13.05.2012 34762

Единство функциональной и художественной сторон в архитектуре+Специфика архитектурного образа+Виды и типы архитектурных сооружений

 

ПЛАН

 

1. Единство функциональной и художественной сторон в архитектуре

2. Специфика архитектурного образа

3. Виды и типы архитектурных сооружений

Список литературы

 

1. ЕДИНСТВО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТОРОН В АРХИТЕКТУРЕ

 

Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности: уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры.

Слово архитектура происходит от греческого слова «arhitection», что значит «мастер-строитель», «строитель высшей квалификации».

Архитектура соединяет в себе результат строительной деятельности человека художественного творчества.

Архитектура – это строительное искусство, вид творчества, формирующего среду жизнедеятельности человека по законам красоты.

Архитектура – это искусственный утилитарно-художественный мир (среда), противостоящий стихийной среде; это освоенное (утилизированное) пространство для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.

История развития человеческого общества на всех этапах мировой цивилизации отражалась в памятниках архитектуры. По выражению Н.В. Гоголя «... архитектура – это летопись мира: она говорит тогда, когда молчат песни и предания».

Архитектуру называют каменной летописью истории. Архитектура – это часть материальной культуры человечества, которая несет уникальную информацию о жизни людей в прошедшие исторические эпохи.

Архитектуру сравнивают с застывшей музыкой. Архитектура – это гармония форм, которая отражает духовную жизнь ушедших поколений; гармония, которая составляет эстетическую ценность и оказывает эмоциональное воздействие. В архитектурных произведениях изображается не абстрактная красота линий и форм, а пространственные образы и состояния, отражающие мироощущение и материальную культуру человека.

Архитектура – это прикладное искусство. С одной стороны, это технология и организация строительного производства, а с другой – искусство, говорящее на языке пространственных форм. Это – точный инженерный расчет, научные знания и творческое озарение.

Связь архитектуры с природным окружением, с различными видами искусства (монументальной живописью, скульптурой, прикладным и декоративным искусством) является важной чертой архитектурных произведений.

Главная и извечная задача архитектуры – поиск оптимальной взаимосвязи функции и формы. То, что мы привыкли считать и называть архитектурой, – это форма архитектурного произведения, граница между внешним и внутренним пространством. Организация внутреннего пространства и определяет характер функционального использования архитектурного сооружения, а значит его человеческую полезность. Таким образом, объект архитектуры, архитектурное пространство несет не только утилитарный смысл, но и конструктивную основу, художественное содержание.

Древнеримский зодчий, теоретик Витрувий, сформулировал понятие архитектуры как единую триаду: польза, прочность, красота, которая полно отражает все, что связано с архитектурой. Эта знаменитая триада прочно вошла в историю и теорию архитектуры и стала основой понятия «архитектура». Всякое отклонение от этой, не сложной по виду и глубокой по содержанию, формулы ведет к нарушению цельности архитектуры или отсутствию её как таковой. Вся история архитектуры – это история поиска гармоничного единства функции, конструкции и формы, обозначенного триадой Витрувия. Недооценка формы, её красоты, в угоду соображениям пользы, нарушает единство и гармонию архитектуры, оборачивается социальным дискомфортом, функциональной неполноценностью архитектурного произведения. И наоборот, что выгодно для строителей и производственников, – не всегда совпадает с удобствами, пользой, эстетическими качествами, которые сформулировал Витрувий в своей триаде.

Функция, конструкция, форма – три составляющие единого архитектурного произведения, которые и определяют три основные группы его характерных качеств:

- функциональные (удобство, польза);

- конструктивные (прочность, экономичность);

- эстетические (красота, художественный образ, выражающие идейное содержание).

От функционального назначения (жилое, общественное или промышленное здание) зависит тип архитектурного сооружения, его композиционное решение: количество, состав помещений в нем, их взаимное расположение и размеры.

Типы зданий складывались не сразу, они определялись социально- -политическим устройством страны, религиозными и идеологическими требованиями, бытом, национальными традициями, уровнем развития техники. Некоторые типы зданий отмирали, появлялись новые, другие видоизменились (жилые дома, храмы).

