26.04.2012 8239

Взгляды на понимание сущности процесса переживания

 

В философско-психологической литературе существуют различные взгляды на проблему переживания. Анализируя литературные источники зарубежных и отечественных авторов можно выделить два взаимосвязанных аспекта понимания переживания человека, как психологического феномена. Во-первых - переживание как проявление аффективной активности, то есть изучение переживания в рамках эмоциональной сферы; Во-вторых - переживание как особый вид активности, который помогает человеку преодолевать жизненные ситуации, события, где результатом переживания являются изменения во внутреннем мире человека.

В зарубежной психологии к проблеме переживания обращались в рамках различных направлений, где, так или иначе, указывалось на адаптивную и регулятивную функции переживания, его роль в организации и объединении работы всех психических процессов. В.Дильтей в «понимающей психологии» отводит переживанию главенствующую роль в постижении внутреннего мира человека. Сущностные характеристики переживания заключаются в том, что оно, как таковое, дано лишь в настоящем, даже если оно относится к прошлому или к будущему; представляет собой качественное бытие или реальность, которая заключается в структурной взаимосвязи жизни и заключенном в ней целеполагание; переживание - это единство, моменты которого связаны общим значением или значимостью. В переживании человек постоянно обращается к значимому для него, это подчеркивает рефлексивность переживания.

Ф. Крюгер основной характеристикой переживания представляет его целостность. Эту целостность обусловливают особые ценностные, длительно существующие образования, называемые Ф.Крюгером «структуры». Ценностные структуры через переживание заявляют о себе человеку. Ж.-П. Сартр рассматривал переживание как некоторый способ понимания мира, как бессознательный поиск нового отношения к происходящему. В процессе переживания человек «деградирует», становится пристрастным. В этом проявляется финальность эмоции, это необходимо ему для иерархизации смыслов и ценностей. Э. Клапаред рассматривал эмоциональное переживание как возможность осознать глобальную установку индивида, эмоция содержит свою значимость в себе и, объединив в чувстве эмоцию и знание, показал их роль в адаптации организма к среде.

Таким образом, в зарубежной психологии переживание представляется как процесс, объединяющий в себе эмоцию, знание и их рефлексию, сочетание которых и открывает человеку смысл происходящего, очерчивает значимое в человеке и для него. Рассматривая переживание в рамках эмоциональной жизни, исследователи, так или иначе, указывают на рефлексивность самой эмоции. Эмоция сама по себе рефлексивна и всегда обращена к человеку, сообщая ему о важном и значимом в жизнедеятельности (Г.Гегель).

В отечественной науке переживание рассматривается как философско-психологическая проблема.

Например, С.Л.Франк указывал на переживание как на процесс душевной жизни, как особое субъективно пристрастное отражение мира взятого по отношению к субъекту, с точки зрения предоставляемых миром возможностей удовлетворения мотивов и потребностей субъекта. Осознанное переживание направлено на переосмысление самого себя, свои ценности. Переживание как феномен и как состояние внутренней жизни человека направлено на самого человека, его Эго. Переживание исходит из ядра души, как непосредственно иррационального бытия. Ядро души мы можем понимать как внутреннюю значимость человека, ценностно-смысловые образования. Поток переживаний целостен и непрерывен - это процесс душевной жизни, внутренний мир человека. В переживании происходит размывание, расширение границ, причем переживание само находится на границе, тем самым выражается рефлексивность переживания. Отмечается существование различных видов переживания: интеллектуальное, эмоциональное, волевое.

Также с философско-психологических позиций проблемы переживания касался в своих работах М.М.Бахтин. Он отмечал, что «принципы оформления души суть принципы оформления внутренней жизни извне, из другого сознания». Внешние и внутренние границы переживания, его оформление происходит в жизнедеятельности человека, в определенных социокультурных условиях. «Психологическое переживание является знаковым выражением соприкосновения организма и внешней среды». Переживание это нечто существенно оформленное и ограниченное, смысловое единство всех видов значимостей или ценностно-смысловых образований, «переживание это след смысла в бытии, это отблеск его на нем, изнутри себя самого оно живо не собою, а этим вне лежащим и уловленным смыслом, ибо, когда оно не уловляет смысла, его вообще нет».

