теории, когда непосредственное исследование ее не представляется возможным вследствие ограниченности современного уровня знания и практики; может выбираться или строиться для объяснения накопленных в науке фактов или законов, если для объяснения их нет еще теории;

- используется в ситуации, когда имеется достаточно развитая теория исследуемого объекта, непосредственное применение теории к анализу описываемых ею объектов является весьма трудоемким делом;

- выступает в роли промежуточного звена между теорией и действительностью, необходимость которой вызывается невозможностью непосредственного соотнесения теории с той предметной областью действительности, которую она описывает;

- может использоваться для установления связи между двумя ранее не связанными теориями;

- осуществляет практическую проверку тех или иных положений, непосредственное подтверждение которых не представляется возможным;

- используется для исследования объектов, недоступных для экспериментального оперирования с ними и т.д.

Разработанная нами модель военно-патриотической подготовки выступает промежуточным звеном, с помощью которого опосредуется теоретическое и практическое освоение объекта деятельности.

В качестве ведущих компонентов модели выступают объект, субъект, цель, задачи, основные этапы военно-патриотической подготовки, педагогическая технология, методы, критерии и уровни результативности.

Рассмотрим каждый из перечисленных компонентов модели.

Объект военно-патриотической подготовки - это студенты, обучающиеся в высших профессиональных образовательных учреждениях по дополнительной военно-учетной специальности на военной кафедре гражданского вуза. То есть, студенты получают профессиональную переподготовку через освоение ими программы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при высших учебных заведениях параллельно с освоением основной образовательной программы в вузе. Целью их обучения на военной кафедре является формирование гражданина в качестве военного специалиста - офицера запаса Вооруженных сил, способного выполнять функциональные обязанности по первичной офицерской должности в соответствии с полученной военно- учетной специальностью.

Субъектами военно-патриотической подготовки выступают те компетентные специалисты, которые участвуют в воспитательно - образовательном процессе высшего учебного заведения и имеют возможность непосредственно взаимодействовать со студентами - будущими офицерами запаса. К таковым относятся педагоги военной кафедры, сотрудники администрации вуза, организаторы вне учебной деятельности студентов, кураторы.

Цель военно-патриотической подготовки заключается в реализации содержания военно-патриотического воспитания офицеров запаса, обучающихся на военных кафедрах гражданских вузов. Военно-патриотическое воспитание офицеров запаса представляет собой единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего учебно-воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение будущих офицеров запаса с целью подготовки их к выполнению своего воинского долга перед Родиной.

Реализация цели военно-патриотической подготовки в конечном итоге должна, с нашей точки зрения, привести к формированию следующих профессионально и личностно-значимых параметров:

- С точки зрения профессиональных знаний, умений и навыков: знание основ Конституции Российской Федерации; этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; законов, регламентирующих прохождение воинской службы; требований общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации; других нормативных документов, регламентирующих воинскую службу, умение учитывать их в служебной деятельности; умения осуществлять в подразделении воспитательную работу, мероприятия по поддержанию воинской дисциплины и организации службы войск, соблюдению требований безопасности, защите окружающей среды и сохранению государственной тайны, самостоятельно действовать в пределах предоставленных прав; уметь совершенствовать свое профессиональное мастерство, интеллектуальное, нравственное и физическое развитие, поддерживать образцовый внешний вид и строевую выправку, вести здоровый образ жизни; обладать научным мировоззрением, соответствующим современному уровню гуманитарных и социально- экономических знаний, уметь мыслить и оценивать, исходя из интересов Отечества, происходящие в мире процессы, понимать место и роль Вооруженных сил Российской Федерации; владеть культурой мышления, знать его общие законы, быть способным в письменной и устной речи правильно (логично) сформулировать и оформить его результаты.

- С точки зрения личностных особенностей выпускника: высокая духовность, развитое чувство любви и преданности к своему Отечеству, профессии офицера; развитое абстрактно-логическое мышление; собственное компетентное мнение, способность принимать обоснованные решения в нестандартных условиях обстановки и организовывать их выполнение.

Задачами военно-патриотической подготовки, исходя из сформулированной цели, выступают:

- образовательные, формирующие систему знаний и мировоззренческих взглядов военно-патриотического сознания;

- психологические, состоящие в формировании мотивационно- ценностных ориентаций в патриотическом самосознании студентов и состоянии психологической готовности к самостоятельной работе над когнитивной, эмоционально-волевой, нравственной, физической сферами собственной личности;

- дидактические, ориентированные на оказание помощи в профессиональной подготовке по дополнительной военно-учетной специальности и на обучение способам самопознания, саморазвития и самосовершенствования личности;

- воспитательные, суть которых заключается в формировании у будущих офицеров запаса ответственного отношения к процессу прохождения воинской службы и выполнения воинского долга.

