12.05.2012 9203

Особенности эллинской культуры и античная мифология

 

ПЛАН

 

Введение

1. Особенности эллинской культуры

2. Античная мифология

3. Основные проблемы древнегреческого искусства

4. Вклад Древнего Рима в мировую культуру

Заключение

Литература

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На рубеже III-II тысячелетия до н. э. предки позднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространство, примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили на языке, не относящемуся ни к индоевропейской, ни к семитской группам. Позднейшие греки, за исключением дворян, сами считали себя автохтонными населением Греции, однако и у них сохранялось представление о существовании некоторого древнего, до греческого народа, карийцев, лелегов, или пеласгов, первоначально населявших Элладу и прилегающие острова.

Итак, в районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; и элладская - в собственно Греции. Отражение критской культуры в материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль сыграли, очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями - ахейцами.

 

1. ОСОБЕННОСТИ ЭЛЛИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Греция четко делится на три части: северную, охватывающую Фессалию и Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пагасейским заливами, а с юга - Коринфским и Сароническим; наконец, южную, т. е. Пелопоннес. Климат древней Греции мало чем отличается от нынешнего. Средняя температура не претерпела изменений с античных времен. Она колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к континентальному, до 19 градусов на Кикладах.

В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции - на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее, прежде всего на Эвбее, где название города Халкида происходит от греческого слова, обозначающего медь. Также в Древней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов.

Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне развития: там умели необыкновенно искусно отыскивать новые залежи ценных металлов, а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но прежде всего керамику - в этом греки добились, как известно, высочайших художественных достижений. Наконец, весьма ценился и камень: благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры. Камень всегда находился на месте, его не надо было ниоткуда возить. Дома в Афинах строились из твердого известняка, добытого в ближайших окрестностях; дома на Делосе – из камня выломанного прямо из гранитного основания острова. Даже при сооружении храмов обходились без транспортировки материалов. В Олимпе святилище Зевса построили из местного известняка; каменоломни Кара, поставлявшие Афинам излюбленный там, в VI в. до н. э. траверин, т. е. мягкий известняк, располагались всего в нескольких километрах от города.

Около 1700 г. до н. э. в Греции формируется микенская культура, которая, в свою очередь, делится на периоды: раннемикенской (до 1550 г. до н. э.), средне микенский (1550 - 1400 гг. до н. э.) и позднемикенский (1400 - 1200 гг. до н. э.).

Около 1700 г. до н. э. в Арголиде - центре власти микенских правителей - стали особенно сильно ощущаться влияния минойской культуры, шедшие с Крита. Женщины начали одеваться на подобии негритянок, появились святилища критского типа, в которых приносили жертвы богини с Крита. Испытывая воздействие более развитой цивилизации, ахейцы сохраняли, однако, несмотря на это, многие черты культуры, принесенной ими с севера. В отличие от критян они продолжали носить усы и бороды, жили в мегаронах с постоянным очагом. Если обитатели Крита господствовали на море и потому не опасались вторжения на их остров, то ахейцы строили мощные оборонительные сооружения против возможных нападений с севера и восстаний покоренного ими населения. Женственной, изысканной минойской культуре противостояли суровость и мужественность нарождавшейся микенской цивилизации.

Все это нашло свое отражение как в монументальной архитектуре, так и в тематике стенных росписей в материковой Греции того времени, где излюбленными оставались темы войны и охоты. Символами могущества местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные мощными стенами. Конструкция этих укреплений отличалась от конструкции критских построек. Чтобы понять это, достаточно постоять в Микенах у знаменитых Львиных ворот, украшенных рельефом с изображением двух львиц в окружении огромных, громоздящихся один на другой каменных блоков. Греки считали, что эти стены воздвигли циклопы - одноглазые великаны; на самом же деле то был результат труда тысяч людей, свободных и рабов, которых ахейцы захватывали в своих далеких военных походах.

