11.05.2012 8688

Христианизация Белорусских земель+Культура полоцкой земли

 

ПЛАН

 

Введение

1. Христианизация Белорусских земель. Эстетические взгляды Ефросиньи Полоцкой и С. Полоцкого

2. Культура полоцкой земли: самобытность и новаторство. Художественные традиции в архитектуре и искусстве

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проникновение человека на территорию Беларуси началось около 100 тыс. лет назад, ее постепенное заселение - около 35 тыс. лет до н.э. Самые древние поселения человека эпохи верхнего палеолита выявлены возле деревень Юровичи (Калинковичский район) и Бердыж (Чечерский район). Их возраст 26-23 тыс. лет. Археологические материалы этих поселений позволили реконструировать жилища из костей мамонта, шерстистого носорога и других исчезнувших впоследствии видов животных. В послеледниковый период, в 9-6-м тыс., до н.э., территория Беларуси была заселена полностью. В эпохе неолита (5-4-е тыс, до н.э.) археологи различают существование до 5 этнических общностей (крупных археологических культур), выявлено более 600 их поселений. Сохранились кремне добывающие шахты этой эпохи возле пос. Рось Волковысского района. Под влиянием проникших сюда в конце 3-го тыс. до н.э. индоевропейских племен начался переход к бронзовому веку, а с 8-6 вв. до н.э. - к железному веку. Медь и бронзовые изделия были привозными, а железо выплавляли из местной болотной руды. Со времени железного века сохранились остатки более 1000 укрепленных поселений (городищ), погребальные курганы. По сведениям древнегреческого историка Геродота, на украинско-белорусском пограничье (бассейн р. Припять) в 6-5 вв. до н.э. жили племена невров, а на север от них - андрофагов. Наиболее ранние славянские памятники археологи относят к 5-7 вв. из. (пражская археологическая культура). До 9 в. на землях Беларуси сформировались племенные союзы кривичей, дреговичей, радимичей.

 

1. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЕФРОСИНЬИ ПОЛОЦКОЙ И С. ПОЛОЦКОГО

 

Кривичи-полочане стали ядром первого государственного образования на территории Беларуси - Полоцкого княжества, входившего в Киевскую Русь. Город Полоцк по летописям известен с 862 г. Первым известным князем в Полоцке в 10 в. был Рогволод, самым прославленным - князь Всеслав, воспетый в поэме «Слово о полку Игореве». В конце 10 в. на юге Беларуси возникло Туровское княжество. До 12 в. на наших землях известно более 30 городов, из крупных княжеств выделилось более 10 мелких удельных, в которых правили князья из династии Рогволодовичей и Рюриковичей.

С конца 10 в. начало распространяться христианство. Это содействовало развитию культуры - строительству монументальных храмов, развитию живописи, литературы. Первые христианские епархии основаны в Полоцке (992) и Турове (1005). Пережитки язычества сохранялись еще многие столетия. Первое монументальное каменное сооружение - Полоцкий Софийский собор - построено в 1050-е гг. В 12 в. сложились своеобразные архитектурные школы - полоцкая и гродненская. В 1161 г. мастер-ювелир Лазарь Богша создал для просветительницы св. Евфросинии Полоцкой уникальный крест - шедевр восточнославянского прикладного искусства. С 11 в. сохранились наиболее древние памятники письменности, в их числе Туровское евангелие. Среди христианских писателей-проповедников 12 в. особенно прославился епископ Кирилл Туровский, автор многочисленных «слов»-проповедей, повестей-притч, молитв-исповедей и др. В 13 в. начали складываться белорусская народность и белорусский язык. Культивируемая консервативными кругами православного духовенства политика откровенного изоляционизма привела к тому, что национальная письменность все более замыкалась в узкие рамки религиозной догматики и православной схоластики. В этих условиях многие представители господствующего класса Белоруссии утрачивают интерес к литературе на родном языке, обращаются к латинскому и польскому языкам как средству, дающему возможность приобщаться к светским знаниям, науке, художественной прозе и поэзии, философской и социально-политической мысли, к античной и ренессансно-гуманистической культуре.

