11.05.2012 9575

Эпоха белорусского Барокко+Радзiвилы+Представители белорусского меценатства

 

ПЛАН

 

Введение

1. Общая характеристика эпохи белорусского Барокко

2. Радзiвилы. Нясвиж як центр Беларускай культуры Сапегi

3. Веселовские, Агинские, Тызенгаузены как представители белорусского меценатства. Вклад в культуру

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени - смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, - эпоха барокко необычайно близка по духу. Именно поэтому мне было интересно обратиться к этой теме, чтобы найти в прошлом какие-то ориентиры, способные помочь поиску себя в сложных жизненных коллизиях. Конечно же, рассказать обо всей культуре барокко все равно, что “объять необъятное”. Поэтому отдельные грани (общестилистические черты, мироощущение эпохи, антиномии в искусстве...) рассмотрены мной более подробно, другие - менее.

Идеологической основой для нового стиля было ослабление духовной культуры и духовной силы религии, раскол церкви (на протестантов и католиков), борьба различных вероучений, отражающих интересы различных классов: католицизм выражал феодальные тенденции, протестантизм - буржуазные. В это же время государство приобретает большую роль, соответственно происходила борьба религиозного и светского начал. Одновременно развивается наука (географическое познание Земли (за исключением Антарктиды), развитие оптики, законы преломления света Декарта, разложение спектра цвета Ньютоном, имеющие большое значение для живописи, развитие термодинамики). В такой сложной, динамической, драматической обстановке складывался новый стиль, новая культура. Утверждался же он в обстановке относительной стабилизации жизненных условий. Она была результатом либо насильственной политики государства и церкви, либо следствием затишья, пришедшего на смену общественным потрясениям. Но со стабилизацией жизненных условий не уничтожаются общественные противоречия.

Не случайно общественное сознание фиксирует острую противоречивость любой ситуации, к которой оно прикасается: социальные отношения, политика, экономика... XVII в - время перелома в общественном сознании идеологии гуманизма. Исчезает уверенность в неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение трагических противоречий. Скепсис и дуализм - вот основные характеристики общественного мнения, общественного сознания. На рубеже XVI-XVII вв. образуется так называемый “трагический гуманизм” - осознание трагедии человека в обществе и мире, борьба с ними и с самим собой. Происходит “расслоение” человека на частного и родового, на личностного и сословного, на эмпирического и абстрактно-всеобщего. Эти коллизии имели грандиозные последствия для общественного сознания эпохи - и обыденного и философского самосознания, и художественного мышления.

Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-XVII вв – XVIII в. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности.

В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры: 1. Церковный догматизм, приведший к усилению религиозности;  2. Увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал; 3.Повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего;  4. Динамика, импульсивность; 5. Декоративность, живописность, излишество элементов.

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ БЕЛОРУССКОГО БАРОККО

 

В последней четверти XVI века в монументальное зодчество Великого Княжества Литовского был принесен новый архитектурно-художественный стиль барокко. Этот стиль господствовал почти во всем христианском мире на протяжении двух столетий.

Центром его распространения был Рим, но в каждой стране барокко имело отличительные национальные черты. Появление барокко в белорусской архитектуре связано со значительными социально-политическими событиями второй половины XVI века: заключением государственной Люблинской унии 1569 года с Польшей и началом католической реакции. В 1587-1593 годах был построен каменный костел иезуитов в Несвиже - первый на территории всей Речи Посполитой памятник архитектуры барокко, построенный итальянцем Бернардони. Прототипом для Несвижского костела явился храм иезуитов Иль Джезу в Риме. Он стал тем зерном в почве национальной культуры, которое дало всходы только при особых социально-исторических условиях.

Заключение в 1596 году церковной Берестейской унии способствовало обострению в первой половине XVII века религиозно-политической борьбы. Соперничество между католиками, православными и униатами в сфере культового строительства вело к возрастанию наиболее выразительных архитектурных средств барокко и синтеза их с местными строительными приемами предыдущего столетия. В результате всех этих причин на протяжении XVII - XVIII веков сформировалась своеобразная архитектурно-художественная система белорусского барокко.

Барокко в католическом культовом зодчестве Белоруссии имело на каждом этапе исторического развития свои особенности.

Если для раннего белорусского барокко в культовом строительстве были характерны формы относительно приземистые, то в барокко конца XVII, первой половины XVIII веков использовались формы устремленные вверх. Красота этих построек состояла главным образом в подчеркнутой стройности высотной композиции.

В Белоруссии барокко не дало ни одного примера, в котором во всей полноте раскрылись бы черты, свойственные западноевропейскому характеру этого стиля. Переплетаясь с местными архитектурными традициями предшествующих периодов, белорусское барокко получило во всех видах строительства особую интерпретацию. Для него характерны простота решения объемов здания, сочетание живописного силуэта со строительными формами крепостной архитектуры, совмещение обычной барочной декорации с местными сюжетами, связь с народным зодчеством.

Архитекторы, которые приглашались в XVII – XVIII веках, главным образом из Италии магнатами и католической церковью для возведения больших построек, вносили новшества в архитектуру Белоруссии, хотя и вынуждены были считаться с приемами и традициями местных мастеров. Последние же не чуждались прогрессивных достижений западноевропейской архитектуры, они осваивали их, отбирали все то, что соответствовало их художественным устремлениям.

Белорусское барокко представляет собой весьма интересное архитектурное явление. Несомненно, появление на территории нашей страны объектов культового зодчества, построенных в этом стиле, еще раз свидетельствует о влиянии западноевропейской культуры на местные архитектурные традиции. Однако вместе с тем в Беларуси нет ни одного архитектурного сооружения, которое бы в полной мере вобрало в себя все черты, свойственные хрестоматийному европейскому барокко - национальное своеобразие белорусского барокко весьма заметно. Большую часть монументальных культовых строений Белоруссии XVII-XVIII вв. составляли костелы и монастыри. По схематическим признакам построения плана их можно разделить на две основные группы - однонефные и трехнефные - базиликальные. Трехнефные храмы включают и двухбашенные композиции с куполом.

