26.04.2012 5914

Формы организации учебного процесса и контроля знаний студентов на военной кафедре

 

Организационными формами учебной работы на военной кафедре на современном этапе являются: лекции, семинары, групповые упражнения и занятия, практические, лабораторные, тактико-строевые, тактические (тактико-специальные) занятия и учения, тренировки, курсовые и контрольные работы, деловые игры, самостоятельная подготовка студентов и консультации.

Каждая из вышеперечисленных форм призвана играть свою специфическую роль в формировании будущего офицера запаса и характеризуется особенностями методов передачи и усвоения знаний, а также методами организации труда преподавателей.

В совокупности формы и методы обучения образуют единый познавательный комплекс, в котором согласованность и взаимосвязь участников процесса обучения определяют успешное его функционирование.

Этот комплекс призван обеспечить высокое качество подготовки офицеров запаса в вузе в соответствии с требованиями Постановлений Правительства Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации, Министра образования Российской Федерации. Поэтому учебный процесс и его формы должны иметь в качестве основы конкретные нормативные показатели, отступление от которых допустимы только в сторону улучшения. Минимум полученных знаний должен удовлетворять требованиям необходимого запаса знаний высококвалифицированного специалиста. В ходе занятий у студентов воспитываются высокие морально-боевые качества, исполнительность, всемерно поощряется их инициатива и активность в овладении военной специальностью.

Лекция. Эта форма является высшей составной частью учебного процесса. Её основная цель заключается в формировании у студентов целостного представления об изучаемой дисциплине как о системе, в которой те или иные фундаментальные научно-технические (научные) положения занимают определённые позиции. Лекция должна обеспечивать усвоение принципов и закономерностей развития данной науки (дисциплины), методов использования полученных знаний не только в данной области, но и в будущей практической научно-производственной деятельности. Лекция призвана для обогащения будущих специалистов - офицеров запаса новыми диалектическими методами познания окружающего мира, а также для поднятия на новую ступень их морально-боевых качеств. В процессе лекции студент должен осознать проблему дисциплины в её развитии и во взаимосвязи с проблемой военной специальности и применения полученных знаний при прохождении службы в Вооружённых Силах. При этом преподаватель-лектор должен направить работу студентов на системное освоение дисциплины, разложить её на взаимосвязанные разделы, указать на наиболее важные и основополагающие моменты в них, показать студентам свою высокую компетентность во всех вопросах изучаемой дисциплины и, особенно, в новых научных направлениях.

Лекции читаются начальниками военных кафедр, их заместителями, начальниками циклов, старшими преподавателями. К чтению лекций приказом начальника военной кафедры могут допускаться наиболее опытные преподаватели. Текст лекций обсуждаются на заседаниях кафедр (циклов), предметно-методических комиссий и утверждаются начальниками кафедр.

Лекция должна отвечать следующим требованиям:

- содержание должно соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к офицеру запаса и учебной программе;

- полностью отражать основные проблемные вопросы соответствующей научно - практической области;

- освещать диалектический процесс развития науки с учётом органической связи теории и практики;

- воспитывать творческий индивид;

- иметь высокий научный уровень, который определяется связью с новейшими положениями фундаментальных наук, строгой доказательностью, освещением современного состояния и перспектив развития науки и техники в данной области знания и путей решения важнейших научно- технических проблем;

- иметь высокий методический уровень, отличаться системностью, логической стройностью и завершённостью изложения материала, постоянным контактом лектора со студентами, интенсификацией процесса обучения, эффективностью применения наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО);

- развивать активность творческого мышления, рационально использовать современные и традиционные педагогические прёмы;

- вызывать интерес к углублению знаний с помощью других форм обучения (например, самостоятельной работы), побуждать к изучению периодической литературы.

Групповые упражнения проводятся в составе учебных взводов, полувзводов и имеют целью углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, привитие студентам умений и практических навыков, развитие интереса и выявление материала, требующего самостоятельной работы. Групповые упражнения проводятся по тактическим (тактико-специальным) дисциплинам для привития студентам навыков в организации боевых действий, их обеспечении, навыков в управлении подразделениями в бою. Они проводятся на картах (макетах местности) в классах, на учебных командных пунктах, на местности на фоне конкретной тактической обстановки, путём решения тактических (тактико-специальных) задач и летучек, выполнения расчётов и оформления боевых документов.

