03.05.2012 8071

Совершенствование содержания деятельности вуза по социальной защите и поддержке студентов

 

Рассматривая социальную защиту и поддержку как функцию государства и общества по обеспечению социального положения человека, сложившегося вследствие воздействия социальных рисков, соответствующего условиям, вытекающего из его неотъемлемых и общепризнанных социальных прав, мы, тем самым, объективно выходим на толкование адекватного современным реалиям содержания социально-защитной деятельности, в том числе применительно к студенчеству.

С учетом противорискового характера данной деятельности, безусловно, одним из важнейших направлений ее содержания является собственно социальное обеспечение.

Социальное обеспечение реализуется путем предоставления лицам, оказавшимся в сфере воздействия социальных рисков, различных видов социальных пособий, включающих социальные выплаты и социальную помощь.

Социальные выплаты есть предоставление конкретным лицам или их семьям денежных средств в связи с наступлением в их жизни определенных событий/ситуаций вследствие социальных рисков, с целью возмещения утраченного дохода (имущества, собственности) либо предоставление дополнительного дохода в связи с его отсутствием или низким уровнем в различных формах: пенсий, пособий или компенсаций (для полного или частичного возмещения издержек, связанных с особыми условиями проживания или трудовой деятельности, со смертью, с вредом, нанесенным здоровью, воспитанием детей, с утратой имущества), а также стипендий.

Социальная помощь есть деятельность по удовлетворению потребностей конкретных людей или их семей, возникающих вследствие наступления в их жизни определенных событий под воздействием социальных рисков, путем предоставления им:

- специализированных социальных услуг, то есть содействие в осуществлении различного рода функций, связанных с жизнедеятельностью, в натуральной форме (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых,         психолого-педагогических, социально- реабилитационных, социально-трудовых, образовательных, информационных и пр.);

- специальных социальных льгот, то есть преимуществ, связанных с освобождением или облегчением условий выполнения ими установленных законодательством норм (правил, условий) жизнедеятельности материального характера (льготы в области жилищного обеспечения и жилищно-коммунального обслуживания; в области медицинского обеспечения и реабилитации и др.).

Получение социальных выплат и социальной помощи, таким образом, напрямую связано с тем, оказался человек в сфере воздействия социальных рисков или нет. Причем расширение сферы соцобеспечения в экономически развитых странах, как правило, происходит по следующему пути. Сначала система социального обеспечения предлагает защиту лишь от определенных социальных рисков, но со временем она включает в себя все большее их число. В социальном государстве система социального риска эффективно интегрирована в действующую систему социальной защиты, все риски, имеющие социальное значение, включены в перечень рисков, защита от которых гарантирована государством для всех категорий населения.

Вместе с тем, как показало наше исследование, сведение социальной защиты только к социальному обеспечению, выплате различных видов социальной помощи применительно к студенчеству представляется недостаточным. Это связано, прежде всего, с более широким спектром социальных рисков, которым оно подвергается в процессе обучения в вузе.

Наш подход к совершенствованию содержания социальной защиты студентов в вузе связан, прежде всего, с рассмотрением данной деятельности как части молодежной политики вуза в совокупности с воспитательной, социально - педагогической, спортивно - оздоровительной, культурно - досуговой работой и др. В этом также состоит один из педагогических аспектов социальной защиты и поддержки студентов в вузе.

В России сложилось специфическое социальное поле, в котором молодежь, с одной стороны, адаптируется к динамичным условиям, с другой стороны, ломается, гипертрофируя свои взгляды и принципы, часто сводя на нет усилия тех, кто пытается оказать на нее положительное воздействие (например, родителей, педагогов).

Современный вуз - активный субъект социализации, ресоциализации и социальной адаптации молодежи в городе и регионе. Специфичность деятельности регионального вуза обусловлена, с одной стороны, качеством и количеством ресурсов, имеющихся в распоряжении вуза, с другой стороны, характером, темпами и направленностью социальных изменений, происходящих в обществе.

Вузовская среда, тем более в малых и средних городах, играет важную роль в социальном развитии молодого человека, причем не только студенчества, но и городской молодежи в целом. Стандарты, наполненность и яркость учебной и вне учебной жизни вуза, ее стандарты, корпоративный дух определяют в большой степени культурную жизнь молодежи города, оказывают влияние на жизненные проекты молодых горожан.

В связи с этим, правомерно рассматривать содержание социально-защитной деятельности в вузе как составную часть молодежной политики как самого вуза, так и региона в целом.

