25.04.2012 7983

Пути решения проблемы приобщения школьников к здоровому образу жизни

 

Проблема состояния здоровья школьников требует поиска путей и средств для ее решения. Актуальность проблемы привлекла к ней большое внимание ученых - психологов, педагогов, медиков, социологов. Поэтому не удивительно, что в последние годы появились книги, диссертационные исследования, в которых предлагаются различные подходы к ее решению.

При выделении основных направлений исследования воспользуемся классификацией моделей, предложенной Э. Чарлтоном. Он предложил следующие четыре модели обучения учащихся здоровому образу жизни.

Медицинская (профилактическая) модель полностью построена на информировании школьников и является чисто когнитивной. Ее второе название - модель ЗОП: знание, отношение, поведение. Предполагается, что если человек знает об опасности для здоровья определенного стиля поведения, он начнет относиться к такому поведению отрицательно и будет от него воздерживаться. Аналогично, если человеку известно, что определенный стиль поведения полезен для здоровья, знание об этом приведет к положительному отношению и соответствующему поведению.

Образовательная модель исходит из того, что только информация недостаточна для оказания влияния на поведение человека в отношении своего здоровья. Поэтому в этой модели акцент делается на обучении навыкам, необходимым для принятия решения.

Радикально-политическая модель делает следующий шаг по сравнению с образовательной и включает в себя содействие становлению ЗОЖ.

Модель самоусиления объединяет передачу информации (первая модель), отработку навыков, требующихся для принятия решений (вторая модель), а также содействие формированию ЗОЖ (третья модель).

Далее мы попытаемся в соответствии с предложенной классификацией подходов к решению проблем, связанных с сохранением здоровья школьников, выделить направления, по которым проводятся исследования в нашей стране.

Первая (медицинская) модель реализуется следующими путями.

- Подготовка монографий, учебных пособий, популярных книг, статей по проблемам сохранения здоровья и приобщения к здоровому образу жизни, адресованных непосредственно школьникам. К ним можно отнести такие работы, как «Здоровье не купишь. Заботься сам», «Твое здоровье», «Резервы нашего организма», «Как стать сильным» «Оживление без сенсаций», «Пирамида познания: Как быстрее и легче подняться на ее вершину, чтобы овладеть искусством формирования своего здоровья», «Путешествие Джуно: Приключения в стране «Здоровье»: Учебник для 1, 2 класса».

Целью данных работ является создание информационного базиса, позволяющего ребёнку подготовиться к осознанию основных принципов ЗОЖ, привитие (выработка) простейших алгоритмов ЗОЖ. Основное различие этих работ обусловлено различностью возрастных категорий читателей, которым они адресованы.

Так, книга М.З. Залесского «Как стать сильным» в занимательной форме сообщает младшим школьникам наиболее общие правила формирования и сбережения здоровья. Работа К.А. Пармза и др. «Путешествие Джуно: Приключения в стране «Здоровье» представляет собой учебное пособие, рассчитанное на изучение в 1-ми 2-м классах школы. Так как рассматриваемые работы адресованы младшим школьникам, упор в них делается именно на сообщение ребёнку основных правил поведения, простейших алгоритмов ЗОЖ.

Работы Г.И. Косицкого, И.Н. Дьяконова «Резервы нашего организма» и А.Ю. Аксельрода «Оживление без сенсаций» адресованы более взрослым читателям, поэтому основной их задачей является сообщение информации, позволяющей понять наиболее общие принципы функционирования человеческого организма.

В отличие от рассматривающих в основном физическое здоровье, в работах Г.К.Зайцева и А.Г. Зайцева «Твое здоровье: Укрепление организма» и «Твое здоровье: Регуляция психики» рассматривается различие и связь между физическим и психическим здоровьем.

- Введение в школьную программу специального самостоятельного курса, направленного на формирование и развитие у учащихся понятий и навыков здорового образа жизни.

Разработке новых курсов и исследованию возможных способов их включения в учебный план школы посвящено несколько диссертационных исследований. Так, в исследовании Н.П. Абаскаловой рассматривается возможность не только введения курса, обеспечивающего обучение школьников основам ЗОЖ, но и создания в школе «здоровье сберегающей службы», в задачи которой входит подготовка учителей, мониторинг состояния здоровья (морального и физического) учащихся.