На групповом упражнении все студенты действуют в одной и той же роли, выполняя функции определённого должностного лица.

Групповые занятия проводятся по обще военным, военно-техническим дисциплинам и военно-специальным дисциплинам и имеют целью изучение предусмотренного программами учебного материала, вооружения, военной техники, способов их применения, эксплуатации, ремонта и хранения. Они проводятся в специализированных классах и на учебных объектах.

Групповые занятия являются основной формой занятий при военном обучении студентов на военных кафедрах инженерно-технического профиля.

Групповые упражнения и групповые занятия должны отвечать следующим требованиям:

- соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к офицеру запаса;

- соответствовать программе обучения;

- иметь в наличии подготовленные индивидуальные задания, обеспечивающие самостоятельную работу во время занятий;

- иметь в наличии методические указания и методические разработки;

- использовать на занятиях методически оправданные демонстрационные материалы и ТСО.

Практические занятия проводятся в составе взвода, полувзвода, учебной группы. Они имеют целью освоение вооружения, военной техники, овладение способами их применения, эксплуатации, ремонта и хранения, выработку навыков в решении задач, производстве расчётов и регламентных работ, ведении рабочих карт, разработке и оформлении боевых и служебных документов, отработке нормативов в соответствии с программой обучения.

На практических занятиях совершенствуются приобретённые студентами знания и навыки в управлении подразделениями, в использовании вооружения, вождении машин, работе на технике. Практические занятия могут проводиться методом тренировок. Главным их содержанием является практическая работа экипажа, расчёта, каждого студента на учебном месте (объекте).

Лабораторные занятия проводятся для закрепления и углубления знаний, полученных на лекциях и для развития у студентов навыков в самостоятельной работе с лабораторным оборудованием, аппаратурой и приборами, проведении экспериментальных исследований, организации связи между теорией и практикой. Занятия проводятся в лабораториях и специально оборудованных кабинетах. По завершению работ (заданий) студенты представляют преподавателям отчёты по форме, установленной кафедрой.

Лабораторные работы должны отвечать следующим требованиям:

- соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к офицеру запаса и учебной программе теоретического курса изучаемой дисциплины;

- иметь элементы научно-исследовательской работы;

- должны быть обеспечены необходимым оборудованием и приборами, учебной и справочной литературой, вычислительной техникой;

- должны быть обеспечены методическими указаниями по проведению лабораторных занятий;

- должны обеспечивать соблюдение инструкций и правил техники безопасности при проведении лабораторных работ.

Тактико-строевые занятия предшествуют тактическим (тактико-специальным) занятиям и проводятся с целью отработки студентами техники выполнения приёмов и способов действий подразделений на поле боя. Приёмы и способы действий на занятиях могут отрабатываться путём их повторения. Переход к выполнению очередного учебного вопроса осуществляется только после того, как отрабатываемые приёмы и способы действий поняты правильно и выполняются чётко и сноровисто. Для каждого учебного вопроса создаётся тактическая обстановка. Эти занятия проводятся на учебном тактическом поле или оборудованном участке местности с привлечением материальной части и без неё.

Тактические (тактико-специальные) занятия и учения являются основой практического обучения способам организации боевых действий и методам управления подразделениями в бою. Они проводятся, как правило, на местности и могут быть двусторонними или односторонними.

На тактических (тактико-специальных) занятиях совершенствуются и прививаются навыки и умения по выполнению должностных обязанностей в боевой обстановке. Учебные вопросы на этих занятиях отрабатываются последовательно в соответствии с замыслом и тактической обстановкой, по времени, месту и в темпе, присущем характеру изучаемого вида боя с учётом психологических факторов.

Тактические (тактико-специальные) учения являются завершающим этапом подготовки студентов и проводятся на учебных сборах, как правило, по комплексным темам, охватывающим несколько видов боя. Цель этих учений - закрепить и совершенствовать знания, навыки и умения студентов, полученные на занятиях по тактической (тактико-специальной) подготовке в условиях, максимально приближенных к боевым действиям, а также дать практику в командовании подразделениями.

