03.05.2012 5647

Сущность, функции и потенциал использования инфокоммуникационных технологий в гуманитарном образовании

 

Современное общество вступило в период необычайно ускоренного развития, и традиционные формы и методы работы системы образования, ориентированной на воспроизводство принятых стереотипов и знаний, не соответствуют требованиям подготовки специалиста. В этих условиях важны такие требования к качеству подготовки специалиста, как умение самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск, принимать оригинальные решения, быть творческой личностью. В связи с этим в учебном процессе возрастают роль самостоятельной работы, индивидуализации обучения, значение его методологической направленности, формирования творческого мышления и т.д. Это в свою очередь повлияло на смену приоритетов в использовании компьютера: из объекта изучения компьютер превращается в средство обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, средство исследования, создания информационного продукта. Этот процесс в некоторой мере является следствием расширения мультимедийных и телекоммуникационных возможностей компьютера. Поскольку количество пользователей в различных сферах неуклонно увеличивается, актуальным стал вопрос о роли и значении инфокоммуникационных технологий в учебном процессе, оправданности и приоритетах их применения.

В настоящее время актуальной становится разработка сочетания активных методов обучения с интерактивной обучающей средой и компьютерно-опосредованной коммуникацией, такими, как веб, телеконференции, видеоконференции, чат.

Важной задачей, стоящей перед исследователями, является методика комплексного использования технических средств обучения и дидактических материалов в процессе обучения в высшей школе. Уровень разработки методических аспектов информационных технологий обучения не соответствует развитию технических средств. Это объясняется тем фактом, что в методическом плане информационные технологии обучения интегрируют знания таких разнородных наук, как, например, психология, педагогика, информатика. В итоге в настоящее время мы располагаем только общими методическими указаниями, которые сами по себе не являются результатом научных исследований, а являются обобщением педагогического опыта. В целом же эта область исследований, выступающих в качестве условия успешного внедрения современной технологии обучения, развита пока недостаточно. Разрыв между потенциальными и реальными возможностями информационных технологий обучения связан с отставанием в разработке психолого-педагогических проблем использования инфокоммуникационных технологий. На протяжении длительного периода практика и теория технологии обучения были различными областями деятельности.

Говоря о применении инновационных педагогических и инфокоммуникационных технологий в лингвистическом образовании, следует отметить, что этот процесс является чрезвычайно трудоемким в связи с характерным содержанием данной предметной области и присущей ей спецификой обучения. Область обучения языкам при поддержке компьютера включает знания методики преподавания иностранных языков, социологии, лингвистики, психологии, когнитологии, культурологии, вычислительной техники, искусственного интеллекта и т.д. Педагогические и технологические инновации требуют серьезной и кропотливой работы преподавателя.

«Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей СНИТ, реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности: незамедлительная обратная связь между пользователем и СНИТ; компьютерная визуализация учебной информации... об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и виртуальных; архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных; автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения».

Потенциал инфокоммуникационных технологий в образовании проявляется во многих аспектах учебного процесса. В сочетании с инфокоммуникационными технологиями инновационные педагогические технологии открывают новые возможности для оптимизации образовательной практики: для индивидуализации и дифференциации обучения, повышения эффективности деятельности участников учебно-воспитательного процесса, организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучающегося; совершенствования управления учебным процессом, организации, его планирования, контроля и т.д. Но в то же время использование инфокоммуникационных технологий выдвигает ряд проблем, с которыми высшая школа сталкивается впервые, и для разрешения которых требуются новые подходы. Средства традиционной дидактики на данном этапе уже не могут в полной мере решить задачи, стоящие перед теорией обучения. Ф.Янушкевич справедливо замечает, что речь не о правильности тех или иных положений дидактической науки, а о том, что принципиально изменился сам ее объект, а также совокупность тех факторов, которые выступают в качестве системообразующих для деятельности специалиста и которые влияют на построение и организацию всего учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Таким образом, теории обучения и воспитания должны быть приведены в соответствие с требованиями современности с точки зрения целей педагогической деятельности.

