25.04.2012 22706

Особенности нравственного воспитания в Исламе

 

Всякий раз, когда то или иное общество переживает кризис в духовной сфере и пытается найти опору в возвращении к традиционным системам ценностей, к ценностям национальной культуры, возникает повышенный интерес к религии. Нестабильность в обществе, кризис в экономической системе, фрустрация жизненных планов многих людей стимулировала этот процесс на территории нашей страны.

Обращение к традиционным ценностям национальной культуры (к Исламу у одних, к буддизму и христианству у других народов) повсеместно выступает как защитная реакция здоровой части общества на происходящие катаклизмы в нашей стране.

Отчаяние перед захлестнувшей страну без духовностью побуждает людей обратить свой взор к религии и к необходимости знакомить учащихся с религиозными учениями, так как, по мнению широкого круга населения нашей страны, религия может способствовать духовному совершенствованию человека.

Очень многие не довольствуются границами своего повседневного существования и стремятся выйти на более широкие горизонты, соотнести свои дела и помыслы с высшими ценностями, с вечностью. В глубинах человеческой души имеется неистребимое влечение к полноте бытия, к постоянному совершенствованию. И если это влечение не находит какого-либо отклика, воплощения, то появляется ощущение тревожности, неудовлетворённости жизнью. Именно дыхание вечности, которое исходит со страниц книг, философских трактатов, произведений искусства и привлекает людей во все времена.

Но, как и во всём, в духовных исканиях человека существует своя культура, свои традиции. На протяжении столетий накоплен огромный опыт, который в значительной мере предостерегает от ошибок, от трагических разочарований, помогает реалистически оценить возможности, как отдельной личности, так и человека в целом. Отсюда сам собой напрашивается вывод о необходимости знакомить подрастающее поколение с началами духовности и нравственности, с достижениями наших предшественников.

Обобщённое рассмотрение роли религии в духовной жизни общества выглядит, по нашему мнению, как соотнесение системы и подсистемы, где религия - это подсистема, является органической частью системы - духовной жизни общества. Подобными подсистемами выступают и другие элементы духовной жизни общества - наука, мораль, искусство.

Большое внимание проблеме воспитания, совершенствования личности уделяют все мировые религии. В нашем исследовании мы обратились к богатому источнику прогрессивной педагогической мысли, содержащейся в умении Ислама. В ходе аналитической работы, проведенной с источниками Ислама, мы выявили, что в системе исламского вероучения проблема нравственного воспитания и духовного совершенствования личности занимает одно из видных мест. Она неразрывно связана с основными идеями, определяющими социально-этическое учение Ислама, и является основой Исламской этики.

Изучение исторических предпосылок Ислама как регулятора нравственности общества и народов, воспитывавшихся под его сенью на протяжении многих эпох, показало, что развитие исламской этической мысли восходит к самому началу времени появления самого Ислама как религии. По нашему мнению исламское учение о нравственности и морали хоть и возникло в условиях раннего феодального общества, однако выражает интересы почти всех слоев населения.

Ислам происходит от слова «салям», что значит мир и благополучие. Благополучие предполагает счастье человека, которое в свою очередь зависит от знания, убеждения, здоровья, свободы, справедливости, благовоспитанности и прочих положительных характеристик личности и общества, возможных только при наличии прочного мира между людьми и народами.

Ислам - это путь указаний Аллахом, по которому должно идти человечество, чтобы не нарушалась гармония в природе и она называется «религией разума», которая в окончательной и завершённой форме изложена в священном Коране.

«Основное требование Аллаха, предъявляемое людям, чтобы они овладевали знаниями, законами духовного и материального мира и на этом основании познавали истину, чтобы приучали себя добродеятельности, обеспечивали между собой справедливость и были бы терпеливыми, трудолюбивым при выполнении всего этого», таково мнение Хазрата Мирзы Гулама Ахмада.

Особенности нравственно-этического учения Ислама в нашей исследовательской работе мы определяем не только на основании содержания Корана, но и ещё в более ярко выраженном смысле из собрания хадисов (преданий о поступках и высказываниях пророка Мухаммада), ставших одной из важнейших сторон духовной жизни мусульманского общества. Потребность философского, теологического, педагогического и этического обоснования идеалов Ислама мусульманское общество почувствовало уже в середине VIII века. Так как именно с этого момента начинается упорная духовная работа по разработке исламской доктрины, в частности, её нравственно-этического аспекта.

