28.04.2012 8125

Школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла как личностно-ориентированная педагогическая система

 

Существуют различные современные модели образования. Б.С. Гершунский считает, что образование - слагаемое следующих компонентов: образованность, грамотность, культура, профессиональная компетентность, ментальность. Личностно-ориентированная модель образования предполагает обусловленность данных компонентов внутренними тенденциями формирования «Я-конценции» личности каждого ученика. В этой связи М.М. Поташник, B.C. Лазарев, И.С. Якиманская определяют управленческие основы развития личностно-ориентированной школы. По М.В. Кларину, необходимо сочетать поддерживающий тип обучения, способствующий лишь ретрансляции учителями мирового опыта и его воспроизведению учениками с инновационным типом обучения, связанным с творческим поиском. Инновационное обучение «стимулирует отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации». М.В. Кларин считает, что инновационное обучение исходит из самоценности поисковой деятельности, акцентирует развивающий потенциал обучения, ставит дидактические цели высокого уровня, делает педагога партнёром учеников в учебной деятельности, предполагает активность всех участников обучения. Вопросами инновационного обучения занимались также П.Я. Гальперин, В.Я. Ляудис, Н.А. Менчинская, Ю.Н. Полуянов, Н.Л. Шилова, Н.Р. Юсурбеков, И.С. Якиманская и др. В.В.Давыдов выделяет 3 взгляда на развивающее обучение: 1)Теория независимости (А. Гезель, Ж. Пиаже, 3. Фрейд), в соответствии с которой считается недопустимым вмешательство взрослых в спонтанно протекающий процесс детского творчества. 2) Теория взаимосвязи психического развития и обучения. Развитие определяется как внутренними факторами, так и обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека (Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская). Автор исследования придерживается этой концепции. 3)Всеобщей формой психического развития детей выступает обучение и воспитание; обучение должно идти впереди развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). По справедливому критическому замечанию В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, такая концепция привела в учебной практике к унификации учебников и программ, что, на наш взгляд, недопустимо.

В области образования по изобразительному искусству существуют следующие концепции: концепция, разработанная сотрудниками лаборатории изобразительного искусства Института художественного воспитания под руководством Б.П. Юсова: целостный подход к полихудожественному развитию школьников; концепция, созданная сотрудниками НИИ школ МП РСФСР под руководством Н.Н. Ростовцева и B.C. Кузина: главное - овладение школьниками основами изобразительной грамоты, определённым искусствоведческим объёмом информации, усвоение ими умений и навыков владения набором художественных средств реалистического искусства; концепция, разработанная членами комиссии эстетического воспитания С.Х СССР и проблемной группой НИИ ХВ АПН СССР под руководством Б.М. Неменского: приобщение школьников к художественной культуре как части общей духовной культуры средствами интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд»; концепция Т.Я. Шпикаловой, в центре которой изучение народного искусства, национальных традиций, овладение детьми средствами художественной выразительности через приобщение к народной культуре; концепция Н.М. Сокольниковой: активное развитие художественно-образного мышления и воображения, творческой активности, смысловых отношений ребёнка к миру.

На основе данных концепций были разработаны программы, причём программы B.C. Кузина), Н.М. Сокольниковой и Т.Я. Шпикаловой предназначались для школ с углублённым изучением предметов изобразительного искусства.

Большое значение для нас имеют экспериментальные исследования группы психологов и педагогов под руководством В.В. Давыдова, направленные на развитие творческих композиционных элементов в художественно-изобразительной деятельности школьников младших классов и развитие их творческого мышления. Кроме того, нам представляется важной экспериментальная работа психологов и педагогов под руководством А.Н. Красило по преодолению барьеров проявления креативности в художественно-изобразительной деятельности детей младших классов.

Анализ данных концепций показал, что не разработана модель пластичного управления педагогическим процессом, позволяющая корректировать программные установки в зависимости от тенденций в развитии детей, проявленных на уроках изобразительного искусства, их интересов. На наш взгляд, следует расширить предметный комплекс для классов с углублённым изучением изобразительного искусства, введя в программный блок обязательных предметов историю и теорию изобразительного искусства, основы эстетики, основы скульптуры, основы дизайна и декоративно-прикладного искусства. Поэтому нами составлена авторская программа по изобразительному искусству для классов с углубленным изучением предмета.

