20.04.2012 2942

Современная модель гражданского воспитания детей факторами цвета (опыт комплексного опытно-экспериментального исследования)

 

Учитывая закономерность в социальных переменах, основное внимание нами уделено: рассмотрению концепции психолого-педагогического обеспечения процесса гражданского воспитания детей факторами цвета в предметно-пространственной среде; опытно-экспериментальному обоснованию его теоретической модели. Рассмотрим отражение этих тенденций в материалах диссертаций, в хронологическом порядке от 1960 г. до 2000 г. В этом отношении необходимо отметить определенные диссертационные темы, сопредельные нашему направлению исследования. В 1966 году предложена на рассмотрение диссертационная тема исследования - «Влияние внешкольной среды на нравственное восприятие учащихся» (Г.С. Жуйков). В 1979 году рассматривалась исследование на тему «Преемственность в обучении рисованию детей подготовительной группы детского сада» (Р.И. Афанасьева). В 1980 году написана диссертация на тему «Проблемы цвета в изобразительном творчестве школьников» (Э. И. Кубышкина). В 1982 году рассматривается тема диссертационного исследования «Формирование восприятия и навыков работы с цветом у учащихся младшего возраста» (И.Б. Шешко). В 1982 году рассмотрено направление исследования на тему «Преемственность в нравственном воспитании детей детского сада и начальной школы» (О.В. Ткаченко). В 1982 году происходит исследование на тему «Влияние параметров цветовой отделки интерьеров на зрительную работоспособность и утомление» (Ю.С. Рябов). В 1984 году рассматривается тема диссертационного исследования «Формирование у подростков способности к художественному изображению природы» (Л.А. Выходцева). В 1988 году выполнено диссертационное исследование на тему «Формирование зрительного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений в процессе изобразительного искусства» (Г. В. Черемных). В 1997 году рассмотрены диссертационные исследования на тему «Гражданское воспитание сельского школьника - подростка средствами наглядной культуры» (И. Г. Щвецова), «Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности» (Т. П. Щербакова), «Теоретическое и методическое обоснование живописного понимания и видения цвета» (Ю.В. Коробко). В 1998 году прошли рассмотрение такие диссертационные исследования как: «Реклама как художественный феномен» (Е. А. Ефремова) и «Комплекс искусств в педагогическом процессе как фактор художественно-эстетического развития личности младшего подростка» (Е. В. Ремнева). В 1999 году представлены диссертационные исследования на тему «Влияние различных систем обучения на развитие образа мира младшего школьника» (О.В. Ткаченко). Далее, «Педагогические основы развития духовного мира младших школьников средствами изобразительного искусства» (Н.А. Ермак). В 2000 году на рассмотрение представлено диссертационное исследование на тему «Теория и практика формирования у детей эстетического отношения к человеку» (А.Ф. Лобова). Как очевидно из направлений и проблем диссертационных исследований, главное их значение состоит в том, что, авторы данных работ раскрыли общие подходы и отдельные продуктивные технологии повышения эффективности профессиональной деятельности гражданского воспитания, образования и развития детей факторами цвета в макро и микросоциуме.. Тем самым, они открывают возможность для дальнейших углубленных исследований и разработок.

В качестве экспериментальной разработки такой модели рассматривается временный научно-исследовательский коллектив с условным названием «Дошкольное учреждение - культурно-исторические традиции цвета в предметно - пространственной среде», созданное в городе Краснодаре.

В состав коллектива вошли руководители детских садов, педагоги - воспитатели, социальные педагоги, работники картинной галереи, музея, родители. Работа данного коллектива, в целом, соответствовало направлению на гражданское воспитание детей в предметно-пространственной среде средствами цветового воздействия. Каждый член данного коллектива, в соответствии с собственным статусом, восполнял определенный пробел в едином звене. Для выявления результатов данной деятельности с детьми дошкольного возраста по единым методикам проводились систематические, диагностические, психологические и педагогические исследования.

По специальным методикам проводилось обеспечение системы гражданского воспитания для дошкольников, которое определялось по следующим показателям: динамика включения детей в различные виды эстетической деятельности: художественно-творческую, речевую, трудовую,. игровую, которые бы больше способствовали процессу гражданского воспитания; освоению традиций цвета местного культурно-исторического социума; изменения в уровне отношений детей экспериментальных площадок к базовым традициям цвета предметно-пространственной среды; положительные тенденции в оценке цветовых направлений в городе, в сельской местности; посильное участие детей сельского и городского населения в деятельности по улучшению цветовых условий района; качественный состав специалистов в составе педагогов - воспитателей дошкольных учреждений; отношение к социально-педагогической деятельности как необходимых условий гражданского воспитания.

Система ценностных отношений у ребенка к различным сторонам окружающей действительности, входящая в основу его гражданского воспитания факторами цвета, включает в себя проявление высоких эстетических, художественно - творческих качеств по отношению: к культурно - историческим традициям цвета, в том числе исконно русским цветовым традициям; к цветовой гамме архитектурных сооружений, предметам быта, интерьеру и т.д. к окружающему его миру, видение прекрасного в этой цветовой среде; к эстетической деятельности с цветом окружающих, в том числе к своей собственной, как общественной собственности в целом.

Представленная модель гражданского воспитания детей в предметно-пространственной среде средствами цветового воздействия состоит из разновидности воспитательной и образовательной деятельности в процессе гражданского воспитания детей факторами среды, а именно: самостоятельный вид творческой деятельности в окружающем пространстве. Здесь же, изобразительная, трудовая, декоративно - прикладная, дизайнерская деятельность с цветом. Систему мер, в данном случае, составляют творческая практическая деятельность с цветом в окружающем социуме, изобразительная, декоративно - прикладная, дизайнерская и трудовая деятельность, в которой цвет имеет решающее значение, формирование знаний, умений и навыков самостоятельной работы с цветом; профессионально - образовательно-воспитательный вид деятельности. Здесь же, патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание и образование на основе культурно-исторических ценностях цвета в макро и микросоциуме. Систему мер, в данном случае, составляют - изучение культурно-исторического наследия о цвете в духовной и материальной культуре народа. А также, разработка и внедрение образовательных и воспитательных методик о цвете в предметно - пространственной среде как факторе гражданского воспитания детей. Психологическая и педагогическая подготовка педагога-воспитателя к профессиональной воспитательной образовательной деятельности; неотъемлемый семейный вид деятельности. Здесь же, совместная практическая деятельность с цветом в ближайшем окружении, в том числе, в условиях соблюдения обычаев и традиций семьи. Систему мер, в данном случае, составляют психолого-педагогический анализ семейной деятельности с цветом в окружающем социуме, а также, диагностика проблем семьи (вынужденные переселенцы, эмигранты, беженцы) и прогнозирование проблем в процессе семейной деятельности с цветом в предметно-пространственной среде как фактором гражданского воспитания детей; общественный вид деятельности в макро и микросоциуме. Здесь же, приобщение ребенка к общегосударственным символам цвета в макро и микросоциуме, а также, к национальным, ритуальным, региональным особенностям предпочтения цвета. Систему мер, в данном случае, составляют информационно - воспитательное сопровождение государственных символов, изучение и учет региональных, национально-психологических и религиозных особенностей предпочтения цвета в окружающем социуме; информационно- игровой вид деятельности с цветом в процессе просмотра телевизионных видео и компьютерных программ.

Субмодель: «Деятельность» - стихийный, непрогнозируемый, незапланированный вид деятельности с цветом в предметно-пространственной среде. Здесь же «Процесс» - независимое внедрение в процесс гражданского воспитания детей антиобщественных, антигуманных сообщений о цвете в макро и микросоциуме. Систему мер, в данном случае, составляют экспертиза информационного сообщения и моделирование деятельности специалиста, педагогов - воспитателей, социальных работников по разрешению экстремальной проблемной ситуации. Обобщение и распространение отечественного и зарубежного опыта деятельности с цветом предметно - пространственной среде.

