07.05.2012 4306

Моделирование деятельности лицея с поликультурной средой по формированию конкурентоспособной личности старшеклассника

 

Процесс технологизации, начавшийся в середине XIX века, связанный с усложнением производственных, экономических, социальных процессов, широким разделением труда, борьбой производителей за высокое качество продукции, её конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, не мог не затронуть сферу образования. Использование современных технологий определяется не только развитием материальной базы, сколько готовностью молодого поколения производить, усваивать, практически использовать новые знания, приборы, материалы и т.д.

И одну из главных ролей в его осуществлении призвана взять на себя школа, в нашем исследовании лицей, ибо через нее проходит всё поколение граждан России. Поэтому построение образовательного процесса в инновационных школах (лицеях) предполагает использование различных технологий.

Технология - греч. techne искусство, мастерство и logos наука, учение: совокупность методов и процессов, применяемых в каком-нибудь деле, в производстве чего-нибудь, а также научное описание таких методов (Крысин, 2000, с. 697).

В проанализированных нами научно-теоретических источниках существует несколько точек зрения на понятие педагогическая технология. В своём исследовании обозначим некоторые из них:

Педагогическая технология - системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

В.П. Беспалько отмечает два существенно отличающихся между собой значений педагогической технологии: 1. Систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса; 2. Проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике (Беспалько, 89).

Так как образовательный процесс в инновационном образовательном учреждении, а в нашем исследовании лицее, представляет каждому учащемуся возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, то для нашего исследования значима точка зрения Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко, которые дают следующее определение понятия образовательной технологии: - это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам (Шамова, 2001, с. 246).

Ими же была предложена классификация образовательных технологий:

- «традиционной школы»;

- «школы развития»;

- «школы социализации»;

Одним из основных направлений деятельности инновационного общеобразовательного учреждения (лицея) является разработка и внедрение технологии формирования конкурентоспособной личности учащегося (лицеиста).

В ходе теоретического анализа источников нами была разработана технология формирования конкурентоспособной личности учащегося по следующим классификационным параметрам (Селевко, 2002):

По уровню применения: общепедагогическая, так как характеризует целостный образовательный процесс в лицее, который включает совокупность целей, содержание, средства, методы, алгоритм деятельности субъектов образовательного процесса.

По философской основе: гуманистическая; природосообразная. Идеи гуманизации педагогической деятельности не новы. Теоретические подходы к развитию гуманистического воспитания были разработаны Б.М. Бим-Бадом, Р.А. Валеевой, Б.З. Вульфовым, И.Д. Демаковой, П.Ф. Каптеревым, Я. Корчаком, З.А. Мальковой, Э. Роттердамским, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинским, К.Д. Ушинским и другими учеными. Путь к гуманизации в педагогике лежит через признание самоценности личности, ее право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Природосообразная, т.е. природа учащегося, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психологическое и социальное развитие - главные и определяющие факторы формирования личности (Коджаспирова, 2000, с. 121).

Как отмечал немецкий педагог Л. Гурлитт: «У ребенка одна обязанность, а именно развиваться сообразно своей природе, своей среде и своему времени (Гурлитт, 1914).

Данные положения явились для нас основополагающими при определении философской основы разрабатываемой нами технологии.

По ведущему фактору психического развития: комплексная, т.е. предполагает учёт биогенных (генетического кода), социогенных (социальный опыт личности, результаты обучения и воспитания) и психогенных (внутренние психологические процессы и механизмы) факторов. Ведущими факторами в разрабатываемой нами технологии выступают психогенные и социогенные, т.е. конкурентоспособность личности зависит от самого учащегося, психологических процессов самосовершенствования и результатов воспитания, развития и обучения.

По научной концепции усвоения социального опыта, ассоциативно-рефлекторная, т.е. усвоение знаний, формирование навыков и умения, развитое личностных качеств конкурентоспособной личности осуществляется благодаря образованию сознания человека различных ассоциаций, их рядов и конструкций - простых и сложных (Н.Л. Менчинская, И.П. Павлов, И.С. Сеченов, СЛ. Рубинштейн и др.).