Первые христианские миссионеры появились на Беларуси, видимо, еще в IX столетии. Их становилось тем больше, чем скорее принимали веру Христову соседние европейские народы Одним из таких миссионеров был исландец Торвальд Странник, который в Х веке проповедовал христианские идеи в Полоцке и позже был похоронен здесь в основанном им монастыре Иоанна Предтечи.

Христианами были наши славные властители: княгиня Рогнеда (в монашестве Анастасия), её сын Изяслав и все последующие полоцкие князья. Христианство шло на Беларусь как с Запада (из Рима), так и с Востока (из Константинополя), хоть до середины XI века существенной разницы между этими двумя течениями не было

Около 992 года была основана Полоцкая епархия (в дальнейшем православная), в начале XI века - туровская (католическая) Первым полоцким епископом, о котором упоминает летопись, был Мина (1104 год). Но, вероятно, были священники и до него в те времена, когда полоцкий князь Всеслав Чародей построил в нашей древней столице, Полоцке, церковь Святой Софии (1055 год).

Христианство на Беларусь пришло в то время, что и во многие другие страны Европы (Данию, Швецию, Норвегию, Польшу, Хорватию). Господствующей же религией оно стало только в конце XII - XIII столетия, потому что столкнулось здесь с сильными языческими традициями. Тысячелетнее сосуществование язычества и христианства явилось основанием для веротерпимости, толерантности нашего народа к разным религиям.

Ефросиния, в миру Предислава, была дочь князя Полоцкого Святослава-Гергия Всеволодовича, правнука Равноапостольного князя Владимира. Эта набожная княжна, с юных лет посвятила себя изучению священного писания. К ней святались многие женихи, и родители хотели выдать ее за одного из князей. Но чистая дева, отвергнуты все блага мира сего, тайно удалилась в женский монастрырь, где игумению была тетка ее, супруга князя Романа Всеволодовича. Вследствии неотступной просьбы княжны, она не смотря на юный возраст, была посвящена в иночество с именем Ефросинии. Потом Ефросиния испросила у епископа Исаии дозволение жить в затворе при соборном храме. Здесь, после молитв, она занималась спысиванием священных книг, разделяя получаемую за это плату с бедными. затем, по особенному видению ей и епископу, она решилась основать свой монастырь и переселилась на место называемое Сельце близ Полоцка, где была церковь Спаса и где погребены были Полоцкие епископы. Там соородила она каменную церковь и устроила женский монастырь постригла родную сестру Градиславу (Евдокию) и двоюродную Звениславу, также двух племяниц, дочерей брата ея, Вячеслава. Кроме того, она соорудила другую еще каменую церковь во имя Покрова Богоматери и при ней мужской монастырь. В преклонных уже летах, Ефросиния посетила св. места в Палестине. В Иерусалиме, она занемогла и после 24-х дневной болезни предала свой дух Богу 23 мая 1173 года. Тело ея, согласно завещанию, погребено в обители преподобного Феодосия. В последствии св. мощи Ефросинии перенесены были в Киев и ныне нетленно почивают в Феодосиевской пещере.

В энциклопедии «Асветнікі Беларусі» о ней пишут:

3 цемры мiнулых стагоддзяỳ дайшлі да нас iмёны выдатных дзеячаỳ беларускай культуры. Сярод іх асобае месца займае імя Ефрасінні Полацкай. З ёй асацыiруецца не толькі духоỳнае жыццё на ỳсходнеславянскіх землях у XII ст., але і ỳся шматвяковая гісторыя Беларусі. Аб унучцы славутага князя Усяслава Чарадзея, князеỳне, ігуменні, настаỳнiцы, выдатнай асветніцы, расказваецца ỳ «Жыцціi Еỳфрасінні Полацкай». Гэты найкаштоỳнейшы помнік старажытнабеларускай літаратуры, створаны ỳ канцы XII ст. невядомым аỳтарам, дайшоỳ да нас у шасці радакцыях, больш чым ста спісах.