Основное содержание рассматриваемого выше процесса состоит в преобразовании цвета в предметно-пространственной среде в фактор гражданского воспитания детей. Как любой научный процесс, гражданское воспитание факторами среды обладает рядом свойств, основными из которых являются: научность - опора на обоснованные данные теоретического опыта и практического применения цвета в предметно - пространственной среде в роли фактора гражданского воспитания детей; активность - постоянное изучение новейших достижений в области проблем цвета, гражданского воспитания детей факторами среды. Наращивание собственного опыта деятельности с цветом в окружающем социуме как фактором гражданского воспитания дошкольников; комплексность - возможность использования ряда других факторов (литературы, музыки, средств телекоммуникации и компьютерной технологии и т.д.) в гражданского воспитания детей наряду с цветом в окружающем пространстве; динамичность - готовность решать проблемы гражданского воспитания факторами среды в обновляющейся общественной и государственной обстановке; гибкость - способность ликвидации одной негативной проблемы за другой в процессе позитивной гражданского воспитания детей факторами цвета в предметно-пространственной среде; вариативность - способность оперативно менять образовательную и воспитательную программу о цвете в макро и микросоциуме как факторе гражданского воспитания детей в случае экстренной необходимости.

Проведенное исследование позволило в обобщенном виде представить модель системы гражданского воспитания детей в предметно-пространственной среде средствами цветового воздействия на материалах Краснодарского края в следующем варианте: «Дети дошкольного возраста - культурно-исторические традиции цвета в предметно- пространственной среде».

Цель данной воспитательной и образовательной работы, создающей условия для гражданского воспитания, включает в себя: развитие эстетического, духовно- нравственного и художественно-творческого совершенствования дошкольника; повышение потребности у детей познать окружающий мир цвета; осознание ребенком собственной значимости в обществе на уровне своего внутреннего «Я»; формирование чувства гордости и привязанности к родному краю; увеличение интересов и увлечений познать ближайшее цветовое окружение на уровне собственного осознания причастности к окружающему цветовому миру; расширение поля деятельности детей с цветом на уровне игровой, речевой, художественно-творческой и д.р. деятельности.

Главным принципом организации системы взаимопонимания взрослых и детей, безусловно, является совместная деятельность с цветом в предметно- пространственной среде. Что в свою очередь приводит к приобретению соответствующих навыков жизненного опыта, необходимых для гражданского воспитания в дальнейшем.

Ведущими видами эстетической деятельности с цветом в процессе гражданского воспитания детей являются изобразительная, декоративно-прикладная, трудовая деятельность, которая разделяется по коллективным и индивидуальным интересам. В процессе общения с литературными источниками близким и понятным для ребенка становится литературные произведения о цвете в макро - и микросоциуме, а также, устный фольклор с включением в его состав смысловых понятий цвет

Данная модель лишь попытка представить один из возможных вариантов и не претендует на исчерпывающую полноту всех характеристик.

Культурно-историческая среда, в том числе, цвет как ее компонент, в сельской местности, в городе, в крае для ребенка имеет большое значение. Педагогическое понятие - дом как цветовая среда, в которой протекает жизнь, позволяет понять ребенку важность цветового окружения для его развития и развития других детей, а также смысл существования цветовой среды для его родителей и взрослых.

Картинные галереи и музеи народного творчества в этом контексте, выступают для ребенка концентрированным банком цвета, наглядно-образным выразителем особенностей местных культурно-исторических традиций цвета. В картинной галерее, музее можно выделить экскурсии, беседы, встречи, которые проводятся непосредственно в музейных экспозициях или с обязательным использованием музейных экспонатов.

Такая педагогическая работа позволяет наглядно увидеть детям дошкольного возраста цвет в полном объеме его возможностей и особенностей. Рассмотрим первый фактор, который применим к условиям обеспечения процесса гражданского воспитания факторами цвета в предметно пространственной среде. Следует отметить, что это особым способом организованная деятельность, направленная на детей, которые нуждаются в гражданском воспитании факторами среды. Отличительной особенностью при осуществлении анализа деятельности, является организованный ее аспект, отражающий характер реализации мер по составлению характеристики условий обеспечения гражданского воспитания на базе дошкольных учреждений. Второй фактор, высвечивающий психолого - педагогическую подготовку специалистов в области дошкольного гражданского воспитания факторами среды, является одним из разновидностей общей подготовки специалистов. Основное содержание данной психолого - педагогической подготовки, применимой к нашим условиям, является психологическая и педагогическая помощь в восстановлении ценностной ориентации в области цвета в предметно-пространственной среде в обновленном государстве. А также психолого-педагогическая поддержка детей, которые перенесли миграционное переселение и оказание им психолого-педагогической помощи для ориентации в новых идеалах цвета в окружающем социуме. Третий, интересующий нас фактор, выявленный в процессе анализа существующих научных источников, относится к методам дошкольного воспитания. Данные методы обуславливают появление целого ряда психолого-педагогических воздействий на детей в процессе гражданского воспитания факторами среды. Особенно наглядно они проявляют себя в разрешении проблем, возникших в процессе образовательно-воспитательной практики. Методы включают в себя перспективный аспект будущей психолого-педагогической деятельности специалиста - педагога-воспитателя с определенной категорией детей. Среди основных методов, частные методы преимущественно отражают аспект гражданского воспитания факторами цвета в предметно-пространственной среде определенной категории детей (дети- переселенцы, инвалиды и т.д.). В данном случае внимание педагогов- воспитателей концентрируется не только на ребенка дошкольного возраста, но и на нравственно- психологическом, духовном потенциале всей его семьи.

Так, например, за период 1960- 2000 г.г. наибольшее число научных работ посвящено воспитанию детей с использованием государственных эмблем и символов страны (Ф. Киселева, Н. Н. Сперансова (1968), Д. А. Тонконогой (1989), А. Я. Дегтярева (1997), В. Г. Буркова, Е. А. Ефремова, С.Н. Щербаковой (1998) и др.). Вниманию ученых привлекают, в частности эмблемы мира и труда, восприятие цветового эффекта которых при соответствующей педагогической инструментовке обеспечивают ситуацию позитивного гражданского воспитания детей.

Концепция гражданского воспитания детей в предметно-пространственной среде средствами цветового воздействия до 2001 года и на перспективу определяет место и роль научных знаний о цвете как факторе позитивного воспитания в реализации не только семейной, но и государственной задачи. Данная задача, в свою очередь, содержит эстетическую оценку современного состояния цвета в предметно-пространственной среде в государстве, характеризует основные его приоритеты в государственных символиках. Становление работы в области гражданского воспитания детей, как нового вида психолого-педагогической деятельности в дошкольных учреждениях, предполагает не только приобщение детей к художественной деятельности с цветом. Данная работа предполагает создание условий для осознания ценностных критериев цвета в макро и микро мире, а также, создание условий для приобщения детей к сложившимся традициям, обычаям, в которых цвет играет решающую роль. Это особенно важно для детей, чьи семьи подверглись вынужденному переселению и для детей, семьи которых остались на территории, где произошли определенные социально-политические изменения или военные ситуации.

В разработке проблем теории и практики гражданского воспитания детей в предметно-пространственной среде средствами цветового воздействия мы исходили из того, что в основе деятельности любого специалиста, работающего над данной проблемой, лежит забота о возвращении общественно ценных идеалов цвета в окружающем пространстве, а значит, главное, цвета как символа обновленного государства. Эта идея не только определила содержание гражданского воспитания детей в предметно- пространственной среде средствами цветового воздействия, но и отразила теоретический аспект исследуемой нами проблемы, а именно, в теории психолого-педагогической работы под гражданским воспитанием детей факторами среды понимается многоуровневое явление, присущее воспитательному и образовательному циклу. Следовательно, педагогический эксперимент, в русле исследования научных источников, направлен: на выявление условий эффективного использования цвета как фактора гражданского воспитания детей; на раскрытие наиболее эффективных путей формирования представлений и суждений детей о факторах цвета в предметно-пространственной среде; их предпочтениям цветовым гаммам и на проверку результативности гражданского воспитания факторами цвета в предметно- пространственной среде.

