29.04.2012 17684

Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения как основа деятельности системы образования по обеспечению педагогического процесса предупреждения правонарушений в сфере дорожного движения

 

Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения включает в себя разработку и принятие соответствующих правил и других норм по безопасности, обучение соблюдению этих норм, убеждение в целесообразности их соблюдения, а при необходимости - принуждение к соблюдению этих норм, опирающееся на силу закона.

Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения в России имеет более чем трехвековую историю.

В 1681 г. указом царя Федора Алексеевича была введена регламентация зависимости от чина вид его экипажа и числа упряжных лошадей (боярам и «душным людям» разрешалось ездить - летом в каретах, а зимой в санях - на паре лошадей. В праздничные дни бояре могли выезжать на 4-х лошадях, на сговорах и свадьбах - на 6-ти. Остальные должны были ездить зимой в санях на одной лошади, а летом - верхом.)

Петербург, возникший по замыслу его державного основателя как «окно в Европу», должен был стать не только столицей обновленной России, но и образцовым европейским городом.

В 1720 г. генерал-адъютант А.Э. Девиер, начальник генерал-полицмейстерского управления объявил указ Петра 1, в котором было записано: «На спине каждого извозчика должен быть номер, зарегистрированный в полиции для того, чтобы знать, кого бить кошками за первое нарушение правил дорожного движения, а за второе - бить кошками и штрафовать, а за третье нарушение правил дорожного движения ссылать на каторгу».

В 1763 г. (эпоха царствования Екатерины II) в целях противопожарной безопасности при езде было запрещено использование факелов. Этим указом вводилось большое количество ограничений на движение различных видов транспорта и по вопросам безопасности на дорогах России. Усилия Екатерины II по наведению порядка в столице были оценены ее современником И. Георги. В своей книге «Описание столичного города Санкт-Петербурга» он писал: «Заслуживает нынешняя полиция общую благодарность и признательность всей публики, ибо никогда повсеместная безопасность, наипаче же по улицам, не была так наблюдаема как ныне, никогда распутство, шум, беспорядок и несчастные случаи на дорогах не были столь редкими на дорогах, как ныне».

Екатерина II первая становится на защиту жизни и здоровья детей-участников дорожного движения.

В 1764 году под лозунгом «Берегите ребенка!» она издает Указ «О применении смертной казни к кучерам и извозчикам, виновным в наезде на детей со смертельным исходом».

На рубеже XVIII и XIX вв. на дорогах стала складываться ситуация требовавшая все более четкой организации движения.

В 1812 г. в России разрабатываются «Наставления старостам извозчьим и извозчикам». Наставление требовало: «Извозчикам ездить рысью, тихо и со всею осторожностью. Где же случится многолюдно, там ехать шагом, а когда кто перебегает через дорогу, то в таком случае остановить лошадь, дабы на перебегающего не наехать. Особую осторожность проявлять и наблюдать, когда перевозят и переносят на руках маленьких детей».

Был установлен возрастной ценз извозчика или кучера: «Ездить на извозе не дозволялось моложе 15 лет от роду». Тогда же впервые управляющим транспортными средствами было вменено в обязанность требование, действующее вплоть до сегодняшнего дня, - оказывать помощь блюстителям порядка.

В 1909 г. в Париже состоялась конференция, на которой были установлены общие для всей Европы Правила дорожного движения.

Одна только разница до сих пор осталась и сохраняется - во всех европейских странах транспортные средства ездят по правой стороне дорог, а в Великобритании - по левой.

В СССР вплоть до 1940 г. не было единых Правил дорожного движения, они разрабатывались и утверждались местными органами власти и имели существенные различия. Некоторое единообразие было достигнуто после утверждения в 1940 г. типовых Правил, на базе которых стали создаваться более или менее единообразные Правила на местах.

В 1973 году страна вступает в международную организацию по безопасности дорожного движения и подписывает международную Конвенцию о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах.

Как и все предыдущие редакции Правил, Правила, действующие с 1 июля 1994 г., являются основным нормативным актом, регулирующим поведение участников дорожного движения, а также являются обязательным документом, регламентирующим организацию дорожного движения во всех субъектах Федерации. Они определяют действия его участников в типичных ситуациях, устанавливают значение дорожных знаков, разметки, сигналов светофоров, регулировщика. Правила отражают достигнутый уровень автомобилизации и всей экономики в стране.