Са старонак Жыція паỳстае велічная постаць Ефрасінні Полацкай. Нарадзілася яна ỳ стольным горадзе Полацкага княства ỳ 1110 г., вучылася ỳ школе пры Сафійскім саборы. Калі дзяўчыне споỳнілася дванаццаць гадоỳ, бацькі вырашылі аддаць яе замуж. Аднак князеỳна выбірае iншы шлях: адмовiỳшы сватам, яна пастрыглася ỳ манастыр і пачала займацца перакладчыцкай дзейнасцю, перапiсваннем кніг Святога Пісання («нача книгы писати своими руками»). Ефрасіння Полацкая сама пісала арыгінальныя творы (малітвы,казанні) і, на думку некаторых даследчыкаỳ, удзельнічала ў стварэнні Полацкага летапісу.

Паблізу Полацка Ефрасіння заснавала мужчынскі і жаночы манастыры, дзе былі арганiзаваны школы і скрыпторыi - майстэрні па перапісванні кніг. Асветніца з роду Усяслава выступала супраць княжацкіх усобіц, братазабойчых войнаў. Багатыя славілі яе за мудрасць, бедныя - за спагаду і дабрыню. Як сведчыць аỳтар Жыція, Ефрасіння была «памочніца пакрыỳджаным, зажураным суцяшэнне, распранутым адзенне, хворым наведванне цi, проста кажучы, - для ỳсіх была ỳсім... Еỳфрасіння - неỳвядальная кветка райскага саду. Еỳфрасіння - арол, што, лунаючы ў небе, праляцеў ад захаду да усходу, як прамень сонечны, прасвятлiỳшы зямлю Полацкую».

Ефрасіння Полацкая нястомна абірала вакол сябе таленавітых людзей, з'являлася адной з першых нашых мецзнатак. Па яе заказе дойлід Іван пабудаваỳ сусветна вядомы Спасаўскі сабор, распiсаны унікальнымi фрэзскамі. Фрэскавыя замалеўкі XII ст. амаль цалкам захаваліся. І сення яны Уражваюць сваей дасканаласцю, хвалююць багаццем палітры, адухоўленасцю. З імем асветніцы звязана і стварэнне У 1161 г. майстрам-ювелірам Лазарам Богшам славутага крыжа - шэдэўра старажытнабеларускага ювелірнага мастацтва. Крыж быў упрыгожаны 21 залатой пласцінкай, каштоўніцкімi камянямі, арнаментальнымі кампазіцыямі і 12 эмалевымi абразкамі з выявамі святых.

У сярздзіне крыжа ў пяці квадратных гнёздах былі змешчаны рзліквіі: кавалачак крыжа Гасподняга з кроплямі Ісусавай крыві, драбок каменя ад дамавіны Багародзіцы, часткі мошчаў святых Стэфана і Панцеляймона, а таксама кроў святога Дзмітрыя. На крыжы быу выбіт тэкст, у якім паведамлялася імя яго стваральніка, кошт дарагіх металаў і камянеў, што пайшлі на яго аздабленне, а таксама змяшчаўся праклён тым, хто украдзе цi прадасць святыню. І ўсе ж праклён не падзейнічаў на сучаснікаў і нашчадкаў Ефрасінні Полацкай. Пасля смерці князеўны-ігуменні крыж быў вывезены у Смаленск, пазней - у Маскву. Полацкая рэчаіснасць была вернута на ранейшае месца у 1563 г.

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович) (1629 - 25.VIII.1680) - один из выдающихся деятелей восточнославянской культуры XVII в., писатель, поэт, драматург, богослов. Белорус по происхождению, получивший образование в Киево-Могилянской коллегии и, по некоторым предположениям, в Виленской иезуитской академии, С. П. навсегда переехал в 1664 г. в Москву, где и развернулась его обширная литературная и общественная деятельность. По окончании курса наук он принял в июне 1656 г. в православном Полоцком Богоявленском монастыре монашество с именем Симеона и получил должность «дидаскала» - учителя в «братской» школе при том же монастыре. Впоследствии, уже в Москве, к имени Симеон добавилось прозвище Полоцкий - по его родному городу. В научной литературе встречаются разночтения, касающиеся как отчества писателя (Емельянович или Гаврилович), так и его фамилии (Петровский / Пиотровский-Ситнианович / Ситнянович). Исследованием установлено, что «двойным» отчеством и двойной фамилией С. П. обязан отцу, которого звали Гавриил Ситнянович, и отчиму - Емельяну Петровскому.