Аналогичным путем идут и авторы курса «Я и мое здоровье», адресованного учащимся младших классов Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захаревич, Т.Н. Калинина. Кроме собственно курса авторы предусматривают введение в школе пакета программ, обеспечивающего индивидуализацию обучения, активное включение детей в учебную и познавательную деятельность.

Г.К. Зайцев и В.В. Колбанов предлагают курс, охватывающий начальную, среднюю и старшую школу. Курс состоит из трёх частей, различающихся решаемыми задачами. Ученикам 1-х - 4-х классов преподаётся курс «Расти здоровым», в ходе изучения которого через игру и подражание детям прививаются первичные навыки здорового поведения (в том числе - гигиенические). Учащиеся 5-х 8-х классов изучают курс «Твоё здоровье», целью которого является формирование навыков рефлексии, само изучения и само понимания. В 9-х-11-х классах изучается курс «Валеология», решающий задачу формирования учащимися индивидуалного способа ведения ЗОЖ. По мнению авторов, курс должен вести социальный педагог-валеолог, имеющий возможность координировать деятельность администрации и педагогического коллектива.

Достоинством первого и второго направлений является возможность последовательно и в системе дать школьникам необходимые знания о здоровье и представление о здоровом образе жизни, недостатком увеличение (второе направление) учебной нагрузки и, поэтому, неизбежная перегрузка учащихся.

- Изменение содержания предметных курсов в сторону их гуманизации, введение в содержание существующих курсов научных понятий, фактов, идей, раскрывающих сущность ЗОЖ и т.п. (Чандаева С.А., Бушуева В.О., Дагбацыренова Ц.Ц.

Типичной работой этого направления является диссертационное исследование Л.Г. Смышляевой «Реализация валеологического подхода при обучении химии как условие формирования ЗОЖ». На основе анализа основных концепций школьного образования, Государственного Стандарта, учебных программ по химии и имеющегося опыта валеологизации школьного химического образования, автор моделирует и разрабатывает методическую систему систематического формирования валеологической компетентности учащихся, лежащей в основе ЗОЖ. Автор убедительно показывает, что в содержании школьного курса химии широко представлены знания, отражающие сущность и механизмы явлений, лежащие в основе процессов жизнедеятельности человеческого организма. Это подтверждено в диссертации конкретным материалом. Достоинством подобной модернизации образования, по мнению Л.Г. Смышляевой, кроме решения главной задачи, - формирования ЗОЖ,- является и то, что она повышает эффективность обучения.

В исследовании В.О. Бушуевой рассматривается возможность интериоризации учащимися ценности здоровья за счёт интеграции в содержание учебных курсов информации, раскрывающей смысл ЗОЖ. По мнению автора, при создании в школе благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья, осуществлении систематической диагностики и коррекции состояния нравственного, физического и психического здоровья, подобное изменение содержание образования позволит учащимся самостоятельно сформировать аксиологическую систему, усвоить основные принципы и навыки здорового образа жизни.

В работе Ц.Ц. Дагбацыреновой предлагается использовать традиционные представления социума (бурят) о здоровье и здоровом образе жизни как составном компоненте содержания основного общего образования. Т.е. делается попытка предложить учащимся аксиологическую систему «в готовом виде». По мнению автора, готовая система ценностей должна подкрепляться новой информацией, получаемой учеником в процессе обучения.

Наиболее ценны для нашего исследования результаты работы С.А. Чандаевой. Автор обобщает опыт гуманизации курса физики. Из всех возможных путей гуманизации курса физики в книге рассматривается наименее разработанное в методической литературе направление, связанное с многообразными связями физики и человека. Суть его состоит во включение в содержание обучения физике ряда идей, которые условно можно разделить на три группы:

- место человека в окружающем мире;

- диалектика связи человека и природы;

- процесс познания человеком природы и себя как её составной части.

По мнению автора, характер включения нового содержания может быть следующим:

- лекция, раскрывающая те или иные гуманитарные идеи;

- демонстрационный опыт;

-практическое задание;

- лабораторная работа;

- задача.

Задачи подбираются и формулируются таким образом, чтобы они либо освещали с гуманитарной точки зрения традиционное содержание, либо иллюстрировали вновь включённый материал. Например, задача может быть сформулирована таким образом, что:

- человек является перемещающимся или взаимодействующим объектом;

- оцениваются физические характеристики человека;

- рассматриваются процессы, происходящие в организме человека;

- определяется место человека в окружающем мире.