Первоначально изучение Правил дорожного движения в школах было введено Приказом Министра просвещения СССР от 4 марта 1968 г. № 24 «О повышении безопасности движения в городах, других населенных пунктах и на автомобильных дорогах».

В 1995 г. Закон РФ № 196 ФЗ от 10.12.95г. «О безопасности дорожного движения» закрепил основные принципы и необходимую сферу регламентации безопасности дорожного движения, определил права и обязанности участников дорожного движения, рассмотрел основные требования по подготовке водителей.

Одним из существенных моментов в законе является определение места, где должно происходить обучение граждан России правилам безопасного поведения на дорогах страны - в статье 29 записано: «обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке».

Учитывая вышеизложенное, совокупность действующих на сегодняшний день Правил дорожного движения и существующей системы обязательств по обучению граждан (в первую очередь детей) данным Правилам и следует рассматривать как единую систему преемственности государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения и системы образования.

Рассмотрение вопроса системы обучения детей Правилам дорожного движения, прежде всего, требует четкого определения понятия «профилактика» в теории и практике обеспечения безопасности дорожного движения. Имеющиеся в медицинской и технической литературе подобные понятия не раскрывают сущности и особенностей педагогического процесса профилактики детских дорожно - транспортных происшествий.

Теоритический анализ основных дефиниций исследования позволил определить профилактику детских дорожно - транспортных происшествий как педагогический процесс предупреждения правонарушения в сфере дорожного движения, а также, выявления и устранения причин, способствующих возникновению дорожно - транспортных происшествий, и создание условий, обеспечивающих эффективность пропаганды норм и правил безопасного поведения на дороге.

В ходе исследования установлено, что на сегодняшний день в стране накоплен достаточно большой научно-теоретический и практический потенциал, использование которого во многом может решить проблему снижения показателей детской аварийности на автотранспорте.

Вместе с тем один из педагогических аспектов актуализации исследуемой проблемы связан с тем, что подготовке дисциплинированного участника дорожного движения из числа подрастающего поколения, в педагогической теории и практике до настоящего времени уделяется недостаточное внимание. Имеющиеся исследования (В.Н. Володарская, Е.А. Мальцева, Р.Н. Минниханов, М.Л. Форштат, И.А. Халилулин, С.Г. Шуралев, A.M. Якупов и др.) раскрывают лишь отдельные стороны предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Проводимые исследования по совершенствованию содержания обучения Правилам дорожного движения, организации учебно-воспитательного процесса в различных типах образовательных учреждений, созданию методических рекомендаций по организации профилактической работы в учебных заведениях дополнительного образования (К.В. Агафонов, М.Б. Афанасьев, В.И. Семенюк, Л.Н. Овчаренко, В.Р. Клименко, Н.В. Владимиров и др.), рассматрение отдельных психологических аспектов подготовки участников дорожного движения (СВ. Белов, Д. Клебельсберг, М.М. Котик и др.) также подтверждают отсутсвие в педагогике единой системы организационно-педагогических условий повышения эффективности профилактики дорожно-транспортных происшествий с детьми.

Возвращаясь к теме преемственности системой образования основных позиций государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения в части снижения показателей детской аварийности, следует отдельно рассмотреть вопрос профилактики детского дорожно-транспортного травматизма с точки зрения деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД).

Согласно основным нормативным документам, регламентирующим деятельность Госавтоинспекции (ФЗ № 196 ФЗ-95 г. «О безопасности дорожного движения», Указ Президента РФ № 711-98 г., утверждающий наставление «О госавтоинспекции «, Приказ МВД РФ № 930-2003 г., утверждающий Положение «Об организации деятельности подразделений пропаганды безопасности дорожного движения», одним из приоритетных направлений деятельности является организация работы по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма и пропагаде безопасности дорожного движения в целом.

Учитывая значимость данной проблемы Приказом МВД РФ № 627-2002 г. предписывалось ввести во все подразделения гос. автоинспекции штатные должности инспекторов по пропаганде безопасности дорожного движения.

Более подробно рассмотреть вопрос организации профилактически работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма целесообразно на примере деятельности гос. автоинспекции Ставропольского края.

Структура гос. автоинспекции безопасности дорожного движения Ставропольского края представляет собой систему территориальных подразделений и строевых подразделений, действие которых планирует и координирует Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел Ставропольского края.

Существует система закрепления личного состава подразделений из числа наиболее подготовленных сотрудников за образовательными учреждениями, в целях организации в них профилактических и пропагандистских мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

В Ставропольском крае решению проблемы снижения показателей детской аварийности уделяется особое внимание.

