07.05.2012 26259

Сущность педагогической (образовательной) системы региона и ее специфические особенности

 

Сущность понятия «педагогическая система». Понятия «система» и «системный подход» для педагогической науки являются достаточно новыми. Системный подход в педагогике получил распространение лишь в начале 70-х годов, когда в школу и просвещение стали проникать идеи кибернетики, программированного обучения, а также промышленные средства вычислительной техники.

Изучению характерных особенностей педагогических систем посвящены исследования многих отечественных (В.П. Беспалько, Г.А. Дмитриенко, Л.В. Загрекова, Т.А. Ильина, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, В.С. Лазарев, В.А. Леднев, С.А. Маврин, Г.В. Машарова, М.М. Поташник, В.П. Симонов, В.М. Соколов и др.) и зарубежных (В. Оконь, Ч. Куписевич и др.) педагогов. В работах отечественных ученых-педагогов раскрыты сущность системного подхода к изучению явлений педагогической действительности, специфические особенности педагогических (образовательных) систем, пути совершенствования управления их развитием.

Системный подход в педагогике рассматривается Ю.А. Конаржевским как «методологическая ориентация в научном познании объективной действительности и практике управления сложными системами». Данного определения мы придерживались в процессе исследования.

Анализ научной педагогической литературы показал, что в ней отсутствует общепризнанное понятие о сущности системы вообще и педагогической системы, в частности.

Известный отечественный ученый-педагог Т.А. Ильина дает следующее определение понятию «система»: «Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление». С.А. Маврин отмечает, что « под системой обычно понимается общенаучная категория для обозначения явлений искусственного мира, имеющих внутреннюю целостность, завершенную структуру и функциональное назначение». В исследовании Н. В. Кузьминой сущность педагогической системы рассматривается как «множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей». Ученый считает, что любые процессы, протекающие в определенных условиях, в совокупности с этими условиями называются системами, в которых различаются элементы, структуры и функции.

В.П. Беспалько определяет педагогические системы как «системы, в которых осуществляются педагогические процессы». Развивая данное определение, он пишет: «Под педагогической системой мы понимаем определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами».

С.А. Маврин, опираясь на результаты анализа опыта отечественной и мировой педагогики, отмечает, что педагогические системы не могут быть педагогической абстракцией. Они строятся на основе системного подхода, предполагающего упорядочение разнообразных элементов, установление между ними связей, иерархии и последующего структурирования».

В исследовании Л.В. Загрековой подчеркивается, что педагогические системы принадлежат одновременно к явлениям объективного и субъективного порядков. Их объективный характер обусловлен тем, что системность, способность формировать системы взаимосвязанных компонентов - одно из коренных свойств социальной материи. Педагогические системы сформировались как объективная необходимость практических потребностей человеческого общества в передаче общественного опыта, знания от поколения к поколению в процессе многовекового развития школы и педагогики. Любая педагогическая система задается ценностными ориентациями конкретного общества, которое определяет цели формирования личности: меняются цели формирования личности социально заданными качествами, меняется и педагогическая система.

Педагогическая система - это объективно существующая совокупность социально-педагогических феноменов, взаимодействие которых приводит к появлению интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим ее компонентам.

В.М. Симонов в определении обозначенного понятия отражает и другие существенные признаки педагогических систем. Так, он пишет, что любая педагогическая система - это система деятельности, искусственная и открытая. К тому же конкретная, динамическая и в определенной степени централизованная.

Согласно концепции В.Оконя - известного польского ученого-педагога, «...под системой обучения можно понимать определяемый социально детерминированными целями динамично функционирующий комплекс элементов, включающий в себя учителей, учащихся, содержание обучения, социально - детерминируемую среду, а также взаимосвязи между элементами».

Анализ приведенных определений показывает, что педагогическим системам присущи следующие основные признаки, характерные для любой социальной системы: состав (наличие элементов), структура (взаимосвязь элементов), функция (реализация системой определенной цели).

Специфические особенности педагогических систем. Обозначенные особенности педагогических систем как объективного явления социально-педагогической действительности находят отражение, прежде всего в ее функциях, составе и структуре.