Третье направление позволяет, сохранив преимущества двух первых направлений, избежать дополнительного увеличения учебной нагрузки на учащихся. При этом незначительное увеличение объёма информации, получаемой учеником, компенсируется повышением эффективности обучения.

- Использование возможностей дополнительного образования: внеклассные занятия экологические кружки и секции, НОУ, самостоятельная исследовательская работа школьников и т. п.

Так, в исследовании Д.Ф. Акбердиевой предлагается осуществлять формирование здорового образа жизни у младших школьников на внеклассных занятиях. Занятия проводятся в игровой форме и форме семинаров. Курс включает в себя 6 четырёхчасовых занятий: «Познай самого себя», «Здоровое питание», «Профилактика вредных привычек», «Лекарственные растения», «Поведение в экстремальных ситуациях», «Сексуальная культура и здоровье».

В работе О.Ю. Тимофеевой предлагается в основу деятельности, направленной на формирование экологической культуры старшеклассников, положить изучение местных экологических проблем. По мнению автора, в результате целенаправленной практической деятельности по изучению основных экологических сред (воздуха, воды, почвы, биоты), у школьников формируется экологическая культура. О.Ю. Тимофеева выделяет три блока своей модели (познавательный, исследовательский (поисковый), рефлексивно-деятельностный).

Вторая (образовательная) модель и ее сочетание с другими моделями представлены следующими направлениями исследования. Выработка навыков ЗОЖ.

Тренировка навыков ЗОЖ наиболее актуальна в младшем возрасте, т.к. в этот период способности ребёнка к самонаблюдению, само изучению и самоанализу недостаточны для осуществления эффективного самоконтроля. Исследователи предлагают приучать ребёнка к действию по алгоритму, являющемуся упрощенной моделью ЗОЖ (Назаренко В.М., Жданова Ю.В., М.М. Безруких и др., М.Л.Лазарев. С. Миллер отмечает, что создание достаточно сложной «Я-схемы», реализующей регулирование образа жизни в зависимости от состояния здоровья, возможно лишь в подростковом возрасте, когда в самооценке возникают абстрактные характеристики. Таким образом, формирование осознанного отношения к собственному здоровью, регулирование образа жизни в зависимости от состояния здоровья возможно только в подростковом возрасте (В.М. Кабаева, А.. Смирнов.

- Формирование ЗОЖ в рамках нескольких предметных курсов. Цель этого подхода - объединение в систему элементов когнитивного и деятельностного компонентов образования. В зависимости от разработанной стратегии это направление может объединять первые две модели обучения учащихся здоровому образу жизни или даже выйти на модель самоусиления, которая интегрирует три рассмотренные модели.

В настоящее время исследованы возможности интеграции предметов естественнонаучного цикла (химия, биология) и физкультуры (Кабаян О.С.), валеологии и ОБЖ (Рыбалко В.). При таком подходе предметы естественнонаучного цикла создают образовательный минимум (когнитивный компонент), необходимый для осознания и усвоения правил и навыков ЗОЖ, а физическая культура и ОБЖ позволяют отработать усвоенные навыки (деятельностный компонент).

Поскольку это направление наиболее близко к направлению нашего исследования, проанализируем названые работы более подробно.

В диссертационном исследовании О.С. Кабаян «Формирование здорового образа жизни как компонента физической культуры школьников на основе интеграции содержания учебных дисциплин о человеке» рассматривается возможность интеграции курсов биологии, ОБЖ и физической культуры 9-го класса. На основе анализа основных концепций школьного образования, Государственного Стандарта, учебных программ по биологии, ОБЖ и физической культуре, автор приходит к выводу, что «в содержании данных предметов есть темы с одним и тем же содержанием изучение их на разных предметах указывает на интегративный характер знаний». Анализируя существующие учебные пособия, автор приходит к выводу о фрагментарности рассмотрения в них понятия ЗОЖ. Это подтверждено в диссертации конкретным материалом (например, диаграмма «Компоненты понятия ЗОЖ в содержании учебников и учебных пособий интегрируемых курсов», таблица «возможности программ интегрируемых курсов по формированию ЗОЖ у учащихся» и т.д.). В результате проведённого анализа, автор убедительно показывает, что при интеграции курсов биологии, ОБЖ, физической культуры «происходит взаимодополняемость содержания, а также формируется целостное представление о здоровом образе жизни». Достоинством подобной модернизации образования, по мнению О.С. Кабаян, является возможность кроме формирования валеологической компетентности учащихся, лежащей в основе ЗОЖ, выработать и практические навыки, являющиеся, по словам автора, содержанием здорового образа жизни.

