26.04.2012 2547

Социально-психологические направления в исследованиях проблем качества жизни

 

Общеизвестно, что проблема качества жизни является одной из ключевых социально-психологических, экономических и политических проблем любого общества.

Данная проблема представляется. нам достаточно широкой, охватывающей все стороны жизни общества: условия жизни (ее «комфортность»); состояние рынка труда и рабочей силы; системы образования и здравоохранения; социополитические и социокультурные составляющие и т.д. Вообще определение качества жизни общества задача весьма непростая. Для каждого отдельного члена социума ответ на этот вопрос очевиден. Он понимает его так: «Хорошо или плохо я живу?». Ответ зависит от уровня оплаты его труда, доступности образования для детей, жилищных условий, потребительской корзины и десятков прочих мелких составляющих, которых он иногда даже не вычленяет для себя из общего потока окружающей его жизни, но, которые, тем не менее, на него влияют. При определении качества жизни целого социума возникает вопрос без определения ответа, на который невозможно, на наш взгляд, вообще ответить. Нужно серьезно говорить о «качестве» как о понятии, а не как о количественном наборе тех или иных благ. Это вопрос об эталоне качества жизни. Действительно, какое и чье качество жизни можно определить как точку отсчета «жизненных благ»? Где и каковы те критерии, которые могут определить «качественно» или «некачественно» живет то или иное общество (Н.А. Казак, 2003).

В этой связи с середины семидесятых годов все больше внимания отечественных исследователей привлекает понятие «качество жизни». С помощью этого понятия в современных социологических исследованиях путем сопоставления с уровнем жизни качественной стороны удовлетворения материальных и культурных потребностей обозначают общественную и индивидуальную жизнедеятельность людей, которые не исчерпываются чисто количественными характеристиками и измерениями.

Рост интереса к проблеме качества жизни в семидесятые годы, как отмечает Т.В. Карсаевская, связан с осознанием обществом глобальных проблем современности, с разработкой в западной социологии теорий глобальных систем, в свою очередь, вызванных необходимостью практического разрешения угрозы экономического кризиса, перенаселенности, кризиса здоровья населения. В научный обиход это понятие введено Джоном Гелбрейтом. Одним из первых его разрабатывает Форестер, по мнению, которого, существует принцип обратно пропорциональной зависимости между уровнем и качеством жизни: чем выше уровень жизни, тем ниже качество жизни, и наоборот. Лол качеством жизни он понимает «ослабление» стрессов и уменьшение трудностей, сокращение плотности населения, снижение степени загрязнения окружающей среды, ликвидацию голода и болезней.

Появление категории «качество жизни» потребовало переосмысления широко распространенных традиционных концепций образа жизни, в которых интегральным показателем уровня удовлетворения человеческих потребностей является размер дохода, приходящийся на душу населения. Растущий интерес к данной категорий связан с усилением внимания к так называемым субъективным измерениям образа жизни - чувств) неудовлетворенности, ощущению изоляции, степени изоляции на работе и на улице, удовлетворению, получаемому людьми от семейной жизни.

Возникнув в широком контексте глобальных проблем современности в связи с вопросом охраны окружающей среды, здоровья людей, социально-психологической адаптивности российского общества к рыночным реформам, улучшения жизни в городах, проблема качества жизни приобрела более общее значение и включает в себя проблемы целей и ценностей общества.

Теоретический подход к исследованию качества жизни опирается на ряд принципиальных положений концепции «зонального» взаимодействия экономических и социально-психологических факторов А.Л. Журавлева (1999). Согласно этой концепции социально-психологические феномены и их динамика не есть простое отражение или следствие социально-экономических условий, а есть результат (или следствие) реальных форм взаимодействия социально-психологических и социально-экономических факторов в конкретных условиях их функционирования. Социально-психологические феномены могу! взаимодействовать с социально-экономическими фак юрами как равнозначные, и их реальное состояние определяется этим взаимодействием. Социально-экономические условия жизнедеятельности воздействуют на человека и воспринимаются им неоднозначно, дифференцированно, избирательно, так как опосредуются, трансформируются рядом социально-психологических явлений. В этом смысле качество жизни личности, уровень и структура его наиболее значимых показателей, и критериев, их иерархия определяются конкретной формой взаимодействия внешних условий (социально-экономических, экологических, политических и др.) среды жизнедеятельности и социально-психологических факторов. Среди наиболее значимых социально-психологических факторов оценки качества жизни выступают экономико-психологические характеристики личности, прежде всего, связанные с особенностями ее экономического самосознания: экономическими притязаниями, экономическим самочувствием, потребностью в самореализации, экономико-психологическим статусом и др.

