05.05.2012 4812

Самосознание личности+Убеждение

 

ПЛАН

 

1. Самосознание личности

2. Убеждение как метод формирования и развития

Список литературы

 

1. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ

 

Сознание – высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. [2; c. 44]

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т. е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное направление можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Самосознание есть определенная форма реального явления – сознания. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это - сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Как это возможно с точки зрения материалистической теории познания - вот в чем состоит главный философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни кажется странным для обычного мышления, является очевидным и постоянно наблюдаемым фактом. [1. c. 37]

Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает относительность различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деление, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания.

Проблема Я-концепции была рассмотрена во многих работах (Кон И.С.,1978,1996; Чеснокова И.И.,1977; Бернс Р.,1986; Райс Ф.,2000; Розенберг М.,1977; Гозман Л.Я.,1982; Захарова А.В.,1989,1993; Кузьмина И.Ю.,1973). Тем не менее, до сих пор не выработана методологически обоснованная модель Я-концепции. На основании принципов системного описания явлений, сформулированных в работах В.А. Ганзена, была предложена модель описания структуры Я-концепции, включающая в себя «образ телесного Я», «образ когнитивного Я», «образ социального Я» и «образ духовного Я».

В главе проанализированы значимые отношения подростка с позиции теории отношений В.Н. Мясищева. Показано, что специфика «Я-концепции» подростка определяется «чувством взрослости», которое выражается в стремлении к самостоятельности, независимости от родительской опеки, ориентации на нормативы, принятые в среде сверстников. «Чувство взрослости» есть основная психологическая особенность подросткового периода развития. Эта особенность воплощается во всех сферах деятельности, включая учебную деятельность, определяет характер общения со сверстниками, с родителями и другими значимыми взрослыми. В подростковую пору радикальным образом меняется Я-концепция. И, как справедливо отмечал Л.С. Выготский, «правильно понять проблемы возраста можно только через призму тех психологических новообразований, которые олицетворяют собой переход к новому периоду психического и личностного развития, к новому этапу взросления». Анализ различных подходов к проблеме развития в подростковый период (Кон И.С.,1978; Эльконин Д.Б., 1989; Ремшмидт Х.,1994; Цукерман Г.А.,1995; Эриксон Э.,1996; Божович Л.И.,1979; Allport G.W.,1965; Buller Ch.,1968; Piaget J.,1975; Offer D.,1969) показал, что «чувство взрослости» является закономерным следствием психосоциального развития и отражает специфику возрастного кризиса. Сам же подростковый кризис можно рассматривать как симптом психологического роста, как указание на те изменения, без которых не может быть психического, социального и духовного развития ребенка.

Становление личности представляет собой сложно детерминированный процесс, который включает в себя различные этапы, где происходят наиболее значительные по глубине изменения. Следствием этих изменений являются психологические новообразования, которые типичны для каждого этапа развития личности. Личность школьника на подростковом этапе взросления в этой связи является предметом изучения разных научных дисциплин, в том числе и педагогической психологии. В настоящей диссертационной работе исследовался лишь один аспект этого сложного явления, а именно: Я-концепция, понимаемая как теория себя и, вместе с тем, мощнейший регулятор внешней активности. При этом сама Я-концепция рассматривалась в качестве релевантного средства качественной оценки работы образовательной системы. Предложен методологически обоснованный способ оценивания работы образовательных систем, включая инновационные системы, который заключается в установлении соответствия Я-концепции учащихся средних классов специфике их возраста, или, иначе, характеру тех психологических новообразований, которые показательны для психосоциального развития в период отрочества. В результате проведенного исследования удалось не просто формализировать представление о Я-концепции как синтезе различных образов Я, но и разработать методический инструмент для выявления особенностей Я-концепции учащихся средних классов, обучающихся в общеобразовательных и инновационной (вальдорфской) школах.

