20.01.2011 35438

Методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин (тезисы лекций)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема 1. Содержание хорового образования

Тема 2. Планирование учебной работы и контроль усвоения знаний учащимися

Тема 3. Методика преподавания курса «Дирижирование»

Тема 4. Методика преподавания курса «Чтение хоровых партитур»

Тема 5. Методика преподавания курса «Хоровая аранжировка»

Тема 6. Методы организации работы хорового класса

Тема 7. Методы организации и ведения дирижерской практики

Тема 8. Формы и методы преподавания лекционных курсов

Тема 9. Методика преподавания курса «Хороведение и методика работы с хором»

Тема 10. Методика преподавания курса «Хоровая литература»

 

ТЕМА 1. СОДЕРЖАНИЕ ХОРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Важным условием развития страны на современном этапе является формирование совершенной системы подготовки кадров на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, достижений современной культуры, экономики, науки, техники и технологий.

На современном этапе развития дирижерско-хорового образования вопросы нового приема учащихся и подготовка высококвалифицированных кадров хоровых специалистов различного профиля приобретает новое актуальное значение.

Необходимо решать эти важные вопросы с позиций современной науки и в соответствии с потребностями жизненной практики хоровой культуры: кого и как принимать в специальные учебные заведения, каких специалистов хорового дела и для каких общественно-государственных целей необходимо готовить в будущем.

Система дирижерско-хорового образования состоит из двух звеньев: среднего и высшего. Подготовка специалистов средней квалификации ведется на дирижерско-хоровых отделах музыкальных и музыкально-педагогических колледжей, музыкальных академических лицеях. Подготовка специалистов высшей квалификации - на дирижерско-хоровых отделениях консерватории, институтов искусств, институтов культуры, музыкально-педагогических институтов.

В воспитании дирижера главным является:

1. Освоение техники дирижирования.

2. Профессиональные качества дирижера - умение грамотно излагать свои мысли, хорошо аргументировать свои суждения, свободно вести диалог, быть интересным собеседником, владеющим общекультурными и специальными знаниями. Уметь общаться с людьми, быть объективным и справедливым в своих оценках, иметь твердые идейные и моральные принципы.

3. Вокал - это основа в работе хорового дирижера, Иметь хорошо развитое «вокальное» ухо.

4. Фортепиано - умение хорошо владеть инструментом. Умение исполнять, транспонировать, читать с листа, профессионально аккомпанировать, музицировать, импровизировать - входит в курс обучения.

5. Физическое состояние - дирижер должен быть сильным, ловким, выносливым, уметь управлять своим телом, дыханием. Это немаловажно для полноценной и творчески насыщенной деятельности дирижера - руководителя, исполнителя, воспитателя.

Профессия хорового дирижера одна из наиболее дискуссионных в среднем звене музыкального образования. Значительное большинство абитуриентов - вчерашние 9-ти классники. Оканчивают колледж в 18-20 лет. Мутационный период полностью не завершен (ограничена вокальная нагрузка), завоевать авторитет в школьном классе и любительском хоре трудно. Сложной профессию выпускника дирижерско-хорового отдела делает ее многопрофильность. Достаточно прочесть квалификационную характеристику на выпускника отдела и удивляешься - по силам ли этому молодому человеку осилить такую нагрузку и качественно усвоить предлагаемое содержание обучения и стать хорошим специалистом во всех ипостасях?!

Колледжи, как и лицеи, служат скорее подготовительной базой для поступления в Вузы.

Высшее образование хормейстеры получают в консерватории, педагогических институтах и институтах культуры. Консерватория готовит высоко квалифицированные кадры хормейстеров; педагогические институты - учителей для общеобразовательных школ; институт культуры - руководителей самодеятельных коллективов. Однако уровень подготовки специалистов в педагогических институтах и институтах культуры не всегда высок, поэтому за редким исключением их выпускники становятся исполнителями.

Объективная необходимость выпуска талантливых и высококвалифицированных хоровых специалистов различного профиля для удовлетворения потребностей хоровой культуры на данном этапе очевидны:

1. Возрастание роли массовых певческих праздников требует высококвалифицированных специалистов-хормейстеров детских и взрослых хоровых коллективов.

