25.04.2012 7611

Мысли об эстетическом воспитании в учении Ислама

 

Ситуация переходного периода развития общества, обостряющихся процессов поиска человеком смысла своего существования и своего места в. мире, приводит к возрастанию ценностей эстетических категорий и к все большему обращению к истокам народной мудрости, опыту и достижениям многих поколений. И среди разных путей решения проблемы воспитания многие педагогические коллективы выбирают путь приобщения детей к миру прекрасного, к миру общечеловеческих ценностей, духовных и нравственных традиций народа.

Отрицательные явления в нашей жизни накапливались постепенно, и сегодня практически ни семья, ни школа, ни трудовой коллектив не имеют больших возможностей, чтобы справиться с жестокостью, безразличием, социальной апатии и бездействием. Непопулярными, несовременными стали такие качества как трудолюбие, добросовестность, справедливость, честность, порядочность. Это, скорее всего, наша общая вина и беда. Одним из путей преодолений этого кризиса можно назвать приобщение подрастающего поколения к миру прекрасного.

Одним из аспектов современного образовательного процесса является знакомство человека с духовной культурой разных народов, в частности, с культурным наследием народов мусульманского Востока. Знакомство с духовной культурой многочисленных народов становится неотъемлемой частью современного образования и играет существенную роль в процессе формирования самосознания и способствует разностороннему развитию личности. Интерес к духовным ценностям этносов и их наследию включает в себя и конфессию, которая выступает как важное средство эстетического воспитания.

В ходе нашего исследования мы определили, что исламские источники, к примеру, Коран и ряд других религиозных книг, в частности, хадисы, жизнеописание пророка Мухаммада, стали основой духовной культуры миллионов людей мусульманского мира и оказали положительное влияние на формирование нравственной, философской и эстетической культуры народов Востока.

Известно, что культура, обычаи и традиции народов мусульманского мира имеют значительное сходство. Это обусловлено, на наш взгляд, общностью их культурного развития. А религиозные исламские трактаты -основная форма распространения прогрессивных идей и традиций -являются главными средствами воспитания.

В связи с этим значительный интерес для отечественной педагогики представляет исследование, накопленного многочисленными нациями и народностями мусульманского мира, опыта приобщения подрастающего поколения к миру прекрасного и эстетического. Ислам, зародившийся в глубине веков, и по сей день, обладает ценнейшим духовным наследием. Глубокое изучение Ислама и всех его прогрессивных характеристик современной педагогической практики является важнейшим этапом совершенствования отечественной педагогики. Эстетическое учение Ислама сложившееся, на основе Корана и другой религиозной литературы, дает возможность представить себе суть мировоззрения этого учения и определить его воспитательный характер и потенциал.

На наш взгляд, есть ряд моментов в эстетической доктрине учения Ислама, представляющие особый интерес, в частности, большое внимание уделяется категории Прекрасного. Для определения этой категории мы упомянем соответствующие термины. В Коране встречаются такие понятия как Джамиль-красивый, Хэсэн - прекрасный, Кямиль - совершенный, Саф -чистота, Hyp - свет, луч, украшение, Кябир - величие и другие. Словом, эстетическая палитра Корана для определения категории Прекрасного, красоты очень богата и многообразна. Необходимо отметить, что мусульманское понимание красоты раскрывается через следующие основные ступени: божественная красота, красота явлений материального мира, красота предметов и духовная красота, невидимая красота, связанная с деятельностью, поступками и поведением человека. Бог, как абсолютная красота, выступает идеалом прекрасного. Поэтому, согласно учению Ислама, каждый должен стремиться к тому, чтобы во всем походить на него. «Ведите себя как Аллах!» Это значит обладать такими божественными качествами, как знание, благочестие, благотворительность, любезность, преисполненность добра, милосердия, помощи, удержание от дурного и многие другие похвальные поступки, описанные в Коране. Теоретики Ислама часто сравнивают Бога с великим художником, который создал мир подобно огромному произведению искусства. Гармония, симметрия, порядок, пропорция, свет и цвет, которые существуют в реальном мире, являются ничем иным, как отражением совершенства самого Бога. В Мусульманской эстетике, человек - это своеобразный поток, вокруг которого вращаются все сферы сущего - и материальные, и духовные. Но красота человека проявляется, прежде всего, через его душу и дух, через его внутренний мир, через его доброту. Истинная красота не внешняя, а внутренняя, которая воспринимается не чувствами, а разумом. По Исламу внутренняя красота неотъемлема от добра, она не имеет ни форм, ни цвета, ни образа, ни ровности линий. Внутренняя красота человека познается в процессе общения, в поступках. Высокое моральное качество человека рождает красоту, которая является выше его по сравнению с внешней красотой. Согласно Корану «внешняя физическая красота человека временна, преходяща, внутренняя, духовная красота человека постоянна, вечна». Человек согласно учению Ислама, должен, прежде всего, заботиться о внутренней красоте, заключающейся в образованности, благочестии, благородстве, храбрости, любви к человеку, добру и справедливости. Только тогда красота может вызвать любовь и расположение к себе. В этом изложен воспитательный потенциал эстетического учения Ислама. Именно внутренняя красота является стержнем эстетического учения Ислама.