До 1953 г. микенская цивилизация разговаривала с нами лишь языком величественных памятников архитектуры и живописи. Но расшифровка англичанами М.Вентрисом и Дж. Чедвиком микенской письменности позволила услышать также язык глиняных табличек, содержащих инвентарные описи микенских дворцов. Хотя уже было известно о существовании трех систем письменности в эгейском мире: древнейшее, иероглифическое письмо (первая половина II тысячелетия до н. э.) и две системы линейного письма - А (XVII - XIV вв. до н. э.) и Б (примерно XIV - XI- II вв. до н. э.), тем не менее только в 1953 г. удалось прочесть тексты, созданные на основе самой «младшей» из этих систем, а именно линейного слогового письма Б, и установить, что записи сделаны на греческом языке. Линейное письмо А остается и поныне нерасшифрованным, но, как представляется, пользовались им не греки, а до греческое население Крита.

В Древней Греции существовало множество профессий, такие как каменщики, плотники, корабелы, гончары, кузнецы, изготовители боевых луков и мебели, ювелиры, пекари и множество других, что свидетельствовало о высоком развитии их науки и культуры.

Микенские документы принесли с собой немало открытий в области истории религии. В длинном списке богов встречаются Зевс, Гера, Посейдон, Афина и Артемида. Неожиданностью для ученых оказалось существование женских соответствий: Посейдону - богине Посидеи, и Зевсу - богини Девии, которых классическая Греция не знала, подобно тому, как не было в классический период «жрицы цветов», упоминаемой в кносских текстах. Но самым большим открытием явилось существование уже в ту эпоху культа Диониса, ибо имя это мы находим в табличках, но как имя человека, а не бога.

Великолепный памятник античной культуры поэмы Гомера «Иллиада» и «Одисея» (VI в. до н. э.). Когда-то афинская молодежь заучивала их наизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не только большое значения, как произведения искусства, им предавалось также важное государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались, как глубоко современные.

Поэмы учат спокойному отношению к смерти как естейственной необходимости. Приводя много ценных наблюдений. Например, о том, что сильное чувство двулико: горе и разъединяет и сплачивает; плач одновременно несет просветленье и т. д.

Античная культура - это также культура Сократа, философа, поставившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу учил он и своих учеников. Рассказывают, что он присматривался к одаренным юношам и из них готовил учеников.

Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет, становится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не абсолютизировать его («Я знаю, что ничего не знаю»). Самое позорное невежество - «воображать, что знаешь то, чего не знаешь». Сократ был постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его били. Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает тем же. Сократ отвечал: «Разве я потащу в суд осла, если он меня лягнул?».

Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру способом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не только к философам, но и к искусству, поэзии. Греческая культура во многом основала дальнейшее развитие культуры. Основными символами ее были два бога: Аполлон и Дионис, породившие, как считали древние греки, два противоположных мироощущения и две культуры. Бог Аполлон - бог пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и покоя. Бог Дионис - бог раскованности и свободы, стихии природы и инстинктов, бог вина и виноделия, не покоя и чрезмерности.

Почитание Аполлона привело к господству пластического искусства, искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии. Почитание Диониса привело к рождению греческой трагедии с ее (часто нелицеприятной) правдой жизни, к философскому пессимизму и нигелизму.

Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетаться аполлоновское ее качество и дионисийское, в противном случае возможна гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет в конце концов к стагнации, застою. А возобладание дионисийского к разрушению, протесту ради протеста.

В Древней Греции существовал обряд жертвоприношения - в Кноссе удалось отыскать фрагменты календаря, где речь идет о жрецах, о празднествах и о жертвах, которые полагалось приносить в те или иные месяцы. Функции верховного жреца исполнял, как предполагается, сам царь, хотя бесспорных доказательств тому нет.