2. Необходимы молодые хормейстера для работы в профессиональных хоровых коллективах.

3. Необходимость специальной подготовки певца-ансамблиста в условиях музыкального колледжа и консерватории.

4. Усовершенствование системы подготовки кадров хоровых педагогов для высшего звена (ассистентура-стажировка). Создание передовой музыкально-педагогической науки, вовлечение в ее среду молодых энтузиастов, воспитание любви к педагогической деятельности - необходимые условия профессиональной подготовки музыкантов.

Из всего сказанного выше напрашивается следующий вывод - для совершенствования системы современного дирижерско-хорового образования необходимо ввести в музыкальных средних учебных заведениях более конкретное, целенаправленное обучение специалистов хорового дела.

Какие формы и виды примут специализация и профилирование в хоровом образовании в дальнейшем, будет в основном зависеть от потребностей хоровой культуры.

Литература для самостоятельного изучения:

1. Казачков С. О дирижерско-хоровой педагогике. В кн.: «Музыкальное исполнительство». Вып. 6. М., 1970.

2. Минин В. К проблеме подготовки дирижеров хора. В сб.: «Труды ГМПИ им. Гнесиных». Вып. 19. М., 1975.

 

ТЕМА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ

 

Большое значение для успешной организации учебного процесса имеет правильно планировать учебную работу по каждой отдельной дисциплине. Преподавание лекционных курсов хоровых дисциплин осуществляется по календарным планам. Эти планы, в соответствии с учебной программой, составляются педагогом, который читает данный предмет. При рациональном распределении учебного материала по семестрам, следует определить содержание и время проведения семинарских, практических, контрольных занятий. Следует помнить, что часы на эти занятия отводятся из общего количества времени (Знакомство с учебными программами по хоровым дисциплинам для Ссузов и Вузов и правила составления календарных планов).

Большую роль в повышении эффективности процесса обучения играет контроль за усвоением знаний, так называемая обратная связь, несущая информацию от учащегося (студента) к педагогу. Так, текущий контроль успеваемости создает возможность регулировать процесс усвоения знаний, установить насколько планомерно он развивается и если встречаются трудности, тормозящие этот процесс - принять соответствующие меры для их преодоления. Текущий контроль необходим и потому, что он организует учащихся, заставляет их заниматься регулярно. Промежуточный же контроль подытоживает накопление знаний за истекший период, что проверяется путем контрольных, семинарских занятий, академических концертов, тестового опроса, представлением письменных работ, конспектов.

Конспектирование методической литературы является обязательным (особенно для студентов). В связи с этим, необходимо студентов ознакомить с различными видами конспектов:

1. Плановый конспект (план-конспект). Вначале пишется план, далее по мере надобности «наращиваются» отдельные пункты плана. Помогает при подготовке к устному сообщению. По истечении времени по такому конспекту трудно восстановить содержание материала.

2. Текстуальный конспект - это монтаж цитат.

3. Тематический конспект - краткое изложение одной темы.

4. Свободный конспект. Свободные формулировки и цитаты.

Конспекты разных людей отличаются, т.к. у каждого свой запас информации, свой тезаурус (от латинского «хранилище»), который влияет на содержание конспекта.

Чужие конспекты оказываются «бесполезными». На конспекте лежит печать индивидуальности того человека, который его составлял.

Творческое отношение к своей педагогической деятельности, фантазия и выдумка педагога, позволяют сделать контрольные занятия важным этапом в учебном процессе. Любой вид контроля оценивается в баллах по шкале, принятой данным учебным заведением. Вопрос оценки имеет большое воспитательное значение. Необходимо чтобы педагог выработал правильный критерий оценки, основным показателем которого должна быть высокая требовательность, объективность, строгость и справедливость.

Очень ответственным этапом в учебном процессе является итоговый контроль, на котором проверяются знания учащихся, но и выявляются достоинства и недостатки методики преподавания, качество работы педагога. К итоговому контролю учащиеся осмысливают, систематизируют полученные знания, повторяя, закрепляя и углубляя их. Поэтому необходимо дать учащимся правильную методику этой подготовки, научить их рационально и продуктивно использовать время, указать наиболее серьезные и важные разделы курса, требующие особенно больших усилий для усвоения.

