07.05.2012 4130

Организационно-педагогические и социально-психологические условия успешного формирования конкурентоспособной личности старшеклассника в поликультурной среде лицея

 

В своем исследовании мы предположили, что эффективному формированию конкурентоспособной личности старшеклассника будут способствовать не только условия, ориентированные на повышение экономических знаний, развитие общих, профессиональных, творческих способностей, на вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность, но и направленные на сохранение национального, человеческого и культурного начала каждого учащегося; на формирование способности понимать самого себя, других людей, прогнозировать их поведение в различных ситуациях, дифференцировать межличностные отношения. Эти качества чаще всего связывается исследователями с понятием «социальный интеллект». Э. Торндайк рассматривает его как «дальновидность в межличностных отношениях», Л.И. Уманский как «практический ум». Критериями сформированности социального интеллекта выступают: социально-психологическая наблюдательность, социально-психологическая компетентность, межличностная компетентность, коммуникативная компетентность.

Исходя из этого в ходе экспериментальной деятельности, мы создали в лицее комплекс коммуникативных условий, способствующих эффективному формированию конкурентоспособной личности старшеклассника.

В качестве первого условия мы выделили расширение социального опыта старшеклассников.

Организация социального опыта и создание необходимых условий для полноценной самореализации, саморазвития личности, ее самоактуализации в ближайшем окружении; самовоспитание в желательном для общества и личности направлении; активизация всеми имеющимися у общества средствами интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и других направлений развития личности являлись приоритетными направлениями в деятельности лицея.

Рассматривая систему «среда - личность» как двуединый процесс при решающей роли факторов социальной среды, мы ориентировались, с одной стороны, на поиск путей и средств нравственного совершенствования окружающей микросреды как необходимого условия становления и успешного развития личности; с другой - на изучение самой личности во взаимодействии со средой. В этом последнем важным являлся учет так называемых «социальных сетей» ребенка, представляющих систему его социальных связей, что является важнейшим фактором его социального поведения.

Исходя из вышеизложенного, к работе привлекались социальных институтов системы образования, учреждения культуры, спорта, производственные предприятия.

В ходе реализации программы эксперимента нами были установлены связи с рядом образовательных, медицинских и общественных организаций: городской детской библиотекой, советом микрорайона, Краевым детским фондом. Сотрудничество с кафедрами теории и практики управления образования практической психологии способствовало разработке и реализации экспериментальной работы в ОУ. В лицее также налажена совместная деятельность с институтами социума по проблемам семейного воспитания (с комнатой школьника, с ботаническим садом, с Орденом милосердия).

В ходе совместной деятельности использовались следующие организационные формы взаимодействия лицея с социумом: заключение договоров с учебными заведениями и учреждениями социума по различным направлениям образовательной деятельности лицея; использование материально-технической базы вузов, ссузов и других организаций социума для реализации образовательных потребностей учащихся; привлечение преподавателей вузов, ссузов, представителей различных организаций социума города и края для проведения занятий с учащимися; организация системы работы с учреждениями дополнительного образования города (занятия по интересам, научно-исследовательская деятельность, начальная профессиональная подготовка и др.); организация социально - значимой деятельности учащихся в микрорайоне (совместная деятельность с Краевым отделением «Ордена милосердия», с Краевым детским фондом, с национальными общинами и др.); привлечение сотрудников медицинских учреждений города для осуществления мероприятий по реабилитации и профилактике здоровья учащихся и педагогов; открытие Центра здоровья; сотрудничество с кафедрой теории и практики управления образованием, практической психологии, информационных технологий Ставропольского государственного университета в целях повышения профессионального уровня учителей (семинары, курсы, конференции, выставки, педсоветы, экспериментальная деятельность); общение педагогов с учеными края через лектории, научно-практические семинары, консультации по отдельным вопросам.

Контакты лицея в социуме с различными организациями и учреждениями позволили через общение формировать более широкий менталитет ребенка. Он становится гибким, адаптированным в обществе. Его альтернативное мышление помогает ему легко ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, находить правильной решение проблемы.

Расширение социального опыта старшеклассников лицея осуществлялось также через работу с семьей

В своей работе мы исходили из того, что успех любой образовательной программы основывается на теснейшем общении и сотрудничестве педагогического коллектива и родителей. Ребенок приходит в школу из семьи и возвращается в семью. Поэтому то, что педагоги стремятся вложить в ребенка либо поддерживается и усиливается семьей, либо игнорируется и, в лучшем случае, не приносит особого вреда, в худшем - имеет обратный эффект, приучая ребенка к двойным стандартам поведения.