Педагогические системы создаются и функционируют с определенными целями, в которых, прежде всего, находят отражение потребности общества в обучении и воспитании детей и молодежи. В отличие от производственных и природных систем, ведущей функцией педагогической системы является формирование личности человека с социально заданными качествами. Такие системы принято называть целеустремленными, или целенаправленными (Р. Акофф, Ф. Эмери). Функциональное назначение системы является определяющим при выборе элементов соподчинения, движения информационных потоков, способов взаимодействия между элементами.

Под структурой понимается общенаучная категория, характеризующая внутреннее строение объекта (в данном случае педагогической системы), при помощи которого описывается размещение элементов внутри него. Под элементами системы понимается минимальная структурообразующая единица системы (Ю.А. Конаржевский, А.С. Кравцов, С.А. Маврин и др.). Структура педагогической системы является очень важной характеристикой: от ее правильной компоновки зависит прочность системы и ее конфигурация.

Для нашего исследования теоретическое и методологическое значение имеют результаты исследования сущности педагогических систем и их структуры известных ученых - педагогов В.П. Беспалько, Л.В. Загрековой.

Так, согласно концепции В.П. Беспалько, в структуре педагогической системы четко просматриваются два исходных понятия всякой научной теории: ее задачи и технологии их решения.

Каждая дидактическая задача разрешается с помощью технологии обучения, целостность которой обеспечивается взаимосвязанной разработкой и использованием трех ее компонентов: организационной формы, дидактического процесса и квалификации учителя.

В целом разделяя позицию В. П. Беспалько и считая, что внутренние свойства педагогической системы характеризуются системно - компонентым, системно - структурным, системно - функциональным и системно - интегративным аспектами, Л. В. Загрекова предлагает свою структуру педагогической системы.

В этой структуре появляется такой компонент, как средства обучения и воспитания.

Следуя исследованиям В.П.Беспалько и Л.В. Загрековой, и на основе сравнительно-исторического анализа системно-компонентный аспект любой педагогической системы (античной, средневековой, буржуазной, социалистической или демократической) включает следующие инвариантные элементы: 1) цели обучения; 2) учащиеся (студенты); 3) педагоги; 4) содержание обучения и воспитания; 5) средства обучения и воспитания; 6) формы организации; 7) педагогические процессы (собственно процессы обучения и воспитания).

Каждый элемент системы выполняет определенную функцию, при этом главными компонентами являются учащиеся (студенты) и педагоги как существа социально организованные, ставящие перед собой определенные цели и стремящиеся к их осуществлению. Педагоги и учащиеся составляют ту основу, на которой, прежде всего, и держится педагогическая система (Л.В. Загрекова).

Структура педагогической системы определяется способом взаимосвязей, взаимоотношений компонентов системы обусловливает ее целостность, существование педагогической системы как целого. Структура педагогической системы многообразна; при этом следует иметь в виду, что какие бы компоненты ни были связаны в социально-педагогическом целом, в каком бы виде ни выступали, структура, в конечном итоге, проявляется через деятельность людей. Структуру любой педагогической системы определяют социально-педагогические отношения участников образовательного процесса: педагогов и обучающихся.

Изменения педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества. Исследования отечественных ученых показывают, что основной причиной неудавшихся попыток совершенствования педагогических систем является локальный несистемный подход к преобразованию ее элементов.

Важной особенностью педагогических систем является их классификация. Наиболее часто системы классифицируются на простые и сложные. По мнению С.А. Маврина, «системный подход в наиболее общем виде предполагает наличие систем различной степени сложности.

Эти системы могут быть достаточно автономными, то есть могут существовать и развиваться относительно самостоятельно вне прямых связей с другими системами, но могут входить одна в другую на правах «подмножества» или «подсистемы». Система, имеющая одну или несколько подсистем, является сложной. Система, состоящая из элементов, не объединенных в подсистемы, может условно считаться простой». Простые педагогические системы образуются 2-5 элементами, соединенными между собой информационными потоками, представленными прямыми и обратными связями (принцип прямой и обратной связи является ведущим принципом в кибернетике - науке об управлении). Примером простой педагогической системы может быть система «учитель-ученик».