Первое известное нам стихотворение С. П. «Акафист Богородице», датированное самим поэтом 1648 г., относится ко времени его учебы в Киево-Могилянской коллегии. Творчество С. Полоцкого раннего, так называемого «белорусского» периода предстает в разнообразии поэтических жанров, тем и форм и включает в себя стихотворные переложения литургических текстов, декламации, диалоги, эпиграммы, окказиональную поэзию, т. е. стихи «на случай», в честь того или иного знаменательного события, праздника, панегирические приветствия, надписи к изображениям, стихи из разряда искусственной, «курьезной» поэзии, среди которых загадки, акростихи, «эхо» с рифмующимися вопросами и ответами, макаронические с использованием нескольких языков, фигурные в форме креста, лучей, «раки», образующие один и тот же текст при чтении слева направо и справа налево, «лабиринты» или, иначе, «скрижаль многопутная» с многократно прочитываемой сакраментальной фразой и др. Написанные на польском, латинском, белорусском языках произведения раннего периода свидетельствуют об усвоении автором норм «школьной» поэтики своего времени, а также о том, что мировоззренчески-стилевые основы его поэзии формировались внутри риторической традиции под воздействием художественного опыта польской и новолатинской литературы, которая, в свою очередь, многое унаследовала из средневековой латинской поэзии.

В биографии С Полоцкий особо значим год 1656, когда состоялась его первая встреча с царем Алексеем Михайловичем, определившая его дальнейшую судьбу. Вместе со своими учениками С. П. приветствовал стихотворными «метрами» царя, прибывшего в Витебск, затем в Полоцк в связи с началом русско-шведской войны В 1660 г С. Полоцкий с «отроками» впервые побывал в русской столице и выступил перед Алексеем Михайловичем с чтением декламации в Кремле. После возвращения Полоцка Польше С. Полоцкий вынужден был покинуть родину и перебраться в Москву, где получил покровительство царя и поставил отныне свою многогранную творческую и литературную деятельность на службу интересам нарождавшегося российского абсолютизма. Впоследствии, обращаясь к царю Федору Алексеевичу, он вспоминал: «Оставих аз отечества, сродных удалих-ся, / Вашей царской милости волею вручихся».

