03.05.2012 3023

Модель готовности педагога - психолога к реализации личностно-ориентированного подхода в условиях национальной школы

 

В настоящее время во всем мире возрос интерес к проблемам развития национального образования, что, прежде всего, связано с самоутверждением народов и поисками культурной идентичности.

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский утверждал, что «каждый народ имеет свою характерную систему воспитания», и в этом плане школа укрепляет идейную, духовную связь молодых поколений с народом, его жизнью и историей,

Национальная школа является формой и средством национального образования, которая создается и функционирует с целью сохранения, трансляции и воспроизводства национальной культуры. В современных условиях она должна так решать комплекс дидактических, воспитательных, педагогических задач, чтобы обеспечить каждому человеку возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры.

По мнению Е.В. Ткаченко, национальная школа есть «средство мощного культурного рывка прошедших через нее молодых людей, а не средство превращения социума в какой-то заповедник».

Х.Х. Сукунов под национальной школой понимает такую, в которой обучающиеся изучают язык, историю и культуру определенного народа в соответствии с современными требованиями школы.

Национальная школа, по определению Монхор Дамдына, - это «школа, обеспечивающая право обучения и воспитания детей на родном языке; обеспечивающая передачу многовекового опыта народа, его нравственных устоев, прививающая иммунитет против духовного обнищания; обеспечивающая трансляцию национальной культуры и формирование национального самосознания у новых поколений нации, открытая в другие культуры и особенно - в культуру народов - соседей; обеспечивающая для нации потребности современного цивилизованного развития».

Приходит понимание национальной школы как школы не только языковой, сохраняющей и транслирующей этнокультурное содержание образования. Это школа диалога культур, формирующая у своих воспитанников национальную и этнокультурную толерантность.

«Культура не дается человеку от рождения, - отмечал академик П.П.Пиотровский. - Путь один: обучение и воспитание. Насколько осознанно, пропущено через сердце и ум и переосмыслено наше культурное наследие, настолько можно говорить и о культуре каждого нового поколения и отдельного человека».

Целью национальной школы является формирование личности с развитым национальным самосознанием, руководствующейся национальными и общечеловеческими ценностями, готовой выполнять социальные роли и функции своего этноса, желающей и умеющей самореализоваться в поликультурном мире в соответствии с социально-экономическим развитием и потребностями общества, в том числе и своего этноса (этнокультурная самореализация). Национальная школа выступает как фактор развития самобытности, уникальности личности, способствующий ее самоопределению и гармонизации отношений с миром. Это процесс и результат целенаправленного воспитания и обучения личности как субъекта нации, этноса. «Всечеловеческий смысл отдельной жизни оказывается отождествленный культуре; оба они, и личность, и культура, пронизывают друг друга». Развивающаяся личность воссоздает в себе посредством связных ценностей - смыслов историю народа, человеческого рода. Восхождение от абстрактных смыслов к конкретному их богатству во всей их полноте проделывает - так или иначе - каждый человек.

Освоение культурных ценностей - смыслов - процесс длительный, продолжающийся в течение всей жизни человека. Особая роль в этом процессе принадлежит школьному возрасту. Именно в этом возрасте складывается, формируется нравственно - эстетическое отношение к жизни, к самому себе. Все дальнейшее восприятие идет через призму усвоенного в этом возрасте. Сегодня подлинно национальная школа как весьма специфическая этнопедагогическая система не может быть выстроена вне формирования соответствующего национально - культурного контекста, где действуют законы этнической традиции. «Культура как ценность воспитания предстает прежде всего в своем объективном содержании, которое необходимо сохранять и передавать новым поколениям, а также в своем субъективном значении - как процесс отношения к ней человека, сфера его культурного творчества, духовного саморазвития, культурного роста».

Национальная культура несет в себе огромный социально - педагогический потенциал, который далеко не в полной мере реализуется в учебно - воспитательном процессе школ, и, в первую очередь, в формировании личности учащихся. Поэтому все более важной задачей школы становится формирование личности как носителя ценностей - смыслов и традиций родной культуры, их проводника, пропагандиста и продолжателя. Обучение и воспитание на основе национальной культуры - процесс целостный, непрерывный, интегративный и личностно ориентированный.