Подводя итоги рассмотрению методов планирования и контроля на дирижерско-хоровых отделениях музыкальных Ссузов и Вузов, надо подчеркнуть, что именно они являются важнейшими факторами в организации всего учебного процесса, их совершенствование несомненно будет способствовать более успешному решению воспитательных и образовательных задач в подготовке квалифицированных специалистов.

Практические задания:

1. Знакомство с учебными планами дирижерско-хоровых отделений Ссузов и Вузов.

2. Принципы составления календарных планов по специальным дисциплинам.

Литература:

1. Вопросы методики преподавания дирижерско-хоровых дисциплин в вузе культуры: Сб. статей (под ред. П Левандо). Л., 1985.

2. Гудкова Е. Методика преподавания хоровых дисциплин. Т., 1987.

3. Егоров А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин. Л.,

1958.

 

ТЕМА 3. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ДИРИЖИРОВАНИЕ»

 

Римский-Корсаков Н. назвал дирижирование «темным делом», и он был недалек от истины. Наука, в то время, не была достаточно подготовлена для того, чтобы дать исчерпывающие ответы на основные запросы практики и педагогики дирижирования. Позднее, с развитием психологии, в частности, социальной (психология общения в коллективе), появилась реальная возможность построения теоретических основ дирижерского искусства. Дирижерская педагогика накопила богатый опыт по методике обучения технике дирижирования. Постоянно увеличивается число печатных изданий, в которых авторы весьма подробно рассматривают технические проблемы дирижирования.

Дирижерская техника должна быть отточена не меньше, чем техника певца или инструменталиста. И лишь в случае полного владения реальной техникой дирижер получает право говорить, как Тосканини: «Моя палочка показывает... почему вы играете иначе? «Чтобы овладеть такой техникой ее нужно изучать с той же степенью целенаправленности, основательности, систематичности и упорства, с какой работают над этим солисты (певцы и инструменталисты). Многие придерживаются мнения, что дирижерская техника приходит в профессиональном опыте сама, на основе природного дарования и звукотворческой воли. Данилин Н. (профессор Московской консерватории), обладавший врожденной техникой дирижирования высочайшего уровня, тем не менее придавал огромное значение работе над ней и в своей педагогической практике пользовался специальными упражнениями. В дирижерском искусстве Н. Данилина огромную роль играло волевое начало. Он говорил на уроках: «Если дирижер способен подобно полководцу, одним взглядом, одним движением увлечь коллектив за собою, по пути своих намерений. Его место за дирижерским пультом, если же нет, -надо менять профессию». Н. Данилин владел гипнотической силой воздействия на коллектив. Его дирижерский жест говорил убедительнее всяких слов. «Особенно значительно было легато, в котором свободная рука, с необычайно живой кистью, плавными движениями вышивала музыкальную ткань» (К.Птица).

Развитие природной способности к жесту, мимике и пантомиме проходит сложный путь (все зависит от школы). Обучение дирижерской технике в современных условиях дело куда более тонкое, чем в прежние времена, по причине усложнившихся форм музыкальной жизни, большого разнообразия творческих направлений, жанров и стилей, составляющих современный музыкальный репертуар.

Ведущая роль в обучении профессиональным навыкам, в нравственном воспитании учащегося принадлежит педагогу по специальности. Залогом успешной работы являются - авторитет педагога, этика взаимоотношений педагога и ученика, творческая атмосфера в классе.

В индивидуальные планы по дирижированию включаются основные задачи работы в году, планомерное и целенаправленное развитие музыкальных и дирижерских данных. Требования к репертуару в классах дирижирования: высокая идейно-художественная ценность, разнообразие жанров, стилей.

Важность правильной методики начального этапа постановки дирижерского аппарата (мышечная свобода, пластичность дирижерских движений, тактирование, последовательность изучения дирижерских схем, точность ауфтакта). Методика обучения более сложным элементам дирижерской техники на старших курсах. Роль специальных упражнений в решении различных технических задач. Работа в классе с метрономом и камертоном.