Тренировки проводятся под руководством преподавателей во время, предусмотренное распорядком дня, по обще военной подготовке, отдельным темам тактической, огневой и специальной подготовки. Тренировки организуются на учебно-боевой технике и вооружении, в парках, учебно-тренировочных городках и на других учебных объектах. Они проводятся в целях закрепления у студентов навыков в управлении подразделениями, выполнении приёмов, задач, нормативов, упражнений и других практических работ, предусмотренных программами военной подготовки студентов. Во время тренировок учебные взводы могут делиться на полувзводы (группы, расчёты, экипажи) по числу учебных мест.

Курсовые работы предназначены для закрепления, углубления полученных студентами знаний, воспитания ответственности за принятые решения. Задания на курсовые работы разрабатываются кафедрами (циклами), рассматриваются на заседаниях кафедр и утверждаются начальниками кафедр.

Курсовые работы должны отвечать следующим требованиям:

- соответствовать по своему содержанию квалификационным требованиям, предъявляемым к офицерам запаса и учебной программе;

- тематика курсовых работ должна соответствовать современному уровню развития Вооружённых Сил, тенденциям развития вооружения и военной техники, формам и методам вооружённой борьбы;

- обеспеченность методическими указаниями и рекомендациями по использованию учебной и справочной литературой, вычислительной техникой.

Контрольные работы применяются для проверки усвоения учебного материала. Они проводятся, как правило, по более сложным темам учебной программы, а также по материалу, который давался для самостоятельного изучения. Контрольные работы выполняются в виде письменных ответов на вопросы или методом решения летучек и задач в объёме пройденного материала. Для контрольных работ и летучек в большинстве случаев разрабатываются индивидуальные задания. Содержание заданий по каждой контрольной работе и порядок её проведения утверждаются начальником цикла.

Самостоятельная работа студентов является важной составной частью учебно-воспитательного процесса. Она является обязательной для студентов, предусматривается распорядком дня и указывается в расписании занятий.

Самостоятельная подготовка проводится в составе учебного взвода под руководством преподавателей в целях более глубокого изучения и закрепления пройденного материала и подготовки к очередным занятиям. По отдельным дисциплинам студентам могут даваться задания для выполнения во вне-учебное время.

Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов заключается в оказании методической помощи в подборе необходимой литературы и рациональном использовании учебного времени. Преподаватели должны постоянно стремиться к индивидуальной оценке самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа в системе учебного процесса в высшей школе может рассматриваться и как средство обучения, и как способ познания.

Как средство обучения она представляет собой учебное задание, то есть объект деятельности студента. Как способ познания, самостоятельная работа- это форма проявления деятельности студента по выполнению соответствующего учебного задания. По формам организации самостоятельная работа студентов на военной кафедре может быть следующих видов: плановая самостоятельная подготовка, индивидуальные занятия, другие виды самостоятельной подготовки.

Плановая самостоятельная подготовка включает в себя как аудиторную, так и внеаудиторную самостоятельную работу студентов. В свою очередь, аудиторная самостоятельная подготовка может быть индивидуальной или коллективной под руководством преподавателя. Самостоятельная работа студентов на учебных сборах в войсках включает в себя только аудиторную самостоятельную работу. Согласно требованиям программы подготовки офицеров запаса индивидуальные занятия должны занимать 20% времени, отводимого на плановые занятия.

К другим видам самостоятельной работы относятся факультативные занятия и работа студентов.

Консультации проводятся преподавателями в целях оказания помощи студентам при подготовке к семинарам, зачётам, экзаменам и в выполнении курсовых работ. Они могут быть индивидуальными и групповыми.