Обострение религиозно-политической борьбы в первой половине XVII в., соперничество между униатами, католиками и православными вело в сфере культового строительства к использованию наиболее выразительных архитектурных средств барокко и синтезу их с местными строительными приемами. Как результат на протяжении XVII-XVIII вв. сформировалась своеобразная архитектурно-художественная система белорусского барокко, основной базой для развития которого явилась культовая архитектура.

В период раннего барокко (первая половина XVII в.) архитектура фасадов культовых зданий имела небольшой набор декоративных элементов. В эпоху зрелого и позднего барокко (вторая половина XVII - 80-е гг. XVIII в.) отмечается членение фасадов, введение лепнины, архитектурные детали становятся легкими и изящными. Одним из культовых сооружений этого периода является, например, Николаевский собор в Витебске (1716 г.). Широко используются в середине XVIII в. декоративные мотивы рококо. Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном зодчестве Великого княжества Литовского (основную часть которого составляли белорусские земли) получила в искусствоведении название «виленского барокко». Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке (1738 - 1760 гг., построен на фундаменте. разрушенного в начале XVIII века православного храма), церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756 - 1779 гг.), Борунах Ошмянского района Гродненской области (1747 - 1754 гг.), Толочине Витебской области (1769 - 1779 гг.), Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах Слонимского района Гродненской области (1769 г.), Воскресенская церковь в Витебске (1772 г.) и другие.

Православные храмы XVII-XVIII вв. весьма разнообразны по своей архитектуре, при этом как каменным, так и деревянным их образцам свойственны общие плановые и композиционные решения. Крестово-купольные каменные церкви были основным типом монументальных православных храмов Беларуси XVII -XVIII вв. Наряду с ними строились и церкви бескупольные, представлявшие собой базилику. Наиболее ранней из этого типа построек является Петропавловская, или Екатерининская церковь в Минске, построенная в 1612 г.

Большую группу культовых зданий Беларуси составляют синагоги, строившиеся преимущественно в XVII-XVIII вв. Существовали каменные синагоги в Старом Быхове (начало XVII в), Пинске (1640 г.), Слониме (1642 г.), Новогрудке (1648 г.), Столине (конец XVII в.), Клецке (конец XVIII в.), Ивье (XIX в.) и др. Особенно развито было строительство деревянных синагог (например, в Высоком Каменецкого района, Кожан-Городке Лунинецкого района Брестской области, Гродно, Волпе Волковысского района, Сопоцкине Гродненского района Гродненской области, Наровле Гомельской области и другие).

Во многих местечках центрального и северо-западного регионов Беларуси среди культовых сооружений имелись также татарские мечети. До 1795 г. на территории Великого княжества Литовского их было 23. Кроме того, имелось еще 65 татарских молельных домов. Известны мечети постройки конца XVIII - начала XX в. в Ляховичах Брестской области, Видзах Браславского района Витебской области, Мире Кореличского района, Новогрудке, Слониме, Ивье Гродненской области, Мяделе, Клецке, Смиловичах, Узде, Копыле Минской области, в Минске и другие.

Основным строительным материалом в застройке городов и местечек Беларуси до конца XIX в. было дерево. На развитие монументального культового деревянного зодчества, начиная с XVII в. оказывали значительное влияние художественные стили, господствовавшие в каменной архитектуре (например, при постройке звонницы в Шерешеве Пружанского района Брестской области). В деревянном культовом зодчестве определились две основные тенденции развития: консервативная, связанная с устойчивым сохранением местных традиций, и новаторская, отражавшая процесс укоренения эстетических концепций официальных стилей. Процесс развития форм в деревянном зодчестве был более сложным, чем в каменном, потому что предусматривал не только обновление, но и обращение к наследию. С этим связана также асинхронность развития каменной и деревянной архитектуры, запаздывание в последней тех тенденций, которые определяли официальное культовое искусство своего времени.

 

2. РАДЗIВИЛЫ. НЯСВИЖ ЯК ЦЕНТР БЕЛАРУСКАЙ КУЛЬТУРЫ

 

Нясвіж размешчаны на паўдневым захадзе Мінскай вобласці ў вытокаў рэчкі Ушы на галоўным еўрапейскім водападзеле.

Першае ўпамінанне Нясвіжа ў летапісах адносіцца да 1223 года. З захаду на Русь насоўваліся нямецкія і шведскія феадалы, а з усходу - мангола-татарскія захопнікі.

Палавецкі хан Кацян прасіў у кіеўскага князя і іншіх рускіх князёў дапамогі. Ён казаў так: «Нашу зямлю сёння забралі татары, а вашу возьмуць заўтра, абараніце нас. Калі не дапаможіце, то мы будзем перабіты сягодня, а заўтра».

Кіеўскі князь склікаў блізкіх і далекіх суседзяў-князёў на раду. Прывёў сюды сваю дружыну і Юрый Нясвіжскі. Вырашылі ісці паходам на ворага. Татараў трэба было сустрэць у стэпе за Дняпром на палавецкай зямле. Дружына Мсціслава Галіцкага першай перайшла раку, сустрэлася з мангола-татарамі і разбіла іх перадавы атрад. Рашучы бой пачаўся 31 мая ля ракі Калкі. Вялікай трагедыяй для рускіх дружын закончылася гэтая бітва. Ворагі акружылі іх лагер і прапанавалі здацца ў палон. У ліку князей, якія не здаліся, а са зброей у руках прарываліся да Дняпра, быў і нясвіжскі князь Юрый. Усе яны загінулі разам з дружыннікамі. Тыя ж, хто трапіў у палон, паміралі ў вялікіх пакутах. Пераможцы піравалі седзячы на дошках, пад якімі ляжалі няшчастныя. Доўга навокал разносіліся енкі і храбусценне касцей. Існуюць звесткі, што Нясвіж яшчэ да ХІІІ стагоддзя быў умацаваннем крывічоў і сталіцай княжацкага ўдзела, знаходзячыся у залежнасці ад княстваў - то Валынскага, то Кіеўскага, то Полацкага.