Через обозначенные в целом задачи реализуется следующее содержание педагогической деятельности:

- моральная подготовка офицеров запаса, заключающаяся в формировании у них духовных и нравственных ценностей, консолидирующих идей, мобилизующих на выполнение поставленных перед ними задач;

- психологическая подготовка, направленная на формирование и развитие тех личностных качеств, которые позволят достигать поставленные перед офицерами запаса цели;

- военно-техническая подготовка, связанная с овладением приемами и способами использования в процессе прохождения воинской службы технических средств, необходимых в процессе выполнения боевых задач;

- военно-физическая подготовка, нацеленная на физическое развитие, всемерное укрепление здоровья, обстоятельное знакомство с нормами санитарии и личной гигиены;

- начальная военная подготовка, представляющая собой систему основополагающих представлений о специфике военной службы.

Этапы военно-патриотической подготовки выделяются нами в зависимости от особенностей обучения офицеров запаса на военной кафедре.

Как мы уже подчеркивали, обучение студентов по дополнительной военно- учетной специальности проходит в течение трех лет. На первом и втором годах обучения они знакомятся с общевойсковыми уставами ВС РФ; проходят строевую подготовку, огневую подготовку, тактическую подготовку, техническую подготовку.

На третьем году обучения все указанные виды подготовки продолжаются и добавляется курс «Методика воспитательной работы со студентами». На протяжении всего периода обучения во время занятий преподавателями осуществляется политинформационная и военно-патриотическая работа с обучающимися.

Соответственно нами были выделены три этапа военно- патриотической подготовки офицеров запаса, на каждом из которых реализуется работа по моральной, психологической, военно-технической, военно- физической и начальной военной подготовке. Однако подходы, принципы и содержание реализации этих компонентов военно-патриотической подготовки различно и обусловлено спецификой осуществляемой подготовки офицеров запаса на данном этапе их обучения.

Технология военно-патриотической подготовки офицеров запаса. В последние годы появилась тенденция проектирования учебно- познавательной деятельности студентов на учебный процесс, т.е. тенденция разработки научно обоснованных педагогических технологий. Наибольший интерес в этой области, на наш взгляд, представляют работы В.И. Андреева, С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, А.Н. Захарова, A.M. Матюшкина, М.К. Кларина, О.П. Окомкова, А.Я. Савельева, Г.К. Селевко, Г.М. Соловьева, Н.К. Смирнова, Ф. Янушкевича и др.

Следует отметить, что на сегодняшний день достаточно часто употребляемое в педагогической теории и практике понятие «педагогическая технология» не получило однозначной трактовки. Так, под педагогической технологией понимают:

- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев);

- содержательную технику реализации учебного процесса (В.П. Беспалько);

- описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков);

- искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель);

- составную процессуальную часть дидактической системы (М. Чошанов);

- продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов);

- системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО);

- системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

В нашем исследовании за основу в понимании сущности мы берем следующее определение педагогической технологии - наука, исследующая наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и результатов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения (Г.К. Селевко). А также представление о том, что это функциональная система организационных способов управления учебно- познавательной, воспитательной и практической деятельностью студентов, обеспечивающая достижение прогнозируемого и диагностируемого результата, как совокупность процессуальных действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих эффективную реализацию цели (Г.М. Соловьев).

Исходя из данных представлений на педагогическую технологию, рассмотрим каждый из этапов военно-патриотической подготовки с точки зрения системы форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Так, на первом, начальном, этапе (первый год обучения на военной кафедре) ведущим подходом военно-патриотической подготовки является субъект-объектный подход, суть которого заключается в том, что педагог выступает субъектом учебного процесса, а студент (офицер запаса) - объектом, на который направлено воздействие со стороны педагога с целью формирования необходимых знаний, умений и навыков в области военно- патриотической подготовки и комплекса личностных качеств, которые были перечислены нами в разделе «Цель военно-патриотической подготовки».

Это, в свою очередь, определяет использование традиционных технологий обучения. В частности были использованы следующие виды традиционных учебных занятий в высших учебных заведениях.

Лекция. Как известно, лекция представляет собой логически стройное, систематически последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса. В процессе работы нами были использованы как традиционный вид лекции, так и нетрадиционные ее виды.