Ислам в Коране определяет содержание красоты как единство добра и красоты, нравственного и эстетического начал в человеке. Но Ислам придает большое значение красоте и в жизни человека, считая, что красота и привлекательность украшают человека. Анализируя исламские источники, еще раз отметим, что концепция красоты многоаспектна и по своему содержанию охватывает не только чисто эстетические свойства и качества, но и нравственную сторону жизни человека, таким образом, способствуя утверждению духовных ценностей в жизни человека.

Прекрасное, красота в человеке, природе, предметах, вещах, поступках должна быть осознана, постигнута человеком. В Коране подчеркивается, что «природная красота, красота предметов, вещей, например зелени, воды, золота, существует не только для того, чтобы ее пользоваться в потребительских целях, а для того, чтобы человек получил удовлетворение, наслаждение не только физического, но и духовного состояния». Красота в природе освобождает человека от горестей, забот, дает ему силу, возвышает его, настраивает его на добрые деяния. «Постижение самой красоты приятно и может быть объектом любви». В этом, как нам, кажется, тоже отражается воспитательный потенциал Ислама. Осознание природной красоты в «эстетической доктрине Ислама привело к интересному художественному поэтическому осмыслению явлений природы и вызвало к жизни, породило много поэтических шедевров в мусульманской литературе, которые являются непревзойденными образцами.

Ислам не против украшений, которые приумножают красоту человека, но всячески выступал против излишеств, безвкусицы. Человек не только должен украшать себя, облагораживать свой внешний вид, но должен украшать свой дом, двор, двери, поскольку украшение есть одно из праведных дел, «двери и своды мечетей должны быть украшены рисунками и резьбой, польза от этого заключается в красоте и в делах». Ислам выступает против расточительства, превышения меры в использовании украшений и всячески осуждает мужчин и женщин, которые излишне украшают себя драгоценностями, косметикой. Эстетическая красота тесно связана с чистотой, которая лежит наряду с этическими потребностями, в основе требования Ислама к красоте человека. В своей эстетике быта Ислам требует разумную и правильную организацию предметов, окружающих человека. Мера, гармония, чистота, красота должны проявиться и в планировке города, улиц, площадей, в ношении одежды и в поведении человека. Нарушение принципов красоты Ислам считает неэстетичным, безнравственным и квалифицирует их как дурные поступки.

Ислам возвышает красоту познаваемую «внутренним зрением», наполняет красоту этическим содержанием, что истинная красота связана с добром.

Красота, которая познается чувствами (зрением, обонянием, слухом) есть лишь оболочка, под которой находится нужное ядро.

Любовь у мусульманских теологов выступает как естественное, врожденное отношение людей к земной и божественной красоте. Одна из причин любви - это красота, прекрасное. Любая красота, будь она «видимого (внешнего) или внутреннего образа, вызывает любовь». Красота и любовь постигаются одними и теми же средствами, которые заложены в людях от природы. Но красота, по Исламу, ни что иное, как постижение сути любви. Поэтому она доставляет большое удовольствие и наслаждение людям. Единство любви и красоты проходит красной нитью в эстетике Ислама. Это выражается в поэтической форме одним из поэтов мусульманского мира Джами:

- Красота и любовь подобна сердцу и душе

- Красота и любовь - это жемчуг и кладезь.

- Испокон веков они были вместе,

- Вместе они шли по этому пути.

- Наше существование зависит от их единства,

- Нельзя оторвать их друг от друга.

