07.05.2012 9498

Стандартизация как теоретическая основа повышения качества образования, ее роль в развитии и управлении региональной образовательной системы

 

Сущность понятия «образовательный стандарт». Проблема стандартизации образования, необходимости ее разработки и практического внедрения возникла в отечественной педагогической теории и практике в начале 90-х годов ХХ века в связи с реформированием системы образования в соответствии с основными принципами, обозначенными в Законе Российской Федерации «Об образовании». В ст. 43 Конституции Российской Федерации, излагающей содержание и гарантии права граждан на образование, говорится: «Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Большая исследовательская работа о сущности образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования была проведена в период 90-х годов ХХ в. научными сотрудниками института общего среднего образования Российской академии образования. Для разработки проектов учебных стандартов школы был создан специальный временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК), под названием «Российский общеобразовательный стандарт», деятельностью которого руководил академик РАО В.С. Леднев; результаты исследования данной проблемы обозначенным коллективом отражена в двух книгах - «Учебные стандарты школ России».

Работа над стандартами, как отмечают Н.Д. Никандров, В.С. Леднев, М. Н. Лазутова - это не одномоментный акт, но процесс, который нельзя считать завершенным. «И речь идет не только о законодательном требовании периодического обновления стандартов. Продолжается бурный рост научной информации, меняются наши представления о критериях и эталонах оценки».

В документе «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется «разработать и ввести в действие государственные образовательные стандарты общего образования и вариативный базисный учебный план, позволяющий учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений».

Анализ научно-педагогической литературы (В.С. Леднев, М.В. Рыжаков, С.Е. Шишов и др.) показал, что понятие стандарта (от английского - standart) означает норму, образец, мерило. Стандартизация (разработка и использование стандартов) является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее систематизации в соответствии с исторически изменяющимися потребностями общества.

«Под стандартом образования», согласно концепции В.С. Леднева, М.В. Рыжакова, С.Е. Шишова, понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала».

Термины « стандарт образования», «образовательный стандарт» употребляются и в других странах. Фактически это происходит всегда, когда ставится вопрос о качестве образования: качество с необходимостью требует сравнения с эталоном (т.е. со стандартом) или с состоянием в других странах.

В Федеральном Законе «О государственном образовательном стандарте основного общего образования» (проект) государственный образовательный стандарт рассматривается как «система параметров, характеризующих качество основного общего образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образования по достижению государственного образовательного стандарта. Устанавливается как государственная норма и фиксируется федеральным законом».

В научно - педагогической литературе рассматриваются следующие основные требования, предъявляемые к стандартам:

- Стандарт должен учитывать состояние социокультурной среды, потребностей и возможностей заинтересованных сторон и приниматься на основе их согласия.

- Стандарт должен быть ориентирован на нормирование конечного результата обучения.

- Должны соблюдаться согласованность и преемственность стандартов по ступеням и областям образования.

- Содержание и структура стандарта должны быть функционально полными с точки зрения задач развития личности в школе в целом и на каждой ступени образования в соответствии с ее спецификой.

- Описание единиц содержания образования в стандарте должно быть оптимизировано до уровня, позволяющего сохранить их целостность, системность и полноту с точки зрения целей образования.

- Своей структурой и содержанием стандарт должен отразить баланс интересов и компетенции государства, региона и школы, которые в свою очередь исходят из приоритета личности учащегося, учета его склонностей, способностей и интересов.

- Стандарт должен способствовать нормализации учебной нагрузки школьников, приводить ее в соответствие с требованиями разноуровневой подготовки учащихся в различных типах учебных заведений с учетом преемственности в обучении.

- Стандарт должен быть технологичным, рассчитанным на возможность инструментальной проверки.

- В стандарт могут включаться лишь нормы, прошедшие достаточную проверку практикой школы.

В русле данной концепции мы рассматриваем образовательные стандарты и способы оценки их достижений ключевыми моментами, определяющими качество образования и процедуры его оценки.

В Законе Российской Федерации закреплены два компонента стандарта, учитывающие федеративный характер устройства России - федеральный и национально-региональный компонент.

Федеральный компонент стандарта определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию России в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент стандарта по ступеням общего образования определяет те нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области родного языка и литературы, географии, искусства, трудовой подготовки и др.).

Кроме того, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования. Этот компонент отражает специфику и направленность отдельного учебного заведения.

Большое теоретико-методологическое значение имеют в русле нашего исследования результаты изучения учеными-педагогами следующих функций стандарта: критериально - оценочной, функции права на полноценное образование, функции сохранения единства образовательного пространства страны, функции гуманизации образования, функции управления, функции повышения качества образования (В.С. Леднев, М. В. Рыжаков, С. Е. Шишов и др.).

Так, критериально - оценочная функция стандарта проистекает из сущности стандарта как норматива, на который ориентируется система образования при определении содержания обучения, объема учебной нагрузки, оценки результата обучения, аттестации учителей и учреждений образования.

