04.05.2012 2824

Атрибутивные барьеры межэтнических отношений

 

Межкультурная адаптация является процессом, который тесно связан не только с идентичностью и толерантностью, но и с пониманием ситуации общения и взаимодействия, что проявляется в содержании социальных атрибуций. Исследования стереотипов в процессе социокультурной адаптации наиболее интенсивно изучаются в русле когнитивного и социально-психологического подходов. Отметим, что ряд исследователей подчеркивают связь идентичности и стереотипов.

Атрибуция рассматривается как приписывание социальному объекту характеристик, не представленных в поле восприятия. Иными словами, человеку недостаточно той информации о новом объекте, которую он получает в ходе восприятия, наблюдения, непосредственного контакта, для адекватного взаимодействия. Поэтому он достраивает определенные характеристики объекта, которые являются более обобщенными, чем конкретные наблюдаемые признаки.

При исследовании межкультурной адаптации психологи обращают свое внимание, прежде всего, на такие атрибутивные характеристики как социальные (этнические и культурные) стереотипы.

Проблема исследования социальных стереотипов возникает вследствие того, что в них фиксируются устоявшиеся упрощенные представления, на основе которых человек принимает решения, анализирует ситуацию, строит поведение. Это схемы, посредством которых люди пытаются осуществить категоризацию социальных групп.

Серьезное место в социально-психологическом анализе занимает изучение роли стереотипов в развитии групповых процессов, связанных с социально-психологической адаптацией и социальной идентичностью. Т.Г. Стефаненко рассматривает атрибутивные механизмы в качестве компонентов этнической идентичности. Согласно определению социальной идентичности, которое дает автор, подчеркивается важность и взаимосвязь как минимум следующих компонентов социальной идентичности: когнитивного (конструкт самоидентификации, содержание стереотипов); аффективного (эмоциональная оценка группового членства, направленность стереотипов); смыслового (система ценностей, сопровождающих групповое членство, осознание смысловых компонентов своего Я, развитие представлений об атрибутах должного по отношению к различным ситуациям и людям). Аналогичный подход развивает Н.Л. Иванова, которая считает, что исходя из этих компонентов можно строить прогнозы поведения субъекта.

В ходе межкультурной адаптации человеку важно понять свое место в новой социальной структуре. При этом он опирается на знание о себе как члене общностей, ценностных представлениях о себе и своей группе, разрешениях и запретах, атрибутах должного. Социальные стереотипы в этом случае могут выступать в качестве серьезных барьеров приспособления к новой среде, если они отражают не типичные или слишком широкие характеристики объекта. В то же время стереотипы могут помогать восприятию объекта, если они отражают более верную информацию. Исследователи межкультурной адаптации обращают внимание, прежде всего, на барьеры в межэтническом взаимодействии, которые возникают под влиянием существующих стереотипов.

Логика изучения стереотипов развивалась от негативного контекста, основанного на признании их «ложности», «иллюзорности» к нейтральному или «неоценочному», согласно которому стереотипы не могут быть хорошими или плохими, а являются естественными и закономерными элементами самосознания. В то же время оценочный компонент стереотипа все-таки неизбежно присутствует в самой его сути. Так, Г.У. Солдатовой пишет, что при изучении стереотипов выделяется множество их параметров, но чаще всего эмпирическому исследованию подвергаются три их «измерения»: содержание, направленность как общее измерение благоприятности и степень благоприятности Эмоциональное наполнение стереотипа остается важным компонентом исследования. В развитие этого подхода, Т.Г. Стефаненко рассматривает основные параметры изучения стереотипа не как однопорядковые. Она считает, что главное в стереотипе - его когнитивное содержание, а направленность как эмоциональная окрашенность того или иного содержания.

В нашем исследовании изучаются содержательные, смысловые и эмоциональные особенности стереотипов. Учитывая предмет нашего исследования, отметим, что нас интересует, прежде всего, способ самоопределения человека по отношению к широким социальным группам, таким как профессиональные, региональные, государственные, мировые. Важно понять, что помогает или мешает визитеру или учащемуся расширить образ социального Я, преодолеть изоляционистские барьеры, а также изменить ценностное отношение к самому себе, другим людям, обществу, миру.

Таким образом, изучение стереотипов позволяет понять когнитивное содержание барьеров адаптации, выявить причины проявления толерантности или интолерантности на уровне самосознания, поэтому в эмпирической части нашего исследования будет проведен анализ стереотипов визитеров и слушателей курсов изучения иностранных языков.

 

АВТОР: Мнацаканян И.А.