Исследование профессионально-педагогического мышления специалистов в области дошкольного образования и воспитания,, применительно к задачам данного исследования, основывалось на целостном отражении педагогической ситуации - гражданского воспитания детей, многовариантном ее видении и разработке системы педагогических задач, направляющих деятельность данных специалистов.

В экспериментальное исследование вошло наблюдение за выполнением педагогами-воспитателями профессионально-педагогических функций, которые включали такие компоненты, таких как педагогическое общение, сопереживание вместе с воспитанником каких- либо социально-общественных и личностных фактов, связанных с осмыслением символики цвета и связей с реалиями социума.

Педагогическая деятельность воспитателей в эксперименте рассматривалась как основа гражданского воспитания ребенка. Она отражала не только профессиональную сущность, развивающего, воспитывающего и социализирующего влияния на личность ребенка, но и одно из сущностных природосообразных предназначений педагога оказывать целостное влияние на духовный мир ребенка. В воспитательной педагогической деятельности открывалось его природное предназначение - оказывать влияние на духовный мир ребенка.

В процессе опытно-экспериментального исследования, область образовательно-воспитательного комплекса функционально осваивалась педагогами-воспитателями поэтапно. Основу данной педагогической деятельности составила реализация задач психолого-педагогического эксперимента в сфере гражданского воспитания детей в предметно-пространственной среде средствами цветового воздействия. А именно: образовательно-воспитательная деятельность в структуре всеобщей связи социальных явлений, отражающих направленность воспитания личности факторами цвета. Здесь же, педагогическая деятельность как целостность методологии проектирования педагогических процессов, представляющих психологические, методические, технологические аспекты сотворчества взрослых и детей; педагогическая деятельность, как управление и развитие гражданского воспитания детей в предметно- пространственной среде средствами цветового воздействия в процессе межличностного общения.

Задачи контрольного эксперимента включают в себя: анализ состояния обучения педагогов работе с цветом в процессе гражданского воспитания детей; выявление уровня сформированности у детей представлений и суждений о цвете как факторе социализирующего, развивающего и воспитывающего влияния на личность; подтверждение актуальности исследования.

Задачи формирующего эксперимента составили следующую программу действий: обосновать сущность и особенность цветового влияния на детей в процессе гражданского воспитания; разработать, апробировать и обосновать модель социально- педагогической деятельности в использовании цвета как фактора гражданского воспитания детей на базе детских учебных воспитательных учреждений, отдельного детского сада, площадки; выявление и обоснование педагогических условий гражданского воспитания формирования представлений о цвете в предметно- пространственной среде; проверка эффективности использования сенсорных эталонов по цвету и моделей сочетания цвета в окружающем социуме; разработать методические рекомендации по использованию цвета предметно-пространственной среды в практике гражданского воспитания детей; разработка научно-методических рекомендаций, включающих информацию о цветовых символиках, сообщения о ценностях цвета в материальной и духовной жизни общества; о способах деятельности с цветом в предметно- пространственной среде.

Задачи контрольного эксперимента направлены на проведение заключительного контроля по материалам обучающего эксперимента.

Задачи сравнительного эксперимента включают в себя сравнение результатов полученных в экспериментальной и контрольной группе детского сада Краснодарского края.

Определение эффективности педагогического воздействия проводимого в русле эксперимента основано на данных констатирующего * эксперимента, который проводился в 1999- 2000 году. В нем принимали участие 15 детей детского сада, что в целом составило 60 детей; формирующего эксперимента, который проходил 2001-2002 гг.; контрольного эксперимента, который был проведен в 2002-2003 гг.; сравнительного эксперимента, который проведен в 2003-2004 гг.

Для определения состояния обучения работе с цветом и выявления уровня сформированности гражданского воспитания детей в предметно-пространственной среде средствами цветового воздействия, их представлений и суждений о цвете в макро и микросоциуме, был проведен всесторонний устный опрос. Он состоял из беседы детьми, с воспитателями, с методистами. В процессе данной деятельности были проанализированы творческие работы детей, изучены существующие образовательно-воспитательные программы, в том числе и по изобразительному искусству для детского сада. Использование устного опроса для дошкольников, участвующих в дальнейшем формирующем эксперименте, объяснялась тем, что дети данного возраста еще не имели должных навыков письма. Затем только детям были заданы вопросы по наглядным пособиям. Также был проведен опрос дошкольников о цвете в предметно- пространственной среде без наглядного материала. Первоначальный диагностический срез по определению уровней гражданского воспитания детей факторами цвета предметно-пространственной среды в разнообразных видах деятельности показал характеристику низкого уровня. Дети испытывали явную трудность в выборе цвета в изобразительной деятельности (рисование, декоративно-прикладная и трудовая деятельность) затруднялись в ответах на вопросы о культурно-исторических традициях цвета (во время экскурсий), возможностях применения цвета (беседы), в игровой деятельности с цветом (цветные карточки, кубики, мозаика и т.д.). Способами познания цвета выступали в основном художественные средства (краски, карандаши, фломастеры), цветные иллюстрации, игрушки. Дети не могли объяснить использование цветовой гаммы в устном народном фольклоре, связать характеристики цвета с характеристиками поведения человека, не знали многих возможностей цвета в организации предметно-пространственной среды, использования цвета как символов и национальных особенностей своего края и т.д. На наш взгляд данное явление обусловлено отсутствием рабочих программ, методик (помимо практических рекомендаций по изобразительной деятельности) с уклоном на расширенную программу сведений о цвете, отражающих особенности цветовых традиций родного края, местности, а также связано с увлечение моно художественно-творческих занятий. Исследуя разные виды деятельности с цветом как фактором гражданского воспитания, мы не обнаружили целостного видения цветового пространства природной среды родного края детьми дошкольного возраста. Дошкольники не могли (в ряде случаев) определить значение цветовых символов и возможностей их использования в практике жизни. По мнению многих детей «ценным» является то, что обозначено «красивой краской» в природе, архитектуре, предметах быта, символах города и т.д. при этом мнения о выборе цветовой гаммы было крайне индивидуальным. Для проверки сформированных знаний о цвете применялись наглядные пособия, которые состояли из пяти тестируемых карточек. На одной из карточек нанесены разноцветные полосы. А именно, полосы зеленого, красного, оранжевого, голубого, синего, серого, розового, фиолетового, коричневого, желтого цвета. Тест по карточке, позволял фиксировать умение правильно называть тон цвета. Вторая карточка позволяла фиксировать умение правильно называть цвет, получаемый путем смешения красной и желтой краски. Третья карточка позволяла фиксировать умение правильно называть получаемый цвет при смешении синий и желтой краски. Четвертая карточка позволяла фиксировать умение правильно называть смешение красной и синей краски. Получаемые результаты смешения цвета на 2,3,4 карточку не наносились. Пятая карточка позволяла фиксировать предпочтительные сочетания цвета. Из числа (45) опрошенных дошкольников: 1 ребенок не смог назвать фиолетовый цвет, 2 дошкольника затруднялись назвать розовый цвет; 1 ребенок не назвал серый цвет; по одному дошкольнику назвали желтый цвет - лимонным; зеленый цвет - салатным; оранжевый цвет - рыжим или солнечным; коричневый цвет - темно- желтым. В целом результаты опроса по карточке говорят о сформированности умения называть только основные спектральные цвета. В процессе устного опроса дошкольники отвечали на следующие вопросы, если бы ты изображал небо, воду, землю траву, деревья то, какие бы цвета использовал? Ответы детей были лаконичны - небо голубое, синие; стволы деревьев - коричневые; трава - зеленая. Лишь один ребенок из 45 опрошенных детей назвал для неба «сизый» цвет, но при этом не смог объяснить какой это цвет В беседе испытуемые многие дети,. затруднялись ответить, какие цвета получаются при смешивании основных цветов. Из данного числа, 50 % опрашиваемых детей, не смогли объяснить, какой цвет получится в случаях смешивания красной и желтой краски, 70 % детей не знали какой цвет получится, если смешать синий и желтый цвет, примерно 97 % детей не знали какой цвет получится, если смешивать красную и фиолетовую краски. Смешивать краски и получать новые оттенки дошкольники, как правило, не умеют. Лишь два цвета -голубой и розовый дети учились получать путем смешивания на занятиях декоративно-прикладного искусства при изображении Городецких узоров, синий и белый для узоров имитирующих росписи под Гжель. А аналогичные результаты был получены в результате опроса.

