20.04.2012 2814

Теория цвета в социально-историческом контексте

 

По мере развития процесса гражданского воспитания детей России все больше ощущается необходимость сопряжения разнообразных знаний о факторах, обеспечивающих данный процесс, в том числе об одном из них -цвете в предметно-пространственной среде. Эффективность в решении проблемы педагогического обеспечения гражданского воспитания детей факторами цвета в предметно-пространственной среде предполагает наличие адекватной методологии.

Этот декларированный «обновленный» ракурс, доступный для его освоения широкими массами, размывает концептуальный контекст и предметно-содержательные характеристики продуктивности научных результатов исследования цвета. Так, например, сообщения о различных проблемах цвета чаще всего публикуются в популярных журналах «Отдохни» (№25, 1998.); «Домашний очаг» (№4, 1997); «Флора» (№4, 2000.); «Жилой дом» (№2, 1995.); «Здоровая газета» (№4, 2000.) и т.д. Что касается научного толкования цвета то, разумеется, в энциклопедиях, учебниках, научно-методической литературе хранятся сообщения о том, что цвет в макро и микросоциуме практически всецело влечет за собой физические, биологические, химические, психологические и прочие качественные процессы. (Иттен Иоханнес. Искусство цвета. 2000 г). Реально просмотреть данный процесс позволяет сама природная среда. Общеизвестно, что представители флоры и фауны отличаются своими многочисленными цветовыми особенностями. Наиболее опасные существа, как правило, обладают самым ярким и привлекательным цветом. Но, нельзя исключить, что в процессе познания их особенностей и возможностей в природе у человека может быть совершенно противоположная реакция. Познать цвет во всех прямых и косвенных отношениях к человеку, тем более к ребенку - значит познать его в совершенстве. Тем более что одновременно в таких случаях сам ребенок становится мерилом всех цветовых взаимоотношений. И это не случайно. Цветовая гамма, как известно, сопровождает человека со дня его рождения. В связи с чем нельзя не согласиться с психологом С. Величко, что у детей природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет и соответственно повышена чувствительность к цветовой гамме. Результаты данного эксперимента позволили сделать вывод, что фон белой бумаги днем и фон нежно-салатной бумаги вечером создает условия для высоких творческих результатов, В заключение проведенного анализа теоретической и практической стороны исследования С. Величко можно сказать, что он с психологических позиций оптимально изыскивает путь, в котором цвет выступает не только как средство эстетизации окружающей среды, одежды, игрушек и т.д. но и как фактор гражданского воспитания детей.

Так, по цвету памятников прошлых эпох мы могли определить эмоциональный характер исчезнувших народов. Например, в Китае эпоха Тан (80-е гг. д. н. эры.) императора династии Хань оставила наследие произведений искусств, цвет в которых был приближен к натуральному цвету в предметно- пространственной среде. Следует отметить, что все исследования, начиная с Древней Греции, отличались своей определенной завершенностью в цветовой гамме, а также в дополнении и обогащении выявленного содержания в цвете. Так, например, Аристотель оставил свое заключение о том, что все живое стремится к цвету. И при этом сравнивал цвет по приятности их соответствий с музыкальными созвучиями, которые должны быть взаимно пропорциональными. В практической деятельности художников наблюдалась передача опыта использования цветовых теней, помимо применения локального цвета. Это особенно наглядно представлено эпохой Возрождения. Римские и византийские мозаики первого тысячелетия христианской эры сохранили полихромную яркость. Так, цвет в мавзолее Галлы Плацидии создает впечатление, что в помещении присутствует серая дымка за счет смешения синего цвета стен и узких оранжевого цвета алебастровых окон. Сегодня принято считать, что важнейшей предпосылкой для создания научной теории о цвете стали труды римского врача Галена. Согласно веяниям эпохи, многие его мысли выстроены на идеалистических воззрениях, однако среди них господствует мысль, что состояние самочувствия человека определяется воздействием на него цветовой гаммы. Ирландские монахи (VIII - IX столетия) оставили потомкам утонченные цветные миниатюры. Романская и раннеготическая эпоха в своих произведениях искусств выставляет на обозрение символический «язык» цвета (И. Иттен.).

