05.05.2012 7496

Модель духовно-нравственного воспитания курсантов

 

Формирование технологического типа культуры на рубеже XX и XXI веков стимулировало применение проектной деятельности в образовании. Как отмечает в своем исследовании И.А. Колесникова, МП. Горчакова-Сибирская, проектирование тесно связано с моделированием как методом исследования сложных объектов различной природы на их аналогах (моделях).

Модель (от лат. modulus - мера, образец, норма) - это искусственно созданный образец в виде схемы, описания, физических конструкций или формул, подобный исследуемому объекту (явлению) и отражающий или воспроизводящий в более простом виде структуру, свойства и отношения между элементами объекта.

В справочной литературе можно встретиться и с иной трактовкой категории модели: 1) схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе, обществе; 2) аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности. Поэтому когда говорят о модели образования, то подразумевают сформированные посредством знаковых систем логические конструкты, схематично отображающие образовательную практику в целом или отдельные ее фрагменты. Такие модели подразделяют на три вида:

- описательные, дающие представление о структуре и сущности явления;

- функциональные, отображающие связи между основными элементами внутри системы или ее связи с другими системами;

- прогностические, дающие теоретически аргументированную картину будущего состояния образовательной практики.

Модель позволяет оперировать с теми сущностными характеристиками изучаемого объекта, которые недоступны для детального рассмотрения или создавать образы явлений; имитировать реальные процессы, чтобы понять из специфику; создавать ситуации для выбора одно из нескольких (оптимального) варианта решения.

Методом исследования процесса или явления становится создание модели или моделирование, как построение и изучение моделей реально существующих предметов и конструируемых объектов. Следовательно, моделирование допускает использование отдельных деталей, их соединение по определенному основанию в некую целостность. Итак, моделирование служит исследовательским инструментарием для изучения отдельных аспектов или свойств прототипа.

Модели воспитания - это своеобразие в подходах к определению цели, средств, условий и методики осуществления воспитательного процесса; проявления различий во взглядах и способах их реализации представителей тех или иных социальных групп на способы воспитания детей.

Следовательно, если моделирование - это процесс создания моделей, отражающих наиболее существенные стороны прототипа, инструментарий для его исследования, то модель (в рамках нашей проблемы) - мысленный образ, воспроизводящий в символической форме структуру, образы, взаимодействия, факторы влияния в процесс духовно-нравственного воспитания курсантов.

В педагогической науке, как свидетельствует проведенный нами анализ научных публикаций, нет единого подхода к определению сущности духовно-нравственного воспитания, однако чаще всего исследователи ее видят в формировании у человека духовного идеала и ценностей как основы нравственного поведения личности, состоящего в следовании общественным и общечеловеческим требованиям, совпадающим с внутренними убеждениями, в приобщении подрастающих поколений к культурному наследию.

В структуре процесса духовно-нравственного воспитания авторы выделяют различные элементы, опираясь на которые, учитывая особенности ситуации развития и возраста, можно обосновывать свою модель.

Для нашего исследования наиболее интересны работы двух авторов В. Момова и С.Н. Никитенко.

В Момов исходит в своих рассуждениях из нескольких положений:

- Человек - один из сложнейших объектов современной науки, его сущность, природные и социальные функции могут быть изучены с самых различных позиций, в самых различных аспектах. Социальными механизмами, при помощи которых передается социальная программа, являются социализация, воспитание и обучение человека.

- Социализация - это общий механизм социального наследования, охватывающий и стихийные воздействия среды, а воспитание и обучение являются организованными и целенаправленными механизмами передачи и усвоения социального опыта.

- Общество, исходя из потребностей своего функционирования и развития, адресует определенные требования (нормы и оценочные критерии) к совокупному субъекту организованного воспитания, который по определенной программе осуществляет воздействие на объект воспитания и достигает соответствующих результатов. Это наиболее общая структурная схема воспитательного процесса, протекающего в действительности значительно более сложно из-за взаимодействия комплекса объективных и субъективных необходимых и случайных, контролируемых и неконтролируемых факторов.

- Воспитание - это специфический регулятивный процесс, целью которого является приведение поведения человека в соответствие с требованиями общества, вид управления формированием и развитием психических процессов и свойств личности. Не всякое социальное регулирование есть воспитание, но всякое воспитание (политическое, нравственное, эстетическое и пр.) - это особый регулятивный процесс. Специфика этой формы регулирования состоит в том, что она создает внутренние механизмы саморегулирования. Воспитательная работа - это управление изменениями в личности путем регулирования ее деятельности. Мораль не может функционировать как регулятивная система общества вне процесса нравственного воспитания, формирующего у личности механизмы регулирования индивидуальных форм поведения. Эта внутренняя регуляция не является механическим результатом общественных регулятивных воздействий. Воспитательный механизм трансформирует эти воздействия в персональные феномены, осуществляя при этом соответствующие изменения в нравственных качествах личности. Именно эти изменения (обогащения, усовершенствования) являются специфическим результатом опосредствованных воспитательным механизмом общественных воздействии.

Нравственное воспитание это не только регулирующий и управляющий механизм, но и регулируемый и управляемый объект. Именно этим и отличается организованное и целенаправленное воспитание от стихийного социализирующего воздействия среды на личность. Для процесса регулирования и управления нравственным воспитанием применимы общая схема управления социальными процессами и общий механизм функционирования социальной информации.

- Информационно-регулятивный механизм нравственного воспитания может быть раскрыт на основе различных информационных потоков, функционирующих в единой и целостной системе морали.