Опытно-экспериментальная работа по проблеме формирования конкурентоспособной личности в поликультурной среде лицея потребовала более глубокой разработки проблемы взаимодействия образовательного и семейного социумов. Исходя из этого в рамках поставленной проблемы перед образовательными учреждениями, встал вопрос выбора подходов к организации работы с семьей в условиях поликультурной среды. За основу нами была взята модель социальной работы образовательного учреждения с семьей, предложенная профессором В.Н. Гуровым (1998), внедрение которой предполагало как изменение организационно-содержательных основ работы с семьей, так и разработку новых технологий.

Работа с родителями строилась по следующим направлениям: просвещение родителей по вопросам воспитания (например, родители старшеклассников принимали участие в краевом родительском лектории по вопросам воспитания подрастающего поколения); консультации специалистов для родителей с детьми, имеющими хронические заболевания; работа школьного медико-психолого-педагогического консилиума; проведение различных совместных видов деятельности.

Особое внимание уделяется работе с семьей по следующим аспектам: изучение первичных показателей семьи; включенность родителей в социальнозначимые виды деятельности; диагностика уровня педагогической компетентности родителей; изучение удовлетворенности родителей работой лицея; изучение социально-психологического климата в семье; отношение родителей к своему здоровью и здоровью детей; этническое самосознание; ценностные ориентации.

Использование дифференцированного подхода позволило создать банк данных неблагополучных семей. На основе проведенной диагностики осуществлялась коррекционная работа с различными группами семей.

Данная система работы с семьей способствовала повышению воспитательных возможностей семьи, созданию благоприятного нравственно-психологического климата в семье, повышению эффективности социализации личности в семье.

Поскольку лицей является поликультурным образовательным учреждением, важным в ходе эксперимента являлось повышение эффективности межэтнического общения посредством формирования этнической толерантности и этнокультурной компетентности учащихся.

Этнокультурная компетентность и этническая толерантность формировались в ходе учебной и воспитательной работы. Особое внимание уделялось этнокультурной направленности содержания образования. Правовой основой этнокультурного образования лицея с полиэтническим составом учащихся являлись Конституция РФ, Закон «Об образовании» РФ. Закон устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Это дало нам возможность обогатить содержание образования за счет включения в него материала, отражающего культурное достояние народа, региональные особенности развития культуры.

Деятельность в этом направлении была нацелена на формирование свойства личности, выражающегося в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иноэтнической культуре реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

Основу этнокультурного образования составили гуманитарные дисциплины. Они представлены систематическими учебными курсами отечественной истории (например, «История народов Ставропольского края»), литературы («Литературное Ставрополье») и др.

Такие дисциплинах как биология, география, позволяли сформировать знания о той стране, где родился и живет ребенок, о ее климатических условиях и природных богатствах, промышленности, сельском хозяйстве, роли и месте в мировой экономике, о проблемах экологии и т.д.. География и биология способствовали формированию той естественной мировоззренческой основы, без которой трудно себе представить прочное знание отечественной культуры (например, курсы «Флора и фауна Северного Кавказа», «География Ставропольского края» и др.).

Этнокультурная направленность содержания образования реализовывалась также через изучение старшеклассниками специализированных курсов на выбор по темам («Культура и обычаи народов Ставрополья», «Народные промыслы»), и интегрированных курсов («Культура народов Северного Кавказа», «История мировых религий»).

С целью формирования представления о многообразии культур в России и мире, воспитания уважения к истории и культуре других народов, позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс всего человечества и способствующим самореализации отдельной личности, в лицее активно использовался региональный компонент. На уроках и внеклассных занятиях изучалось литературное наследие народов Кавказа, был создан буклет «Писатели Ставрополья». Проводились национально-культурные и общекультурные праздники («Масленица», «Святки» и др.). Выступали детские коллективы в микрорайоне, проводился фестиваль народов Кавказа, конкурс рисунков по толерантности, уроки культуры мира, пополнялись фонды школьной библиотеки литературой писателей и поэтов Кавказа, стал выпускаться альманах «Вдохновение», обогатился экспонатами школьный этнографический музей.

Организовывались также встречи старшеклассников с представителями разных культур в специально подготовленной, педагогизированной среде: встречи учащегося с представителями других культур во время туристско-краеведческих экспедиций, моделирование встреч школьников с иными культурами в игровых ситуациях, где уже сами старшеклассники брали на себя роли представителей различных культур и вступали в предусмотренный игровым сценарием «межкультурный» диалог по каким-либо проблемам.

Одним из условий, направленных на повышение эффективности межэтнического общения было привлечение к образовательному процессу общественных национально-культурных организаций. Прошедшая большая волна миграции населения в постсоветское время привела к появлению добровольных общественных объединений диаспор, национальных общин, культурных центров, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «Об общественных объединениях». В настоящее время в Ставропольском крае существуют 40 разных национально-культурных объединений.