Аристотель, Л. Винчи, И.В. Гете, А. Дюрер и др. рассматривали цвет в предметно-пространственной среде на уровне философии, психологии, педагогики, физики, химии и изобразительного искусства

Выдающиеся художники (XV - XVII вв.) в своих произведениях используют цвет как средство эмоционального воздействия на зрителя. Особенно ярко представлено это в произведениях братьев Губерт, Ян ван Эйка, Пьерро делла Франчески, Леонардо да Винчи, Грюнневальда, Тициана, Эль Греко, Рембрандта, Маульберга, Тернера, Каспара Давида Фридриха, Филлипа Отто Рунге, Делакруа и др,

В 1810 году был напечатан выдающийся труд Гете о цвете. Великий немецкий поэт в зависимости от характера создаваемого им произведения (торжество, мрачность, веселье) пользовался очками из различно окрашенных стекол. Поэт отмечал, что красный и желтый цвета приводят человека в веселое состояние. Синий цвет вызывает чувство уныния, подавляет настроение и самообладание (Е.С. Вельховер, Б.В» Вершинин). В 1816 году издан трактат Шопенгауэра «Зрение и цвет», в дальнейшем нашедший отклик в импрессионистических произведениях искусства. Художники-импрессионисты (Моне и др.) благодаря новым знаниям, достоверно передавали изменения солнечного света и его отблесков. Художники неоимпрессионистических направлений (Сезанн и др.), отталкиваясь от достижений импрессионизма, применили разработанный пуантилистами метод перехода одной гаммы цвета в другую и достигли нового жизненного звучания цвета в художественных полотнах. Данный метод понимался как «Метод разделения для цветовой модуляции всей поверхности картин». Художники - кубисты (Пикассо, Брак, Грис и др.) добивались в своих произведениях впечатления объемности предметного мира за счет тональных градаций цвета. Вопрос о выразительности цвета в момент его воздействия на эмоционально-чувственное состояние человека поднят в трудах В. Кандинского, Ш. Ферри и других. Абстракционисты (В. Кандинский, Малевич, Мондриан) считали отправной точкой при построении цветовой характеристики личности цветовую интуицию. Например, Кандинский начал писать свои беспредметные картины, считая, что цвет обладает присущей ему духовно-выразительной ценностью, и это позволяет передавать эмоциональные переживания, не прибегая при этом к изображению реальных предметов (И. Иттен). Последующие исследования цвета отличались своей определенной завершенностью в теории и практике. Так, например, в 1939 году М. Шеврель (химик и директор парижской фабрики гобеленов) опубликовал исследование на тему «О законе симультанного контраста цветов и о выборе окрашенных предметов».

Научное открытие Э. Шредингера заключается в том, что он представил цвет в виде спектра, который присущ всем излучениям, однако представленные в нем цвета визуально не различимы для человека.

А.Н. Леонтьев в своей методике направил усилия специалистов на развитие у людей высокой чувствительности к цвету.

Результаты, научного эксперимента, сходного с тематикой эксперимента А.Н. Леонтьева, который проходил в 1970-х годах в Чехословакии, еще раз подтвердили способности человека к восприятию цвета кожными покровами.

Т.А. Стефановская в учебном пособии для студентов, преподавателей и аспирантов - «Педагогика: наука и искусство» совершенно иначе рассматривает целостный педагогический процесс гражданского воспитания личности факторами микро- и макросреды. Педагогический процесс гражданского воспитания личности факторами среды (подразумевается естественная природа и конкретная вторая природа, в числе которой естественным компонентом стоит цвет) рассматривается как наука и искусство.

Поднимая вопрос практико-ориентированного направления, связанного с разрешением проблем воздействия цвета на человека, следует остановиться на диагностических цветовых тестовых методиках. Как пример можно назвать цветотесты М. Люшера, Г. Клар, В.В. Драгунского и др. Среди многих цветовых тестов сегодня заметен приоритет цветотеста М. Люшера. Е.С. Вельховер и Б.В. Вершинин считают, что существует зависимость между психическим состоянием человека и восприятием цвета.

Одним из известных типичных примеров может стать цвет символа анархического и нигилистического союза. Самовыражение членов союза, олицетворяющих идею «ничего», как известно, представлено черным цветом.

В 1959 году немецкий ученый - психолог Рис подверг испытанию в медицинской клинике Лейпцигского университета данные М. Люшером характеристики цветового теста. Он установил, помимо правомерности определений в предыдущих психологических характеристиках цветового теста, еще и собственное дополнение - о возрастных предпочтениях цвета. Следует отметить, что сегодня цветовые тесты нашли свое место в ежедневной жизни человека. Среди разных визуальных цветовых тестов можно отметить ярко выраженные - тесты-оценки качества товаров народного потребления. Ученые концентрируют свое внимание не только на психическом, но и на физическом воздействии цвета на организм человека. В качестве примеров, значимых для исследования, представляется современная теория В.М. Бехтерева о воздействии цвета на личность и результаты этого воздействия - угнетающее и возбуждающее состояния организма со всеми изменениями ритмических пульсаций. Представляют интерес исследования шведских ученых (X. Плейшер, А. Гольми) о последовательном восприятии цвета малышами. Авторы считают, что дети вначале воспринимают красный, оранжевый, желтый, зеленый и только затем - фиолетовый, синий и голубой.

