14.05.2012 10163

Правовая теория и практика правоприменения в современном обществе

 

Конец XX и начало XXI веков воспринимается как переход общества в качественно иное состояние - в информационное общество, рассматриваемое как новый этап мировой истории. Известно, что преобразования общественного организма обусловливают видоизменения содержательных характеристик любого социального института, в том числе и права. В связи с этим общетеоретические вопросы такие, как: что есть современное право? каково его предназначение в информационном обществе? как будущее мироустройство может сказаться на праве? каков потенциальный «ответ» права на конструкцию современного мирового сообщества? каковы его возможности в разрешении возникающих глобальных и локальных проблем?- становятся на рубеже третьего тысячелетия не столько теоретико-методологическими, сколько вопросами сугубо практическими. Рассуждая на эту тему, известный теоретик права современности Г.В. Мальцев справедливо замечает, что юридическая мысль, побуждаемая практической необходимостью построить правопорядок на фундаменте как можно более надежных, четких и полных знаний о сущности права, обречена на поиск его определения.

Обусловлено такое утверждение, прежде всего, важностью и необходимостью самого права как регулятора общественной жизни во всей ее многогранности. Не подлежит сомнению тот факт, что с правом имеет дело в своей жизни каждый человек, составляя о нем свое собственное представление, которое он и кладет в основу своего поведения. Вот как обосновывал неизбежность правового регулирования человеческой жизни виднейший русский теоретик права Н. М. Корку нов: «Можно, пожалуй, найти человека, во всю свою жизнь никогда не интересовавшегося вопросами естествознания и истории, но прожить свой век, никогда не задаваясь вопросами права, дело совершенно немыслимое. Каким мизантропом вы ни будьте, как ни чуждайтесь вы людей, вам не обойти вопросов о праве. По крайней мере, одно право, право личной свободы, не может вас не интересовать. Чуждаясь людей, вы должны же сказать им: здесь сфера моей личности, сюда вы не имеете права вторгаться».

Особенно важно определиться с понятие «право» тем, кто профессионально занимается правовыми вопросами. Как не покажется странным, но приходится констатировать тот парадоксальный факт, что к настоящему времени ни в отечественной, ни в зарубежной правовой науке еще не выработано единого представления о праве. «Никто не знает,- писал в связи с поисками оптимального варианта, решения проблемы право понимания западными авторами американский ученый С. Форд, - сколько чернил было изведено и сколько времени было затрачено на то, чтобы хотя бы приблизительно понять и удовлетворительно определить то, что именуется «правом». В результате интеллектуальной деятельности многих поколений юристов, продолжал он, был создан весьма внушительный список дефиниций права, но ни одно из них до сих пор не является вполне «дефинитивной», адекватно отражающей правовую реальность.

Разумеется, учитывая многослойность и противоречивость правовой действительности, трудно дать универсальное понятие права, но мы разделяем мнение ряда ученых о возможности в той или иной степени определиться с некоторыми подходами к пониманию права. Именно поэтому считаем необходимым приступить к исследованию избранной проблематики.

Для этого, прежде всего, требуется всестороннее изучение техпроцессов, которые обусловливают функционирование права в современном мире. В определенной мере анализ нынешней эпохи с точки зрения правовой эволюции содержится в работах таких известных российских и западных теоретиков права, как С.С. Алексеев, А.И. Ковлер, Г.В. Мальцев, Г.Дж. Берман, Н. Рулан, О. Тоффлер, А. Швейцер и др.

Проведенный С.С. Алексеевым анализ современного этапа развития мировой цивилизации позволил сделать ему вывод о том, что эволюцию права нельзя рассматривать в качестве некоего единого и непрерывного потока позитивных перемен, прерываемого лишь некоторыми «издержками». С данным утверждением, равно как и с общим методологическим подходом ученого нельзя не согласиться. Эволюция права в современных условиях, действительно, характеризуется наличием разнообразных, нередко противоположных, даже антагонистических тенденций.