Анализируя сложившуюся ситуацию, мы пришли к выводу, что основанием служит не отсутствие методических рекомендаций о цвете в предметно- пространственной среде как факторе гражданского воспитания, а некомпетентность воспитателей не сумевших организовать дошкольников на целенаправленную работу по формированию соответствующих представлений. А также не редки случаи подмены программ по изобразительному искусству программами декоративно- прикладного искусства народной культуры или оригами.

Интерес к проблеме формирования представлений о цвете и цветовых гармониях был проявлен у воспитателей. К сожалению 9 воспитателей, из числа работающих -2 имеют вывшее образование 1 человек не полное высшее остальные не специалисты области из искусства. Для того чтобы определить испытывают ли учителя трудности при обучении детей работе с цветом, и подтвердить необходимость педагогической разработки по данной проблеме, был проведен опрос воспитателей. На вопросы нужны ли детям знания, умения и навыки работы с цветом в предметно- пространственной среде? Нужно ли обучать детей работе с цветом? Все ответили - да. Ни один человек не знаком нормативным материалом по цветоведению пять человек смогли назвать методическую литературу, изученную за последнее время по проблемам обучения работе с цветом. Недостаточная осведомленность специалистов в области теории цвета объясняется тем, что книги в последнее время (учебники по изобразительному искусству для 1 класса Коротеевой Е.И. и Кузина B.C. Основы живописи для 5-8 классов Сокольниковой Н.М.), ориентированы на детей и не содержат методических рекомендаций для учителей. Вопросы проблем цвета, его гармонии в процессе гражданского воспитания подробно не освещаются. Проблеме развития чувства цвета у дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью посвящены исследования Т.С Комаровой, В.Б Озеоанской, Л.В. Пантелеевной, Е.В Прилуцкой, А.В. Размысловой, Е.С. Рогалевой и д.р.; издательской группы Паррамон. Основы живописи, Барселона, 1994; Н.М. Сокольниковой. Основы живописи, Обнинск 1996.

Проведенный нами анализ живописных работ, выявил ряд типичных ошибок, допускаемых детьми при исполнении практических заданий схематичность, шаблонность в создании композиции, не умение пользоваться цветом как средством выразительности, как способом передачи чувств и эмоций, применение только локального (подметного) цвета; путаница по светлоте и цветовому тону, отсутствие оригинальности в выборе цветовых сочетаний или их не согласованность.

Для того чтобы определить, на каком уровне находится обучение работе с цветом, была проведена анкета. Проведенное анкетирование показало, что педагоги - воспитали, работают разными художественными материалами, используют различную литературу. Большинство детей не могут назвать правильно отличительные качества и способы работы с красками. Правильно они называют только темные или светлые цвета. На вопросы, связанные с составлением новых цветовых оттенков дети затрудняются ответить.

Описание методики проведения обучающего эксперимента.

Программа опытно-экспериментального исследования основана на результатах анализа теории и практики деятельности с цветом в предметно-пространственной среде как фактором позитивной гражданского воспитания в России и за ее пределами, в том числе, на территории Краснодарского края. А также, на сформировавшемся представлении о цвете в макро и микросоциуме как факторе гражданского воспитания, в разработанной процедуре изучения данной структуры, которая предназначена для проверки основных положений рабочей гипотезы и обоснования модели гражданского воспитания детей в предметно-пространственной среде средствами цветового воздействия.

Исходя из того, что в исследуемой модели, под категорией «субъекта» и «объекта» понимаются педагоги-воспитатели детских дошкольных учреждений, семья и дети дошкольного возраста, выборку опытно-экспериментальной работы составили: в качестве ее субъекта - педагоги-воспитатели различного профиля в дошкольных учреждениях, семьи детей. В качестве ее объекта - дети дошкольного возраста, находящиеся в детских образовательно-воспитательных дошкольных учреждениях.

Кроме того, к реализации программы привлекались в качестве независимых экспертов социальные работники и педагоги по социальной работе с семьей, представители органов образования и здравоохранения, а также специалисты в области искусствоведческой деятельности и, непосредственно, педагоги по изобразительному искусству.

Структурно и содержательно в опытно-экспериментальной работе выделилось четыре направления:

- Работа с детьми в дошкольных учреждениях.

- Работа со специалистами дошкольных учреждений.

- Работа с ребенком дошкольного возраста в семье. Организационно-методические вопросы реализации программы.

- Работа с детьми дошкольного возраста.

Для выявления и обоснования педагогических условий формирования представлений о цвете у детей и для проверки эффективности используемых приемов позитивного педагогического социализирующего воздействия в течение трех лет велось наблюдение за экспериментальными и контрольными группами, проводилось анкетирование, изучалась и анализировалась деятельность детей сравнивались и фиксировались результаты.

На основании данных обследования было выделено три категории детей (среди других воспитанников) в дошкольных учреждениях, значимых для обоснования теоретической модели: а) проблемные дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях; б) временно проблемные дети, воспитывающиеся в неполноценных семьях; в) кризисные дети, воспитывающиеся в семье эмигрантов и вынужденных переселенцев.

И, так, для проверки положений рабочей гипотезы были избраны: детские дошкольные учреждения г. Краснодара и Краснодарского края, г. Москвы, как поле педагогической деятельности, включающее в себя: детей; область гражданского воспитания как область общественной культуры, к которой специалист в области образовательно-воспитательной деятельности приобщает ребенка дошкольного возраста; процесс педагогического общения специалиста в области образовательной дошкольной деятельности как специфический механизм гражданского воспитания детей в предметно-пространственной среде средствами цветового воздействия.

Исходным основанием исследования дошкольного образования на всех его этапах, явилось представление о природе образовательно-воспитательной деятельности в условиях гражданского воспитания факторами цвета в предметно- пространственной среде. Соответственно, исследуются три области: дети дошкольного возраста; процесс цветового воздействия на детей; организационно- педагогическое и методическое обеспечение системы гражданского воспитания детей в предметно-пространственной среде средствами цветового воздействия (создание, развитие, опыт и оценивание гражданского воспитания ребенка на сложившихся традициях цвета в культурно- исторической среде Краснодарского края).

Программа предусматривала также работу с детьми дошкольного возраста по трем направлениям, прежде чем состоялся с ними процесс. гражданского воспитания факторами цвета в предметно- пространственной среде. Первое - это реализация мер помощи детям, которые оказались в затрудненном положении в связи с психолого-педагогическим неблагополучием семьи. Прогнозирование возможных психолого-педагогических трудностей у детей в семье, которая оказалась в изменившихся условиях обитания. Далее, изучение и учет национально-психологических особенностей и религиозных предпочтений в семье детей при выборе цвета как фактора гражданского воспитания.. Информационно-воспитательное сопровождение мотива гражданского воспитания факторами цвета в предметно-пространственной среде в семье ребенка дошкольного возраста, оказавшейся в затруднительном социально-бытовом положении. Второе - создание благоприятных условий для разрешения проблемных ситуаций в процессе гражданского воспитания детей факторами цвета в макро и микросоциуме. В этом плане активизировалась деятельность педагогов-воспитателей дошкольных учреждений, специалистов: по работе с семьей, в области здравоохранения, искусствоведов, психологов. Их задача состояла в том, чтобы не только наладить взаимодействие специалистов с детьми в нужном направлении, но и подготовить необходимую «почву» для осуществления в дальнейшем процесса гражданского воспитания с детьми дошкольного возраста факторами среды. Третье - поэтапное подключение к детям дошкольного возраста их сверстников и старших детей для восстановления собственного потенциала каждого ребенка, перенесшего миграционное переселение.