Структура урока по дирижированию, методы его организации и проведения (дирижирование, игра партитуры на фортепиано, пение голосов по горизонтали и вертикали, чтение с листа, устный и письменный анализ хоровых произведений и т.п.).

Освещение опыта преподавания дирижирования крупнейших педагогов-хормейстеров, дирижеров прошлого и современности.

Характеристика методической литературы по вопросам дирижирования, хрестоматий по дирижированию, сборников хоровых произведений, широко используемых в учебной практике.

Практические задания и вопросы:

1. Составить индивидуальный план по дирижированию для студента консерватории.

2. Представить методическую разработку урока по дирижированию.

3. Какова роль внушающих воздействий в структуре дирижирования?

4. В чем состоят основные задачи дирижерской деятельности и какими специфическими качествами должен обладать музыкант, избравший ее своей специальностью?

5. Какова роль ауфтакта в дирижировании?

Литература для изучения и конспектирования:

1. Ержемский Г. Психология дирижирования. М., 1988. Стр. 50-56.

2. Живов В. Хоровое исполнительство. М., 2003. Стр. 20-50.

3. Кустов.Ю. О термине «ауфтакт». В кн.: Вопросы методики преподавания дирижерско-хоровых дисциплин в вузе культуры. Л., 1985. Стр. 57-65.

4. Мусин И. Язык дирижерского жеста. М., 2006. Стр. 69-143.

5. Казачков С. От урока к концерту. К., 1990. Стр. 115-190.

 

ТЕМА 4. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ЧТЕНИЕ ХОРОВЫХ ПАРТИТУР»

 

Курс «Чтение хоровых партитур» является одним из главных предметов специального цикла на дирижерско-хоровых отделениях музыкальных Ссузов и Вузов.

Методика организации занятий по чтению хоровых партитур, их содержание, особенности структуры, многообразие видов деятельности. Принципы составления индивидуальных планов с учетом степени владения учеником навыками игры на фортепиано. Воспроизведение звучания хоровой партитуры в фортепианном изложении ставит перед учащимся следующие задачи:

1) Умение отразить в фортепианном изложении все компоненты хорового сочинения в смысле освоения мелодико-ритмического, гармонического и полифонического содержания в предусмотренном темпе с соблюдением нюансировки;

2) Умение выразить в своем исполнении художественное содержание и характер тематики хорового сочинения.

Важное значение при исполнении хоровых партитур на фортепиано имеет педализация (особенно при игре произведений без сопровождения). Хоровую партитуру надо исполнять на фортепиано «по-хоровому», т.е. соблюдая необходимые для певцов цезуры, возобновляя в положенных местах дыхание; звучание басового голоса должно преобладать. Особенно важна вокальная связность звука. Непрерывность должна осуществляться в пальцевом легато при минимуме педализации, путем быстрого «перехватывания» аккордов и задерживания на клавиатуре хотя бы одного пальца предыдущего созвучия. Отрывать всю руку от клавиатуры рекомендуется при наступлении цезур. Большого умения, терпения, чуткости требует поиск правильного тембрального оттенка при игре на фортепиано произведений (как народных, так и авторских).

Пример. Развитие навыков пения голосов с одновременным исполнением партитуры на фортепиано, пение без сопровождения с тактированием, переход с одного голоса на другой, развитие «внутреннего слуха».

Задачи дирижера-хоровика ограничиваются не только освоением произведений для хора без сопровождения, но и развернутых, масштабных сочинений для хора и симфонического оркестра.

Методы транспонирования хоровых партитур: начальный - на ув. приму, более сложный - интервальный, тональный, ключевой.

Не следует умалять значение ключей «ДО», ибо знание этих ключей облегчает способ транспонирования и способствует ориентации ученика в области оркестровых партитур (кантата, оратория, оперные сцены). Приобрести навыки в чтении различных ключей помогут хоровые сочинения Палестрины, Обрехта, Лассо, Баха и др.

Для приобретения беглости в чтении хоровых партитур различного вида ученик (студент) почаще должен самостоятельно заниматься чтением с листа, используя для этой цели существующие хрестоматии, пособия и различные сборники хоровых произведений.

В индивидуальные планы следует включать хоровые сочинения композиторов-классиков, народные песни, современная музыка, произведения в ключах «ДО».