По инициативе Госавтоинспекции ГУВД СК во всех городах и районах края определены базовые образовательные учреждения по обучению детей Правилам дорожного движения, концентрации и систематизации учебно- методических разработок по данному направлению деятельности. Наиболее активно и плодотворна данная работа ведется на базе городского штаба юных инспекторов движения городского дворца детского творчества г.Ставрополя (руководитель Терехова Е.С.), центра детского творчества г.Ипатово (руководитель Кравченко Л.А.), средней общеобразовательной школы № 26 п. Ясная Поляна Предгорного района (руководитель Лиходеева Оксана Васильевна) и д. р.

С целью максимального охвата детей и подростков пропагандистской работой, практически во всех учебных учреждениях края созданы отряды юных инспекторов движения (ЮИД). На сегодняшний день в более чем 650 отрядах юных инспекторов движения свыше 8000 учащихся 5-7 классов изучают Правила дорожного движения, несут свои знания младшим и старшим товарищам, организуя различные воспитательно-пропагандистские мероприятия.

В течение 10 лет в Ставропольском крае проводятся ежегодные смотры-конкурсы учреждений образования «Законы дорог уважай!» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, обязательной частью которых являются элементы патриотического воспитания. В рамках смотра-конкурса ребята вместе с изучением действующих Правил дорожного движения участвуют и в поисковой работе - встречаются с ветеранами службы, лучшими сотрудниками ГИБДД края сегодняшних дней. Обязательным атрибутом итоговых, краевых соревнований является проведение торжественных линеек, возложение цветов к памятникам сотрудникам ГИБДД, погибшим при исполнении служебного долга, посещение музеев боевой славы. По традиции команда - победительница краевых соревнований принимает участие во Всероссийских соревнованиях юных велосипедистов «Безопасное колесо», где представляет движение ЮИД Ставропольского края.

Не остаются без внимания и самые маленькие участники дорожного движения. Ежегодно на территории края проводятся смотры - конкурсы дошкольных образовательных учреждений «В стране дорожных знаков».

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ведется в тесном взаимодействии с Министерством образования Ставропольского края и строится согласно ежегодным совместным планам.

Совместная деятельность управления гос. автоинспекции края и министерства образования Ставропольского края направлена не только на работу непосредственно с детскими и родительскими коллективами, но так же и на профессиональную подготовку педагогов и инспекторов пропаганды подразделений государственной инспекции безопасности дорожного движения. В этих целях ежегодно в крае проводятся совместные семинары - совещания инспекторского и педагогических коллективов, в ходе которых идет поиск новых форм совместной работы, ориентированных на обучение юных граждан безопасному поведению на улицах и дорогах, формирование правовой культуры участников дорожного движения.

Сотрудниками управления гос. автоинспекции систематически проводятся лекции для слушателей курсов повышения квалификации педагогов-практиков и руководителей учреждений образования на базе Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования (СКИПКРО).

В целях координации совместной работы образования и гос. автоинспекции, осуществления должного контроля за качеством обучения детей Правилам дорожного движения в 2004 г. разработан Приказ № 348 «О мерах по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в Ставропольском крае» на период 2004г.-2005г.,

Организована совместная работа по разработке методических рекомендаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В 2002 году совместно разработана 20-часовая программа по обучению детей 1-11 классов Правилам дорожного движения и методические рекомендации (содержащие программу обучения) по обучению детей правилам дорожного движения в дошкольных учреждениях края. Особое внимание уделяется вопросу обеспечения безопасности пассажирских перевозок групп детей к местам отдыха и массовых мероприятий. В крае разработана и успешно реализуется в течение 3-х лет система контрольно-профилактических мер, направленных на недопущение ДТП с участие пассажирского транспорта перевозящего группы детей.

Статистические данные детской аварийности, указывают, что несмотря на имеющиеся негативно влияющие объективные факторы, такие как рост автопарка и социально-экономическая ситуация в обществе, проводимая работа в период с 1997г. по 2004г. позволила стабилизировать уровень детской аварийности.