С. Полоцкий привез с собой плоды европейской учености - прекрасное знание языков латинского, польского, белорусского, украинского, а также «семи свободных наук» из состава тривиума (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиума (арифметика, геометрия, астрология, музыка). Обладая многосторонними знаниями и интересами, он являл собою тип универсального просветителя, всеобъемлющего деятеля. При дворе Алексея Михайловича С. Полоцкий получил признание как мудрейший «философ», «вития» и «пиит» Он принимал участие в делах государственной важности, в частности в работе церковного собора 1666 - 1667 гг, осудившего как раскол учителей, так и патриарха Никона, на основе материалов и постановлений собора составил книгу «Жезл правления», изданную Печатным двором в 1667 г С Полоцкий занимался воспитанием и образованием царских детей - будущих царя Федора и царевны-правительницы Софьи, привил им любовь к стихотворству. Когда же предстояло выбрать наставника для юного царевича Петра Алексеевича, будущего Петра Великого, то С. Полоцкому было поручено проэкзаменовать на эту роль дьяка Никиту Зотова. С. Полоцкий возглавил созданную при Приказе тайных дел первую в России школу нового типа, где обучал латинскому языку государственных чиновников - будущих дипломатов. Им разработан проект организации в Москве высшей школы («академии») по типу польских и западноевропейских университетов, положенный его верным учеником и другом Сильвестром Медведевым в основу «Привилея Славяно-греко-латинской академии» (1682 - 1685) В обход патриарха, под контролем которого находилась государственная типография - Печатный двор, С. Полоцкий, пользуясь покровительством царя Федора, завел в конце 1678 г. в Кремле («в Верху») типографию, свободную от церковной цензуры, где издавал свои сочинения и др. авторов, привлекая к оформлению книг придворного художника Симона Ушакова и гравера Оружейной палаты Афанасия Трухменского. Осознавая как одну из насущных задач необходимость просвещения и воспитания общества, начиная с самых его верхов, С. П издал в Верхней типографии «Букварь языка славенска» (1679), «Тестамент Василия, царя греческого, сыну Льву» (1680), «Историю о Варлааме и Иоасафе» (1680). Книги проповедей «Обед душевный» и «Вечеря душевная», работу над которыми автор завершил в 1675 и 1676 гг., напечатаны уже после его смерти в 1681, 1683 гг. под наблюдением Сильвестра Медведева. Перу С. П. принадлежит богословский труд «Венец веры православнокатолической» (1670) Результатом его лексикографических штудий явился составленный им польско-церковнославянский словарь (хранится в Упсальской университетской библиотеке, Швеция).

Новый тип культурного деятеля, какой являл собою С. П., остро воспринимался представителями традиционного сознания как чужеродный и отождествлялся с неправославием Патриарх Иоаким осудил С. П. в характеристике, данной ему после смерти, как человека «мудрствоваше латинская нововымышления» и под страхом наказания запретил читать его сочинения.

Рукописи С. Полоцкого хранившиеся у Сильвестра Медведева, были изъяты и скрыты в патриаршей ризнице, были открыты миру лишь в сер XIX в., спустя два столетия после смерти автора.

С. Полоцкий оставил огромное литературное наследие, значительная часть которого остается в авторских рукописях и писцовых списках. Не изданы полностью грандиозные книги «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный», включающие не одну тысячу стихов С. Полоцкий перенес в Россию культурные традиции в которых сформировался как писатель. Он стал здесь первым профессиональным поэтом и основателем поэтической школы. Своим творчеством С. Полоцкий ввел русскую литературу в систему общеславянского и шире - европейского барокко обогатив новыми видами творчества жанрами темами, средствами художественной изобразительности. Ее главным приобретением стали силлабическое стихотворство получившее статус регулярной книжной поэзии, и драматургия По примеру польского поэта эпохи Возрождения Яна Кохановского С. Полоцкий впервые в русской поэзии переложил в 1680 г стихами одну из библейских книг - Псалтырь «Псалтирь рифмотворная» тогда же была напечатана в Верхней типографии а в 1685 г положена на музыку дьяком Василием Титовым Новизна литературного пред приятия С П оценена представителями традиционного культурного сознания как посягательство на священность «бого вдохновенного» текста «Псалтирь рифмотворная» которую Ломоносов назвал среди прочих книг «вратами своей учености», положила начало богатой тради ции стихотворных переложений псалмов XVIII - XIX вв.