Например, в Ставрополе функционируют: абазинский культурный центр «АБАЗА», азербайджанская диаспора «Орпар-Юрд», карачаево-балкарский культурный центр «Эльджурт», краевой культурный греческий центр «Афродита», городская греческая национально-культурная автономия, общественная организация «Днипро» - украинская диаспора в Ставропольском крае, армянская национально-культурная автономия в Ставропольском крае, городская еврейская религиозная организация «Шалом», Дагестанская община, Ставропольский казачий круг, Региональная национальная культурная автономия немцев «Видергебурт»; в Кисловодске создано общество «Славяне», армянская национально-культурная автономия «Крунк», карачаевское благотворительное общество «Алан», Культурный центр народов Дагестана, осетинское общество «Иристон», грузинское общество «Иверия».

Все они в своей деятельности содействуют развитию национальных культур, истории, традиций, обычаев, языка, народных промыслов, вносят вклад в развитие духовной, экономической и культурной жизни городов и края в целом. Общины обмениваются опытом работы по укреплению дружбы и взаимопонимания между людьми разных национальностей, осуществляют благотворительную деятельность, проводят массовые мероприятия в области культуры и просвещения.

Сотрудничество с национально-культурными объединениями, со школами Осетии, Дагестана, Ингушетии, установление связей со сверстниками дальнего зарубежья (КИД), билингвизация, экологизация, информатизация, профилизация учебно-воспитательного процесса, проведение психологических семинаров для педагогов «Культура общения», написание и защита научно-исследовательских работ по историческому, литературному наследию, по экологическим проблемам способствовали созданию мультикультурной среды как основы для взаимодействия с элементами других культур, объединяли учащихся разных этнических групп в рамках кросскультурной коммуникации, способствовали развитию навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур.

В ходе экспериментальной работы у старшеклассников формировалась готовность к преодолению трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями различных этнических общностей, а именно: непредвзятость позиции при оценке других людей, их национально-психологических особенностей; преодоление своих этноцентристских тенденций и предубеждений, по снижению своей и чужой напряженности при взаимодействии; способность эмоционально, участливо, тактично откликаться на запросы, интересы и поступки людей других культур и народов.

В качестве еще одного коммуникативного условия мы выделили развитие ученического самоуправления.

Стратегия развития ученического самоуправления, повышение социальной активности лицеистов являются, на наш взгляд, одним из условий формирования конкурентоспособной личности старшеклассника.

Учитывая профильную направленность лицея (профессиональное обучение по специальностям «Менеджер малого бизнеса с основами бухгалтерского учета», «Менеджер малого бизнеса с основами информационных технологий») и необходимость на практике применять полученные на уроках знания, развитие и активизацию ученического самоуправления, мы осуществляли через бизнес-игру «Путь к успеху». Важная роль игры в обучении и воспитании подрастающего поколения, в организации жизни общества общепризнанна. Многие из форм групповой деятельности детей и подростков имеют игровую инструментовку. В этом заключен исследовательский смысл взаимодействия: копируя, отражая, моделируя существующую линию поведения и жизненную стратегию. Игровое взаимодействие эффективно влияет на социальное становление ребенка.

Программа развития и активизации ученического самоуправления через бизнес-игру «Путь к успеху»

Задачи:

- Развитие и активизация ученического самоуправления.

- Развитие организаторских навыков старшеклассников.

- Формирование у учащихся активной жизненной позиции, ориентированной на достижение успеха с помощью профессионализма, инициативности и порядочности. Программа способствует развитию таких качеств как ответственность за результаты своей деятельности, аккуратность ведения документации. Она позволяет научить детей более продуктивному и корректному общению друг с другом, цивилизованным нормам решения конфликтных ситуаций, расширить круг общения за счет новых связей внутри класса и лицея в целом.

- Комплексный подход к усилению мотивации учащихся в учебно - воспитательной,             научно-исследовательской, культурно-массовой и профориентационной работе.

- Воспитание у учащихся способности к работе в команде (коллективе), ориентированной на достижение общего результата через раскрытие индивидуальных качеств каждого в отдельности исполнителя. Программа позволяет классным руководителям и администрации лицея более эффективно руководить ученическими коллективами в процессе их жизнедеятельности.

- Развитие практических навыков учащихся в области экономики, предпринимательства и других учебных дисциплин.

- Усиление демократических начал в управлении лицеем: активизация деятельности административно-педагогических работников лицея, научных кафедр, методических объединений.

Участники: учащиеся 5-11 классов.

Принципы ученического управления, реализуемые через игру: принцип равноправия; выборности; открытости и гласности; демократии; законности; целесообразности; представительства; гуманности; совета и согласия; полномочий; отчетности; социальной значимости деятельности; сочетания в деятельности каждого учащегося организаторских и исполнительских функций.

