04.05.2012 2065

Современное состояние проблемы профессиональной подготовки будущих менеджеров в области информационных технологий

 

Сегодня информационные технологии оказывают влияние не только на обработку данных, но и на способ выполнения работы людьми, на продукцию, характер конкуренции. Информация во многих организациях становится ключевым ресурсом, а информационная обработка и специалисты ею владеющие - делом стратегической важности. Большинство организаций не сможет успешно конкурировать, пока не предложит своим клиентам такой уровень обслуживания, который возможен лишь при помощи систем, основанных на высоких технологиях.

Информационная система управления (ИСУ) - это система, обеспечивающая уполномоченный персонал данными или информацией, имеющими отношение к организации. Информационная система управления, в общем случае, состоит из четырех подсистем: системы обработки транзакций, системы управленческих отчетов, офисной информационной системы и системы поддержки принятия решений, включая информационную систему руководителя, экспертную систему и искусственный интеллект.

Информационные системы используются организациями в разных целях. Они повышают производительность труда, помогая выполнять работу лучше, быстрее и дешевле, функциональную эффективность, помогая принимать наилучшие решения. Информационные системы повышают качество услуг, предоставляемых заказчикам и клиентам, помогают создавать и улучшать продукцию. Они позволяют закрепить клиентов и отдалить конкурентов, сменить основу конкуренции путем изменения таких составляющих, как цена, расходы, качество.

Информационная система управления включают в себя большое разнообразие сложно согласуемых областей данных. К таким областям относятся: функциональные области бизнеса (учет, финансы, маркетинг), компьютеры, управление данными, телекоммуникации, вычислительные сети и др.

Современные информационные технологии развиваются быстро и непредсказуемо. Каждую неделю из различных источников и в хаотическом порядке появляются сообщения о новых технологических разработках, поэтому тем специалистам, которые должны знать о последних достижениях в этой отрасли знаний, трудно быть в курсе последних изменений. Возникает необходимость создавать методы сравнения различных тенденций развития информационных технологий, проблем, возможностей.

Особенно актуален выбор информационных технологий для преподавания в вузе, так как приходится учитывать временную поправку (чему учили на третьем курсе, к пятому может стать не нужным). Поэтому одним из самых главных принципов обучения остается принцип «учить учиться».

Особый класс программного обеспечения в управлении образуют немногочисленные, но исключительно мощные и сложные геоинформационные системы. Их основная задача заключается в том, чтобы обеспечить наглядное представление различных «параметров» земной поверхности в форме структурированных карт, которые можно использовать и для научных исследований при оптимизации транспортных потоков, при анализе состояния природных ресурсов, при разведке полезных ископаемых, в картографии, для размещения сетей деловых объектов, даже оптимизации военных операций и др. Подобные системы применяются в различных муниципальных службах, в налоговой инспекции, пожарной службе, на ее основе ведется работа по учету объектов городской инфраструктуры.

Например, избирательные комиссии использовали сведения о населении для определения границ избирательных округов, телефонные компании анализировали плотность установки телефонов и определяли зоны радиовидимости, торговые фирмы использовали систему для оптимального размещения торговых точек. На основе подобных систем можно создавать рабочие места, ориентированные на решение специальных задач.

Электронным офисом называется программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обработки документов и автоматизации работы пользователей в системах управления.

Офисными являются следующие задачи:

- делопроизводство;

- управление;

- контроль управления;

- создание отчетов;

- поиск, ввод т обновление информации;

- составление расписаний;

- обмен информацией между отделами и между предприятиями.

При решении этих задач выполняются следующие типовые процедуры:

- обработка входящей и выходящей информации;

- сбор и последующий анализ данных;

- хранение поступившей информации.

В состав электронного офиса входят следующие аппаратные средства:

- одна или несколько ЭВМ, возможно, объединенные в сеть;

- принтеры;

- средства копирования документов;

- модемы (если компьютеры подключены к глобальной сети или территориально удаленной ЭВМ);

- сканеры могут входить дополнительно для автоматического ввода текстовой и графической информации непосредственно с первичных документов;

- ZIP - накопители, проекционное оборудование для проведения презентаций.

