25.04.2012 11979

Состояние проблемы здоровья школьников

 

По данным Госкомстата России, здоровье населения в последние годы неуклонно ухудшается. Одной из наиболее острых проблем здоровья населения является растущий уровень смертности (15,6 в 2001, 16,3 в 2002 и 16,8 на 1000 населения в 2003). Основными причинами смерти являются болезни системы кровообращения (61,4 % всех умерших), онкологические заболевания (13,2%), болезни органов дыхания (3,6%), органов пищеварения (2,6%), кроме того - хронические неспецифические бронхо-легочные заболевания, эндокринопатии (сахарный диабет), иммунно-аллергическая патология, язвенная болезнь, психические болезни, хронические поражения печени, почек, кишечника и другие. Место тяжелых инфекций заняли болезни, которые в обиходе нередко называют «болезнями цивилизации». К ним относится гипертоническая болезнь со всеми ее осложнениями, вплоть до инсульта и инфаркта, стенокардия, опухоли, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, бронхиальная астма и другие заболевания аллергической природы, экземы и нейродермиты, а также алкоголизм и наркомания. Большую часть (80 %) этих заболеваний относят к категории так называемых психосоматических (сома-по-гречески «тело»). Этот термин означает, что изменения, которые происходят при этих заболеваниях, врачи связывают с более или менее длительным эмоциональным напряжением, возникающим в ответ на жизненные трудности и конфликты - как межличностные, так и внутренние. Состояние внутреннего конфликта Г. Селье назвал стрессом. Длительный стресс (дистресс), как предупреждает С. Московией, подавляет иммунитет, делая организм более уязвимым к инфекциям и злокачественным опухолям. Именно внутренним конфликтам приписывают основную роль в возникновении психосоматических заболеваний и неврозов. По данным, приводимым А.Ю. Аксельродом, за 65 лет заболеваемость неврозами возросла в 24 раза. Если такая тенденция сохранится, через 15 лет россиян станет меньше на 22 млн. человек.

За последние 10 лет в России стало на 4 млн меньше детей. В стране живут 33 млн. маленьких россиян, причём, как сообщили в пресс-службе Российского детского фонда (РДФ), среди них - 600 тыс. детей-инвалидов.

Рассмотрим более подробно проблему здоровья детей.

Согласно данным Госкомсанэпиднадзора России, абсолютно здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%. По данным института возрастной физиологии РАО 30 - 35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. Аналогичные данные приводит Научный центр здоровья детей РАМН – «...каждый третий ребёнок, поступающий в школу, не готов (по состоянию здоровья М.З.) к систематическому обучению в школе». В школах Н. Новгорода количество учащихся сократилось за три последних года на 16 тысяч (10,3 %), при этом на 26 % увеличилось количество детей с диагнозом «задержка психического развития».

Уровень заболеваемости растёт от младших классов к старшим. Так, по данным профилактических медицинских осмотров, за первый год обучения в школе острота зрения снижается у 2,56 % осмотренных, а к окончанию школы, ещё у 9,21 %. Диагноз «сколиоз» имеет менее 1 % первоклассников и 3,43 % выпускников. Аналогичная картина и по другим заболеваниям. «В итоге в выпускных классах до 62 % учащихся считаются больными, что ограничивает выбор профессии..., поднимает проблему репродуктивного здоровья». При этом тревогу вызывает не только физиологическое, но и психическое здоровье школьников: только 35 % выпускников можно считать психически здоровыми.

Е.П. Усанова приводит результаты комплексного обследования здоровья школьников Нижегородской области по четырём показателям:

- уровень физического и психического развития;

- резистентность или сопротивляемость воздействию неблагоприятных факторов;

- функциональное здоровье организма;

- хроническая заболеваемость.

По результатам обследования дети делились на три группы:

- абсолютно здоровые (далее - «здоровые»);

- относительно здоровые («группа риска» - имеющие незначительные нарушения здоровья);

- больные.

«Проверка показала, - заключает Е.П. Усанова, - что здоровых, то есть не имеющих каких-либо отклонений в развитии, детей в школах практически нет (по школам Нижнего Новгорода из 4045 - 32 человека)» или 0,79%. По данным Е.П. Усановой из нездоровых детей 56 % больны, остальные 44% составляют группу риска.

На основании данных Научного центра здоровья детей Российской Академии Медицинских Наук (РАМН) сейчас:

- 70 % детей страдают от гиподинамии;

- у 50% школьников наблюдаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

- 30 % школьников имеют нарушения в сердечно-сосудистой системе.

Для нашего исследования важен тот факт, что оценка подростками своего здоровья достаточно часто отличается от мнения специалистов

Итак, несмотря на развитие медицины, здоровье детей продолжает ухудшаться. При этом дети, как правило, неправильно оценивают своё здоровье, воспринимая его лучше, чем оно есть в действительности.