Формы работы ученического самоуправления: заседание Совета директоров фирм и исполнительских служб; создание администрации фирм; организация научного общества школьников (издание школьного альманаха, организация и проведение научных конференций); организация деятельности Малая академия наук; работа школьного бизнес-клуба «Интеллект-фонд XXI века»; реализация программы творческих контактов «Арена общения»; организация «вольного» общения «Разговор о жизни»; выпуск общешкольной газеты «Лицеист»; организация деловой игры «Лидер»; организация развлекательно - деловой игры «Лидер и его компания»; проведение психологических тренингов.

Содержание работы гражданско - патриотическая, профориентационная, познавательная, трудовая, культурно-массовая, спортивная деятельность, организация досуга и самообслуживания учащихся, деятельность по изучению интересов и потребностей лицеистов.

Условия организации бизнес-игры: обучение учащихся, педагогов и работников администрации лицея правилам и методике игры; наличие стимулов (материальных и моральных) для учащихся и педагогов и административного персонала; организация учета и контроля итогов работы каждого учащегося и класса-фирмы; организация постоянной наглядной информации о ходе и результатах деятельности ученического самоуправления: Совета директоров, исполнительных служб, классов-фирм.

Организационно-методические подходы активизации ученического самоуправления через игру.

Игра моделирует товарно-денежные отношения и принципы демократии, существующие в современном обществе. Она предполагает организацию различных видов деятельности, приносящих доход, как отдельным учащимся так и отдельным классам.

- В ходе игры все товарно-денежные операции внутри лицея проводятся с пользованием игровой валюты (лицеек), применяется безналичная форма расчетов с ведением лицевых счетов каждого учащегося и класса. Источником зарабатывания лицеек является учебная, воспитательная, научно-исследовательская, культурно-массовая, хозяйственная и управленческая деятельность учащихся и классов - фирм.

- Результаты деятельности учащихся и классов (количество заработанных ими лицеек) отражаются в стенной печати, а итоги года подводятся на общешкольной конференции - высшем органе ученического самоуправления, где осуществляется награждение лучшего класса-фирмы и лучшего ученика.

- Игра проводится с учащимися 5 - 11-х классов с учетом их уровня развития и полученных знаний. Каждый класс является самостоятельным хозяйствующим субъектом внутри школьного рынка (фирмой), деятельностью которого руководит ежегодно выбираемая администрация фирмы. В ее состав входят: директор, менеджеры, бухгалтер - кассир, секретарь - референт, магистр группы экстренного реагирования. Претенденты на должности членов администрации выдвигаются либо самостоятельно, либо по представлению инициативной группы в их поддержку. Предвыборная кампания кандидатов заключается в защите ими перед членами фирмы своей программы. Администрация фирмы избирается сроком на один год путем прямого тайного голосования, руководство его работой осуществляет директор. Он же представляет интересы фирмы на общешкольном уровне ежемесячно, а по окончании учебного года администрация отчитывается о проделанной работе и дает анализ деятельности каждого учащегося в целом. Деятельность администрации фирмы подотчетна Совету директоров фирм. Классный руководитель, являясь вице-президентом, выполняет консультативные и направляющие функции.

- Основная задача администрации фирмы - способствовать реализации деятельности каждого ее члена на территории внутри школьного игрового пространства. С этой целью еженедельно предоставляется информация о различных видах работ, организуется учет и оплата всех видов трудовой деятельности, ведется информационно-рекламная кампания.

- Координацию деятельности фирм на общественном уровне осуществляет Совет директоров через систему исполнительных служб: координационный центр, бюро занятости, рекламное агентство, банк, налоговая инспекция, управление имуществом, аудиторская служба, служба охраны порядка, арбитражный суд.

- Работники исполнительных служб лицея выбираются советом директоров путем прямого тайного голосования после анализа предвыборных программ претендентов. Выдвижение в кандидаты на должности в исполнительных службах осуществляется как самими претендентами, так и по представлению инициативной группы в их поддержку.

- Совет директоров и исполнительные службы работают в тесном сотрудничестве с педагогическим советом, кафедрами воспитательной работы и специальных дисциплин, общественным родительским комитетом и попечительским советом лицея и подотчетны общешкольной конференции.

В Положении об игре подробно расписана организация деятельности Совета директоров и каждой исполнительской службы, определено их взаимодействие с педагогическим коллективом и родителями. Кроме этого описана поэтапная организация деятельности каждой фирмы.

Следует указать также, что у каждой фирмы есть своя социальная программа, направленная на оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны, солдатам подшефных воинских частей, детских домов, социально - незащищенным людям пожилого возраста. Этим занимаются группы экстренного реагирования под руководством магистра, которые тесно сотрудничают с Орденом милосердия г. Ставрополя.

За участие в такой деятельности лицейки на счет фирм не начисляются. Это решение принято на Совете директоров фирм и поддержано на общешкольной конференции, так как целью такой работы является воспитание милосердия, доброты, высоконравственных качеств гражданина Родины. Активная работа групп экстренного реагирования повышает имидж фирмы и учитывается при подведении общих итогов.