Реализация личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы предполагает в качестве основополагающего условия создание необходимой социокультурной среды. Культуросообразная среда -это среда, эпицентром которой является человек как суверенный, свободный субъект, способный к свободному выбору образцов культурной жизни и жизнетворчества. Это среда, в которой возможна культурная идентификация личности. С этой позиции нельзя сводить усвоение общественно -исторического опыта только к той или иной технологии обучения, абстрагируясь от того, что учебно - воспитательный процесс в школе является специфической сферой культурно - социальной практики и отражает в себе все те закономерности, которые существуют в обществе и культуре.

Чтобы ценности национальной культуры стали достоянием и саморуковоством сознания, они должны пройти через процесс придания им личностного смысла. Перед педагогом встает задача - ввести ученика в мир ценностей - смыслов национальной культуры. Ценности только тогда обретают личностный смысл, когда они «прожиты» личностью в ее мыслях, переживаниях, сомнениях, отношениях и творческих делах.

В учебной деятельности смысл представляется как задача, цель, целеполагание; в содержании учебного процесса - как особая форма культуры, как «откристаллизованные смыслы» (А.Н. Леонтьев); в протекании учебного процесса - как переживания его участников: педагога и учащихся. Учебный процесс, взятый в этом ракурсе, выступает как смысловая реальность. Собственно педагогическим, таким образом, является обмен ценностями - смыслами, побуждениями, а не только информацией как таковой.

В публикациях современных авторов особо подчеркивается, что педагог - это специалист, обладающий «видением» образования сквозь призму культуры. Для ребенка он выступает как образец культурного человека, который, по мнению Е.В. Бондаревской, характеризуется креативностью; имеет ценностное отношение к культуре; проявляет гуманную педагогическую позицию; умеет создавать культурно -информационную и предметно - развивающую образовательную среду; проявляет заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка.

Готовность педагога-психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы определяется нами как комплексное понятие, включающее личностную и профессиональную составляющие. Личностная готовность характеризуется наличием соответствующих мотивов, личностных качеств - умений действовать сообразно этнокультурной образовательной среде. Профессиональная готовность определяется наличием необходимых педагогических качеств и стиля общения, профессиональной позиции, а также владением профессиональными знаниями и умениями, отражающими специфику работы педагога-психолога в национальной школе.

Готовность педагога - психолога к реализации личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы предполагает овладение им такими операциями, как диагностика личностных свойств и функций обучаемых; постановка целей личностного развития обучаемых на основе изучения их индивидуально - личностного потенциала; проектирование новообразований в личностной сфере обучаемых, характерных для данного этапа онтогенеза, для данного культурного пространства. Можно сказать, что педагог - психолог в данном качестве и в данных условиях является как бы проводником в формировании личностно - смысловой сферы индивида (обучающегося), которая, в свою очередь, запускает психологические механизмы саморазвития личности с учетом особенностей родного этноса (нации).

Механизм возникновения личностных культурных смыслов обучающегося может быть представлен следующим образом: культурная диспозиция (определенная позиция в культуре) - ценностное отношение (сознательная культурная диспозиция) - личностный культурный смысл (культурная диспозиция, включенная в систему индивидуальных смыслов -ценностно переживаемых значений, приобретшая особую индивидуальную значимость, чувственный смысл). Движение от первого звена к последнему идет не по пути отбрасывания предыдущего звена, а путем нанизывания одного на другое, естественно, с преобразованием предыдущих звеньев. Определенная позиция человека в культуре приобретает осознанность, то есть превращается в ценностное отношение, которое, обрастая чувственной тканью, включается в систему индивидуальных смыслов, при этом не утрачивая своей способности выступать в виде сознательного отношения. Результатом представленного механизма является включение человека (обучающегося) в культурные смыслы, осознание их личностью и наполнение индивидуальным содержанием. Иначе говоря, - развитие у обучающегося этно-национального самосознания. В качестве критериев этнического самосознания выступает осознание (по В.С.Мерлину):

- особенностей этнической и национальной культуры;

- психических особенностей этноса;

- собственных (личных) этнических особенностей;

- тождественности с этносом;

- себя в качестве субъекта этноса;

- социально - нравственная самооценка этничности.

Другими словами, Я - этническое состоит из того, что я знаю о специфике своего этноса; идентифицирую ли себя с характеристиками этноса и как я отношусь к факту принадлежности к нему; как эти знания и факт принадлежности влияют на мой поведенческий сценарий в социуме.

Деятельность педагога - психолога, реализующего концепцию личностно ориентированного образования в условиях национальной школы, представляет собой определенную методическую систему. Под методической системой нами понимается в данном случае совокупность элементов деятельности педагога - психолога по организации личностного ориентированного образования на материале своего этно - культурного социума.