На условно обозначенных этапах проводилась: а) информационно-аналитическая работа, которая включала в себя информационную достаточность просвещения о «достоинствах» той или иной политической, региональной, национальной, религиозной системе, к которой ранее принадлежал данный ребенок. А также, определение с данным ребенком общего замысла позитивной гражданского воспитания факторами цвета в окружающем социуме во вновь создавшейся для него жизненной ситуации; б) прогностическая работа, которая включала в себя: согласование с семьей ребенка необходимых вариантов гражданского воспитания факторами среды, с целью избежания возможных негативных последствий; в) стимулирование взаимодействия, которое включало в себя демонстрацию позитивных подвижек в освоении детьми цвета в предметно-пространственной среде как фактора гражданского воспитания. А также, устное поощрение действий семьи и различных специалистов в оказании посильной помощи для осуществления процесса гражданского воспитания детей в предметно-пространственной среде средствами цветового воздействия; г) реабилитационная работа, которая включала в себя профилактические и воспитательные беседы, обмен опытом. Кроме того, проводимая работа сопровождалась диагностированием психологического состояния детей и, соответственно, его семьи.

В опытно - экспериментальной работе программа предусматривала использование: предшествующего опыта психолого-педагогической работы с неблагополучными семьями детей; положительного потенциала других семей; услуги работников и педагогов социальной реабилитационной сферы.

Работа со специалистами в области дошкольного образования и воспитания детей. В опытно- экспериментальной работе приняло участие боле 120 специалистов различного профиля. Более 80% из них имеет высшее образование, но, к сожалению, деятельность у 25% специалистов не соответствует профилю специальности. Более 55% из них прошли курсы повышения квалификации или переподготовки в области дошкольного образования и воспитания. Практически каждый третий из них, несмотря включение в образовательно-воспитательную работу, не удовлетворен своими возможностями осуществления процесса гражданского воспитания факторами цвета в предметно- пространственной среде в связи с отсутствием профессиональной искусствоведческой подготовки. В значительной мере, как свидетельствуют данные опроса, это объяснялось: нестандартностью других целей и задач в сложной воспитательной работе с детьми дошкольного возраста, неопределенностью своего положения, с точки зрения выполняемых совмещенных обязанностей по занимаемой должности воспитателя, педагога, нянечки, иногда, психолога; реальным состоянием - чрезмерно перегруженной деятельности с детьми и т.д. Более 55% затруднялись охарактеризовать собственные возможности в области гражданского воспитания детей факторами цвета в предметно-пространственной среде (объясняя это отсутствием должной учебной методической литературы) и проявили явный интерес к их образовательной деятельности, направленной на обеспечении данными знаниями. Менее 40% специалистов не только имели не точности в ответе на вопрос о характере собственных мероприятий, которые были направлены на гражданское воспитание факторами среды, но и нуждались также в профессиональной переподготовке как педагоги-воспитатели дошкольных учреждений.

Характеристика деятельности специалистов в области дошкольного воспитания позволила выявить ряд проблем, среди которых доминирующее звено возглавляет: первое - необходимая подготовка; второе- развитие профессиональной воспитательной и образовательной мотивации для обеспечения процесса гражданского воспитания детей факторами среды; третье- создание необходимо должных социально- материальных условий для работников в дошкольных детских учреждениях; в- четвертых, активное привлечение дополнительных специалистов, необходимых для работы в детских дошкольных учреждениях; в- пятых, освобождение от других совмещаемых должностей педагогов-воспитателей.

Предметом подготовки педагогов-воспитателей дошкольных учреждений стали актуальные задачи образовательно-воспитательной работы в области гражданского воспитания детей в предметно-пространственной среде средствами цветового воздействия. А также освоение отечественного и зарубежного опыта в данной области. Психолого-педагогический анализ процесса гражданского воспитания детей факторами цвета в предметно-пространственной среде. Психолого-педагогическая подготовка специалистов к деятельности и общению с детьми дошкольного возраста» Изучение на спецкурсах государственных и ведомственных документов по дошкольному образованию и воспитанию детей.

В целях развития у педагогов-воспитателей профессиональной мотивации в обучающей программе были предусмотрены следующие мероприятия: а) разъяснение функциональных обязанностей специалиста, работающего над проблемой гражданского воспитания детей факторами среды; б) демонстрация намеченных целей и достигнутого результата; в) совместные мероприятия со специалистами, работающими над данной проблемой в других регионах страны; г) оценка деятельности педагогов-воспитателей в области гражданского воспитания детей со стороны руководства, семьи, других специалистов.

В целях реализации возможностей педагогов-воспитателей проводились мероприятия: а) перспективное планирование занятий, необходимых для решения проблем гражданского воспитания детей средствами цветового воздействия в окружающем пространстве; б) согласование действий педагогов - воспитателей с администрацией и семьей в решении комплексных задач гражданского воспитания детей факторами среды; в) поручение персональных заданий семье для обеспечения посильной помощи.

Работа с семьей. Жизнедеятельность семьи в современных условиях прямо или косвенно зависит от причастных к ней людей, ее благосостояния и семейного благополучия. Следовательно, гражданское воспитание детей факторами среды в семье прямо или косвенно зависит от сложившегося стереотипа приемлемости тех или иных факторов обществом, группой людей, семьей, конкретно одним человеком. Высокая частота общения во всех сферах жизнедеятельности имеет для различных факторов, в том числе и цвета, как фактора, насыщенный и динамичный информационный контур. Соответственно, от этого зависит уровень эмоционального отношения у супружеской пары к данным факторам. Адаптация семьи к современным факторам гражданского воспитания детей носит затяжной характер и сопровождается появлением новых психолого-педагогических проблем.

Можно сказать, что, изложенная в данном варианте,, модель проводимого эксперимента является классической. Вначале проводилось предварительное тестирование - устный опрос в экспериментальной группе и контрольной группе. Пре тест, определяющий начальный уровень знаний, умений и навыков подтвердил, что стартовые возможности экспериментальной контрольной группы одинаковы. Затем в экспериментальной группе велась работа по экспериментальной методике, а в контрольной группе без экспериментального фактора.