В целях повышения профессиональных навыков инспекторов пропаганды в 2002 году творческим коллективом УГИБДД ГУВД СК и СФ ВИПК МВД России разработана 114-часовая программа подготовки инспекторов пропаганды, в которой 62 часа отведены на обучение слушателей методике организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

В целях привлечения внимания широких слоев населения к проблеме безопасности дорожного движения и, в первую очередь, к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма подразделениями гос. автоинспекции края осуществляется тесное взаимодействие с территориальными средствами массовой информации. Ежегодно на страницах периодических изданий края публикуется более 1500 тематических информации, порядка 3000 раз в радиоэфиры выходят сообщения, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, более 1000 раз внимание зрителей телевизионных экранов обращено к теме дорожной безопасности.

В качестве органов, контролирующих и дающих оценку совместной деятельности гос. автоинспекции и образования края по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, следует назвать расширенные коллегии как Министерства образования Ставропольского края, так и Главного управления внутренних дел Ставропольского края по вопросу профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

На уровне Правительства края результативность данных мероприятий подлежит оценке на заседаниях комиссии Правительства Ставропольского края по обеспечению безопасности дорожного движения. Система работы комиссий имеет место в каждом районе (городе) края.

Вместе с тем изучение вопроса функционирования Государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения на федеральном и региональном уровнях позволили сделать вывод о том, что в настоящее время назрела необходимость:

- введения в учебную программу учебных учреждения изучение Правил дорожного движения как отдельного обязательного предмета;

- разработки единой базы нормативных документов, регламентирующих организацию работы образовательных учреждений по обучению детей Правилам дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, определяющих обязательные мероприятия к исполнению, а также критерии оценок данного направления деятельности;

- обеспечения гос. автоинспекции и образования единым федеральным нормативным документом, регламентирующим обязательное проведение совместных контрольных проверок (начало и окончание года) образовательных учреждений по обучению детей Правилам дорожного движения. Условием решения перечисленных задач является совместное участие Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России и Департамента образования Российской Федерации:

Несмотря на имеющийся в крае опыт творческого и плодотворного взаимодействия Госавтоинспекции и органов и учреждений образования, улучшение качества работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма требует совместных действий, направленных на:

- создание в регионе единой системы комплексного изучения структурой гос. автоинспекции и образования края причинно-следственных связей, лежащих в основе возникновения дорожно-транспортных происшествий с участием детей и выработки на основе полученных результатов последовательной концепции учебно-воспитательного процесса;

- введение в систему образования края практики обязательных проверок качества полученных детьми знаний по безопасному поведению на дороге;

- разработки механизма ответственности педагогических работников (адекватной дисциплинарной ответственности сотрудников ГИБДД) по фактам дорожно-транспортных происшествий с участием детей-учащихся, вина которых в автоавариях установлена. При этом следует рассматривать вину ребенка как слабое качество его обучения.

Управление работой всей системы должно быть централизованным и организовано по единому, утвержденному на коллегиальной основе плану. При этом основными объектами управления и организации работы системы предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма должны стать:

- семья как первичное звено, обеспечивающее непрерывность процесса формирования знаний, умений и навыков поведения на дороге;

- дошкольные образовательные учреждения, способствующие формированию и развитию основных качеств личности (ориентация на местности, цветоощущение и восприятие и др.) и первый уровень знаний, умений и навыков по Правилам дорожного движения;

- начальная и средняя школа, организующие процесс овладения научными основами регулирования дорожного движения и систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность человека в процессе дорожного движения;

- детские внешкольные учреждения (клубы, авто городки и площадки, кружки и секции при клубах детского творчества, автошколы и др.), призванные организовать работу по расширению, углублению и совершенствованию системы знаний по Правилам дорожного движения в соответствии с интересами самих детей;

- курсы повышения квалификации работников образования, средства массовой информации, призванные обеспечивать кадровую, научно-методическую и информационную поддержку процесса пропаганды правил безопасного поведения на дорогах;

- научно-методический кабинет при министерствах образования, обеспечивающий координацию и контроль работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, разрабатывающий планы мероприятий и контролирующий их выполнение, при этом обеспечивающий организацию связи и интеграцию всех звеньев системы на региональном уровне;

- городские, районные отделы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, отделы образования, фонды безопасности дорожного движения, организующие и контролирующие работу на местах, оказывают материально-техническую поддержку.

Говоря о системе непрерывности и преемственности (в рамках Государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения), следует указать, что данная система должна иметь сложную разветвленную структуру, каждый элемент которой обуславливает и создает предпосылки для эффективного функционирования других структурных элементов, имеет свою соподчиненность и свою структуру реализуемых функций.

 

АВТОР: Левшина Е.Н.