Практические задания и вопросы:

1. Составить индивидуальный план по чтению хоровых партитур для студента консерватории в двух вариантах: для хорошо владеющего фортепиано и для слабо владеющего фортепиано.

2. Представить методическую разработку урока по чтению хоровых партитур для студента консерватории.

3. Какова роль педализации при игре хоровых партитур без сопровождения?

4. Расскажите о способах транспонирования в ключах «ДО».

5. Как следует исполнять многострочную партитуру на фортепиано (способы облегчения)?

Литература для изучения:

1. Андреева Л., Попов В. Хрестоматия по чтению хоровых партитур, вып. 1-3. М., 1968-1977.

2. Полтавцев И., Светозарова М. Курс чтения хоровых партитур, М., 1964.

3. Тевлин Б. Хрестоматия по чтению хоровых партитур. М., 1983.

4. Хоровая музыка эпохи Возрождения. М., 1988.

5. Хоровая миниатюра. М., 1987. Вып 1-11.

 

ТЕМА 5. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ХОРОВАЯ АРАНЖИРОВКА»

 

Методы ведения курса: сообщение теоретических сведений о принципах переложений того или иного вида; знакомство с различными типами хорового письма на основе анализа хоровых произведений; объяснение домашнего задания и проверка его с анализом достоинств и недостатков. Основная форма занятий - индивидуальная. Возможно использование групповых занятий в начале курса (в виде установочных лекций для сообщения основных положений).

Самостоятельное выполнение письменных заданий - решающая роль в овладении навыками аранжировки.

Вариантов переложения одного и того же музыкального произведения можно сделать много, и все они будут разными. Рекомендуется проводить практику различных способов переложений, что даст возможность найти наилучшее решение этой задачи.

Принципы выбора произведений для аранжировки с учетом ее разновидностей: переложение одного хора а-капелла на другой; переложение вокального произведения с инструментальным сопровождением для исполнения хором; переложение инструментальной музыки для хора; переложение полифонических произведений для различных типов хора. К этому следует добавить, что не всякое музыкальное произведение подлежит аранжировке для хора. Имеется ряд препятствий: сложная фортепианная или оркестровая фактура; поэтический текст «личного» содержания; сложная партия солиста в романсах и др.

Обработка народной песни в курсе «хоровая аранжировка» является самым содержательным в творческом отношении заданием и завершает весь курс. По своей сложности приближается к композиторскому творчеству и поэтому изучается в магистратуре консерватории.

Знакомство с учебно-методической литературой по хоровой аранжировке.

Практическое задание и вопросы:

1. Составить индивидуальный план по хоровой аранжировке на одно полугодие учебного года для студента консерватории.

2. Что такое «хоровое письмо»? Назовите основные функции хоровой ткани (типы фактуры).

3. Назовите, что обязан автор сохранить при переложении музыкальных произведений?

4. Какие вы знаете разновидности полифонии?

5. Какое вмешательство в оригинал позволительно при аранжировке?

Литература для изучения:

1. Ивакин М. Хоровая аранжировка. М., 1980.

2. Живов В. Хоровое исполнительство. М., 2003. Стр. 89-106.

3. Ленский А. Искусство хоровой аранжировки. М., 1980.

4. Лицвенко И. Практическое руководство по хоровой аранжировке. М., 1962.

5. Ушкарев А. Основы хорового письма. М., 1982.

6. Нечаев Е. Хоровая аранжировка. Т., 2006.

 

ТЕМА 6. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ХОРОВОГО КЛАССА

 

Хоровой класс - главный профилирующий предмет цикла специальных дисциплин дирижерско-хорового отдела, осуществляющий целенаправленную профессиональную подготовку специалистов-хормейстеров. Цели и задачи хорового класса. Хоровой класс непосредственно связан с основными задачами всего курса дирижирования, способствуя воспитанию хорового дирижера в условиях практической работы во всех ее стадиях. В процессе хоровых занятий и разучивания хоровых произведений учащиеся(студенты) приобретают методические и практические навыки работы с хором, а также знакомятся с организационной стороной работы хора.