Эмоциональное восприятие цвета в окружающем мире стимулировалось посредством использования на занятиях поэтических и музыкальных произведений. Но более высокий эффект эмоционального восприятия цвета в процессе сказочно-игровых занятий создавала цветомузыка и программный цветомузыкальный компьютерный комплекс «Русский щит». Так, например, практическая деятельность в программе «Радуга-дуга», предусматривала набор цвета одной гаммы, имеющей разную тональность, в тоже время программа «Цветик - семицветик» предусматривала в практической деятельности использование только контрастное сочетание цвета.. Сообщения нового материала о цвете в окружающем мире, более эффективно воспринималось в форме сказки, театрализованного представления, в процессе экскурсионных походов. Но особый эффект на занятиях приносило сопровождение информации о цвете в предметно-пространственной среде дополнение компьютерными программами. Применение различных видов игр («Цветные фанты», «Садовник» и т.д.), в которых главная роль отводилась цвету, позволяло детям развивать творческие способности. Восприятие цвета природных растений, предметов быта (в процессе данных игр) создавало условие для восхищения их цветовыми сочетаниями, цветовыми созвучиями в окружающем мире и их цветом в произведениях художников. И, так, первый этап заключался в знакомстве с цветом в природных условиях ив живописных произведениях. Далее, знакомство с цветом продолжалось, в процессе изобразительной деятельности (знакомство с живописными приемами, со смешением красок и получением оттенков). А также, в декоративно-прикладной деятельности (знакомство с цветом различного материала). Затем, на втором этапе, знакомство продолжалось на примере сравнения детских работ с основными и производными цветами в окружающем социуме и в произведениях художников. Как результат данного знакомства, обеспечивалось обогащение детского словарного запаса цветовыми обозначениями. Знакомство с цветом в предметно-пространственной среде в сказочно-игровой форме завершалось театрализованным представлением. Но прежде цветные декорации, костюмы, другая бутафорская продукция, по мере их возрастных возможностей, изготавливалась детьми. Безусловно, включение помощи со стороны семьи, педагогов-воспитателей и других специалистов исходило из производственной необходимости. Но это вносило соответствующие поправки и не лишало детей их собственной творческой фантазии, а также, не мешало процессу реализации знаний, умений и навыков практической деятельности с цветом в предметно- пространственной среде. Как итог данной деятельности, являлось выполнение творческих заданий с цветовой палитрой, в которых дети отражали сюжеты театрализованного представления. И, если на первом этапе дети в работе над цветовым решением композиции полагались в основном на личные чувства и интуицию. То, на втором этапе этим личным качествам, хотя и уделялось внимание, но при этом сказывалось умение проявлять осознанный выбор цвета для решения композиции. Этому способствовало продолжительное знакомство с теорией цвета. А также, знакомство с новыми возможностями цвета в компьютерных программах и моделирование собственных сочетаний цвета. Осознанное ограничение или осознанное расширение палитры цвета. Выполнение проблемно-поисковых заданий с цветом в. предметно-пространственной среде. Самостоятельно проведенный анализ произведений искусств. Необходимое изучение литературных источников, где решающее значение имеет цвет как определенный символ, русского народного фольклора, в котором в иносказательной форме трактуется понятие цвета, практического и теоретического опыта известных художников. Знакомство с цветом флоры и фауны. А также, частичное знакомство с психологией конкретного цвета. Первый этап можно обозначить как ориентационный (пробуждение интереса к цвету в предметно- пространственной среде, знакомство с теорией цвета). Данный этап включает себя три уровня. Первый уровень - поисковый, связан с приобретением представлений о цвете в предметно- пространственной среде, с повышением уровня критичности при анализе различных цветовых отношений. Второй уровень - корректирующий уровень, направлен на повышение уровня осознанности суждений о цвете как компоненте духовной и материальной культуре. Третий уровень -инновационный уровень, включает в себя в практическую деятельность по созданию цветовых композиций в ближайшем окружении. А также, самостоятельное решение колористических задач в изобразительной и декоративно- прикладной деятельности. Обучение строилось с учетом разных способов возрастного мышления детей и таким образом, чтобы ребенок получал информацию о цвете в микро и макро социуме, как на визуальном, так и на вербальном уровне. Заранее был изготовлен и использовался на уроках наглядный материал в виде таблиц и в виде индивидуального раздаточного материала разноцветных геометрических фигур (полосы, треугольники, трапеции, конусы, квадраты, овалы, пирамиды, окружности и полусферы). Творческие задания с цветными геометрическими фигурами имели самый разнообразный смысловой характер. Но при этом они были не сложны для освоения их детьми дошкольного возраста. Особенно это касалось тех заданий, в которых первостепенное значение имела непосредственно гамма цвета. Поэтапная работа по формированию основных представлений о цвете в окружающем социуме строилась, как правило, в процессе беседы во время знакомства детей с цветом интерьера, одежды, игрушек, произведений искусства, иллюстративного материала, окружающей природы, теле и видео средств и т.д. Но особое внимание во время беседы уделялось информации, которая вскрывала особенности использования цвета как символа государства. А также символикам цвета в различных общественных движениях, имеющих в своей основе гуманистическое начало. В процессе беседы изучались, национальные обычаи и традиции, где цвет играл определенные символические значения. Пост тесты, проводимые в течение последующих лет, показали высокую результативность эксперимента. В качестве пост теста детям предлагалось в творческой деятельности отобразить любой знакомый им цвет. Результаты детского творчества позволили сделать вывод о том, что во многих произведениях детского творчества, в первую очередь, присутствовал цвет государственного символа. Затем, в цветных мозаиках дошкольников чаще всего отражался цвет «черного моря», цвет флоры и фауны, цвет «любимой» игрушки. Реже дети делали попытки использовать цвет в дизайне интерьера. Менее всего интересовал детей цвет одежды.

Мы выделили следующие критерии сформированных знаний, умений и навыков деятельности с цветом в окружающем пространстве. А именно: во-первых, правильное использование художественного материала в процессе передачи цвета в предметно-пространственной среде. Умение передавать цвет макро и микросоциума в творческом произведении. Осознавать значение символики цвета в устном народном творчестве, в образно-поэтическом литературном жанре. Понимать значение цвета как главного символа страны. Знать обычаи и традиции использования цвета в собственной стране и за рубежом.

Сформированность данных знаний, умений и навыков в экспериментальной и контрольной группе вначале была примерно одинакова. Но в экспериментальном классе был более высоким уровень работ, имеющих отношение к цвету в предметно- пространственной среде.

К основным критериям относилось наличие представлений и суждений у детей о цвете как компоненте духовной и материальной культуры. Приобретение первоначальных представлений о физических, психических, биологических особенностях цветовой гаммы и способах ее использования в творческой деятельности. Знания умения и навыки работы с цветом в процессе творческой деятельности. Приобретение практических навыков работы с художественным инструментарием и раздаточным материалом.

Для проверки данных представлений и умений, детям были предложены последовательно темы «цвет главного символа России», «мой любимый цвет», «цвет настроения - голубая и розовая мечта, светлая надежда, серая скука, тоска зеленая, черная печаль», «весна - красна», «зимой и летом одним цветом», «осень - пора золотая». Выбор тем отличался простотой и доступностью для детей и интересными возможностями реализации внутреннего состояния души посредством различных и различных цветовых сочетаний. В качестве раздаточного материала были предложены цветные геометрические фигуры (треугольник, полукруг, круг, квадрат и т.д.). Дети, согласно собственным представлениям и суждениям о цвете в предметно- пространственной среде, самостоятельно собирали цветные композиции из раздаточного материала. Данные задания специально не менялись в тесте второго этапа обучающего эксперимента. В связи с чем, полученные после теста результаты показали четко наметившуюся разницу в цветовых композициях между контрольными и экспериментальными группами. Одновременно резко высветилось предпочтение цветовой гаммы в творческих композициях, в зависимости от психофизических особенностей развития детей. Причем, композиции на одну и ту же тему отличались между собой не только авторскими вкусовыми мотивами, но и, одновременно, резко выраженной динамикой композиции, тональностью подбора цветовой гаммы обусловленной темпераментом характера, разновидностью пола, национальностью ребенка. Конкретно в изобразительной деятельности отобразились знания, умения и навыки работы с художественным материалом, а именно, с акварельными или гуашевыми красками. А также практические навыки работы с художественными, кистями, фломастерами, цветными карандашами и цветными мелками. В декоративно-прикладной деятельности проявили себя не столько художественные приемы по использованию природного и искусственного материала, сколько цветовые сочетания в продуктах творческой деятельности. Полученные в конце тестирования результаты в творческих композициях свидетельствовали о четко наметившейся разнице между контрольными и экспериментальными группами.

Исследуя третью экспериментальную группу «Б», мы выделили основные критерии в данном исследовании. А именно: умение выделять культурно-исторические ценности цвета, способность применять в практической деятельности знания, умения и навыки о цвете в предметно-пространственной среде, умение анализировать собственную творческую деятельность с цветом, умение формулировать результаты теоретической и практической деятельности с цветом в предметно- пространственной среде. Пост тестом в контрольной группе «Б» служило создание творческой композиции «Черное море» с цветом в предметно- пространственной среде. А также проводился опрос о культурно- исторических ценностях цвета в предметно-пространственной среде. Результаты устного тестирования в данном исследовании показали аналогичный показатель, который достигнут в предыдущий год. Практические результаты деятельности с цветом, в сравнении с предыдущими результатами, были несколько выше. Дошкольники расширили цветовую палитру, за счет внедрения в декоративно- прикладной, дизайнерской и изобразительной деятельности новые для них цветовых сочетаний живописных и прикладных средств. Однако большинство детей использовало прошлогодние знания, умения и навыки в оформлении интерьера «Дно Черного моря» и тексты из театрализованного представления. Они, в большем числе, повторили бутафорские продукты творческой деятельности, ассоциирующие морскую флору и фауну. В следующем пост тесте, в изобразительной деятельности был изменен сюжет, но живописная техника и цветовое решение имело явное сходство с прежними работами. Устный опрос проводился на основе демонстрации репродукций: с изображением государственных символов, произведений известных художников, продуктов декоративно- прикладного искусства, современного дизайна, фрагменты архитектурного дизайна, одежды, компьютерных программ «Русский щит», в которых цвет имел: решающее значение. В течение опытно- экспериментальной работы проведено более 25 диагностических процедур работы с цветом в окружающем социуме. Одновременно обрабатывалась стандартная схема эксперимента, а именно: по результатам анализа первичного замера регистрируемых показателей гражданского воспитания детей факторами цвета в предметно-пространственной среде; реализовалась дальнейшая программа опытно-экспериментальной работы.