Конструктивные особенности архитектуры во многом зависят от технического уровня развития общества, применяемых строительных материалов.

С древнейших времен и вплоть до середины XIX века господствующую конструктивную основу архитектуры составляла стоечно--балочная система. В Европе и Азии, в Африке и Америке она имеет свои национальные и местные особенности. Однако принцип сочетания вертикали-опоры и горизонтали-балки остается неизменным и в легких деревянных колоннах китайского и японского дома-павильона, и в массивных колоннах египетских храмов, достигших 20 м в высоту и по форме уподобленных лотосу. Декоративность, свойственная архитектуре раннего периода её развития, – это попытка скрыть, декорировать стоечно-балочную конструкцию за формами, заимствованными у природы. Зодчие на протяжении долгих веков не решались открыть строгую красоту самой конструкции. Впервые открыть конструкцию стало возможным в Древней Греции, родине античного ордера.

Ордер – это порядок расположения частей стоечно-балочной системы. Древние греки определяли строгий состав ордера: колонна (опора) и антаблемент (балка), исполнненные в пропорциональном соотношении в соответствии с теорией архитектурной композиции, разработанной древнегреческими зодчими.

Ордер дает человеческую шкалу размеров, а его главный элемент – колонна – в известной степени воплощает образ человека.

Древнегреческая архитектура «изображает» собственное строение, структуру, конструкцию, в то время как догреческая архитектура подражает природе, стремясь к её изображению. В этом античный ордер находится в полном единстве с триадой Витрувия «польза – прочность – красота». Формы античного ордера являются универсальными по отношению к материалу: они воспринимают работу стоечно - балочной конструкции в камне, дереве, бетоне.

Однако при всей эстетической гармонии античного ордера возможности применения его ограничены относительно небольшими размерами перекрываемого пролета. В поисках развития этой задачи римляне впервые соединили ордер со стеной и обратились к опыту стран Древнего Востока, Месопотамии, Персии, для которых традиционными являлись купольные конструкции перекрытий.

Бетонный купол римского Пантеона (125 г. н.э.) с диаметром основания 43 м стал первой в истории человечества большепролетной конструкцией.

Долгое, на протяжении тысячелетий, использование камня как основного строительного материала ограничивало возможности архитектурных конструкций, размеры зданий и сооружений, их формы, перекрываемые пролеты, общее композиционное решение. С началом применения в строительстве металла и железобетона связывают новую эпоху в архитектуре, эпоху неограниченных конструктивных возможностей, свободных архитектурных форм, больших внутренних объемов и новой эстетики.

Эстетическая ценность архитектурного произведения определяется художественной выразительностью его внешнего и внутреннего облика, которая зависит от композиции архитектурных форм и здания в целом (группировка масс, пропорциональное соотношение объемов и размеров, силуэт, декоративные детали, цвет, фактура и т.д.).

Композиция объекта архитектуры складывается в результате сложной творческой работы зодчего, которая отражает его индивидуальность как художника, его умение использовать предшествующий опыт и сложившиеся традиции в области архитектуры. Развитие архитектуры всегда протекало в тесной связи с эстетическими взглядами, утилитарными и художественными потребностями общества.

Художественный язык архитектуры очень специфичен. Знание этого языка позволяет правильно и полно понять и оценить сооружение, время, в которое оно было построено. Эстетическая, художественная неполноценность постройки всегда воспринимается быстрее и острее, чем ее функциональные и конструктивные недостатки и, как правило, является определяющим фактором при оценке ее архитектуры в целом.

Архитектурные сооружения являются наиболее доступными и масштабными для обозрения, становясь памятниками времени. Архитектура выражает характер эпохи: её развитие тесно связано с эстетическими идеалами, утилитарными и художественными потребностями общества, на неё взаимодействуют социальные факторы (тип общественного устройства, господствующая идеология). Во все времена у разных народов существовали свои представления о красоте и художественной гармонии архитектурного стиля. Вот почему архитектура так многолика.