Многие исследователи наполняют понятия мусульманская мораль или нравственно-этическая система Ислама различным содержанием, в зависимости от того, что подразумевается под исламской, мусульманской моралью. Одни, к примеру, М.Б.Пиотровский, Д.Е.Еремеев употребляют их в широком смысле, т.е. в значении образа жизни мусульман, рассматривая их во взаимосвязи со стойкостью традиций, в регулировании общественных отношений.

Другие - в узком смысле, относя к понятию мусульманская мораль нравственные установления, непосредственно, связанные с вероучением, культом и обрядами.

Третьи определяют исламскую мораль как неотъемлемую черту мусульманского права. Именно поэтому, как считает один из представителей религиозного реформаторства в Юго-Восточной Азии Ашари Захри – «шариат позволяет мусульманскому обществу пребывать на стезе добра и удаляться от зла». По мнению же Д.Е.Еремеева «исламская мораль представляет из себя свод мусульманских нравственных норм».

Как нам кажется, основу исламского учения о нравственности и поведении мусульманина составляют догматы веры. Центральное место среди них, как известно, занимает принцип «таухид» - вера в единого бога. Исламская этика, исходя из догматических, вероисповедных «начал», обосновывает концепцию божественного происхождения нравственности, рассматривает веру, как гарант нравственного поведения человека, вырабатывает образцы морально-нравственного поведения человека, определяет нравственные добродетели (ихсан), а мусульманин предстаёт как «благоверный.

Примечательной особенностью исламской этики является то, что учение мусульман о нравственности носит характер «морали общественного пользования», конкретной этики, т.к. она тщательно регламентирует обыденную жизнь мусульманина, подвергая моральной оценке, нравы и обычаи, правила общежития.

Так, например, в работе Газали «Ихиа» самым подробнейшим образом рассматриваются «дурные поступки», совершаемые на рынках, улицах, при приёме гостей. Для того чтобы представить характер этих наставлений, приведём некоторые выдержки из этой книги. «В случае возведения колонн, скамеек, посадка деревьев, создание окон и веранд, хранение дров, помещение зерна, пищи ведёт к загромождению дорог, стесняет уличные проходы, то всё это дурно». «Мясник не должен резать скот напротив дверей лавки, пачкая улицу». Так же дурно оставлять на дороге мусор, разбрасывать арбузные корки или проливать воду, так, что можно поскользнуться и упасть». Многочисленные наставления подобного рода, на наш взгляд, придают исламской нравственно-этической системе воспитательный характер, а сами нормы наполняют ее конкретным социально-бытовым содержанием, которое привносится в них прямыми указаниями на ситуации, в которых эти правила применимы.

Исламская этика оперирует такими понятиями, которые не свойственны светской морали. Это, к примеру, такие специфические религиозные понятия, как грех (кафир), набожность (аттакуа), упование на бога (тауаккул), вера (иман), спасение, молитва (салят) и многие другие. Их своеобразие обусловлено основами исламского мировоззрения.

Так, к примеру, о нравственном значении молитвы в Исламе говорится, что Аллах «вменил последователям своим молиться, чтобы молитва исторгала из них чистоту в понимании имени Аллаха, смирение сердца и тонкость молитвенного обращения к Аллаху, что даёт свет сердцу и служит ключом к раскрытию и причиной постоянного накопления приятных душевных свойств». Если иметь также ввиду, что с точки зрения исламской нравственно-этической системы свидетельством продвижения мусульманина по пути нравственного совершенствования является его приближение к богу, то совершенно однозначно определяется в ней нравственное значение молитвенного труда.