Пасля смерці князя Юрыя Нясвіж яшчэ доўга быў цэнтрам княства. Вядомы нясвіжскія князі Рыгор і Іван, што ўпамінаюцца пад 1388 годам. Але яны, паводле сцвярджэння У. Сыракомлі, ужо залежалі ад Дзмітрыя Карыбута, князя ноўгарад-северскага. Каля 1430 года Нясвіжам валодаў нехта Федзька. У 1492 годзе горад перайшоў ва ўладанне да знакамітага роду Кішкаў, адна з прадстаўніц якога - Ганна ў 1513 годзе выйшла замуж за Яна Радзівіла па мянушцы Барадаты і прынесла Нясвіж у пасаг роду Радзівілаў.

У ХVІ стагоддзі Нясвіж стаў адным з галоўных центраў Рэфармаціі ў Беларусі, дзе разгарнулася барацьба супраць акаталічвання як сродка зняволення беларускіх зямель палякамі. Імены прагрэсіўных дзеячаў гэтага стагоддзя, што жылі ў Нясвіжы, набылі шырокую вядомасць: Сымон Будны, Лаўрэнцій Крышкоўскі, Мацей Кавячынскій, Саламон Рысінскі, Даніла Набароўскі і іншыя пісьменнікі, паэты, філосафы.

Каля 1560 года ў Нясвіжы была заснавана друкарня, дзе выдаваліся творы Сымона Буднага, іншых філосафаў. Друкаром быў Д. Лянчыцкі. Мікалаю Радзівілу Чорнаму падпарадкоўваліся друкарні ў Нясвіжы і Брэсце.

Яго сын і наследнік Мікалай Крыштоф Радзівіл па мянушцы Сіротка пад уздзеяннем польскага пісьменніка і прапаведніка Пятра Скаргі адмовіўся ад кальвінізму і перайшоў у каталіцтва. Па яго загаду вучоных-»ерэтыкоў» выгналі з гораду. Былі спалены на плошчы кнігі С. Буднага і іншіх асветнікаў. Пасля падарожжа ў Сірыю, Палесціну і Егіпет Мікалай Сіротка пачаў узвядзенне ў Нясвіжы каменных збудаванняў, што зберагліся да нашіх дзён.

У канцы ХVІ стагоддзя Нясвіж стаў даволі буйным горадам. У фондах Нацыянальнага гістарычнага архіва Беларусі захоўваюцца првілеі, нададзеныя яму каралямі Стэфанам Баторыем і Янам ІІІ Сабескім, грамота князя Мікалая Радзівіла аб пацвярджэнні Нясвіжу магдэбургскага права, датаванная 1586 годам, гарадскі статут. Адначасова з магдэбургскім правам Нясвіж атрымаў і свой герб. Герб Нясвіжа ўяўляў сабой шчыт, падзелены на дзве часткі: у левай, залацістага колеру, - палова чорнага арла, а ў правай - дзесяць косых палос блакітнага, чырвонага і залацістага колераў.

У канцы ХVІ стагоддзя за Слуцкай брамай, на другім беразе Ушы, быў пабудаваны Новы горад (Новае места). В 1625 годзе ўзнікла яшчэ адно прадмесце - « Казіміеж», якое знаходзілася ў паўночна-заходнім баку ад Старога горада.

Вялікае гора прынеслі Нясвіжу шматлікія войны. У Паўночнай вайне Радзівілы выступалі саюзнікамі Расіі і ворагамі шведскага караля Карла ХІІ, войскі якога бясчынствавалі і на тэрыторыі Беларусі. У сакавіку 1706 года шведы пад кіраўніцтвам падпалкоўніка Траўтвэтэра, перайшоўшы Нёман і разбурыўшы Карэлічы, Нягневічы, Мір, рушылі на Нясвіж. У горадзе тады стаяў пасланы Пятром І гарнізон у складзе 2000 казакаў пад камандай запарожскага палкоўніка Міклашэўскага. Шведы ўдарылі па гарадскіх валах і захапілі іх. Частка казакоў у баі з пераўзыходзячымі сіламі ворага загінула, іншыя схаваліся ў дамах і касцелах, адкуль стралялі па непрыяцелю. Траўтвэтэр загадаў падпаліць горад. У полымі загінула каля 500 казакоў, многіх узялі ў палон. Тым не менш Нясвіжскі замак не быў узяты. Знішчыўшы і абрабаваўшы горад, Траўтвэтэр накіраваўся ў бок Ляхавіч і пад Клецкам злучыўся з войскамі на чале з Карлам ХІІ. Памножанныя шведскія сілы вярнуліся ў Нясвіж, каб узяць замак. Камендант замка хацеў абараняцца, але мяшчане і шляхта вымусілі яго здаць крэпасць. Шведы занялі замак. Яны ўзарвалі ўмацаванні і бастыены, знішчылі большую частку ваеннай амуніцыі, утапілі гарматы, раскапалі валы, разрабавалі гарадскія кляштары і касцёлы, перакапалі склеп Радзівілаў.

Толькі пасля 1726 года Нясвіжскі замак быў адноўлены і перабудаваны архітэктарам К. Ждановічам. Вакол сцен узвялі новыя валы. У 1755 годзе ў парку «Альба» пабудавалі летні палац пад назвай Кансаляцыя. У1724 годзе ў Нясвіжскім замку была створана капэла. З 1740 года па 1791 дзейнічаў прыгонны тэатр. У 1750 - 1791 гадах у горадзе працавала друкарня, дзе выдаваліся падручнікі і мастацкія творы на польскай і лацінскай мовах.