По ориентации на личностные структуры: информационная - формирование знаний, умений, навыков по экономическим специальностям; саморазвития, предполагающая формирование самоуправляющих механизмов личности, а именно они способствуют направленности, компетентности и гибкости - интегральным характеристикам конкурентоспособной личности.

По характеру содержания и структуры, общеобразовательная и профессионально-ориентированная.

Весь образовательный процесс в мире строится с учётом педагогических условий, способствующих формированию конкурентоспособной личности старшеклассника.

По виду социально-педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, развивающая и поддержки.

В процессе реализации разработанной нами технологии большая роль отводится педагогу, который в процессе обучения, воспитания и развития учащегося оказывает превентивную и оперативную помощь в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением, а также и сам продвигается в профессиональном мастерстве (Коджаспирова, 2000, с. 115).

По типу организации и управления технологическим процессом: традиционное образование, компьютерные технологии программированного обучения, самоуправления (самообразование, самовоспитание).

По организационным формам: рассматриваемая технология характеризует комбинацию классно-урочной, индивидуальной и групповой деятельности. Именно такое сочетание, на наш взгляд, создаёт благоприятные педагогические условия для формирования конкурентоспособной личности старшеклассника.

По подходу к ребенку: разрабатываемая технология опирается на идеи личностно-деятельностного подхода, педагогики сотрудничества.

Основными положениями педагогики сотрудничества являются: учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры свободного выбора, опережения крупных блоков, самоанализа и самооценки, создание высокого интеллектуального фона в классе, находясь в атмосфере сотрудничества, сотворчества, участники образовательного процесса совместно вырабатывают цели, содержание, дают анализ результатов деятельности (Коджаспирова, 2000, с. 109).

Основные характеристики личностно-деятельностного подхода являются (Шамова, 2001, с. 34-41):

1. Деятельность лицея ориентирована на формирование конкурентоспособной личности учащегося образовательный процесс лицея строится с учетом личностно-смысловой сферы, т.е. во главу угла поставлены ценностные отношения, мотивы деятельности. Этому способствует на наш взгляд:

- поддержка индивидуальности;

- создание условий для удовлетворения образовательных, культурных потребностей учащихся;

- содействие в самореализации, профессиональном самоопределении;

- поощряющий, стимулирующий характер взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Взаимодействия учителя и учащихся строится с учетом субъективного опыта ребенка.

По мнению И.С. Якиманской, субъективный опыт ребенка представляет собой опыт его жизнедеятельности, используемый в ходе познания окружающего мира, общения, реализуемый в различных видах деятельности.

2. Работа учителя в связи с этим строится в следующих направлениях:

работа с субъективным опытом ребенка (его содержанием, структурой, источниками приобретения);

- раскрытие способов мышления, сложившихся как особые личностные образования;

- раскрытие способов мышления, сложившихся в опыте познания каждого учащегося (Якиманская, 1996).

Ориентация на субъективный опыт учащегося, на наш взгляд, способствует формированию таких важных характеристик конкурентоспособной личности как самостоятельность, инициативность, креативность, гибкость мышления и др.

3. Культивирование уникального опыта учащихся, т.е. поддержка точности и тонкости жизненных наблюдений учащихся, особенно необходимо при формировании конкурентоспособной личности. Каждая точка зрения имеет право на существование, мнение должно быть признано, но приоритет отдан обоюдному решению конструктивной позиции. Умение убеждать, не навязывать своего мнения, соглашаться со своими ошибками - вот необходимые качества конкурентоспособной личности.

4. Признание субъектами образовательного процесса совместного опыта, ценности взаимодействия. Как отметил В.А. Петровский «люди приобщаются друг к другу, постигая единый для всех «предмет», и в то же время они постигают этот предмет, лишь приобщаясь друг к другу» (Петровский, 1996). На уроках, в свободных видах деятельности должен присутствовать дух сотворчества, содружества, именно он создаёт необходимые условия для раскрытия каждой личности и коллектива в целом, что значимо в процессе формирования конкурентоспособной личности.