IV в. до н. э. ознаменовался в Древней Греции, как век создания различных школ, хотя обучение стоило очень дорого. Например, обучение риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора той эпохи, Исократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софистов, и было доступно только состоятельной верхушке горожан. Все более многочисленные философские школы ориентировались также лишь на социальную элиту. Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все больше сосредоточивалась на одном из полюсов общества. Характерно, что обращенное к широким массам искусство театра, получившее столь явное развитие в Афинах V в. до н. э., уже не играло в следующем столетии прежней социально - воспитательной роли. Трагедия переживала упадок, комедия претерпела существенные изменения. Но если поэзия спустилась с высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то проза, напротив, поднялась на небывало высокий уровень. Ораторское искусство IV в. до н. э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным образцом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля. Еще большее влияние оказала на последующие поколения, и не только в древности, философия IV в. до н. э., представленная именами Платона и Аристотеля. Изобразительное искусство, особенно скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия, Поликлета и Мирона.

 

2. АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ

 

Существенную, интегральную часть древнегреческой религии составляли мифы, сыгравшие исключительную роль в античной культуре, Эллинам в принципе было чуждо понятие религии откровения, кодифицированной в повсеместно признанных священных книгах. Первоначальные религиозные представления развивали поэты и писатели, которые придавали им художественную форму, моральный смысл, а часто также и политическое значение. Мифы постоянно сопутствовали развитию греческой литературы, доставляя ей на протяжении многих веков ее существования важнейшие мотивы. Особенно обильно черпают из мифологической тематики эпос, трагедия и в значительной мере лирика. Представление богов и героев, иллюстрация мифологических мотивов всегда являлись важнейшими темами живописи и скульптуры. Насколько Гомер и Гесиод способствовали определению личности, черт, атрибутов и сфер деятельности отдельных богов и героев, настолько Фидий и его последователи дали пластическое видение их фигур и придали им определенные физические черты, одежду и даже черты лица.

В мифы о богах и героях вплетено множество сказочных мотивов, произведений народной фантазии, которые имеют свои аналоги в фольклоре почти всего мира. Важнейшими из них являются битвы богатырей с дикими животными и фантастическими чудовищами, в которых награда для мужественного победителя - рука царевны или царский трон (мифы о Геракле, Тезее, Персее и Эдипе); чудесное омоложение (миф о Медее и Пелиадах); необычайное рождение (Афина родилась из головы Зевса, а Дионис из члена Зевса; люди возникли из камней, брошенных Девкалионом, и зубов дракона, посеянных Кадмосом) и превращения людей в животных или деревья.

Некоторые мифологические мотивы имеют моральную окраску, могут также содержать аллюзии общественной и политической жизни. Большинство мифологических повестей осуждает кровосмешение, даже бессознательное (миф об Эдипе), человеческие жертвы и каннибализм (миф о Тезее и о чудесном спасении Фрикса и Ифигении с жертвенного алтаря), а также коварство злых жен (миф о жене Тезея, Федре, которая погубила пасынка, отказавшего ей в любви). Зевс, младший сын Кроноса, согласно другим мифологическим версиям, был его старшим сыном; эта поправка введена, очевидно, после установления принципа первородства при наследовании. Миф об Оресте является иллюстрацией спора о том, какое право важнее - материнское или отцовское. Наилучшим примером мифа политического характера, бесспорно, служит цикл, связанный с Тезеем, где афиняне создали свой идеал правителя, предвозвестника демократического строя.

Особым, весьма существенным фактором, влияющим на формирование греческих мифов, были внешние культурные влияния. Многочисленные уже с микенских времен контакты греков с народами Египта, Малой Азии и других стран древнего Ближнего Востока не могли не сказаться на мифотворческой деятельности. Орфический миф о разодранном Загрее напоминает древнеегипетскую повесть о смерти изириса. Распространенная тема битвы героя с чудовищами и дикими животными имеет многочисленные аналоги в культурах Востока. Несомненно восточное происхождение у таких фантастических существ, как сфинкс и гриф.

 

3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ИСКУССТВА

 

Для греческих храмов эпохи классики характерно сочетание ионического и дорического ордеров, Парфенон и Пропилеи в Афинском Акрополе, дорическо-ионические сюжеты в Олимпии.