Проблемная лекция - в ней моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний слушателями как бы самостоятельно.

Лекция-визуализация, когда основное содержание лекции представлено в образной форме. Визуализация рассматривается здесь как способ активизации мышления и способ обучения перекодированию информации с помощью разных знаковых систем.

Лекция вдвоем, представляющая собой работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организованном материале как между собой, так и с аудиторией. Проблематизация происходит за счет и формы, и содержания.

Лекция-пресс-конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) аудитории с привлечением нескольких преподавателей.

Лекция-консультация близка по типу предыдущей. Различие - приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание слушателей и использовать профессионализм лектора.

Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умение оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод «живой ситуации».

Лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые слушатель должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программируемая лекция-консультация.

Лекция с применением дидактических методов (метод «мозговой атаки», метод конкретных ситуаций и т.д.), когда слушатели сами формируют проблему и сами пытаются ее решить.

Практические занятия и организация самостоятельной работы. Главная функция практических занятий - организация и проведение отработки (интериоризация) учебного материала и формирование у студентов умений и навыков по применению знаний на практике, самостоятельного их приобретения и углубления.

Практические занятия строились нами следующим образом. Сперва проводилась подготовка студентов к самостоятельной работе, затем они самостоятельно решают поставленные задачи. Эта форма занятий обеспечивала индивидуализацию обучения и способствовала активизации познавательной деятельности студентов. Занятия организовывались таким образом, чтобы все без исключения студенты были заняты решением посильной для

них познавательной задачи. Это предполагало знание преподавателем индивидуальных особенностей студентов. Отметим, что желательно так организовать занятия, чтобы они содействовали предъявлению достаточно высоких требований к наиболее подготовленным студентам, обеспечивали их максимальное интеллектуальное развитие и в то же время создавали условия для успешного приобретения знаний и умений менее подготовленными студентами.

Нами были использованы различные виды практических занятий.

Семинары - форма обучения, при которой преподаватель организует дискуссию по предварительно определенным вопросам темы (раздела). К таким занятиям студенты заблаговременно подготавливают тезисы выступлений (рефераты) в рамках изучаемой темы. На каждом семинарском занятии преподаватель оценивает подготовленные студентами рефераты, их активность в дискуссиях, умение формулировать и отстаивать свои позиции.

Консультация - форма учебного занятия, в процессе которого студент получает ответы от преподавателя на конкретные вопросы или пояснения по соответствующим теоретическим положениям или аспектам их практического применения.

Внеаудиторные практические занятия представляют собой самостоятельную работу студента по усвоению учебного материала в читальном зале библиотеки, учебных кабинетах (лабораториях), компьютерных классах, а также в домашних условиях.

Кроме того, на данном этапе реализации модели нами использовались следующие методы обучения студентов.

Метод сообщения готового знания путем информирующего изложения. Объяснение с его помощью состоит в изложении преподавателем содержания знаний и действий в устном или письменном сообщении. Задача студента - понять предлагаемую информацию. Делается это на основе ранее приобретенных предметных знаний и познавательных умений различать и отождествлять при сравнении характеристик объектов и действий, осуществлять обобщения, подведение под понятия, выведения следствий, классификации, доказательства и др. Все действия осуществляются репродуктивно, поскольку они актуализируются не самим студентом, а содержанием сообщений, даваемых преподавателями, при этом в соответствующих сочетаниях, которые не нужно устанавливать студенту самому. От преподавателя требуется четкое и последовательное изложение материала с подчеркиванием всех необходимых для понимания компонентов содержания.

Метод сообщения готового знания путем проблемного сообщения отличается от предыдущего тем, что преподаватель делает сообщение как ответ на предварительно поставленные им же самим вопросы по объясняемому содержанию. Студент в этом случае может работать несколько более активно, поскольку после постановки вопроса может возникнуть самостоятельное размышление и попытка ответить на вопросы до и по ходу ответа, даваемого преподавателем.

Метод сообщения готового знания путем дедуктивного выведения состоит в том, что преподаватель сообщает студентам (информационно или проблемно) некоторые общие положения, основания, объяснительные принципы и предлагает студентам самим вывести из них более конкретные знания об объектах и действиях разных уровней конкретности.

Метод объяснения путем организации получения знания в самостоятельном эвристическом поиске заключается в том, что преподаватель не сообщает нужных знаний об объектах и действиях с ними, а дает студенту задание на их самостоятельное нахождение. При этом студент осуществляет поиск не полностью самостоятельно, а при косвенном управлении по иском со стороны преподавателя, который задает наводящие вопросы, делает подсказки и т.п. Студент анализирует условия задачи, выдвигает гипотезы о путях их решения и получает информацию о правильности своих идей от преподавателя или с помощью проверки.