5. Образовательный процесс должен строиться с учётом психофизиологических особенностей учащихся, особенно старших классов, так как именно в этом возрасте, как мы уже отметили в нашем исследовании, происходит формирование самосознания и самоопределения, что очень важно для конкурентоспособной личности.

6. Переориентация процесса образования на постановку и решение самими учащимися познавательных, исследовательских, преобразуемых и проективных задач. Для того чтобы сформировать конкурентоспособную личность, необходимо, чтобы учащиеся были мотивированы на эту целевую установку и представляли ориентиры дальнейших своих действий в этом направлении.

7. Учёт деятельностного подхода предполагает и изменение позиции педагога. Продуктивным типом взаимодействия педагога с учащимися в процессе формирования конкурентоспособной личности, на наш взгляд, должно быть: сотрудничество, сотворчество, диалог, партнёрство, соглашение, т.к. это способствует инициативности, активности, социальной ответственности личности.

По преобладающим методам и средствам: разрабатываемая технология является диалоговой, проблемной, коммуникативной, творческой, саморазвивающей.

Педагог в своей деятельности, ориентирующийся на формирование конкурентоспособной личности учащихся, создает обстановку диалога, партнёрства, которые характеризуются многообразием форм, видов, общения и деятельности.

По направлению модернизации и отношению к традиционным воспитательным системам, рассматриваемая технология является полидидактической, т.к. интегрировала в себя идеи и принципы следующих технологий: технологии на основе гуманизации и демократизации отношений (Ш.А. Амоношвили, И.С. Якиманская и др.), технологии на основе активизации и интенсификации деятельности детей и подростков (А.А.Ухтомский, М.И. Рожков, О.С. Газман и др.), технологии авторских школ (Я. Корчака, В.А. Сухомлинского, Н.П. Капустина и др.).

Концептуальные положения, разработанные учёными-педагогами, дополненные и переработанные нами, реализованы в теории и практике работы лицея по формированию конкурентоспособной личности старшеклассника.

По категории обучающихся: технология продвинутого образования, т.к. образовательным процессом охвачены учащиеся инновационного образовательного учреждения (лицея).

Предложенная технология формирования конкурентоспособной личности реализована нами в образовательном процессе лицея, особенностью которого явилась поликультурная среда учреждения.

Одним из важных условий конкурентоспособности учреждения является учёт образовательных потребностей по следующим признакам: географическим (особенности в образовательных ориентациях в разных регионах, например, в городе и в сельской местности), национальным; возрастным; профессиональным (принадлежность родителей к определенной профессии); материальным (материальное положение семьи) и т.д. (Оганесов, 2003, с. 21).

Российская Федерация по своему национальному устройству - уникальное государство, не имеющее аналогов в мире, насчитывающее 170 этносов, а Ставропольский край - это полиэтнический и поликонфессиональный регион, где проживают представителя более 100 национальностей, поэтому как отмечал М.Г. Тайчинов, актуализирует проблему углубление взаимосвязей народов и их культур, толерантности, уважения к людям иной конфессиональной принадлежности. Что касается самосознания ребенка и подростка, то он должен идентифицировать себя одновременно трояким образом: как член того или иного этноса, носитель национальной культуры, как гражданин многонациональной страны - Российской Федерации; и как просто человек, европеец, гражданин мира (Тайчинов, 1999).

Особая роль принадлежит образованию, которое способствует полноценной интеграции личности в национальную и мировую культуру (Закон РФ «Об образовании», 1996).

Поскольку такая проблема наиболее остро обозначена в образовательном учреждении, расположенном в поликультурной среде, в нашем исследовании это инновационная школа - лицей с поликультурной средой - возрастает интерес к проблеме формирования конкурентоспособной личности в условиях поликультурной среды.