Интересный взгляд на проблему переживания присутствует в работах Б.М. Теплова, где «он осветил проблему переживания в глобальном масштабе интимного общения личности с миром духовной культуры». Согласно Теплову, «основной признак музыкальности - переживание музыки как выражения некоторого содержания». Ядром переживания, по Теплову, является не сама эмоция, а особое образование в виде эмоционально испытываемого понимания смыслов и ценностей культуры. Интерпретируя эту мысль, можно сказать, что переживание объединяет в себе аффективную и когнитивную стороны и раскрывает перед человеком смыслы бытия, регулируя его взаимодействие с миром.

В работах Шпета также показана роль переживания в формировании опыта индивида, его вхождения в социальную реальность. Особое значение в формировании культурной личности он отводил эстетическим переживаниям, в основе которых лежит «симпатическое понимание», возникающее на основе сопереживания чувствам и мироощущению другого. Таким образом, в работах Шпета уделяется внимание когнитивному компоненту переживания и отмечается участие переживания во взаимоотношениях человека и мира.

К проблеме переживания обращался выдающийся отечественный психолог Л.С.Выготский. Он характеризовал переживание как интегративный психологический процесс, который одновременно является «клеточкой» сознания, «первоэлементом психического бытия», единицей его измерения. Переживание, являясь одновременно глобальным процессом, охватывающим все стороны психологической жизни, представляет эти стороны динамично и одновременно. «Кто разгадал бы клеточку психологии - механизм одной реакции, - писал он в 1926 г., - нашел бы ключ ко всей психологии... Переживание вводится как единица сознания, где все свойства сознания даны как таковые, в то время как во внимании, в мышлении не дано связи сознания».. Выготский выделял сущностные характеристики переживания: 1) это наиболее полная величина в структуре сознания, которая представляет связь аффекта и интеллекта; 2) динамическая, т.е. движущая поведением величина; 3) в переживании представлена личность в социальной ситуации развития. «В переживании, - указывал Выготский, - дана, с одной стороны, среда в ее отношении ко мне, с другой - особенность моей личности». Сила же среды «приобретает направляющее значение благодаря переживанию ребенка», следовательно, возрастное развитие можно понимать как историю переживаний формирующейся личности.

Обозначая переживание как динамическую величину, Выготский связывал ее с поведением человека. Переживание движет поведением, оно предстает перед человеком не только через внутреннюю активность (когнитивную и аффективную), но и через внешнюю активность (конативную). На наш взгляд, такое понимание переживания раскрывает его сущность более полно и позволяет выделить в нем три аспекта: аффективный, когнитивный и конативный.

Итак, во взглядах Л.С.Выготского, переживание является «клеточкой» психологии, единицей психики и сознания человека; оно выражается через внутреннюю и внешнюю активность человека, живя внутри нас, направляет наше поведение. Через переживание происходит связь человека с окружающим миром, переживая, человек усваивает, переводит во внутрь себя, интериорезирует окружающий мир и изменяет себя относительно усвоенного. В этом выражается регулятивная функция переживания, которая осуществляется благодаря его рефлексивности. А именно, переживая, субъект усваивает или отвергает, изменяет или перестраивает что-то данное извне, но уже в своем внутреннем мире, т.е. осуществляет дифференциацию и интеграцию, простраивание границ своего внутреннего мира.

Переживание как первоэлемент предметной области психологии рассматривал С.Л.Рубинштейн. «Два аспекта, всегда представленные в сознании человека в единстве и взаимопроникновении, выступают здесь как переживание и сознание... Переживание это первично, прежде всего -психический факт как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком, специфическом смысле слова оно становится, по мере того, как индивид становится личностью и его переживания приобретают личностный характер». Т.о., в переживании представлен субъектное начало сознания, столь же» первичное как и знание, в котором воплощено его объективное начало. Именно признак первичности придает понятию о переживании категориальный смысл. Рубинштейн выделяет два типа переживаний: 1) исходный уровень: все непосредственно испытываемые субъектом психические состояния; 2) события внутренней жизни человека, где переживание зависит от сознания.