Природа эталонов обусловлена ментальностью и традициями народов и цивилизации, и познается в сравнении. Так, например, М.А. Казак (2003) довольно полно охарактеризовал социально-психологические различия в эталонах качества жизни между Западом и Востоком. На Западе, - как отмечает автор. - стремление к повышению собственного качества жизни возведено в ранг общественной добродетели, всячески пропагандируется и поощряется религией, средствами массовой информации. Удачно прожитая жизнь считается таковой, если вам удалось повысить свой социальный статус, в противном случае вы looser (неудачник). У восточного общества несколько иное определение и понимание принципа социальной справедливости. Качество жизни невысокое, но невысокое у всех. Стремление ею улучшить рассматривается не как добродетель, а как вызов общественному мнению и осуждается. Нам представляется, что данная ситуация была характерна и для нашей страны эпохи социализма. Само понятие качества жизни включало в себя необходимый, и, что самое главное, общий для всех набор ценностей: бесплатное образование и здравоохранение, в целом одинаковые зарплаты, одинаковые продукты, одежда и мебель. В качестве моральных ценностей превозносились христианская добродетель не стяжательства и приоритет духовных запросов над материальными. Элита общества была немногочисленной и те блага, которыми большая часть ее обладала, мало отличали ее от основной массы. Не вызывает сомнения, что это было традиционное восточное общество основанное и управляемое на принципах большой семьи. С падением социализма и с начавшимся лавинообразным процессом расслоения общества меняется представление человека о качестве жизни. Ему показывают новое качество жизни, всячески его агитируют за то, что такого качества жизни может добиться каждый своим трудом (западное определение успеха в жизни). Однако трудно создать западные ценности и установить западный стандарт качества жизни в стране, где пет генетического, как на Западе уважения к принципу частной собственности и богатству, которое рассматривается в общественном сознании, как несправедливо нажитое, а проще - ворованное. Нам представляется, что при выборе магистральной линии развития России большинство ее населения сейчас выскажется не за реализацию западных постулатов организации жизни ведущих к дальнейшему социальному расслоению, а за возвращении привычных: стабильной, хотя и небольшой заработной платы, отсутствию инфляции, «уверенности в завтрашнем дне» (М.А. Казак, 2003).

Другой парадокс взаимодействия двух «качеств жизни» заключается в следующем. Традиционно принято представлять западный стандарт более высоким. Однако это не так. Например, попытки введения западных форм и методов в области образовании ведут к понижению качества жизни, так как российское и советское образование и по содержанию и по системе организации находилось на более высокой ступени, чем западное., что, кстати, последним и признавалось.

Как замечает М.А. Казак, сейчас идет массированное внедрение западных стандартов качества жизни, что может привести к потере цивилизационного лица нашего общества. Такое уже случалось в нашей истории. Мы имеем в виду результаты реформ Петра I в XVIII веке. Внедрение им западных стандартов качества жизни цивилизационно раскололо русское общество, создав прозападную элиту, оторванную от национальных корней и с презрением относящуюся к собственному народу, что в конечном итоге через множество опосредованных факторов привело к трагическим событиям в России в начале XX века. Сейчас, благодаря тому, что мы живем в информационном мире, эти изменения происходят с катастрофической быстротой. И здесь возникает вопрос, готовы ли мы к изменениям такого рода и, какова будет цена и последствия этого нового качества жизни?

И, наконец, высокое качество жизни - вещь чрезвычайно дорогая. На Западе она возникала в результате массированного притока средств именно с Востока. У России здесь пространство для маневра чрезвычайно узкое, учитывая глобальность задачи, которую мы перед собой ставим.

В России проблема качества жизни обострилась в ходе проводимых экономических реформ, а социально-экономические преобразования привели к осознанию фундаментальности для экономической, социально-психологической, управленческой наук и для практики проблемы взаимодействие с одной стороны социально-психологических феноменов, с другой - непсихологических (социально-экономических, экологических, культурных, организационно-управленческих и др.).

Глобализация социальных процессов, которая наблюдается в ходе развития современного общества, воздействует на принятые в обществе стандарты качества жизни, характеристики потребительского поведения людей и их отношения к реализуемой социальной политике. Преобразования в обществе требуют от человека зачастую резкого, неожиданного пересмотра взглядов на отношения индивида и государства, социальную ответственность, трудовую этику, выбор приоритетов между государственным регулированием и сокращением вмешательства государства в экономику, между общественной и индивидуальной мотивацией, соотношением преимуществ кооперации и конкуренции и т.д. Понятие качества жизни характеризует определенную социальную реальность, существующую в точно определенном конкретно-историческом времени и проявляется в повседневной жизнедеятельности отдельного индивида, группы, общества в целом (В.А. Хащенко).