Структура занятий учебного хора, определяемая их содержанием. Отличие учебного хора от профессионального (разное соотношение учебных и концертно-исполнительских задач). Планирование работы хорового класса. Принципы подбора репертуара в соответствии с образовательными и воспитательными задачами обучения, а также техническими и исполнительскими возможностями хора. Необходимость наличия в репертуаре произведений, разнообразных по стилям и жанрам, отбирая при этом самое характерное, типичное и совершенное.

Во главе хора - руководитель, музыкант соответствующего дарования, мастерства, с опытом концертно-исполнительской работы. Комплектование хорового класса. Участие приглашенных артистов хора.

Дисциплина - необходимое условие эффективности коллективной и творческой работы. Внешняя и внутренняя дисциплина.

Правильная расстановка певцов в учебном хоре - залог нормального развития певческого голоса при коллективных формах вокальной работы (слуховой контакт между партиями, акустически более выгодное донесение хоровой звучности до слушателей).

Значение репетиционной работы, методы ее организации. Методы разучивания произведения: пропевание трудных мест в замедленном темпе; произвольные остановки на отдельных звуках мелодического оборота или аккорда; ритмическое дробление длительностей на более мелкие; временное увеличение длительностей; изменение вокального штриха; утрированное, скандированное произнесение текста; использование вспомогательного технического материала (упражнения). Вокально-хоровые упражнения, их место в работе хорового класса. Составление комплексов упражнений-распеваний, объединенных общей целью.

Воспитательное значение концертных выступлений хора. Организация концертов, принципы составления программ концертных выступлений.

Характеристика репертуарных сборников, хрестоматий и учебно-методической литературы по руководству хором.

Практические задания и вопросы:

1. Составить комплекс вокально-хоровых упражнений для учебного хора

2. Какие качества и способности необходимы для управления хором?

3. Раскройте смысл понятия «хоровой коллектив».

4. Расскажите о методике репетиционного процесса.

5. В чем состоят особенности концертного выступления?

Литература для изучения и конспектирования:

1. Анисимов А. Дирижер - хормейстер. Л., 1976.

2. Живов В. Хоровое исполнительство. М., 2003. Стр. 126-260.

3. Лукишко А. Расстановка певцов в учебном хоре. В кн.: Вопросы методики преподавания дирижерско-хоровых дисциплин в вузе культуры. Л.,

1985. Стр. 22-35.

4. Казачков С. От урока к концерту. К., 1990. Стр. 191-262.

 

ТЕМА 7. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ ДИРИЖЕРСКОЙ ПРАКТИКИ

 

Большие потенциальные возможности в плане активизации самостоятельной работы учащихся (студентов) заложены в деятельности хорового класса. На первом этапе деятельности хорового класса студенты выступают в роли исполнителей, на втором - дирижерская практика.

Виды практики: с учебным хором дирижерско-хорового отделения; с любительскими хорами; с профессиональными хорами (ознакомительно-наблюдательная в Сузах; активная в консерватории (при подготовке к ГА)).

Методы организации практики. Заведующий секцией практики - организатор всех ее видов. Руководитель практики с учебным хором педагог, ведущий хоровой класс, с любительским хором - педагог, имеющий свой хоровой коллектив.

Методы руководства практикантом в период подготовки к практике и в процессе проведения занятий по разучиванию хоровых произведений.

Возрастание значения самостоятельной работы в современных условиях ведет к одновременному повышению требований к качеству практических занятий со стороны руководителя хорового класса. Большую роль играет личность руководителя. В его общении с коллективом, в его методических приемах, в подборе репертуара, в ярких, запоминающихся интерпретациях раскрываются духовное богатство личности педагога, оказывающее решающее влияние на восприятие и воспитание студентов.

В процессе предварительной подготовки студент должен выявить все основные исполнительские трудности и предусмотреть способы их преодоления.

Особого внимания требуют дирижерские приемы реализации исполнительского замысла, т.к. именно при помощи жеста дирижер передает характер звучания, выражает самые тонкие оттенки внутренней экспрессии. Поэтому для дирижера так важно найти точное соответствие между звучащей музыкой и ее пластическим выражением.

Выразительность дирижерского жеста, воздействуя на исполнителей, оказывает известное влияние и на слушателей. Поэтому, еще до начала работы с хором дирижеру важно продумать и отшлифовать необходимые жесты, хотя и на концерте и на репетиции пластика корректируется реальным звучанием.