Стержневым в данных определениях является категория «культура», насчитывающая около 500 различных определений. В исследованиях В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Э.С. Маркаряна культура представляет собой ценность, выполняющая меж поколенную трансмиссию (Маркарян, 1983).

Культура - совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми, норм поведения, этикета, характерных для конкретной общности (Концепция поликультурного образования, 1999, с. 4-5).

Международная энциклопедия (1994), обобщая теоретический и практический опыт образовательных учреждений, рассматривает поликультурное образование как важную часть современного образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах; уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию в духе уважения инокультурных систем (The International Encyclopedia of Edication, 1994).

Образование (школа) и культура - представляют собой два взаимосвязанных процесса и всякое образовательное пространство - это полилог культур. Поэтому содержание образования в школе с полиэтническим составом учащихся включает в себя три взаимосвязанных компонента (Тайчинов, 1999).

- обеспечение каждому возможности самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры и традиций;

- создание условий для равно правового диалога с этнокультурным окружением;

- вовлечение растущей личности в цивилизованные процессы, основывающиеся на национальных, общероссийских и общечеловеческих ценностях.

Образовательное учреждение призвано транслировать культуру личности. Именно на этой позиции построена технология С.Б. Библера. Школа диалога культур внедрена в образовательный процесс нашей базы исследования.

Как отметил, в своем исследовании М.М. Бахтин каждый человек является носителем определенной культуры, и общение с другими личностями-культурами, а также с объектами культуры и искусства в исторической перспективе помогает каждому определить место и назначение в современном мире, что имеет большое значение в формировании конкурентоспособной личности учащихся.

Исследователи подчеркивают (В.Н. Гуров, Н.К. Елаев, М.Г. Тайчинов, В.К. Шаповалов и др.) необходимость учёта культурных традиций каждого народа, образование должно быть направлено на формирование этноориентированной личности, способной к творческому саморазвитию в поликультурном обществе (Формирование толерантной личности, 2004; Шаповалов, 1997; Тайчинов, 2001; Елаев, 1997). В нашем исследовании таким поликультурным обществом является лицей, где учатся армяне, грузины, карачаевцы, абхазы, украинцы, азербайджанцы и др. Такое положение требует изменения содержания образования.

Правовой основой этнокультурного образования в инновационной школе являются конституция и закон РФ «Об образовании», в которых обозначены условия реализации национально-регионального компонента в содержании образования (Закон РФ «Об образовании», 1996):

- содержание учебных планов с научных позиций учитывает особенности детей разных национальностей и этносоциумов в поликультурном обществе;

- личность школьника является не только объектом, но и субъектом педагогического процесса, соответствующего его интересам и потребностям, национально-психологическому укладу;

- образовательный процесс рассматривается как сложное историческое и этнопедагогическое явление, представляющее собой совокупность исторических, социальных, психологических, этнокультурных явлений как единство среды и обучаемого.

Поэтому условными ориентирами в инновационной школе-лицее явилось не только обеспечение общего образования, начального профессионального образования, но и приобщение учащихся к родному языку, истории, этнокультуре, духовным ценностям, воспитание у них культуры межнациональных отношений, что является необходимым для конкурентоспособной личности, востребованной на рынке труда российском, европейском, мировом и т.д.

В своём исследовании мы будем опираться на следующие понятия, характеризующие особенности в формировании конкурентоспособной личности учащихся в поликультурной среде лицее (Митрофанова, 2003, с. 70).

Поликультурное образование - процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения, развития глобализма и планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде, представленной системой культурных ценностей, отличных от собственных.

Поликультурная среда - часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур, представляющих различные этносы, религии, культуры поселения быта, коммуникации и т.д.

Поликультурное образовательное учреждение- 1. Локальное социальное звено образовательного пространства города, региона, отражающее технологии поликультурного личностно ориентированного образования и обеспечивающее педагогическую поддержку и адаптацию личности в поликультурной образовательной среде; 2. Учреждение с поликультурным контингентом, призванное удовлетворить образовательные, социокультурные и адаптивные потребности учащейся молодежи.