С. Полоцкий отчетливо осознавал две основные тенденции в своем поэтическом творчестве - дидактическо просветительскую и панегирическую и воплотил их в книгах стихов первую в «Вертограде многоцветном» (1676 - 1680) вторую - в «Рифмологионе» (1680) В книгах этих царит поразительное жанровое и тематическое разнообразие они по cловам И П Еремина «производят впечатление своеобразного музея, на витринах которого расставлены в определенном по рядке («художественны и по благочинию») самые разнообразные вещи часто редкие и очень древние именно тут выставлено для обозрения все основное что успел Симеон библиофил и начетчик, любитель разных «раритетов» и «курьезов» собрать в течение своей жизни у себя в памяти» При внешней разнородности «Вертоград» обладает внутренней целеустремленностью обусловленной цельностью авторского замысла и единством нравственно философской концепции. Перед нами не сбор ник в привычном смысле. Разнообразные по жанрам темам и источникам стихи спиваются в единый контекст Бог - мир - человек. Мозаичным методом поэт создал картину мира, панорамное повествование, охватывающее вопросы мироздания, вероучения, догматики, морали, направленное к тому, чтобы научить человека «заповеди тощно соблюдати» и стяжать «страну невечерня света». Энциклопедическая пестрота соотнесена с целым, с духовным единством книги. «Вертоград» предстает как художественно-дидактическая система, как многообразие в единстве и единство в «многоцветий», это мир, рассмотренный по частям. Символична приданная произведению форма: в окончательном тексте книга имеет алфавитный тип построения. В основе такой композиции - восходящее к Апокалипсису представление о Христе как начале и конце всего сущего Самим способом расположения стихов читателю внушалась мысль, что произведение есть образ мира, понимаемого как христианский универсум. Таким образом, творчество С. П. выявляет одну из фундаментальных идей русского барокко, связанную с представлением о мире как книге и книге как модели мира, как вселенной неисчерпаемого смысла.

«Рифмологион» включает многообразие жанров панегирической, придворно-церемониальной поэзии, обслуживавшей государственный быт. Такая поэзия должна была обладать приличествующими ее функции художественными формами, достоинством стиля, высоким риторическим языком. Отсюда такая концентрированность в ней барочных средств художественного выражения, торжественная репрезентативность, создаваемая сочетанием искусства слова и изображения, синтезом лирического и драматургического компонентов, использованием элогиарного стиля, допускающего двойное и тройное прочтение текста, введение разнообразных форм «курьезной» поэзии Ясно выраженная тенденция к синтезу искусств прослеживается в пяти «книжицах», входящих в состав «Рифмологиона»: «Благоприветствование» по случаю рождения царевича Симеона (1665); «Орел Российский» (1667) - поэма, приуроченная к церемонии официального объявления наследником престола Алексея Алексеевича; «Френы, или плачи» на смерть царицы Марии Ильиничны (1669); «Глас последний» на смерть царя Алексея Михайловича (1676); «Гусль доброгласная» - поэма по случаю восшествия на престол царя Федора Алексеевича (1676). Каждая из «книжиц» - плод сотрудничества поэта и художника. Стихи можно не только читать, но и рассматривать как картину. Подчеркнутая зримость, зрелищность поэтического текста создается введением графических и живописных эффектов, эмблем, геральдики, фигурных стихов, знаков зодиака и даже отдельных архитектурных мотивов, использованием цветного письма (золото, киноварь, чернила). Изображения входят как неотъемлемая часть художественного замысла, это не внешние по отношению к тексту элементы, но часть самой художественной ткани, для которой характерно предельное слияние слова и изображения. На первое место придворная поэзия выдвинула идеи абсолютизма и священнодержавия, в ней прививались гражданские идеалы, понятие общего блага нации.

Здесь отложилась своеобразная «грамматика идей», а вместе с ней целый комплекс «готовых формул» с соответствующей им поэтической фразеологией, относящейся к топике официальной идеологии и культуры. Отсюда берут начало мотивы, которые стали впоследствии «общим местом» русской оды XVIII в. (царь - солнце, царь - орел, Россия - небо и Др.).

С. Полоцкий стоял у истоков русского театра. В «Рифмологион» включены, кроме панегирических приветств, две его пьесы в стихах: «Комидия притчи о блудном сыне», написанная на широко известный евангельский сюжет притчи о блудном сыне, и «трагедия» «О Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных», представляющая собой инсценировку библейского рассказа из Книги пророка Даниила.

Обличением Навуходоносора как правителя-тирана автор утверждал мысль о необходимости для царя быть мудрым и справедливым, предлагая в прологе пьесы видеть воплощение такого образа в Алексее Михайловиче.

Осуществляя синтез веры и культуры, творчество С. Полоцкого. способствовало уменьшению противостояния светской и духовной культуры.

Произведения, созданные С. Полоцкий в Москве, написаны на книжном «славенском» языке.