Деловая игра как форма учебного процесса, предназначена для:

- развития практических навыков в использовании персональных ЭВМ;

- развития интереса к специальности;

- закрепления и углубления теоретического материала;

- приобретения творческого мышления;

- внедрения в учебный процесс духа состязательности;

- выработки у будущего офицера запаса стремления качественно выполнять поставленную задачу (работу);

- вскрытия пробелов в процессе обучения;

- приобретения навыков в использовании нормативно-справочных материалов;

- приобретения навыков в оптимальном решении поставленных задач; Проведение деловых игр должно отвечать следующим требованиям:

- обеспеченность участников соответствующими методическими указаниями и нормативно-справочной литературой;

- наличие специально оборудованных рабочих мест;

- наличие вычислительной техники и ТСО;

- необходимость разработки специального расписания занятий, учитывающего продолжительность деловой игры 6-8 часов;

- наличие алгоритмов и программ вычисления при проведении сложных инженерных расчётов;

- повышение качества подготовки офицеров запаса;

- приобретение студентами навыков организационно-управленческой работы;

- приобретение навыков ведения дискуссий и принятия грамотных решений;

- повышение качества обязательных самостоятельных работ студентов;

- расширение инженерно-технического и военного кругозора. Стоящая перед военной кафедрой задача повышения качества подготовки военных специалистов-офицеров запаса не может быть решена без повышения качества преподавания, так как специалистов высокого класса могут подготовить только высококвалифицированные преподаватели, которые способны вписаться в технологию учебного процесса и с творческой активностью принять все современные формы обучения и воспитания студентов.

Неотъемлемой составной частью учебного процесса на военной кафедре является контроль усвоения студентами учебного материала и оценка их знаний, умений и навыков.

Главная задача контроля заключается в обеспечении высокого научного уровня знаний студентов, прочности практических навыков. Контроль непосредственно связан с процессом усвоения знаний. В этом случае он выполняет роль обратной связи.

Обратная связь, как чётко сформулированное понятие, впервые было введено в практику в связи с возникновением кибернетики. Однако, фактически необходимость понятия обратной связи была осознана психологами и физиологами ещё в XIX веке и теоретически осмыслена в работах И.П. Павлова, П.К. Анохина.

В кибернетике обратная связь трактуется как информация о состоянии управляемой системы, идущая в управляющую систему. Эта трактовка применима и по отношению к учебному процессу. Обратная связь позволяет оценивать состояние системы (учебного процесса) по выходным показателям информации и управлять ею, корректируя отклонения этих показателей путём воздействия на входные параметры.

Для учебного процесса выходными показателями системы являются знания, умения и навыки студентов, приобретённые в ходе учёбы.

В учебном процессе обратную связь подразделяют на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя обратная связь направлена к студенту и позволяет ему на основе анализа собственных ошибок исправлять их и совершенствовать систему приобретения знаний.

Внешняя обратная связь направлена к преподавателю. С её помощью преподаватель имеет возможность оценить состояние процесса обучения на основе определённых показателей оценки знаний, умений и навыков студентов.

Определение объективной картины текущего состояния учебного процесса - это не контроль студентов для фиксации оценки, а определение степени эффективности учебного процесса.

Показателями внешней обратной связи могут быть активность студентов на всех видах занятий, их самостоятельная работа, ответы на вопросы преподавателя.

Такого рода обратная связь требует от преподавателя специальной организации и соответствующей методической подготовки.

Основными целями контроля знаний являются:

- определение степени достижения поставленных целей обучения;

- выявление отношения студентов к учебному труду;

- стимулирование самостоятельной работы слушателей;

- получение информации, необходимой для управления учебным процессом, для совершенствования методики преподавания и организационных форм самостоятельной работы студентов.

Различают несколько педагогических функций контроля: проверочную, обучающую, воспитательную и организующую.

Проверочная функция обеспечивает возможность постоянно изучать и знать действительное состояние процесса обучения, сопоставлять его содержание и методы с потребностями войск.

Обучающая функция выражается в том, что проанализированные и обобщённые данные контроля, отражающие опыт учебно-воспитательного процесса, становятся достоянием всего коллектива военной кафедры.

Воспитательная функция состоит в том, что контроль стимулирует преподавателей и студентов, способствуя воспитанию добросовестного отношения к учебному труду, выработки воли и настойчивости, развивает самокритичность.