Научные разработки о воздействии цвета в терапии человека, которые в 1959 году представил Рис, в 1964 году подтвердил М. Дерибере. В своих публикациях «Цвет в деятельности человека» он привел сообщение о том, что физиологическое и психофизиологическое воздействие цвета на живые существа позволило ему разработать технику цветовой терапии.

Художники - живописцы обращают большее внимание на смешение цвета красок между собой, поиск тончайших переходов одного цвета в другой при передаче художественного образа или, наоборот, изыскивают оптические возможности контрастных сочетаний цвета.

Психологов волнуют вопросы цветового излучения, которые оказывают воздействие на психическое здоровье человека, его душевное состояние. Главную проблему психологи видят в воздействии цвета на эмоционально-чувственную систему организма и как результат данного воздействия - проявление эмоционально-чувственного состояния в поведенческом аспекте.

Ученых в области физической науки всегда волновали проблемы электромагнитных колебаний или сущность световых частиц, проблема разложения белого цвета, спектральные свойства цвета. Физиков волнуют проблемы цвета смешения цветовых лучей, их длина и амплитуда колебания. Им также принадлежит классификация цвета.

Ученые-химики постигают законы молекулярной конституции пигментов цвета, проверяют их на прочность, выясняют проблемы выцветания цветовых красителей. Основное внимание по изучению проблем цвета в химической науке связано, чаще всего, с областью производственно-промышленной деятельности.Развитие физических исследований цвета в предметно- пространственной среде имеет свои исторические корни. К примеру, в исследовании М.В. Ломоносова «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющем, июля 1 дня 1756 г. говоренном» впервые прослеживается мысль о трехцветовой основе зрения. Несколько позже, в 1772 г., Ламберт разработал систематизацию цвета, отображающую изменения цвета по светлоте и насыщенности, и классифицировалась она в виде пирамиды. Продолжение идеи Ламберта по систематизации исследования цвета наблюдается в 1810 году в трудах ученого Филиппа Отто Рунге. Он опубликовал свое учение о цвете, используя цветовой шар в качестве координирующей системы. Они поставили вопрос первоначальной систематизации и классификации цвета, а также создали условия для современной, которая была осуществлена в 1922 году американской комиссией по колоритмии с целью установления единообразной терминологии в учении о цветах. Классификаторами данной стандартизации цвета стали Пратт и Ламберт. Среди различных теорий Т. Юнга и Г. Гельмгольца особенно актуальна та, которая основана на трехцветных рецепторах глаза, реагирующего на зеленые, красные и сине-фиолетовые цвета.

Достаточно часто в центре научного внимания исследование цвета появляется в связи с профессиональной направленностью самих ученых. Так, например, наиболее распространенное внимание цвет получил у Г. Гельмгольца, Т. Юнга, позднее у СВ. Кравкова, Е.Б. Рабкина - основателей физиологической оптики; у Шевреля - французского химика, и многих других. Более того, в 1852 году Г. Гельмгольц установил принципы смешения цвета, в основе которых лежит результат сложения цветовых потоков основных цветов согласно теории И. Ньютона.

Ученые-педагоги, разрабатывающие программу по изобразительному искусству в школе, считают, что формирование понятий и представлений о цвете в предметно-пространственной среде как единой «цветовой» картины мира невозможно без совершенствования педагогических технологий, основанных, в первую очередь, на взаимодействии различных наук. Например, материал программы о цвете в изобразительном искусстве выстроен таким образом, что дает возможность привлекать на занятия по рисованию различные темы, изучаемые параллельно на уроках физики, химии, биологии.

Начиная с 20-х годов XX в., Л. Рихтером и СА. Алексеевым цвета были уже разделены на группы ахроматического и хроматического ряда. Разделенные цвета являются В последние десятилетия проявляемый интерес к чисто научным аспектам цвета уступает место исследованиям о применении цвета в различных сферах научной деятельности. Возникли совершенно новые направления в науке, связанные с проблемами биофизики, валеологии.

