13.09.2010 19354

Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей 3-4 лет с ТНР (Е.В. Кузнецова)

Пособие Е.В. Кузнецовой посвящено одному из самых редко освещаемых в литературе разделов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи логопедической ритмике. Можно назвать единичные работы в этом направлении (В.Л. Гринер, Г.А. Волкова, Е.В. Оганесян). Вместе с тем потребность в таких публикациях чрезвычайно велика, чем и определяется актуальность данного пособия.

В качестве безусловно положительного момента в выполнении работы следует отметить то, что его методологической базой послужили не только названные выше разработки других авторов непосредственно по логопедической ритмике, но и важнейшие положения нейрофизиологии, нейропсихологии, кинезотерапии, логопедии и педагогики в целом. Это делает работу Е.В. Кузнецовой обоснованной и выдержанной в теоретическом отношении. Структура пособия отражает основные цели и задачи, стоявшие перед автором при его написании. Его разделы охватывают все виды неречевой и речевой деятельности, которые могут быть задействованы в связи с музыкой и движением. Это отвечает лучшим традициям сенсорного воспитания детей, дефицит которого так явно ощущается в настоящее время, когда гораздо более важным считается обучить ребенка 3-4 лет грамоте, чем эстетическим канонам. С нейропсихологической точки зрения, тенденция ранней стимуляции функций чтения, письма, счета обедняет правополушарный нервно-психический потенциал ребенка, столь необходимый для его гармоничного развития и, главное, приводит к потерям, невосполнимым вбудущем. Значение данного пособия является важным и в этом отношении.

В пособии представлен большой объем игр и упражнений, свидетельствующий о том, что автором проделана большая работа по их компиляции и дополнению оригинальным материалом. Разделы, по которым они систематизированы, удобны и методически оправданы.

Представляется ценным, что в методических указаниях к играм и упражнениям делается попытка их дифференциации в зависимости от формы речевого расстройства, а также индивидуальных особенностей ребенка. Практическое значение работы вытекает непосредственно из его содержания. Обширный, систематизированный материал получают не только логоритмисты, но и логопеды и воспитатели.

Рубрикация, учитывающая этапы работы и поурочную отнесенность ее конкретных видов отвечает методическим требованиям, предъявляемым к современным пособиям.

В целом пособие является ценным вкладом в коррекционное обучение детей с тяжелой патологией речи.

Данное пособие по логопедической ритмике составлено логопедом-практиком на основании 10-летнего опыта работы в логопедических дошкольных учреждениях города Москвы и практического материала, собранного за время работы в группах с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Это пособие может быть использовано в логопедических детских садах, а также в специализированных детских садах, имеющих логопедические группы. Известно, что тяжелые дефекты речи чаще всего сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций. В связи с этим весь комплекс игр и упражнений, приведенный в пособии, подобран таким образом, чтобы решить важные задачи, стоящие перед логоритмистом в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями, а именно:

– активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового);

–увеличить объем памяти;

–развивать зрительное, слуховое восприятие;

–развивать тактильно-кинестетическое и костно-мышечное чувства собственного тела у ребенка;

–помочь формированию у ребенка двигательных навыков: ходьбы, прыжков,  поворотов, бросания и ловли мяча,  самостоятельного и коллективного выполнения движений и знакомить ребенка с элементами танцевальных движений.

Особое внимание уделено развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторных координаций. На занятиях с детьми младшего возраста следует учитывать, что они еще не знают, как воспринимать музыку, как согласовать с ней свои движения. Движения детей в этом возрасте наиболее резки, быстры, порывисты и в то же время еще плохо координированы. На это тоже должен обратить внимание музыкальный руководитель совместно со специалистом по логопедической ритмике. В выборе предлагаемых упражнений необходимо ориентироваться на те двигательные и музыкальные умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребенок по программе младшей и средней группы массового детского сада (разделы «Музыкальное воспитание», «Физическое воспитание»). Важной задачей данного пособия является предоставление такого материала, который способствовал бы созданию у детей положительного, эмоционально окрашенного настроя на общение как со взрослым, так и друг с другом: желание внимательно слушать и выполнять просьбы взрослого, подражать речевым образцам взрослого: и, как отдельная задача, формировать предпосылки к диалогической речи, а в дальнейшем и самостоятельной связной речи у детей.

Первый раздел пособия знакомит читателя с особенностями психомоторного и речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста 1-2 уровня речевого развития. В рамках детского сада дети с тяжелой патологией речи (дизартрия, алалия, смешанные формы) объединены в группу, условно обозначенную как группа для детей с ОНР.

Второй раздел знакомит читателя со средствами логопедической ритмики, общими и специфическими задачами на каждом этапе работы. Приводятся примерные конспекты логоритмических занятий 1-го и 2-го года обучения; а также перечисляются задачи, решаемые на каждом этапе работы. Указывается, что задачи первого года обучения являются общими как для детей с алалией, так и для детей с диагнозом дизартрия. На втором году обучения задачи приобретают специфический для каждого диагноза характер и решаются посредством дифференцированных требований, предъявляемых к каждому из детей при выполнении заданий на логоритмических занятиях.

В третьем разделе данного пособия собраны игры и упражнения, представленные по разделам с указанием возрастной группы. Каждый раздел сопровождается методическими рекомендациями к их проведению.

 

КУЗНЕЦОВА Е.В. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В ИГРАХ И УПРАЖНЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. - М.: ГНОМ И Д, 2004. - 127 С.

 

Пособие в формате .doc можно скачать здесь