Лингводидактический потенциал инфокоммуникационных технологий в обучении иностранным языкам определяется следующими комплексными показателями:

- функциями инфокоммуникационных технологий в процессе обучения с учетом возможностей варьирования режимов работы и форм организации учебного процесса;

- сферой применения инфокоммуникационных технологий, определяемой задачами обучения, для решения которых они могут быть использованы, и кругом пользователей, на которых они ориентированы;

- дидактической эффективностью этих средств с точки зрения их целевого назначения.

Теоретические вопросы внедрения компьютеров в учебный процесс по иностранным языкам являются предметом исследований новой отрасли науки - компьютерной лингводидактики, которая рассматривается в качестве самостоятельного направления дидактики и методики обучения языкам. На современном этапе проблемы компьютерной лингводидактики разрабатываются в различных аспектах:

- в эргономическом и психолого-педагогическом (работы Н.Ф. Талызиной, Т.В. Габай, В.Я. Ляудиса, А.Г. Мордвинова, М.А. Акоповой, Е. Энгланд);

- в техническом и программно-информационном (работы В. Денинг, В.И. Брановицкого, A.M. Довгялло, М. Хазен, Е.С. Полат);

- в лингвометодическом и дидактическом (работы Р.Г. Пиотровского, А.В. Зубова, Э.Л. Носенко, М.-М. Кеннинг и других).

В настоящее время все с более широким проникновением инфокоммуникационных технологий в образовательный процесс возникает целый ряд вопросов по методике их использования, диктуемых потребностями практики. Однако в связи некоторым разрывом между состоянием «чистой» теории и практикой, при организации учебной деятельности преподаватель не получает достаточной поддержки от педагогической науки, чем, может, и объясняется тот факт, что практическая сторона преподавательской деятельности не развивается должным образом, а имеет место воспроизводство и копирование образцов, с которыми преподаватели сталкивались раньше. Это и является одной из причин, что инфокоммуникационные технологии не дают ожидаемых результатов и оказываются малоэффективными. Механический ввод компьютерных технологий в традиционную схему учебного процесса не может повлиять на качество учебного процесса, необходимо их системное представление в рамках определенной технологии обучения. Таким образом, разработка проблем технологии обучения выступает предпосылкой научно обоснованных нововведений в сфере образования.

На рубеже 60-70-х годов практика показала, что создание дидактических машин в виде автоматизированных аудиторий, технически оснащенных лекционных помещений не решало проблемы и содействовало лишь незначительному прогрессу. В результате пришли к выводу, что на том этапе еще не сложилась достаточная теоретическая база для модернизации процесса обучения, и поэтому модернизация проходила только за счет обновления материальной базы. Среди отечественных ученых, занимающихся проблематикой возможностей технических средств в сфере образования, можно перечислить Н.Ф. Талызину, Г.Л. Таукач, Н.Д. Никандрова. В своих работах эти авторы отмечают большой потенциал применения технических средств в учебном процессе. Ряд трудов отечественных ученых посвящен исследованиям в области научной организации учебного процесса, являющейся частью проблемы научной организации высшего образования. На первом этапе исследования имели целью адаптировать общие принципы научной организации труда к специфическим особенностям учебного процесса, а также обобщить творческий опыт передовых преподавателей. Только после 1970 г. исследования, связанные с педагогической практикой, были поставлены на научный фундамент собственной методологии с учетом первых результатов, полученных в ходе этих исследований.

Сегодня не существует четкого единого определения понятия технологии обучения. В научно-методической литературе широко распространены также понятия педагогическая технология, образовательная технология, технология воспитания без четкого разграничения этих понятий. Это можно объяснить тем, что технология обучения основывается прежде всего на практике, а один лишь эмпиризм не способствует теоретическим обобщениям. Наиболее значительный вклад в разработку проблемы технологии обучения внесли такие отечественные педагоги, как В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, Ю.Г. Татур, М.В. Кларин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, С.А. Смирнов и другие. Развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами (например, В. Монахов приводит 10 определений, В. Башарин -8 и т.д.). Приведем наиболее распространенные определения технологии обучения или педагогической технологии.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

Таким образом, с точки зрения В. Беспалько, Б. Блума, В. Журавлева, М. Кларина, Г. Моревой, В. Монахова и других, педагогическая технология (или более узко - технология обучения) является составной (процессуальной) частью системы обучения, связанной с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос «как учить» с одним существенным дополнением «как учить результативно».