Прежде чем приступить к рассмотрению современных направлений правового развития полагает, что надо сделать два уточнения. Первое уточнение касается того, что рассматриваемые тенденции правового развития характерны главным образом для права западного мира. Это замечание вытекает из исторически сложившейся реальности, в которой позитивное право занимает в жизни Запада одно из важных мест, и вполне естественно, что регулирование всех жизненно значимых процессов и явления в обществе носит ярко выраженный государственно-правовой характер. Кроме того, поскольку страны Запада занимают доминирующее положение в современном мире, международное право строится в основном по образцу и подобию западного позитивного права. С силу данных обстоятельств мыслители Запада более углубленно занимались и занимаются изучением природы позитивного права, чем те ученые, в чьих обществах такое право не играет центральной роли.

Второе уточнение связано с тезисом, который мы отстаиваем, а именно, право есть система правовых идей, норм права и правоотношений, то есть второе замечание исходит из положения о неразделимости права как норм и как процесса их применения. Это означает, что мы будем анализировать не только правотворчество, но и правоприменение.

Исследование содержания эпохи информационного общества дает нам возможность согласиться с мнением ряда ученых, считающих, что в качестве наиболее значимой тенденции правовой эволюции следует выделить возрастание роли права в жизни мирового сообщества. Проявление данной тенденции можно обнаружить в формировании цивилизации правового государства, которая немыслима без права. Известно, что ни один признак такого государства не может функционировать вне правовой формы. Это относится, главным образом, к таким чертам правового государства, как верховенство правового закона, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность личности и государства друг перед другом.

Еще одним свидетельством роста значимости права в жизнедеятельности людей может быть то, что в качестве приоритетной общечеловеческой ценности выступает культура прав человека. Многочисленные человеческие жертвы во Второй мировой войне, кровавые последствия тоталитарных режимов заставили мировое сообщество осознать, что человек, его права, свобода и достоинство должны стать основным показателем современного правового бытия и высшим критерием: правопорядка во всех странах. В мире начала утверждаться идея универсальной юрисдикции. Международно-правовые гарантии прав человека, получившие свое правовое закрепление во Всеобщей декларации прав человека (1948г.), Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека (1950г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966г.), Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975г.) и других документах, предусматривают создание разнообразных надгосударственных институтов защиты прав человека. К ним можно отнести Комиссию ООН по правам человека, Европейский Суд по правам человека и другие.

Сейчас, на рубеже третьего тысячелетия нарушение прав человека во многих странах оценивается в качестве деликта надгосударственного порядка, и вытекающие из него правовые последствия приобретают обязательную юридическую силу. Исчерпав национальные средства защиты своих прав, гражданин получает возможность апеллировать к международным органам, выступая тем самым с иском против своего государства. Бытие современного права постепенно раздвигает веками формировавшиеся границы национально-государственных правовых систем и приобретает глобальное измерение. Права человека становятся критерием цивилизованности того или иного государства. Перед каждой национальной правовой системой встает задача постепенного собственного преобразования по пути приоритетной защиты прав и свобод человека и гражданина в соответствии с принципами международного права, в частности, Всеобщей декларации прав человека.

Кроме того, доказательством возвышения права в общественных делах может рассматриваться стабилизация политической жизни в ряде стран мира, где в недавнем прошлом господствовали авторитарные или военно - политические режимы, а в настоящее время происходит утверждение ценностей и идеалов демократии.

Всесторонний анализ современных направлений правовой эволюции также позволил выявить тенденцию, противоположную только что рассмотренной. Ее можно обозначить как падение авторитета права в общественном мнении и в решении практических дел. События, происходящие в мире, нередко убеждают нас в том, что право испытывает бессилие перед сложными и жестокими реалиями жизни, снижается его престиж, происходит утрата безусловной веры людей в него как в универсальное и эффективно действующее средство решения социальных проблем. К таким событиям, с нашей точки зрения, можно отнести неправовые пути решения северо-ирландской проблемы, «вечного» израильско-палестинского конфликта, вопроса о статусе Чечни, отношений между Абхазией и Грузией, Нагорным Карабахом и Азербайджаном и т.п.