Нам представляется важным создание в инновационной школе-лицее воспитывающей поликультурной среды как совокупности окружающих старшеклассников обстоятельств, социальных ценностей, влияющих на их личностное развитие и содействующих его вхождению в поликультурную среду города, региона, мира и т.д. Чем раньше поликультурная среда будет выполнять воспитывающую роль, позволяющую стать субъектом собственной жизнедеятельности, тем быстрее и легче будет происходить процесс формирования конкурентоспособной личности.

Таким образом, поликультурная среда - это среда, способствующая формированию конкурентоспособной личности.

Поскольку г. Ставрополь и Ставропольский край является многонациональным, приближенным к зоне постоянно вспыхивающих войн и конфликтов, характеризующимися притоком семей беженцев, резким разграничением семей по социальному статусу, то это влечет за собой проблемы в образовательном пространстве учреждений.

Поликультурная среда лицея является локальной и состоит из разнообразных функционирующих, развивающих, социальных сред, в которых наиболее полно реализуются творческие способности личности, и происходит процесс раскрепощения и понимания других и самого себя (Анциферова, 1999; Буева, 1972).

Общими принципами построения поликультурной среды в лицее выступают:

- принцип активности направленный на гибкость, компетентность и направленность личности, что является показателем ее конкурентоспособности;

- принцип эмоциональности среды, способствующий созданию благоприятного психологического микроклимата в педагогическом коллективе и коллективе учащихся, дающий ощущения индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия;

- принцип творческо-гуманной направленности, способствующий проявлению разнохарактерных отношений (дружеских, партнёрских, деловых, сотрудничества, сотворчества);

- принцип диалогичности, обеспечивающий разнохарактерные и разноуровневые диалоги: диалог культур, искусств, языка и др.

- принцип интегративности, определяющий взаимодействие культур, созидание деятельности учащихся и учителя; учащихся между собой; учащихся и культурой;

- гуманитарный принцип, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим природным, социальным, культурным окружением.

Построение среды на таких принципах, на наш взгляд, способствует самоопределению, адаптации учащихся, конструктивному поведению конкурентоспособной личности в условиях поликультурности.

Так как в старшем школьном возрасте формируется мировоззрение личности, учащиеся мотивированы на продолжение учебы, подготавливают себя к профессиональной деятельности, то наибольшее значение в нашем исследовании приобретают такие функциональные сферы жизнедеятельности, как учебно-познавательный труд, общение, самосознание.

Общение, деятельность и самосознание явились приоритетными направлениями деятельности лицея - инновационной школы с поликультурной средой.

Что касается первой сферы деятельности, то она представлена в основном учебным и начально-профессиональным блоками. В учебный план лицея включены общеобразовательные предметы и специально-экономические (основы экономической теории, экономика, организация предприятия, маркетинг, менеджмент, основы предпринимательства, бухучет и аудит, делопроизводство, защита прав потребителя, налоги и налогообложение, математические расчеты в экономике и др.)

Работа, направленная на начальную экономическую подготовку учащихся лицея в условиях взаимосвязи общеобразовательных и специальных предметов обеспечивает:

- межпредметные связи учебного материала по общеобразовательным специальным предметам, экономического цикла позволяют учащимся овладеть методами, имеющими общенаучный характер (моделирование, обобщение, абстрагирование, конкретизация и т.д.);

- выполнение различных видов самостоятельной работы в процессе бизнес-игры «Путь к успеху» способствует проявлению лидерских и деловых качеств учащихся;

- уроки по общеобразовательным дисциплинам, имеющие экономическое содержание, способствуют развитию многомерного мышления, тренируют в применении знаний на практике;

- взаимосвязь учебного материала с общеобразовательными и специальными предметами убеждает учащихся в необходимости постоянного пополнения знаний, расширению интеллектуальных возможностей, приучает к творческому поиску, вовлечению культуры труда;

- меж предметные связи по экономическим дисциплинам интенсифицируют профессиональную подготовку учащихся, формируют качества конкурентоспособной личности - направленность, компетентность, гибкость.