Итог практики - выступление студентов в концерте.

Практические задания и вопросы:

1. Составить план подготовительной работы дирижера над партитурой.

2. Раскройте роль и значение знаков препинания, логических и психологических пауз

3. Назовите средства исполнительской выразительности в хоре.

4. Как передать жестом особенности фразировки хорового произведения?

5. Какими приемами дирижер может повлиять на изменение тембровой окраски?

Литература для изучения и конспектирования:

1. Живов В. Хоровое исполнительство. М., 2003. Стр. 107-125, 194221.

2. Ильин В. Значение хорового класса в развитии навыков самостоятельной работы студента. В кн.: Вопросы методики преподавания дирижерско-хоровых дисциплин в вузе культуры. Стр. 17-21.

3. Казачков С. От урока к концерту. К., 1990. Стр. 262-333.

4. Нечаев Е. Работа с любительским хором. Т., 2008.

 

ТЕМА 8. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛЕКЦИОННЫХ КУРСОВ

 

Преподавание лекционных курсов - очень серьезная и ответственная часть учебного процесса. Лекционным методом ведется преподавание хороведения и методики работы с хором, хоровой литературы, методики музыкального воспитания. Эти дисциплины имеют большое значение в профессиональной подготовке специалистов хорового искусства. Сложность преподавания лекционных курсов заключается в необходимости комплексного подхода, который проявляется в единстве общеобразовательных и воспитательных функций всех форм и методов обучения.

Важной стороной преподавания лекционных курсов является актуальность - обобщение знаний на уровне современного состояния науки, последних ее достижений, постоянное совершенствование и обновление учебного материала. Все это требует от педагога, ведущего лекционные курсы, глубоких знаний не только в области преподаваемой дисциплины, но и в смежных областях науки и искусства, так же и высокого уровня лекторского мастерства.

Типы лекций: учебно-программные (общий систематический лекционный курс), вводные, обзорные, установочные.

Формы лекционного метода: лекция-монолог, лекция-беседа. Данные типы и формы лекций не исчерпывают всего многообразия лекционного метода.

На современном этапе особенно важно творческое отношение педагога к отбору учебного материала, умение среди многочисленных новых, но в основном, частных явлений выявить и включить в лекцию наиболее существенное, проблемно-важное. В лекции не должно быть ничего лишнего, малосущественного, заслоняющего основной смысл. Каждая лекция должна углублять знания учащихся, обогащать их кругозор. Язык лекции должен быть литературным, ясным и точным, простым, конкретным, лаконичным и образным.

Структура лекции: введение, основной раздел, заключение. Методы работы над лекцией.

Способы конспектирования и проверка конспектов преподавателем.

Образовательное и воспитательное значение семинаров. Формы проведения семинаров.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Назовите типы и формы лекций.

2. Из каких этапов состоит методика работы над лекцией?

3. Каким должен быть язык лекций?

4. Расскажите о правилах чтения лекций.

5. Какова цель семинарских занятий?

Литература для изучения:

1. Алексеев М. Как читать лекцию в разных аудиториях. М., 1979.

2. Егоров А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин. Л., 1958

3. Гудкова Е. Методика преподавания хоровых дисциплин (лекционные курсы). Т., 1987.

 

ТЕМА 9. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ХОРОВЕДЕНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С ХОРОМ»

 

Хороведение - одна из важнейших специальных хоровых дисциплин, содержанием которой является теоретическое и методическое обобщение опыта хорового творчества, исполнительства и педагогики.

Хороведение изучается на дирижерско-хоровых отделениях специальных средних и высших учебных заведений. Вузовский курс, продолжая изучение материала, начатое в среднем учебном заведении, отличается постановкой и разработкой ряда новых тем, а также иным подходом к изучению уже известного материала, который рассматривается шире, подробнее и глубже. В связи с этим необходимо различать:

а) элементарный курс хороведения, занимающийся, в основном, структурой хорового коллектива (проходится в Сузах);

б) вузовский курс хороведения, охватывающий все основные проблемы дирижерско-хоровой практики, затрагивающий помимо собственно «хороведения» и вопросы истории хоровой культуры, дирижирования хором, методики вокально-хоровой работы, хоровой литературы и др. То есть весь цикл специальных хоровых дисциплин в той или иной степени находит здесь свое отражение. В этом главная особенность названного курса.