В большинстве случаев ученые, предлагая трактовку технологии обучения, делают оговорку, что рассматривают лишь определенную сферу применения технологии обучения. Ряд специалистов считает, что технология обучения - это «наука об использовании современных технических средств в учебном процессе». В таком контексте часто говорят о современных электронных технологиях обучения. Эта трактовка сужает смысл технологии обучения для совершенствования системы образования. В 1971 г. А.Г. Молибог определял технологию обучения как «систему указаний, которые в ходе использования современных методов и средств обучения должны обеспечить подготовку специалиста нужного профиля за возможно более сжатые сроки при оптимальных затратах сил и средств». Технология обучения сосредотачивается на непосредственном «окружении» учащегося в учебном процессе с точки зрения возможностей управления и контроля. Но круг проблем, которыми занимается технология обучения, постоянно растет. Более точными представляются определения, в которых технология обучения связана с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом целей обучения. Технология обучения является одним из ведущих источников инноваций в современной дидактике, которые позволяют провести необходимые изменения образовательной практики высших учебных заведений.

В рамках традиционного обучения, базирующегося на устном и письменном слове, преподаватель является как организатором учебного процесса, так и авторитетным источником знаний, он оценивает ход учебного процесса и его результаты. При таком обучении наглядные методы и методы, связанные с прямым познанием действительности в ходе практической деятельности, ограничивают область исключительно вербального обучения, но не устраняют его преобладания.

«В университетской дидактике, - пишет польский ученый Винцента Оконь, - методы обучения традиционно не привлекали к себе большого внимания. В ней безоговорочно доминировала традиция, не допускавшая никаких новшеств. Только в последнее время положение дел начало меняться, главным образом под влиянием специальных высших учебных заведений, которые, вырвавшись из-под опеки университетов, лихорадочно начали искать новые формы и методы обучения. Результатом их усилий и явилось внедрение новых методов обучения, создание дидактических машин, а также совершенствование традиционных методов обучения за счет широкого внедрения современных аудиовизуальных средств».

Развитие дидактики и увеличение ее практической полезности невозможно без учета достижений современной технологии обучения. Но, следует отметить, что одни лишь инфокоммуникационные технологии не могут стать источником прогресса в учебном процессе.

Исследователи, разрабатывающие и внедряющие педагогические технологии, связывают появление данного направления с возникновением технологического подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской школе, и относят к 40-м - сер. 50-х гг. 20 в. Этот этап был связан с применением аудиовизуальных средств в учебном процессе. Развитием этой тенденции стало программированное обучение, целью которого было оптимизировать управление учебным процессом и создать технологический процесс обучения с гарантированными результатами (сер. 50-х - 60-е гг.). В начале своего развития построение теории компьютерного обучения основывалось на принципах программированного обучения, и в то время вычислительная техника рассматривалась как более совершенное по сравнению с другими устройствами техническое средство реализации обучающих программ программированного обучения. От программированного обучения педагогическая технология заимствовала идею полной управляемости учебным процессом. Термин «педагогическая технология» появился в 70-е гг. и стал обозначать заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей. С начала 80-х гг. стала интенсивно развиваться область создания компьютерных и информационных технологий обучения.

Компьютерные технологии прошли эволюцию от обычных традиционных методов компьютерного обучения до методов телекоммуникационных и сетевых технологий.

Совершенствование технических характеристик компьютера, программного обеспечения, последовавшее расширение его дидактических возможностей подкрепляло идею о принципиально новых свойствах компьютера как средства обучения, изменяло оценку роли и места компьютера в учебном процессе. Разработчики программного обеспечения предложили программы контроля знаний, средства демонстрации и поддержки изложения материала, средства подготовки раздаточного материала, обучающие компьютерные системы, тренажеры, средства компьютерного моделирования и т.д.