Молитва удерживает людей от разного рода неприятностей и преступлений. У человека, совершающего молитву, душа всегда должна быть чистой, мысли всегда должны быть искренними и благородными. Такой человек смотрит на мир глазами любви и добра. Тело должно содержаться в чистоте. Личная чистоплотность является важным фактором при общении не только с Богом, но и с окружающими. Поэтому от людей выполняющих молитву требуется заблаговременно позаботиться о своей чистоте. Пример из Корана служит ярким свидетельством выше сказанного. «О, вы, которые уверовали! Когда встаёте на намаз (молитву), то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову, мойте ноги до щиколоток. А если вы не чисты, то очищайтесь, а если вы в пути и не найдёте воды, то омывайтесь хорошим песком. Аллах не хочет устроить для вас тяготы, он только хочет очистить вас». Особая роль отводится чистоте и аккуратности одеждам молящихся. Тело такого человека должно быть покрыто чистыми одеждами. Помимо всего вышесказанного следует добавить, что молитва - это пожизненная физкультура, для всего организма, это и гимнастика и гигиена одновременно. Молитва вырабатывает силу воли, закаляет организм, укрепляет суставы, улучшает кровообращение и усвояемость пищи, регулирует давление крови. Следует сказать, что молитва в Исламе выполняется с помощью движений включающие в себя коленопреклонение и земные поклоны. Молитва помогает содержать организм в хорошем физическом состоянии, а также развивает духовные начала человека. Совершая молитву, человек расслабляется, он отвлекается от мирских забот, его нервная система успокаивается, душа освещается, и человек получает огромное удовлетворение от сознания и ощущения, что своевременно выполнил свой долг перед творцом. Духовная удовлетворённость и нервное спокойствие, гигиена и физическая закалка являются основами здоровья, которые включает в себя молитва. Здоровье, как известно, это богатство общества. Отсюда видно, что молитва, независимо от уровня развития цивилизации и грамотности населения сохраняет общество морально стойким, физически крепким, волевым, духовно богатым, гигиеничным, работоспособным, закалённым и преданным независимо от сложностей внешних факторов. Таким образом, можно сделать вывод, что нравственно-этическая система учения Ислама учит и призывает только к добру и справедливости, а значит, способствует оздоровлению морального климата общества. Молитва оберегает людей от разврата, обмана, курения и пьянства. Она способствует удержанию людей от всяких дурных поступков, воспитывает в человеке добродетельные и положительные качества: честность, искренность и гуманность, сохраняет на высоком уровне семейные, родственные и гражданские отношения.

При выполнении исследовательской работы, мы встречались с практикующими мусульманами, людьми, посещающими культовые религиозные учреждения. В процессе встреч мы проводили опросы, беседы, дискуссии с этими людьми и пришли к выводу, что, практически, без молитвы невозможно представить Ислам и жизнь правоверного человека.

Молитва - это дар, благо и счастье, данное Аллахом, согласно учению Ислама.

На наш взгляд, есть ряд моментов, которые заслуживают внимание педагогов-исследователей относительно развития нравственной воспитанности подрастающего поколения. На основе, проведенных бесед с практикующими мусульманами, мы сделали заключение, что решающей стороной воспитания нравственности являются убеждения. Известно, что формирование стойких убеждений - одна из главных задач воспитания. Мы должны добиваться, чтобы уже в школе формировалась высокоидейная личность, для которой нравственность являлась бы высшим смыслом жизни. Мы неоднократно говорили, что нравственность это нормы, правила отношений между людьми и отношения к обществу. Религиозные идеи определяют нравственный облик человека, его поведение. Но знакомство с религиозно-нравственными идеями ещё не делает человека нравственным. Решающее значение имеет то, чтобы претворение идеи в жизнь переживалась им, как высшая радость, доставляя глубокое личное счастье. Без глубоких убеждений, это можно сказать однозначно, человек не может ощущать, чувствовать настоящего удовлетворения, комфорта от совершаемых действий, так как это ему в данном случае не приносит радости. А если исполнение этого действия в тягость человеку, к примеру, чтение и исполнение молитвы, то убеждение и вера такого человека не искренни. У человека, обладающего слабой верой, слаб самоконтроль за совершением действий. А качество действий человека - это его лицо. Если человек свято чтит все религиозные наставления, то он нравственно прогрессирует, повышает уровень своих знаний, поступки его улучшаются, а если общечеловеческие качества повышаются, то его отрицательные черты уменьшаются.

Высоконравственное поведение человека, в том числе и ребёнка, складывается из многих отдельных маленьких поступков: из слова, действия, из отношения к действиям и словам других. Их все предвидеть невозможно, но есть поступки, в которых человек, в том числе и ребёнок, должен быть твёрд: должен знать, что можно, что нельзя, как нужно поступать. Как грамотный человек читает слово, не останавливаясь мыслью на каждой букве, так для нравственно-воспитанного человека благородный поступок не нуждается в логическом обосновании идеи, сущность которой выражает это поступок. Но как чтение слова невозможно без знания букв, так и нравственная убеждённость невозможна без поступков, без нравственных привычек.