Храмы всегда обращены на восток, чтобы первые лучи солнца сразу освещали статую, стоящую в глубине, поэтому в храмах высокие двери. Из неаттических наиболее известен храм Аполлона в Бассах, построенный Эктимом, который позже работал в Парфеноне. Храм в Бассах ориентирован на север, поэтому статуя - в углу, дверь - тоже в углу.

Обычно в качестве примера классических храмовых комплексов приводят Афинский Акрополь. Но он не вполне может быть примером, там полно асимметричных храмиков: Пропилеи, сделанные после Парфенона; Эрехтейон, построенный в конце Пелопонесской войны.

Другой классический храм - Артемиды Эфесской, сожженный Геростратом. Он был одним из чудес света: больше сотни колонн (число нечетное). После пожара он был восстановлен еще шикарнее.

Помимо храмовой архитектуры существовали другие общественные здания полисов классической эпохи.

«Стоя» - торговые ряды. На Афинской Агоре было две стои - Большая и Малая. Современные греки попытались восстановить стою - получился длинный, некрасивый сарай из камня, там сейчас музей Агоры.

«Булевтерий» (здание городского совета). Они есть даже в полисах с недемократическим правлением (вроде тирании). В любом случае были выборные лица, составляющие совет. Типичная формула: «совет и народ постановили». Здания Булевтерия очень разные, есть лишь одно общее: зал заседаний - везде в виде амфитеатра со скамьями, вокруг которого по периметру распложены служебные помещения (архив и др.) Дикастерий (суд). На все греческие города Средиземного и Черного морей найдено только два дикастерия: в Афинах и в Ольвии. По архитектуре напоминают жилой дом, но больших размеров и без внутреннего двора. В них находят специальные приспособления для голосования: бронзовая или каменная доска с рядами прорезей и бронзовые колесики на длинной оси. Голосовавшие вставляли эти жетоны в прорези голосовальной доски. В Афинах найдены фрагменты доски и «жетоны», в Ольвии - только «жетоны». Латрина - общественные туалеты, типа наших вокзальных.

Портики похожи в чем-то на стою, но одноэтажные, без глухой задней стены и перегородок. По сути - это крытая колоннада, там стояли статуи, там народ прогуливался, беседовал. Театры и стадионы. Театры известны в большинстве городов Греции, Италии, Сицилии. Они все строились по стандартной схеме: центр - «орхестра», вокруг - амфитеатр каменных скамей, разделенных на секции. Напротив центрального ряда - алтарь «анфилема». Сами ряды называются «театрон». Сзади - глухая стена «скене», к которой с двух сторон примыкают хозяйственные пристройки «парод». В большинстве театров для амфитеатра использованы естественные складки местности.

Театральные действия развились из древних культовых действий в честь Диониса, покровителя винограда. Свита Диониса совершает страшненький ритуал раздирания козла - «трагос» - отсюда «трагедия». Первые театры представляли собой размещение людей по склонам холма, чтобы эту радость наблюдать. Потом на склоны стали ставить скамьи. Древнейший, самый знаменитый, театр - в Эпидавре - именно такой, т.е. на естественном склоне.

А вот на ровном месте приходилось делать подсыпки (южная Италия, Метапонт). Театры, как и все перечисленные выше виды построек, находились в центральной части города. Театр Диониса в Афинах расположен рядом со склонами Акрополя. В Причерноморье известен лишь один театр - в Херсонесе. Театры известны и в мелких городках, находящихся на территории крупных полисов. Оборонительные стены. Обязательный признак центра греческого полиса. В после архаический период стены строились с башнями. Оборонительные стены обычно имели два панциря из тесаного камня, пространство между ними заполнялось каменной забутовкой. Известна и другая модель. Укрепления из сырцовых кирпичей в виде довольно толстых квадратных плит известны на Таманском полуострове. Сырцовая стена обычно сооружалась на каменном цоколе или надстраивала каменную стену; между рядами кирпичей фиксируются прослойки глиняного раствора.

Фортификация из обожженных кирпичей - явление довольно редкое, на рубеже поздней классики и эллинизма зафиксировано в Аполлонии Иллирийской, возможно, традиция пришла из Фракии, где в это время отмечены самые разные по форме и технике обжига кирпичи, по форме близкие сырцовым, есть фигурные.