Программно-педагогические средства позволяют:

- «индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

- осуществлять контроль с диагностикой ошибок, обратную связь;

- проводить самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

- визуализировать учебную информацию;

- моделировать и имитировать изучаемые процессы и явления;

- формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

- развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образное, теоретическое);

- усиливать мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

- формировать культуру познавательной деятельности и др.».

В американском докладе «Совершенствовать обучение» технология обучения - это область знания, связанная с закономерностями построения, реализации и оценки всего учебного процесса с учетом целей обучения. Ее основу составляют результаты исследований процессов обучения и общения людей с использованием как человеческих, так и материальных ресурсов. Цель технологии обучения - обеспечить рост эффективности процесса обучения.

Несколько отличной точки зрения придерживается Н.Ф. Талызина. Она считает, что в учебном процессе во все времена реализовывалась определенная технология обучения. Сущность современной технологии обучения состоит в определении наиболее рациональных способов достижения поставленных учебных целей. При этом учебный процесс нужно рассматривать комплексно, как систему. По мнению Н.Ф. Талызиной, современная технология обучения должна быть научно обоснованной. Таким образом, научная организация учебного процесса увязывается с научно обоснованной технологией обучения. Мы согласны с утверждением Н.Ф. Талызиной о том, что основной задачей технологии обучения является творческое воздействие на учебную практику, создание научно обоснованных рациональных и эффективных методов достижения поставленных дидактических целей. Такая практическая направленность технологии обучения приводит к выводу, что она выступает в качестве научного обоснования практики обучения, то есть системы научно обоснованных предписаний, используемых в образовательной практике.

Итак, в ходе многолетней дискуссии и научного поиска, технология обучения в современном ее понимании преобразовалась в систему знаний, имеющую определенную научную базу, охватывающую всю совокупность проблем, связанную с целями, содержанием и проведением учебного процесса.

На основе множества определений Г.К. Селевко выделяет три аспекта понятия «педагогическая технология»:

- научный: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

- процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

- процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология (или более узко - технология обучения) представляет собой детально разработанную модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением оптимальных условий для учащихся и преподавателя, направленных на достижение гарантированных результатов, то есть педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом. Опираясь на постоянную обратную связь, она гарантирует достижение четко поставленных целей. Строгая постановка целей обучения содействует отбору и построению содержания, организации учебного процесса, методов и средств обучения. Отличительной чертой современных технологий обучения является применение инфокоммуникационных технологий и соответствующих дидактических материалов. Обращая внимание на научный характер технологии обучения, мы непрестанно подчеркиваем ее практическую ориентацию, ее применимость к решению конкретных, встречающихся на практике задач дидактического характера. Большинство ученых сходятся на том, что технология обучения связана с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом гарантированного достижения дидактических целей.

Говоря о технологии обучения, следует привести ряд определений технологии компьютерного обучения. Появление компьютерной техники и развитие инфокоммуникационных технологий позволило существенно пополнить арсенал педагогических средств. У истоков теории и практики компьютеризации обучения в нашей стране стояли такие ученые, как Б.С. Гершунский, А.Л. Ершов, B.C. Леднев, Е.И. Машбиц, В.М. Монахов, В.В. Рубцов, Н.Ф. Талызина и др.

По определению В.А. Извозчикова, новые информационные технологии в обучении - методология и технология учебно-воспитательного процесса с использованием новейших электронных средств обучения и в первую очередь ЭВМ. Прикладной сутью ядра новых информационных технологий обучения являются технологии компьютерного обучения.

Под средствами информационных и коммуникационных технологий Панюкова СВ. понимает «комплекс технических, программно-аппаратных, программных средств, систем и устройств, функционирующих на базе средств вычислительной техники; современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, хранения, обработки, передачи и оперативного управления информацией». К средствам информационных и коммуникационных технологий относятся: ПЭВМ, периферийное оборудование, средства технологии мультимедиа и систем «виртуальная реальность», системы машинной графики и искусственного интеллекта, средства коммуникации.