Таким образом, автор считает, что, если взять, за критерий сущности нравственного воспитания деятельность и поведение, то лежащие в из основе ценностные феномены могут подразделяться на телеологические (связанные с идейными целями и стремлениями), деонтические (связанные с правами и обязанностями) и эвдемонистические (связанные с личностными духовными и утилитарными потребностями и интересами).

Ценностная ориентация человека - это персонифицированное отношение к объективной системе социальных ценностей - материальных и духовных, наличных и возможных, желательных и должных. Как микросреда различных видов мотивов она направляет, мобилизует и организует идейную жизнь, творческую деятельность и поведение личности, придает ее социальной деятельности активный и избирательный характер. В ценностной ориентации синтезированы социализирующее воздействие ценностной жизни общества и система организованного идеологического воспитания - политического, нравственного, эстетического и пр.

Должное и оценочное отношение образуют сердцевину нравственного содержания ценностной ориентации, определяют идейную позицию личности. Практическая реализация требований общества и личных стремлений опосредствуется выработкой целевых программ должного и предпочитаемого отношения.

При рассмотрении содержательного аспекта духовно-нравственного воспитания автор предлагает выделять в нем четыре основные интегратив-ные сферы: познавательно-мировоззренческая, телеологическая, оценочная и сфера должного, связанные с гносеологическими, целеполагающими, оценочными и деонтическими функциями человеческого сознания.

Познавательно-мировоззренческая сфера составляет специфическое рациональное содержание мотивирующего фона личности, значение которого все более возрастает в современных условиях научно-технической революции. Она охватывает знания о природной и общественной деятельности - не просто усвоенные, а «приведенные в мотивирующее действие», т.е. выступающие как убеждения, но нравственные убеждения - это не только мировоззренческое знание, но и ценностное отношение.

Телеологическая сфера связана с целями, программами, жизненными планами и стремлениями человека. Можно говорить о мотиве, когда имеется возможность выбора путей и средств достижения какой-то цели. Эта сфера придает мотивирующему фону направленность и перспективу. Телеологическая сфера самым непосредственным образом связана с творчески-преобразующей деятельностью человека. «Удовлетворите все желания человека, но отнимите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он, - писал К.Д, Ушинский. - Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья».

Оценочная сфера охватывает отношение человека к материальным и духовным ценностям, к прошлой, настоящей и будущей действительности, выбор, определение меры и оценку собственной деятельности и поведения и связана с его избирательными возможностями и предпочтениями. Именно в этом личностном аспекте избирательного и санкционирующего отношения человека - специфическое мотивирующее значение оценочной сферы.

Сфера должна охватывает осознанные человеком обязанности перед обществом, коллективом, близкими. Всякий акт деятельности и поведения личности совершается под влиянием определенной психической настройки и идейных побуждений. Специфическое значение должного сознания состоит в том, что оно возникает и проявляется в ситуациях, когда от человека требуется выполнение соответствующих обязательств, за которые он несет ответственность перед обществом, организацией, коллективом, должностным лицом и пр.

Таким образом, формирование у человека нравственного сознания и ответственности большое значение имеет «тренаж» в дисциплинированности, в практическом должном отношении, выработка привычки поступать в соответствии с требованиями общества. Это предполагает активное его участие в жизни и деятельности коллектива, наделение его правами и обязанностями, получение полномочий от коллектива и отчет за них перед коллективом.

Воспитание нравственной убежденности и готовности добровольно выполнять общественные требования - важнейшие стороны формирования целостной нравственной личности. Не менее важна выработка соответствующих устойчивых форм поведения, связанных с ценностными эталонами личности. Последние играют главную роль в выборе, определении меры и санкционировании нравственных поступков. Это связано со свободным выбором поведения.

Рассматривая выбор поведения в связи с изучением и осознанием соответствующей ситуации, можно выделить три основных типа ситуаций:

- Выбор поведения при полной определенности. Эта ситуация возникает, когда человеком осознаны обязанности и хорошо изучены условия, при которых ему предстоит действовать. К этому типу ситуаций можно отнести деятельность хорошо подготовленного педагога в знакомом ему коллективе.

- Выбор поведения при неопределенности, т.е. в ситуации, когда явление имеет несколько возможных исходов. Чаще всего человек оказывается в такой ситуации, когда он не воспринял соответствующие требования и не знаком с условиями, при которых будет действовать, - например, когда неподготовленный педагог начинает работать с новым для него коллективом.

- Выбор поведения с условием риска. Речь идет о такой ситуации, когда данное действие в различных случаях дает различные результаты, но вероятность каждого из этих результатов известна. Хороший педагог, работающий творчески, нередко рискует. В воспитательной работе всегда возможны и некоторые неожиданности, даже если педагог хорошо знает объект и владеет методикой воспитания.

Именно потому, что человек свободен в своей деятельности и поведении, он несет ответственность за объективные последствия своих действий и поступков. Ответственность выступает как мера соответствия свободы тем объективным условиям, в которых она протекает, она является как бы гарантом от произвола личности.

Избирательное отношение личности в его нравственном аспекте не является, следовательно, только оценочным актом. Это сложное идейное и психическое отношение, в котором свободный выбор сочетается с должным поведением и с ответственностью индивида.

Итак, нравственная норма и нравственный критерий оценки как эталон поведения отражает три существенных момента объективной социальной действительности: а) качественно-количественную определенность нравственных явлений и отношений, их относительную устойчивость; б) функциональный аспект взаимодействия нравственных явлений с остальными явлениями и процессами социальной жизни; в) объективную потребность общества (класса) и возможность для человека осознавать эти относительно устойчивые, повторяющиеся процессы, выделять в них общее и переводить на язык общеобязательных требований должного и оценочного отношения, посредством которых можно осуществлять и обратное воздействие на нравственную действительность.