Организующая функция призвана обеспечить выполнение учебного плана и целевых установок учебных программ. Контроль способствует улучшению организации учебной, методической и воспитательной работы, повышает организованность студентов.

Указанные функции контроля знаний основываются, прежде всего, на известных дидактических принципах обучения, таких как идейность и научность, посильность для студентов уровня контроля, системность и регулярность.

Анализ опыта и проведённые исследования показывают, что при проведении контроля знаний надо исходить из следующих принципов:

- полнота контроля, то есть охват контролем всех студентов в процессе обучения. Этот принцип необходим для обеспечения функции обратной связи;

- плановость контроля, учитывающая весь объем контроля по данной дисциплине по содержанию, уровню, затратам времени и срокам проведения;

- достоверность результатов контроля, что существенно как в учебных, так и в воспитательных целях: оценка сильных и слабых сторон личности студента, интереса к учебе, повышение личной ответственности;

- объективность контроля. Это требование предполагает снижение субъективного влияния преподавателей на результаты контроля. Требование объективности обеспечивается соответствующей разработкой контрольного учебного материала и оценкой знаний студентов на основе этого материала;

- дифференцированность контроля по уровню. Это требование предполагает обязательность соответствия глубины (уровня) контроля тем целям, которые ставились при изучении контролируемого учебного материала;

- автоматизация контроля знаний, то есть применение технических средств с учетом цели контроля и специфики контролируемого учебного материала;

- простота организационных форм проведения контроля. По своей форме система контроля должна быть организована так, чтобы свести к минимуму затраты времени преподавателей и студентов.

Система проверки и оценки знаний, навыков и умений включает взаимосвязанные виды и формы контроля. Их взаимосвязь заключается, прежде всего, в том, что согласовываются цели контроля. Так, общие и конечные его цели вытекают из требований к объему знаний, навыков и умений, а частичные (промежуточные) из установок учебных программ дисциплин. Более детальная проверка (особенно в ходе изучения дисциплин) соответствует целям проведения отдельных занятий. Совокупность различных видов и форм контроля будет являться системой лишь тогда, когда все цели его и частные задачи будут объединены единой структурной схемой. Когда можно проследить, как, на каких этапах, и в какой последовательности осуществляется проверка достижения каждой конечной цели обучения.

На военной кафедре сложились следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый.

Текущий контроль служит для проверки усвоения студентами учебного материала дисциплины и является основным средством обеспечения обратной связи в учебном процессе, необходимой для совершенствования методики преподавания данной дисциплины и стимулирования самостоятельной работы студентов. Он может осуществляться в следующих формах: выборочный или фронтальный опрос, индивидуальные беседы, проверка конспектов и различных отчетных материалов, контрольные работы, летучки, проверка выполнения заданий на самостоятельную работу и т. д. Комплексное применение различных форм позволяет своевременно оценить, насколько глубоко усвоен изучаемый материал и как студенты подготовлены к занятиям.

В процессе текущего контроля преподаватель имеет возможность изучать индивидуальные качества и способности студентов, что придает учебно-воспитательной работе целенаправленность и конкретность. В текущем контроле особенно ярко проявляются его обучающая и организующая функции.

Периодический контроль отличается от текущего тем, что в нем больше проявляется проверочная функция. Он проводится реже, чем текущий, и обычно охватывает целые разделы учебной программы. Основными формами периодического контроля являются зачеты и экзамены (кроме экзамена по всей учебной дисциплине).

Итоговый контроль служит для проверки качества выполнения студентами учебного плана и проводится в форме экзамена по всей дисциплине. Основная цель итогового контроля - определить достижения поставленных целей обучения.

Завершается он выпускным экзаменом, результаты которого служат основанием для присвоения выпускнику вуза соответствующей квалификации. Все рассмотренные виды контроля взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

Наиболее распространенными формами контроля являются: контрольные работы, зачеты и экзамены.