Функция сохранения единства образовательного пространства страны обеспечивается тем, что образовательные стандарты фиксируют объем и уровень полноценного базового образования. Это позволяет добиться внутри страны некоторого эквивалента общего среднего образования, гарантировать качество подготовки выпускников школы.

Функция гуманизации образования ориентирована на четкое определение минимально необходимых требований к подготовке учащихся, что открывает перспективы для дифференциации обучения с учетом личностных интересов школьников, их учебных возможностей.

Реализация функции управления связана с возможностью перестройки существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения на основе использования системы объективных измерителей качества подготовки, определяемых стандартом.

Получение информации о реальном положении дел в школе создает условия для принятия обоснованных управленческих решений, адресованных всем - от учителя до руководителя народным образованием. Управленческие решения, адресованные учителю, могут быть связаны с выбором оптимальных методик, своевременной коррекции, дифференциации и индивидуализации обучения; руководителям народным образованием - могут быть связаны с принятием региональных и национальных мер по улучшению состояния образования, внесением изменений в программы и учебники, совершенствованием программ повышения квалификации.

Функция повышения качества образования обеспечивается фиксацией общеобразовательными стандартами минимально необходимого объема содержания образования, что задает нижнюю допустимую границу уровня подготовки учащихся.

Таким образом, теория стандартизации образования и внедрение ее основных идей в педагогическую практику призваны повысить общий уровень образованности и, следовательно, качество образования в целом. Исследованиями отечественных ученых - педагогов, посвященными проблеме управления и контроля качества образования, установлено, что выполнение требований к качеству образования осуществляется через систему контроля. А требования, в свою очередь, устанавливаются посредством развития системы Государственных образовательных стандартов (ГОС), на базе которых и создается система контроля качества образования, организуются федеральные и региональные центры контроля качества образования и тестирования. Контроль за качеством образовательных услуг может осуществляться как посредством развития системы аттестационных процедур, так и развитием системы мониторинговых исследований. Развитие этих направлений актуально для современного управления образованием.

Педагогический мониторинг как системная диагностика качества образования. Научно - теоретические основы построения мониторинга. Мониторинг рассматривается в теории социального управления как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле, а также как информационное обслуживание управления в различных областях деятельности. Анализ научно-педагогической литературы (В.И. Андреев, А. Н. Майоров, А. Н. Тихонов и др.) показывает, что эти существенные признаки отражаются в современном понятии «педагогический мониторинг». Так, в «Кратком словаре «Основы педагогических технологий», выпущенном Уральским государственным педагогическим университетом в 1995 г., дается следующее определение данного понятия: «Педагогический мониторинг есть процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения». В исследовании В. И. Андреева педагогический мониторинг рассматривается как «системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденции развития образовательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, диагностические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива». Данного определения понятия «педагогический мониторинг» мы придерживаемся в процессе исследования проблемы.

Научно-теоретические основы построения мониторинга раскрыты в работах известных ученых - педагогов: А.Н. Майорова, В.А. Кальней, С.Е. Шишова и др. Согласно концепции А.Н. Майорова, мониторинг представляет собой «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению». Существующие системы мониторинга классифицируются, согласно разработанной А. Н. Майоровым классификационной характеристике, по следующим основаниям: сфера применения; средства, используемые для сбора исходной информации; потенциальные пользователи; средства измерений; способы распространения информации; время реализации; широта охвата. Основными общими принципами в проведении мониторинга в различных областях знания, в том числе в социальной сфере, являются: целостность (система должна быть описана и представлена максимально полно, действия различных технологических подсистем скоординированы настолько, чтобы это могло оказать влияние на получаемые результаты, единство измерения - анализа - экспертизы - управления); оперативность; приоритет управления; соответствия; научность; прогностичность (нацеленность на прогноз); непротиворечивость (валидизация здравым смыслом).

Качественной и количественной мерой оценки и планируемых психолого - педагогических результатов в рамках мониторинга образовательной системы являются нормы, эталоны, которыми задаются условия успешной учебной работы и ее желаемые результаты. Нормы определяются целями, стандартами и являются обязательной частью любого учебного плана и образовательной программы.

Норма (нормирование) - одно из самых необходимых условий и оснований мониторинга, а сравнение реальных результатов с эталонами и нормативами в образовательной деятельности является лишь одним из компонентов и этапов мониторинга, за которым следует содержательная оценка и коррекция. Исследованиями В.А. Кальней и С.Е. Шишова установлено, что степень эффективности мониторинга и оценки будет определяться тем, насколько корректно заданы стандарты и нормы и насколько они будут отвечать следующим требованиям: измеримость и применимость стандартов; осуществимость и согласованность стандартов с возможностями школы и ее составных частей (элементов); учет конкретных условий, в которых предлагается их выполнение; учет прошлого опыта и опора на анализ текущего состояния школы; требование избегать абсолютизации и преувеличения роли различных нормативных требований, особенно в случаях многофакторной оценки конечных результатов, когда может происходить перемещение внимания с трудноизмеримых показателей общего результата на те, которые легче поддаются измерению. В русле нашего исследования наиболее важным является требование, включенное в представленный выше перечень - наличие аппарата мониторинга, то есть отдельных лиц или коллективного органа, отвечающих за выявление отклонений и адекватную их оценку.