Нравственные эталоны человека как персонифицированная форма общественных эталонов образуют в своей совокупности эталонизированное сознание личности, раскрывающее внутренний механизм выбора, определения меры и самооценки поведенческих актов. Эталонизированное сознание лежит в основе механизмов формирования так называемого личностного поведения, имеющего устойчивые цели, мотивы и формы.

Переход от ситуативного к личностному поведению - это один из глубочайших качественных процессов, происходящих в духовном мире формирующейся личности. Ситуативное поведение отличается своей эпизодичностью и импульсивностью, т.к. в его основе лежат мотивы, порожденные временным стечением обстоятельств. Оно неустойчиво, поскольку изменяется под непосредственным воздействием конкретных ситуаций. К нему близки «авторитетное» поведение, опирающееся на некий внешний авторитет (взрослого человека, родителя, воспитателя, начальника и пр.), и «зависимое» поведение, являющееся антиподом свободного поведения. Общим во всех этих типах поведения является принцип непосредственного воздействия на человеческую личность некой внешней силы (ситуации, авторитета, принудительного отношения и пр.).

Личностное поведение - это иной тип поведения, вырабатывающийся у молодого человека в результате внутреннего усвоения объективных систем социальных норм, ролей и критериев оценки. Воздействие конкретных ситуаций, авторитетов и обязательств осознается и воспринимается личностью на основе собственных систем ориентации, убеждений, оценочных критериев и внутренней организации личности, т.е. на личностном сознании человека. Формирование системы нравственного саморегулирования у подростков предполагает такую организацию их деятельности и поведения, при которой внешний контроль со стороны родителей и педагогов все более уступает место внутренним нравственным образцам.

Познание мира и себя в нем - важный момент становления личности по нескольким причинам. От того, насколько глубоко юноша познает мир и себя в нем, во многом зависит правильность выбора жизненного пути. Кроме того, если в юности человек не приобрел навыков самоанализа, то впоследствии это становится маловероятным. У него не сложится верная картина мира и правильное представление о своей личности и своих взаимоотношениях с миром.

Открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить.

Следовательно, юноши обретают способность погружаться в свои переживания и наслаждаться ими. Свои эмоции (чувства) воспринимаются как осмысленное состояние собственного «Я».

Юношеский возраст считается решающим временем в нравственном становлении человека. В этот период возникает немало трудностей и проблем. На еще не окрепшее моральное сознание обрушивается поток жизненных противоречий между «хочу» и «надо», «можно» и «нельзя», «для себя» и «для других». Постоянно сталкиваясь, эти противоречия осложняют моральный выбор личности и могут приводить к неожиданным результатам: стеснительности, развязности, потребительству, цинизму, легкомыслию и т.д.

Нравственное становление личности происходит в процессе перехода от зависимого, управляемого детства к взрослой самостоятельности. Развивается нравственный самоконтроль.

К проблемам нравственности в юности особый интерес. Ребята живо и охотно откликаются на любые предложения обсудить моральные проблемы. Особенно привлекает их разговор о человеке, о духовных качествах личности, о нормах взаимоотношений между людьми. Заметны тяготения к общим теориям, склонность к теоретизированию.

Итак, в этом возрасте на первый план выходят проблемы бытия, понимания ценностей, окружающего мира, других людей и самого себя, обостряется интерес к экзистенциальным проблемам (жизнь и смерть, свобода и долг, вина и ответственность). Существо этих проблем составляет поиск своего места в жизни, в том числе и создание образа своего «я» в будущей профессии, в личностном самоопределении и выстраивании профессиональной карьеры. Без своевременно оказанной педагогической помощи интерес к смысложизненным проблемам либо угасает, либо приобретает негативную направленность, ведет к игнорированию моральных норм и ограничений. Следовательно, в условиях плюрализма ценностных ориентации необходима педагогически целесообразно организованная деятельность по духовно-нравственному ориентированию в этом возрасте, система работы по духовно-нравственному воспитанию юношества.

В этой связи несомненный интерес для конструирования нашей модели духовно-нравственного воспитания курсантов представляет работа С.Н. Никитенко.

Исследовав феномен духовного становления студентов, автор пришел к выводу, что духовное становление связано с духовной сущностью человека, важнейшими составляющими которой являются обращенность к ценностям, другому человеку и самому себе. Духовное становление представляет собой целенаправленное освоение человеком высоких духовных ценностей бытия, саморазвитие и самосовершенствование духовной жизни в процессе самовоспитания и во взаимодействии с другим человеком.

Логика духовного становления студентов в данном случае представляется как последовательность четырех стадий: понимание ценностей (ситуативное осознание духовных ценностей); понимание себя (возникновение потребности в самопознании, оценивании себя и своих духовных качеств, в обращенности к другому человеку); понимание «другого» (формирование способности диалогического понимания другого человека); понимание своего места в мире (обретение смысла жизни как духовно-практического взаимодействия с другим человеком, стремление к духовному самосовершенствованию).

Духовное становление невозможно без познания себя и Другого, которое может осуществляться, на взгляд исследователя, с помощью диалога, в диалоге как способе обнаружения себя через себе подобных, а понимание себя возможно только при условии понимания Другого. Таким образом, диалог рассматривается как ориентация на Другого, а стадии духовного становления характеризуются как ситуационность данного процесса. Поэтому предлагается говорить о необходимости создания ситуации, способствующей духовному становлению студентов посредством диалога.

Ситуации диалогического понимания, считает С.Н. Никитенко, играют важную роль в духовном становлении студентов, так как они помогают человеку посмотреть на себя со стороны, оценить себя, захотеть измениться, приложить все усилия к самоизменению, найти смысл жизни.