Контрольные работы применяются для проверки усвоения текущего учебного материала. Они проводятся, как правило, по наиболее сложным темам учебной программы, а также по материалу, который давался для самостоятельного изучения. Разновидностью контрольных работ являются летучки, проводимые в основном по оперативно-тактическим дисциплинам

Для контрольных работ и летучек в большинстве случаев разрабатываются индивидуальные задания. Летучками иногда называют также непродолжительную фронтальную проверку подготовленности студентов по тем или иным вопросам. О такой проверке студенты обычно заранее не предупреждаются.

Зачеты, в основном, используются для проверки выполнения студентами практических работ, приобретения практических и командных навыков, усвоения учебного материала групповых и семинарских занятий, а также дисциплин, по которым не проводятся экзамены. Зачеты обычно проводятся путем индивидуального опроса с предварительной подготовкой студентов или без нее. Опрос может проводиться в присутствии всего учебного взвода или состава группы на учебном месте. В этом случае можно применять коллективное обсуждение поставленных вопросов. Способ проведения зачета выбирается с учетом специфики учебной дисциплины, характера изучаемого материала, степени подготовленности студентов. На зачете обязательно должны учитываться активность студентов на всех видах предшествующих занятий, а также при выполнении индивидуальных заданий, самоподготовках. Зачеты могут проводиться с билетами и без билетов, что не ограничивает преподавателя в выборе контрольных вопросов.

Экзамен является основной формой итогового контроля. Главная его цель состоит в том, чтобы проверить степень и глубину усвоения теоретического материала, навыки и умения применять эти знания при решении конкретных практических задач, а также умение самостоятельно работать со специальной литературой.

Экзамены проводятся по билетам. Преимущество билетной системы состоит в том, что вопросы четко сформулированы. Исключены случаи их дублирования, а все экзаменуемые находятся в равном положении при выборе билета. Обучающая функция экзаменов проявляется в глубоком осознании студентами предмета и методов изучения науки, связи между различными ее сторонами и место в ряду других научных дисциплин.

Одной из сложных задач экзаменатора является точное определение глубины знаний студентов. Существует упрощенная, но важная формула, которой придерживаются многие опытные педагоги: экзаменующийся обязан ответить на три основных вопроса, - «что», «как» и «почему». Это означает, что он должен не только охарактеризовать, например, какой-либо процесс и пояснить, как этот процесс осуществляется, но и вскрыть причины сопутствующих ему явлений, показать характер причинных связей, подойти к раскрытию поставленного перед ним вопроса диалектически.

Оценка знаний, умений и навыков студентов является заключительным этапом большинства видов контроля. При этом должна быть обеспечена объективность и точность на основе критериев оценки. По каждой дисциплине в отдельности на кафедре должны разрабатываться единые критерии, которые должны отражать степень соответствия уровня (целей) обучения по данному курсу (разделу, теме) уровню его усвоения студентами.

Критерии для оценки знаний, умений и навыков строятся на следующих принципах:

- содержание знаний и умений базируется на требованиях данной дисциплины, смежных дисциплин и специальности;

- соотношение между объемом знаний, умений и навыков определяет распределение учебного времени на лекции, групповые и практические занятия;

- объем умений и навыков определяется возможностями его формирования в планируемое время практических занятий и самоподготовки;

- при составлении каждого контрольного вопроса к программе по разделу «знать» учитываются:

- знания, усваиваемые на память;

- знания, реализуемые с помощью учебно-наглядных пособий (плакатов, диафильмов, приборов);

- знания, реализуемые с помощью конспекта лекций, учебной литературы, справочников

- при составлении каждого контрольного вопроса по разделу «уметь» нужно учитывать целевые установки программы, перечень практических навыков и умений, определенных методическими разработками по соответствующим разделам и темам дисциплины, а также выработку определенных командных и методических навыков в соответствии с комплексным планом их привития студентам. Во всех случаях уровень контроля должен соответствовать уровню целевых установок (уровню целей обучения).

В высшей школе используется четырех бальная система оценки знаний и умений. Четырех бальная система оценок представляет собой четыре уровня оцениваемого качества подготовки студента. Эти уровни характеризуются некоторой неравномерностью. Как правило, самым большим является интервал между оценками «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Меньше интервал между оценками «отлично» и «хорошо» и практически мало заметен интервал между «хорошо» и «удовлетворительно».