Простые нравственные поступки, нравственные привычки являются азбукой морали. Одним из принципов, регулирующих духовно-нравственное развитие личности, является соблюдение поста. Пост оберегает людей от разного рода неприятностей, дисциплинирует, вырабатывает силу воли, терпеливость, преданность убеждениям, вырабатывает в человеке доброту и милосердие. Научно доказано, что пост имеет огромное целебно-профилактическое значение для всего организма. Это общедоступный и рациональный метод лечения многих органов человеческого организма от различных заболеваний. Люди, держащие с детства пост, практически во много раз меньше болеют различными заболеваниями, нежели люди, пренебрегающие этими указаниями. Данное утверждение мы проверили, пообщавшись с людьми, державшими пост и установлено при помощи простого опроса.

Во время поста многие люди, испытав на себе чувство голода, смягчаются, т.е. лучше начинают понимать положение и нужду неимущих и голодных. Они в это время отчётливее и лучше понимают, что и над ними ведь есть власть и сила, которая заставляет их подчиниться их воле, выполнять её требования и очищаться.

Пост (ураза) сбивает гордыню, спесь с людей и ставит их в определённые рамки, без которых тяжело оставаться справедливыми. Совместная трапеза в храмах укрепляет чувство равенства, братства и единения.

Так с азбуки моральных истин начинается воспитание. Простые правила человеческого общежития, изложенные в религиозных трактатах, должны быть усвоены навсегда, стать моральной привычкой. Ребёнок должен с детства стремиться делать добро близким, всем людям, приносить им радость, понимать, когда нужно прийти на помощь, когда высказать участие, а когда и промолчать, чтобы не бередить душевные раны человека. Ему должны быть доступны понятия о достоинстве и чести человека. Только на основе этих простых понятий и привычек вырастает «желание быть хорошим» и стремление к нравственному самосовершенствованию.

Учить ребёнка так, чтобы у него возникло желание заниматься самообразованием; воспитывать ребёнка так, чтобы у него возникло стремление к самовоспитанию, - вот центр всей исламской педагогики и её духовно- нравственной системы.

Так как в обществе люди разные по своим физическим и умственным способностям, а также по многим другим причинам, их материальное положение и возможности в обществе бывают разные, поэтому Аллах требует от граждан общества помогать друг другу, быть справедливыми, сочувствовать друг другу путём исполнения требований и установок, предписанных духовно-нравственным учением Ислама. Членом мусульманского общества предписана выплачивать налог с излишества из богатства, который выдаётся неимущим, нуждающимся, к числу которых относятся сироты, вдовы, инвалиды, бедные и больные, а также люди, занятые приобретением знаний, чтобы впоследствии принести значительную пользу обществу. В Коране говориться о пожертвовании и его огромной божественной пользе, как для отдельно взятого человека, так и для общества в целом. Аллахом установлен определённый процент налога, который обязывает мусульман самостоятельно, без напоминания, принуждения и контроля жертвовать в пользу нуждающихся. Пожертвование - это доля и частичка для тех, кто находится в нужде, для тех, кому нужна помощь и сострадание.

Таким образом, этот процесс обязывает верующего своим трудом, умением, способностями и честным путём умножать своё благосостояние с той целью, чтобы жить в достатке самому и в тоже время оказывать помощь нуждающимся. При правильном понимании и реализации этого обязательства, благосостояние общества постоянно повышается, видный этому пример - это исламские страны. Следует отметить, что пожертвования любого вида приучают человека к щедрости, человечности, взаимопомощи, благородным поступкам, милосердию, состраданию, сочувствию и трудолюбию. В обществе устанавливается атмосфера дружелюбия, единства, братства. Наличие богатства не является причиной для возвышения одного человека над другим, а наоборот накладывает на богатого массу ответственности за судьбы нуждающихся. Таким образом, это обязательство несёт в себе огромный воспитательный потенциал, призывает людей к доброжелательности по отношению друг к другу. Во многих хадисах Пророка Мухаммада содержится множество призывов к знанию, здоровью и благосостоянию. Однако мусульманин должен стремиться к благосостоянию не ради накопления богатства, а чтобы приносить пользу семье, обществу, использовать его в угоду и благо человечества.

Морально-нравственные нормы Ислама, как известно, приняты многовековой практикой человеческого общежития из священных источников - Корана и Сунны (жизни пророка) в интересах нравственного совершенствования человечества. В основе духовно-нравственного учения заложена этика воздержания от дурных неправедных поступков. У ребёнка с малых лет формируется понимание того, что Бог - носитель высшей справедливости, и, что за дурные поступки может последовать «кара божья».