Основной метод преподавания курса - лекционный. Содержание и структура лекционных занятий. Освещение специальной литературы на лекциях; привлечение музыкально-иллюстративного и наглядного материала.

Место и значение анализа хоровых партитур в курсе хороведения. Обязательный круг вопросов для целостного (музыкально-теоретического, вокально-хорового, исполнительского) анализа.

Значение практических занятий в преподавании курса, их содержание (анализ и аннотирование хоровых произведений, составление методических разработок и планов работы с хором, овладение навыками распевания хора).

Виды домашних заданий, методика их выполнения.

Контрольные и семинарские занятия. Устная и письменная формы контроля.

Практические задания и вопросы:

1. Составить календарный план по курсу «Хороведение и практика работы с хором» для вузов (на одно полугодие).

2. В чем состоит специфика анализа формы хорового произведения?

3. Какова методика целостного исполнительского анализа хорового произведения?

4. Роль и значение вокально-хорового анализа для становления исполнительского замысла и для его реализации.

5. Расскажите об известных видах строя и специфике хорового строя.

Литература для изучения и конспектирования:

1. Живов В. Исполнительский анализ хорового произведения. М., 1987.

2. Живов В. Хоровое исполнительство. М., 2003. Стр. 51 -125.

3. Коловский О. Анализ хоровой партитуры. В кн.: Хоровое искусство. Л., 1967. С. 20-42.

4. Левандо П. О совершенствовании вузовского курса хороведения. В кн.: Вопросы методики преподавания дирижерско-хоровых дисциплин в вузе культуры. Л., 1985. Стр. 114-120.

 

ТЕМА 10. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ХОРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА»

 

Курс «Хоровая литература» является одним из наиболее важных среди дисциплин специального цикла в Сузах и Вузах.

Методы и формы преподавания. Основной метод - лекционный. В лекциях необходимо раскрывать преемственность в развитии хорового искусства, взаимосвязь народного и профессионального творчества, осуществлять тесные межпредметные связи с другими специальными дисциплинами, а также с предметами смежных видов искусств. Необходимо систематически обогащать лекционный курс новыми материалами, включать произведения, созданные в последний период.

В работе над содержанием лекции надо учитывать знания учащихся и студентов, приобретенные ими при прохождении курса «Истории музыки». Исключить дублирование материала лекции.

Наличие нотного и звучащего материала. Прослушивание произведений с краткими комментариями преподавателя.

Значение самостоятельной работы над материалом курса: чтение специальной литературы, прослушивание и анализ хоровых произведений. Педагог должен научить студентов самостоятельно работать с литературой и анализировать хоровые произведения, самостоятельно расширять и пополнять знания, полученные на лекциях (посещение хоровых концертов, оперных спектаклей и т.п.).

Проводимые семинары, коллоквиумы. Тесты стимулируют самостоятельную работу студентов. Совершенно необходимой формой самостоятельной работы является подготовка докладов студентами. Самостоятельное сообщение (гораздо в большей мере, чем участие в общем семинаре) поможет выработать будущему педагогу и руководителю хора умение донести до членов коллектива существо содержания, художественные особенности изучаемого (исполняемого) произведения.

Характеристика учебно-методической литературы и учебных пособий.

Практические задания и вопросы:

1. Составить календарный план по курсу «Хоровая литература» для вуза (одно полугодие).

2. Разработать план лекции по одной из тем курса «Хоровая литература».

3. Дайте определение понятия «музыкальный стиль» и раскройте содержание трех его основных уровней.

4. Назовите известные вам исполнительские стили и приведите характеристику каждого из них.

Литература для изучения и конспектирования:

1. Гулеско И. Хоровая литература. Х., 1991.

2. Живов В. Хоровое исполнительство. М., 2003. Стр. 223-249.

3. Хакимова А. Хор а-капелла (историко-эстетические и теоретические вопросы жанра). Т., 1992.