Такое состояние автор Г.С. Никифоров называет феноменом «нездорового оптимизма», его формированию, по мнению автора, способствуют следующие психологические факторы:

- отсутствие личного опыта болезни;

- вера в то, что, если болезнь не появилась, то она не появится и в будущем;

- вера в то, что, если болезнь и появится, её можно будет вылечить.

Таким образом, зачастую здоровый человек не воспринимает болезнь как нечто реальное для него лично. Он не способен грамотно оценивать и контролировать своё состояние, потому что информацию о здоровье ему получить практически негде. Филиппова Л.В. Лебедев Ю.А., Филиппов Ю.В. подчёркивают, что со здоровым человеком эффективнее говорить о здоровье, медицина же говорит о болезни.

Из сказанного выше следует, что разговоры с ребёнком о возможных заболеваниях малоэффективны. Гораздо более эффективными могут быть разговоры о здоровье, его укреплении, формировании и т.д.

Именно на это нацелены программы «Здоровье», «Школа здоровья», развертывающаяся в России сеть «школ здоровья», инициированных Всемирной организацией здравоохранения, Европейским экономическим сообществом на Страсбургской конференции в 1990 году.

По данным Госкомстата России, причинами ухудшения здоровья молодёжи являются причины социального плана - неблагополучные, неполные семьи, низкий уровень доходов родителей, курение, пьянство и наркомания (в том числе и молодёжные). Так, по данным, приводимым Н.С. Михалюком, с 1991 года по 2000 год произошло рост числа неполных семей (с 16,3 до 30, 1 на 100 детей), увеличилось число неработающих членов семьи (с 22,1 до случаев 44,9 на 100 детей), выросла распространённость курения матерей (с 2,6 до 5,4 случаев на 100 детей). Поскольку значительное время ребёнок в школе, школа так же оказывает влияние на изменение здоровья детей.

Рассмотрим причины влияния школы на здоровье детей.

Реформа общеобразовательной школы конца 80-х - начала 90-х годов, нацеленная на повышение качества образования, вызвала резкую интенсификацию учебного процесса, не создав при этом механизмов, защищающих здоровье детей. «Одна из основных сегодняшних проблем, - утверждает ректор Высшей школы экономики, член совета Центра стратегического развития, руководитель подготовки национальной стратегии по развитию образования Я.И. Кузьминов, - перегрузка детей». В.Ф. Шаталов приводит наглядный пример: «При изучении раздела «Русско-турецкие войны» учащиеся-семиклассники обязаны ввести в свою активную разговорную речь... 37 слов (дат, имен, чисел и наименований, из которых 26 новых)».

Сегодня у добросовестных старшеклассников 14-часовой рабочий день: 6-7 уроков в школе, потом 4-5 часов уходит на выполнение домашних заданий, ещё 2-3 часа - подготовка к поступлению в вуз. Всего при шестидневной рабочей неделе 64 рабочих часа в неделю. Для сравнения заметим, что по трудовому законодательству у взрослых людей рабочая неделя, исходя из общегигиенических норм, должна ограничиваться 42 часами. Согласно данным Госкомсанэпиднадзора России, у 15 % учащихся возникают нервно-психические отклонения, вызванные именно увеличением школьных нагрузок. В Институте возрастной физиологии категорично заявляют, что более пяти часов в день ребенок работать физически не может.

Стремление же за счёт принуждения и ужесточения контроля достичь желаемого результата в учёбе приводит к обратному эффекту, поскольку существует закономерность: чем сильнее принуждение к деятельности, тем сильнее она отторгается человеком как чуждая, нужная не ему, а кому-то другому. «Принуждение провоцирует агрессивно-репрессивную среду в школе, которая не может пройти бесследно как для учителя, так и для ученика в плане их физического и нравственного здоровья», - предостерегает Г.Ю.Ксензова.

По данным Госкомстата России значительная часть подростков «находится в состоянии выраженной психической и социальной дезадаптации».

Сравнительный анализ психических состояний, доминирующих у учащихся 3-х, 5-х и 9-х классов, проведённый сотрудниками Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства, достаточно ясно указывает о нарастании у них болезненных психических проявлений в процессе школьного образования. Причем значительное ухудшение настроения происходит в 5-ом классе, т. е. при переходе из начальной школы в школу 2-ой ступени. Здесь уже 87% школьников находится в состоянии разной степени психического неблагополучия, что, надо полагать, связано, прежде всего с резким повышением информационной нагрузки и возрастанием требовательности со стороны учителей.