Общеизвестно, что история не приемлет пустот, поэтому снижение роли права в практических делах неизбежно ведет к возрождению авторитета власти как таковой, силы ее бюрократического и полицейского аппарата, вооруженных сил, оснащенных новейшей техникой. Все чаще в общественном мнении власть рассматривается как приоритетная социальная ценность и как основное средство установления правопорядка. События последнего года подтверждают этот вывод: большинство населения, например, в США и Великобритании поддержали свои правительства в их стремлении с помощью военных действий утвердить в Ираке демократический режим. Именно с силовыми, решительными акциями власти связывается в представлениях многих людей возможность решения острых проблем нашей действительности. Власть персонифицируется с сильным государством, способным обеспечить безупречный порядок и строгую законность. Распространение таких установок в обществе позволило основной массе жителей США спокойно воспринять решение властей о расширении полномочий правоохранительных органов в задержании людей после национальной трагедии в 2001 году. Происходит, по нашему мнению, своеобразная реанимация взглядов и убеждений идеологий, тоталитарных и авторитарных режимов, далеких от ценностей и идеалов права, но с помощью, которых быстро достигается некий желаемый образец общественной жизни - порядок и дисциплина.

История учит, и анализ современной реальности подтверждает, что одновременно с возвышением власти набирают силу феномены, которые всегда сопровождают авторитарную власть и являются прямыми антиподами права - насилие и произвол. Свидетельством такой тенденции могут быть беспощадные региональные конфликты (например, Афганистан), жестокие и бескомпромиссные этнические и конфессиональные схватки (в частности, в Белфасте или Пенджабе), чудовищные по своим последствиям террористические акты (в России, США, на Ближнем Востоке).

В рассматриваемом контексте считаем важным напомнить о том, что там, где распространяются произвол и насилие, из общественной жизни уходит право, ибо право и насилие несовместимы. В то же время только право является единственной и решающей силой, способной по самой своей природе и сути преодолеть насилие и произвол. Историческая миссия права в преодолении насилия и в борьбе с ним подмечена наукой уже давно. В; частности, можно сослаться на авторитет И. Канта, который писал: «Насилие, которому подвергается народ со всех сторон, и проистекающие от него бедствия заставляют его, в конце концов, прийти к решению подчиниться тому принуждению, которое сам разум предписывает ему как: средство, а именно подчиниться публичным законам и перейти к государственно-гражданскому устройству...». Причем немецкий философ убежден в том, что кроме права нет иного средства, способного противостоять насилию: «Против... насилия... нет никакого средства, кроме... права... которому должно подчиниться каждое государство».

Однако анализ событий в мире показывают, что в большинстве ситуаций право не справляется со своей исторической миссией. По всей видимости, следует согласиться с мнением ряда ученых, которые полагают, что на рубеже веков решается важнейший вопрос современности: какая социальная сила - право или насилие - займет центральное место в жизни общества, утвердится ли право или произойдет окончательный поворот к насилию и произволу.

Пристальный взгляд на современное состояние дел в мировом сообществе убеждает нас в том, что преимущество пока на стороне власти, насилия и произвола. Так, противостояние права и насилия в сложившихся условиях начинает приобретать характер так называемой драмы права. Ее суть заключается в том, что юридические формы и принципы в высших значениях понятия права - в значении прав и свобод человека - могут стать предпосылкой и даже опорой для явлений анти правового характера, для новых витков насилия, ведущих к нарушению основных прав и свобод человека. Наиболее ярким примером проявления такой драмы права могут рассматриваться события 1999 г. в Югославии: жестокая военная акция НАТО против суверенного государства. Под благообразным прикрытием правовой категории высшей социальной значимости - прав человека - произошел новый прорыв насилия в жизни людей. Анализ и оценка данного события позволяют нам говорить о том, что действия вооруженных сил по «югославскому варианту» получили в ряде стран оправдание, причем не только психологическое, но и юридическое. Это означает, что способ разрешения югославской проблемы может в будущем стать своего рода прецедентом, образцом действий и в будущем. Под лозунгом защиты прав некоего человека можно попирать права другого человека, что, на наш взгляд, и произошло в апреле - мае 2003 года в Ираке, когда альянс США - Великобритания начал вооруженные действия против суверенного государства, одного из постоянных членов ООН.

В этой связи целесообразно вспомнить слова О. Тоффлера, который, рассматривая современные тенденции правовой эволюции, справедливо полагает, что разрастающиеся беззаконие, преступность, жестокость и произвол свидетельствуют о том, что закон, хорошо послуживший человечеству в прошлом, сегодня превращается в помеху, становится несовместимым с растущей многоаспектностью социокультурной реальности, делается ненужным и даже вредным.