Такие ситуации как средства духовного становления студентов определяются функциями и соответствующими им структурными компонентами: информационной, обусловленной содержанием в данных ситуациях информации о духовных ценностях бытия, путях и способах духовного самосовершенствования, о самом себе как неповторимой индивидуальности (компонент целеполагание); когнитивной благодаря реализации которой ситуация диалогического понимания побуждает студента к познанию самого себя, своих духовных возможностей (компонент переживание); коммуникативной, которая проявляется и развивается в диалоге, взаимодействии, основанном на понимании себя через Другого и Другого через себя (компонент осознание); смыслообразующей, реализация которой позволяет человеку определить способы и пути духовного саморазвития, преобразования окружающего мира на началах духовности (компонент смыслоопределение).

В ходе своего исследования автор приходит к выводу, что с целью духовного становления студентов целесообразно применять ситуации диалогического понимания четырех видов: информационные (содержат необходимую для духовного становления информацию и способствуют ее осмыслению, стимулируют возникновение внутреннего и внешнего диалога); рефлексивные (обеспечивают организацию рефлексивных размышлений, направленных на самопонимание); эмпатические (направлены на постижение эмоционального состояния другого человека, сочувствия и сопереживания); смысложизненные (побуждают студента к духовному саморазвитию и позитивному изменению окружающего мира). В результате чего модель применения таких ситуаций с целью духовного становления студентов предполагает реализацию четырех этапов воспитательной работы: ценностно-смыслового, на котором используются преимущественно информационные ситуации с целью осмысления студентами духовных ценностей (понимание ценностей); рефлексивно-аналитического, где ведущая роль принадлежит рефлексивным ситуациям и достигается самопонимание (понимание себя); эмпатического, на котором используются главным образом эмпатические ситуации для решения задач понимания «другого» (понимание «другого»); духовно-практического, где с целью организации трансляции студентами вовне своего внутреннего духовного мира применяются смысложизненные ситуации (понимание своего места в мире).

Исходя из этого, модель духовно-нравственного воспитания курсантов будет включать несколько взаимосвязанных блоков: а) нормативный, содержание которого складывается из общетребуемых ценностных ориентиров возрастного и социально-профессионального поведения; б) проективный, который подразумевает построение своего понимания мира и отношений, целеполагание, самоопределение; в) креативный, содержание которого направлено на осмысление истоков, специфики применения в реальности ценностно-смысловых ориентиров; г) рефлексивный, который инициирует понимание себя, смыслоопределение.

Соответственно каждый блок данной модели предусматривает овладение необходимой и достаточной для понимания информацией, умениями ее интерпретировать и уместно распоряжаться ею (когнитивный компонент), соотнесение своих выводов и решений с общими установками, установками и намерениями других в обозначенных рамках высших ценностей и собственными убеждениями (ценностно-ориентационный и потребност-но-мотивационный компонент), руководство этими положениями в повседневности, в отношениях с окружающими (поведенческий компонент), осознанность происходящего (оценочно-эмоциональный компонент).

Предлагаемая модель базируется на нескольких концептуальных положениях:

1. Для становления духовности человека, его внутренней интеллектуальной свободы, особое значение имеет сфера нравственного отношения к действительности, сфера любви, эмпатий, ненависти, прекрасного и безобразного.

Внутренняя духовная свобода личности может развиться и окрепнуть лишь при условии самостоятельности сознания во всем его многообразии; научное сознание помогает освободиться от ложных представлений и догм, шаблонов мышления, историческое сознание способствует пониманию корней человеческой духовности, ценностей поколений, традиций и идей предков; политическое сознание приучает к ответственности; нравственное сознание утверждает в душе юноши идеи правды, справедливости и добра.

Внутренняя свобода человека определяется и внешними обстоятельствами, тем опытом, которым овладевает личность в процессе деятельности, которая носит нравственный характер.

2. Нравственность представляет собой сложное социально-психологическое образование, возникающее на основе глубоко личных интеллектуально-эмоциональных убеждений самостоятельно вырабатываемых, контролирующих потребности и мотивы, определяющих интересы, направленность личности, ее духовный облик и образ жизни.

Нравственность как состояние духа детерминирует поведение человека изнутри, из души, из совести, помогает устоять против негативных внешних воздействий и противодействий. Служение внутренним нравственным убеждениям, высоким гуманным принципам делает человека духовным существом и обеспечивает уважение к самому себе. Нравственность возникает как совокупный продукт материально-духовного, социального бытия человека. В ней есть то духовное, общее для всех нравственных людей, что составляет ее стержень и что выражается в принципах жизнедеятельности интеллектуально-нравственно свободной, совестливой и ответственной личности. Среди них следует назвать: убежденность; внутренняя свобода выбора поведения и принятия нравственного решения, диктат совести; автономность, самостояние, верность самому себе как духовной и социально ответственной личности; терпимость к инакомыслию и вместе с тем активное духовное противостояние заблуждениям; гибкость нравственного мышления, способность к ломке моральных догм, запретов, стереотипов, к ценностной переориентации на основе истины и правды жизни; вера в человека как высшую ценность и цель существования, в его способность к полному раскрытию своих сущностных сил и к самореализации; стремление к коллективности, соборности как единственному средству распространения и утверждения в людях нравственного начала.