Скопления ремесленных мастерских. Составляют целые кварталы, в первую очередь керамические, типа Афинского «керамик» или Херсонесского «внешнего керамика». Изготовляли в первую очередь амфорную тару стандартных размеров под вино и масло.

В эпоху классики в частных домах появляется «ангарон» - внутренний двор. Ближе к эллинизму он с четырех сторон оформляется колоннадой. Второй этаж (если есть) делали деревянным. После греко-персидских войн городская планировка становится регулярной (Гипподамова система).

Весь классический период господствует краснофигурная керамика, она появляется около середины VI в. до н.э. Черным лаком заполняется фон, фигуры остаются красного цвета - цвета сосуда, который достигается обжигом в условиях доступа кислорода. Внутреннее членение фигур прорисовывается тем же черным лаком. Формы сосудов остаются прежними, а сюжеты становятся более светскими - масса бытовых сцен, вплоть до эротики. Очень показателен, например, такой сюжет: молодая рабыня поддерживает паренька, которого тошнит. Чтобы не оставалось сомнений, все тут же подписано. Писали также имена изображаемых, что они держат в руках, что делают. Лежит персонаж и пьет; над ним надпись - «гражданин», над сосудом, из которого он пьет - «килик».

Много надписанных сосудов с именем мастера, но в отличие от VI века, в V веке надписи уже не от первого лица, все проще, типа: «Эфроний сделал». Различаются школы росписи, личности мастеров, даже элемент соперничества. Так, например, соперниками были Ефроний и Эртемид. Последний особенно не стеснялся в подписях: «Хорошо расписал Эртемид», или даже «Эртемид расписал так, как Ефронию никогда не расписать». Краснофигурная вазопись проходит через всю классику, переходя в эллинизм. Еще один тип росписи, характерный исключительно для классики (V в. до н.э.) и только для лекифов. Это т.н. белофонные лекифы. Их делают только в V в. и только для погребальных целей, сюжеты росписи соответствуют целям: похороны, души умерших перед Хароном, девушки, кормящие водоплавающих птиц - символы мира мертвых. Для поздней классики (последняя четверть V в. - первая четверть IV в. до н.э.) характерны рельефные сосуды. На них в дополнение к краснофигурной росписи налепляются рельефные изображения. Рельефы делались отдельно, по стандартным штампованным формам. Иногда рельефные изображения вовсе вытесняют краснофигурные. Рельефы - белые, с выделением отдельных деталей золотом. Золотой краской выделяются и некоторые формы ваз, например, перегиб на границе горлышка и тулова, сделанный в виде реалистичного венка или ожерелья, раскрашивали надписи под горлом сосуда. Тогда же в Греции появляются рифленые сосуды, целиком черно лаковые, без росписи - подражание металлическим сосудам, их также часто украшали венком или ожерельем, а к ручкам прикрепляли имитации сережек.

Гордость классики: фигурные сосуды типа «фанагорийский сфинкс», «Афродита» и др. Формально - это лекифы.

Выделяется южноиталийская краснофигурная керамика классического периода, где много театральных сцен.

Конец вазописи - в эллинизме. Там ищут новые решения, сосуды расписываются красками после обжига. Есть отдельные попытки вернуться к чернофигурным сосудам. Скульптура. Для классической скульптуры характерны мотивы и разработки, так или иначе, восходящие к трем мастерам ранней классики: Фидию, Мирону, Поликлету; и еще трем поздней классики: Скопасу, Лисиппу, Праксителю.

Поликлет - автор «Канона», работал по теории искусства. Наиболее известные статуи «Копьеносец» и «Амазонка». Поликлет выделяет мускулатуру изображаемых, причем позы его статуй достаточно вольные, опорная - одна нога. Поликлет подчеркивает анатомически правильное тело человека. Он работал и в хрисоэлефантинной технике (золото и слоновая кость): изображение Геры в Аргосе. Мирон - автор «Дискобола», композиции «Афина и Марсий». В его работах подчеркивается движение: полуобороты, повороты, переплетения. Последнее - принципиально, ранние греческие скульптурные группы не переплетаются, просто стоят рядом: «Гармодий и Аристогитон». Мирон работал преимущественно в бронзе. В «Палатинскую антологию» (Рим) входят 30 эпиграмм, посвященных статуе «Коровы», работы Мирона.