Время и общество определяют развитие архитектуры. Они – ее высшие заказчики – выдвигают ее актуальные потребности в объектах архитектуры, избирают мастеров, которые наиболее точно выражают их характер самыми совершенными, для того момента истории, средствами.

 

2. СПЕЦИФИКА АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗА

 

Функциональная, конструктивная и эстетическая особенности архитектуры изменялись в ходе исторических процессов и воплощались в архитектурном стиле.

Понятие «стиль» достаточно сложно. Стилем принято называть совокупность основных черт и признаков архитектуры определенного времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (приемы построения планов и объемных композиций зданий, строительные материалы и конструкции, формы и отделка фасадов и интерьеров).

Произведениями архитектуры являются здания с организованным внутренним пространством, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для оформления открытых пространств (монументы, террасы, набережные и т.п.).

Предметом целеустремлённой организации является и пространство населенного места в целом. Создание городов, посёлков и регулирование всей системы расселения выделились в особую область, нераздельно связанную с архитектурой - градостроительство.

Важнейшим средством практического решения функцией, и идейно-художественных задач архитектуры является строительная техника. Она определяет возможность и экономическую целесообразность осуществления тех или иных пространственных систем. От конструктивного решения во многом зависят и эстетические свойства произведений архитектуры. Здание должно не только быть, но и выглядеть прочным. Излишек материала вызывает впечатление чрезмерной тяжести; зримая (кажущаяся) недостаточность материала ассоциируется с неустойчивостью, ненадёжностью и вызывает отрицательную эмоции. В ходе развития строительной техники новые принципы архитектурной композиции, отвечающие свойствам новых материалов и конструкций, могут вступать в конфликт с традиционными эстетическими взглядами. Но по мере распространения и дальнейшего освоения конструкции определяемые ею формы не только перестают восприниматься как необычные, но и превращаются в массовом сознании в источник эмоционально-эстетического воздействия.

Качественные изменения строительной техники, создание новых конструкций и материалов существенно повлияли на современную архитектуру. Особое значение имеет замена ремесленных методов строительства индустриальными, связанная с общими процессами развития производства, с необходимостью повышения темпов массового строительства и потребовавшая введения стандартизации, унифицированных конструкций и деталей.

Основные средства создания художественного образа в архитектуре - формирование пространства и архитектоника. При создании объёмно-пространственной композиции (в т. ч. и внутренней организации сооружений) используются принципы симметрии или асимметрии, нюансы или контрасты при сопоставлении элементов, их различные ритмические соотношения и т.д. Особое значение в архитектуре имеют соразмерность частей и целого друг другу (система пропорций) и соразмерность сооружения и его отдельных форм человеку (масштабность). В число художественных средств архитектуры входят также фактура и цвет, разнообразие которых достигается различными приёмами обработки поверхности здания. Целостная художественно-выразительная система форм произведений архитектуры, отвечающая функциональным и конструктивным требованиям, называется архитектурной композицией.

Устойчивая общность характерных особенностей художественной формы архитектуры и её идейно-содержательной программы образует её стиль. Важнейшие черты стиля проявляются в системе функциональной и пространственной организации сооружений, в их архитектонике, пропорциях, пластике, декоре.

 

3. ВИДЫ И ТИПЫ АРХИТЕКТУРНЫХ СООРУЖЕНИЙ

 

Особенность архитектуры состоит в том, что она является синонимом техники и искусства, так как архитектурное проектирование ведется на основе инженерно-технических знаний и творческого процесса, в ходе которого архитектор мыслит художественными, эмоциональными образами. Архитектурный образ проектируемого объекта зачастую раскрывается с помощью монументального искусства: живописи, скульптуры. И в этом смысле архитектура – это синтез искусств, строительного и монументального.

История демонстрирует постоянно развивающуюся, изменяющуюся архитектуру в процессе замены старого более совершенным, модифицирование общего архитектурно-художественного стиля с учетом национального своеобразия архитектуры отдельной страны. В то же время архитектуре свойственно сочетание лучших традиций предшествующих стилей с новыми решениями в процессе формирования новых архитектурных направлений. Так, античный ордер надолго стал поистине международным эталоном красоты, образцом эстетической выразительности, конструктивной, рациональности для ряда архитектурных стилей.

