20.04.2012 1874

Функциональная роль социального педагога-воспитателя в регулировании процесса гражданского воспитания детей факторами цвета

 

Социальные изменения, происходящие в стране несколько осложнили условия гражданского воспитания детей. Озабоченность родителей социально-бытовыми проблемами обусловлена ростом безнадзорности детей, развивается детская преступность, наркомания, алкоголизм. Социальная работа с такими детьми - одна из разновидностей их социальной защиты, основным содержанием которой является помощь, содействие их полноценной жизнедеятельности. И этот опыт общения и накопления детьми знаний о цвете может быть позитивным, совпадать с целями гражданского воспитания. Существует также и другой смыслообразующий принцип в деятельности социального педагога-воспитателя, когда гражданское воспитание функционируют как двунаправленный процесс (Б.Г. Ананьев), ориентирующий становление дошкольника как личности и субъекта конкретной деятельности с цветом в окружающем социуме. Отсюда дети из субъективно сложившихся впечатлений о цвете в макро и микросоциуме могут иметь альтернативные взгляды на одну и ту же проблему цвета в смысле его символико-метафорической интерпретации применительно к реалиям социума. Таким образом, в процессе деятельности педагогов-воспитателей с детьми дошкольного возраста социальный опыт освоения цвета в предметно- пространственной среде ими не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, свидетельствуя, что ребенок уже в этом возрасте является не только субъектом социального развития, но и активным субъектом саморазвития. В данном контексте наиболее продуктивна идея, согласно которой дети дошкольного возраста социальны изначально, поэтому их потенциал можно развивать в самых разнообразных направлениях, в том числе под воздействием цветовой символически обозначенной предметно-пространственной среды. Следовательно, если рассматривать социальность как врожденное качество личности ребенка, то процесс его адаптации в цветовой среде в первую очередь следует определять как активно развивающийся процесс, а не только приспособление в цветовой среде. А цвет в окружающем социуме социальный педагог-воспитатель должен рассматривать как активно развивающую среду. В этой связи наиболее продуктивным является направление, связанное с применением системного подхода к анализу психолого-педагогической деятельности, а также использованием моделей данной деятельности (П.К. Анохин, М. А. Данилов, Ф.Ф. Королев, Б.Ф. Ломов В.М. Малинин и д. р.).

Разрабатывая собственную структуру психолого-педагогической деятельности, должны были выделить в ней функциональные компоненты, а именно: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный (Н.В. Кузьмина), проектировочный и собственно конструктивные компоненты. Сущность данных компонентов можно просмотреть в структуре психолого-педагогической деятельности социального педагога в процессе гражданского воспитания факторами цвета в предметно-пространственной среде.

Данные говорят о том, что совокупность компонентов, определяющих функциональное взаимодействие педагогов-воспитателей в средовых ситуациях, становится необходимым условием полноценного раскрытия воспитательного потенциала цветовой пространственной среды. Целостный процесс гражданского воспитания детей в условиях цветовой пространственной среды включает вариативное взаимодействие следующих функций: презентативная - раскрывающая дошкольникам смысловое содержание цвета в реалиях окружающей среды; инсентивная - побуждает мотивационную сферу детей к ценностному освоению информации о цвете; корректирующая - ориентирует детей на сопоставление результатов их деятельности с цветом и коррекцию оценок цветовой гаммы в соотнесении с явлениями и фактами окружающего социума.

Реализация каждой функции связана с постановкой собственных вопросов и оценкой ответов детей. Это позволяет обеспечить диагностирование, с одной стороны, психолого-педагогической деятельности социального педагога-воспитателя, с другой стороны, выявлять степень усвоения дошкольниками необходимых знаний, умений и навыков в работе с цветом и ее последующее влияние на воспитание и развитие личности.

Структуру деятельности социального педагога-воспитателя можно разложить на ряд составляющих, каждая из них в свою очередь делится на компоненты, которые более подробно характеризуют особенности деятельности социального педагога-воспитателя.

Более подробно проблема социально-психологической деятельности и ее продуктивности представлена А.К. Марковой (1993). Автор в описании структуры труда социального педагога выделил десять групп, составляющих педагогическое умение. Но наиболее тесно связаны с проблематикой нашего исследования профессиональные умения социального педагога, которые рассматривают А.А. Реан (1999), В.Н. Гуров (2001). Ученые делают акцент на область психолого-педагогического общения, рассматривают гражданское воспитание личности, уделяют особое внимание проблематике социального становления личности, педагогической социальной перцепции или, точнее, социально-когнитивной педагогической психологии. Рассмотрим кратко направления деятельности специалистов: во-первых, социальный педагог-воспитатель призван не только усвоить, но и совершенствовать систему использования методов, организационных форм и дидактических средств, которые способствуют повышению уровня знаний, умений и навыков деятельности детей с цветом в ближайшем социуме; во-вторых, необходимо разработать и внедрить в образовательную и воспитательную практику эффективные методики и критерии оценки обученности детей работе с цветом, их умений в конструировании и понимании элементов дизайна среды; в овладении начальными графическими умениями, а также знаниями об основных природных материалах и способах их обработки цветом; важно вырабатывать должное отношение ребенка к труду; знания культурно-исторических традиций цвета; с учетом возрастных возможностей имеет смысл использовать метод наглядности (предметная тетрадь, сбор гербариев и др.)» а детей старшего дошкольного возраста ориентировать на деятельность с цветовой символикой в соотнесении с патриотическими, эстетическими, экологическими и другими доступными их пониманию аспектами; в-третьих, специалист должен обосновать условия, способствующие формированию у дошкольников мотивации к образовательной и воспитательной деятельности в условиях цветовой среды.

Практикой установлено, что к наиболее эффективным мотивирующим действиям социального педагога-воспитателя необходимо отнести: включение дошкольников в деятельность, которая предполагает различные виды художественного творчества с использованием цветовой символики, презентацию детских работ, взаимную помощь друг другу и т.д.

Анализ результатов данного исследования показал, что направленное воздействие педагогов на мотивационную сферу детей активно повлияло на развитие их познавательной активности и творческих ориентации в особенностях цветовой символики в различных средовых ситуациях (ролевые игры, презентация изделий ручного труда и др.). Как показали исследования, в практической деятельности социальных педагогов наиболее системно используются технологии, применимые для открытых учреждений дополнительного образования и воспитания дошкольников. Наиболее полно «примерная» социально-педагогическая технология для учреждений дополнительного образования и воспитания, обеспечивающая деятельность организаторов процесса гражданского воспитания факторами среды и детей.

В организации занятий наиболее эффективны рассказы, доклады, лекции, консультации, семинары, основное содержание которых включает разрешение проблемных ситуаций гражданского воспитания детей средствами цветового воздействия. Немаловажную роль в конечных результатах этой работы, как показало наше исследование, приобретают личностные качества специалистов - их морально-этические позиции, любовь к детям, последовательность и постоянный поиск ими новаторских форм работы с детьми, что является важным условием достижения эффективных результатов гражданского воспитания детей дошкольного возраста.

 

АВТОР: Котенко И.В.