Начальной экономической подготовке учащихся лицея способствует разработанная педагогами лицея и преподавателями экономических факультетов СГУ и СтГАУ бизнес-игра «Путь к успеху», включающая самоуправление учащихся и экономическую направленность лицея.

Цель игры - дать возможность учащимся в ходе учебного процесса приобрести практический опыт в области предпринимательства участием в создании и управлении собственных фирм. Во время бизнес-игры учащиеся проводят исследования рынка, формируют стартовый капитал, выпускают акции, производят и реализуют продукцию (услуги), готовят отчётные документы, финансовые отчеты, ликвидируют компанию, т.е. по сути проходят все этапы формирования, становления, функционирования, развития и ликвидации коммерческого предприятия.

Основные этапы игры:

- Организационный (выбор президента административной комиссии из числа учащихся, проведение исследования рынка, создание предприятия, выпуск акций).

- Разработка планов деятельности предприятия (бизнес-планов), рекламной деятельности, разработка стратегии и продаж (услуги).

- Деятельность предприятия (организация производства и продажи продукции), ведение необходимой документации.

- Завершение деятельности и завершение производства, продажи дивиденда по акциям и возвращение акционерного капитала.

На наш взгляд, многолетний опыт использования бизнес-игры способствует учащимся на практике проверить свои лидерские и деловые качества.

Второй важной сферой становления конкурентоспособной личности является общение.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия восприятия и понимание другого человека (Андреева, 2004).

В поликультурной среде лицея развитие коммуникативных способностей учащихся стало одной из главных задач.

Осознавая значимость данной проблемы для учащихся старших классов, были предусмотрены факультативные занятия «Земля, на которой мы живем», «Народы ближайшего окружения».

Нами были выделены несколько ведущих целей, которые поставлены на весь период проведения факультативных занятий:

- расширить знания учащихся о государствах, народах, их менталитете, опыте, культуре, традициях;

- способствовать освоению учащимися позитивной модели поведения в многонациональном обществе (разрешение конфликтных ситуаций нормативными способами; учет позиций, желаний, потребностей людей разных этнических групп, контроль и управление собственным поведением);

- развивать умения учащихся принимать других людей с особенностями их характера, религии, внешнего вида, привычек и т.д.; уважение к правам других, терпимость;

- развивать коммуникативные способности (умение вести переговоры, находить компромиссы, излагать ясно свои предложения, вопросы, претензии и пожелания; применять голосование при решении коллективных проблем);

- совершенствовать навыки работы с информацией (самостоятельно находить и получать информацию из разных источников, анализировать и использовать её, а также представлять её («эффективная речь»)).

На наш взгляд, занятия по обозначенному курсу способствовали реализации основных функций общения: информационной, социальной, перцептивной, самопрезентативной, интегративной и аффективной.

Информационная функция общения связана с передачей информации вербальным или невербальным путем.

Социально-перцептивная функция общения связана с такими важными качествами конкурентоспособной личности как грамотное восприятие человека человеком, умение устанавливать на этой основе эффективное взаимодействие.

Функция самопрезентации предполагает самовыражение собеседников, т.е. умение себя подать. По мнению А.А. Леонтьева, основными тремя мотивами самоподачи являются: стремление к развитию отношений, самоутверждение личности и необходимость профессионального плана (Леонтьев, 1974), что очень значимо для нашего исследования.

Интерактивная функция общения связана с обменом в ходе взаимодействия образами, идеями и действиями.

Аффективная функция общения заключается в эмоциональной стимуляции, разрядке, облегчении, психологическом комфорте и контроле аффекта, его нейтрализации, коррекции или создании социально значимого аффективного отношения (Митина, 2002, с. 52-53).

По нашему мнению работа лицея в области «общения» способствовало развитию коммуникативных умений учащихся в поликультурной среде, а также обеспечению их конкурентоспособности на рынке труда.