В Исламе, на наш взгляд, очень сильна система общественного воспитания. Так проведённый наш анализ позволяет выявить сильные черты воспитательного потенциала Ислама, показывающие, что в нём заключена высоко гуманистическая мораль. Многовековая культура Ислама интересна, нам кажется, ещё и тем, что сохранила в своих источниках чистые родники ценностей нравственного образа жизни человека, многие из которых вполне соответствуют гуманистическим идеалам воспитания в демократическом обществе и заслуживают внимания педагогов и родителей.

Ислам, в частном и целом, в его положениях, устоях и законодательстве - это принцип духовности, это то, с чего начинается совесть. Он стремится максимально задействовать добрые начала в глубинах человеческой души и установить бдительный контроль, предохраняющий человека от отхода с истинного пути. Ислам придаёт исключительно большое значение человеческой душе, считая её главным в жизни человека. «Будет праведна душа - будет праведна и жизнь, если же душа порочна, делаются порочными и общество и люди» говорится в Коране.

Исламская методика воспитания предлагает полное всестороннее развитие человеческой личности: его тело, разум, дух, материальную и духовную жизнь, всю его земную деятельность. Ислам настаивает на таком равновесии, считая его достижение главной целью своей системы воспитания, прилагая к этому все усилия, начиная заниматься с ребёнком с самого рождения, сопровождая человека по всем этапам его жизни и развития, ни на мгновение не оставляя его без помощи и наставления.

Мораль, нравственность в Исламе не что-то частное. Это не совокупность поучений и идеалов, не связанных с основной частью исламского учения. Напротив, это те частицы добра и благородства духа, которыми проникнуты все его стороны. В силу этого морально-нравственная сторона исламского воспитания подразумевает распространение высокогуманных ценностей и идеалов во всех областях общественной жизни людей.

Так призывая к социальной справедливости, Ислам не выбрасывает пропагандистский лозунг с тем, чтобы привлечь новых последователей. Просто в социальной несправедливости он видит проявления губительной безнравственности. Объявляя равенство всех людей - белых, чёрных, арабов и не арабов - он имеет в виду неполучение поддержки цветных и слабых, а тот факт, что в расовой дискриминации и классовом расслоении есть безнравственные побудительные мотивы.

Одной из главных основ (критериев) Ислама является нравственность - основание силы науки; также как испорченность и безнравственность - основание причины упадка, развала нации. «Этот упор Ислама на мораль часто имеет вид жёсткости и пуританства», - говорит известный мусульманский писатель Мухаммад Хамидуллах. Он же добавляет: «...при рассмотрении определённых аспектов морали, видно, что Ислам жестче, чем другие системы жизни всех времён». «Указывая на важное значение нравственности для здоровья нации, Ислам обрывает все пути, ведущие к испорченности, такие как незаконные половые связи и расточительная жизнь». Много примеров можно привести из жизни Пророка Мухаммада: «поступать справедливо в споре двух людей, говорить хорошие слова, удалять препятствия с пути, первым приветствовать других, посещать родственников и друзей». Наиболее важными характеристиками нравственности, на наш взгляд, являются скромность, простота и естественность. «Гордость и высокомерие неприемлемы ни в коем случае, так как у людей нет преимущества друг перед другом, кроме как в благочестии и целомудренности» сказано в Сунне Пророка.

Проведя анализ священной книги мусульман Корана, мы пришли к выводу, что вопросы нравственности занимают центральное положение.

В ряде сур (частей) Корана много аятов (стихов), посвященных вопросам поведения человека с указанием категорически запрещённых деяний, не одобряемых, предосудительных, нейтральных, одобряемых (халяль) и обязательных (фарз). Во многих местах Корана осуждаются ложь, распутство, воровство, обман в торговле и жадность.

«Ислам стремиться развить в человеческом сердце уверенность в том, что он должен быть в хороших отношениях с Богом, который всё знает о нём. Мораль Ислама одобряет общеизвестные нравственные добродетели.