Мусульманская эстетика большое значение придает чувству Возвышенного. Под Возвышенным понимались такие качества человека, как духовное могущество и нравственная чистота. Во всем этом, на наш взгляд, содержатся принципы эстетического воспитания.

В силу исторически сложившейся культурной традиции в Исламе ведущими видами искусства стали музыка, поэзия, танец, т.е. такие виды искусства, где материальное как бы отходит на второй план, а духовное, эмоциональное начала выступают на передний. Мусульманская эстетика возвела эмоциональные начала, обычные эмоции человека в процессе восприятия музыки, песни, танца в высшую ценность. Отметим еще один как нам кажется важный момент приобщения человека к миру прекрасного - музыке.

Так в музыке: когда слушаешь значительное произведение в хорошем исполнении, то вместе с конкретными музыкальными образами рядом вырастает, складывается в душе образ музыки. Его трудно выразить словами, невозможно объяснить, но его возможно почувствовать.

Мелодия является продолжением божественной души, согласно мусульманским теоретикам. Мусульманский просветитель Газали отмечал, что музыка имеет огромную эстетико-познавательную силу. Она является отражением внутреннего состояния человека, его психологических и морально-этических сторон. Музыка, согласно Газали, содержат полезные характеристики, она приятна для чувственного восприятия. «Музыка приятна, подобно пению птиц, зелени, текущей воде и цветам». «Приятные для слуха звуки полезны для ума, подобно запаху мускуса приятные для обоняния, подобно хорошей пище, доставляют приятие вкусовые ощущения». Таким образом, мы делаем вывод, что музыка несет людям радость, украшает их жизнь и служит источником глубоких эстетических радостей и обладает эстетико-воспитательным потенциалом. Она формирует характер подрастающего поколения, углубляет его мироощущение, внедряет в души людей веру в красоту, в жизнь. Музыка содержит и способность сплачивать, объединять. Она как раз является той формой, посредством которой относительно легко рождаются чувственные образы в сознании человека. Ярко выраженная эмоциональность, непосредственная обращенность к сердцу, абстрактность музыки дает возможность человеку выразить себя, свою сущность. Музыка влияет на такие эстетические эмоции как чувства, переживания, которые как огонь воспламеняются в сердце человека.

Заслуживает большого внимания и исполнительское мастерство, искусство. Вопросам художественного и эстетического исполнения музыки, песни, танца, как нам удалось определить на основе анализа мусульманских источниках, придается также важное значение. Уровень исполнения музыки, песни, танца оценивается посредством эстетических категорий - красоты, гармонии, и этических - добра и справедливости. Внимание акцентируются на личности исполнителей, их индивидуальных особенностях и способностях, на вопросах выразительности и эмоциональности исполнения танца, музыки, песни, игры на музыкальных инструментах, к примеру, на бубне и найе.

Мусульманская эстетика, в лице суфиев в средневековых условиях, была единственным учением, которое широко поставило на службу своих воспитательных целей танцевальное искусство. Танец обладает большой художественно-эстетической силой, он повышает жизненный тонус и способствует полному раскрытию души. В мусульманской эстетике танец выступает вершиной человеческой радости, какая может только быть доступна человеку. Как известно, радость как результат физического и духовного здоровья располагает к творческому вдохновению. Ислам использовал эстетические возможности танца для нравственного совершенствования людей. Ради этой цели мусульманская эстетика требовала от танцора поэтичности и изящества каждого движения, совершенствования ритма и темпа, согласованности и гармоничности танцевальных движений с пением.

Эстетическая доктрина Ислама в реализации и распространении своих идей использовала не только художественно-эстетические возможности музыкального и танцевального искусства, но и поэтического. Поэзия исламских теоретиков являлась главным средством в достижениях философско-религиозных, морально-этических и художественно-эстетических целей. Она вобрала в себя нравственные нормы той эпохи, выполняла дидактическую функцию, стала способом познания действительности, и выполняла функцию объединения, стала средством общения разных людей, а также имела коммуникативную функцию.

Общеизвестно, что в средние века в мусульманском мире произошел резкий скачок, в это время расцветают искусства и культуры в особенности литература, музыка, архитектура, песнопение. Хотя уровень развития литературы и искусства, в период джахилия (расцвета) был низким, тем не менее, в этот период творили и поэты, и музыканты, воспевая красоту той, среды, где они жили, наслаждаясь дарами природы. На арабском Востоке бедуин дни и ночи находился, прежде всего, в объятии пустыни и голубого неба и только весной он видел зеленые луга, многокрасочные цветы, бабочек и птиц. Суровая природа пустыни однозначно влияла на сознание бедуина по-своему.