Особое место в лицее занимает деятельность по самосознанию учащихся, т.е. представление их о себе, осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств. Личностное и профессиональное самосознание, по мнению психологов И.В. Дубровиной, И.А. Зимней и др. является важной психологической особенностью старшеклассников.

В личностном самосознании считали необходимым научение учащихся ставить цель, познавать свою индивидуальность, психологические особенности, качества своей личности. Как утверждал Т. Манн, познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть.

Как отмечают СЛ. Рубинштейн и другие ученые самосознание имеет трехуровневую структуру: когнитивный компонент, основу которого составляет процесс самопознания, аффективный компонент, который содержит самоотношение и поведенческий компонент, включающий в себя процесс саморегуляции (Рубинштейн, 1976).

В психологии и педагогике проблема профессионального самосознания является одной из важнейших.

Современное общее и начальное профессиональное образование строится на идее саморазвития, поэтому должно соответствовать требованиям времени, изменяться качественно, количественно, содержательно и технологически, т.е. способствовать формированию конкурентоспособной личности.

Поэтому в деятельности нашего лицея большая роль отводится профильной ориентации, т.е. оказанию учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании версии продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, учреждениях профессионального образования.

Основными критериями готовности учащихся 9 классов к выбору профиля обучения в старших классах лицея являются:

- выраженность ценностных ориентации, связанных с профилем обучения (экономического) и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;

- представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения;

- информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения.

- наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению компетенции, востребованных в профильном обучении (Элективные ориентационные курсы, 2003).

Важным аспектом в профессиональном самоопределении учащихся лицея является развивающая (активирующая) профконсультация, основная цель, которой активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению.

Обеспечению психолого-педагогического сопровождения выбора профессии и подготовки к ней способствуют диагностические данные обследования учащихся, информация о профессиях, перспективы развития личности, как отмечают в своих исследованиях Е.М. Борисова, Г.П. Логинова (Борисова, 1991).

В профессиональной консультации значительное место отводится следующим направлениям:

- стимулирование потребностей учащихся к самопознанию и самосовершенствованию в процесс подготовки к профессии;

- выявлению недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, значимых в процессе начальной деятельности;

- принятию решения коррекционной и развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;

- контролю за развитием качества, способностей после коррекции или тренинга;

- определению ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям учащихся.

Профессиональная консультация предполагает соблюдение двух этапов.

На первом этапе учащиеся лицея получают знание о себе (образ «Я»), о профессиях. Учащимся предоставляется возможность выбора как формы получения знаний, так и содержания познавательной деятельности в соответствии с их интересами.

На втором этапе у учащихся формируется свое видение мира профессий благодаря их включению в социально-экономическую деятельность посредством бизнес-игры «Путь к успеху».

Участие в социально-экономической деятельности позволяет учащимся:

- самоопределиться по отношению к социально-экономической деятельности, общению;

- осмысливать социально-экономическую деятельность с последующей коррекцией действий;

- приобретать социально-экономический опыт;

- проявлять инициативу, участвовать в более сложных видах социально-экономической деятельности.

Основная задача педагога при этом - способствовать формированию социальной активности личности, создание ситуаций, стимулирующих лидерский потенциал воспитанников через:

- построение оптимального стиля взаимоотношений в группе, с группой и с лидером;

- создание обстановки сотрудничества;

- использование вариантов и элементов коллективных творческих дел и деловых игр.

На наш взгляд, личностное самосознание выступает в единстве личностной и профессиональной направленности и является важнейшим условием формирования конкурентоспособной личности старшеклассника. На наш взгляд, профконсультация учащихся, проводимая в лицее, способствует осознанию ими себя, своих возможностей в мире профессий.

Таким образом, создание в лицее воспитывающей поликультурной среды определяет формирование конкурентоспособной личности учащихся через общение, деятельность и самосознание.

 

АВТОР: Новикова В.И.