В ходе формирующего эксперимента мы обнаружили тесную взаимосвязь между особенностями художественно-эстетической деятельности цветом детьми дошкольного возраста и их способностью устанавливать меж сенсорные связи в процессе освоения культурно-исторических традиций цвета в Краснодарском: крае. Более подробно, художественно-эстетическая деятельность с цветом всегда проходила на большем эмоционально- чувственном уровне и была успешна в завершении при восприятии «знакомых» ребенку особенностей цвета, чем обычно, при проведении тематических занятий этого цикла. Следует рассмотреть и некоторые сложности в процессе гражданского воспитания детей. А именно, сложность возникала в освоении того или иного материала о цвете в предметно-пространственной среде, если не учитывались региональные и национальные особенности, присущие родному краю. Возникала проблема в процессе гражданского воспитания дошкольников в предметно-пространственной среде средствами цветового воздействия, если: внимание детей направлялось на содержание, не имеющее отношение к цвету в предметно- пространственной среде; сообщение не соответствовало эстетическому значению цвета в культурно- исторической среде; информация о цвете в предметно- пространственной среде не была доступна для осознания ребенком его ценностей в макро и микросоциуме.

В процессе исследования выяснилось, что ребенку достаточно трудно проследить взаимосвязь между реальным названием цвета и: образной характеристикой цвета, используемой в литературном жанре (золотая осень, серый дождь и т.д.); составлением вербальных «характеристик» конкретному человеку (красная девица, и т.д.); вымышленному персонажу (белый маг или волшебник, черный маг); каким-либо эмоционально-чувственным состоянием организма (серая скука, тоска зеленая и т.д.).

А также, освоить применение цвета в ритуальных обрядах. Осознать его применение в одежде с учетом возрастных особенностей. Научиться различать общепринятые признаки предпочтения цвета при разделении людей по половым признакам. Изучить национальные особенности предпочтения цветовой гаммы. Осознать заложенный в цветовую гамму идейный смысл политических символов различных партий и объединений и т.д.

Количественные показатели позволили определить, что высокий уровень познавательной деятельности по освоению культурно-исторических традиций цвета в процессе гражданского воспитания составил 5%, средний 40%, низкий 45%. Следует отметить, что в процессе научного исследования произошли заметные сдвиги в лучшую сторону. Это характеризовалась тем, что дети дошкольного возраста в очень короткое время смогли освоить педагогические основы гражданского воспитания на культурно-исторических традициях цвета Краснодарского края, непосредственно через разнообразные виды деятельности. На этих занятиях появилась определенная логика в построении творческих рассказов о цвете, в создании собственных рисунков не только индивидуальных, но и коллективных. Понятие цвет культурно-исторической среды и его традиции приобрело огромное количество детских значений - «когда все узнают по цветовой гамме национальность человека», «это цвет возраста человека», «это цвет времени года», «цвет символов нашего государства; нашего времени», «это цвет, когда приходит праздник» и т.д.

Специально организованная художественно-эстетическая деятельность с цветом в самом дошкольном учреждении способствовала, на наш взгляд, более эффективному росту умственного, речевого, практического художественно-творческого, духовно-нравственного развития детей, что обуславливает гражданское воспитание. У детей появилась потребность узнать что-либо новое о цвете, фрагментах его применения в пределах своего дома, города, края, стали делать попытки обмениваться мнениями о цвете и делиться полученными знаниями.

На контрольном этапе исследования; были выявлены следующие результаты педагогических основ гражданского воспитания детей в предметно-пространственной среде средствами цветового воздействия.

В нашем исследовании учреждения по образованию и воспитанию детей рассматриваются как открытая воспитательная система, прежде всего с позиций, накопленного материала о цвете культурно-исторического социума, отдельного региона, в гражданского воспитания ребенка. В связи с чем, экспериментальная работа включала рассмотрение следующих проблем, а именно: уточнение целей гражданского воспитания в современных условиях; всесторонний анализ деятельности детей в группах; функции и квалификацию педагогов и воспитателей детских учреждений; взаимосвязь коллектива детского сада с родителями и ближайшим кругом людей, с сотрудниками краеведческих музеев и картинных галерей, учреждений, имеющих прямое отношение к цвету.

В ходе опытно-экспериментальной работы установлено, что процесс преобразования цвета в предметно-пространственной среде в фактор гражданского воспитания детей протекает в четыре этапа. Причем каждому этапу соответствуют определенные направления образовательной и воспитательной работы с дошкольниками. Рассмотрим каждый этап в последовательном порядке более подробно. Первый этап несет информационно-аналитический характер и направлен на создание банка данных об актуальных проблемах цвета в предметно- пространственной среде, его возможностях и особенностях в решении задач гражданского воспитания ребенка. На этом же этапе данных, формируется база гражданского воспитания данных о цвете в окружающем пространстве. В данном случае формируется банк данных о цвете как идейном носителе антиобщественных, антигуманных настроений отдельных групп и объединений населения, редко встречающихся, но, тем не менее, имеющих место. Соответственно, формируется банк необходимых образовательных и воспитательных профилактических мероприятий. А также, банк данных о ликвидации негативных последствий в процессе гражданского воспитания детей в предметно-пространственной среде средствами цветового воздействия. Основными задачами первого этапа являются: анализ особенностей и возможностей гражданского воспитания факторами цвета в предметно-пространственной среде в отечественной и зарубежной практике образования и воспитания детей; изучение зарубежного и отечественного опыта обеспечения процесса гражданского воспитания факторами среды; оценка уровня сложности процесса гражданского воспитания факторами цвета в окружающем социуме для детей; учет в процессе гражданского воспитания факторами среды национальных, региональных, религиозных особенностей детей и, соответственно, его семьи; анализ территориального, семейного, физиологического и психологического благополучия детей, как необходимого условия для совершенствования процесса гражданского воспитания средствами цветового воздействия. Следующий этап носит прогностический характер, необходимый для наблюдения отдаленных результатов гражданского воспитания детей факторами среды. Особенностями данного этапа являются актуальность проблемы, состояние общественной и политической обстановки в государстве, психологического и физиологического развития детей и их семейного благополучия. Среди задач данного этапа следует выделить: прогнозирование направления и содержания процесса гражданского воспитания факторами среды на различных этапах развития детей. А также, прогнозирование направления и содержания в изменяющихся социально-политических условиях жизни; прогнозирование эффективности проводимых мероприятий, направленных на гражданское воспитание детей факторами среды. Следовательно, прогнозирование конечного результата данной деятельности.

Третий этап носит предпочтительный характер. Он включает в себя эвристическое состояние в творческой деятельности с цветом в макро и микросоциуме и отличается динамичностью и изменчивостью характера в процессе гражданского воспитания. На данном этапе придается особое значение стимулированию творческой деятельности с цветом в предметно-пространственной среде. Основное внимание концентрируется на целесообразной необходимости данной эстетической деятельности, ее качественного состояния, оригинальности дизайнерского решения, композиционного построения, полноты использования цветовой гаммы и т.д. Среди задач данного этапа следует выделить: гражданское воспитание факторами цвета в предметно-пространственной среде; разработку и внедрение методик эстетической оценки цвета в окружающем мире, методик формирующих эстетический вкус как основной компонент эстетической культуры и культуры в целом, методических разработок и рекомендаций работы с цветом в макро и микросоциуме; психолого-педагогическая помощь дошкольникам в организации работы с цветом в ближайшем окружении.