Поэт доисламского периода с любовью воспевал свой «корабль пустыни - верблюда, пустынный ветер, журчание речушки, весенний дождь и серебряную воду колодца». В этот период у него еще не было дворцов и бассейнов, королевских садов и храмов, какие имелись у их соседей в Иране, Египте, Вавилоне. Арабский ученый Аль-Фахури пишет: «Идеи произведений доисламского поэта просты и ясны, они порождены окружающей средой; поэт старается не затрагивать глубокие и сложные идеи: 1. Образ его мыслей также прост, как и его жизнь. Эта простота является одной из основных причин застоя доисламской поэзии. 2. Кроме того, будучи по натуре человеком темпераментным и легко возбудимым, поэт доисламского периода далек от того, чтобы предаваться в своих произведениях размышлениям. Поэтому в них так мало фантазии и воображения. Наконец, поэт доисламской эпохи - верный своим идеям, стремиться как можно ближе подойти к реальной действительности. 3. Весь во власти своих чувств, он не пытается сочинять, а просто импровизирует».

Поэтому в произведениях доисламской поэзии почти полностью отсутствует разумная логическая последовательность. И, хотя в касыде (стихосложении) существует единство мысли, связывающее отдельные ее части в сознании поэта, все же единства построения нет. По этому поводу английский ученый Гибб писал: «Художественное творчество поэтов доисламского периода сводится к серии независимых самостоятельных отрывков, порожденных различными импульсами, они не связаны между собой ни единством замысла, ни единством формы, ни совершенством мастерства. Пожалуй, единственное, что связывает их, - это единство мышления их создателей. В то же время недостатки метода стихосложения и узость взглядов побуждали поэтов идти по пути возможно более подробного изложения».

Вышеописанная тема, несомненно, заслуживает исследовательского интереса, так как в данной работе мы провели сравнительный анализ восприятия эстетических чувств до и после появления Корана. Так или иначе, у арабов периода джахилия были свои эстетические чувства, восприятия и представления, оценка прекрасного и безобразного, любви и ненависти. Но после появления Корана существенно изменилось отношение мусульман к проблемам эстетики - прекрасному, любви, литературе и искусству, музыке и архитектуре, танцам и песнопению.

Мусульманским идеологам и мыслителям было нелегко обосновать, соответствие этих областей науки и культуры с духом Корана.

Поэтому надо было определить позицию Корана, исходя из имеющихся откровений, затрагивающих вопросы эстетики.

В Коране часто этическое и эстетическое, религиозное и светское понятия взаимозаменяющие друг друга, они по-своему содержанию тесно связаны. Например, добро воспринималось как совокупность действий, направленных на богослужение и благожелательные отношения к людям, лучшие нравственные качества. И в свою очередь, все, что добро - это прекрасно, т.к. оно соответствует атрибутам Аллаха, а Его атрибутами являются прекрасные имена и творения.

Согласно Корану, все то, что создано Богом, прекрасно, т.к. все созданное им исполнено величайшей красоты, в том числе и человек. Он же является защитником и заступником человека. «Аллах - тот, который сотворил небеса и землю и то, что между ними, в шесть дней, потом утвердился на троне. Он - ведающий скрытое и явное, славный, милосердный, который прекрасно сделал всякую вещь, которую сотворил, и начал творения человека из глины...». «Мы сотворили человека лучшим сложением» написано в Коране. Так же прекрасным и наилучшим творением является сам Коран в виде книги. «Аллах ниспослал лучший рассказ - книгу со сходными, повторяемыми частями...». Тафсироведы (комментаторы, толкователи Корана) считают, что «Богу принадлежит все прекрасное, что существует, а он самый прекрасный и любит прекрасное. А все безобразное, злое, искаженное исходит от Сатаны, Иблиса».

Следовательно, любовь к прекрасному исходит от самого Бога. Он призывает человека к доброжелательности, познанию, чистоте, уважению всего прекрасного в мире. Содержание и смысл многих аятов (стихов) в их обобщении приводят к мысли, что прекрасное в Коране - это все, что гармонично, созвучно, закономерно, духовно и нравственно. А все то, что вопреки нравственности, истине, гармонии, разумному - это безобразное, т.е. это жестокость, обман, ложь, убийство, война, гнев, ненависть, разрушение, жадность и т. д.