Экспериментальной площадкой для формирования и развития творческой личности школьников являются специализированные изо классы средней общеобразовательной школы № 74 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла Московского района г. Нижнего Новгорода. В течение 18 лет школа имеет указанный статус, который был дважды подтверждён при прохождении лицензирования школы в Нижегородском областном департаменте образования и науки (1996г., 1999г.), а также при участии в областном конкурсе «Школа года - 1998», в котором наше общеобразовательное учреждение заняло одно из призовых мест. В 2000 - 2001 учебном году школа успешно прошла аттестацию и государственную аккредитацию. Подобная образовательная система создаёт возможность на базе общего школьного образования создать условия для свободного выбора учащимися направления художественно-эстетического развития. Дети получают знания и умения в области культуры как фундамент для творчества будущего специалиста в сфере искусства и ориентацию на творчество в широком смысле слова.

Длительное время в школе преподавались на углублённой основе хоровое пение, музыка, театр, хореография. В 1996 году возникла необходимость введения для изучения на этой основе и изобразительного искусства. Мы исходили из потребностей населения приобщить детей к изобразительному творчеству. Дело в том, что в микрорайоне, обслуживаемом данной школой, не было художественных студий и школ, а детей, интересующихся изобразительным искусством, много. Поэтому оно было включено для изучения на углублённой основе. Многие ученики школы хотели бы продолжить образование в высших и средних специальных заведениях, где профилируются художественно-эстетические дисциплины, в частности, изобразительное искусство. Но надо учитывать то обстоятельство, что определённая часть школьников не стремится выбрать профессию, вязанную с искусством, и нуждается в качественной подготовке и по другим предметам, т.е. предусматривается адаптация школьного образования к различным учреждениям, в которых выпускники будут учиться в дальнейшем. Гуманистическая миссия школы получит дальнейшее развитие при условии, если с учащимися, имеющими высокие художественно-творческие и умственные возможности, будет вестись специальная целенаправленная индивидуальная работа, отвечающая задачам формирования целостной личности.

«В течение многих лет здесь практически полностью выполняется всеобуч. Очевидно развитие гуманистических начал в жизни школы. В 26 классах (всего их в школе 43) на углублённой основе изучаются предметы художественно-эстетического цикла - хоровое пение и музыка, изобразительное искусство, хореография, театр. Ребята ведут значительную выставочную и концертно-исполнительную деятельность. Впереди у школы много планов. Главные из них - реализация программы «Одарённые дети», дальнейшее претворение в жизнь ведущих педагогических теорий отечественного образования - личностно-ориентированного и комплексного подходов в обучении и воспитании».

Таким образом, целью учебно-воспитательного процесса школы с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла является формирование личности, отличающейся высокой общей, нравственной и художественно-эстетической культурой; открытостью к развитию и потребностью в художественно-творческом самовыражении и самообразовании; единством эмоционально-волевых свойств, интеллектуальных и творческих способностей.

Реализации данной модели выпускника школы соответствует постановка образовательных задач:

- Личностно-ориентированное, доступное, эффективное и качественное базовое общее образование детей, структурированное в соответствии с государственными стандартами и обеспеченное современными научно-методическими и техническими средствами.

- Организация слаженной диверсификационной системы профильного художественно-эстетического образования, учитывающей потребности и интересы школьников, основные компоненты которой:

- классы и группы с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла (музыкальные, хореографические, театральные, изо классы) - как организационно-педагогическая форма образовательной деятельности;

- творческая художественная деятельность учащихся (основной способ самостоятельной учебной деятельности учеников);

- грамотное профильное обучение специальным предметам в соответствии с выбранным направлением художественно-эстетического развития, обеспеченное современными научно-методическими, программными и материально-техническими средствами;

- учащиеся, проявившие художественные интересы и способности;

- квалифицированные преподаватели - специалисты-предметники, имеющие среднее или высшее художественное образование.

Создание комплекса средств предметной интеграции и установление меж предметных связей, концептуальной базой которого являются идеи:

- отражения содержательных основ профилирующего художественного предмета в учебном материале других предметов;

- уровневой структуры предметной интеграции (интеграция специальных профильных предметов, интеграция предметов художественно-эстетического цикла, интеграция гуманитарных предметов, интеграция всех изучаемых учебных предметов);

- выделения меж предметных связей с учётом имеющихся знаний, умений и навыков учащихся на данном этапе обучения.

Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей, художественной и академической одарённости учащихся (индивидуальные занятия, факультативы, студии, конкурсы, концертные выступления и выставки, творческие встречи, посещение культурно-просветительных учреждений, работа научного общества учащихся, система подготовки к поступлению в ВУЗы и средние специальные учебные заведения и т.д.).

Укрепление творческих и инновационных тенденций в работе педагогического коллектива: обмен опытом, проведение опытно-экспериментальных и научно-исследовательских работ, совершенствование квалификационного уровня учителей и т.д. «11 педагогов школы являются Отличниками просвещения и Почётными работниками народного образования России, 5 имеют учёные степени и звания кандидатов наук и доцентов».

- Построение системы педагогической диагностики интеллектуальных, общих творческих и специальных художественных способностей, интересов и профессиональных склонностей учащихся с привлечением школьного психолога.

- Организация чёткого внутри школьного контроля и регулирования учебно-воспитательной работы в школе, что осуществляется, благодаря распределению функциональных обязанностей между членами администрации. Разработка экспериментальных программ, внедрение инновационных начал в педагогическую деятельность, работа методических объединений ведётся, благодаря талантливому руководству заместителя директора по науке, кандидата педагогических наук А.К. Волкова. Наиболее актуальные для школы проблемы курирует директор и его заместители. Директор школы Д.Э. Рангнау занимается разработкой проблемы «Освоение инноваций как средство творческого роста педагога и развития личности учащегося», заместители директора по учебно-воспитательной работе: А.А. Нестерова работает над проблемой «Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса как фактор повышения его эффективности», И.П. Кир дина курирует проблему дифференцированного и разноуровнего подхода к учащимся в учебной деятельности, область творческого интереса Г.А. Савенковой «Художественно-эстетическая и концертно-исполнительская деятельность учащихся как средство нравственного и патриотического воспитания», Т.К. Шнюцина исследует динамику развития школьной воспитательной системы, Н.И. Новосёлова изучает склонности и способности учащихся начальных классов.

- Налаживание механизма сотворчества администрации школы, педагогов, родителей и учеников, способствующего развитию личностных ориентации образовательного процесса, системы мотивации и стимулирования творческой деятельности, организации благоприятного микроклимата, инновационной и творческой атмосферы в школьном коллективе (деятельность школьного самоуправления: работа школьного, педагогического, научно-методического советов, родительского и ученического комитетов и т.д. в творческом содружестве).

- Организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы, способствующей разностороннему личностному развитию школьников (в школе успешно действуют студии: хореографии - «Русский метод», театр эстрадной песни «Садко», ансамбль народной песни «Заряница», театральная студия «Лель», студия декоративно-прикладного искусства «Хохлома» и станковой живописи «Акварель»; проводятся «Дни искусства», другие культурно-эстетические мероприятия).

- Организация социально-педагогической деятельности (система педагогического просвещения родителей, работа с «трудными» детьми и подростками и т.д.). Установлено, что в классах с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла существенно снижается склонность учащихся к девиантному поведению. Никто из них не имеет приводов в милицию и не состоит там, на специальном учете. Поведение учеников, ранее недисциплинированных, в старших классах стабилизируется.

- Укрепление, совершенствование и развитие учебно-материальной и материально-технической базы школы в соответствии с современными образовательными требованиями.

- Организация системы обмена опытом, преемственности образования и подписание соответствующих договоров с высшими и средними учебными заведениями художественно-эстетического профиля, учреждениями дополнительного образования; налаживание творческих связей с этими учебными заведениями (существуют договоры о сотрудничестве с детской музыкальной школой № 17, техникумом технологии и дизайна одежды, налаживаются творческие связи с детской художественной школой № 2, Нижегородским Государственным архитектурно-строительным университетом, Нижегородским художественным училищем).

Описанные направления деятельности школы отражены в базовой педагогической документации и локальных актах - в Уставе школы, Образовательной программе и др. Особое значение для нас имеет «Положение о классах с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла». В соответствии с ним, профильное художественное образование является приоритетным направлением учебно-воспитательного процесса; учащиеся профильных классов изучают на углублённой основе не менее трёх специальным предметов выбранного художественно-эстетического профиля, используя региональный и школьный компоненты базового учебного плана; в целях эффективности обучения класс может делиться на гомогенные группы для изучения специальных предметов; специальные предметы, которые не входят в обязательный курс обучения, изучаются на факультативных и студийных занятиях; объём содержания и качество художественного образования в классах с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла должны соответствовать учебным требованиям в таких учреждениях дополнительного образования, как детская школа искусств, детские музыкальная и художественная школы.