Фидий - друг Перикла, известен не только как скульптор. Враги Перикла возбудили против него процесс по поводу якобы имевшей место растраты золота, выделенного на украшение статуи. Фидий - автор «Зевса Олимпийского» и «Афины Промахос» (Афина стояла на Акрополе, была сделана из бронзы, достигала 17 м в высоту), «Афины Парфенос». Зевс и Афина Парфенонская выполнены в хрисоэлефантинной технике. Фидий руководил скульптурным оформлением Парфенона, многие статуи делал сам. Его сквозная творческая идея - божественная мощь.

Пракситель (поздняя классика, вторая треть IV в. до н.э.) продолжает поликлетовский канон изображения человеческого тела, но без подчеркнутого выделения мускулатуры. Сквозная идея - «гедонизм», эдакое самолюбование. Множество очень изящных, но похожих друг на друга юношей или богов в образе юношей, стоят, опершись на какой-нибудь пенек, и с легкой улыбкой смотрят куда-то себе под ноги. В Эрмитаже находятся 5 таких скульптур в римских копиях. Довольно декоративные статуи, они крайне популярны всю эпоху эллинизма и римское время. Более ранние скульптуры - публичные, их место - на Агоре, в Акрополе, в общественных зданиях. Такие скульптуры, как у Праксителя, больше подходят для украшения личных покоев. Наиболее известны: «Отдыхающий Сатир». «Аполлон Совкратон» (стоит, опершись на дерево, и с легкой задумчивостью мучит ящерицу), «Аполлон кормит младенца Диониса», последняя статуя сохранилась в подлиннике.

Большое достижение Праксителя - он совсем раздел богинь. Его Афродита Книдская настолько откровенна, что заказчики отказались от статуи, тогда жители Книда оставили ее у себя. Пракситель предпочитал работать с мрамором, а не с бронзой. Скопас (середина IV в.). Работал над галикарнасским мавзолеем, его скульптурным фризом. Там у него - сплошное движение: все скручено, перекручено, перевернуто. Эта традиция движения переходит в эллинизм. В эллинистической скульптуре нет ничего спокойного, сплошные мучения, движения, Лаокоон с сыновьями борется со змеями, галлы убивают жен и т.д.

Лисипп - любимый скульптор Филиппа и Александра Македонских. Это по времени - уже эпоха эллинизма, но по стилю - еще классика. Продолжал линию Фидия, пытался показать внутренний мир героя: «Я показываю человека не таким, каков он есть, а таким, каким он хочет быть». Известны статуи: «Апоксиомен» (атлет, очищающий с себя песок), «Геракл, борющийся со львом».

По жизнеописанию Александра Македонского, Лисипп изваял статуи 20 или 30 его друзей-телохранителей, погибших в первом сражении с персами на р. Граник. Лисипп не пользовался каноном, каждую работу делал по-новому.

В классике можно отметить некоторую динамику скульптурных образов: так на время Пелопонесской войны в 10 раз уменьшаются изображения военных. В поздней классике появляется натуралистический портрет с индивидуальными неканоническими чертами. В ранней классике не признавали никаких эмоций, черты всех лиц сглаженно-красивые. Если у Перикла голова большая - его в шлеме ваяют. Но при этом существовал своеобразный профессиональный канон: комедиантов всегда изображали полностью и лысыми, классиков - с лысым лбом, философов - с прической в соответствии со школой, к которой он принадлежал. В позднеклассическом портрете всегда есть движение, мысль, чувство. Кроме того, отмечают увеличение количества фигур в композициях более позднего времени.

Еще одно направление в греческой скульптуре, и не только классической - это погребальные стелы. Имена авторов неизвестны, зато стелы подлинные, выполнены в невысоком рельефе, сюжет - сцены прощания. Печаль - единственная эмоция, которая до рубежа классики/эллинизма удавалась грекам.