Основными программными продуктами, входящими в состав офиса, являются:

- текстовый редактор;

- табличный редактор

- системы управления базами данных;

- программы анализа и составления расписаний;

- программа презентаций;

- графические редакторы;

- программы обслуживания факс-модемов;

- сетевое программное обеспечение;

- программы перевода.

Офисные программные продукты могут использоваться как самостоятельно, так и в составе интегрированных пакетов.

Главной отличительной чертой программ, составляющих интегрированный пакет, является общий интерфейс пользователя, позволяющий применить одни и те же (или похожие) приемы работы с различными приложениями пакета. Взаимодействие программ осуществляется на уровне документов. Это означает, что документ, созданный в одном приложении, можно вставить в другое приложение и при необходимости заменить его.

Общность интерфейса уменьшает затраты на обучение пользователя. Кроме того, цена комплекса из трех или четырех приложений, поддерживаемых одним и тем же производителем, значительно ниже, чем суммарная цена, если их приобрести в отдельности.

В настоящее время на рынке офисных продуктов доминируют три комплекта:

- Borland Office for Windows фирмы Novell;

- SmartSuit фирмы Lotus Development;

- Microsoft office фирмы Microsoft.

Рассмотрим юридические системы, применяемые в учебном процессе факультета управления и сервиса.

Правовая информация была и остается в России самой дефицитной. Необходимость в ней в сфере управления и бизнеса сегодня очевидна всем. Управление на любом уровне просто обязано быть эффективным и гибким, быстро перестраиваться, потому что ситуация в стране постоянно меняется. Для этого необходимо в достаточной мере обладать правовой информацией, причем оперативной, полной и достоверной, уметь ее извлекать, не затрачивая больших усилий и времени.

В большей или меньшей степени эту задачу помогают решить автоматизированные правовые информационные системы, вполне доступные рядовому пользователю. При работе с такой юридической системой отпадают проблемы, связанные с поиском и сбором нормативных документов, отслеживанием изменений в законодательстве, утратой силы тем или иным законом и т.д.

Базы данных по законодательству появились на рынке программного обеспечения России в начале 90-х годов, и с тех пор их популярность неуклонно растет.

В настоящее время в нашей стране существует целый ряд справочных правовых систем. Наиболее распространены три из них: «Гарант», разработанная партнерами фирмы «1С», «Кодекс» - Центра компьютерных разработок при мэрии С.-Петербурга и «Консультант-Плюс», созданная АО «Консультант Плюс». Среди прочих правовых систем следует отметить такие, как «ЮСИС» юридического агентства «Intralex», «Эталон» Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции России, «Юрисконсульт» АО «Информационные системы и технологии» и др.

Одним из главных критериев при выборе той или иной системы является количество содержащихся в базах данных документов и возможность быстрого их поиска. Что касается первой части этого критерия, то здесь существует несколько аспектов.

Во-первых, важно, чтобы представленные в базе данных документы были действующими, так как, принимая решения, мы, естественно, должны руководствоваться действующим законодательством.

Во-вторых, это должны быть документы, принятые конкретным ведомством, ибо отдельные категории пользователей работают с материалами определенных государственных структур.

В-третьих, необходимо располагать нормативными документами различных категорий: так, если законы, указы президента и постановления правительства Российской Федерации представляют интерес для большинства пользователей, то ведомственные акты тех или иных государственных учреждений обычно интересуют лишь узкий круг специалистов.

Люди, не связанные с юриспруденцией, отдают предпочтение не нормативным, а тематическим базам данных, где хранятся документы, касающиеся судебной и арбитражной практики, и можно получить консультации юристов по вопросам приобретения недвижимости, наследования, дарения, защиты прав потребителей. Таким образом, наполнение систем становится вес более «интеллектуальным» и разносторонним.