Изучение эффективности ученического самоуправления с помощью разработанной анкеты позволило сделать ряд общих выводов. По мнению опрошенных старшеклассников, реализация бизнес-игры «Путь к успеху» развивает творческие и организаторские способности, дает возможность познать основные идеи и принципы деятельности лидера-организатора, выявить уровень готовности к лидерству и способствовать его повышению; развивает навыки работы в группе, в команде; повышает уровень профессиональных знаний по экономике; ведет к повышению уровня обученности и качества обучения лицеистов; к улучшению дисциплины, снижает количество пропусков уроков без уважительной причины; предоставляет каждому учащемуся классов выбор такой роли в органах ученического самоуправления, которая соответствует его склонностям и интересам, дает возможность для самореализации; развивает деловое сотрудничество, психологическую совместимость, взаимное доверие, уважение, взаимопомощь и взаимопонимание между участниками самоуправления; защищает права ребенка; учит цивилизованному разрешению конфликтных ситуаций; помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.

На протяжении двух последних лет лицеисты одерживают победу в районной и успешно выступают (II и III место) в городской игре «Лидер», представляя ученическое самоуправление через бизнес-игру «Путь к успеху».

На предметных городских олимпиадах по экономике лицеисты занимают первое место и успешно выступают на краевых (призовые места).

Опрошенные родители указали, что реализованная программа ученического самоуправления организует свободное время детей, ведет к улучшению учебных результатов детей, сближает родителей и детей, ведет к большему взаимопониманию, снижает конфликтность (ребенок - родитель) в семье, дает возможность активно участвовать в школьной жизни.

Реализация ученического самоуправления позволила педагогам лучше организовать детей, помогает сплотить детский коллектив, повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки, помогает повысить интерес учащихся к получению знании, освобождает от излишней опеки по отношению к ученику. Соревновательная система бизнес-игры способствует повышению успеваемости учащихся, обеспечивает развитие и реализацию способностей учащихся, повышает их социальную активность, помогает раскрыть творческие, организаторские, лидерские способности учащихся.

Кроме коммуникативных, в ходе экспериментальной деятельности нами были созданы здоровье сберегающие условия.

В рамках обновления содержания образовании в лицее реализовывались мероприятия, предусмотренные программой, по оздоровлению детей, внедрению здоровье сберегающих технологий для физического, социального и психического развития ребенка.

Всю работу по укреплению и сохранению здоровья детей осуществляет созданный в лицее «Центр здоровья». Реализация программы по охране здоровья учащихся ведется по направлениям: организационная работа, разработка нормативной базы, проведение уроков здоровья, создание медицинской службы, организация взаимодействия с центром «Здоровье», лечебными учреждениями города, работа с родителями, выполнение требований СанПина, создание социально-психологической службы, организация питания учащихся, выпуск тематических санбюллетеней.

Ежегодно в лицее врачи-специалисты проводят углубленный медосмотр учащихся, а также осмотр допризывной молодежи через военкомат. Врачи детской стоматологической поликлиники провели санацию рта учащихся всех классов, а нуждающимся в лечении было предоставлено бесплатное лечение.

Оздоровление детей ведется и средствами физической культуры: проведение спортивных игр, соревнований, туристических конкурсов; работают 3 возрастные группы ЛФК (1-4 кл., 5-8 кл., 9-11 кл.) для детей с ослабленным здоровьем, 5 спортивных секций.

В каникулярное время в лицее работает оздоровительный лагерь. Цель его создания - совмещение полноценного отдыха с оздоровлением детей в условиях школьного учреждения. Все дети, посещавшие пришкольный оздоровительный лагерь, находились под наблюдением школьного врача, принимали общеукрепляющие закаливающие процедуры: солнечные и воздушные ванны, орошение зева отварами лекарственных трав, хождение босиком по массажным коврикам и т.д.

Особое внимание уделялось проведению всех культурно - массовых и спортивных мероприятий на свежем воздухе. После пребывания в оздоровительном лагере резко снизилась заболеваемость. Количество пропусков уроков по болезни уменьшилось на 8 %, обострение хронических заболеваний - на 6 %.

В учебно-воспитательной работе внедряются новые нетрадиционные формы урока и внеклассных мероприятий с применением здоровье сберегающих технологий. Регулярно проводятся физкультминутки (перед первым уроком и во время занятий), дни здоровья, тематические классные часы, беседы совместно с врачами-методистами Центра медицинской профилактики, врачами-кордиологами Краевого кардиоцентра, врачами-терапевтами МУЗ детской поликлиники № 2, студентами факультета «Психология» Института дружбы народов Кавказа по темам: «Твое здоровье - будущее нации», «Пять уроков здорового образа жизни», «Задумайся о своем здоровье», «Белые зубы, крепкие зубы», «Курению - нет!», «Крепкая семья - здоровые дети», «Личная гигиена школьников», «Здоровье и режим труда и отдыха» и др.