Трагічныя падзеі 1812 года прынеслі гораду разбурэнні і заняпад, вынікі якіх адчуваліся доўгія дзесяцігоддзі. Толькі ў 1875 годзе Радзівілы вярнуліся ў Нясвіж. Быў адрамантаваны замак, заснаваны парк, які зараз з'яўляецца помнікам ландшафтнай архітэктуры.

Сапегi

Зацверджаны ў студзені 1588 года вялікім князем Жыгімонтам ІІІ звод законаў быў на той час сама перадавым у Эўропе. Статут рыхтавалі найлепшыя правазнаўцы Вялікага Княства пад кіраўніцтвам выдатных дзяржаўных дзеячоў-беларусаў - канцлера Астафея Валовіча і падканцлера Льва Сапегі. Заканадаўчай асноваю новага зводу былі ранейшыя Статуты 1529 і 1566 гадоў, вялікакнязеўскія прывілеі, пастановы соймаў і павятовых соймікаў. Тут адлюстравалася багатая прававая культура беларускага народа, якая бярэ свой пачатак з часоў Полацкага княства, а таксама дасягненні эўрапейскай юрыдычнай думкі. Статут быў напісаны і выдадзены на беларускай мове. Яго тэкст разумела пераважная бальшыня насельніцтва нашай дзяржавы, тым часам як у краінах Заходняй Эўропы карысталіся законамі, выкладзенымі на незразумелай паспалітым людзям лаціне.

Статут абвяшчаў ідэю праўнай дзяржавы, іначай кажучы, такога парадку, калі ўсе органы і службовыя асобы павінны ў сваёй дзейнасці кіравацца толькі правам. У прысвячэнні гаспадару Жыгімонту ІІІ і ўсім станам Вялікага Княства Леў Сапега пісаў: «Вольности своее во всем постерегаем, бо не только сусед а спольный наш обыватель в отчизне, але и сам господар пан наш жадное звирхнасти над нами заживати не может, одно толко колко ему право допущаеть».

Палитычны,грамадски и ваенны дзеяч Вяликага княства Литоускага, дыпламат, мыслицель.Паходзиу са старажитнага роду аршанских баяр.Нарадзиуся у радавым маёнтку Астроуна (цяпер Бешанковицки раён Вицебскай вобл.).Малалетним яго аддали на выхаванне у Нясвижски двор Микалая Радзивила Чорнага,яки потым паслау 13-гадовага юнака на вучобу у Лейпцыгски университэт. На працягу свайго жыцця Сапега займау буйныя и самыя высокия пасады у Вяликим княстве Литоуским.У 1581 пасля заканчння университэта каралеуски писар пры двары Стафана Баторыя.У 1585 прызначаны падканцлерам Вяликага княства Литоускага,а у 1589- канцлерам. З 1625 гетман Вяликага княства Литоускага.На гэтых пасадах Сапега паказау сябе як таленавиты палитык.На апошним этапе Литоускай вайны (1558-83) праславиуся як ваенны дзеяч и дыпламат.Сфармиравиушы за свой кошт гусарски полк,ён звярнуу на сябе увагу паспяховыми дзеянннями у битвах пры Завалаччы,Вяликих Луках,пры аблозе Пскова.Пасля заканчэння вайны Сапега узначалиу пасольства Рэчы Паспалитай у Маскве дзе падписау з царом Фёдарам Иаанавичам мирнае пагадненне на 10 гадоу.У 1600 зноу ездзиу з пасольствам у Маскву, дзе з руским царом Барысам Гадуновым было падписана чарговае мирнае пагадненне на 20 гадоу. Нягледзячы на тое, што памиж Расийскай дзяржавай и ВКЛ частыми были ваенныя и розныя дыпламатычныя сутыкненни и асабистыя адносины Сапега да Масквы не заусёды были дружалюбными, пасля смерци караля Стафана Баторыя яго апанавала думка пра аб'яднанне Рэчы Паспалитай з Расияй. Аб'яднанне славянских народау и абранне ими адзинага манарха, на яго думку. спрыяла б росту их эканамичнага и ваеннага патэнцыялу,забяспечыла б трывалы мир. Кали у 1620-я гады у межы ВКЛ уварвалися шведы, састарэлы Сапега зноу стау на абарона свайго краю и прыняу удзел у ваенных дзеяннях, вылучыушы на гэтыя справы значную частку сваих уласных сродкау.

Апошния гады жыцця Сапега правёу у Вильни, дзе актыуна займауся упарадкаваннем архивау Метрыки ВКЛ (работу над рэестрами дакументау архиунага збору ён распачау яшчэ у 1594).Памёр и пахаваны у Вильне у касцёле св. Михаила.