Конкретная нравственность - явление не только социальное, но и психологическое, связанное со всеми сферами человеческой организации рациональной, потребностной, мотивационной, волевой, эмоциональной, нервно психической, сексуальной. Они не определяют содержания нравственности, ее императивов и принципов, но индивидуально окрашивают нравственные и проявления личности, влияют на характер протекания борьбы мотивов, способы осуществления нравственного решения. Благодаря личностно-характерологическим свойствам нравственность в человеке формируется как его собственный, индивидуальный нрав, как внутренний сплав нравственных принципов и черт характера, потребностей, интересов, мотивов, целей. Этим объясняется разноречивость оценки уровня и состояния нравственности разных людей, неопределенные и ошибочные характеристики нравственной направленности человека. Будучи нравственным, индивид может оказаться суровым, хмурым, грубоватым, несдержанным, резковатым, прямолинейным, жестким, непримиримым и оставлять впечатление недоброты. Другой проявляет себя слишком страстным, вспыльчивым, торопливым в решениях, сомневающимся, нерешительным, неопределенным и производит впечатление нравственно неустойчивого. Третий действует неторопливо, вдумчиво, внимательно, заботливо, даже робко и ласково, располагает к себе, что окрашивает его нравственный облик привлекательными внешними чертами. Человек может быть общителен, скрытен, застенчив, раскован, зануден, педантичен, решителен, труслив, храбр, простодушен, хитроват, авантюрен, казаться аскетом, пуританином или эпикурейцем. За всем этим внешним проявлением живого человека нужно уметь разглядеть его подлинную нравственность, которая реально существует не в виде набора абстрактных принципов, правил, голой схемы в сознании, а как воплощение и проявление нравственных мыслей, сомнений, чувств, страстей, комплексов, выборов действий, поступков в общении, отношениях и деятельности.

3. Юношеский возраст предоставляет наивыгоднейшие возможности для пробуждения и интенсивного созревания нравственной личности. Это пора исканий, проб и ошибок, жизненных выборов, планов и надежд, самопознания и самоопределения, утверждения идеалов, веры в добро и истину, стремления к счастью и любви. Нравственность развивается в том юном человеке, в котором в результате ли общения с другими людьми, или чтения книг, или внутреннего душевного озарения вдруг затеплился огонек мысли о себе, своем назначении в мире, о добре и зле, о других людях и отношении к ним, об истине и лжи, о чуде природы и красоте, о человеческой свободе и ответственности, о религии, боге и атеизме. Вступающего в мир нравственности характеризует твердое решение осуществлять свое духовное и физическое саморазвитие; последовательно придерживаться избранных идеалов и принципов нравственной жизни; определить жизненные цели и средства их достижения; нести ответственность перед совестью и людьми; стремиться к самоанализу, самостоятельному критическому мышлению и нравственной оценке всех явлений общественной жизни; проводить в жизнь принятые решения без оглядки на внешние препятствия. На этой основе, во взаимодействии с духовно здоровой средой, с нравственными людьми, юный человек способен достичь вершин нравственного совершенства - подлинной интеллектуально-нравственной свободы и самовыражения (105, 29).

4. Таким образом, задача педагогики стоит в том, чтобы всей организацией вненравственной, преднравственной, моральной стадий социализации детей и подростков подвести их к стадии нравственной, к развитию в себе духовной, внутренне свободной и ответственной нравственной личности.

5. Чтобы в юношеском возрасте, особенно на этапе социально-профессионального становления личности, реализовывалась модель духовно-нравственного воспитания курсантов, необходима ее опора на конкретные принципы:

а) принцип системности, который исходит из того, что цели, задачи, содержания, формы духовно-нравственного воспитания курсантов, мониторинг его эффективности и обеспечение процесса тесно между собой связаны, функционируют в рамках конкретной педагогической системы, согласуются и дают соответствующие результаты только в ее границах.

б) принцип комплексности, который понимается как совокупность действий, мотивов, интересов, установок, объединенных эффектом, система увязанных между собой по содержанию, ресурсам, технологий действий, направленных на достижение поставленной цели, решение общей проблемы.

Реализации этого принципа предлагает взаимодействие специалистов разного профиля в диагностике, планирование, коррекции и отслеживании результатов духовно-нравственного воспитания курсантов. Находит свое выражение в системе построенной на основе полнофункционального культурно-исторического центра в структуре военного учебного заведения, сочетании мировой художественной и отечественной культуры, религиоведения в содержании образования; использования в качестве ведущих средств культуры, как носителя социальной, и веры, как носителя духовной, памяти человечества; опоре на принципы культуросообразности, преемственности, уважительного отношения к личности каждого участника воспитательного процесса; диалогичности.

в) принцип гуманизма, который провозглашает ценность человеческой личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей независимо от общественного положения, признает безграничные возможности человека, его способности к самосовершенствованию.

Реализация этого принципа ориентирует на нравственное воздействие на ум, сердце, чувства, волю воспитанников, на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержание образования и воспитания, создание условий, при которых молодые люди усваивают опыт уважительного отношения к окружающим, их переживаниям.

г) принцип вариативности, то есть предоставления воспитанникам многообразных полноценных, привлекательных вариантов (траекторий), спектра возможностей для удовлетворения своих потребностей, интересов, формирования опыта нравственной деятельности;

Реализации этого принципа требует наличие в воспитательном пространстве военного вуза программ деятельности, ориентированных на погружение в мир прекрасного, освоение гуманных, демократических отношений между людьми, на самоутверждение и самореализацию.

д) принцип личности-ориентированного подхода ставит перед необходимостью построения всей системы духовно-нравственного воспитания, курсантов и принятия каждого педагогического решения, исходя их интересов, сочетания интересов формирования самой личности с государственными и общественными интересами; предоставления возможностей для формирования и развития социально значимых качеств, необходимых будущему офицеру в соответствии с моделью выпускника военного вуза.