Кратко рассмотрев используемые нами в процессе подготовки офицеров запаса методы обучения, остановимся на вопросе использования форм военно-патриотической подготовки на первом этапе работы со студентами. Здесь мы опирались на классификацию, предложенную А.Д. Тюфякиным. Он счел возможным классифицировать формы военно- патриотической подготовки в зависимости от типа деятельности студентов (учебно-трудовая, научно-исследовательская, деятельность в искусстве, спорте и т.д.) и характера воздействия на воспитуемого. В последнем можно различать прямое и опосредовательное воздействие. При прямом воздействии подразумевается наличие непосредственного контакта между воспитателем и воспитуемым. Наиболее действенными формами автор считает прямое воздействие, которое осуществляется через живое слово педагога (лекции, беседы, доклады, рассказы, диспуты, призывы). Опосредованному воздействию (через печать, радио, кино, телевидение, театр, музыку, музеи, изобразительное искусство) придается вспомогательная роль, но в то же время не умаляется его значение.

Как показали наши наблюдения, наиболее эффективным является сочетание этих форм. Например, лекция, семинарское занятие, беседа воспринимаются с большим интересом, если они сочетаются с просмотром кинофильмов, с применением пособий и технических средств обучения. Посещение музеев, тематических выставок, мест боевой славы важно сопровождать живым словом педагога. Чтение военно-патриотической литературы, газетных и журнальных статей, просмотр кинофильмов и спектаклей проводится по рекомендации преподавателя и должно завершаться разбором, диспутом, конференцией. Рассматривая взаимосвязь этих форм, следует подчеркнуть плановость утверждений, подход и конкретность в их использовании. В противном случае даже самые эффективные, на первый взгляд, формы и методы военно-патриотической подготовки могут не дать желаемого результата.

Важной формой военно-патриотической подготовки студентов в учебном процессе является написание ими рефератов и курсовых работ по военно-патриотической тематике. Через них просматривается не только интерес и понимание авторами отдельных проблем военно-патриотического воспитания, но и их стремление осмыслить многие проблемы внутренней и международной политики.

Темы должны быть подобраны с таким расчетом, чтобы расширить идейно-политический кругозор студентов, приобщить их к научной работе, умению пользоваться архивными материалами, учиться исследовать, изучать и обобщать передовой опыт военно-патриотического воспитания.

Непосредственно связаны с учебным процессом студенческие теоретические, методические, и научно-практические конференции, в том числе по военно-патриотической тематике.

Как видно из представленного материала, мы выстраивали организацию учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы постепенно подвести обучающихся к изменению подхода к их военно-патриотической подготовке.

На втором и третьем этапах ведущим подходом военно- патриотической подготовки является субъект-субъектный, для которого характерно использование не только традиционных технологий, но и инновационных технологий.

Нами были использованы, в частности, не имитационные технологии, которые не предполагают построения моделей изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организационной процедуры ведения занятия, применения технических средств организационной процедуры ведения занятия, а также технических средств и обеспечения диалогических взаимодействий преподавателя и слушателей.

Из не имитационных методов нами были задействованы проблемная лекция, семинар-дискуссия с «мозговой атакой» или без нее, выездное практическое занятие, программированное обучение, стажировка без выполнения должностной роли. Очевидно, что перечисленные методы обучения создают возможности не только передавать определенную информацию обучаемым, но и создавать предпосылки для развития некоторых как общих, так и профессиональных навыков и умений.

Отметим, что в основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе. Построение моделей и организация работы слушателей с ними дают возможность отразить в учебном процессе различные виды профессионального контекста и формировать профессиональный опыт в условиях квазипрофессиональной деятельности.

Как известно, имитационные методы делятся на игровые и неигровые. Из неигровых методов нами использовался метод анализа конкретных ситуаций. Он состоит в изучении, анализе и принятии решений по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникать при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент. Анализ конкретной ситуации - это глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства. Этот метод развивает аналитическое мышление слушателей, системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения оптимального решения, учиться устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать коллективные решения, устранять конфликты.

В рамках данного метода применялись следующие виды ситуаций: ситуация-проблема, в которой обучаемые находят причину возникновения описанной ситуации, ставят и разрешают проблему; ситуация-оценка, в которой обучаемые дают оценку принятым решениям; ситуация-иллюстрация, в которой обучаемые получают примеры по основным темам курса на основании решенных проблем; ситуация-упражнение, в которой обучаемые упражняются в решении нетрудных задач, используя метод аналогии.