Эвристичный взгляд на проблему переживания в рамках деятельностного подхода представлен в работах Ф.Е.Василюка. Переживание, в данном случае, рассматривается как особая деятельность по преодолению некоторого «разрыва» жизни, как некая восстановительная работа, как бы перпендикулярная линии реализации жизни. Под «разрывом жизни здесь подразумевается критическая ситуация, невозможность жить, бессмысленность жизни. Переживание же выполняет восстанавливающую функцию. На уровне сознания его работа направлена на «добывание» осмысленности, «решение задачи на смысл». На уровне бытия это восстановление возможности реализации внутренних необходимостей жизни. Переживание продуцирует смысл или осмысленность и является механизмом смыслообразования. Во всем этом неявно подчеркивается рефлексивная природа переживания. Так, сама «остановка», «разрыв» жизни в критической ситуации подразумевает начало активного рефлексирования субъекта. Происходит разрушение простроенности внутреннего мира человека, он не может реализовывать имеющиеся у него смыслы, жить по-старому. И как раз таки в процессе переживания происходит оформление, изменение, простраивание смыслов, их ограничение в зависимости от сложившейся ситуации и для согласования с ней. В процессе переживания человек постоянно обращается на себя, возвращается к себе, к своему Я, ценностно-смысловому ядру, с целью его изменения, перестройки, установления соответствия между сознанием и бытием, повышением осмысленности жизни. Реализаторами переживания являются внешнее поведение и интрапсихические процессы. Василюк отмечает, что переживание интегративно и может быть представлено любыми психическими процессами. Внутреннюю логику переживанию задают целостные системы механизмов, обозначенные Ф.Е.Василюком как «схематизмы». Идея о «схематизмах» представляется нам продуктивной и, в работах Д.А.Леонтьева «схематизмы» обозначаются как системы механизмов, обеспечивающих функционирование ценностно-смысловой сферы. Данные «схематизмы» задают внутреннюю логику переживанию как процессу смыслообразования. Остается открытым вопрос о том, какова природа этих механизмов и что они собой представляют в содержательном плане.

Рассматривая переживание с позиций регулятивного подхода, представляется возможной попытка раскрытия природы, и обоснования этих внутренних механизмов, «схематизмов» Отметим, что переживание здесь понимается как процесс «соотнесения картины жизнедеятельности человека с его ценностно-смысловыми образованиями в значимом событии. С целью найти наиболее оптимальный способ жизнедеятельности», в этом раскрывается рефлексивная природа переживания. В процессе переживания простраиваются границы ценностно-смысловой сферы человека, то есть осуществляется регуляция жизнедеятельности. Таким образом, в переживании представлены все подсистемы регуляции, которые и организуют переживание как процесс. Рассматривая переживание не только как аффективный процесс, но и как особого рода деятельность, направленную на качественный пересмотр взаимодействия человека с миром, на осмысление жизни в ситуации кризиса, необходимо сказать, что оно представляет собой интегративный механизм регуляции жизнедеятельности. В таком понимании переживания, его основной функцией является «соотнесение картины жизнедеятельности человека с его ценностно-смысловыми образованиями в значимом событии с целью найти наиболее оптимальный способ жизнедеятельности» (А.С.Шаров). Реализация этой базовой функции осуществляется при помощи структурных компонентов переживания, которые представлены ценностно-смысловой сферой человека, его активностью и рефлексией. Ценности и смыслы находятся во взаимосвязи и наиболее значимые «связки» этих элементов, которые мы называем ценностно-смысловые образования, «ограниченная значимость», определяют направленность жизнедеятельности субъекта, являются его основаниями и «координатами жизни». При переживании кризиса происходит рефлексивное оформление, динамика и изменение ценностно-смысловой сферы и реализация ее в активности. В этом выражается рефлексивная природа переживания (В.Дильтей, М.М.Бахтин, Ф.Е.Василюк, А.С.Шаров и другие), когда «высвечиваются» особо значимые для человека ценности и смыслы. Человек, переживая что-то, а именно свои поступки, деяния, события своей и чужой жизни, обращается на себя, простраивает границы своего «Я», своих ценностей и смыслов. Он как бы обращается к своим основам, ценностям, смыслам, к своему «ядру», и соотносит их с ситуацией жизнедеятельности. Обращенность на себя в переживании становится цикличной, повторяемой. В результате этого происходит рефлексивное простраивание границ значимого в человеке, а именно, внутренних психологических образований, таких как, мотивы, смыслы, ценности (А.С.Шаров).

Из проведенного анализа видно, что исследователи в явной или неявной форме подчеркивают рефлексивность переживания, как его основополагающую характеристику, передающую суть данного процесса. В связи с этим, нами был рассмотрен вопрос понимания проблемы рефлексии в философско-психологической литературе.

 

АВТОР: Деева Н.А.