05.05.2012 3716

Развитие мышления учителя - одна из главных задач его профессиональной подготовки

 

Понятие «развитие» определяется в различных источниках: философских, педагогических, психологических и др. Развитие в философском смысле рассматривается как закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта - его состава, или структуры.

Понятие «развития личности» в психологическом словаре представляется как процесс закономерного изменения личности как системного качества в результате его социализации.

Проблема развития личности, ее психического, биологического и социального развития, влияния воспитания, обучения и других факторов на развитие человека занимала и занимает умы многих выдающихся психологов, философов и педагогов. Этой проблеме уделяется большое внимание в педагогических трудах С.И.Архангельского, А.А.Вербицкого, Б.Т.Лихачева, В.А.Сластенина, В.Д. Шадрикова, Д.Б.Эльконина и др. и статьях.

Так, А.А. Вербицкий определяет «развитие личности» как результат коллективно осуществляемого совместного социального дела, каким и является процесс обучения, в котором есть место и индивидуальной, и групповой, и, что особенно важно, коллективной работе.

Б.Т. Лихачев под «развитием личности» понимает количественный и качественный рост его физических, физиологических, психических структур. Количественные накопления ведут к возникновению новых качественных состояний, а качественные изменения формируют новые условия для дальнейшего количественного роста. По его мнению, развитие обеспечивает возрастание способностей, расширение возможностей совершенствования физических сил, психических функций, умственных операций, речевой деятельности.

В работе В.М. Коротова «Введение в общую теорию развития личности» развитие личности рассматривается как одна из сторон или органическая составляющая часть целостного процесса воспитания как объективно-закономерного общественного явления.

В.В. Давыдов считает психическим развитием человека - становление его деятельности, сознания и всех «обслуживающих» их, психических процессов (познавательных процессов, эмоций и т. д.).

Как отмечают многие педагоги и психологи (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.М. Коротов, Н.Д. Никандров, В.И. Смирнов, Д.И. Фельдштейн и др.), развитие человека - очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Так, В.В. Давыдов пишет, что «развитие психики происходит в течение всей жизни человека - от рождения до смерти». Изменения в развитии происходят на протяжении всей жизни.

Л.С.Выготский исследовал процесс развития в различных возрастных периодах. «Процессы, являющиеся центральными линиями развития в одном возрасте, - подчеркивал автор, - становятся побочными линиями развития в следующем, и обратно - побочные линии развития одного возраста выдвигаются на первый план и становятся центральными линиями в другом возрасте, так как меняется их значение и удельный вес в общей структуре развития, меняется их отношение к центральному новообразованию». И дальше: «...К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода». Эта мысль звучит и у Д.И.Фельдштейна. Он пишет: «Воспитывая подрастающее поколение, мы имеем дело с постоянно развивающимся, качественно изменяющимся «объектом», проходящим через ряд последовательно сменяющихся этапов, стадий развития».

Развитие человека как процесс детерминировано внутренними противоречиями, психофизическими особенностями индивида, социальными ситуациями. Проблема противоречий как движущей силы становления и развития человеческой личности получила отражение в работах А.В.Веденова, Л.С.Выготского, В.И. Загвязинского, А.Н.Леонтьева, Р.А.Низамова и др. В.И.Загвязинский полагает, что общей основой и предпосылкой развития служит внутренняя противоречивость явлений и процессов. По мнению А.Н. Леонтьева к движущим силам развития относится противоречие между наличной системой отношений ребенка к действительности и тем, как ему «открывается» эта действительность. Но внутренние противоречия, - подчеркивает А.В.Веденов, - становятся движущими силами развития личности только тогда, когда они актуальны для человека, осознаются и активно им переживаются.

Развитие человека обусловлено также особым сочетанием внутренних процессов развития и внешних условий. Как утверждает Б.Г.Ананьев, человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания; собственной практической деятельности человека. Эта мысль отражена и Б.Т.Лихачевым, который отмечает, что развитие есть результат активного взаимодействия его внутренних природных сил и социальных условий.

Такая точка зрения поддерживается многими известными педагогами. Например, Н.И.Болдырев утверждает, что в общении с людьми, в процессе деятельности личность получает определенные условия для своего развития, что определяет неповторимую индивидуальность каждого человека. Только в условиях социальной жизни и деятельности получают развитие органы чувств человека, которыми он наделен от природы (различение цветов, звуков, форм и т.п.). В процессе общения и деятельности развивает он свою речь, обогащается духовно, получает определенные знания, трудовые умения.