Молодежная политика - совокупная деятельность по социальному развитию студенчества (социализация, ресоциализация, адаптация, социальное научение), по созданию условий для эффективной профессиональной подготовки будущих специалистов в учебное и внеаудиторное время, усвоению нравственных норм, достижительных ценностей и ценностей здорового образа жизни, по развитию студенческого спорта и досуга и социальной защите студентов с целью формирования жизнестойкой личности и конкурентоспособного специалиста (Р.М.Рахимова, 2005).

Субъектами этой деятельности в вузе являются ректорат, профессорско-преподавательский состав, деканаты, кафедры, психологи, досугово-оздоровительный центр, студенческие общественные организации и др.

Такой подход к организации внеаудиторной деятельности в вузе предполагает не просто воспитательную работу, в традиционном для советской высшей школы смысле, а профессионально-ориентированную, социально-адаптирующую и социально-защитную работу, как специально организованный и контролируемый процесс поддержки студента в период подготовки его как специалиста. Результатом такой деятельности должно стать оптимальное включение выпускника, после окончания вуза, в трудовую деятельность и систему социально-экономических отношений, формирование конкурентоспособного специалиста в условиях рыночного производства.

Жизнестойкость молодого человека, в нашем понимании, это совокупность ценностных установок и диспозиций, позволяющая сформулировать позитивный жизненный проект, рационально оценить существующие и потенциальные ресурсы, актуализировать рациональные потребности и положительно адаптироваться в заданных условиях.

Условия жизнедеятельности молодежи уже заданы социумом, социальными институтами и социальными группами. Нередко, ценности и цели, которые вуз стремится актуализировать для молодого человека, идут в разрез с предлагаемыми обществом социальными нормами, с усвоенными прежде стереотипами поведения. Кроме того, часть молодых людей приходит в вуз, испытывая серьезные эмоциональные проблемы, имея устойчивые девиантные установки.

Молодежная политика в вузе - это и деятельность с целью актуализации рациональных потребностей, ценностей, коренных интересов молодежи, создание системы социальной защиты молодежи, компенсации недостаточного социального статуса студента. Поэтому, разрабатывая стратегию молодежной политики, необходимо ставить перед собой следующие задачи:

- приобщение студентов к тому объему знаний, который способствовал бы подготовке к жизни и труду в современных условиях;

- развитие вуза как социально - профессионально-адаптирующего центра, содействующего самоактуализации личности, освоению новых социальных ролей, в том числе - специалиста-профессионала и гражданина;

- реализацию молодежной политики как существенного элемента профессиональной деятельности преподавателей и руководителей вуза.

- упорядочение стихийной социализации и ресоциализаци молодежи;

- создание систем социального контроля в вузе для предотвращения негативных тенденций в студенческой среде в форме девиантного поведения и др.

Важным условием и результатом этой работы становится гуманитарная социокультурная среда. Вузу она позволит функционировать как открытой социокультурной системе, центру коммуникации и здорового образа жизни в городе. В нестабильный переходный период, который переживает Россия, особое значение приобретает не столько опыт минувших поколений по выходу из кризисов, сколько трансляция традиций. Особое место в этом играют традиции семьи, города, региона, института.

По нашему мнению, гуманитарная социокультурная среда в вузе предполагает реализацию следующих задач:

- использование традиций и позитивного опыта, накопленного коллективом института и в родственных вузах;

- формирование положительных моделей поведения в студенческой среде, формирование положительных лидеров;

- установка на прямой личностный контакт студентов с наставниками-преподавателями, деятелями культуры, учеными, опытными производственниками;

- поиск новых форм и направлений развития творческих способностей студентов, их самореализации и самоактуализации;

- мониторинг интересов, динамики ценностных ориентации не только студентов, но и молодежи города, региона (потенциальные абитуриенты), как основы планирования социальной работы в вузе;

- совершенствование планирования системы управления внеаудиторной работой на всех уровнях и системах взаимодействия:

- ректорат - факультет - кафедра - кураторы - студент; базовое предприятие -вуз;

- система морального и материального поощрения, стимулирования наиболее активных преподавателей и студентов в сфере развития и гуманитаризации вузовской среды.

По содержанию социальная поддержка может быть материально - экономической,                                       организационно-правовой, коммуникативно- психологической, профессионально-трудовой, медико-социальной и т.д.

По времени, длительности осуществления социальная поддержка может быть постоянной, периодической и ситуационной.

По источникам социальная поддержка дифференцируется: могут быть средства, находящиеся в распоряжении государства, общественных или частных лиц. Формы социальной поддержки различаются и по степени их институционализации (служба социального обеспечения и страхования, с одной стороны, и пожертвования пострадавшим от стихийного бедствия, с другой стороны).