Из игровых методов - стажировка с выполнением должностной роли, разыгрывание ролей, игровое проектирование, дидактическая игра.

Стажировка с выполнением должностной роли - форма и метод активного обучения контекстного типа, при котором «моделью» выступает сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки - выполнение под контролем ее организатора определенных действий в реальных производственных условиях. По способу организации работы обучаемого стажировка с выполнением должностной роли относится к индивидуальным методам обучения. Она обеспечивает наиболее полное приближение процесса обучения к производству.

Разыгрывание ролей (инсценировки) представляет собой игровой способ анализа конкретных ситуаций, в основе которых лежат проблемы взаимоотношений в коллективе, проблемы совершенствования стиля и методов руководства. Этот метод активного обучения контекстного типа направлен на развитие поведенческих умений как профессионального, так и социального характера.

Игровое проектирование является практическим занятием, суть которого состоит в разработке инженерного, конструкторского, технологического и других видов проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, знания каждым технологии процесса проектирования, а с другой - умений вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов.

Дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое явление, изучением которого занимаются сегодня представители разных наук. Имеются многочисленные теоретические разработки по частным проблемам и большой практический опыт, однако единой точки зрения на дидактическую игру нет.

В российской психологии игра определяется как «форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры». Мы в своем подходе придерживались последнего понимания игры.

Следующим ключевым словом, используемым в определениях дидактической игры, является «модель». Модель - это всегда замещение реально существующего объекта, процесса, явления, осуществляемое с помощью различных средств.

Что касается термина «имитация», то и в российской, и в иностранной литературе его часто используют как эквивалент слов «модель», «моделирование». Наиболее четким нам представляется определение «имитация», согласно которому - это приведение в действие модели путем манипулирования ее элементами, осуществляемого ЭВМ, человеком или ими обоими. В этом случае возникает так называемая механическая имитация, которая есть не что иное, как применение машинной реализации полностью формализованной модели. Мы придерживаемся определения дидактической игры, согласно которому она является формой воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Игра аккумулирует в себе элементы различных форм и методов обучения (конкретную ситуацию, разыгрывание ролей, дискуссию и др.). Дидактическая игра обладает более гибкой структурой, не ограничивает выбор объектов имитации, предполагает введение спонтанно возникающих ситуаций.

Сущность дидактической игры как средства обучения состоит в ее способности служить целям обучения и воспитания, а также в том, что она переводит указанные цели в реальные результаты. Способность эта заключена в игровом моделировании в условных ситуациях основных видов деятельности личности, направленных на воссоздание и усвоение социального и профессионального опыта, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.

Подчеркнем, что игра раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими участниками. Студенты становятся творцами не только профессиональных ситуаций, но и «создателями» собственной личности. В этом им помогает преподаватель.

Трансформация личностных качеств студентов происходит на всех уровнях подготовки и проведения игры. Перед студентами ставится цель вжиться в образ специалиста, роль которого они будут выполнять. При подготовке игры преподаватель, как правило, рекомендует им попытаться мыслить за своего персонажа, продумать подготовительный этап так, как продумал бы его специалист. В то же время студент учится преодолевать трудности вербального (словесного) и невербального (языка жестов) общения.

В процессе подготовки и проведения дидактической игры каждый студент должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель обязан помочь студенту стать в игре тем, кем он может стать, показать ему самому его лучшие качества, которые могут раскрыться в динамике общения. Успех в имитируемой ролевой деятельности вызывает у исполнителей веру в свои силы и возможности, желание вновь пережить игровые ситуации, чтобы найти в себе нечто новое, профессионально важное.

На данном этапе военно-патриотической подготовки, как видно из представленного материала, делался упор на использование индивидуальной формы обучения (собственно индивидуальной и индивидуализированной). Также использовались формы и средства как прямого, так и опосредованного воздействия на личность студента, о которых шла речь при характеристике предыдущего этапа подготовки. Следует отметить, что на данном этапе работы мы старались привлекать к процессу военно- патриотической подготовки различные структуры вуза (в частности, деканаты, заместителей деканов по воспитательной работе со студентами тех факультетов, на которых получают основное образование студенты, обучающиеся на военной кафедре), городские и краевые военно- патриотические организации, благотворительные военные организации, проводящие большую работу с молодежью в плане патриотического воспитания. Это позволило нам реализовывать военно-патриотическую подготовку не только во внутри вузовском плане, но и во вне вузовском (см. содержательные компоненты военно-патриотической подготовки).