З имем Сапеги звязана падрыхтоука и выданне 3-га Статута ВКЛ (1588) и стварэнне у 1581 Трыбунала ВКЛ - найвышэйшай судова-апеляцыйнай инстанцыи дзяржавы. Филасофска-прававыя погляды Сапеги значна пауплывали на змест гэтага Статута.Пры яго выданни Сапега змясциу як прадмову да Статута зварот да вяликага князя Жыгимонта III Вазы и насельництва ВКЛ, дзе абгрунтавау неабходнасць гэтага новага збору законау. Важнай крыницай вывучэння сацыялагичных поглявфн Сапеги з'яуляецца таксама яго листы. Светапогляд и грамадска-палитычная дзейнасць Сапеги даволи супярэчливыя. Як буйны землеуладальник ён абараняу интарэсы свайго класа, як чалавек вяликай эрудыцыи и дальнабачны палитык ён не мог не успрымаць тых прагрэсиуных працэсау, штоадбывалися у грамадстве и идэалогии. Кампрамис з прагрэсиуными идэями дазваляу Сапегу даволи эфектыуна праводзиць сваю галоуную линию - проциборства гегеманиским намерам царквы, бо прэтэнзии духавенства на вядучую ролю у дзяржаве выкликали незадаволенасць у частки феадалау. Усведамляючы класавую сутнасць феадальнага грамадства и дзяржавы, ён адстойвау права шляхты на палитычнае панаванне и у той жа час выступау прыхильникам унутрана адзинай, цэнтрализаванай шляхецка-дэмакратычнай дзяржавы. Сапега быу перакананы, што права павинна абараняць падданых ад злоужыванняу з боку манарха и тымсамым засцерагаць ад тырании, а закон павинен забяспечыць дзяржаве парадак,спакой и сацыяльны мир. Таму личыу, што неабходна мець адзины закон и для правячых вярхоу, и для падданых. Сапега выступау як прыхильник незалежнасци и свабоды чалавека, для удакладнення сутнасци свабоды спасылауся на Цыцерона. Асабливую увагу звяртау на тое, што поводзины чалавека у грамадстве павинны вызначацца не яго унутраными пажаданнями,а устаноулеными рамками закону. У поглядах Сапеги на права натуральна-прававы падыход супадае з пастулатами, што значна пазней з'явилися у краинах Заходняй Еуропы.Права ён разглядау не як прадукт боскага адкрыцця, а дзейнасць чалавечага розуму.Абсалютнасць и аб'ектыунасць права, вяршэнства закону яскрава выявилися у артыкулах распрацаванага им Статута, дзе закон - «найвышэйшы вартавы усеагульнай свабоды».

Палитчная и творчая дзейнасць Сапеги адбывалася у перыяд, кали ВКЛ и Польшча знаходзилися у «вечным саюзе» (унии) пад вяршэнствам адзинага караля и сойма. Аднак феадалы Польшчы выношвали агрэсиуныя намеры у адносинах да ВКЛ. Сапега актыуна процидзейничау им. Яго намаганни были скираваны на забеспячэнне дзяржаунай годнасци и суверэнитэту княства и тым самым абараняли интарэсы беларускага и литоускага народау. У аснаве барацибы супраць экспансиянисцких задум польских феадалау было нежаданне правячых колау ВКЛ аддаци им на сваёй тэрыторыи частку палитычнай улады и асцярога быць пацясрёными у эканамичных интарэсах. Процидзеянне польским намерам выявилася у барацьбе супраць шэрага палажэнняу унии 1569, якия прынижали палитычнае и самастойнае значэнне ВКЛ. У адпаведнасци з гэтыми палажэннями и канстытуцыями сойма нормы новага Статута 1588 павинны были адпавядаць рашэнням Люблинскай унии.Ажыццяуляць распрацоуку Статута у 1586 было даручана Сапегу.Яго намаганнями, дыпламатычными здольнасцями и наперакор пастанове Люблинскага сойма у 1588 Статут быу зацверджаны каралём Жыгимонтам III Вазай и замацаваны пячаткай тольки ВКЛ за подписам Л.Сапеги и писара Габрыэля Войны. Нават гэтым Сапега имкнууся падкрэслить незалежнасць ВКЛ ад польскай Кароны у справах, якия тычылися яго унутраннага уладкавання. У Статуте 1588 замацавалися артыкулы, якия абвяшчали аутаномны палитыка-прававы статут ВКЛ у складзе Рэчы Паспалитай. Статут забараняу польским феадалам атрымливать пасады и земли у княстве, потрабавау уводзить тут дзяржаунае справаводства на беларускай мове. Сапега садзейничау распрацоуцы и выданню Статута на беларускай мове друкаваным спосабам.

Прымау удзел Сапега и у рэфармацыйным руху. У рэлигийных адносинах ён не вызначауся паслядоунасцю. Двойчы ён мяняу веравызнанне:спачатку перайшоу з праваслауя у пратэстантызм, а потым у каталицтва. Талерантны палитык и прыхильник верацярпимасци, ён падтрымливау утварэнне унияцкай царквы на Беларуси, але быу катэгарычным прациуникам гвалту и насилля як сродкау яе умацавання. Паводле яго меркаванняу, рэлигийнае адзинства спрыяла б умацавання дзяржавы и пазбавила б яе ад многих унутраных канфликтау. Але кали на тагачаснай арэне рэлигийнага змагання за унию з'явилася асоба святара И.Кунцэвича, яки вызначауся сваёй нецерпимасцю да правваслауных, што пацягнула самыя непажаданыя выники для спакою и бяспеки у ВКЛ, Сапега вымушаны быу умяшацца у таки ход падзей. Трэба было спыниць згубную дзейнасць фанатычнага святара. Памиж Сапегам и Кунцэвичам узникла вострая палемика. Каб стрымаць Кунцэвича, Сапега выкарыстоувау и сваё высокае дзяржаунае становишча. Але той карыстаючыся падтрымкай караля, у сваю чаргу востра выступау супраць Сапеги. Свае погляды на рэлигийную праблему Сапега выказау у вядомым пасланни да Кунцэвича ад 22.3.1621:» Я сам прыкладау намаганни па увядзенни унии и спыниць яе увядзенне было б справай неразумнай. Аднак николи мне не прыходзила думка, каб Ваша миласць вырашыла прыводзиць людзей да яе гэткими гвалтоуными спосабами. Вы Вашими неразважными гвалтами узбурыли и, дадам, прымусили народ руски да адпору... Што тычыцца небяспеки, якая пагражае Вашаму жыццю [Кунцэвич скардзиуся Сапезе, што яму пагражаюць праваслауныя], то можна сказаць:»Кожны сам прычына сваёй бяды... Трэба выкарыстоуваць спрыяльныя абставины, але нельга паддавацца неразумнаму захапленню, асаблива кали справа идзе пра веравызнанне... Кали гвалцице людския сумленни, кали замыкаеце цэрквы, кали людзи без набажэнства, абрадау хрыстиянских павинны гинуць, як няверуючыя, кали самавольна дамагаецеся любови иповаги да гасподара, тады абыходзицеся без нас. Кали ж з прычыны уцискау у народзе паустане непакой, яки трэба утихармиваць, тады нами [г. зн. свецкай уладай] добра дзверы запхнуць... Кали Вы на гэтым маим напаминанни не распячатаеце и не адчынеце царквы, тады я сам загадаю их распячатаць и праваслауным аддаць». Аутар паслання сцвярджау, што рэлигийная цярпимасць - аснова усякай цывилизаванай дзяржавы, а рэлигийны выбар - неад'емнае права чалавека у грамадстве.