Под новыми информационными технологиями обучения понимают информационно-вычислительную технику, аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа, программные средства, вычислительные и информационные среды, средства телекоммуникаций и др., а также информационные технологии обучения, управления системами, процессами, объектами.

Е.Н. Машбиц определяет технологии компьютерного обучения как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте. Обучающая система (instructional system), согласно справочнику терминов, - это интеллектуальная система, реализующая функцию управления обучением в некоторой предметной области с использованием программ учебного назначения и, возможно, вспомогательных программ.

Компьютерная технология обучения (computerized teaching technology) определена в справочнике как совокупность теоретических знаний компьютерных средств, а также методик, регламентирующих их использование в обучении.

В.Ф. Шолохович определяет информационные технологии обучения с точки зрения содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в котором находят применение средства информатизации образования.

В США информационные технологии обучения рассматриваются как системный метод проектирования учебно-познавательной деятельности и особые средства, направленные на развитие личности обучаемого.

Компьютерное обучение традиционно принято рассматривать в контексте информационных технологий обучения. Поэтому часто происходит отождествление понятий «технологии компьютерного обучения» и «новые информационные технологии обучения». В.В. Давыдов и В.В. Рубцов определяют новую информационную технологию как предметно и коммуникативно направленную учебную среду, включенную в учебную деятельность, в которой компьютер выступает как средство: анализа содержания объектов усвоения; объективации соответствующих обобщенных способов действия; организации учебных взаимодействий; реализации адекватных структуре и содержанию деятельности форм контроля. В других же исследованиях информационные технологии и компьютерные технологии трактуются как самостоятельные понятия, поскольку «бес компьютерные способы обработки, хранения и интерпретации информации также входят в сферу информационных технологий». В соответствии с этим тезисом «новые информационные технологии обучения», являясь более широким понятием, включают в себя «технологии компьютерного обучения». Отличительной характеристикой технологий компьютерного обучения является использование программных и аппаратных компьютерных средств как компонентов целостного образовательного процесса.

В своей работе «Информационные технологии в науке и образовании» Роберт И.В. и Самойленко П.И. предлагают следующую классификацию средств информационных и коммуникационных технологий по способу их использования в образовательных целях. Инфокоммуникационные технологии применяются в качестве:

- средств обучения;

- средств, совершенствующих процесс преподавания;

- инструмента познания окружающей действительности и самопознания;

- средств развития личности обучаемого;

- объекта изучения в рамках освоения курса информатики;

- информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом;

- средства коммуникаций;

- средства автоматизации процесса обработки результатов эксперимента и управления;

- средства автоматизации процессов контроля и коррекции результатов учебной деятельности, тестирования и психодиагностики;

- средств организации интеллектуального досуга. Анализируя теоретические подходы к понятию педагогической

- технологии, в том числе и с позиций деятельностного подхода, выделим общие признаки, характерные современной технологии обучения и отличающие ее от традиционной дидактики. При проведении данной систематизации мы руководствовались материалами, изложенными в работах Епишевой О., Селевко Г.К., Янушкевича Ф. и др.

- Теория учебной деятельности как психологическая основа всех технологий. Выделяются виды деятельности преподавателя и учащихся, направленные на осуществление необходимых процессов полного цикла учебно-познавательной деятельности (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация новой информации), последовательность выполнения которых приводит к достижению поставленных целей. Основная идея здесь заключается в том, что учащийся должен учиться сам, а преподаватель - создавать для этого необходимые условия.

- Оптимизация учебного процесса - это «достижение целей обучения с минимальными затратами сил учащегося и преподавателя с одновременным учетом таких показателей, какими являются высокое качество обучения, затраты и экономия времени». Неуклонный рост потока информации, изменяющиеся условия общественной и профессиональной жизни приводят к увеличению объема учебного материала, который необходимо изучить за ограниченный период времени. В связи с этим определяется наиболее оптимальная организация учебного материала для самостоятельной учебной деятельности учащихся. Энциклопедическое обучение не соответствует требованиям профессиональной подготовки современного специалиста. Необходима интенсификация процесса обучения, повышение его эффективности, рациональная организация труда учащегося и преподавателя сообразно с принципами личностно ориентированного образования. Вся деятельность преподавателя строится на основе положения, что в центре системы образования находится учащийся. Решению задачи оптимизации процесса обучения способствует синтез результатов, полученных в смежных с дидактикой областях знания, особенно при решении задач практического характера.