Ордерное членение стены, решенная в ордере аркада, стали главными мотивами архитектуры Возрождения, а затем и классицизма. Строгая готика и пышное барокко, далекие от рациональности античности, активно использовали и перерабатывали элементы античного ордера. И современная архитектура ХХ века, при всем своем внешнем несходстве с античными прототипами, отталкивается от ордерной системы членений, интерпретируя её по-новому: античные мотивы архитектуры в стиле «модерн» в начале нынешного века, освоение классического наследия в советской архитектуре 30-50-х годов, неоклассицизм в американской архитектуре 60-х годов, постмодернизм с открытым применением классического ордера...

Во все времена архитектура не стояла на месте. Она занималась решением важных социальных и художественных проблем. Функциональная организация архитектурных сооружений, их внешний облик изменились очень значительно, порой до неузнаваемости. Появились совершенно новые типы зданий и сооружений.

Однако на развитие конструктивных приемов возведения зданий такого рода перемены сказались сравнительно мало. Стены из кирпича или мелкого камня с декоративной облицовкой камнем, цилиндрические и крестовые своды – все это восходит к древневековым или древнегреческим и римским образцам.

Решающие сдвиги в этой области наметились в середине ХХ века: научно-техническая революция открыла широкие возможности новой архитектуры.

Первобытные люди еще в каменную эпоху строили полуземлянки, деревянные дома на сваях, жилища из глины, выполнявшие лишь утилитарнную функцию.

Самые первые постройки до наших дней не дошли. Древний дом, который удалось обнаружить, был построен 57 тысяч лет назад в Африке, недалеко от водопада Калембо. В том маленьком строении, получившем название «родезийский дом», были крыша, двери – все, что соответствует современному жилищу.

В эпоху бронзы (неолитический период, 2-е тысячелетие до н.э.) возводились сооружения из огромных каменных глыб: менгиры, дольмены, кромлехи, циклопические крепости и городища – так называемая мегалитическая архитектура (греч. megas – большой, lithos – – камень). Эти сооружения являются первыми каменными сооружениями в Европе, с них начинается история архитектуры.

В плодородной длинной и узкой долине Нила сложилась и развивалась цивилизация, относящаяся к наиболее значительным и своеобразным культурам Древнего мира. Независимо друг от друга племена Нижнего и Верхнего Египта создали основы своеобразной архитектуры. Художественные формы и изобразительные мотивы сохранившихся храмов, дворцов, гробниц царей и знати заимствованы у природы: солнце, считавшиеся священными лотос, папирус, пальмы, львы и т.д. Памятники древнеегипетской архитектуры и подчинявшиеся ей остальные виды искусства, на протяжении всей её истории имели в основном, культовое значение.

В эпоху Раннего царства при первых фараонах, когда формировалось патриархальное рабовладельческое общество, в архитектуре закрепились образные и избирательные средства и формы, установились культовые каноны. Дома для бедных строили из известняка и глины, дома для богатых – из дерева и кирпича-сырца с угловыми прямоугольными в плане плоскими выступами – лопатками.

В Древнем Египте господство заупокойного культа было связано с представлением о вечном существовании тела. Гробница – вечный дом покойного. Фараон и знать стремились возвысить себя и после смерти, возводя гробницы. Колоссальные размеры, монументальность, техническое совершенство отделки характерны для этих сооружений. Гробницы строились из камня и представляли усеченную низкую пирамиду, которая называлась мастабой. Она внешне напоминала жилой дом того периода, была выполнена из сплошной кладки. Внутри мастабы находились надземные культовые помещения, стены которых были покрыты изображениями сцен из жизни покойного, и подземная камера захоронения. Позже появились ступенчатые пирамиды.