Теоретический анализ позволил описать специфику Я-концепции в подростковом возрасте и определить те существенные для формирования самосознания подростка отношения, через призму которых он воспринимает собственное Я. Это: отношения с родителями, со сверстниками, с учителями в ходе учебной деятельности. Экспериментальное исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста явилось продолжением теоретического осмысления проблематики «Я», в поле которой включается проблема определения и описания Я-концепции. [3; c. 52]

Проведенное Екатеринбургскими психологами теоретико-экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Состояние отечественной системы образования в России характеризуется наличием двух главных тенденций, которые выражаются в процессах сохранения сложившейся в течение десятилетий в России системы образования и обновления содержания, форм, методов и целей общего образования. В связи с этим возникновение многочисленных инновационных школ делает необходимой оценку эффективности их работы. Собственно педагогический критерий такой оценки не может быть использован, так как он «работает» только в границах определенной образовательной системы. В ходе исследования доказана возможность использования в качестве значимого параметра оценивания работы образовательной системы соответствие Я-концепции учащихся подросткового периода развития особенностям психологических новообразований их возраста. Такой критерий оценивания является инвариантным для образовательных систем любого типа, так как он не зависит от специфики конкретной педагогической системы.

Структурная модель Я-концепции включает в себя: «образ телесного Я», «образ когнитивного Я», «образ социального Я» и «образ духовного Я». Данная модель Я-концепции разработана в соответствии с принципами системного описания и удовлетворяет требованию «необходимости и достаточности» элементов. Структурные составляющие Я-концепции допускают более дробную классификацию. В силу того, что самосознание человека имеет смысловую природу, наиболее перспективной с точки зрения изучения структурно-содержательных компонентов Я-концепции является психосемантическая экспериментальная парадигма, которая дает возможность экспериментатору разрабатывать методические приемы и техники под свои исследовательские задачи. Разработанная на основе репертуарной решетки Дж. Келли, авторская методика исследования Я-концепции учащихся подросткового возраста позволяет использовать собственные оценочные основания подростков, не навязывая те критерии, которые могут считаться значимыми для экспериментатора, но для испытуемого не иметь никакой аксиологической силы.

 

2. УБЕЖДЕНИЕ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

 

Убеждение как метод воспитания - педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать его учебную и другую общественно полезную деятельность или затормозить нежелательные поступки.

Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им.

Сущность его заключается во всестороннем воздействии на разум, чувства, волю воспитанника с целью формирования у него необходимых жизненных качеств. Объект воздействия выбирается в зависимости от формируемых качеств, то есть при убеждении человека в истинности чего-либо с помощью логики, происходит воздействие на его разум; при воспитании любви к Родине, близким, прекрасному, обращение происходит к чувствам человека. Убеждение как метод реализуется посредством бесед, диспутов, а также примеров из реальности или художественной литературы. Убеждение- метод воспитания, воздействия на сознание работника с целью вызвать его на полезную деятельность или затормозить его нежелательные поступки. В ходе убеждения необходим дифференцированный подход к собеседнику, т.е. учет его возрастных и других особенностей, уровня квалификации, настроения и т.д., что позволит выделить в коллективе определенные группы, например, активных работников, «середняков», лиц с неустойчивыми убеждениями, нарушителей трудовой дисциплины. На двух последних группах и нужно сосредоточить особое внимание.

Убеждение является сильнейшим мотивом поведения работника. Можно выделить три вида убеждений:

1. непосредственно эмоциональное, при котором воздействуют на чувства

2. логическое воздействие на разум

3. убеждение практикой

Убеждая собеседника в правоте своих взглядов, менеджеры одновременно используют элемент внушения, иногда даже неосознанно. Очень часто именно от особенностей личности убеждающего нас человека, от его интеллектуального уровня, эмоционально-волевых свойств, экспрессивных качеств, особенностей речи, авторитета в коллективе, уважения и т.д. зависит положительный эффект убеждения. Эффективность убеждения личности обусловливается и речью убеждающего, поскольку благодаря ей происходит обмен информацией, раскрываются смысл и предмет беседы. Эффективность убеждения зависит и от особенностей личности субъекта общения: его компетентности в данном вопросе, уровня знаний в определенной области, стиля руководства, свойств темперамента, характера, наличия определенных способностей.