Мусульманское воспитание расширяет кругозор человека в коллективной жизни, определяет его отношение к семье, его гражданское поведение и его деятельность в политической, экономической, юридической, образовательной, культурной и общественной областях. Система морально-этических ценностей Ислама охватывает жизнь человека от семьи до общества, от обеденного стола до поля битвы и мирных конференций, от колыбели и до его кончины. Поэтому ни одна сфера не освобождается от всеобщего и всеобъемлющего применения нравственных принципов Ислама. Исламское мировоззрение оговаривает для человека систему жизни, которая основана на всём хорошем и свободна от всего злого. Оно призывает людей не только жить добродетельно, но также утверждать добродетель и искоренять порок, стремиться к добру, запрещать зло. Оно предполагает, что приговор совести господствует, и добродетель не вынудили играть вторую скрипку по отношению к злу» говориться в выступлении представителя лиги исламского мира Абдаллы Омара Насифа, посвященное исламской системе ценностей.

Рассмотрев многие суры (части) Корана, мы заметили, что они начинаются с призыва к людям, чтобы они услышали предостережения Аллаха от неправильных поступков. В качестве доступных для понимания простых людей приводятся примеры из истории народов прошлых времён, наказанных Аллахом за неправильный образ жизни.

В Исламе применяются побудительные мотивы регламентирующие деятельность человека, такие как страх перед наказанием и поощрение с вознаграждением за добрые, благородные дела. Об этом красноречиво свидетельствует высказывание из Корана «И кто сделал на вес пылинки добро, увидит его, и кто сделал на вес пылинки зло, увидит его».

Аллах запретил многие вещи, подзывающие нравственные устои общества и подрывающие мирное сосуществование людей. Среди этих запретов:

«Запрет насмешек и издевательств над людьми», «запрещено насмехаться над кем бы то ни было или превращать людей в объект своих издевательств, высокомерия и замаскированного тщеславия, презрительности по отношению к другим». «Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть они - лучше их». (Сура Аль-Худжарат, аят).

«Запрещено мусульманину хулить, злословить, высмеивать другого и высмеивать у другого недостатки». «Стягиваются раны от копья, но не заживут те, что язык нанесёт».

Ислам «запрещает обзывать Друг друга, давать клички и прозвища, допускающий это подвергает опасности единство, братство, мораль, такт, приличие».

Ислам «порицает подозрительность и недоверие друг к другу, ибо он хочет, чтобы общество его было основано на душевной чистоте, взаимном доверии, а не на подозрительности, злых мыслях, недоверии друг к другу».

Ислам требует от мусульман чистоты внутренней и внешней. Поэтому, так же, как недоверие, «отвергается выслеживание - подозрительность».

Исламом «отвергается хула и поношение». «И пусть одни из вас не поносят за глаза других». (Сура Аль-Худжарат, аят).

«Клевета и сплетни - более страшный порок, нежели хула и поношение». Коран осуждает этот порок, говоря: «Не повинуйся же всякому любителю клятв, презренному хулителю, бродящему со сплетнями». (Сура Аль-Калаш аят).

Запрещено «наговаривать и обвинять в несовершенном, ибо в этом заключается великий вред репутации этих людей, их семей и опасность их будущего».

Запрет наложен на кровь, т.е. на убийства. Ислам «освятил жизнь человеческую, наложив запрет покушаться на душу человека». По Исламу убийство расценивается как самое тяжкое преступление. «Кто убил мирного человека, тот и запах рая не почует, для него ароматы его - на расстоянии в сорок лет».

Понятие «страх» обозначает не только «боязнь человека перед Аллахом, но и перед людьми, семьёй и перед самим собой, дабы не совершать непристойных действий».

«Осторожность» означала возможность предвидеть результаты своих действий. Человек должен уметь управлять своими потребностями и желаниями, чтобы они «не низводили его до состояния животного».

Надо, нельзя, можно - понимание этих нравственных истин и следование им в жизни свидетельствует о высокой моральной культуре. Но поднимается на эту ступеньку нравственного развития лишь тот, кто знает и осуществляет педагогическую истину, столь же простую, сколь и мудрую: «на один запрет, который мы даём, должно приходиться в десять раз больше побуждений к активной деятельности». Таким образом, человек понимает, что значит нельзя, он должен убедиться в том, что такое надо, необходимо. Из отношения к миру окружающих ребёнка вещей и живых существ - книге, тетради, цветку, птице - начинается человеческая культура, начинается отношение к человеку. Любое правило можно повернуть к воспитаннику такой стороной, что исчезает запрет и появляется призыв к деятельности, одухотворяющей человека, помогающий ему утвердиться на поприще добра. Ислам, как нам кажется, способствует достижению всего этого. Он не держит воспитанников в «узде запрета»: «не рвите цветов». Ислам освобождает их от этой узды, предоставляя им полную свободу, но одухотворяет трудом: «посадите дерево в саду своём и окружайте его своими заботами».