Говоря о третьем этапе военно-патриотической подготовки офицеров запаса, соответствующей третьему году обучения на военной кафедре, следует остановиться на использовании технологии проблемного обучения, которая в современной дидактике рассматривается как инновационная технология и представляет собой специально созданную систему специфических приемов и методов, которые способствуют тому, чтобы обучающийся самостоятельно добывал знания и учился самостоятельно их применять в решении новых познавательных и практических задач, а не получал знания в готовом виде или решал задачи по образцу.

Структурными элементами проблемного обучения выступают следующие методические приемы: актуализация изученного материала; создание проблемной ситуации; постановка учебной проблемы; построение проблемной задачи; умственный поиск и решение проблемы (формулирование гипотезы или нескольких гипотез, основанных на допущениях и уже известных фактах; доказательство гипотез, анализ возможных ошибок, предсказание естественных следствий из каждой гипотезы, обобщение); проверка решения проблемы и повторение.

Основными понятиями данной технологии являются «проблемная ситуация», «учебная проблема» и «проблемная задача».

Проблемная ситуация - осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий. Проблемная ситуация может возникнуть: когда обучающиеся встречаются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях; когда имеются противоречия между теоретически возможным путем решения и его практической неосуществимостью; вследствие противоречия между практически доступным результатом и отсутствием знаний для теоретического обоснования; если обучаемый не знает способа решения поставленной задачи, не может дать объяснение новому факту в учебной и жизненной ситуации, т.е. осознает недостаточность прежних знаний для такого объяснения. В этом случае проблемная ситуация перерастает в учебную проблему.

Учебная проблема - это проблемная ситуация, принятая субъектом к решению на основе имеющихся у него средств (знаний, умений, опыта поиска). Учебная проблема обычно выражается в форме вопроса. Признаки учебной проблемы: наличие проблемной ситуации, определенная готовность субъекта к поиску решения, возможность неоднозначного решения.

Проблемная задача представляет собой учебную проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах.

В процессе военно-патриотической подготовки офицеров запаса нами использовались следующие методы проблемного обучения: проблемное наложение учебного материала, частично-поисковый и исследовательский.

Сущность проблемного наложения учебной информации состоит в том, что, создав проблемную ситуацию, преподаватель не просто сообщает конечные выводы науки, а показывает «эмбриологию истины» (А.И. Герцен), т.е. воспроизводит в какой-то мере путь к открытию, раскрывает внутренние противоречия, демонстрирует сам путь научного поиска. Частично-поисковый метод предполагает, что студенты под руководством преподавателя частично осуществляют самостоятельное решение учебных проблем.

Исследовательский метод - это когда студенты, осознав проблему, самостоятельно намечают план поиска, строят предположения, обдумывают способ их проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, сравнивают, классифицируют, обобщают, доказывают, делают выводы. Исследовательский метод позволяет теснее связывать обучение с жизнью и профессиональной деятельностью. Исследования, проводимые студентами, в ряде случаев выходят за рамки учебных занятий и приобретают научно- практическую ценность (например, курсовые и дипломные проекты по проблемам военно-патриотического воспитания офицерского состава и пр.). Формы и средства организации военно-патриотической подготовки на этом этапе нами были раскрыты при рассмотрении второго этапа. Отметим, что они во многом совпадают.

Методы выявления результативности военно-патриотической подготовленности. Для выявления результативности военно- патриотической подготовки нами применялись следующие методы исследования: наблюдение, беседа (интервью), анкетирование, анализ продуктов деятельности обучающихся, тестирование. Рассмотрим каждый из перечисленных методов.

Наблюдение - это старейший метод психологической диагностики, с помощью которого можно получить обширную информацию о человеке. В этом методе в качестве измерительного инструмента выступает сам наблюдатель. Научное наблюдение как психодиагностический метод характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуаций для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения, разработанной системой фиксации и записи результатов. Другими словами, наблюдение как метод включает цель и схему.

Нами использовалось и поисковое, и конкретное наблюдение. Поисковое наблюдение проводилось на начальном этапе разработки изучаемой нами проблемы, поскольку позволило получить наиболее полное описание всех свойственных этой проблеме сторон и отношений, охватить ее целиком. Конкретное наблюдение использовалось нами на этапе отслеживания эффективности предложенной нами модели и технологии военно- патриотической подготовки. Конкретное наблюдение характеризуется определением предметного содержания наблюдения (что наблюдать) и проведением расчленения наблюдаемого на единицы.