В правовых системах, помимо баз нормативных документов, представлены так называемые тематические пакеты. Они содержат материалы по различным отраслям права, словари, электронные версии различные печатных изданий, консультации. Многие фирмы, распространяющие подобные системы, предлагают пользователям различные услуги, включающие поиск и распечатку документов по индивидуальным заказам.

Не менее важно, чтобы система отбирала только ту информацию, которая необходима для работы.

Наибольший интерес для пользователя представляет система, при работе с которой не нужно постоянно прорываться сквозь многочисленные и сложные условия формирования запроса для того, чтобы получить из базы данных исчерпывающую и самую необходимую информацию по той или иной проблеме.

Логика обработки запросов справочной системой должна быть понятна пользователю. В этом плане важнейшим преимуществом информационных систем становится приближение языка запросов к естественному языку общения. Сегодня рынок программного обеспечения окончательно сложился.

Многие системы имеют программные оболочки с примерно одинаковыми возможностями и обеспечивают одни и те же сервисные услуги; распространение юридических пакетов тоже идет по общему сценарию (в основном информационно-правовые системы продаются через коммерческих агентов).

Главными критериями при приобретении являются поисковые и аналитические возможности системы, стоимость ее первичной поставки и обновления, а также приверженность самого пользователя к определенной системе, сложившаяся ранее.

Таким образом, любой пользователь может принять решение о покупке той или иной юридической системы с учетом собственного бюджета и личных предпочтений.

Рассмотрим финансовые информационные системы, которые используются менеджерами.

Финансовый учет можно подразделить на - бухгалтерский и управленческий.

Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего использования руководством. Бухгалтерский учет охватывает информацию, которая помимо использования ее внутри фирмы руководством сообщается тем, кто находится вне организации.

Для управления руководителю нужна информация управленческая и не нужна бухгалтерская, так как они сильно различаются по своему содержанию и назначению. Бухгалтерская информация требуется для внешних пользователей и для этого не нужна традиционная аналитика. Например, по 51 счету в разрезе банковских счетов такая информация руководителю может понадобиться в любую минуту.

Что же нужно для того, чтобы бухгалтерская информация стала управленческой? Режим реального времени: все документы должны немедленно отражаться в проводках и пересчитываться остатки. Вплоть до прямой связи с банком.

Время отклика системы не должно превышать время, в течение которого еще можно среагировать на критическую ситуацию, угрожающей экономической устойчивости предприятия.

В настоящее время на рынке российских программ можно выделить прикладные программные продукты таких фирм, как «Галактика» - система «Галактика», «Парус» - система «Парус», «Инфин» - система «Инфин-бухгалтерия», «1С» - система «1С-бухгалтерия», «Интеллект-Сервис» - система «Бэст».

Все эти выше названные системы реализуют такие функции, как:

- бухгалтерский учет;

- управление закупками и продажами, материально-техническое снабжение и сбыт;

- календарно-сетевое планирование;

- финансовое планирование;

- анализ рынка товаров и услуг;

- экспертная оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Все эти функции реализованы в каждой системе по-разному.

Любая система может быть реализована отдельными блоками на усмотрение пользователя. Пользователь, делает выбор, исходя из своих потребностей и финансовых возможностей, привычек и пристрастий.

Таким образом, главное требование к программе учета - достаточная глубина аналитики и высокая скорость пересчета остатков. Мы считаем, чтобы информационная система удовлетворяла требованиям управленческого учета, она должна отвечать как минимум трем основным требованиям:

- работать в реальном масштабе времени;

- выдавать релевантную информацию, если не на экран директору, то хотя бы к оперативным производственным совещаниям;

- включать производственно-финансовое планирование, интегрированное с учетом и анализом отклонений.

Каждый менеджер должен уметь самостоятельно сделать выбор в пользу той или иной программы для инсталляции ее на своем персональном компьютере.

 

АВТОР: Могилевская Е.В.