Правила эффективности убеждения. Рекомендуется точно определить потребности слушателя и обращаться к ним.

Начинать разговор рекомендуется с мысли, которая должна прийтись по душе слушателю. Убеждающему рекомендуется принять образ, который вызывает большое доверие и распространяет ощущение надежности.

Убеждая, следует просить больше, чем на самом деле нужно для фирмы. Говоря, следует чаще обращаться к слушателю, чаще повторять слово «Вы».

В споре, дискуссии рекомендуется говорить последним, т.к. в этом случае больше шансов повлиять на слушателя. Сила убеждения как процесса воздействия зависит от ряда правил.

Первое правило - чем больше правды в сообщении, идее, в которой хотят убедить человека, тем вероятнее, что идея станет убеждением.

Второе правило - идея должна отражать потребности, интересы, надежды, желания, стремления человека.

Третье правило - в идее должен быть искренне уверен тот, кто убеждает.

Метод убеждения в воспитании - это разъяснение ребенку фактов и явлений общественной и личной жизни, формирование его взглядов. Метод убеждения является ведущим в воспитательной работе. Слово может быть величайшей воспитательной силой.

Диалог - основной путь обмена мыслями, универсальная форма информационного взаимодействия взрослого и ребенка. Диалог - прекрасный способ воздействия на сознание и формирования определенных взглядов, мотивов, чувств. Через диалог реализуется общение, решаются многие воспитательные задачи. Диалог способствует ориентации ребенка в реальной жизни. От того, как взрослый слушает своих детей, зависит ход и воспитательная сила диалога. Ребенку надо дать выговориться. Нельзя прерывать его словами: «Все ясно, хватит». Это неуважение и его не следует допускать. Когда говорящий закончит свою речь, то можно поинтересоваться, насколько вы поняли его.

Очень важно правильно оценить действия детей. Мама говорит: «Мне не нравится, что ты не убрал игрушки». В этом случае она показывает свою реакцию на поступок ребенка, дает ему возможность объяснить случившееся. Если же она скажет: «Ты - ленивый», то это вызовет ответную агрессивную (недоброжелательную) реакцию ребенка. Возникнет неприязнь. Навешенный ярлык «ты - ленивый» создает тупиковую ситуацию: психологическая дистанция между родителем и ребенком увеличивается, на более или менее длительное время наступает отчуждение. В диалогах необходимо соблюдать неприкосновенность личности ребенка. Всегда надо осознавать великую разницу слов: «Ты - хулиган» и «Ты поступил плохо» или: «Ты - бездельник» и «Ты не выполнил работу» и т.д. Выносить оценку следует только к конкретным действиям, оставляя личность ребенка в покое.

Таким образом, - метод убеждения необходимо систематически использовать в воспитательной работе с детьми. С его помощью решаются задачи расширения и углубления у них мировоззренческих знаний; - в воспитательной работе целесообразно использовать разнообразные формы убеждения. Надо стремиться вести разговоры с детьми так, чтобы достичь понимания ребенком проблемы; - не следует злоупотреблять длинными разговорами, строить их надо с учетом возраста своих воспитанников; - не следует считать метод убеждения единственным. В воспитательной работе необходимо сочетать его с методом упражнений (приучения) и другими.

Владея искусством убеждения, можно решать разнообразные педагогические задачи и достигать конкретных целей воспитания.

Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Часто всю информацию, передаваемую от человека к человеку, классифицируют с точки зрения меры активности позиции коммуникатора, различая в ней сообщение, убеждением внушение. Именно эта третья форма информации связана с некритическим восприятием. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку. Естественно, что в различных ситуациях и для различных групп людей мера неаргументированности, допускающая некритическое принятие информации, становится весьма различной.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Березовин Н.А. Цырельчук Н.А. Чеховских М.И. Психология и педагогика. В 2ч. ч1. Мн., 2002.

2. Бурлаков Р.А. Механизмы речи и мышления. М., 1988.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992.

4. Кучинский Психология внутреннего диалога. Мн., 1988.

5. Немов Р.С. Психология. В 3т. т1,2 М., 1995.