Нами разрабатывалась схема наблюдения, включающая перечень единиц наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления. При записи наблюдения использовались следующие общие требования.

Запись должна:

- фиксировать наблюдаемый факт в том виде, в котором он существовал реально, не подменяя его описанием личных впечатлений и разнообразных суждений самого наблюдателя. Другими словами, записывать нужно только что происходило и каким образом (фотографическая запись);

- также фиксировать не только наблюдаемый факт, но и ту окружающую обстановку (фон), в которой он происходил;

- по возможности полно в соответствии с поставленной целью отражать изучаемую реальность.

Нами использовались следующие виды наблюдений:

- Наблюдения хронологические: периодические (проводятся в течение определенных, точно заданных промежутков времени); единичные или однократные (представлены в виде описания отдельного случая).

- В зависимости от ситуации наблюдения: лабораторные (объект наблюдается в искусственных условиях) и спровоцированные в естественных условиях.

- В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдения: открытые, наблюдением со стороны.

Беседа - это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил он позволяет получить не менее надежную, чем в наблюдениях, информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.

Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью. Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым). Нами использовалось свободное интервью (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная); стандартизированное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов; стойкая стратегия и тактика) и частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

Также нами применялось диагностическое интервью - метод получения информации общего содержания, направленный на «зондирование» различных аспектов поведения, свойств личности, характера, а также жизни вообще: выяснение интересов и склонностей и т.д. В беседе важную роль играет правильно сформулированный вопрос. Использовались прямые, косвенные и проективные вопросы. Косвенные и проективные вопросы помогают выявить такие особенности личности обучаемого, которые трудно поддаются осознанию. Их можно использовать, чтобы исключить социально желательные ответы.

Анализ продуктов деятельности студентов - это количественно- качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием «документальный источник» понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, творческие результаты в разных видах искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т.п.).

Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название контент-анализа (буквально «анализ содержания»). Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления. Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые (качественные) единицы анализа и единицы счета (количественные). Основная трудность при работе с документальными источниками - умение провести качественный анализ, т.е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей. Контент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т.п.), поэтому его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа.

Нами контент-анализ использовался в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других методах исследования. С его помощью подвергались анализу речевые сообщения испытуемого и их письменные работы.

Анкетирование - метод получения информации, не имеющей непосредственного отношения к психологическим особенностям человека. Оно предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Отвечать анкетируемый может наедине с самим собой либо в присутствии экспериментатора. Анкетные опросы классифицируются, прежде всего, по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Нами использовались анкеты с открытыми вопросами, анкеты с закрытыми вопросами и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный). Это позволило повысить обоснованность и полноту полученной информации.

Тестирование - это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ. Нами использовались индивидуальные и групповые, устные и письменные тесты.

Индивидуальные тесты - это такой вид методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Групповые тесты - это такой тип методик, который позволяет экспериментатору одновременно проводить испытания с большой группой людей.

Устные и письменные тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными - групповые. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно (открытые ответы), в других он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным (закрытые ответы). В письменных тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы также могут носить открытый или закрытый характер.

Как мы считаем, использование комплекса названных нами методик, позволяет получить достоверную информацию о динамике военно- патриотической подготовки офицеров запаса на военной кафедре.

Критерии сформированное военно-патриотической подготовленности. Теоретическое изучение проблемы сущности и структуры военно-патриотической подготовки офицеров запаса в системе высшего профессионального образования в гражданских вузах позволило нам выделить следующие критерии сформированности военно-патриотической подготовки:

- мотивационный, связанный с наличием у студентов мотивации на необходимость работы над собственной военно-патриотической подготовкой, обусловленной, прежде всего, требованиями, предъявляемыми к офицерской должности;

- оценочный, связанный с самооценкой уровня своей военно- патриотической подготовки;

- действенно-практический, характеризующий применение полученных студентами знаний, умений и навыков в области военно- патриотического подготовки на практике.

Уровни сформированности военно-патриотической подготовленности. В соответствии с основными положениями критериально- уровневого подхода были выделены высокий, средний и низкий уровень сформированности военно-патриотической подготовки.