Сложные педагогические системы могут состоять из 5 и более элементов. При этом в роли элемента могут выступать целые системы как простые, так и достаточно сложные, соединенные связями, иерархированными по уровням. Примерами сложных педагогических систем являются классно-урочная система обучения, региональная система образования, школа как образовательная система и др. Наивысшим уровнем сложности характеризуется российская система образования.

Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую систему образования как наиболее общую педагогическую систему. Эта система является сложной: она включает в себя в качестве подсистем все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования. Ведущей подсистемой (системообразующей) является общеобразовательная школа.

В научной педагогической литературе отмечается, что все педагогические системы различаются назначением и, как следствие, особенностями организации и функционирования. Так, в системе дошкольного воспитания основой является педагогическая система «детский сад». Ее варианты - педагогическая система круглосуточных детских садов для детей с ослабленным здоровьем.

В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система «школа». В зависимости от режимов работы могут быть следующие варианты: традиционный, полуинтернатный (школы с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детский дом, нахимовские и суворовские училища и т. п.).

Вариантами педагогической системы «школа» являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.

К педагогическим системам относятся и образовательные учреждения системы профессионального образования; к особым педагогическим системам относятся учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов и т.п.). В истории развития школы и педагогики имеют место и авторские педагогические системы как образовательные учреждения, в основе деятельности которых лежат нетрадиционные подходы, идеи. К ним относятся педагогические системы Я. А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского (В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов).

Таким образом, рассмотренные педагогические системы образуют единую систему образования Российской Федерации. В Законе Российской Федерации «Об образовании» понятие системы образования определяется как совокупность взаимодействующих:

- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Педагогические системы - системы организационные: они функционируют, развиваются и совершенствуются не стихийно, а благодаря управлению. В соответствии Законом Российской Федерации «Об образовании» к органам управления образованием относятся: федеральные органы (компетенция Российской Федерации в области образования), региональные органы (компетенция субъектов Российской Федерации в области образования), муниципальные органы (компетенция органов местного самоуправления в области образования), органы управления образовательного учреждения (компетенция образовательного учреждения). При этом в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» образовательному учреждению делегированы не только функции исполнения, но и функции управления, обусловленные новым статусом образовательного учреждения - статусом юридического лица. Поэтому образовательные системы в значительной мере самоуправляемые, то есть обладают способностью выбирать направление своей деятельности и нести ответственность за полученные результаты (В.М. Соколов).

Как и другие социальные системы, педагогические системы - открытые, с обратной связью, то есть между ними и средой происходит постоянный обмен информацией и людьми, а также «меняют свое состояние на основании обработки информации, полученной из среды, о результатах своей деятельности» (В.М. Соколов). Педагогические системы - динамические, так как функционируют в изменяющихся условиях, как внешнего окружения, так и в условиях перемен внутренних состояний системы. Педагогические системы можно назвать развивающимися, так как они самосовершенствуются по мере развития, социального и научно-технического прогресса.

Концептуальные идеи синергетики как методологическая основа исследования педагогических систем. Концептуальные идеи и законы синергетики как теории самоорганизации позволяют обосновать особенности педагогических систем как самоорганизующихся, расширить существующие в педагогической науке и практике представления о развитии и саморазвитии этих систем.

Термин «синергетика» бы введен немецким физиком Г. Харкеном, по инициативе которого в 80-е годы была издана серия книг по синергетике.

Возможности применения законов синергетики в педагогике и видение перспектив этого применения раскрываются в работах известных отечественных ученых - педагогов Н.М. Таланчука, В.А. Андреева и др. В. А. Андреевым введено понятие «педагогическая синергетика», содержание которого рассматривается как «область педагогического знания, которая основывается на законах и закономерностях синергетики, то есть законах и закономерностях самоорганизации и саморазвития педагогических систем, то есть образовательно-воспитательных систем».

Педагогические системы можно отнести к самоорганизующимся, так как, согласно концепции Г.И. Хакена, «мы называем систему самоорганизующейся, если она без специфического воздействия извне приобретает какую-то пространственную, временную или функциональную структуру».

В исследовании В.И. Андреева определены в русле идей и закономерностей синергетики следующие основные педагогические принципы и правила педагогики, лежащие в основе самоуправления и саморазвития педагогических систем: принцип периодической децентрализации в управлении педагогических систем и перехода в самоуправление; принцип самоопределения педагогических приоритетов; принцип социально - психолого - педагогического резонанса; принцип диверсификации и интеграции. На эти концептуальные идеи мы опирались в ходе исследования.