 

2. КУЛЬТУРА ПОЛОЦКОЙ ЗЕМЛИ: САМОБЫТНОСТЬ И НОВАТОРСТВО. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ И ИСКУССТВЕ

 

 Белорусская архитектура берет свое начало в далеком прошлом. Она богата различными архитектурными стилями и направлениями, но наибольшее влияние на нее оказало русское зодчество. Столь сильное влияние объясняется исторической близостью Беларуси и России, тесным переплетением многих аспектов жизни этих двух стран.

 На территории нашей республики наиболее древние памятники архитектуры датированы первым тысячелетием нашей эры и относятся к культуре древних славян. В Х-ХIII вв. Беларусь, как часть Киевской Руси, стала одним из очагов развития древнерусского искусства. История собственно белорусской архитектуры, своеобразно преломившей художественный опыт и Киевской Руси, и Западной Европы, начинается в XIV веке. Средневековая белорусская архитектура представлена в основном оборонными сооружениями. Города в то время обычно располагались вокруг или вблизи укрепленного замка. Сохранились замки в Лиде (XIV в.), Новогрудке (XIV-XVI в.), Мире (XIV-XVI в.) и Несвиже (XVI в.). К XVI- началу XVII вв. появляются особые типы церкви-крепости (Малое Можейково, Сынковичи) и дома-крепости (Гайтюнишки).

На территории нашей республики наиболее древние памятники архитектуры датированы первым тысячелетием нашей эры и относятся к культуре древних славян. В Х-ХIII вв. Беларусь, как часть Киевской Руси, стала одним из очагов развития древнерусского искусства. История собственно белорусской архитектуры, своеобразно преломившей художественный опыт и Киевской Руси, и Западной Европы, начинается в XIV веке. Средневековая белорусская архитектура представлена в основном оборонными сооружениями. Города в то время обычно располагались вокруг или вблизи укрепленного замка. Сохранились замки в Лиде (XIV в.), Новогрудке (XIV-XVI в.), Мире (XIV-XVI в.) и Несвиже (XVI в.). К XVI- началу XVII вв. появляются особые типы церкви-крепости (Малое Можейково, Сынковичи) и дома-крепости (Гайтюнишки).

Ефросиния, в миру Предислава,была дочь князя Полоцкого Святослава-Гергия Всеволодовича, правнука Равноапостольного князя Владимира. Эта набожная княжна, с юных лет посвятила себя изучению священного писания. К ней святались многие женихи, и родители хотели выдать ее за одного из князей. Но чистая дева, отвергнуы все блага мира сего, тайно удалилась в женский монастрырь, где игумению была тетка ее, супруга князя Романа Всеволодовича. Вследствии неотступной просьбы княжны, она не смотря на юный возраст, была посвящена в иночество с именем Ефросинии. Потом Ефросиния испросила у епископа Исаии дозволение жить в затворе при соборном храме. Здесь, после молитв, она занималась спысиванием священных книг, разделяя получаемую за это плату с бедными. затем, по особенному видению ей и епископу, она решилась основать свой монастырь и переселилась на место называемое Сельце близ Полоцка, где была церковь Спаса и где погребены были Полоцкие епископы. Там соородила она каменную церковь и устроила женский монастырь постригла родную сестру Градиславу (Евдокию) и двоюродную Звениславу, также двух племяниц, дочерей брата ея, Вячеслава.

По приказу князя полочане и жители области строят новый замок-дединец, которому дают имя Вышний замок. На живописном возвышении, на самом соединении Палаты и Двины ровняют площадку, подвозят брёвна, глину, известь. Кто знает сколько людей было задействовано на той древней стройке! Работа шла такими темпами, что нам, сегодняшним, не грех бы и поучиться. Венец за венцом возводились новые городские стены и башни. И не лишь бы как, а в несколько брёвен толщиною. Около них ставили комнаты для жилья, запасов оружия и провианта. Неподалёку от северной части стены градостроители размещали контуры будущего княжеского дворца. Но главная работа шла в самом центре замка: здесь строили храм. Не удивительно, что в качестве образца для главного храма был выбран Софийский собор в Константинополе-Царьграде, ведь Полоцк в то время был на ровне с Киевом и Новгородом. Строился город, строился собор. Полоцкая земля набиралась сил, а князь Всеслав – мудрости. Во время княжения Всеслава Чародея - князя Полоцкого была постигнута “теоретическая “наука государственности, обозначены границы государства, построены города. К южным киевским землям приблизились степные-турки.