Индивидуальная оценка усвоения программы по дисциплине, не имеющей оценочных показателей, определяется:

- «отлично» если студент показал глубокие и твердые знания программного материала, быстро принимает правильные решения, четко подает команды, безупречно владеет приемами работы на технике и уверенно выполняет установленные нормативы;

- «хорошо», если студент твердо знает программный материал, грамотно и без ошибок его излагает, правильно применяет полученные знания к решению практических задач, уверенно владеет приемами работы с материальной частью техники, имеет прочные навыки в выполнении установленных нормативов;

- «удовлетворительно», если студент имеет знания только основного материала, требует в отдельных случаях дополнительных (наводящих) вопросов для полного ответа, допускает неточности или неуверенно подает команды, неуверенно выполняет приемы при работе с материальной частью техники и нормативы;

- «неудовлетворительно», если студент допускает грубые ошибки при ответе на поставленные вопросы, не может применить полученные знания на практике, имеет низкие навыки в работе на технике, не выполняет на оценку «удовлетворительно» установленные нормативы.

Индивидуальная оценка студентам объявляется сразу после выполнения упражнения, задачи, норматива; на групповых занятиях - в конце занятия.

По способу проведения контроля (реализации) можно выделить три формы контроля: устный опрос; контроль в письменной форме (письменная контрольная работа); контроль с использованием технических средств.

Устный опрос остается для преподавателя одной из основных форм контроля. Он дает возможность на основе личного («живого») общения преподавателя со студентами развивать у них инструкторско-методические навыки, которые особенно важны для их будущей деятельности. Устный опрос обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя на студента. Однако по своим контролирующим функциям устный контроль уступает письменному контролю, так как велико влияние субъективного впечатления.

Кроме того, на устный опрос затрачивается значительно большее количество времени.

Контроль в письменной форме обладает следующими достоинствами:

- затраты времени на контроль в 2-3 раза меньше, чем при устном опросе с учетом и организационных потерь времени;

- весь поток студентов контролируется одновременно, то есть все ставятся в одинаковые условия;

- меньшее количество вариантов контрольных вопросов по сравнению с устным опросом создает лучшие возможности для разработки одинаковых по трудности вариантов контрольных работ;

- письменный контроль дает более объективную оценку ответов, так как исключается «подсказка» преподавателя в процессе ответа, что характерно для устного опроса, лучше учитывается при проверке вес различного вида ошибок, допускаемых студентами, и снижается влияние личного впечатления преподавателя, обусловленного индивидуальными особенностями студента;

- создается возможность строго регламентировать уровни контроля на «знания» и «умения».

Однако письменный контроль уступает по оперативности контролю с применением технических средств и целесообразен в тех случаях, когда требования контроля имеют решающее значение.

Контроль с использованием технических средств контроля (ТСК) обеспечивает:

- автоматизацию отдельных операций контроля (анализа ответов студентов, отображения, обработки и регистрации результатов контроля);

- осуществление одновременного (параллельного) контроля всех студентов и использование результатов для совершенствования процесса обучения;

- многократное воспроизведение контрольных операций;

- снижение влияния субъективных качеств преподавателя при оценке знаний и умений.

Накопленный опыт в вузах показывает, что наилучшие результаты получает тот преподаватель, который разумно сочетает все перечисленные способы контроля.

Как было отмечено, основным средством обеспечения обратной связи в учебном процессе является текущий контроль. Он является наиболее массовым видом контроля и поэтому трудно реализуется в широких масштабах без применения технических средств.

Для того, чтобы внедрить в учебный процесс технические средства контроля необходима стандартизация контрольных операций. Сущность стандартизированного или программированного контроля заключается в предъявлении всем студентам стандартных требований и применении одинаковых для всех критериев.

Называя контроль программированным, мы предполагаем, что он ведется по определенному алгоритму, который предписывает студенту во время опроса вполне определенное поведение путем введения особых ограничений.

Организация программированного контроля включает решение двух взаимосвязанных задач: программирование контроля знаний; выбор средств для реализации контроля.