Согласно Корану в человеке все должно быть прекрасно, т.к. Бог любит тех, кто совершает добрые дела, а добро - это не только молитва и выполнение религиозных обрядов. К примеру, благочестие, наряду с верой в Аллаха и выполнением религиозных обрядов - это щедрость, оказание помощи, освобождение людей от различного рода тягот, терпимость, правдивость, бескорыстность, приветливость. Все это украшает человека и несет в себе воспитательный потенциал.

«И когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или верните его», - призывает Коран. Это, на наш взгляд, является свидетельством того, что душевная красота неотделима от поведения человека. Коран также призывает к стремлению «отвечать добром на зло», т.к. «за добрые дела Он будет награждать высочайшей наградой, вдвойне». То есть, у человека должны быть прекрасны и его действия, и замыслы, и речь.

В ходе исследования мы обратили внимание на то, что в Коране часто затрагивается проблема любви - где этическое и эстетическое, божественная любовь и человеческая любовь, духовная любовь и физическая так тесно взаимосвязаны, что отделить их друг от друга очень трудно.

Конечно, Коран, как всякая другая религиозная книга, превыше всего ставит любовь к Богу. Согласно мусульманским теоретикам, суть любви, как человеческого идеала, заключается в том, что человек должен любить Бога превыше всего, как объект полного воплощения нравственных ценностей. Но, как нам кажется, именно, через любовь к Богу проявляется его отношение к другим людям. Сам Коран также призывает к любви к Богу, и считает, что тот, «кто познал Аллаха, любит Его». «А те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха».

Добро к родителям, иным людям тоже является одной из форм любви. Поэтому Аллах будет прощать людей за совершенные ими грехи, если они с любовью и добром будут относиться к своим родителям, близким, сиротам, бедным, путникам, особенно к матерям, которые подарили им жизнь, испытав при родах муки. Об этом сказано во многих откровениях Корана, а именно в 6/151, 29/8, 21/14, 46/15.

Например: «А те, которые уверовали и творили доброе - Мы искупим у них дурное и воздадим им лучше, чем они творили».

И завещали - «Мы человеку добро к его родителям». Согласно Корану душевная доброта всегда украшает человеческие действия, а зло является не чем иным, как безобразным, за что «Бог никогда не будет прощать злонамеренные действия». Разумный человек, учитывая те трудности, которые переживала его мать в период беременности и воспитания, будет не только «творить добро за добро», но «будет просить Бога, чтобы Он помиловал нас». «Но есть и такие, которые вместо добра плюнут на своих родителей». «И им за такие поступки никогда не будет прощения». Во всем этом и заключается форма проявления прекрасного и безобразного в нравственности, в повседневной жизни. Суть вышеуказанных идей более четко отражена в тех аятах Корана, в которых в частности, сказано: «Мы завещали человеку благодетельствовать своим родителям; мать носит его с тягостью и производит с тягостью; а когда он достигает крепости (и достигнет сорока лет), он говорит: «Господи, внуши мне благодарить, за Твою милость, которую ты оказал мне и моим родителям; внуши делать добро, угодное тебе, и устрой для меня благое в моем потомстве! Я обратился к Тебе, я - из числа предавшихся».

«Те, от которых Мы принимаем лучшее, что они сделали, и прощаем их прегрешения, - среди обитателей рая, по обещанию истины, которое было им обещано».

В Коране, в частности, сказано, что есть и такие, которые говорят своим родителям: «Тьфу на вас! Неужели вы обещаете мне, что я буду изведен? - ведь уже прошли поколения до меня!» Они же взывают за помощью к Аллаху; «Горе тебе! Уверуй, ведь обещание Аллаха - истина!

Мусульманские теологи считают, что праведность, как форма проявления душевной красоты, не оторвана от практической действенности, религиозное - от светского. Ведь религиозная праведность значима тогда, когда человек может перенести частицу своей души на любовь к Богу, к родине, к обездоленным, к нуждающимся, к пожилым. Характерная черта искренне верующих в том, что они относятся друг к другу с чувством сострадания и любви, они скромны, всепрощающи, дружелюбны друг другу, «прощают другим, если те в гневе». «В душевной чистоте, благих намерениях, добрых делах они видят красоту своей веры, и не иначе».