Целью рассматриваемой модели духовно-нравственного воспитания курсантов является формирование у них чувства причастности и ответственности за судьбу Отечества, его прошлое, настоящее и будущее, расширение представлений о человеке как субъекте жизни, приобщение к ценностям общечеловеческой гуманитарной культуре и воспитание на этой основе духовности и нравственности, обеспечивающих им свободу ориентации в разных жизненных и профессиональных ситуациях.

Средствами такого воспитания выступает, во-первых, культура, как совокупный духовный опыт человечества, существующий в трех важнейших формах: духовной (различные элементы и стояния сознания), овеществленной (определенные духовные явления), институциональной (культурный аспект различных институтов общества). Через категорию «культура» транслируется духовно-нравственная, творчески преобразующая и гуманистическая сущность общества.

Культура, по мнению В.И. Журавлева, характеризуют во всем многообразии определений некоторые общие принципы:

1) принцип предметно-практической деятельности как способа существования, развития и функционирования культуры;

2) констатация предметно-деятельных, технологических, категориальных, знаково-символических форм культуры во всех сферах общества, в его материальном и духовном производстве;

3) понимание культуры как сферы и способа самореализации человека и человечества, его сущностных сил и творческих потенций.

В свете сказанного и в качестве итога краткого категориального анализа можно выделить три наиболее существенные стороны культуры, три ее грани, три ипостаси:

- уровень освоения природы человеком;

- степень гуманизации общества, всех отношений в нем людей;

- меру развития человека как личности, ее реализации и самореализации.

Культуру отличает, с одной стороны, ценностный, с другой - нормативный характер. Нормы культуры - это такие ее образования, в которых реализуется ее ценностно-ориентирующая функция. В первую очередь, имеются в виду две основные нормативные системы культуры - нравственная и правовая. Они призваны, с одной стороны, обеспечивать нормальное функционирование различных социокультурных систем и их субъектов; а с другой - вступать во взаимодействие с другими культурами.

Духовная культура - это качественная, содержательная характеристика духовных, явлений как определенного уровня развития. Духовная культура - это культура духовной жизни общества, это культура духовного производства, культура тиражирования, хранения и репродуцирования произведенных духовных явлений, ценностей, культура их распространения по всему социальному пространству, культура их потребления, усвоения, понимания.

Во-вторых, вера, как особое состояние психики, которое заключается в полном и безоговорочном принятии человеком каких-либо сведений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и умозаключений, которые могут выступать в дальнейшем основой его «Я», определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений.

Веру нередко рассматривают как духовную память и в рамках социокультурного подхода связывают с религией и заключенными в ней общечеловеческими ценностями.

Религия исторически выполняла сложные функции подготовки подрастающего поколения к жизни, поддержки незащищенных слоев населения, помощи тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, справиться с которой самостоятельно не хватало сил.

Религия как явление социальной жизни аналитически может быть рассмотрена с разных точек зрения: философской, социологической, психологической, исторической, теологической, наконец, культурологической, а также многих других важных для ее комплексного и наиболее глубокого понимания.

Для установления характера взаимосвязи между культурой и религией необходимо уточнить сам термин «религия» (от лат. - religio), который отличается неоднозначностью трактовок.

Слово «религия» имеет латинское происхождение. В культурный обиход оно вводится в период крушения Римской империи - первоначально Цицероном, знаменитым философом и ритором, а несколько позднее апологетом христианства Лактанцием. Первый выводил данный термин из латинского глагола relegere, что в дословном переводе означало - идти, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться. Ключевым словом в этой цепи переводов для Цицерона было слово «бояться». Поэтому его трактовка религии сводилась к богобоязни, страху и преодолению этого состояния сознательной, тщательно продуманной системой почитания.

Второй, т.е. Лактанций, считал, что религия как термин берет свое начало в латинском глаголе religare - связывать, сковывать. С его точки зрения, религия - это связь человека с Богом, повиновение и служение Ему особым благочестивым образом. Такое понимание впоследствии тесно было связано с традицией христианства.

В культурах Востока у истоков религии как термина стоят другие слова и смыслы: din, dharma, chiao:

- din - слово, восходящее к аравийскому языку предысламского времени, переводимое как власть (подчинения, обычая, воздаяния). Отсюда рождение власти Аллаха в исламе;

- dharma - слово из древнеиндийского языка (санскрита), переводимое как учение, добродетель, моральное качество, долг, справедливость, закон, образец, идеал, норма, форма, истина.... Все это, в конце концов, становится смысловой предтечей буддизма;

- chiao - китайское слово, обозначающее учение.

Сам термин «религия» неоднозначно трактуется и в различных научных источниках. В словаре СИ. Ожегова, например, религия рассматривается, во-первых, как «...одна из форм общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения; во-вторых, «как одно из направлений такого общественного сознания».

В «Философской энциклопедии» религия (от лат. religio - культ богов) характеризуется как сложный комплекс разнородных элементов, главным среди которых является совокупность верований, сопровождаемых эмоциональными переживаниями, комплекс явлений, включающих в себя также специфические действия (религиозный культ) и религиозные учреждения (церковь, духовенство), свод морально-этических предписаний.

Основным определяющим признаком религиозного характера тех или иных представлений является их связь с верой в сверхъестественное - нечто стоящее выше законов материального мира, не повинующееся и противоречащее им, сюда, в частности, входит, во-первых, вера в реальное бытие сверхъестественных существ (богов, духов); во-вторых, вера в существование сверхъестественных связей между естественными явлениями (магия, тотемизм); в-третьих, вера в сверхъестественные свойства материальных предметов (фетишизм). В результате такой веры в сознании религиозного человека и его поведении появляется двойственность: в трудовой деятельности он всегда руководствуется стихийно или сознательно почитаемыми им естественными закономерностями, а к религиозно-культовым манипуляциям прибегает в качестве дополнения «естественной» деятельности, либо руководствуясь иллюзорной надеждой на возможности сверхъестественного умножения своих сил, либо отчаявшись в том, что ему удастся естественным способом добиться той или иной цели.