 

4. ВКЛАД ДРЕВНЕГО РИМА В МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ

 

Природные условия на Апеннинском полуострове в древности мало отличались от сегодняшних, если не считать того, что столь характерных для Италии апельсиновых и лимонных деревьев, агавы и эвкалиптов древнейшие обитатели страны еще не знали, а финиковую пальму и гранат распространили там только карфагеняне. В сравнении с Грецией Италия обладает более плодородными почвами, особенно в долине реки По и в Кампании, славившейся к тому же своими цекубскими и фалернскими винами. Но, как и в Греции, обработка земли требовала и здесь огромных человеческих усилий; необходимо было осушить многие заболоченные территории, другие же обеспечить искусственным орошением. Мастерами этого дела были этруски, чьи достижения сегодня не могут не удивлять. Однако Италия была значительно беднее, чем Греция, металлами, которые ей с незапамятных времен приходилось ввозить. Только в Этрурии добывали медь и олово, а на острове Эльба - железо. В обработке металлов больших успехов добились те же этруски.

Обосновавшись в Южной Италии, римляне уже не могли не вмешаться в дела соседней Сицилии, где веками шло соперничество между Сиракузами и североафриканским Карфагеном. Захват римлянами Мессаны вызвал 23 - летнюю войну между Римом и Карфагеном, проходившую на суше и на море к выгоде то одной, то другой стороны. Морское могущество противника заставило римлян перейти к строительству собственного военного флота. Нехватку опыта морской войны они восполняли своеобразной тактикой, позаимствованной, впрочем, у сицилийских греков. Римские корабли были оснащены так, чтобы воины могли легко перебраться на вражеские суда, превращая таким образом морскую битву в сухопутную.

Захватнические войны II в. до н. э. принесли Риму новые территории, большие массы рабов, небывалый приток богатств. Римское государство отнимало у покоренных народов часть земель, обращая ее вовсе расширяющийся римский «агер публикус», а также обширные владения бывших правителей, их пастбища, леса, золотые и серебрянные рудники, солеварни и каменоломни. Огромные контрибуции, доходы от продажи пленных в рабство, дань с побежденных, военная добыча сделали Рим крупнейшей финансовой величиной античного мира.

Обычной практикой римского войска стали планомерные грабежи завоеванных городов и целых областей - об этом ясно говорит печальная судьба Сиракуз во время II Пунической войны и Коринфа в 146 г. до н. э. Главной целью походов было теперь разграбление покоренных городов с захватом добычи и рабов. В рабство продавали десятки тысяч человек, а добычи набиралось столько, что сгибаясь под ее тяжестью римские войны, оказывались уже не в состоянии совершать переходы больше, чем 5 километров в день.

Культура Древнего Рима, в основном представляла собой перемешанные культуры других стран. Как, например, кроме многих предметов быта, заимствованных из Греции и стран Востока, были заимствованы также моды и нравы. Сципиона Африканского, победителя Ганнибала, видели в сиракузской палестре в греческой одежде и обуви. Его жена, на восточный манер, показывалась на людях лишь в сопровождении целой толпы служанок, в модных тогда колясках, запряженных мулами.

Завоевание Тарента в 272 г. до н. э. оказалось важной вехой не только в политической истории Рима, но и в истории его литературы.

Тогда вместе с множеством других пленных в Рим прибыл грек Андроник.

Отпущенный на свободу своим господином Ливием Салинатором, он принял имя Тит Ливий Андроник. Андроник занялся тем, что стал переводить на римский язык, а затем читать, известные греческие трагедии, главным образом, Софокла и Еврипида. Современную же ему эллинистическую поэзию он знал мало, и ее влияние никак не отразилось на его творчестве. Да и навряд ли индивидуалистическая литература эпохи эллинизма нашла бы тогда отклик у суровых и сплоченных римлян, впервые бросивших в ту пору вызов всесильному Карфагену.