Высокий уровень сформированности означает:

- осознание роли и необходимости военно-патриотической подготовки как составной части военной подготовки офицера запаса, потребность в работе над собой в целях совершенствования индивидуально-личностных качеств, составляющих базу для успешного осуществления военно- патриотической подготовки; адекватную оценку сформированности военно- патриотической подготовки;

- развитое чувство любви и преданности к своему Отечеству, профессии офицера; развитое абстрактно-логическое мышление; собственное компетентное мнение, способность принимать обоснованные решения в нестандартных условиях обстановки и организовывать их выполнение; способность моделировать и осуществлять военно-патриотическую работу с личным составом; умение осуществлять в подразделении воспитательную работу, мероприятия по поддержанию воинской дисциплины и организации службы войск, соблюдению требований безопасности, защите окружающей среды и сохранению государственной тайны, самостоятельно действовать в пределах предоставленных прав; умение совершенствовать свое профессиональное мастерство, интеллектуальное, нравственное и физическое развитие, поддерживать образцовый внешний вид и строевую выправку, вести здоровый образ жизни; обладать научным мировоззрением, соответствующим современному уровню гуманитарных и социально-экономических знаний, уметь мыслить и оценивать, исходя из интересов Отечества, происходящие в мире процессы, понимать место и роль Вооруженных сил Российской Федерации; владеть культурой мышления, знать его общие законы, быть способным в письменной и устной речи правильно (логично) сформулировать и оформить его результаты; творческий уровень физической культуры личности, наличие физического совершенства, культура здорового образа жизни.

Средний уровень предполагает:

- осознание роли и необходимости военно-патриотической подготовки как составной части военной подготовки офицера запаса, укрепившийся интерес в работе над собой в целях совершенствования индивидуально- личностных качеств, составляющих базу для успешного осуществления военно-патриотической подготовки; адекватную оценку сформированности военно-патриотической подготовки;

- наличие чувства любви и преданности к своему Отечеству, профессии офицера; развитое абстрактно-логическое мышление; способность формулировать собственное мнение, в отдельных случаях неспособность принимать обоснованные решения в нестандартных условиях обстановки и организовывать их выполнение; способность моделировать и осуществлять отдельные мероприятия по военно-патриотической работе с личным составом; наличие ряда умений по осуществлению в подразделении воспитательной работы, мероприятий по поддержанию воинской дисциплины и организации службы войск, соблюдению требований безопасности, защите окружающей среды и сохранению государственной тайны, самостоятельно действовать в пределах предоставленных прав; наличие отдельных умений по совершенствованию своего профессионального мастерства, интеллектуального, нравственного и физического развития, поддержания образцового внешнего вида и строевой выправки, ведению здорового образа жизни; обладание научным мировоззрением, соответствующим современному уровню гуманитарных и социально- экономических знаний, уметь мыслить и оценивать, исходя из интересов Отечества, происходящие в мире процессы, понимать место и роль Вооруженных сил Российской Федерации; владение элементами культуры мышления, знание его отдельных законов, способность в письменной и устной речи правильно (логично) сформулировать и оформить его результаты; физическая культура и здоровый образ жизни находятся на уровне образованности.

Низкий уровень означает:

- недостаточное представление о необходимости военно- патриотической подготовки как составной части военной подготовки офицера запаса; ситуативный интерес в работе над собой в целях совершенствования индивидуально-личностных качеств, составляющих базу для успешного осуществления военно-патриотической подготовки; неадекватную оценку сформированности военно-патриотической подготовки;

- наличие чувства любви и преданности к своему Отечеству, профессии офицера; наличие абстрактно-логического мышления; неспособность формулировать собственное мнение, в отдельных случаях неспособность принимать обоснованные решения в нестандартных условиях обстановки и организовывать их выполнение; неспособность моделировать и осуществлять военно-патриотическую работу с личным составом; наличие отдельных умений осуществлять в подразделении воспитательную работу, мероприятия по поддержанию воинской дисциплины и организации службы войск, соблюдению требований безопасности, защите окружающей среды и сохранению государственной тайны, самостоятельно действовать в пределах предоставленных прав; неумение совершенствовать свое профессиональное мастерство, интеллектуальное, нравственное и физическое развитие, поддерживать образцовый внешний вид и строевую выправку, вести здоровый образ жизни; отсутствие научного мировоззрения, соответствующего современному уровню гуманитарных и социально-экономических знаний, неумение мыслить и оценивать, исходя из интересов Отечества, происходящие в мире процессы, понимать место и роль Вооруженных сил Российской Федерации; не владение культурой мышления, незнание его общих законов, неспособность в письменной и устной речи правильно (логично) сформулировать и оформить его результаты.

Предложенная модель и технология военно-патриотической подготовки офицеров запаса на военной кафедре были апробированы в ходе экспериментальной работы.

 

АВТОР: Кудря А.Д.