Если О.С. Кабаян рассматривает возможность интеграции уже существующих курсов, то В. Рыбалко рассматривает возможность создания нового интегрированного курса Валеология - ОБЖ.

- Взаимодействие с внешкольными организациями, обществом является развитием аксиологического подхода в образовании. Использование данного направления позволяет, во-первых, привлечь новые источники информации, во-вторых, погрузить ребёнка в среду, специально для этого созданную. Здесь можно выделить идею создания Внешкольного валеологического центра, где ценность здоровья, навыков и правил ЗОЖ являются приоритетными. (О.М. Бландинская), вовлечение в учебно-воспитательную работу школы учреждений культуры, ВУЗов, промышленных предприятий, семьи (Т.П. Романенко), использование традиций социума (М.П. Шилов, Н.П. Повещенко Ц.Ц. Дагбацыренова).

Третья (радикально-политическая) модель предполагает создание среды, благоприятной для осуществления ЗОЖ.

Способы реализации этой модели, в основном, административные. При этом она может реализовываться как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях. Поскольку данная модель достаточно далека от исследуемой нами темы, не будем подробно анализировать варианты её реализации, лишь перечислим основные из них.

Среди вариантов реализации модели выделим создание различных программ и школ: «Программа содействия укреплению здоровья» (В.Ф. Лопуга), «Школа здорового образа жизни» (Ф.С. Ковкина), «Школа здоровья» (И.В. Кузнецов, Л.Т. Гамонишина, Н.Н. Шарова, Е.П. Усанова) и др. Создаются региональные программы «Здоровье» (Ф.С. Ковкина), «Здоровье и образование» (О.С. Гладышева, И.М. Швец) и др. На федеральном уровне осуществление модели регламентируется. Национальной стратегией охраны здоровья детей в России и соответствующими нормативными документами.

Зарубежный опыт решения проблемы формирования ЗОЖ предполагает прежде всего реализацию воспитания детей свободными по отношению к внешним обстоятельствам жизни и себе самим. Под свободой, в данном случае, понимается способность ребёнка самостоятельно принимать решения на основе лично им проанализированной информации. Эта способность достигается длительной и целенаправленной воспитательной работой, значительное место в которой занимают проблемы осознания ценностей, приобретения и совершенствования навыков распознавания собственных ощущений и чувств, управления собой в состоянии стресса, решения конфликтов, умения отстаивать свои взгляды.

В образовательной практике стран Западной Европы и США существует несколько социально-педагогических моделей формирования ЗОЖ.

Медицинская модель подвергается критике. Такой взгляд, - отмечают ученые, - оказался упрощенным и редко оправдывающимся на практике. В определении поведения человека участвует слишком много факторов, хотя информация действительно необходима как базис для принятия решения. «Фактологическое образование необходимо, но оно имеет шанс радикально изменить поведение индивида только в том случае, если сообщаемая информация нова для него»- подчёркивает Э.Чарлтон. Однако после первоначального эффекта, произведенного новой информацией, она уже не играет значительной роли. Так, школьные программы борьбы с курением, созданные исключительно в когнитивном ключе, как выяснилось, не оказывают влияния на распространение курения среди подростков. Болезни - еще слишком далекая перспектива, чтобы волновать детей, которые зачастую не знают, что в действительности представляет собой то или иное заболевание. «Школьные программы, рассматривающие различные факторы риска для здоровья, скучны, излишне назидательны и часто лишь провоцируют нежелательное поведение подростков», - заключает Э. Аронсон.