Таким образом, исследования, проведенные педагогами и психологами, позволяют утверждать, что человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» - социальная характеристика человека, указывающая нате его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей, - с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием. «Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью», - отмечают В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др.

Проблема развития личности и влияния процесса обучения и воспитания на развитие личности является одной из сложных и ключевых в педагогической теории и практике.

При рассмотрении этой проблемы выделяются две основные теории. Сторонники первой теории - теории имманентного развития придерживаются точки зрения, что развитие человека происходит по его собственным законам вне зависимости от обучения и отрицают какое-либо существенное влияние, оказываемое обучением и воспитанием на развитие человека.

Сторонники взглядов другой группы признают определяющую роль обучения и воспитания в развитии человека. Отечественные психологи, сторонники второй теории, внесли в понятие «развитие» новый смысл, касающийся процессов изменения психики, индивидуальных особенностей личности, интеллекта, поставив ключевой вопрос: способно ли образование обеспечить развитие, то есть достижение высших образцов проявления интеллекта или это зависит только от природных, врождённых способностей обучаемого?

В конце 20-х - начале 30-х годов XX века появилась гипотеза о том, что обучение существенно влияет и определяет развитие человека, являясь необходимым моментом личностного развития. Эту гипотезу сформулировал Л.С.Выготский. Он восстал против теории имманентности психического развития человека, утверждая, что существует возможность направленного формирования психических свойств и процессов. Обучение не только способствует развитию, но и само зависит от него. Оно ведет за собой развитие, опираясь на его достижения.

Л.С. Выготский и его последователи (В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев и др.) создали новую теорию, объясняющую суть феномена психического развития, а также определили возможности и пути её прикладного использования, выработав концепцию развивающего обучения, - концепцию усиления целенаправленных, преобразующих влияний на личность обучаемого. Основу этой концепции составляет идея о том, что психическое развитие личности осуществляется при реальном и неизбежном влиянии обучения и воспитания.

По мнению ученых, основой психического развития является именно смена типа деятельности, которая детерминирует процесс становления новых психологических образований. В.В.Давыдов пишет, что развитие происходит в процессе усвоения определенных типов деятельности, считая, что развитие представляет собой воспроизведение индивидом исторически сложившихся типов деятельности и соответствующих им способностей, которые реализуются в процессе их присвоения. А.Н.Леонтьев подчеркивает, что «каждая стадия психического развития характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом его деятельности. Признаком перехода от одной стадии а к другой является именно изменение ведущего типа деятельности». Эту мысль разделяет и В.Оконь, отмечая, что «всестороннее развитие личности совершается не просто через познание отношений с природой, обществом и культурой, а через сочетающееся с познанием их активное преобразование».

Наиболее мощным фактором развития является образовательная среда, в которую попадает человек. Особенно большую роль в обеспечении этого процесса играет педагог, поскольку, он призван управлять процессом интеллектуального, эмоционального и физического развития ученика. Высочайшую ответственность педагога перед обществом неоднократно подчеркивали С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, С.Л.Рубинштейн. Как отмечают педагоги В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др. - принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его особенностях деятельности и образе мышления. Педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего «по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности». Эту точку зрения разделяют многие педагоги (С.И.Архангельский, Н.И.Болдырев, П.Я.Гальперин, В.А.Кан-Калик, Ю.Н.Кулюткин, И.Я.Лернер, Г.С.Сухобская и др.), считая развитое мышление одним из важнейших профессиональных качеств учителя, поскольку только педагог, обладающий высоким уровнем развития мышления, способен на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций.

Вышесказанное убеждает в том, что успех в педагогической деятельности возможен лишь при условии развитого профессионального мышления, которое включает как педагогическое, так и мышление, специфическое для определенной предметной области знаний. Как педагогическое, так и специальное (в нашем исследовании - техническое) является научным, поэтому оно включает: целостное восприятие фактов, процессов, в их причинно-опосредованных взаимосвязях; владение способами и приемами мыслительной работы (переосмысление, переоценка фактов и выводов, их уточнение, анализ причин неудач, отказ от устоявшихся шаблонов, идей, выдвижение новых и т.д.); овладение методологией научного познания, чтобы учитель на протяжении всей жизни был способен совершенствовать свои знания и расширять теоретический кругозор.