Исламское искусство нравственного воспитания заключается в следующем, человек, которого оно воспитывает, персонифицирует мир вещей, окружающих его и через отношение к вещам учится правильно относиться к людям. Воспитанник одушевляет вещи, которые входят в его жизнь, чувствует в них человеческое - разум, мудрость, любовь к людям, приобретает тонкость натуры, чуткость восприятия, в нём никогда не утвердиться то, что можно назвать моральным равнодушием, нравственным невежеством. Об этом сказано во многих откровениях Корана: «А те, кто творили добро - мы искупим у них дурное и воздадим им лучше, чем они творили».

«Сердце одухотворяется делами, трудом, реальными взаимоотношениями» говорится в Сунне Пророка. Исламское учение - это духовная подготовка и самым главным в нем является одухотворение делами, созиданием, отношением человека к человеку в труде. Ислам, по мнению многих мусульманских теоретиков, это руководитель нравственным воспитанием, который создаёт такой моральный тонус, который выражается в том, что каждый воспитанник заботиться не только о себе, беспокоится, отдаёт сердце близким, окружающим, всему обществу.

Религия много говорит о долге и совести, вкладывая в них не только религиозное, но и общественное содержание. Долг в религиозно-общественном смысле - это не только преданность Богу, религии и лично себе, это, прежде всего уважение интересов других людей, общества и государства. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что религия, в том числе Ислам, является сама по себе огромным стимулом, который может искоренить безнравственность и служить основой нравственного самосовершенствования и воспитания людей. Религия является толчком нравственного прогресса общества.

Мораль - это совокупность исторически изменяющихся правил, принципов, норм, регулирующих поведение людей в обществе. Каждый гражданин социума имеет свою систему моральных ценностей, нормы поведения, понятия о добре и зле, которые выражают, в конечном счёте его общественное положение и интересы. Многие религиоведы говорят, что религия создаёт нравственность, освещает её правила. Эти слова полностью относятся и к характеристике Ислама. Главная особенность религиозной мусульманской морали состоит в том, что её нормы и правила объясняются как установленные Богом и принятые обществом.

Коран и шариат запрещают употребление спиртных напитков и использование одурманивающих сознание, притупляющих мыслительные действия средств. И роль Ислама в борьбе с этим не преувеличена. Ислам учит добру и справедливости, а также тому, как избежать зла. Для подтверждения того, что Коран учит доброте, и справедливости мы на примерах из Корана показывали, что Ислам преследует социальное зло и несправедливость, кровную месть и неприязнь. Выделили то, что в Коране имеются призывы избегать зла и стремиться к добру.

Ислам выступает за дружбу между людьми и народами. Многие исламоведы говорят, что Ислам является чуть ли не единственным средством воспитания людей в духе дружбы народов. Коран, сунна, хадисы составляют основные источники нравственной идеологии Ислама. Именно они учат нас дружбе, единению, братству. Одни только коллективные молитвы несут значительную побудительную силу для сплочения воедино общества. Идеи братства и солидарности мусульман имеют большое значение для сплочения и мобилизации общества. Генеральный секретарь Академии исламских исследований в Каире, доктор Мохаммад Аль-Бисар, выступая на конференции мусульман, проходившей в Ташкенте говорил: «Братство между народами и нациями мира сильнейшая и важнейшая основа мира на земле. Все религии возвещали мир на земле: христианство устами Христа, Ислам устами Мухаммада, все народы и нации мира согласны добиваться мира и один из эпитетов Аллаха - «салли», что в переводе означает мир и завещал верующим жить в мире»: «О те, кто уверовали, будьте в мире все». Далее Аль-Бисар подчёркивает в своей речи, что «мир не может защищать одних в ущерб другим, он не может служить предлогом для навязывания принудительных распоряжений тем, кого называют слабыми и беспомощными. В истинном смысле этого слова, мир подготавливает для всех народов мира жизнь в духе братства и уверенности, в духе взаимопомощи в различных областях жизни на основе равенства и прочной дружбы».