Лучшим доказательством правильности выбранного пути развития школьного коллектива является то, что многие одарённые учащиеся в области пения, музыки, хореографии, театра и изобразительного искусства успешно проявляют себя на районных, городских, областных, общероссийских и международных конкурсах, что широко освещалось средствами массовой информации (газеты, журналы, центральное и местное телевидение, радиовещание). Благодаря изучению предметов художественно-эстетического цикла, жизнь всего школьного коллектива давно стала и сохраняет поныне ярко выраженную эмоциональную окрашенность, что способствует формированию у всех ребят художественной и нравственно-эстетической культуры личности.

При реализации идей развития художественных интересов у школьников и формирования у них креативных качеств содержание нашей деятельности органично входило составным элементом общешкольной программы «Инсайт» («Одарённые дети»), разработанной коллективом школы под руководством заместителя директора школы по научной работе, кандидата педагогических наук А.К. Волкова.

Данной программе предшествовала программа художественно-эстетического развития личности «Радуга» (1990 - 1996 гг.) и программа «Наша школа сегодня и перспективы её дальнейшего развития на 1996 -2000 гг.», награждённая дипломом I степени заместителем министра образования А.Г. Асмоловым.

В общем контексте жизнедеятельности школьного коллектива программа «Инсайт» просматривалась как относительно самостоятельный элемент, без которого было бы немыслимо представить всю работу школы с позиций системно-комплексного подхода. Механизм формирования и развития творческой личности в рамках учебно-воспитательного процесса в соответствии с данной программой имеет следующую структуру:

Учителя предметов художественно-эстетического цикла являются участниками разработки программы, определяют содержание художественно-эстетического образования, совершенствуют традиционные методики и технологии, осваивают инновации, проводят опытно-экспериментальные работы, обобщают имеющийся положительный педагогический опыт, постоянно занимаются повышением профессионального мастерства, поддерживают связи с другими образовательными учреждениями в соответствии со своим профилем, заботятся о расширении и качественном состоянии учебно-материальной базы. Изучение психолого-педагогических проблем формирования креативных свойств и качеств личности школьника на основе развития её художественных интересов позволило перевести их в плоскость практических действий. Успеху нашей деятельности способствовало то, что функция исследователя и практического работника находились в течение 5 лет в одних руках - учителя изобразительного искусства школы.

Изучение специальных предметов по изобразительному искусству в изо классах проводится с 1 по 11 класс. В новых условиях появилась необходимость разработки научно-методического обеспечения содержания образования, исходя из следующих стратегических целей и задач:

- формирование всесторонне развитой, социально активной, творческой личности как педагогическая цель;

- последовательно проводимая гуманизация учебно - воспитательного процесса, исходя из педагогики сотрудничества, ориентированной на внимательный диалог между учителем и учеником, учёт мнений и интересов учащихся, их свободы самовыражения (это особенно важно в преподавании изобразительного искусства, где образ апеллирует к зрительному восприятию, эмоционально окрашенному видению картины, художественно-образному и ассоциативному мышлению);

- содержание образования должно отвечать интересам и потребностям учащихся, их творческой личностной направленности, способствовать реализации творческого потенциала педагога и учащихся в образовательном процессе;

- содержание образования по изобразительному искусству должно органично войти в учебный план школы и быть адаптированным к тем образовательным учреждениям, в которых ученикам предстоит учиться, где одна из важнейших дисциплин - изобразительное искусство;

- содержание образования необходимо строить с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, учитывая реализацию дифференцированного и индивидуального подхода к ним;

- система оценок должна объективно отражать сильные и слабые стороны овладения каждым учеником различными средствами художественной выразительности предмета;

- тематическое планирование должно быть более гибким, пластичным, способствовать оптимизации учебного процесса.

Для решения этих задач была разработана новая тактика преподавания изобразительного искусства как компонента базисного учебного плана.

 

АВТОР: Левин И.Л.