07.05.2012 5600

Философское учение о системе как методологическая основа изучения сущности педагогической (образовательной) системы

 

В современном науковедении под методологией понимается прежде всего учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. В структуре методологического знания выделяются четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический (Э.Г. Юдин).

Для нашего исследования важное значение имеют все названные уровни методологического знания.

Содержание первого, высшего философского уровня составляют, согласно Э.Г. Юдину, общие принципы и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания. Значимость данного уровня в изучении педагогических явлений отмечается в работах М.Вишневского. Он писал, что необходимость педагогически ориентированного философского синтеза при исследовании современной образовательной деятельности обусловлена тем, что философия изначально и, по сути выступает как мировоззренческая теория образовательной практики.

Второй уровень - общенаучная методология - представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин. Такой теоретической концепцией является системный подход как одна из форм познания окружающей действительности.

В научной философской литературе отмечается, что целостные системы - это не единственная форма бытия действительности, а системный, целостный подход - не единственная форма познания. Так, известный отечественный философ В.П. Кузьмин выделяет три типа наиболее общих объектов природы и общества: отдельный предмет - целостная система - совокупная разнообразная действительность. Этому разделению по типам объектов соответствуют и определенные типологические формы теоретического познания.

Первая из них в центре своего рассмотрения ставит отдельный предмет, взятый сам по себе («предметоцентризм»); вторая - «вид», «род», составляющие систему, в которой отдельный предмет выступает как компонент системы («системоцентризм»); третья - сложную действительность, представленную множеством разнотипных систем («полицентрическое сверхсистемное единство»).

Сущность системного подхода и его значение в исследовании различных областей действительности. Данный аспект достаточно полно и глубоко раскрыт в научной философской (В.Г. Афанасьев, А.Н. Кочергин, В. П. Кузьмин, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.) и педагогической литературе (С.Л. Кузьмина, В.П. Симонов, В.М. Полонский и др.). Так, В.Г. Афанасьев отмечает, что системность - это свойство, черта объективной действительности, а системный подход к ней - конкретизация диалектико-материалистического учения о всеобщей связи, движении и развитии. «Системный подход - это качественно более высокий, нежели просто предметный способ исследования. Это переход от познания отдельного к общему, от однозначного к многозначному, от абстрактного к конкретному, от одномерного к полимерному, от линейного к нелинейному и т.д.».

Системный подход, по определению В.М. Полонского, - это метод, применяемый к анализу объектов, имеющих множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью функций и цели, единством управления и функционирования. Системный подход применяется к тем явлениям, которые относятся к категории системы. Следовательно, сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, развитии и движении. А.Н. Кочергин отмечает, что изучение действительности на основе ее системного представления является таким этапом в развитии познания, который позволяет осуществить процесс познания с учетом всех сторон, связей и опосредований действительности. Поэтому системный подход можно рассматривать как конкретизацию диалектического принципа о всеобщей связи.

Роль системного подхода в научном познании и в управлении разнообразными объектами социального порядка, как отмечают ученые-философы, велика. Системный подход в его современном виде позволяет органически соединить анализ и синтез, качественное и количественное в исследовании социальных процессов, что расширяет возможности для применения эвристических и логико-математических методов, а также современных электронно - вычислительных средств. Системный подход позволяет выявить интегративные свойства системы и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.

Системный подход в изучении явлений педагогической действительности требует, согласно результатам исследований В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и др., реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики. Педагогическая практика является критерием истинности научных знаний, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом. Практика становится и источником новых фундаментальных проблем образования. Теория дает основу для правильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в образовательной практике, порождают новые вопросы, требующие фундаментальных исследований. На данные концептуальные идеи мы опирались при изучении проблемы исследования.

Сущность понятия «система» (философский аспект). В научной философской литературе отсутствует единый подход к определению сущности понятия «система». По мнению В. А. Якунина, многозначность определения «системы» объясняется множественностью и разнообразием объективного мира. Именно это служит основанием для выделения в логических конструкциях большого многообразия систем, качественная специфика и различия в которых усложняют формулировку общего определения.

Анализ научной философской литературы показал, что существенные признаки понятия «система» раскрываются в работах В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, А.Н. Кочергина, Н. В. Кузьмина, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина и др.

В.Г. Афанасьев под «системой» в широком смысле понимает «комплекс взаимодействующих тем или иным образом компонентов». В строгом смысле слова система - это целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах. Конкретизируя это понятие, В.Г. Афанасьев определяет систему как совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых, «интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам».

Наличие органической связи компонентов служит основанием того, что во взаимодействии со средой система всегда выступает как нечто «единое», обладающее качественной определенностью. Система - это такое образование, в котором внутренние связи компонентов между собой преобладают над внешними воздействиями на них.

Система активно воздействует на свои компоненты и преобразует их соответственно собственной природе. В результате исходные компоненты претерпевают заметные изменения: они теряют некоторые свойства, которыми обладали до вхождения в систему, приобретают новые свойства. На данные концептуальные идеи о сущности системы мы опирались при рассмотрении в процессе исследования существенных признаков понятия «педагогическая система».

Всестороннее изучение системы предполагает рассмотрение прежде всего ее внутреннего строения. Внутренние свойства системы характеризуются, согласно результатам исследований В.Г. Афанасьева, системно-компонентным, системно - структурным, системно - функциональным, системно - интегративным аспектами.