На возможность патологического изменения поведения подростков в этом случае обращает внимание А.Е. Личко. Подобной позиции придерживается и Г.К.Зайцев, замечающий, что «комфортно в школе чувствуют себя, прежде всего, хорошо подготовленные учащиеся, чьи возможности выше требований официальной программы. И наоборот, психическая напряженность, фрустрация, утомление и стрессовые состояния, создающие угрозу невротических расстройств и провоцирующие хронические заболевания, возникают главным образом у учащихся, для которых программные требования являются трудновыполнимыми, а также вследствие авторитарной (нередко репрессивной) позиции учителей».

Одной из главных причин эмоционального напряжения школьников является дискомфорт в школе (40 % детей не хотят ходить в школу, 50 % не удовлетворены школьными знаниями, только 10 % радуются встрече с учителем).

На психическое состояние школьника оказывает влияние и социальное функционирование, т.е. степень включенности ребёнка в функционирование социума. « Жить, - как говорит X. Ортега-и-Гассет, - это значит делать что-то определенное, выполнять возложенную на тебя миссию. И чем больше мы подавляем в себе желание подчинить чему-либо нашу жизнь, тем более опустошаем ее». Из-за большой учебной нагрузки в жертву приносятся «побочные» (с точки зрения школы, но не с точки зрения самого школьника) потребности, интересы, жизненные устремления, общественная и эмоциональная жизнь, общение со сверстниками, то есть те основания, которые могли бы стать источником активности ученика, наиболее сильно влиять на развитие его потенциальных возможностей. Дисгармония в соотношении видов деятельности обедняет жизнь детей, делает её однообразной, ведёт к серьезным изъянам в плане нравственного, трудового, эстетического развития.

Существенной частью социальной жизни являются занятия физкультурой и спортом, однако по данным Института физиологии 44 % детей школьного возраста вообще не занимаются физической активностью, как уже отмечалось, 70 % школьников страдают от гиподинамии. По результатам обследования нижегородских школьников 90-97 % девятиклассников 83-84 % десятиклассников говорят, что хотели бы заниматься спортом; реально им занимаются, соответственно лишь 24-30 % и 23-24 %. Причём, 20 % опрошенных сообщают, что не занимаются спортом из-за недостатка времени. «В ситуации перегрузок старательные дети за свою усидчивость расплачиваются физическим здоровьем, а те, кто из-за своих природных возможностей не в силах выполнить весь учебный материал, - нравственным здоровьем»- замечает И.А. Гундаров.

Ещё один фактор, определяющий эмоциональный комфорт подростка - степень соответствия социальной роли, с которой отождествляет себя школьник роли, которую навязывает ему социум. А.Е. Личко выделяет две причины, приводящие к ролевому конфликту.

Во-первых, вследствие акселерации, современные подростки в 15-16 лет по своему физическому развитию соответствуют 18-19-летним в середине XX века, однако их социальный статус остался неизменным - дееспособность их ущербна, возможность самостоятельного заработка ограничена, образование заканчивается даже позднее, чем у сверстников прежних лет. Возникшая диспропорция между акселерацией и социальным статусом, между физическим развитием и некоторыми сторонами социального созревания была предсказана ещё в 1903 г. И.И. Мечниковым, как складывающаяся в процессе развития цивилизации.

Во-вторых, ролевой конфликт может явиться следствием диспропорции в развитии одной возрастной группы подростков. В одном и том же возрасте у одних детей половое созревание только начинается, у других оно в разгаре, у третьих - уже полностью завершено. Наиболее неблагоприятным является вариант акселерации, проявляющийся не снижением возраста начала полового созревания, а лишь резким увеличением его темпа. Начавшись, как обычно, в 12-13 лет, половое созревание протекает крайне быстро и за два-три года подросток превращается во взрослого. В результате, в одной социальной группе (например, классе) оказываются и дети и, фактически, взрослые люди; социальные же требования к ним усредняются.

«Существуют, - делает вывод Г.К. Зайцев, - психолого-педагогические причины ослабления здоровья учащихся. Они состоят в том, что традиционная (авторитарно-репродуктивная) система обучения оказывает негативное влияние практически на все компоненты здоровья подрастающего человека: вызывает переутомление и психические расстройства, деформирует его мотивационную сферу и замедляет развитие, снижает резистентность организма и провоцирует рост хронических заболеваний. Наконец в процессе обучения у многих занимающихся формируется негативное отношение к самой школе, что, безусловно, не может не сказаться на их нравственно-психическом состоянии».

Мы попытались разобраться в главных причинах, оказывающих негативное влияние на здоровье школьников и связанных с его обучением в школе. Для того, чтобы проектировать пути оздоровления подростков в условиях школы, необходимо разобраться в факторах, влияющих на здоровье.

Анализируя причины ухудшения здоровья населения Г.С. Никифоров приводит четыре основных фактора, определяющих его:

- наследственность;

- экологическая обстановка;

- состояние медицинского обслуживания;

- образ жизни человека.