- Диагностическое целеполагание. Педагогическая технология предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в таких действиях учащихся, которые можно реально опознать. Такие цели называются диагностичными (диагностируемыми, диагностическими, или операциональными). Если цель сформулирована диагностично (то есть ее достижение можно надежно опознать), то весь ход обучения может ориентироваться на ее признаки, как на эталон. При этом результат, достигнутый учащимися на каждом этапе обучения, сравнивается с эталонными признаками поставленной цели. То есть все время осуществляется непрерывный контроль степени продвижения учащихся к намеченным целям, который сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения. В учебном процессе важным аспектом является его оценка с точки зрения соответствия результатов поставленным целям и возможность управления им в зависимости от меняющихся условий.

- Направленность технологии обучения на развитие личности в учебном процессе и осуществление поэтому разноуровневого обучения. В.Оконь считает дидактические средства, являющиеся характерной чертой технологии обучения, важной составляющей интенсификации учебного процесса и всестороннего развития личности учащегося. По его мнению функции дидактических средств состоят в том, что они облегчают и вместе с тем делают более глубокими процессы познания действительности, овладения информацией об окружающем мире, формирования основ эмоционального отношения к действительности, развития системы деятельности, связанной с преобразованием мира. В связи с этим В.Оконь заключает, что цель образования состоит в осуществлении перемен в различных компонентах личности, причем эти перемены происходят не в процессе пассивного усвоения знаний, а в ходе выполнения разнообразных заданий учащимся субъектом. Чем больше функций реализуют учебные средства, особенно связанных с созданием проблемных ситуаций, формированием эмоций, выработкой позиций и мотивов, с преобразованием окружающего мира, тем более важной становится их роль в формировании человека как личности. В этом прежде всего следует также видеть гуманистический смысл технологии обучения.

- Ориентация учащихся, цель которой - разъяснение основных принципов и способов обучения, контроля и оценки результатов, мотивация учебной деятельности.

- Организация хода учебного занятия в соответствии с учебными целями, где акцент делается на дифференцированную самостоятельную работу учащихся с подготовленным учебным материалом. Здесь характерно стремление к отказу от традиционной классно-урочной системы и от преобладания фронтальных методов обучения. Меняется режим обучения, используются все виды учебного общения, различного сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности. Конструируя процесс обучения, преподаватель ясно представляет цели обучения, владея содержанием изучаемого материала, методами и техникой обучения.

- Контроль усвоения знаний и способов деятельности в трех видах: 1) входной; 2) текущий или промежуточный; 3) итоговый. Оценка уровня усвоения знаний и способов деятельности: наряду с традиционными контрольными работами (в том числе, разноуровневого характера) проводится тестирование, и используются более гибкие рейтинговые шкалы оценки. В педагогической литературе широко обсуждается вопрос об оценке эффективности обучения. Многие исследователи приходят к заключению о необходимости осуществления планомерного объективного контроля, служащим не только для оценки результатов учебы студентов, но и прежде всего для оценки правильности хода обучения, оценки, позволяющей корректировать возникающие отклонения. Здесь очень важны средства автоматизированного контроля процесса обучения наравне с другими методами проверки, в которых активная роль принадлежит преподавателю. Технология обучения рассматривает эти вопросы, являясь существенным компонентом целостного современно организованного процесса обучения.

- Стандартизация, унификация процесса обучения и вытекающая отсюда возможность воспроизведения технологии применительно к заданным условиям. Воспроизводимость процесса обучения, стремление достичь аналогичных результатов, применяя определенную технику обучения, оставляя относительно неизменными другие факторы -характерный признак эффективной технологии. Но не следует делать вывод, что все учащиеся должны работать одинаково. Четко изложенные цели обучения, объем знаний и умений, которые должны в итоге приобрести учащиеся, позволяют индивидуализировать изучение программы на основе проверенных на практике дидактических техник. Воспроизводимость учебного процесса и его результатов нацелена на конечный результат и достижение одинаковых целей обучения при максимальной дифференциации путей, ведущих к ним.