Сваими поглядами на рэлигийную праблему Сапега апярэдзиу эпоху на сотни гадоу. Ён - прыклад справядливасти и сапрауднай тэлерантнасци.

Кунцэвич не прыслухауся да разважливага папярэджвання Сапеги, и як выник - паустанне вицебских гараджан и забойства ими унияцкага святара (1623). Удзельники сурова пакараныя, прычым расследаванне гэтай спрвы узначалиу Сапега, яки на гэты раз дзейничау ужо як суровы суддзя. У такой ситуацыи яму давялося змирыцца з суровай сацыяльна-палитычнай рэчаиснасцю и, магчыма, не без ваганняу и унутраннага болю адмовицца ад некаторых сваих асветницка-гуманистычных идэалау. Сапега, безумоуна, быу прадстауником и выразникам интарэсау свайго асяродзя. Ён належау да той яго частки, што имнкнулася выкарыстаць у сваих мэтах новыя дасягненни у грамадскай думцы. Яго дзейнасць аб'ектыуна спрыяла развиццю и умацаванню на Беларуси у 2-й палове 16 ст. прагрэсиунай сведскайсацыяльна-палитычнай думки.

 

3. ВЕСЕЛОВСКИЕ, АГИНСКИЕ, ТЫЗЕНГАУЗЕНЫ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛИ БЕЛОРУССКОГО МЕЦЕНАТСТВА. ВКЛАД В КУЛЬТУРУ.

 

16 - первая половина 17 века в истории Беларуси и ее городов явилось временем развитого феодализма, существования относительно единого государства с общим законодательством, ростом внутреннего рынка, заметного сдвига в уровне производительных сил, торговле.

По далеко не полным данным городское население Беларуси составляло 0,16 всего числа жителей страны - удельный вес, обычный для большинства феодальных стран Европы. Правда по числу городов Беларусь уступала многим странам. Общественные и внутриполитические условия помешали так же возникновению крупных городов. И тем не менее белорусские города 16 - первой половины 17 века обнаруживают все признаки прогресса. Это обстоятельство нашло свое отражение в идеологической борьбе того времени. Экономическая жизнь городов и рожденные ею имущественные и социальные контрасты питали общественные взгляды белорусских гуманистов и представителей реформационного движения. Несомненно, такое влияние экономических явлений городской жизни на область идеологии и культуры оказалось возможным прежде всего потому, что они достигли высокого для того времени уровня и формировали, так сказать, жгучие вопросы социальной действительности.

В городах увеличилось количество частных юрисдик и росла частная юрисдикция, которая теснила городскую общину, ухудшала ее положение и ослабляла ее роль в городе. Однако процесс экономического развития городов как центров ремесла и торговли сколько-нибудь существенно не менялся.

Город отгородился от деревни, мещане отделились от шляхты и от крестьянства, группируясь в особый социальный класс, особое положение. Торговцы разбивались на гильдии или на сотни, ремесленники на цехи. С появлением цехов улучшается качество производимых ремесленниками товаров, и благодаря этому расширению торговли. Начинается расцвет экономики нашей страны. Однако заметная роль товарного производства, сложившаяся имущественная дифференциация среди мастеров, деятельность скупщика-посредника привели к тому, что цехи Белоруссии не знали тех классических форм регламентации производства и сбыта, которые отличали цеховой строй в городах Западной Европы в пору его расцвета. Они не устранили вне цехового производства и не добились полной монополии на местном рынке.

Города Беларуси 16 -первой половины 17 века вели широкую торговлю с городами Польши, России, Литвы, Украины, Румынии, сохраняли древние связи Киевской Руси с Констанинополем. Среди белорусских купцов сложилась определенная специализация по видам товаров, которыми они торговали, и по странам, в которых они совершали свои торговые операции. Такая специализация не могла возникнуть только вследствие транзитного характера торговли. Она сложилась прежде всего под влиянием интересов внутреннего производства и обмена, созданного в ходе развития белорусских городов.

Однако экономическое развитие городов Беларуси в целом проходило крайне медленно. За 1,5 столетия возник и превратился в крупный центр ремесла и торговли только один город - Могилев, все остальные крупные и средние города возникли еще в период Древнерусского государства. Те городские поселения, которые появились в 16 - первой половине 17 века (Логишин, Чаусы, Зельва, Друя и другие) не вышли за пределы крупных местечек или городов с населением до 3 тыс. жителей. Причины такого развития коренились в самих условиях феодального общества и государства с его привилегиями господствующего класса, феодальной анархией, налоговым гнетом, разорительными войнами, примитивным уровнем сельскохозяйсвенного производства, частыми неурожаями и эпидемиями. Но во всем этом проявляется не специфика условий Беларуси, а феодального строя в Европе в целом. Они тормозили и развитие городов Германии, Чехии, Польши, России и других феодальных стран. Это были ограничения, присущие самой эпохе, а не отдельной стране.