В педагогических словарях религия определяется так же как вера в реальность сверхъестественного; форма общественного сознания, в которой отражаются и объясняются явления природы и общества не на основе науки, а на базе религиозных верований. Сам термин, в данном случае, рассматривается также как происходящий от латинского слова religio, но в переводе трактуется как благочестие, святость.

Таким образом, признание веры в сверхъестественное является определяющим признаком религии, позволяющим отделять ее от нерелигиозных явлений. При этом, вера в сверхъестественное отличается следующими основными моментами: 1) верой в реальное существование сверхъестественного; 2) эмоциональным отношением к сверхъестественному (человек переживает свое отношение к нему); 3) иллюзорной деятельностью.

Таким образом, религия явление историческое, неизбежно порождаемое условиями жизни общества на определенной ступени его развития. И уже в силу этого трудно переоценить роль религии в жизни общества. Являясь одним из древнейших его институтов, она и по сей день продолжает влиять на формирование социально-нравственных и правовых норм.

По отношению к обществу религия выполняет большое количество разнообразных функций. Вот некоторые из них:

- Моральная (ценностная, аксеологическая). Религия обладает определенным набором моральных принципов, являющихся частью ее религиозного откровения. Через своих последователей религия распространяет свои моральные ценности на общество, в котором она существует. Значение этой функции очень велико - практически все моральные правила современности имеют религиозное основание. Невыполнение религией этой роли или ее ослабление ведет к эрозии моральных принципов общества (явление, наблюдаемое сейчас как в России, так и в постхристианской Европе).

- Духовная. Религиозное учение жизнеспособно лишь в случае, если оно отвечает духовным запросам как общества в целом, так и ряду индивидов, его составляющих. Духовные вопросы, с философской точки зрения, всегда одни и те же. Но каждое поколение задает эти вопросы по-новому, поэтому религия должна постоянно адаптироваться, реинтерпре тируя свое учение на современный ей язык. В случае если интерпретация неуспешна, то поколение начинает искать ответы на свои духовные запросы в другой религии или мировоззрении.

- Гносеологическая. Эта функция религии заключается в том, что она предлагает своим последователям хорошо разработанную систему знаний и представлений о мире, которая может быть дополнением к общепринятой системе или прямо ей противоречить.

- Политическая. Религия как социальный институт обладает определенным политическим весом. Чем больше последователей у определенной религии, тем большим политическим влиянием она обладает. Так, на западе, лоббирование церковью или их объединением ряда законопроектов является общепринятым явлением. Именно таким образом благодаря церковной и политической активности баптистского пастора Мартина Лютера Кинга-младшего в 60-х годах этого века в США был принят закон, запрещающий сегрегацию. В современной России политическая функция церкви проявляется в ее периодических попытках установления политического согласия, консолидации политиков вокруг себя.

- Экономическая. Как и политическая функция, экономическая зависит от числа последователей данной религии и ее исторического значения. В настоящее время церковная организация обладает большим количеством зданий и земель. Как институт она является важным потребителем общественного продукта и в ряде случаев - его производителем.

- Историческая. Религия является своеобразным хранилищем, как своей собственной истории, так и истории страны, в которой она существует. Религия осуществляет эту функцию как путем накопления и обобщения исторической информации, так и путем формирования системы культа, традиций и обрядов, которые тоже выполняют функцию передачи исторической информации. Эта функция особенно сильно выражена у христианских конфессий, опирающихся на национальную идею (например, у Русского Православия). Таким образом, история церкви становится неотделимой от истории государства. Это дает национальной религии особую, узаконенную роль в государстве, а государству - поддержку национальной религии. Такое отношение обеспечивает связь поколений, и общество тем самым получает инструмент стабилизации.

По сути, все виды институализированной религии выполняют эти функции в обществе. Тем самым религия становится интегральной частью общества и не может существовать вне социума, а общество в целом развивается в направлении прагматичного использования религии как социального института в своих целях.

Но существование религии, как подчеркивает М.А. Галагузова, не ограничивается макроуровнем (религия как институт общества). Все формы религии (и христианство здесь не является исключением) функционируют на мезоуровне (соприкосновение групп христиан друг с другом) и на микроуровне (межличностное христианское общение). На мезоуровне в дополнение к духовной, моральной, гносеологической, экономической и исторической функциям общины выполняют и другие по отношению к личности:

- Социализации. Христианские общины достаточно постоянны в своем составе (особенно протестантские), и, в зависимости от их устройства и организации, создают широкие возможности для социализации личности с единоверцами. Это происходит не только во время богослужений, но и во время чаепитий, собраний в домашних группах, на занятиях воскресных школ, в паломнических поездках. Здесь восполняется важнейшая психологическая потребность идентификации личности с подобными себе индивидуумами. Люди в общинах социализируются не только по вере, создаются и микросреды общения с людьми схожего возраста (группы для молодежи или для пожилых прихожан) и схожих проблем (группы для одиноких, излечивающихся алкоголиков или наркоманов). Строя отношения в общине на центральной христианской заповеди «возлюби ближнего своего», христианские общины становятся уникальным местом для социализации - зачастую они могут принять в свои ряды тех, от кого отказались семья, школа, друзья и коллеги.