- Современность связана с необходимостью внедрения в учебный процесс научно обоснованных и экспериментально проверенных дидактических инноваций, представляющих важный источник прогресса в обучении и повышающих эффективность образовательной практики. Второй аспект современности связан с требованием непрерывного обновления содержания обучения. В результате это может облегчить студентам понимание предмета и использование знаний на практике.

- Научность выражается в основном в исследованиях, изучающих образовательную практику, в ходе которой преследуется достижение целей учебно-воспитательного процесса, а также происходит изучение нового материала. С понятием «научность» связано использование новых методов, средств, дидактических материалов, новых организационных решений.

- Использование технических средств и дидактических материалов, методов, активизирующих учебный процесс - еще одна характерная черта современной технологии обучения. Инфокоммуникационные технологии получают все большее распространение в образовании и обеспечивают решение конкретных учебных задач, которые были бы неосуществимы в иных условиях. Один из примеров проблема обратной связи в учебном процессе в системе преподаватель - студент, которая является условием контроля за ходом учебного процесса и успешного управления им.

- Оптимальность материальной базы учебного процесса - очередная черта технологии, которая предполагает создание современной базы для работы учащихся и преподавателей, базы, основу которой составляют результаты теоретических и экспериментальных исследований в области технологии обучения, дидактической эргономики и современной техники.

Проведенный анализ сущности технологии обучения позволяет сделать вывод о том, что данную технологию нельзя рассматривать только в теоретическом плане, тем самым определяя ее как еще один из разделов педагогической науки. Не следует ее рассматривать и чисто прагматически, понимания под технологией обучения совокупность практических правил дидактической деятельности. Проведенный нами анализ выполненных по этой тематике работ приводит к выводу, что современная технология обучения имеет свою собственную теорию, глубоко связанную с достижениями как педагогических, так и многих других наук; она направлена прежде всего на научно обоснованное построение учебного процесса, основанном на широком использовании технических средств обучения, включая вычислительную технику, современные дидактические материалы, активизирующие методы обучения и дидактическую технику.

В исследованиях (Л.Х. Зайнутдиновой, Г.В. Ившина, Д.Ф. Лазарева, В.В. Серикова, А.Ю. Уварова, С.Г. Шаповаленко и др.), затрагивающих проблему создания и использования электронных средств обучения, можно выделить два основных подхода: педагогический и информационный. Педагогический подход основан на необходимости реализации в учебном процессе различных дидактических целей (характер представления окружающей действительности, организация разнообразных видов учебно-познавательной деятельности, осуществление мотивационных, учебно-воспитательных и контрольно-корректирующих функций и т.п.). Информационный подход направлен на создание своеобразной обучающей среды, в которой при использовании определенных педагогических технологий происходит процесс познания, интеллектуального развития.

В статье Ширшова Е.В. говорится, что информационно-педагогические технологии (ИПТ) базируются на следующих основных электронно-дидактических функциях:

- наглядности, обеспечивающей осознанность и осмысленность воспринимаемой учебной информации, формирование представлений и понятий;

- информативности, поскольку средства обучения являются непосредственными источниками знания, т.е. носителями определенной информации;

- компенсаторности, облегчающей процесс обучения, способствующей достижению цели с наименьшими затратами сил, времени;

- адаптивности, ориентированной на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстраций, самостоятельных работ, преемственность знаний;

- интегративности, позволяющей рассматривать объект или явление как часть и как целое.

К общим функциям относятся функция инструментальная, ориентированная на обеспечение определенных видов деятельности, действий, операций и достижение поставленной методической цели, и мотивационная, которая служит формированию устойчивой (внешней) мотивации учебной деятельности.

Вопрос об определении функций персонального компьютера в процессе изучения иностранного языка связан не только с рассмотрением принципиальных возможностей компьютера в области имитации речемыслительной деятельности человека по переработке вербальной информации, но и с моделированием отдельных аспектов познавательной и профессиональной деятельности людей в определенной сфере, то есть с построением функциональных моделей преподавателя и обучаемого, и с их взаимной адаптацией.