Во второй половине 18 века город Гродно стал крупным торговым и ремесленным центром не только РП, но и Европы. В 1770-80 годах гродненский староста Антоний Тизенгауз (1733-1785) основал в Гродно и окрестностях свыше 15 мануфактур (суконную, полотняную, металлических изделий и др.), некоторые мануфактуры просуществовали до середины 1790-х годов. По инициативе Тизенгауза в Гродно был построен жилой, административный и культурный комплекс Гоpодница, основаны театр и театpальная школа, музыкальная капелла, медицинская школа (академия), школы: акушерская, ветеpинаpная, черчения и рисования, бухгалтерская и счетоводов, землемерная, строительная; кадетский корпус, библиотека и музей истоpии пpиpоды, заложен ботанический сад - первый в РП и крупнейший в Европе, здесь работал выдающийся французский ученый Жан-Эманюэль Жилибер (сейчас его имя носит Старый парк в Гродно - бывший ботанический сад), в королевской типографии издавались (на польском языке) «Gazeta Grodzienska» («Гpодненская газета», 1776-1783), «Wiadomosci Grodzienskie» («Гродненские ведомости», 1792), «Kurier Litewski» («Литовский курьер», 1796-97) и ежегодник «Kalendarz gospodarski» («Хозяйственный календарь»). Тизенгауз родился в 1733 году в местечке Желудок (ныне Щучинский район Гродненской области). После окончания иезуитской школы в Вильно был направлен в Волчин, где встретился и подружился со Станиславом Августом Понятовским. Через четыре года он стал хорунжием, затем подстаростой Гродненского суда, депутатом сейма от Гродненского повета, великим писарем литовским, конюшим литовским, маршалом Гродненской конфедерации (имел чин полковника), подскарбием надворным литовским, управляющим Гродненской и Шяуляйской великокняжескими экономиями, старостой Гродненским. Восстановил фольварковую систему хозяйствования и заменил чинш барщиной. По его инициативе в Гродно были основаны перечисленные выше Гродненские королевские мануфактуры (8 предприятий в городе и 8 на Городнице, одна в Лососно; всего насчитывается, по разным источникам, 22-23 мануфактуры). В 1777 году Антоний Тизенгауз подписал контракт со Станиславом Августом Понятовским о продолжении управления экономией на последующие 12 лет. В 1778 году путешествовал по Восточной Европе. Из-за неудачной хозяйственной политики и интриг магнатов в 1780 году отстранен от руководства экономией. Трибунал в Гродно, опираясь на контракт 1777 года, вынес решение вернуть Тизенгаузу должность управляющего, но из Варшавы прибыл ксендз Коссаковский с полком королевских уланов, окружил здание трибунала и заставил его принять (пятью членами против семи) декрет об окончательном отстранении Тизенгауза от управления экономией. То же постановил в 1783 году Асессорский суд. Межевая скарбовая комиссия, проведя следствие, пришла к выводу, что Тизенгауз должен вернуть один миллион восемьсот тысяч польских злотых, на имение Тизенгауза был наложен секвестр. Гродненский сейм 1784 года признал, что Тизенгауз виновен в нанесении вреда королевской казне, но снял финансовый долг и секвестр и предоставил Тизенгаузу пенсию подскарбия.

Умер Антоний Тизенгауз в Варшаве, похоронен в родовом имении в местечке Желудок. Тизенгауз мечтал превратить Гродно в «цветущую Голландию». Во многом ему это удалось. Главным образом, благодаря собственной энергии и человеческому обаянию, умению привлекать к осуществлению своих замыслов выдающихся людей. Ему удалось сагитировать на переезд в Гродненскую пущу на постоянное место жительства Жан Жака Руссо и только случайность помешала осуществлению этого плана (выдающегося философа обокрал какой-то поляк, и он смертельно обиделся на всех поляков, а заодно и на жителей ВКЛ). Антоний Тизенгауз оставил по себе память в самых разнообразных проявлениях. Памятники архитектуры, пожалуй, самые значительные.

Гродненский монастырь бригиток (Святой Бригиты) - католический женский монастырь, основанный в 1634 маршалом ВКЛ, гродненским старостой Кшиштофом Веселовским и его женой Александрой (из рода Собесских, впоследствии игуменья монастыря) в память рано умершей дочери Александры от первого мужа (Яна Вадыньского) Гризельды Сапеги. Александра Веселовская была дочерью люблинского воеводы и теткой польского короля Яна III. Основатели пожаловали на строительство монастыря ряд земельных участков и несколько фольварков в Гродненском и Волковысском поветах. Первоначально из Люблина в Гродно прибыли 8 монахинь. Привилеем великого князя литовского и короля польского Владислава IV в 1643 году акт основания монастыря подтвержден, монастырь получил равные права с другими католическими монастырями Речи Посполитой. В конце 18 - начале 19 веков монастырь владел 6 фольварками (всего свыше 1 тысячи волок (19,5 тысяч десятин) земли и 3400 душ мужского пола). Монастырский комплекс был построен в 1634-42 годах. Он включал костел, монастырские корпуса, деревянный лямус, стоящую отдельно колокольню (не сохранилась), капеллу, хозяйственные постройки, сад, огород. Весь комплекс был обнесен каменной стеной с великолепными барочного типа воротами и калитками. За время своего существования монастырь Святой Бригиты был свидетелем многих исторических событий. Во время войны со шведами ему был нанесён серьёзный ущерб, в связи, с чем сестры-бригитки вынуждены были покинуть монастырь на три года.

Магнаты ВКЛ были двигателями конкуренции в области культуры Княжества и Короны, тем более что финансовые возможности белорусско-литовской аристократии если не превосходили, то не уступали польской.