По направленности отдельных форм социальной поддержки она может быть мотивационно-стимулирующей, защитно-упреждающей, разрешающей и др.

Как показал проведенный нами анализ имеющегося в вузах России опыта социально-защитной деятельности, социальная помощь оказывается в вузе через организацию работы по таким направлениям, как социально - правовое, социально - психологическое, социально-информационное и валеологическое. В целом социальную защиту студентов мы представляем как планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации. Эти условия создаются в процессе взаимодействия трёх сфер: образования, организации социального опыта человека, индивидуальной помощи человеку. Актуальными и продуктивными здесь становятся принципы центрации на развитие личности и акмеологизации, которые подразумевают создание условий для формирования самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения индивида.

Неотложной задачей социально-правового направления считается правовая защита студентов. Практика показала, что на первое место выходят проблемы, касающиеся трудового, гражданского и семейного права, в том числе имущественного разделения собственности (например, права детей на приватизацию жилья, защита прав потребителя). Необходимость оказания правовой помощи студенту вытекает из ряда глубоких социальных причин: отсутствия сбалансированности сил между исполнительной и законодательной властями, наличия низкой правовой (юридической) культуры молодежи. Чтобы восполнить пробелы правового воспитания, могут быть организованы семинары, круглые столы, конференции, на которых рассматриваются интересующие студентов вопросы (служба в армии, соблюдение норм международного права, структура органов исполнительной власти) и др., проводятся выставки правовой литературы, в расписание включены такие курсы, как основы семейного права и охраны детства, основы права и охраны труда.

Основной целью деятельности коллектива преподавателей по социальной защите студентов в социально-психологическом направлении является гармонизация множественных отношений личности к миру и самому себе, формирование способностей человека к активной деятельности в конкретной социальной ситуации с учётом своей неповторимой индивидуальности. К групповой работе относятся все виды тренингов общения и профессиональных тренингов, которые помогают студентам освоить конкретные формы поведения и принять на себя ответственность за их выполнение. Коррекционная работа состоит в том, что в её процессе молодой человек анализирует своё состояние. Психологический тренинг позволяет студенту сориентироваться в особенностях своего внутреннего мира, пережить и отрефлексировать динамику его изменения при осуществлении психологического задания.

Необходимость оказания социально-психологической помощи студентам продиктована новыми условиями труда, ориентированными на рыночную экономику и фондовые отношения. Чтобы помочь студентам адаптироваться в новых экономических условиях, быть востребованными на рынке труда, в вузах открываются школу социального успеха, организуем профессиональные тренинги, проводим уроки привлекательности, на которых происходит знакомство с технологией обаяния, технологией создания имиджа, привлекательного облика, что поможет нашим выпускникам овладеть умением создать ореол очарования, выработать свой стиль и подать себя.

Формированием здорового образа жизни у студентов, обеспечением оптимальных для жизнедеятельности молодого организма условий обучения, правильного питания, отдыха, решением тендерных проблем занимается валеологическое направление социальной защиты студентов. Одна из основных функций валеологического направления - валеологизация обучения через преподавание курса «Валеология», формирование у студентов знаний о категориях «здоровье», «здоровый человек», «здоровый образ жизни», воспитание чувства долга за своё собственное здоровье и здоровье окружающих его людей. В конечном счёте - формирование валеологического сознания, валеологической культуры. Валеологическое воспитание осуществляется через внедрение спектра валеологических знаний в область анатомии, физиологии, естествознания, в блок общественно-экономических предметов и предметов эстетического цикла.

Организация социально-информационной службы социальной защиты студентов стала возможной при изучении проблем молодежи, её запросов и интересов, своевременном на них реагировании. Широко используются анкетные опросы, круглые столы, вечера вопросов и ответов.

Важнейшим направлением социальной защиты и поддержки студента вуза сегодня становится оказание помощи в его трудоустройстве, при этом речь идет не только о трудоустройстве выпускника вуза (распределнии), но и об обеспечении так называемого вторичного трудоустройства или вторичной занятости студента (подработки).

В сегодняшней России вузы находятся в сложной ситуации, обусловленной переходом страны к рыночным отношениям и кризисным состоянием в экономических и социальной сферах. В прошлом любой советский вуз был частью единого народнохозяйственного комплекса и действовал в соответствии с организационными правилами, близкими к принципам работы обычного государственного предприятия, встроенного в систему планового хозяйства. Если предприятие выполняло утвержденные вышестоящим министерством или главком производственный и финансовый планы, то вуз по аналогичным планам осуществлял прием студентов и выпуск специалистов, проводя обучение в соответствии с государственными учебными планами.