Среди многочисленных классификаций и перечней функций, выполняемых компьютером, в работах по компьютерной лингводидактике можно выделить два основных подхода к систематизации функциональных возможностей компьютера в процессе обучения языкам.

Первый подход ориентирован на классификацию компьютерных средств с точки зрения дидактических целей их использования. При этом предполагается классифицировать компьютерные обучающие программы либо в зависимости от возможностей передачи машине основных функций преподавателя, либо в соответствии с конкретными задачами обучения, для решения которых они предназначены. Устанавливаемые таким образом типологии функций компьютера в учебном процессе имеют ряд недостатков, главными из которых являются следующие:

- в них не полностью раскрываются функциональные возможности компьютера, а лишь частично описываются отдельные его функции;

- в одном ряду часто рассматриваются функции разных уровней, соответствующие различным режимам взаимодействия пользователя с компьютером;

- они не учитывают компьютерные средства общего назначения (компьютерные игры, Интернет и другие), которые не создаются специально в целях обучения, но могут быть использованы в учебном процессе.

Второй подход к выявлению функций компьютера в лингводидактике основан на установлении типов функционального взаимодействия пользователя с компьютером в процессе обучения. Дж. Андерсон и вслед за ним Ф. Манжено проводят классификацию компьютерных средств обучения на базе выделения четырех коммуникативных моделей интерфейса (человеко-машинного взаимодействия), в которых компьютер выступает в роли:

- преподавателя и репетитора;

- средства воссоздания условий («симуляции») деятельности;

- обучаемого;

- инструмента деятельности и эксперта.

Несовершенство этого подхода заключается в том, что он ограничивается анализом взаимодействия «компьютер - обучаемый» без учета роли преподавателя в учебном процессе. Без участия преподавателя модель процесса обучения является неполной, поскольку даже при реализации на компьютере его функций обучающий оставляет за собой действия по планированию сеансов работы и косвенному управлению учебной деятельностью посредством отбора учебных материалов либо создания компьютерных обучающих программ. Представляется целесообразным рассматривать функциональные возможности компьютера с учетом взаимодействия всех участников компьютеризированного учебного процесса:

- персонального компьютера;

- обучающих (преподавателей, методистов, разработчиков компьютерных программ);

- обучаемых.

При этом необходимо принимать во внимание не только все разнообразие компьютерных средств, которые могут применяться в обучении, но и возможности варьирования режимов их использования (индивидуальная самостоятельная работа за компьютером, коллективная работа в локальных компьютерных сетях, групповая работа за терминалом и т.д.). На основе анализа режимов взаимодействия участников компьютеризированного учебного процесса можно определить функции компьютера в зависимости от категорий пользователей.

Выделенные функции компьютера в обучении языкам можно объединить в две большие группы:

- функции, при реализации которых компьютер выполняет роль одного и участников учебного процесса (преимущественно обучающего);

- функции компьютера в качестве инструмента деятельности.

Данная трактовка в целом совпадает с точкой зрения Е.И. Машбица, который предлагает разграничивать учебные и обучающие функции компьютера как средства учебной деятельности, помогающего учителю в реализации учебного процесса, и как устройства, выполняющего функции управления обучением путем непосредственного взаимодействия с учащимся без участия преподавателя.

В результате проведенного теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы выявлено, что исследования влияния инфокоммуникационных технологий на учебно-воспитательный процесс достаточно разнообразны и многочисленны по темам, тем не менее, исследования целесообразности и оценка эффективности внедрения инфокоммуникационных технологий на основе их интеграции с традиционными подходами не проводились. В исследованиях лишь фрагментарно затронуты вопросы учебно-методического анализа использования современных педагогических и инфокоммуникационных технологий в гуманитарном образовании. Требуют разработки проблемы учебно-методического сопровождения учебного процесса с использованием сайтов и порталов сети Интернет, а также вопросы методики использования телекоммуникационных средств.

 

АВТОР: Минькова Е.Н.