Деревняя архитектура с террактовой орнаментикой полностью царила в Риме в III в. до н. э. и только в следующем столетии начала уступать место каменным постройкам. Но храмы сооружали из мягкого вулканического туфа, так как своего мрамора в Италии II в. до н. э. еще не было: и «лунский», позднее каррарский, мрамор, и «тибуртинский» твердый известняк - травертин стали применяться повсеместно уже в эпоху Августа. Ограниченность в выборе строительного материала наложила отпечаток и на саму архитектуру. Из мягкого туфа не удавалось вытесывать длинные прочные балки, поэтому зодчим приходилось создавать арочные своды кроме того, мягкий туф не позволял делать ярко выраженные, подчеркнутые орнаменты, как на греческих мраморных храмах, и надо было украшать постройки гипсовой пластикой.

Все это рано придало римской архитектуре иной, отличавший ее от греческой характер. Своеобразие римской архитектуры хорошо видно, например, в сооруженном Квинтом Лутацием Катулом табулярии (архивохранилище), обращенном фасадом на форум, с арками между дорическими полуколоннами, со сводчатыми покрытиями внутренних коридоров.

Начав покорять мир, римляне знакомились со все новыми способами украшения домов и храмов, в том числе с фресковой живописью. С традициями эллинистических фресок тесно связан первый римский тип живописи - так называемый помпейский, изученный по фрескам, обнаруженным археологами в раскопанных археологами провинциальных Помпеях и в других городах Кампании. Интересно, что, как и в тогдашней римской риторике, здесь сосуществовали и нередко выступали два стиля - простой, с тонким рисунком, и рядом другой, патетический, со светотенями и насыщенными цветами. Эти своеобразные «аттицизм» и «азиазианизм» в живописи соседствовали иногда на стенах одной и той же комнаты, как, например, в вилле Фарнезина в Помпеях.

В скульптуре явлением, характерным для оригинального римского искусства, стал, начиная со II в. до н. э. реалистический портрет. В новизне и самобытности римского скульптурного портрета нетрудно убедиться, если сравнить грубоватые, крестьянские лица на надгробных рельефах эпохи республики с тонко моделированными, рафинированными эллинистическими портретами. Пластический реализм римских мастеров достиг расцвета в I в. до н. э., породив такие шедевры, как мраморные портреты Помпея и Цезаря.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В классическую эпоху (480-300 гг. до н.э.) творчески развиваются старые мотивы, и вводится много новых. Жившие тогда знаменитые скульпторы - Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп и многие другие - и художники, произведения которых безвозвратно погибли, полностью, преобразили пластическое видение богов древней Эллады. В V в. до н.э. внимание акцентировалось на достоинстве и недоступном величии богов, в следующем веке художники постарались приблизить божество к человеку, жители Олимпа приобрели многие человеческие черты. Отличительными чертами древнегреческой религии являются обожествление природы и антропоморфизм. Как говорил Гиппократ, все божественно и все человечно. Мир греческих богов и богинь есть тот же человеческий мир, только идеализированный - люди суть смертные боги, а боги - бессмертные люди (Гераклит).

Религиозные идеи получили свою интерпретацию в греческой философии, рациональной по своему характеру. Этот переход от религии к философии связан с интерактивной техникой, которая способствовала новому, рациональному видению мира. В античной Греции человек живет как Бог в двух мирах - мире культа и мире техники, именно техника стала подлинным предметом философии в форме теоретико-геометрических конструкций мира, в системах Анаксимандра, Парменида, Пифагора, Демокрита, Аристотеля и других мыслителей. Античная мифология сыграла определенную роль в становлении теоретической рефлексии, рационального философского мышления.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования. М.: ”Мысль”1981г.-247с.

2. Тюхтин В.С. Ларнич Ю.Ф. Содержание и форма в искусстве. М.: ”Знание” 1984г. –64с.

3. Бурлинс Е.Я. Культура и жанр.

4. Ваисло В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики.

5. Гончаренко Н.В., Куликова И.С. Философия и искусство (по проблематике международных эстетических конгрессов) М: 1985.