Подготовлены и розданы специальные листовки: «8 причин, по которым я не употребляю наркотики»; «22 совета тем, кто решил самостоятельно бросить курить».

Проводилась просветительная работа: дети приняли участие в конкурсах: слоганов «Ты запомни навсегда: болезням - нет, здоровью -да!»; рецептов «Здоровое меню», «Открытое письмо водителю»; сочинений «Как быть здоровым».

Среди педагогических работников лицея проводился профилактический тренинг для повышения стрессоустойчивости, были организованы беседы педагогов с мануальным терапевтом, иглорефлексотерапевтом по теме «Лечение остеохондроза и его проявлений».

Особое внимание уделялось просветительской деятельности педагогов в области физического и социально-психологического здоровья, которая предусматривала: курс лекций по проблемам здоровья взрослого человека и ребенка, по проблемам здорового образа жизни, научно-практический семинар, лекторий «Основы здорового образа жизни», семинар «Методы и технологии оказания помощи личности и семье».

С целью исключения учебной перегрузки учащихся учителя ввели в систему преподавания модульную организацию процесса обучения, по которой учебный материал объединяется в блоки, что позволяет экономить отведенное время на тему, снижает много предметность в течение дня и недели, позволяет больше времени уделять отработке наиболее сложного материала (Конопко А.И. - математики: Абакарова М.И. - литература, Чернышева Л.О. - истории, Дорожко Е.В. - физика).

Работа с кадрами способствовала более грамотной подготовке и пересмотру учебных планов, программ на методических объединениях учителей. В содержание образовательного процесса также были внесены изменения, позволяющие повысить мотивированность обучения учащихся.

Для классных руководителей был проведен семинар «Без здоровья детей у страны нет будущего» совместно с представителями Центра медицинской профилактики.

Регулярно проводятся массовые спортивные мероприятия легкоатлетические кроссы, первенства по пионерболу, волейболу, футболу, баскетболу, эстафеты для учащихся.

Вопросы управления и сохранения здоровья учащихся, в соответствии с планом городской и лицейской программ «Образование и здоровье» решаются педагогическим коллективом лицея с привлечением краевого центра медицинской профилактики «Здоровье», городского центра «Доверие», «Территориального центра социальной помощи семье и детям».

Важным в решении задач формирования конкурентоспособной личности являлось, на наш взгляд, кадровое обеспечение. Поэтому в качестве еще одного условия мы выделили повышение квалификации педагогических кадров.

Решение задач, поставленных в ходе эксперимента, потребовало систематизации работы по формированию педагогического коллектива, подбору учителей, которые могли бы успешно работать в условиях многопрофильного, полифункционального учебного заведения, находящегося в режиме развития.

За последние 3 года педагогический коллектив обновился более чем на 18 %. В настоящее время в лицее работают педагоги, обладающие духом творчества, новаторства, умеющие строить учебно-воспитательный процесс на основе педагогики сотрудничества, социально и личностно-ориентированного подхода к учащимся, способные целеустремленно и кропотливо добиваться стабильных положительных результатов и хорошего качества знаний. Количество педагогов, имеющих высшее образование, увеличилось на 3%. В настоящее время в лицее работают 10 педагогов, имеющих звания «Отличник просвещения» и почетный работник образования.

В работе с педагогами нами были выделены следующие направления: повышение научно-исследовательской компетентности педагогов, научно-методическое просвещение, работа по сохранению здоровья педагогов.

Большое участие в подготовке кадров принимали преподаватели вузов города, с которыми администрация лицея заключила договоры о совместной образовательной деятельности. Ученые оказали помощь в создании программно-методической и планирующей документации в начале эксперимента, проводили занятия с педагогами лицея, принимали активное участие в работе научно-методического совета лицея. Учителя имеют возможность общаться с учеными через лектории, научно-практические семинары, консультации по отдельным вопросам. Такой контакт учителей с наукой стимулирует их творческую деятельность, создает в коллективе атмосферу, которая побуждает работников повышать свой теоретический уровень и педагогическое мастерство. Учителями в рамках такого сотрудничества были созданы авторские программы по предметам профильного обучения, творческие работы, освоены новые технологии.

В практике деятельности лицея стали использоваться новые формы общения педагогов, обмена опытом, стал издаваться информационно-методический альманах «Поиск» по проблемам профильного образования и воспитания детей; часть педагогов повысила квалификацию в области информатизации учебно-воспитательного процесса. Так, активно внедряются педагогические практикумы, где учителя рассказывают о своем опыте и демонстрируют его в процессе проведения открытых уроков, занятий, внеклассных мероприятий. На педагогических чтениях заслушивались доклады тех педагогических работников, опыт которых содержал элементы новизны и получил положительную оценку.