Итак, анализ моральных предписаний и заповедей религии, в том числе и Ислама, показывает, что они являются выражением в религиозной форме чисто земных и межчеловеческих отношений. Исламская мораль учит людей бескорыстно жертвовать своими личными интересами, а если необходимо и жизнью ради счастья других людей, ради счастья всего общества. Исламская мораль раскрывает сущность таких нравственных категорий, как человеколюбие, сострадание, солидарность, справедливость, желание заслужить благодарность.

Из вышесказанного мы сделали заключение, что учение Ислама очень сильно способствует нравственному совершенствованию человека и, что он удерживает людей от безнравственности и преступлений, что религия - это программа нравственного воспитания. Это, образно выражаясь, схема, ясный и совершенно конкретный перечень всего, что нужно утвердить в каждом человеке, сделать его духовным достоянием. Это программа творения добра в человеческом сердце. В этой программе нравственного воспитания чётко определено, что человек будет любить и что ненавидеть, что утверждать всей своей жизнью, деятельностью, что отвергать, презирать, против чего бороться. Эта программа нравственного воспитания определяет, что для воспитанников станет святой, незыблемой, единственной в мире правдой, в чём заключается его идеал и как его к этому поднимать. Эта программа воспитания даёт педагогу полное представление о том, как достигнуть единства сознания, убеждённости, чувств и воли. Убеждённость вырабатывается в активной деятельности, но деятельность одухотворяется мыслью, идеей, стремлением к идеалу. Нравственный идеал, представляющий собой сущность исламского воспитания - это гармоническое единство убеждений и жизненной практики.

«Человек не складывается из отдельных составляющих, а формируется гармонически. Невозможно воспитывать сегодня одно моральное качество, а завтра переходить к другому. При осуществлении нравственного воспитания на основе исламского учения происходит гармоническое становление всего человеческого - мировоззрения, убеждений, непоколебимой веры в истинность и правоту выбранного пути. Очень важным моментом при осуществлении воспитания, на основе вышеизложенного нами учения, является единство того, что вкладывается в человеческую душу и того, в чём человек себя выражает, утверждает, проявляет. Ислам раскрывает перед юным разумом и сердцем тот нравственный идеал, который в сокровищнице духовных ценностей является критерием нравственности, образцом, путеводным огоньком. Ислам открывает в живых человеческих мыслях, чувствах, побуждениях неисчерпаемый источник тех волевых сил, благодаря которым человек становится не только воспитуемым, но и властелином своей судьбы. Ислам одухотворяет человека стремлением к достижению своего собственного идеала. Ислам открывает перед человеком величественные прекрасные идеалы, а человек является и великим властелином и великой целью. Религия Ислам - это святое и незыблемое, и в эти слова вкладывается конкретный смысл: это то, чем человек дорожит, как собственной честью и достоинством, то, чем он не может поступиться ни при каких обстоятельствах. Ислам воспитывает в человеке святые истины и святые имена, святые принципы и святые непререкаемые, незыблемые правила поведения» таково мнение Хазрата Мирзы Гулама Ахмада, руководителя одной из многочисленных английских мусульманских общин.

«Одной из главных составных проповеди нравственности является проповедь всеобщей любви, причём обращена она не к логической части сознания (если будешь вести себя хорошо, то тебе всегда будет это выгодно и полезно), а к образно-эмоциональной (ведь твоё поведение должно опираться не на себялюбие, а на сострадание и милосердие). В основе этой любви должна лежать любовь к стране, природе, к своим ближним, окружающим тебя, даже к твоим недругам. Эта проповедь очень актуальна сегодня, в современном мире, которому грозит экологическая катастрофа, в мире разделённых и враждующих людей. Она созвучна современному стремлению следовать общечеловеческим ценностям, строить общий дом для всего человечества» говорится в выступлении Хазрата Мирзы Гулам Ахмада на ежегодно проводимой конференции мусульман в Лондоне.

Полученные знания следует всегда укреплять систематической тренировкой, и религия добивается этого не только проповедями в религиозных учреждениях, но и «таинством покаяния». Верующий должен не только регулярно исповедоваться в своих грехах, но даже и в мыслях о них. Откровенная беседа с высокоавторитетным лицом без свидетелей, от сердца к сердцу - важнейший путь к воспитанию вообще и нравственности в особенности. Такое бывает и в повседневной жизни, в здоровой семье с любимой всеми матерью, откровение без свидетелей, беседы не только необходимы, но и полезны.

 

АВТОР: Гильмутдинов Б.Р.