Специфической особенностью такой методической системы является то, что педагогу необходима адекватная этой деятельности мотивация, стиль общения и т.п.

Личностно ориентированный подход предполагает отказ педагога от традиционной монологической методики с ее установками «передать, внушить, привить». Такая установка в лучшем случае может обеспечить «передачу» ориентировочной информации, знаний, но совершенно «не работает» на уровне ценностей - смыслов, потребностей, нравственных норм. Их присвоению способствует педагог, создающий ситуацию самоутверждения воспитанника, помогающий ему реализовать, проявить, раскрыть себя. Последнее возможно в момент самоутверждения, самоподдержки, совместного добывания истины. Такие условия создаются в ситуации диалога.

Диалог, по мнению М.С. Кагана, представляет собой «универсальный, всеохватывающий способ существования культуры и человека в культуре». Взаимодействие на уровне диалога предполагает наличие специфического межсубъектного пространства, в котором пересекаются индивидуальные смыслы и ценности. Само обучение строится здесь как поле диалогических взаимодействий на различных уровнях: на уровне формального диалога (диалог как форма общения участников учебного процесса); на уровне содержательного диалога (представление в диалогической форме изучаемого содержания); на уровне личностно - смыслового диалога (диалог как способ установления ценностно -ориентационного единства).

Поэтому в данном образовательном пространстве на первый план выходят не традиционные предметно - социальные способности, а общая культура и творческое начало в личности педагога.

Анализ природы и технологии личностно ориентированного подхода в обучении позволил предположить, что развитие готовности учителя к его осуществлению основано на актуализации глубинных механизмов социокультурной ориентации педагога с преобразованием мотивационных и операционно-исполнительных структур его деятельности. Реализация личностно ориентированного подхода в условиях национальной школы требует и адекватных ему личностных качеств педагога - эмпатийности, увлеченности, толерантности, интеллигентности, коммуникабельности, отношения к ученику как к уникальной личности, адаптивности, профессиональной ответственности, самостоятельности и рефлексии.

Как установила И.В. Никишина, для учителей, ориентирующихся на личностный подход в обучении, характерны направленность на самореализацию, удовлетворение потребности в самоутверждении, рефлексии, в выработке собственной индивидуальной технологии обучения. Ядром же их профессиональной позиции выступает особый личностно ориентированный стиль педагогического мышления, овладение которым проявляется как своеобразие «смещения» установок педагога с содержательно - процессуальных аспектов учебного общения (что усвоил, что сделал, каким образом мыслит) на ценностно - смысловые (место, роль учебного познания в жизненной самореализации ребенка). Поскольку личностно ориентированный подход предполагает общение педагога и учащихся не только на уровне «значений», но и «смыслов», то для осуществления такого подхода велика роль собственной мотивации педагога, осознание им самоценности своего труда. Кстати, количество таких учителей, по данным И.В. Никишиной, не так уж велико. Почти 40% педагогов имеют мотивы, не связанные с профессиональной самореализацией. Между тем, преобладающими должны быть мотивы по формированию личности, ее этнического самосознания, положительной Я-концепции.

Для того, чтобы педагог - психолог мог осуществлять педагогическую деятельность в условиях национальной школы, он также должен владеть знаниями и умениями по психолого - педагогическим дисциплинам: уметь выделять существенное, классифицировать понятия, решать образовательные и воспитательные задачи, знать воспитательные возможности содержания национального образования. Это требует специфики подготовки педагога -психолога, которому предстоит реализовать свой профессиональный и личностный потенциал в условиях национальной школы.

Обучающийся может усваивать культуру и её ценности-смыслы только через совместную со взрослым деятельность. Любой предмет культуры усваивается лишь в том случае, если обретает форму человеческого общения.

«Передача культуры - это лишь внешняя сторона воспитания. Собственно воспитательное отношение - это создание личностно развивающей ситуации, обеспечивающей становление опыта субъективирования, т.е. выработке своего (личностного) знания, собственного мнения, своей концепции мира (мировоззрения), своего стиля, собственной структуры деятельности».

Итак, в реализации личностного ориентированного подхода в национальной школе особая роль принадлежит педагогу - психологу как человеку культуры, руководствующемуся в учебно - воспитательном процессе следующими установками: подачей информации с позиции «Мы» (диалога); сотрудничеством; педагогической поддержкой учащихся (защитой прав и интересов, развитием уникальности личности); стимулированием деятельности учащихся по освоению национально - культурных ценностей-смыслов и т.д.

 

АВТОР: Кравцова Н.П.