Неукоснительное соблюдение всех этих планов, так же как и планов приема и выпуска, контролировало Министерство высшего и среднего специального образования, а в вузах, не имевших университетского статуса, курирование дополнительно осуществляли собственные министерства и ведомства. В большинстве случаев государственная система распределения неплохо решала проблемы трудоустройства молодых специалистов. Экономические и организационные изменения последних лет повлекли за собой перемены в характере взаимоотношений между высшими учебными заведениями и предприятиями, а также государственным и негосударственными организациями в вопросах подготовки молодых специалистов высшей квалификации. Сегодня отсутствует система государственного распределения выпускников вузов, а предприятия и организации самостоятельно определяют свою кадровую политику. Это сопровождается, с одной стороны, общем сокращением численности работающих, а с другой - более высокими требованиями к вновь принимаемым на работу. Во многих случаях предпочтение отдается специалистам с трудовым стажем и с опытом работы. Одной из проблем, связанных с изменениями на рынке труда, явилась проблема угрозы безработицы для молодых специалистов, оканчивающих вузы. Сегодняшние выпускники вузов стали одной из слабо защищенных в социальном отношении групп населения.

Сегодня можно говорить о существовании следующих групп противоречий на рынке труда молодых специалистов с высшим образованием: между социальными и профессиональными ориентациями молодежи и потребностями предприятий, организаций и фирм в рабочей силе; между задачей повышения эффективности подготовки вузам молодых специалистов и существующих системой вузовской подготовки; между теоретической подготовкой выпускников и отсутствием необходимых навыков практического использования полученных знаний; между жизненными и профессиональными планами выпускников и реальными возможностями их осуществления; между интересами развития отдельного предприятия и интересами общества.

В решении вопросов трудоустройства выпускников следует сделать акцент на повышении собственной активности и инициативы у молодых специалистов, чтобы они смогли стать реальными субъектами на рынке труда. Задача вуза в этой связи заключается в обеспечении их более раннего и более основательного включения в эту систему. Взаимодействие между предприятиями и организациями, заинтересованными в квалифицированных специалистах - с одной стороны, и вузами - с другой должно стать более тесным и менее формальным, а обучение в вузе - более дифференцированным и адаптированным к интересам организаций.

В свете грядущих перемен в высшем образовании общественной организации студентов необходимо, по нашему мнению, оперативно реагировать на изменения внешней среды, применять новые методы и подходы в работе с молодежью, стать, прежде всего, социальным институтом, главная цель которого обеспечить условия для самореализации студента, повышения его конкурентоспособности и самооценки в условиях европеизации образования и глобализации российской экономики.

Современное студенческое самоуправление может и должно быть сконцентрировано на решении трех наиболее актуальных задач:

- Стать условием реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношениях.

- Стать реальной формой студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью.

- Стать средством социально-правовой самозащиты.

Опираясь на положения основных Федеральных законов, регламентирующих функционирование высшего профессионального образования и программ по работе с Российской молодежью и студенчеством Профсоюзная организация СГУ выработала для себя приоритетные направления работы на ближайшую перспективу.

- Работа по созданию максимально комфортных условий для творческой самореализации, самосовершенствованию и развитию личности студентов.

- Адаптация к рынку труда и проблема вторичной занятости студентов университета

- Преобразование Бюро по трудоустройству студентов в Студенческую биржу труда СГУ при методической поддержке Центра занятости населения г. Ставрополя, Департамента СК по занятости населения и Ставропольского краевого центра занятости и информационного обеспечения молодежи.

- Обучение сотрудников Бюро по трудоустройству.

- Формирование и ведение баз данных по проблеме трудоустройства.

- Анализ деятельности молодежных организаций и предприятий в регионе и ЮФО.

Участие в проводимых всероссийских и межрегиональных конференциях, учебно-методических семинарах для организаций, работающих в сфере занятости молодежи.

Участие в конкурсах программ и проектов в сфере содействия занятости молодежи; материально-техническое и финансовое обеспечение реализации программ и проектов.

Разработанная конкретная матрица управленческих действий с целью социальной защиты студентов не ограничивается только тем, чтобы готовить студента для включения его в рабочий процесс. Главная цель состоит в том, чтобы побудить студента к той или иной деятельности, к умению найти выход из трудной ситуации, развить способности студента к самостоятельности. Самовоспитание, саморазвитие, самореализация - это то, что должен воспитывать в себе студент, готовясь к сложной самостоятельной жизни именно. Социальная служба создаёт условия для реализации этих целей, является советчиком и помощником.

 

АВТОР: Мирзоян М.В.