Следующий этап, четвертый, несет сопроводительный, восстановительный характер. Его особенность от остальных этапов заключается в оказании необходимой помощи детям и, соответственно, их семьям, перенесшим вынужденное переселение, эмиграцию. Включение данных детей в процесс гражданского воспитания факторами цвета в новом для них окружении. Сохранение авторитета в предыдущих параметрах эстетической культуры данного населения и приобщение к новым условиям жизнедеятельности, с включением в нее цвета в макро и микросоциума. Главной особенностью на данном этапе является проверка существующих методик и рекомендаций по использованию цвета фактором гражданского воспитания детей. Основными задачами на данном этапе выступает: психолого-педагогическое сопровождение детей, перенесших стрессовые ситуации (вынужденный переезд, миграцию и т.д.) в процессе гражданского воспитания факторами среды; эстетическое воспитание на культурно-исторических традициях цвета в макро и микросоциуме, в новых для ребенка, условиях жизнедеятельности; формирование знаний, умений и конструктивных навыков самостоятельной деятельности с цветом в ближайшем окружении; внедрение в практику гражданского воспитания отдельных элементов деятельности с цветом в предметно-пространственной среде, ранее усвоенных детьми (с учетом региональных, национальных, религиозных особенностей). Для проверки надежности вышеназванного механизма взаимосвязи, в процессе опытно-экспериментальной работы реализовались диагностические процедуры-измерения в следующем порядке: анализировались показатели уровней гражданского воспитания детей факторами цвета в предметно-пространственной среде и выяснялась значимость каждого этапа для данного процесса; анализировался каждый этап гражданского воспитания дошкольников в предметно-пространственной среде средствами цветового воздействия соотношении друг с другом; анализировались все этапы гражданского воспитания детей факторами цвета в окружающем социуме относительно конкретного единичного этапа в данном процессе; анализировался конечный результат процесса гражданского воспитания относительно начального и промежуточного единичного этапа в данном процессе и, конкретно, всех изначальных этапов вместе взятых.

Таким образом, наглядно всесторонне просматривается целостный механизм процесса гражданского воспитания детей в предметно-пространственной среде средствами цветового воздействия. С одной стороны выясняется логика использования психолого-педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста. С другой стороны, определенную периодизацию в организации данного процесса. А также, непосредственно, содержание гражданского воспитания детей факторами цвета в предметно-пространственной среде. Таким образом, рассматривается как внутреннее состояние всех компонентов гражданского воспитания факторами среды, так и взаимосвязи, и взаимозависимости, обеспечивающие полноту, единство стойкое функционирование исследуемого процесса.

Одной из важных предпосылок обоснования процесса гражданского воспитания детей в предметно-пространственной среде средствами цветового воздействия, является оценка его эффективности. Следовательно, особое внимание было уделено выбору критериев и количественных показателей, определяющих способ оценочных суждений. К критериям, которые соответствуют оценке вида деятельности с цветом как фактором гражданского воспитания детей, можно отнести начальные результаты, непосредственные результаты и конечные результаты. Критерии, отражавшие начальные результаты (диагностические исследования, методики и рекомендации по образовательно-воспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста), включают в себя средства, которые складываются в деятельность, направленную на гражданское воспитание детей факторами цвета в предметно- пространственной среде. Критерии, -отражавшие непосредственные результаты (реальное состояние и изменение знаний, умений и навыков деятельности с цветом в предметно-пространственной среде), включают методики, направленные на прогнозирование и срезовое диагностирование. Критерии, отражавшие конечные результаты (завершение процесса гражданского воспитания факторами среды), включают в себя анализ и результаты завершения процесса гражданского воспитания детей.

Анализ критериев вышеназванных групп, в процессе экспериментального исследования, позволяет проследить эффективность внедрения в образовательную» и воспитательную систему гражданского воспитания детей в предметно-пространственной среде средствами цветового воздействия.

В нашем исследовании представлена количественная характеристика фактического и запланированного количества числа дошкольников, которые закреплены за процессом гражданского воспитания факторами цвета в предметно-пространственной среде. Соотношение количества детей и качественных показателей исходит из соответствующего математического расчета. В опытно-экспериментальной работе учитывалось то обстоятельство, что количественные показатели, характеризующие запланированное и фактическое число детей, более достоверны, чем показатели, характеризующие непосредственные и конечные результаты процесса гражданского воспитания детей факторами среды, так они в большей мере доступны для непосредственного наблюдения. Поэтому для некоторых критериев, таких как уровень предыдущих сформированных знаний о цвете в макро и микросоциуме, объем пространственно- образного мышления дошкольников, ресурсы затраченного времени для более эффективного освоения необходимого материала о цвете в окружающем социуме и освоение знаний, умений и навыков деятельности с цветом в предметно-пространственной среде, необходимое количество педагогов-воспитателей, задействованных в процессе гражданского воспитания необходимы более точные показатели.

В процессе исследовательской работы удалось установить критерии и показатели гражданского воспитания детей на основе отношений между количественными их показателями и личностными вкусовыми оценками цвета в предметно- пространственной среде детьми дошкольного возраста.

Другие же, например, такие как эмоциональное эстетическое восприятие объектов, в предметно-пространственной среде у детей, перенесших стрессовую ситуацию, уровень простоты или сложности в адаптации дошкольников, в новых для них, после эмиграционных условиях и, соответственно, для данных детей, эмоционально-чувственное удовлетворение от факторов среды и т.д. не поддавались измерению. В связи, с чем требуется дополнительное составление соответствующих методик, что не является принципиально важным для нашего исследования.

Большую сложность вызывал выбор цветовых объектов как факторов гражданского воспитания детей. Большое затруднение вызывало также не разработанность данного вопроса ранее, относительно временного порядка, необходимого для организации и включения его в практику деятельности процесса гражданского воспитания в дошкольных учреждениях. Определенную трудность составило исследование общих требований таких, как основательности - отражение сущности процесса гражданского воспитания детей факторами цвета в предметно-пространственной среде; относительности - поскольку абсолютных данных о личностных вкусовых предпочтениях цвета в предметно-пространственной среде нет, каждый способ исследования данных вкусовых предпочтений цвета в процессе гражданского воспитания дает соответствующие результаты, которые нуждаются в проверке; стабильности, которая предполагает сравнение индивидуальных вкусовых предпочтений в предметно-пространственной среде в экспериментальных срезах с общепринятыми.

Так как индивидуальное чувство вкуса и цвета достаточно противоречиво в природе взрослого человека и тем более ребенка дошкольного возраста, важным представляется формирование общественных идеалов в процессе гражданского воспитания, заложенных в цвете в макро- и микросоциуме и анализ его формирования.

В ходе опытно-экспериментальной работы с учетом выявленных трудностей и противоречий, присущих гражданскому воспитанию детей факторами среды и на основе результатов констатирующего и формирующего экспериментов, проводился контрольный срезовый эксперимент. Его цель состояла в изучении завершения психолого-педагогических механизмов исследуемого процесса. Реализация этой цели осуществлялась на основе раннее разработанной и внедренной в практику эксперимента программы гражданского воспитания детей факторами среды.

Опытно-экспериментальная работа проводилась при участии педагогов-воспитателей, руководителей дошкольных учреждений и приглашенных специалистов в области дошкольного образования и воспитания, представляющих различные ведомства. Подбор специалистов осуществлялся совокупностью определяемых целей, уровнем образования, опытом работы с детьми дошкольного возраста, целями образовательной и воспитательной деятельности.

Количественные показатели контрольного среза у дошкольников, участвующих в процессе гражданского воспитания, позволили определить, что высокий уровень познавательной деятельности по освоению культурно-исторических традиций цвета в окончании процесса гражданского воспитания составил 60%, средний - 55%, низкий - 25%.

Количественные показатели контрольного среза у детей, не участвующих в экспериментальном процессе и занимающихся по другим различным образовательным и воспитательным программам, выявили, что высокий уровень познавательной деятельности по освоению культурно-исторических традиций цвета составляет 25%, средний - 15%, низкий - 5% относительно детей, включенных в вышеназванный процесс гражданского воспитания.

 

АВТОР: Котенко И.В.