Древнейший период Древней Греции - эгейский (3-2 тысячелетие до н.э.), названный так потому, что его культуру создали племена, обитавшие на островах и побережье Эгейского моря, в материковой Греции, на острове Крит и в Трое (западное побережье Малой Азии). Эгейский период называют еще и крито-микенским. В этот период создаются большие жилые комплексы и первые монументальные здания-дворцы – резиденции правящего рода, а позже – царя. Все постройки дворцов, частично двухэтажные, размещались по сторонам большого двора, окруженного каменной стеной. На возвышении располагался Акрополь – центральная религиозная и политическая площадь. В эгейских городах у подножия Акрополя лежал нижний город, где жили купцы, ремесленники и бедный люд. Ранний период истории Древней Греции (XI - IX вв. до н.э.) принято называть гомеровским. От архитектурных сооружений того периода сохранились лишь руины. Фундаменты жилых домов и храмов делали из грубого камня, стены – из кирпича-сырца, частично с деревянным каркасом. Вход в дом или храм представлял собой двухколонный портик. Здание завершалось двуcкатной крышей, образующей на торцовых сторонах фронтоны.

С VIII в. до н.э. начинается массовое строительство храмов. Простейший храм, посвященный какому-либо божеству, состоял из одного помещения – наоса, где стояла культовая статуя. Перед входом помещался алтарь для жертвоприношений.

Типы храмов были разнообразны: с выдвинутыми вперед 4-, 6-, 8-колонными портиками на одном или двух противоположных торцевых фасадах. Часто здание храма окружали одним (периптер) или двумя (диптер) рядами колонн.

В архаический период появляются монументальные постройки из камня, главным образом, из известняка мягких местных пород. Эллинские мастера архитектуры уже в VII в. до н.э. разработали строго продуманную систему рациональных соотношений между несущими и ненесущими (несомыми) частями здания, между колоннами и перекрытием, лежащим на них. Эта цельная, художественно осмысленная система сочетания конструктивных и декоративных частей со строгими соотношениями их размеров, установившая определенный порядок в отношениях частей здания, получила название ордер (лат. ordo – порядок). Композиционная схема ордеров имеет характерное для классики трехчастное деление по высоте: главная несущая часть – колонна, несомая часть – антаблемент, ступенчатое основание – стереобат. Аналогично на три горизонтальных пояса делится поле каменной стены храма. Колонна завершается капителью. Верхняя часть капители (абака) воспринимает часть антаблемента. Основание колонны (база) лежит на квадратной плите (плинте). В отличие от ионической и коринфской дорическая колонна не имеет базы. Средняя часть колонны – ствол (фуст) – выше нижней трети сужается кверху и имеет легкую кривизну (энтазис). Ствол колонны обработан вертикальными желобами (каннелюрами) и завершается астрагалом.

Антаблемент в свою очередь делится на три части по высоте: архитрав (нижняя главная балка), фриз (средняя часть), карниз (верхняя часть). Карниз состоит из трех элементов: поддерживающей части, плиты и венчающей части. Карнизная плита выносится вперед и завершается каменным желобом (сима), в котором собирается вода с кровли и стекает через отверстие на землю.

Дошедшие до нас остатки архитектурных сооружений свидетельствуют о высоком уровне мастерства обработки камня и дерева. Этрусские храмы строили из дерева и кирпича-сырца. В отличие от греческих они стояли на высоком пьедестале (подиуме). Гробницы были двух типов: пещерные и отдельно стоящие объемы конической формы. Жилые дома прямоугольные, симметричные в плане, перекрывались четырехскатными крышами с центральным отверстием (комплювием), под которым находился водоем (имплювий) в главном помещении дома (атриуме). В ранний период республики (510 до II века до н.э.) возводились традиционные, сходные с этрусскими, типы храмов, строились дороги, акведуки, мосты, гавани, склады. Во II веке до н.э. шло завоевание Римом Греции. Гражданское строительство городов основывалось на правилах постройки военных лагерей.

В городах формировались общественные центры – форумы, которые одновременно были центром торговли. Вокруг форумов располагались общественные здания, подчеркивающие государственное значение этих площадей. Так, в форуме Цезаря все подчинено идее прославления диктатуры. Центром композиции в таких ансамблях зачастую были Триумфальная колонна или статуя императора.

К республиканскому периоду правления в Древнем Риме относится появление бетона на основе извести. Широко применялся также кирпич, камень, мрамор, при перекрытии пролетов – клинчатые арки.