При реализации образовательной модели акцент делается на обучении учащихся навыкам, необходимым им для принятия решения. В основу программы положены следующие семь стадий принятия решения:

- всестороннее рассмотрение широкого спектра альтернативного поведения;

- рассмотрение всех целей, которые должны быть достигнуты, и оценка ценностей, связанных с совершаемым выбором;

- тщательное взвешивание того, все ли отрицательные последствия, наряду с положительными, известны применительно к каждому образу действий;

- активный поиск информации, важной для оценки альтернатив;

- объективная оценка поступающей информации и полученных мнений экспертов, даже если они идут в разрез с тем образом действий, к которому изначально склонялся индивид;

- повторная оценка положительных и отрицательных последствий всех известных альтернатив, даже тех, которые изначально рассматривались как неприемлемые, прежде чем будет принято окончательное решение;

- составление детального плана осуществления избранного курса, учет возможности его изменений в случае реализации нежелательных последствий.

Таким образом, решение принимается лично подростком на основании имеющейся у него информации, причём подаваемая информация подбирается таким образом, чтобы в центре внимания оказались немедленные последствия рассматриваемого поведения (негативные и позитивные), которые могут быть быстро обнаружены самими подростками. Например, показатели содержания угарного газа в выдыхаемом при курении воздухе или изменение скорости пульса оказываются для подростка более убедительными доказательствами, чем гораздо более серьезные неприятности, но ожидающие его в отдаленном будущем.

Мы полагаем, что при анализе подходов к решению проблемы сохранения здоровья школьников и их приобщения к здоровому образу жизни необходимо рассмотреть и некоторые психологические исследования, посвященные этой проблеме. К таким исследованиям можно отнести работы Э. Аронсона, Т. Уилсона, Р. Эйкерта («Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме»); Н. М. Лебедевой («Базовые ценности русских на рубеже XXI века»); Н.В. Клюевой («Ценностно-рефлексивный подход к психологическому обеспечению деятельности педагога. Некоторые аспекты социодинамики сферы образования в современном российском обществе»); Л. В. Захаровой («Генезис самооценки»).

Крайне полезным для педагогов, на наш взгляд, является диссертационное исследование по педагогической психологии, проведенное В.М. Кабаевой «Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков». Результаты, полученные автором, имеют большое значение для педагогических исследований по проблеме здоровье сбережения школьников, поскольку осознание школьником ценности здоровья является определяющим фактором его успешного обучения здоровому образу жизни. Автор исходит из предположения, что осознанное отношение к собственному здоровью может привести к формированию у подростков устойчивой потребности в здоровом образе жизни. В диссертации исследуются механизмы формирования у подростков (7-10 классы) установки на здоровый образ жизни.

Думается, для педагогов крайне интересны как теоретические положения, на которые опирается автор, так и весьма обширная и тщательно продуманная система тестирования, и достаточно четкое выделение по отношению к здоровью трех групп учащихся. Так В.М. Кабаева пишет: «Какие бы методы сохранения и укрепления здоровья учащихся не использовались в школе, ожидаемого эффекта не будет, если у самих школьников не сформированы потребности и привычки в осознанном и разумном отношении к собственному здоровью». И далее: «Если на мотивационном уровне не сформирована потребность в сохранении здоровья и здорового образа жизни, то ценностное отношение осознается субъектом лишь в «проблемных» ситуациях, когда происходит рассогласование круга потребностей, интересов личности с реальными возможностями их удовлетворения».

Для педагогических исследований может быть полезной приведенная В.М. Кабаевой классификация по отношению школьников к своему здоровью. На основе тестирования автор выявляет особенности каждой из трех групп:

- безразлично-потребительское отношение к собственному здоровью; отсутствие потребности в приобретении новых знаний о здоровье и интереса к проблемам укрепления здоровья;

- заинтересованность в получении знаний о физическом совершенстве и психическом благополучии; эти учащиеся склонны посещать спортивные секции, но при всем этом нуждаются в поддержке со стороны взрослых и регулярном контроле;

- восприятие здоровья как ценности; эти подростки характеризуются активной позицией, адекватно воспринимают себя, ориентированы на саморазвитие, стремятся вести здоровый образ жизни.

Для каждой из групп выявлен уровень сформированности различных компонентов - когнитивного, эмоционального, практического, поступочного. На основе анализа полученных данных автором разработана стратегия формирования осознанного отношения подростков к здоровью.

Итак, мы попытались привести анализ основных путей и подходов формирования у школьников навыков ЗОЖ, существующих в настоящее время в отечественной и зарубежной науке.

 

АВТОР: Залесский М.Л.