Эти и множество других аналогичных аятов, имеют большое этико-эстетическое воспитательное значение. Они являются не только религиозной ценностью, но и эстетической, воспитательной.

Следует отдельно отметить и роль хадисов (жизнеописание Пророка), в эстетическом воспитании личности человека. Как известно на формирование личности человека, тем более учащегося, большое влияние оказывает ознакомление его с жизнедеятельностью выдающихся людей. Жизнь многих великих представителей истории - является превосходной школой воспитания человеческого характера. Пример, их благородной деятельности прямо влияет на нравственно-эстетическое состояние, при условии, если его освещать правдиво и эмоционально красочно. Слушая рассказы из истории Пророка из книги сборника хадисов (жизнеописание), о скромности, честности, трудолюбии, о мужественности и справедливости, против лжи, лицемерия, жестокости, учащийся постепенно начинает понимать, что трудолюбие, правдивость, скромность являются неотъемлемыми свойствами характера великих людей.

К сожалению, богатейший и поучительный опыт великих людей не всегда становился достоянием учащихся. По коротким описаниям их жизненного пути ученик может узнать только о деятельности этого человека, но не о его человеческом достоинстве. Поэтому полезно, чтобы ученики узнали не только даты жизни таких людей, но и все то, что является поучительным в их жизни и взаимоотношениях с людьми. Учение Ислама призывает не только развивать умственные способности, расширить кругозор учащихся, но оно прямо формирует у них эстетические чувства, здоровые потребности и положительные наклонности. Изучая описание хадисов, напоминающих, произведения художественной литературы ученик мысленно становится участником событий, описанных там, перед его умственным взором проходит множество людей, исторических героев с их разными и сложными характерами, которые проявляются в их взаимоотношениях. Читая Коран и книгу сборник хадисов, ученик проникается любовью и уважением к их персонажам и благородным поступкам, презрением и ненавистью к лицам низменно-эгоистическим, бесчеловечно жестким характером. В ходе исследования нами были изучены многочисленные примеры того, как чтение выдающихся произведений художественной литературы оказало решающее влияние на человека. Таким образом, чтение таких источников, как Коран безмерно влияет на формирование нравственно-эстетического облика человека. Чтение выдающихся произведений оставляет глубокий след в сознании человека, тем более книги испытанной веками.

На сознание ученика сильное влияние оказывают и исторические факты. Если учесть, что основы морали как специальный и самостоятельный курс в школах не изучается, то становится понятной та роль, которая призвана играть история в деле нравственно-эстетического, воспитания учащихся. Иначе говоря, история не только источник нашего интеллектуального развития, но мудрый наставник в деле эстетического воспитания.

Обращаясь к ней как к опытному советнику, мы можем получить поучительные уроки жизни, научиться отличать хорошее от дурного, полезное от бесполезного, благородное от низменного, хорошее от пагубного. Она способствует формированию в характере личности гражданских добродетелей: патриотизма, гуманизма, справедливости, ответственности, чуткости, мужества и т.д.

Истории, изложенные в Коране и хадисах, становятся важным фактором нравственно-эстетического воспитания. По нашему мнению, там: во-первых, при изложении исторического материала освещаются вопросы эстетики и нравственности, во-вторых, представлена нравственно-эстетическую оценка как исторических явлениям, событий, так и деятельность исторических личностей.

История, описанная в хадисах и Коране, дает богатый материал, умелое использование которого, по нашему мнению, будет способствовать росту нравственного, эстетического, умственного сознания учащихся.

В центре мечты о прекрасном, согласно Исламу, становится человек, и благодаря этому эстетический идеал сочетается с идеалом моральным. Красивое, прекрасное, возвышенное усматривается не только в совершенстве, законченности внешних форм, но и в творениях человеческого разума и особенно в высоконравственных поступках, идеях и других проявлениях духовного мира людей, руководствующихся в своей жизни нормами религиозной, исламской морали.

Красота - средство воспитания чуткой совести. И уже в ранней юности человек должен научиться индивидуально осваивать эстетические ценности. Этому во многом, как мы убедились, способствует эстетическое учение Ислама.

 

АВТОР: Гильмутдинов Б.Р.