В ходе исследования выявлен еще один аспект проблемы, суть которого изложена в диссертационных работах и научных статьях В.А. Ананьева, Ю.А. Андреева, В.П. Петленко и других, которые в 1996 году выявили индивидуальную предпочтительность цвета у детей с определенной социальной характеристикой поведения.

Многие материалы исследования проблем цвета возникли на основе профессиональной деятельности их авторов. Над проблемой цвета как фактора эстетизации производственно-промышленной среды работали научно-исследовательский институт технической эстетики, научно-исследовательский институт проблем полиграфии, институт метрологии им. Менделеева, ВНИИ железнодорожной гигиены МПС, институт «Оргстанкинпром», Государственный проектный институт искусственного волокна, ВНИИТЭ, НИИ промзданий и сооружений и другие. Назрела необходимость разработки принципов реализации эстетических и утилитарных аспектов цветовых отработок производственного интерьера, среды и промышленного изделия. Их выполнили в 1968 году В.П Грибачев и другие.

Главное значение данных исследований состоит в том, что они создали условия для широкого обмена научной информацией среди ученых и специалистов, работающих с цветом. Так, начиная с 1987 года, ежегодно проводились всесоюзные семинары по цвету, организованные Государственным комитетом по науке и технике, а также Всесоюзным; научно-исследовательским институтом технической эстетики. На семинарах рассматривались вопросы цвета: в дизайне; искусстве; колористическом образовании и его положении как учебной дисциплины в различных учебных заведениях. В современных условиях рассматриваемая проблема цвета приобрела самостоятельное теоретическое и практическое значение на международном уровне. Так, во Франции проводится «День цвета». Его инициатор - Центр информации по цвету. Проводится он в форме бесед в Салоне домоводства.

В Японии цвето-пространственная среда считается основой художественного школьного образования и воспринимается как главное средство выразительности в художественном детском творчестве. В США цвет в 1922 году представлен классификатором Праттом. В Голландии М. Миннарт работал над проблемой света и цвета в природе. В Австралии в 1953 году А. Дреслер первым принял участие в создании соответствующих правил и инструкций по применению цвета в промышленных и общественных зданиях.

Теоретическая база различных форм и направлений исследований цвета во многих странах представляла сеть разрозненных научных материалов. В связи с чем все больше ощущалась необходимость сопряжения разнообразных знаний в единое целое в одном накопителе информации.

С этой целью в июне 1967 года в Вашингтоне была создана Международная ассоциация по цвету (МАЦ). В ее состав вошли Аргентина, Австрия, Бельгия, ВНР, Великобритания, Италия, Индия, Исландия, Испания, затем Канада, Нидерланды, Норвегия, США, ФРГ, Франция, Швеция, Швейцария, Япония.

В центре внимания МАЦ в 1985 году в Монте-Карло на V конгрессе были проблемы цвета, связанные с искусством, техникой, дизайном. Ранее, в 1984 году, во Фрейбурге проходил конгресс на тему «Цвет и человек», где в частности были рассмотрены доклады на тему «Цвет и дети».

Все Центры цвета, соответствующие общества, группы, комитеты, организации, преследовали одну цель: объединить национальные работы в области цвета, значительно расширить имеющиеся знания, создать центральный банк сведений и распространить накопленную информацию.

На базе высших учебных заведений появляются разработки нового учебного предмета «Практическое цветоведение» (Н. А. Наливина и другие); на уровне общеобразовательных школ стали более активно разрабатываться учебные пособия о цвете в виде составления творческих заданий (А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и другие); для дошкольных учреждений - занятия по рисованию, аппликации (Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, О.Ю. Зарянова, Л.И. Иванова, Г.И. Карзина, О.М. Милова).

Особенно большое методологическое значение для теории цвета имеют разработки НИИ художественного образования в последнее десятилетие. Среди ряда исследований в этом направлении наиболее содержательно выделяются анализ цвета в полихудожественном развитии учащихся (Б.П. Юсов, Л.Г. Савенкова, Т.Г. Пеня, Т.И. Строганова, Е.А. Ермолинская и др.), материалы по формированию образного восприятия цвета в школьной практике (Т.А. Копцева, Е. Коротеева, А.В. Щербаков и др.), взаимодействии цвета с другими видами искусств в процессе учебных занятий (Т.И. Сухова, Т.Г. Пеня и др.).

Начиная с 1985 года до настоящего времени специалисты внешкольного образования и воспитания используют различные методики работы с цветом. Так, например, ученые - практики (Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева и др.) регулярно рассматривают освоение предметного мира, с одной стороны, через познание цвета природной среды, с другой - через практическую деятельность детей с цветом.

 

АВТОР: Котенко И.В.