Данные, приводимые Всемирной организацией здравоохранения, свидетельствуют о том, что вклад этих факторов по их воздействию на здоровье распределяется следующим образом:

- 50 %- образ жизни;

- 20 % - наследственность;

- 20 % - влияние внешней среды;

- 10 % - оказание медицинской помощи.

Остановимся подробнее на рассмотрении образа жизни школьника, как на факторе, дающем максимальный вклад в формирование здоровья.

Философский словарь толкует Образ Жизни (ОЖ) следующим образом: «ОЖ - философско-социологическая категория, охватывающая совокупность типичных видов (способов) жизнедеятельности индивида..., которая берётся в совокупности с условиями жизни, определяющими её. Она даёт возможность комплексно рассматривать основные сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт..., выявлять ценностные ориентации людей и причины их поведения».

Образ жизни, способствующий сохранению и укреплению здоровья назовём здоровым образом жизни (ЗОЖ). Существует достаточно много определений ЗОЖ. Ю.П. Лисицин трактует его как «...деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека». Г.С. Никифоров определяет ЗОЖ, как «совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых его системы работают долговечно, а также совокупность методов, способствующих укреплению здоровья, методов труда и отдыха». С. Лазарев предлагает под понятием ЗОЖ подразумевать «способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека и конкретным условиям жизни, направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций».

Ю. П. Лисицыным и И.В. Полуниной выделяются также ряд критериев здорового образа жизни, к числу которых относятся, гармоничное сочетание биологического и социального в человеке, гигиеническое обоснование форм поведения, неспецифические и активные способы адаптации организма и психики человека к неблагоприятным условиям природы и социальной среды.

Б. Н. Чумаков отмечает, что здоровый образ жизни включает типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности людей, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма. Поскольку определение ЗОЖ, даваемое Б.Н. Чумаковым, наиболее полно соответствует специфике нашего исследования, будем опираться на него при конструировании технологии приобщения школьников к здоровому образу жизни.

В то же время, как отмечает О.С. Васильева, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности.

В практической деятельности можно выделить два подхода к осуществлению здорового образа жизни. При традиционном подходе считается правильным достижение всеми одинакового поведения: отказ от курения и употребления алкоголя, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах. Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся рекомендованного поведения. Но, как показывает практика, заболеваемость неизбежно оказывается различной при одинаковом поведении людей с разными гено - и фенотипом. Явный недостаток такого подхода в том, что он может привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья.

Другой подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Учитывая, что все люди различны, им нужно в течение жизни вести себя по-разному. И. А. Гундаров и В. А. Палесский констатируют: «Здоровый образ жизни в принципе не может и не должен быть идентичным. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата». При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, разумное, культурное, общественно полезное поведение, его образ жизни не может рассматриваться как здоровый. Итак, в рамках этого подхода здоровый образ жизни определяется, исходя из индивидуальных критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления и контроля за их эффективностью.

Первые исследования зависимости состояния здоровья от образа жизни человека были начаты в 1965 году американскими учёными Бреслау и Беллоком. Они выделили семь основных факторов, которые впоследствии стали рассматриваться как основы ЗОЖ:

- Сон (7-8 часов).

- Регулярное питание.

- Отказ от дополнительных приёмов пищи (перекусов).

- Масса тела (отклонения от оптимальной - не более 10%).

- Регулярные занятия физическими упражнениями.

- Ограничение приёма алкоголя.

- Отказ от курения.

«Разумеется, - замечает Г.С. Никифоров, - этим не исчерпывается всё реальное многообразие факторов ЗОЖ, которое постоянно уточняется опытным путём и ещё не является окончательно установленным перечнем». Список этот можно расширить, так как он не рассматривает, например, вопросы личной гигиены, соотношение труда и отдыха, психические и нравственные компоненты.

Чтобы выяснить осведомлённость школьников в данном вопросе, сотрудники Санкт - Петербургского университета педагогического мастерства провели опрос 187 старшеклассников (юношей и девушек). Респонденты должны были перечислить факторы, составляющие, по их мнению, основу ЗОЖ. Для наглядности, мы свели результаты обследования школьников.

Здоровый образ жизни у учеников ассоциируется с отсутствием болезней. То есть в качестве главного критерия здорового образа жизни выдвигается не поведение человека, а состояние его здоровья. Как отмечает Г.К. Зайцев, при такой постановке вопроса путаются причина и следствие.

Подведём итог. Улучшение состояния здоровья детей задача сложная и многоплановая, но приведённые данные говорят, что школа не может оставаться в стороне от данной проблемы. При этом, несомненно, актуальны задачи не только увеличения эмоционального комфорта и снижения уровня перегрузки в школе, но и обучения школьников основам здорового образа жизни.

 

АВТОР: Залесский М.Л.