Характеризуя профессиональное мышление педагога, исследователи акмеологического подхода (Б.Г. Ананьев, В.Н.Максимова и др.), выделяют необходимость владения интегративным способом мышления при выработке оптимальных моделей профессиональной деятельности. В.И.Жернов - владение инновационным стилем мышления как один из главных признаков целостной личности педагога. Ф.В. Повшедная в своей работе «Методологические основы профессионального самоопределения будущего педагога», важнейшим качеством считает инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений.

Учитель, у которого сформировано профессиональное мышление, способен оценить значение развития мышления учащихся в процессе обучения и важность овладения для этого психолого-педагогическими знаниями о сущности мышления, составляющих его операциях, формах мышления, а также овладеть приемами, способами, методами, позволяющими эффективно решать эту задачу.

Анализ Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030600 - Технология и предпринимательство, показал, что предпосылкой формирования педагогического мышления у будущего учителя технологии и предпринимательства является изучение дисциплин, преподаваемых в рамках этой специальности. Особая роль в этом процессе принадлежит педагогическим дисциплинам, так как знания, полученные при изучении этих дисциплин, являются фундаментальной основой профессиональной деятельности будущего педагога.

Педагогическое мышление у студентов формируется в процессе изучения блока педагогических дисциплин, который включает следующие курсы: «Введение в педагогическую деятельность», «Педагогика», «Теория и методика воспитания», «Теория обучения», «Педагогика межнационального общения», «История образования и педагогической мысли», «Социальная педагогика», «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», «Педагогические технологии», «Управление образовательными системами», «Психолого-педагогический практикум». На изучение этих дисциплин отводится 300 часов.

Содержание учебных программ этих курсов, изучаемых в рамках специальности «Технология и предпринимательство», разработано в соответствии с нормативными документами об образовании. Нами проведен анализ содержания основных педагогических курсов, преподаваемых студентам на факультете ТЭФ с целью выявления представленности в этих курсах проблемы развития мышления будущего учителя как одного из важнейших качеств педагога, а также с позиции раскрытия возможностей этих курсов для рассмотрения проблемы развития мышления учителя.

Можно увидеть при изучении каких курсов, тем, студенты усваивают знания о сущности мышлении и его видах, о роли мышления в деятельности преподавателя, о специфических особенностях профессионального мышления педагога, о движущих силах и механизмах развития мышления, о существовании специальных методов и форм обучения в педагогике, способствующих развитию мышления, а также познакомятся с имеющимися подходами, осуществленными известными педагогами и психологами.

Таким образом, потенциал, заложенный в этих предметах для формирования у будущего учителя педагогического мышления достаточно велик.

Осуществляя подготовку будущего учителя технологии и предпринимательства, необходимо, чтобы выпускник, был готов к решению задач, определенных программами средних общеобразовательных учреждений образовательной области «Технология». Эта программа образовательной области «Технология» направлена на повышение технологической грамотности учащихся, подготовку к самостоятельной трудовой жизни с учетом достижений в мире науки и техники. Действительно, важность привития молодежи технической культуры в настоящее время признается во всем мире, т.к. бурное развитие техники и проникновение ее достижений во все сферы человеческой деятельности предъявляет особые требования к технологической грамотности личности. ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех). Поэтому задачи курса «Технология» включают развитие у учащихся творческих возможностей, элементов технического мышления, конструкторских способностей, формирование трудовой культуры и т.д.

Студент технолого-экономического факультета педагогического вуза, будущий учитель технологи и предпринимательства должен быть подготовлен к решению задач, поставленных программой «Технология». Это, в свою очередь, требует подготовки высококвалифицированного учителя технологии в вузе. Обязательной составляющей этой подготовки должно стать формирование у него технического мышления. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (2000) выделяет требования к уровню подготовки выпускника по специальности «Технология и предпринимательство»: понимание основных направлений развития науки и техники; владение современными техническими средствами обучения; знание основ технических дисциплин, закономерностей природосообразности развития производственно-технической сферы; умение анализировать состав, структуру, устройство и принципы работы технических объектов; выполнение проектных и конструкторских расчетов для объектов производственного назначения. Реализация этих требований возможна лишь при условии развития у студента технического мышления.

Подведем итог. Возвращаясь к работам ученых (В.А.Сластенин, В.А.Кан-Калик, И.Я.Лернер и др.), мы можем сделать вывод, что развитие профессионального мышления как педагогического, так и специального помогает педагогу осмыслить особенности протекания интеллектуальных процессов учащихся, целостность учебного процесса, учесть его многофакторность, применить такие формы и методы в обучении, которые способствуют наиболее эффективному развитию учащихся и является необходимым условием его профессиональной подготовки.

 

АВТОР: Мухина М.В.