Работа с талантливыми детьми в НОУ, создание творческих лабораторий, участие в конкурсе «Учитель года», самообразование - все это способствовало дальнейшему совершенствованию педагогического мастерства.

В ходе эксперимента осуществлялось также обучение учителей работе с родителями, на родительские собрания приглашались психологи, большую помощь учителям оказывал медико-психолого-педагогичекий консилиум, педагоги повысили свою психолого-педагогическую квалификацию в рамках проблемных курсов по актуальным проблемам психологии семьи и конфликтологии.

Большое внимание в ходе экспериментальной работы уделялось созданию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе через дифференцированный подход в управлении. В ОУ используется метод делегирования полномочий (на уровне администрации, кафедр, методических объединений), что позволяет заключить, что в лицее были созданы условия, способствующие эмоциональному благополучию учителей.

Были созданы также условия для профилактики здоровья педагогов: проводились консультации врачей, психолога, обследования состояния здоровья, занятия в тренажерном зале, спортивных секциях, отдых в санаториях.

Изменение системы управления также являлось одним из условий эффективного формирования конкурентоспособной личности старшеклассника в поликультурной среде лицея.

Для обеспечения качественного формирования конкурентоспособной личности старшеклассника в управляющей системе лицея были произведены изменения. К традиционной 4 уровневой структуре управления добавился высший уровень - собрание лицея - с целью содействия осуществлению самоуправленческих начал, развитию инициативы коллектива, реализации прав автономии образовательного учреждения в решении вопросов, способствующих организации учебно-воспитательного процесса, финансово-хозяйственной деятельности.

Делегаты с правом решающего голоса избирались на собрании от коллектива обучающихся 2 и 3 ступеней, педагогов и других работников лицея, родителей и представителей общественности в количестве до 5 человек от каждой из перечисленных выше категорий.

Собрание избирало прямым открытым голосованием Совет лицея, его председателя, определяло сроки их полномочий; приняло Устав лицея и при необходимости могло вносить в него нужные изменения и дополнения; определяло основные направления совершенствования и развития образовательного учреждения, выбор курсов и учебных дисциплин, рассматривало вопрос о языке обучения, привлекало дополнительные финансовые средства, рассматривало вопрос об укреплении и развитии материально-технической базы; определяло формы, специальности начальной профессиональной подготовки обучающихся; при необходимости могло создать временные или постоянные комиссии, устанавливать их полномочия, утверждать положения о них; заслушивало отчеты о проделанной работе.

На уровне директора были сформированы новые общественные органы управления - попечительский совет, Совет лицея. Их функции и права определены локальными актами.

Существенные изменения организационной структуры лицея произошли на уровне заместителей директора. В первую очередь это введение должности заместителя директора по опытно-экспериментальной работе, что позволило профессионально грамотно организовать научно-экспериментальную деятельности, установить контакты и привлечь к сотрудничеству на договорной основе образовательные учреждения и различные общественные организации социума. Были изменены функциональные обязанности и заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Методическая и диспетчерская работы были выделены в отдельные службы.

Самые значительные изменения были проведены на уровне учителей, воспитателей. При сохранении предметных методических объединений в лицее были созданы кафедры: социально-психологической работы, здоровья, профильного обучения и др., которые объединили преподавателей лицея, вузов, сузов, ученых города, специалистов. Члены кафедр занимались научно-исследовательской деятельностью, включающей разработку, обсуждение и экспертизу новых программ, новых технологий обучения, воспитания и развития, а также прогнозирование, экспертные и аттестационные мониторинговые функции. На этом уровне управления важную роль играли такие организационные структуры, как творческие микро группы по отработке отдельных вопросов.

Последний уровень в структуре управления - это ученическое самоуправление. В ходе эксперимента изменилась и его структура: оно стало функционировать на основе ученического комитета и объединений по интересам.

Создание в ходе эксперимента в структуре лицея новых органов управления (советы, творческие группы, кафедры, лаборатории и т.д.) позволило решать задачи, поставленные в рамках экспериментальной работы, направленной на формирование конкурентоспособной личности старшеклассника.

Важным, на наш взгляд, является то, что планирование инновационной деятельности основывалось на диагностике и анализе возникающих проблем. В своей практике мы использовали программно-целевой подход, разработали программу и план развития лицея, что позволило видеть процесс в перспективе. Одновременно разрабатывались и внедрялись целевые программы («Одаренные дети», «Досуг», «Здоровье» и др.)

Обобщая изменения, введенные в систему управления, можно сделать ряд выводов.