Жилое строительство было двух видов: частные дома типа особняков (домусы) и многоэтажные дома бедноты (инсулы). Многочисленные домусы сохранились в Помпее. В XVIII веке при раскопках на месте римских городов Помпеи, Геркулнаума (засыпанных пеплом во время извержания Везувия в 79 г. н.э.) были обнаружены хорошо сохранившиеся стенные росписи атриумно-перистильных жилых домов, в которых заметно влияние греческого искусства.

Римские театры, в отличие от греческих, располагались не на склоне холма, а на специальных сводах – субстанциях. Многоярусная ордерная аркада стала основным приемом композиции фасада римских театров и амфитеатров в течение всего периода империи. В I веке до н.э. в Риме был построен театр Марцелла с тремя ярусами аркад – единственный частично сохранившийся из театров того времени.

Архитектура Западной Римской империи несколько веков находилась в упадке и лишь с X века в Западной Европе началось строительство городов. Получила распространение фахверковая конструкция жилья и хозяйственных построек.

В ХI – XII вв. на территории, заселенной народами романской языковой группы (Франция, запад Германии и север Италии), возник романский стиль, который основывался на наследии древнеримской и византийской культур.

От раннефеодальных романских городов до нас дошли соборы, частично замки и крепостные стены с башнями. Для архитектуры романского стиля характерно сочетание разновысоких объемов, конструктивно связанных опорами и сводами, каменными перекрытиями, полуциркульными арками. Определяющими зданиями романского стиля стали базиликальные соборы с двумя башнями по обеим сторонам входа, увенчанными высокими шатровыми крышами пирамидальной или конусообразной формы.

Другим архитектурным типом, характерным для романского стиля, были загородные замки феодалов, которые строили как крепости. Их окружали каменной стеной, являющейся фортификационным сооружением.

С укреплением власти церкви появлялись церковные феодальные крепостные постройки – монастыри.

Для романской архитектуры Франции и Германии характерны монументальность, суровость и лаконичность форм, для Италии – нарядные многоярусные мраморные аркады.

Романский стиль отличают тяжелые своды, башни, стены с небольшими сводами.

Своды выполнялись сферические, или циркульные, и коробовые. Характерным для архитектуры этого периода являются входы в виде нескольких арок, уходящих во внутрь (перспективный портал).

В период готики получают развитие различные типы городских зданий, строительство которых связанно со специальной городской деятельностью: ратуши, здания купеческих гильдий, дворцы городской знати, больницы. Ведущее значение в архитектуре, по-прежнему, остается за городскими соборами – культовыми и общественными центрами городов.

Важнейшим вкладом Византиии в историю мирового зодчества является развитие купольных композиций храмов. Были разработаны типы скульптур: купольная базилика; центральная церковь с куполом на восьми опорах; крестово-купольная система.

К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого типа архитектурных комплексов. Это обнесенные стенами укрепленные пункты, внутри которых, помимо жилых и общественных построек монахов, сооружалась обширная трапезная и доминирующее здание – церковь. Здание и крепостные сооружения располагались, как правило, на возвышенном месте и представляли собой гармонически согласованные пространственные композиции – ансамбли.

Значительное место в архитектуре Ренессанса в Италии занимали гражданские здания. Городские дворцы (палаццо) предназначались для торжественных приемов. Для палаццо характерна четкость прямоугольного объема, уравновешенность композиции фасада, обычно с тремя поэтажными горизонтальными членениями, обращенность фасада на улицу города, квадратные внутренние дворы, окруженные галереями. Фасады решались как плоскость с изображением архитектурной композиции на основе ордерной системы.

Для стиля барокко характерны криволинейные очертания плана, сложные пространственные построения, частое применение овала, разорванные фронтоны, спаренные колонны и пилястры, необычная картинность архитектурных композиций. Ордер стал применяться как декоративный наравне со скульптурой. Все было направлено на то, чтобы удивить, поразить, увлечь зрителя внешним религиозно- -мистическим пафосом. Для барокко характерно стремление к единству фасада с окружающим его пространством, что привело к созданию замечательных городских и дворцово-парковых ансамблей.