В рамках мониторинга образовательной системы проводится, как уже отмечалось, выявление и оценивание проведенных педагогических действий, в результате чего обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. В. А. Кальней, С. Е. Шишов отмечают, что «конечные цели всегда не соответствуют заданным, планируемым (в той или иной степени) - ситуация обычная, но не всегда учитываемая работниками образования». В качестве основных причин, снижающих эффективность функционирования педагогической системы ученые выделяют такие, как изменения в целях образовательного учреждения, в образовательных и учебных программах, планах; несовпадения личных целей участников образовательного процесса с целями образовательного учреждения; опережающее развитие науки, формирующей учебные курсы; переход к новым методикам и технологиям обучения; объемное изменение состава обучающихся и педагогического персонала в процессе достижения цели.

В русле концептуальных идей В.Н. Максимовой о сущности качества образования и концептуальных идей А.Н. Майорова, В. А. Кальней, С.Е. Шишова о сущности мониторинга функционирования образовательной системы можно говорить о качестве управления, о качестве педагогического процесса, о качестве результата функционирования педагогической системы. На данные категории мы опирались в процессе исследования. При этом в русле концептуальных положений В.П. Беспалько, В.С. Аванесова, В.И. Журавлева о диагностичности целей образования, необходимости создания конкретных технологий и средств измерения, достижения этих целей, эффективно работающих на уровне всех подсистем, в нашем исследовании рассматривается в качестве важного объекта контроля качество подготовки выпускников общеобразовательных учреждений.

В рамках системы общего среднего образования контроль его качества может эффективно осуществляться на уровне региона с опорой на требования государственных образовательных стандартов, включая их федеральный и региональный компоненты. Необходимость такого начального этапа, как установлено исследованием В.М. Соколова, обусловлена состоянием современного нормативного, социально - педагогического и культурно - образовательного мышления большей части преподавателей и управленцев, для которых затруднителен иной подход к стандартизации образования, кроме как через приоритетное оперирование категориями типового учебного плана и предметно - дисциплинарного подхода к самому процессу обучения, регламентируемого требованиями к минимуму содержания образования предметной области (в отсутствии стандартов по предметным областям).

Согласно результатам исследования Е.Г. Полуаршиновой, качество подготовки выпускников образовательных учреждений или ступеней образования является одним из важнейших показателей качества образовательной системы. Определение уровня и качества подготовки учащихся с помощью тестового контроля на основе системы государственных образовательных стандартов является одним из средств, позволяющих повысить эффективность управления образовательной системой. Выявлено, что органы управления любого уровня (район, город, область) могут реагировать на требования, предъявляемые к уровню общей подготовки учащихся, лишь имея оперативную, адекватную и достоверную информацию. В качестве инструмента определения знаний учеников, соответствия учебных заведений их названию, учителей - категориям, начали использоваться предметные тесты.

В исследовании А. Н. Тихонова теоретически обоснована важность такого принципа управления современным образованием, как необходимость развития системы контроля за выполнением требований Государственных образовательных стандартов на основе тестовых технологий. На данные концептуальные идеи мы опирались в ходе нашего исследования.

Проблемы управления образованием в изменяющихся условиях особенно актуальны в связи с «разработкой стратегии образования не только на общероссийском, но и на региональном уровнях».

Так, результаты анализа современного состояния социально-экономической сферы региона, приведенные в Программе развития Нижегородской области на 2001-2005 гг., позволяют сделать вывод о настоятельной необходимости перемен в стратегии развития региональной образовательной системы и, в первую очередь, в стратегии управления образованием.

Акцент на управленческий аспект сделан в связи с тем, что в качестве наиболее значимых недостатков в организации управления на муниципальном и школьном уровне определены следующие: «отсутствие эффективного педагогического мониторинга. Не разработаны критерии оценки эффективности управления на муниципальном уровне, эффективности работы образовательных учреждений различных типов и видов. Отсутствует система единого информационного обеспечения. Недостаточно достоверна получаемая информация. Не соответствует современным требованиям и остроте решаемых проблем уровень теоретической и практической подготовки администраторов образования».

Таким образом, в условиях внедрения стандартизации в системе образования особой проработки требуют вопросы создания и внедрения региональной и муниципальной системы педагогического мониторинга, критериев оценки качества образования, обученности выпускников школ и технологических способов и методов их определения. Внедрение стандартов и стандартизации в образование можно рассматривать как необходимую основу и условие для повышения качества образования и совершенствования управления образованием на всех уровнях образовательной системы.

 

АВТОР: Зайчикова Т.Н.