Все обозначенные особенности педагогической системы характерны и для региональной образовательной системы как объекта нашего исследования. Педагогическая система регионального уровня относится к категории сложных педагогических систем и входит в качестве одного из компонентов в состав российской системы образования как наиболее общей педагогической системе. Педагогическая система региональной образовательной системы имеет те же существенные признаки, которые характерны для любой педагогической системы в целом: состав, функция, структура. Ведущей подсистемой является в региональной образовательной системе общеобразовательная школа, управление функционированием педагогической системы которой, ее совершенствованием и развитием было одной из задач нашего исследования.

Деятельностный подход как методологический принцип исследования педагогических систем. С позиций деятельностного подхода основой образовательного процесса является деятельность.

Философский принцип деятельности означает признание деятельности сущностью способа бытия человека. Этот принцип из более широкого принципа отражения, когда сознание рассматривается как высшая форма отражения, предполагающая активность личности.

В психологии деятельность рассматривается как специфический вид человеческой активности: некоторое субъектно-объектное отношение, в котором человек-субъект определенным образом относится к объекту.

Социальная психология, принимая принцип деятельности в качестве одного из принципов своей специальной методологии, адаптирует его к предметам своего исследования. Если в качестве предмета исследования рассматривать группу, то содержание принципа деятельности раскрывается в следующих основных положениях: а) деятельность - это совместная социальная деятельность людей, в ходе которой возникают совершенно особые связи, например, коммуникативные; б) субъект деятельности - это не только индивид, но и группа, общество, т.е. совокупный субъект; в) деятельность - это основное средство групповой динамики. Признавая группу как совокупный субъект деятельности, можно изучать все атрибуты субъекта деятельности: потребности групп; мотивы групповой деятельности; цели групповой деятельности и т.д.

Таким образом, принцип деятельности превращается в своего рода норматив социально-психологического исследования, определяет исследовательскую стратегию. А это есть функция специальной методологии. Необходимость и важность данного методологического ориентира с позиций философии, психологии, социальной психологии обусловливает преемственность этого методологического принципа и с точки зрения педагогики для характеристики педагогической системы с позиций деятельностного подхода, в частности, в определении сущности позиции учителя и ученика как основных элементов педагогической системы.

В исследованиях отечественных ученых-педагогов - Ю.К. Бабанский, В. К. Дьяченко, Т. А. Шамова, Г.И. Щукина и др. - рассматривается в русле данного подхода сущность процесса обучения, функции учителя и ученика в этом процессе.

Так, В. К. Дьяченко, рассматривая процесс обучения как целостную систему, отмечает, что содержание обучения как процесса является какая-то деятельность, которой в той или иной степени владеет обучающий и не владеет полностью или частично обучающийся.

Схематически процесс обучения как целостную систему можно представить следующим образом:

Системообразующими понятиями процесса обучения как системы выступают цель обучения, деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления.

Сущность обучения, согласно исследованиям В.В. Краевского, представляет собой «совместную целенаправленную деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание». Цементирующим началом функционирующего единства всех этих компонентов является предметная деятельность преподавания и учения, включающая и процессы общения. Благодаря ей, т. е. совместной деятельности преподавания и учения - их единству, множественность и разнотипность, разнокачественность элементов и их связей, образующих целостную систему обучения, и придают ей упорядоченность и организованность, без чего она как таковая вообще лишена способности функционировать (В.П. Беспалько, В.К. Дьяченко, С.А. Маврин, И.Ф. Харламов и др.).

При этом процесс обучения как целостная система эффективно функционирует на основе системы дидактических принципов, в основу выделения которых положены личностно-деятельностный и управленческий подходы, отраженные в работах Ю.Б. Бабанского, В.И. Загвязинского, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина. Эти принципы отражают основные особенности процесса обучения, как его понимает современная дидактика и дают учителю совокупность указаний к организации учебного процесса от целеполагания до анализа результатов. Реализация этих принципов находит свое отражение и в современной педагогической технологии как новом направлении педагогической науки, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем.