Выдвинув принцип подражания природе, классицизм подчеркивал геометризм, логичность планировки, широкое использование теоретического наследия, изложенного архитекторами Возрождения Палладио, Виньолой. Основой классических архитектурных произведений является ордер с пропорциями, близкими к античным. Стены трактовались как гладкие поверхности, ограничивающие объем здания. В градостроительстве классицизм соединял принципы Возрождения и барокко, развивая принцип «Идеального города», совмещая городские застройки с элементами природы, создавая открытые площадки, набережные. После побед над шведами (1712) при царе Петре I Россия становится могучей империей, и на всей территории проводится широкое строительство городов и отдельных сооружений, вызванное потребностью хозяйства, развитием обороны, культом, мореплаванием и т.д.

Появились новые типы зданий: верфи, арсеналы, госпитали, театры, музеи, библиотеки и т.п.

Русское зодчество периода 40–50-х годов XVIII в. называют русским барокко. Наиболее ярко оно отразилось в творчестве Ф.Б.Растрелли (1700–1771). Растрелли придал цельность объему здания Большого (Екатерининского) императорского дворца в Царском селе (Пушкине) (1780–1793), надстроив галереи и создав ось анфилады помещений дворца. Четкий ритм, заложенный в протяженном фасаде, получил богатую декоративную разработку как в цвете, так и в пластических приемах. Прекрасно решены интерьеры. Тронный зал является шедевром архитектуры XVIII века.

Во второй половине XVIII века основным направлением становится русский классицизм – строгий стиль с применением классических ордерных форм, которые позволяли строить из более доступных материалов: камня, кирпича с применением штукатурки. В это время были построены не только значительные здания, но и рядовые помещичьи усадьбы, дворцы мелкой знати, купеческие дома.

Характерные черты стиля модерн: стремление к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач, вычурность, изломанность «текучих» форм и линий, как бы воспроизводящих ритм живой природы; преобладание стилизованно-растительных орнаментов, декора (лилии, ирисы, орхидеи); мягкая цветовая гамма фасадов и интерьеров. Черты стиля модерн в московском зодчестве наиболее отчетливо проявились в произведениях Ф.Шехтеля (1859–1926) – бывший особняк Рябушинского (1900). Сразу после революции были созданы проекты реконструкции Москвы и Петрограда (А.Щусев, И.Жолтовский и др.), проекты городов будущего. Поиски новых путей решения проблем в архитектуре велись в разных направлениях: в области градостроительства, стандартизации и типизации, основ архитектурного образования и т.п. И. Жолтовским (1867–1959), законов классического зодчества И.Фоминым (1872–1936), в разработке приемов «реконструкции» классического наследия. Другие (например, Э.Лисицкий, И.Голосов, К.Мельников) выражали архитектуру в романтических формах, стремясь порвать с традиционализмом. Архитектура конца 70-х – начала 80-х годов отмечена возросшим уровнем мастерства выдающихся советских архитекторов. Архитектурная практика переходит на более высокую ступень развития, характерной чертой которой является комплексное решение ее задач архитекторами, конструкторами, строителями, экономистами, работниками промышленности строительных и отделочных материалов, в том числе домостроительных заводов; социологами, медиками и другими работниками смежных профессий.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Киселева М.С. Две судьбы одного изобретения (роль культурного контекста)//Вопросы философии.-1993.-№ 9.-С.12

2. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура.- М.,1981.- С.43.

3. Конев В.А. О сущности освоения культуры // Методологические проблемы освоения культуры.- Куйбышев,1988.- С.7.

4. Левада Ю.А. Традиция.//Философская энциклопедия.- М., 1970.- Т.5.- С. 253.

5. Манхейм, К. Избранное: Социология культуры / Академия исследований культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 505 с.

6. Небо// Мифы народов мира.- М., 1982.-Т.2.- С.208.

7. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры.- М.,1990.-С.3

8. Филатова, О.Г. Социология культуры: Конспект лекций. - СПб.: Михайлов, 2000. - 46 с.