Когда в XYIII веке главный центр культурной жизни Речи Посполитой переместился за пределы страны, в Дрезден, то в ВКЛ центрами культуры становятся магнатские дворы. По словам известного польского исследователя Марьюша Карповича, именно на землях ВКЛ и Украины в саксонские часы были самые энергичные и богатые меценаты, самые талантливые и оригинальные местные художники. Магнатские резиденции стали катализаторами искусства Нового времени, и стали ими еще в XYI веке. Поэтому об его развитии мы можем говорить не с последних декад XYII века, «петровского времени», как в России, а еще раньше - с границы XYI и XYII веков.

Во имя славы муз расцветали усадьбы: Слоним - Агинских, Ружаны, Деречин, Глуск - Сапег и Полубинских, Несвиж, Биржи - Радзивиллов, Бачейково - Техановетских и др.

В советское время историографические исследования настойчиво обходили тему культуры аристократической среды. Теперь, когда ее разнообразные аспекты успешно изучаются у наших соседей - в Польше, Литве, на Украине, настало время и Беларуси по возможности компенсировать утраченное.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Белорусское барокко представляет собой весьма интересное архитектурное явление. Несомненно, появление на территории нашей страны объектов культового зодчества, построенных в этом стиле, еще раз свидетельствует о влиянии западноевропейской культуры на местные архитектурные традиции. Однако вместе с тем в Беларуси нет ни одного архитектурного сооружения, которое бы в полной мере вобрало в себя все черты, свойственные хрестоматийному европейскому барокко - национальное своеобразие белорусского барокко весьма заметно.

Католические храмы, возводившиеся в XVII–XVIII веках по всей Европе, появились в этот период и в Беларуси. И данное явление вполне закономерно. То время стало весьма плодотворным с точки зрения возведения объектов культовой архитектуры, которые и сегодня имеют большую историческую и художественную ценность.

Однако два столетия - достаточный срок, чтобы и внутри самого стилевого течения произошли существенные изменения. Каждый этап исторического развития наложил на католическое культовое зодчество Беларуси свой отпечаток. Так, в объектах, построенных в начале XVII века, отчетливо прослеживается влияние готики - простота объемов и формы здания, сочетание живописного силуэта со строгими очертаниями крепостной архитектуры. В конце XVII века возрастает влияние местных архитектурных традиций. В результате культовые сооружения приобретают большую самобытность. Интересен тот факт, что хотя большинство строений возводилось по проектам специально приглашенных иностранных архитекторов, многие храмы получили определенную художественную самостоятельность. Как правило, для сооружений раннего барокко, относящихся к 1-й половине XVII века, характерны определенная тяжеловесность и массивность. Однако с течением времени пропорции храмов изменились. Сооружения начали возводиться по принципу высотной композиции. Именно устремленность вверх и изящество архитектурных объемов придают католическим храмам, построенным в конце XVII века, особую, ни с чем несравнимую красоту.

Внешний облик зданий, время рождения которых относится к 1-й половине XVIII столетия, сложился под влиянием архитектурных школ различных регионов. Эти памятники вобрали в себя черты, свойственные северо-итальянскому и польско-литовскому барокко. В то же время отдельные архитектурные формы и приемы, использованные при строительстве храмов, напоминают о русских православных церквях. Такое сочетание, казалось бы, абсолютно разнородных вещей и определило самобытность белорусских католических храмов 1-й половины XVIII века.

Впрочем, несмотря на определенные различия, все постройки, относящиеся к стилю барокко, имеют ряд общих черт. В первую очередь, это богатое декоративное убранство фасадов и интерьеров, сложность и величественность объемов. Весь арсенал архитектурных приемов был направлен на достижение одной цели: чтобы у человека, посетившего храм, создалось впечатление могущества и полной реальности иллюзорного мира, для приближения к которому проводились многочисленные культовые обряды. Пышная, величественная архитектура католических храмов дополнялась в интерьере многочисленными произведениями скульптуры и живописи, также необычайно богато декорированными и красочными.

Именно в Гродно сосредоточено большинство памятников белорусской архитектуры, которые можно отнести к направлению барокко. Все они, удивляющие своей гармонией и выдержанностью стиля, нуждаются если не в защите, то хотя бы в том, чтобы о них помнили. Впрочем, и в других городах Беларуси, особенно западной, можно найти немало архитектурных следов эпохи барокко, до сих пор заставляющих нас удивляться архитектурному мастерству наших предков и жалеть об утраченных, видимо, уже навсегда секретах старинного зодчества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Грицкевич А.П. «Частновладельческие города Белoруссии в 16 - 18 веках». Минск «Наука и техника», 1975.

2. Дружчыц В. «Магiстрат у беларускiх местах з Магдэборскiм правам у 15 - 17 сталецьцях».Минск. «Академия Наук», 1964.

3. Копысский З.Ю. «Экономическое развитие городов Белоруссии (16 - 17 вв)». Минск. «Наука и техника», 1966.

4. Белорусская Советская Энциклопедия «Право магдебургское».

5. Голенченко Г.Я. Осмоловский В.П. «История Беларуси. Вопросы и ответы», Минск, «Беларусь», 1993.

6. «Эканамiчная гiсторыя Беларусi». Вучэбны дапаможнiк /Выд. 2-e, дап. i перапрац./В.И.Голубович, Р.И.Ермашкевич, Г.П.Бушчык и др./ Мн. НКФ «Экаперспектыва», 1996.

7. У.М.Игнатоускi «Кароткi нарыс гiсторыi Беларусi», Мн. «Беларусь», 1992.

8. Энциклопедический справочник. Гродно. Мн. «Белорусская Советская Энциклопедия» имени Петруся Бровки, 1989.

9. Историко-экономический очерк. Лида. Мн. «Беларусь», 1976.

10. К.Я.Шишигина «Музы Несвижа» Мн. «Полымя», 1986.

11. Ткачёв М.А. Трусов А.А. «Старажытны Мсцiслау» Мн. «Полымя», 1992.

12. Лозицкий А.И. «Пинск 16 столетия» Мн. «Навука i тэхнiка», 1994.