В условиях социально-экономических и политических трансформаций в современном обществе приоритетным становятся психолого-экономические аспекты развития - важны не количественные показатели, а качественные: качество жизни, комфортность индивида, гармоничность самореализации. Для современного человека существенное значение имеет не только определенный уровень благосостояния, но и качественное состояние природной среды обитания, состояние здоровья, наличие свободного времени, духовно ориентированная жизнь (В.А. Хащенко).

Таким образом, проблема качественной стороны жизни выдвинута реальной современной социально-экономической действительностью. Качество жизни является интегральной характеристикой жизни людей, которое раскрывает по отношению к обществу в целом критерии его жизнедеятельности, условия жизнеобеспечения, а также условия жизнеспособности общества, как целостного социального организма. Проблема качества жизни многосторонняя и комплексная, так как она включает в себя вопросы жизни, быта, мировоззрения, потребления, окружающей среды, психологии, поведения, общественной и трудовой деятельности и т.д. отдельной личности, социальной группы, общества в целом. Именно в силу своего комплексного характера концепция качества жизни стала предметом исследования, интерпретации и теоретических обобщений ряда гуманитарных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии, экономики, демографии и т.д. Различные науки интерпретируют проблему качества жизни в свойственном им аспекте.

Качество жизни, будучи по своей природе феноменом социально психологическим, выполняет ряд важнейших функций в жизнедеятельности человека. Во-первых, этот феномен отражает социально-экономические условия жизни личности, социально-экономическую макро- и микросреду. Во-вторых, он служит одним из социально-психологических регуляторов экономического поведения человека в социальной среде, формирования экономической само идентичности личности. В-третьих, качество жизни выступает критерием состояния процессов социально-экономической адаптации людей к изменяющимся социально-экономическим условиям жизнедеятельности (В.А. Хащенко, А.В. Баранова).

Исходя из выделенных функций качества жизни, прослеживается приоритетная значимость социально-экономических условий. В связи с этим возникает проблема соотношения социально-экономических и социально-психологических факторов в общей структуре качества жизни.

Исходя из концепции двухфакторного взаимодействия в структуре качества жизни, можно видеть, что социально-психологические особенности рассматриваются либо как равнозначные, либо неравнозначные (например, в условиях радикальных социальных изменений доминантным является экономический фактор (А.Л. Журавлев), либо недифференцированные экономико-психологические характеристики личности.

Вместе с тем определяющая значимость экономического фактора в структуре качества жизни не всегда является абсолютной. Подтверждением сказанного является положение Г.М. Головиной и Т.Н. Савченко о том, что влияние экономического фактора на субъективное качество жизни отличается у людей, работающих на экологически опасных объектах и проживающих вблизи таких объектов.

Для людей, работающих на техногенных объектах, экономическая зависимость от объекта и его конверсии влияет на отношение к экологии района (экология их вполне устраивает); информированность существенно не влияет на восприятие объекта и его конверсии, но влияет на субъективное качество жизни (СКЖ). Для жителей района конверсия связана с экологией, с опасностью проживания и не связана с экономическим фактором, экономической зависимостью от объекта.

Таким образом, экономический фактор влияет положительно на параметры качества жизни, связанные с экологией, и определяет социальную ситуацию в большей степени, чем объективное состояние. Однако влияние экономического фактора на субъективное качество жизни, по мнению Г.М. Головиной и Т.Н. Савченко, является многомерным.

Среди имеющихся подходов к проблеме качества жизни следует отметить позицию Г.М. Зараковского о ведущей роли психологических факторов в решении проблем качества жизни, включающего различные личностные особенности. По мнению автора весьма значимыми для понимания существа качества жизни и его оценки могут быть различные личностные качества людей. Так, на основании массового обследования жителей нескольких крупных городов Центральной России выявлено, что восприятие жизни существенно отличается у лиц с интрапунитивной и экстрапунитивной установкой. Первые чувствуют себя увереннее, менее подвержены тревожности и пессимизму. При этом на протяжении 1991-2000 годов процент лиц с установкой первого типа возрастает.