Киевские князья позвали Всеслава Полоцкого в 1060 г. принять участие в походе на кочевников. Так Всеслав Полоцкий получил первое боевое крещение.

Спокойствие на Полоцкой земле продолжалось 5 лет. После похода на турков Всеслав Чародей снова занимался хозяйственными отношениями и постепенно отстаивал принцип “ каждуй пусть хранит вотчину свою”. Такой принцип, как закон, был утверждён на съезде князей только через 37 лет.

Наступил новый раздел княжеских вотчин. В такой ситуации Всеслав Полоцкий выступал тритейским судьёй, но был обеспокоен независимостью своего государства. Действительно, где была гарантия, что, передел не переместится на его вотчину.

В одиннадцатом веке Менск занимал значительно меньшую площадь, чем теперь и был пограничным городом Полоцкого княжества. Основной торговой артерией между северной и южной Европой в то время был «путь из Варяг в Греки». Проходил он из Балтийского моря по Двине до Витебска. Потом ладьи и дракары тянули волоком по суше. Далее по Днепру – в Чёрное море. В столице Восточноримской империи (позже Византийской) – Константинополе (теперь Стамбуле) находился один из главных символов христианства – собор святой Софии (сейчас – мечеть Аль-София). Ещё до разделения христианства на католицизм и православие (в 1054 году), в 40-х годах XI века, были построены храмы святой Софии в соперничавших Полоцке, Новгороде и Киеве. Это были не просто культовые сооружения. Они играли большую политическую роль, символизируя равенство со Вторым Римом – Константинополем.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Базисным основанием любого сформировавшегося этноса служит единство его культуры как в узком смысле, подразумевающем профессио нальную деятельность просветителей: философов, литераторов и т.д., так и в непосредственной социальной роли культуры в жизни данного народа, его нравах, быте и ценностях, и, наконец, - в самом широком «общемировом» контексте в смысле роли конкретной культуры в деле развития человечества, в своем, особом месте данной этнической культуры среди других стран и народов. Осознание собственного участия в прогрессе мировой культуры, в частности, выковывание ядра «носителей личностного сознания», которые становятся проводниками такого рода веяний среди основной массы населения, является важнейшей предпосылкой формирования положительной самооценки любого этноса и любой нации. В этом контексте следует отметить, что выход белорусского народа в Европу совпал с эпохой ренессансного гуманизма в ее западных и центральных странах (середина 14 - 16 вв).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Сыны і пасынкі беларусі, составитель С.В.Барыс. Минск: “Полымя”, 1996;

2. Энциклопедический справочник “Живописная Россия”. С.-Петербург, 1882;

3. Тарасаў К. “Памяць пра легенды”. Минск;”Полымя”, 1994.

4. Гісторыя Беларусі. Ч. 1. Са старажытных часоў да канца XVIII ст. Мн.: РІВШ БДУ, 2000 г.

5. Гісторыя Беларусі. Вучэбны дапаможнік. Пад рэд. Ю.Л. Казакова і інш. Мн.: НКФ Экаперспектыва, 1996 г.

6. Грыцкевіч В. Нашы славутыя землякі. Мн.,1984 г.

7. Гісторыя Беларусі. У2 ч. Пад рэд. Я.К. Новіка і Г.С. Марцуля. Мн:. Універсітэцкае, 1998 г.

8. Из истории школы Белоруси и Литвы». М., 1964. «Общеобразовательная школа БССР на современном этапе». Мн., 1978.

9. Андрэева Е., Лыч Л. «Асвета i мова». Мн., 1990