Первая задача - разработка контролирующих программ - является важнейшей задачей организации программированного контроля. Это начальный этап автоматизации контроля.

Вторая задача - разработка и использование технических средств реализации программированного контроля - связана с автоматизацией функций изложения и оценки результатов контроля. От качества решения этой задачи во многом зависит степень достижения целей контроля, затраты времени на контроль, а также надежность самого контроля.

Совокупность контролирующей программы и технического контролирующего устройства (машины) составляет ТСК.

ТСК является средством обратной связи от студента к преподавателю, поскольку контроль осуществляется посредством машины с заложенной в нее определенной программы. ТСК является также и средством, которое обеспечивает исходные данные для управления учебным процессом, а также средством объективного самоконтроля студентов. ТСК разгружают преподавателя от утомительного нетворческого труда при осуществлении контроля.

Наиболее ответственной задачей в системе ТСК является разработка контролирующей программы, которая должна составляться в соответствии с дидактическими задачами изучаемого курса.

Составление программы нужно начинать с формулирования цели контроля. Непременными условиями программирования являются: четкое выделение наиболее существенных характеристик объекта или явления; учет основных связей, определяющих сущность предмета, явления; конкретная постановка вопроса, исключающая многообразие возможных ответов.

Затем, учитывая содержание учебного материала, цели и методику контроля, выбирают формы ответов. При программированном контроле наибольшее распространение получили следующие формы ответов: конструируемый (альтернативный), выборочно-конструируемый, много выборочный, поэтапно выборочный.

Наиболее предпочтительной формой, с дидактической точки зрения, является конструируемый ответ. Он позволяет выражать мысли на языке студента или близком к нему.

Однако практически реализовать эту форму контроля сложно, и при этом вводятся ряд ограничений: уменьшают число понятий, связей, символов, знаков, которыми оперируют студенты при составлении ответа; используются ответы в виде простых целых чисел и др.

В настоящее время в программированном контроле наиболее часто используется выборочный (альтернативный) тип ответов, который основан на выделении студентом правильного решения (ответа) из совокупности возможных решений (ответов) и фиксации номера этого решения (ответа). Выборочная форма ответа характеризуется некоторыми преимуществами в сравнении с конструируемым ответом. Это, прежде всего, простота технической реализации устройства анализа, удобство формализации вопросов, возможность предусмотреть в программе типовые ошибки.

Однако выборочному методу присущи и определенные недостатки, которые снижают надежность контроля и оценки знаний. Это ограниченность числа возможных решений, которая определяется небольшим конечным числом заданных вариантов ответов, что требует меньшей умственной активности студентов, чем процесс формирования ответа. Кроме того, здесь создается возможность простого угадывания студентами правильных решений, подсказка в ответах облегчает процесс их распознавания, и, наконец, студент может запомнить неправильный ответ.

В связи с этими недостатками используются различные способы совершенствования выборочного метода, - также как увеличение количества вариантов эталонных ответов, применение различных модификаций выборочных ответов (много выборочные, поэтапно-выборочные и т. д.). Для уменьшения вероятности угадывания при формировании ответов применяют выборочно-конструируемый метод, сочетающий в себе достоинства выборочного и конструируемого методов. В этом случае ответ состоит из нескольких частных ответов (пунктов).

Контрольные вопросы и ответы (тесты), сформулированные по форме выборочного ответа, должны отвечать следующим требованиям:

- адекватность (тест должен контролировать усвоение именно того положения, ради которого он введен, а не каких-либо побочных моментов);

- не тривиальность (правильный ответ не должен быть самоочевидным или подсказываться формулировкой вопроса);

- однородность (характер всех вариантов ответов должен быть одинаковым, или, по крайней мере, правильный ответ не должен иметь признаков, отличающих его от остальных);

- равноценность (все варианты ответов должны быть равновероятны);

- однозначность (среди вариантов ответов только один должен быть правильным);

- нейтральность (тесты должны формулироваться в форме, исключающей конструирование вариантов ответов, противоречащих физическим законам);

- компактность (вопросы и варианты ответов не должны быть слишком громоздкими и перегруженными повторами).

 

АВТОР: Дулин В.В.