- Педагогическая. В основе христианства - изменение жизни через покаяние, следовательно, это постоянный процесс формирования и воспитания, перевоспитания и коррекции, начинающийся с детства и не заканчивающийся до самой смерти. В основе своей, процесс христианского образования идет по трем направлениям: когнитивному (передача информации и формирование определенного мировоззрения, этот аспект тесно связан с гносеологической функцией религии); моральному (формирование в характере человека определенных моральных положений и устоев, этот аспект связан с моральной функцией религии); духовному (развитие духовного мира человека). Педагогическая деятельность осуществляется как напрямую при соприкосновении человека с общиной, так и косвенно - через семью, крестных, родственников.

- Психотерапевтическая. В переводе с греческого «психотерапия» значит исцеление души. Христианская, и особенно восточная религиозная традиции, накопили огромный опыт в процессе диагностики душевного и духовного состояния человека, помощи в исцелении разнообразных недугов и страстей, доказали, что религиозные организации обладают огромным потенциалом помощи человеку. Не случайно наиболее успешная во всем мире программа избавления от алкоголизма «Анонимные Алкоголики» разработана именно на основе христианского отношения к душе и ее болезням.

Религия и религиозные организации как социальные образования обладают огромным потенциалом для осуществления социально-педагогической деятельности, которая осуществляется в них на трех уровнях: на макроуровне (уровень взаимодействия определенной конфессии или группы конфессий с социальными институтами), на мезоуровне (уровень взаимодействия религиозной организации с малыми группами внутри общины или вне ее) и на микроуровне (уровень взаимодействия ее представителей друг с другом).

На макроуровне церкви как субъект социально-педагогической деятельности влияют на становление моральных норм и правил поведения, являются пропагандистами своих моральных ценностей (выступления против абортов, наркомании), лоббируют законы и действия власть имущих на осуществление социально приемлемой политики. В настоящее время русской православной церковью созданы программы, призванные как пропагандировать прожизненные ориентиры (выступления против абортов, наркомании, алкоголизма), лоббировать соответствующие законодательные акты, материально поддерживают многочисленные социально-педагогические начинания.

На мезоуровне деятельность конфессий чаще всего идет по двум направлениям: миссионерскому и катехизаторскому. Миссионерское подразумевает привлечение в общину новых прихожан. Для этого используются паломнические поездки как способ привлечения школьников, деятельность в местах заключения и пенитенциарных учреждениях, учреждение благотворительных столовых и приютов. Катехизаторское направление подразумевает целенаправленную реализацию конфессиональных программ, связанных с перевоспитанием и наставлением в вере вновь пришедших в церковь. Здесь используются классы воскресных школ, музыкальные и иконописные студии, системы домашних церквей, библейские школы и кружки. Во всех этих группах используются определенные методы для достижения объективных изменений в поведении, системе ценностей и духовном мире группы.

На микроуровне происходит восполнение психологических нужд человека в процессе общения с другими прихожанами и восполнение духовных нужд в процессе действия благодати Духа Святого. Сюда можно отнести совместную молитву, общение в церковной и светской атмосфере, исповедь, духовное наставничество. Эти действия (за исключением исповеди) редко бывают запланированными и целенаправленными (кроме случаев, когда они являются частью катехизаторской работы общины на мезоуровне), но являются чрезвычайно эффективными и продуктивными в процессе социального перевоспитания члена церкви.

В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют и иной ряд функций, как отмечают в своих работах А.В. Мудрик, Т.В. Склярова и др.:

- ценностно-ориентационную, которая проявляется в том, что они предлагают своим членам и стремятся сформировать у них определенную систему верований (веру в Бога, бессмертие души и др.), позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам. Это осуществляется как в процессе культовых действий (богослужения в храме, молитвы и др.), так и в различных формах религиозного просвещения;

- регулятивную функцию, которая находит свое выражение в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нормам. Это осуществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организаций, а также через различные формы контроля (в одних конфессиях более, в других - менее жесткого) за соответствием жизни верующих религиозным нормам;

- коммуникативную функцию, которая реализуется в создании условий для общения верующих, в определенных формах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих вероучительным принципам конкретной религии;

- милосердную функцию религиозных организаций, которая выражается в многообразных сферах и формах деятельности в рамках помощи и благотворительности как в самих организациях, так и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают специфический опыт;

- компенсаторную (утешительную) функцию, которая проявляется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.

- воспитательную функцию, в процессе которой осуществляется религиозное воспитание человека, в ходе которого верующим индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучителъным принципам определенной конфессии (вероисповедания).

Таким образом, анализ научной литературы указывает на то, что культура и вера, религия и образование являются важнейшими составляющими процесса социализации, приобщая человека к духовной культуре, стержнем которой является нравственное начало.

Религиозные максимы, заповеди в своем большинстве имеют общечеловеческие истоки, формируют, объективируют нравственные постулаты, которые закрепляются в виде нравственных правил в сознании людей, служат ценностными ориентирами их поведения.

Изучение состояния вопроса в теории, обобщение достижений педагогической практики позволили нам предположить, что педагогическими условиями эффективности духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза, будут: наличие системы воспитательной работы, построенной на единстве обучения и воспитания, интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности, в которой одним из системообразующих видов деятельности является ценностно-ориентационная; использование в воспитательном процессе проблемных ситуаций (дилемм и нравственных коллизий) для формирования и развития у курсантов эвристической смелости, толерантности, эмпатии, ответственности; подготовленность преподавателей и командиров подразделений к реализации идей личностно-ориентированного подхода в воспитании курсантов, их общекультурной компетентности.

 

АВТОР: Неробеев А.Б.