Наконец, следует обратить внимание - на еще один психологический фактор качества жизни, который прямо не вытекает из определения понятия «качество жизни», но имеет решающее значение для практических действий в области государственной регуляции качества жизни населения. Этот фактор - психологические (личностные) свойства того субъекта социального действия, который мог бы осуществить меры по улучшению качества жизни всех социальных слоев и групп российского общества. Речь идет о коллективном элитарном субъекте, способном реализовать прогрессивную не только в экономическом и геополитическом, но и в гуманитарном плане стратегию развития России. Требования к свойствам такого субъекта сформулированы в недавно вышедшей в свет книге «О стратегии российского развития: аналитический доклад», подготовленной ведущими философами, экономистами и социологами страны. Эти требования включают наличие «психологической и интеллектуальной» ориентации правящей элиты на серьезные изменения и. перемены в ценностях и целях развития России, пассионарность и волю в решении назревших проблем, склонность к аскетическому образу жизни, высокие моральные качества.

К числу других проблем, посвященных изучению качества жизни, следует отнести парциальный, а не ценностный подход, заключающийся в изучении отдельных структурных параметров, свойств, особенностей, качеств. Несмотря на то, что любому объекту соответствует большое число «качеств», он не может рассматриваться в качественном контексте только с позиций его отдельных свойств. Категория «качество» выражает некую обобщенную целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его определенности отличия от других объектов или, наоборот, сходства с ними.

Среди других проблем, связанных с качеством жизни, особое место занимают такие аспекты, как счастье, судьба, святость жизни и др. (М. Аргайл, Т. Андерсон, Е. Спейман, Ю.С. Александрович, В.И. Гордеев, А.И. Субетто и др.).

Анализируя работы данных авторов нельзя не коснуться таких взаимосвязей, как QOL и судьба, судьба и болезнь, QOL и святость жизни, а отсюда - QOL и смерть также и роли во всех этих процессах врача.

Касаясь отношения «QOL и судьба», надо вернуться к понятию QOL. На основании предыдущего изложения уже удалось заметить, что понятие качество жизни ассоциируется с вариантом классического понятия «Endamonia», то есть счастливая или лучшая жизнь. Платон показал, что Endanionia есть масштаб субъективного счастья, а также духовного восприятия жизни. Когда человек установит «хорошее» в своей жизни, порядок в душе, жилище, мире, мы можем считать его счастливым. Аристотель, критикуя Платона, считал важнейшим условием счастья удовлетворенность души при разумной жизненной практике, которой, по его мнению, и определяется Endamonia. Компромисс прозвучал из уст Гадамера: «Без минимума благоприятных внешних факторов не осуществится никакая Endamonia, для которой одним из главнейших условий является независимость, а она, в свою очередь, не может получиться без соответствующих внешних условий». По мнению Спеймана, понятие «судьба» делает смысл QOL более плодотворным: судьба не только и не столько граница, на которой заканчиваются наши усилия, ибо преодоление судьбы - основная задача человека в борьбе за качество своей жизни, в чем врач обязан ему помочь.

В латинском языке есть слово «Fatum», которое имеет двойной смысл: высшая сила и неизбежность. Судьба для человека есть сумма условий, которые в определенный момент времени встречаются и дают равнодействующую в ту или иную сторону. Человеческая жизнь не есть результат спонтанных событий, она является результатом многогранных взаимоотношений между прошлым и будущим. Новорожденный или грудничок - существо, которое позднее может сказать: «Когда я был грудным ребенком...», и, наоборот, мы можем рассматривать деменцию как наше будущее, - а потому даже на этих стадиях нельзя сравнивай, людей с животными, так как постоянно происходят процессы само осознания и самооценки, что есть субстрат для реализации QOL. Судьба это не только рок в форме тяжелого заболевания или травмы, она также может проявляться как деформация характера благодаря соответствующим взаимоотношениям или социальному окружению. Так, Гегель сказал, что осознание судьбы есть осознание себя целиком. Соотнося судьбу и болезнь, надо различать два типа судьбы: 1) позитивный, когда реализуются возможности благодаря активным действиям человека, поддерживающего свое качество жизни, не взирая на удары судьбы; 2) негативный, когда не реализуются позитивные возможности, когда судьба сопряжена с пассивностью и переживаниями, когда снижается жизненный уровень и не реализуется один элемент из двойственного понятия «Fatum» - высшая сила, хотя и переживания могут быть формой жизненной практики, способствующей выживанию.

Иными словами, нет безнадежных ситуаций и неодолимости рока при любом типе судьбы, а есть лишь разница в усилиях пациента и врача в борьбе с болезнью и ее последствиями.

 

АВТОР: Кулайкин В.И.