04.05.2012 2981

Психологические аспекты толерантности к новым социокультурным условиям

 

В исследовании межкультурной адаптации большое место занимает проблема устойчивости, терпимости в отношении к другим людям и ценности, способности жить в мире с новым для себя социальным окружением. Эти вопросы нашли свое отражение в исследовании толерантности, как факторе и результате адаптации к новой социокультурной среде.

Проблематика толерантности является очень актуальной в современной психолого-педагогической литературе. В то же время важно отметить, что большинство публикаций, посвященных данной проблеме, отражают практику воспитания толерантности в большей степени, чем теоретическое обоснование этого понятия.

Исследования толерантности носят преимущественно междисциплинарный характер. Термин пришелся по душе практикам - воспитателям, учителям, которые испытывают потребность в современных принципах и подходах в работе с детьми. При этом они опираются, как правило, на общегуманитарное определение: толерантность - это способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличные от своего мнения. Термин подчеркивает умение жить сообща, в мире с другими людьми. О толерантности пишут как о личностном свойстве, означающем принятие другого, взаимную помощь, доверие, терпимость.

В литературе выделяют различные виды толерантности: этническая, межкультурная, межличностная, групповая и т.д. Например, толерантность в сфере социальной перцепции понимается как адекватность группового восприятия. Этническая толерантность, по мнению большинства авторов, представляет собой способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, проявляется, прежде всего, в выдержке, самообладании, способности индивида длительно выносить непривычные воздействия чужой культуры без снижения его адаптивных возможностей.

Межкультурная толерантность проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, сопровождается психологической напряжённостью, так как вхождение личности в новую этническую среду и взаимодействие с представителями других этносов часто представляет для неё определённые трудности, сопровождается появлением состояний неопределённости и фрустрации. Важно отметить, что толерантность проявляется в поступках, но формируется в сфере сознания и тесно связана с этнической идентичностью. Все виды гиперидентичности повышают уровень интолерантности в межэтнических установках, то есть гиперболизация этнического самосознания отрицательно влияет на толерантность. Перерастание этнического самосознания в гиперидентичность и рост интолерантных установок связаны с процессами не только в психической сфере, но и в сферах социальной, экономической, политической жизни.

В подходе Л.М. Дробижевой толерантность рассматривается через понятие индифирентности по отношению к этническим различиям. Индифферентность выступает не только как позиция самоограничения и намеренного невмешательства, согласия на взаимную терпимость и принятия других такими, какие они есть, но и как готовность взаимодействовать с ними.

Обобщение различных подходов к исследованию толерантности, показывает, что этническая толерантность характеризуется как отсутствие негативного отношения к иной этнической группе при сохранении позитивного восприятия своей собственной. В данном контексте этническая толерантность является характеристикой межэтнической интеграции, для которой характерно принятие других или позитивное отношение к своей этнической культуре и к этническим культурам групп, с которыми данная группа вступает в контакты. Позитивная этническая идентичность и этническая толерантность являются составляющими «формулы межкультурной толерантности».

Связь идентичности и толерантности подчеркивается во многих работах. Позитивная групповая идентичность рассматривается в качестве условия межкультурной толерантности. Стремление к позитивной этнической идентичности является необходимым условием сохранения целостности и неповторимости этнической общности. В поисках социальной защиты, устойчивости, возможности осуществления определённых видов активности, а также с целью удовлетворения потребностей (в поддержке, одобрении, дружбе, статусе, симпатии и др.) в социальном, экономическом и психологическом объединении индивиды, как правило, стремятся принадлежать к группе или группам. Это «стремление к психологической общности с группой» известно в психологии как аффилиативный мотив, для удовлетворения которого необходим союз с определёнными людьми и с определёнными группами.

Последнее время проблеме соотношения идентичности и толерантности уделяется все большее внимание в психологии, что связано с необходимостью познания механизмов преодоления барьеров в групповом сознании, поиска регуляторов индивидуальной и групповой активности. Исследование социальной идентичности помогает понять, как межгрупповые процессы влияют на проявления толерантности или интолерантности в межгрупповом взаимодействии.

В разные периоды жизни в зависимости от конкретных обстоятельств какая-либо из групп становится для личности референтной. Человек может стремиться реализовывать ценности своей референтной группы, однако это может привести к конфликтам и дезадаптивному поведению в тех группах, которые не являются референтными для данной личности и имеют свои правила и нормы. В аспекте адаптивного поведения важно рассматривать этническую принадлежность как одно из средств приспособления, лучшей ориентации и достижения определённых социальных целей в сложном современном мире. Принадлежность к этнической группе является также способом выделиться, обратить на себя внимание, повысить через этничность свою ценность (что объясняется достаточно высоким местом личностной самобытности в иерархии жизненных ценностей).

Характер испытываемых по отношению к собственной группе чувств отражает динамику образа группы с точки зрения её привлекательности - непривлекательности, а также влияет на взаимоотношения с другими группами. Выраженность этноаффилиативных тенденций предполагает склонность следовать правилам, нормам и целям своей этнической (референтной) группы. Формирование устойчивого внутреннего побуждения к такому типу поведения обусловлено личностно и культурно. Г. Триандис выделяет аллоцентрический тип личности, как более нуждающийся в групповой поддержке, в противовес идеоцентрическому. В качестве критериев, на основе которых эти два типа личности отличались друг от друга, предлагались следующие: степень подчинения индивидуальных целей групповым; выраженность идентификации со своей этнической группой; восприятие себя как части группы, а группы -как продолжения себя.

Вероятней всего этноаффилиативные мотивы отражают потребность в этнической идентичности. Силу потребности в этнической принадлежности можно изучить через известные в этнической социальной психологии индикаторы групповой сплочённости: желание оставаться членами группы, уровень групповой привязанности и степень удовлетворения от участия в группе. Реализация потребности в этнической безопасности предполагает создание условий, обеспечивающих сохранение, воспроизводство и свободное развитие данной этнической общности как самостоятельного этнокультурного целого. Через стремление к позитивной этнической идентичности индивид стремится повысить собственную самооценку, престиж и статус своей группы.

Как показывают отечественные и зарубежные кросскультурные исследования, личность, обладающая позитивной этнической идентичностью, проявляет толерантность к другим культурам и стремиться к сотрудничеству с их представителями, т.е. к адаптации в иноэтнической среде по типу культурной интеграции. Этническая принадлежность выступает как одно из средств приспособления в новом социальном окружении, а также как способ выделиться и достичь определенных целей.

Таким образом, различные проявления толерантности к новой социокультурной среде могут выступать в качестве показателей успешности межкультурной адаптации, а также некоторых важных для анализа проблем восприятия ценностей, норм новой группы.

 

АВТОР: Мнацаканян И.А.