- Инновационная деятельность привела к созданию новых организационных субъектов управления: появился высший орган управления - общее собрание лицея; на уровне директора был образован попечительский совет; на уровне заместителей директора были введены должности методиста, заместителя директора по научно-экспериментальной работе; на уровне учителей введены в штатное расписание должности психолога, социального педагога, концертмейстера, логопеда, педагога-организатора.

- Были организованы: четыре кафедры (психолого-педагогическая, здоровья, профильного обучения); центр Здоровья; служба медико-психолого-педагогической поддержки; методическое объединение классных руководителей; творческие группы, лаборатории, по всем направлениям экспериментальной работы; кабинет методического и педагогического сервиса; методическая и диспетчерская службы; ученическое самоуправление: учком, старостат, объединения по интересам.

- В руководстве при принятии решений больше места стала занимать совместная работа по выработке стратегии.

- Изменения в функции контроля: демократизация контроля; перевод в режим самоконтроля учителей, работающих в инновационном режиме. Необходимо также отметить, что в рамках экспериментальной деятельности осуществлялась психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение участников эксперимента.

Конструктивные изменения в социальной среде, создание таких условий жизни в социуме, которые помогают развиться всем задаткам человека, являются объективной предпосылкой успешного формирования конкурентоспособной личности в условиях образовательного учреждения.

В своей деятельности мы предположили, что, научившись распознавать и управлять развитием факторов среды, усиливая позитивные и блокируя негативные влияния, мы можем изменять подход к решению многих проблем в области формирования конкурентоспособной личности. Создание на основе педагогического потенциала среды благоприятных условий, в которых ребенок сам захочет и сможет стать лучше, - принцип, который мы использовали при организации социально-педагогической деятельности.

Используемый нами социально-педагогический подход, ориентированный на гармонизацию отношений личности и общества, человека и среды, духовно-нравственное воспитание старшеклассников, позволил упорядочить, систематизировать связи между образовательными институтами, социальной микросредой и личностью, расширить возможности образовательного пространства в формировании конкурентоспособной личности; создать условия для саморазвития и профессионального самоопределения старшеклассников.

Целью деятельности в социуме являлось формирование способности старшеклассника к активному функционированию в конкретной социальной ситуации при обеспечении развития личности как неповторимой человеческой индивидуальности, формирование социально активной личности, воспитание потребности быть личностью; социальной зрелости; готовности к преодолению трудностей; готовности к активной деятельности в условиях рынка; привитие иммунитета к негативному влиянию среды; воспитание человека действия, готового проявлять себя в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности.

Социально-педагогическая работа в лицее была направлена на включение старшеклассника в общественную жизнь, усвоение им социального опыта, культуры, адаптацию в социокультурном пространстве, саморазвитие, формирование здорового образа жизни.

Данная деятельность предполагала создание служб («Телефон доверия», «Социально-правовая», «Социальной профилактики», «Профессиональной и социальной адаптации», медико-психолого-педагогическая, школа правовых знании); создание психолого-педагогической кафедры, возглавляющей аналитическое направление экспериментальной работы; психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса; осуществление коррекционной, просветительской, консультативной работы; индивидуальную работу с педагогами по медико-психолого-педагогическим проблемам; организация и проведение тренингов, семинаров-практикумов; развитие познавательной деятельности учащихся (разработка и осуществление программы исследования познавательных способностей учащихся, групповые занятия по развитию познавательных способностей учащихся); осуществление диагностической работы.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка», положениями, раскрытыми в программе «Дети риска», проводилась работа по изучению социума, выявлялись дети, чьи трудности обусловлены болезненным состоянием нервной системы; проводилась психологической коррекция поведения девиантных детей, отслеживание психологического микроклимата и проблем создания уюта, комфортности, адаптации к новым условиям при переходе на следующую ступень обучения (в 5 и 10 кл.); проводилась просветительская работа по проблемам «Совместная работа школы и семьи», «Актуальные проблемы семейного воспитания», «Значение единых требований школы и семьи в воспитании детей», «Семья и неформальные подростковые группы» и др.

Одним из важных моментов в работе являлась социальная защита ребенка, которая обеспечивалась через совместную деятельность Совета по профилактике и защите прав ребенка, созданного в лицее, с Центром «Доверие», учебными заведениями, Советом микрорайона, родительскими комитетами, ОППН.

Таким образом, результаты экспериментальной деятельности, позволяют сделать вывод, что формирование конкурентоспособной личности в поликультурной среде лицея осуществляется более эффективно при создании коммуникативных условий (расширение социального опыта старшеклассников посредством привлечения различных институтов социума, повышения эффективности межэтнического общения, организации ученического самоуправления через бизнес-игру «Путь к успеху»), способствующих формированию социального интеллекта; а также здоровье сберегающих и кадрово-управленческих условий. При этом важным является психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение экспериментальной деятельности.

 

АВТОР: Новикова В.И.