Системно-структурный аспект системного подхода есть поиск ответа на вопрос: их чего, из каких компонентов образовано целое. Компоненты в философском понимании - это те структурные единицы, взаимодействие которых обеспечивает присущие системе качественные особенности.

Системно-структурный аспект системного подхода предполагает раскрытие структуры как внутренней формы системы, представляющей собой способ взаимосвязи, взаимодействия образующих ее компонентов. Специфика структуры зависит, прежде всего от природы компонентов системы.

Системно-функциональный аспект системного подхода ориентирован на изучение функций системы. Всякая система социального порядка активна, деятельностна, что проявляется в ее функциях. Функции системы представляют собой интегративный результат функционирования ее компонентов. Функции системы выступают и как формы, способы проявления активности, жизнедеятельности системы и ее компонентов, как взаимосвязь, определяющая порядок включения компонентов, частей в целое. Функции компонентов по отношению к системе носят целесообразный характер. Различают координацию и субординацию функций.

Системно - интегративный аспект системного подхода ориентирован на выявление факторов системности, тех механизмов, которые обеспечивают сохранение качественной специфики систем, их функционирование и развитие. Наиболее общим, универсальным основанием системности является, согласно В. Г. Афанасьеву, материальное единство мира.

Социальные системы относятся к классу самоуправляемых систем, то есть систем, которым присущи механизмы, факторы управления. Они-то и обеспечивают целостность системы, ее функционирование и развитие.

На данные концептуальные идеи мы опирались при изучении внутренней сущности педагогических (образовательных) систем, выявлении их специфических особенностей.

Анализ научной философской литературы показал, что ученые-философы в большинстве своем выделяют в качестве основного существенного признака содержания понятия «система» - взаимодействие частей, элементов системы и интеграция их в целое. Так, В. А. Якунин выделяет, в контексте идей В.Г. Афанасьева, следующие основные признаки систем как целостных образований:

1) наличие таких качеств, которыми не обладают ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему; 2) наличие составных элементов, компонентов, частей, из которых образуется система; 3)наличие структуры (определенные связи и отношения между частями и элементами); 4) наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов; 5) наличие коммуникативных свойств системы (взаимодействие со средой и взаимодействие с системами более низкого и более высокого порядка, по отношению к которым она выступает как подсистема).

В исследовании В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина в содержание понятия «система» включены следующие признаки: 1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) она образует особое единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно вступают как системы более низкого порядка.

Важную роль в функционировании и развитии социальной системы играет внешняя среда. В. Г. Афанасьев отмечает, что всякая система социального порядка существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими системами социального и природного порядка. Эти внешние по отношению к данной системе образования, с которыми система связана сетью коммуникаций, и составляет ее среду. Внешняя среда, окружающие условия - это необходимый фон, на котором и при опосредованном участии которого развертывается функционирование системы. Поэтому в познании и на практике следует учитывать зависимость свойств системы как от внутренних факторов (состава, структуры, и функций системы), так и от процессов, происходящих в окружающих ее условиях. Таким образом, социальные системы, обладая присущим и для всех систем признаками, характеризуются следующими специфическими особенностями: наличие целей и управление. Существуют смешанные системы, в которых могут объединяться элементы естественной, искусственной и общественной природы, такие как биотехнические, социотехнические, биосоциальные и т.п.

В исследованиях ученых-философов рассматривается также и проблема классификации систем. Так, в работах Р. Л. Акофф, И.С. Ладенко, А.Д. Холм, Р.Е. Фейджен обосновывается классификация систем по генетическому признаку на естественные и искусственные. Если естественные системы возникают и развиваются спонтанно, то искусственные являются следствием человеческой деятельности (созданы человеком).

Системы могут быть открытыми, обменивающимися со средой веществом, энергией или информацией, или закрытыми, если никакого обмена системы с внешней средой нет.

Системы бывают адаптивные, обладающие свойством реагировать на внешнее воздействие противодействием, которое обеспечивает стабильное функционирование системы. В таком случае адаптивная система может носить активный характер и пассивный, «когда система изменяет свое поведение, чтобы действовать эффективнее».

Различают также системы целенаправленные, целеустремленные, то есть стремящиеся к достижению планируемого результата. В исследовании И. С. Ладенко обосновывается такое понятие, как «интеллектуальная система», содержание которого «представляет собой объединение комплекса средств познавательной деятельности с функциональным коллективом специалистов, которые используют их при расстановке в решении познавательных задач. В научной литературе используется и такое понятие, как «абстрактная система», все элементы которой являются понятиями.

Рассматривая общество, системы социального порядка не как механический конгломерат, не как произвольно созданное образование, а как объективно существующую совокупность органично взаимосвязанных социальных феноменов, В.Г. Афанасьев относит социальные системы к классу самоуправляемых систем, то есть систем, которым присущи механизмы, факторы управления. Они-то и обеспечивают целостность системы, ее функционирование, совершенствование и развитие. Управление как свойство общества на любой ступени развития имеет всеобщий характер и вытекает из системной природы общества.

Для нашего исследования это свойство имеет важное значение в понимании сущности образовательной системы. Важно было определить, к какому классу систем относится педагогическая система.

 

АВТОР: Зайчикова Т.Н.