Для нашего исследования концептуальное значение имеет понимание сущности педагогической системы, реализуемой на практике в русле концепции В.П. Беспалько. Специфическими чертами технологии обучения являются следующие: разработка диагностично поставленных целей обучения; ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей; оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов; воспроизводимость обучающих процедур.

Постановка диагностичных целей обучения предполагает, что для достижения заданного (желаемого) уровня обучения требуется ставить цели диагностично, т. е. определить их через результаты, выраженные в действиях учащихся, которые (действия) учитель может измерить и оценить.

Моделирование как метод исследования педагогических систем. Одним из ведущих методов, используемых в нашем исследовании, является один из основных конкретно-научных методов педагогического исследования - метод моделирования. В российской педагогической энциклопедии дается следующее определение сущности этого метода: «моделирование: 1)метод исследования объектов на их моделях - аналогах определенного фрагмента природной или социальной действительности; 2) построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств, разнообразных процессов - физических, химических биологических, социальных) и конструируемых объектов».

Понятие «моделирование» тесно связано с таким понятием, как «модель». В Советском энциклопедическом словаре в содержании этого понятия отражаются следующие существенные признаки: «Модель - 4) устройство, воспроизводящее, имитирующее строение и действие какого-либо другого устройства....; 5) в широком смысле - любой образ.... какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заместителя», «представителя»., моделирование, исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; модель - одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования - как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели). Аналогичные признаки понятия «модель» отражены и в определении его, которое дано в работе В.А. Штоффа.

В.А. Штофф пишет: «Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об объекте». Данного определения мы придерживались в ходе исследования.

По характеру той стороны объекта, которая подвергается моделированию, различают модели его структуры и модели его поведения (функционирования протекающих в нем процессов). Названные виды моделей мы использовали в ходе нашего исследования.

Необходимость использования метода моделирования при изучении педагогической системы объективно обусловлена ее спецификой как искусственно, специально в силу объективных законов развития общества организованной педагогической системы. Анализ научной литературы и образовательной практики показал, что «современная педагогическая наука постепенно переходит к планомерному формированию разнообразных педагогических систем, моделируемых в соответствии с целями и задачами, которые общество и государство ставили перед образованием. Кроме того, моделирование и конструирование педагогических систем является важной частью деятельности педагога-организатора народного образования. Моделирование и конструирование педагогических систем и технологий - это путь к созданию нового педагогического знания, открывающего дорогу к совершенствованию существующего образования» (С.А. Маврин).

В исследовании В.П. Беспалько также подчеркивается, что проект определенной педагогической системы составляет сущность технологизации современного образовательного процесса. Поэтому необходимым компонентом профессиональной компетентности практических работников сферы образования является обучение моделировать и конструировать педагогические системы. «Педагогический опыт последних лет... свидетельствует о том, - пишет С. А. Маврин, - что легкомысленное, интуитивное, непродуманное конструирование новых системных блоков в сфере образования не только не способствует, но и может нанести существенный вред развитию школы и просвещения, приводит к снижению результативности труда педагогов, тормозит процесс развития личности в школьном возрасте. Результатами такого «опытничества» являются: снижение грамотности, падении интереса к учебе, развал дисциплины, демотивированность молодежи и ее отказ от качественного обучения.

Не дает хороших результатов и слепое копирование педагогических систем, существующих на западе, в российской школе. Созданные в иных общественно-исторических условиях, на иной культурной, научной, технической основе, эти системы, пересаженные на российскую почву, как правило, не дают ожидаемых результатов...».

Основными этапами моделирования педагогических систем особенно в варианте их конструирования, происходящего в соответствии с основными закономерностями, принятыми для моделей, являются следующие:

- Этап осознания целей и путей их достижения.

- Этап формулирования средств достижения назначенной цели.

- Этап определения оптимальной структуры педагогической системы.

- Этап прогнозирования ближайших результатов деятельности педагогической системы (как положительных, так и отрицательных). На эти концептуальные идеи мы опирались при определении необходимости формирования у специалистов образовательной сферы метологической культуры как необходимого условия эффективности функционирования педагогической системы регионального уровня и педагогической системы общеобразовательной школы как одной из ведущих ее подсистем.

 

АВТОР: Зайчикова Т.Н.