Итак, комплексное, исчерпывающее исследование проявлений основных тенденций развития современного права позволяет нам утверждать о том, что возвышенные представления о праве и его верховенстве в жизни демократического государства и гражданского общества - это всего лишь проявления правовой романтики. При характеристике сегодняшнего этапа развития права мы считаем, что целесообразно говорить о кризисе права как эффективном регуляторе общественных отношений.

Ведь не только сохраняются достаточно острые вопросы правовой эволюции, но и возникают в современной реальности новые события и явления, которые требуют правовой оценки. Например, можно ли утверждать о том, что в государствах, где в недавнем прошлом господствовали авторитарные политические режимы, после провозглашения ценностей и идеалов демократии (согласно Конституции страны) произошла реальная стабилизация политико-правовой жизни? Как следует оценивать с правовой точки зрения избирательную кампанию последних президентских выборов в «самом правовом государстве» - в США? Какой вердикт может быть справедливо-правовым по достаточно сложному и запутанному юридическому делу Пиночета или по делу Милошевича в гаагском трибунале? Какие правовые аргументы надо использовать, чтобы утверждать, что в условиях разрастания межэтнических конфликтов и социально-экономических потрясений сохраняются стабильность и правопорядок? Безусловно, в рамках сложившейся, прежде всего на Западе правовой теории и практики дать однозначные, четкие ответы на эти и подобные им вопросы невозможно.

В то же время параллельно проведенный всесторонний и глубокий анализ правовых систем в странах Востока, в основе которых лежит «неотдифференцированное право», дает нам возможность говорить о том, что регуляция здесь имеет такое содержание, которое позволяет ей и в настоящее время во многих отношениях оставаться весьма эффективным социальным явлением. При этом важно помнить, что «неотдифференцированное» правовое регулирование, во-первых, сконцентрировано на уровне категорий, далеких от чисто позитивистско - юридических понятий, например, таких, как «совесть», «стыд», «чувство вины», «раскаяние», «покаяние» и др., во-вторых, имеет условием своей эффективности внутреннее обязывание и долженствование. Но мы считаем, что эти обстоятельства не делают его менее правовым. И здесь можно сослаться на авторитет известного французского антрополога права Н. Рулана, который, рассуждая об особенностях социального регулирования в восточных странах, утверждал: «Многие традиционные общества не только выработали в правовой области оригинальные концепции, но, более того, часто использовали то, что мы считаем нашим собственным изобретением: закон, суд, наказание, контракт...».

Учитывая правовое содержание «неотдифференцированного права» и сохраняющуюся в современных условиях эффективность этого права, можно с полным основанием констатировать, что тезис о «кризисе права» относится не к праву вообще, а прежде всего к западному варианту права - «отдифференцированному», которое имеет ярко выраженный позитивистский характер. В связи с такой трактовкой понятия «кризис права» становятся ясным утверждения некоторых западных ученых, полагающих, что сегодня во многих частях западного мира наблюдается кризис права.

Рассмотрим наиболее существенные, кроме уже обозначенных, проявления кризисных тенденций западного правового мира. Здесь прежде всего надо иметь ввиду, что современный мир - это эпоха информационного общества, характеризующаяся глобализацией, которая не может не отразиться на правовой реальности как отдельных государств, так и мира в целом.

Так, в результате глобализации социальный мир испытывает давление разнообразных, нередко противоречивых друг другу технических и психологических сил (компьютеризации потоков информации, Интернета, интенсификации труда, «синдрома хронической усталости»), постепенно разрушающих его традиционные устои. Пытаясь удержаться от самораспада, современный мир создает дополнительные механизмы социально-правового регулирования путем принятия новых законов, что сказывается на резком увеличении нормативного массива, половина которого появилась за последние тридцать лет.

Количественный рост правовых предписаний сопровождается появлением новых отраслей права, претендующих на свой предмет. А это в свою очередь приводит к специализации позитивного права и, следовательно, его фрагментации: некогда целостный для восприятия правовой объект познания распадается на множество осколочных обломков. В результате сохранение в памяти одного человека даже общих идей этого многообразного правового массива становится невозможным, как, собственно, и руководство такими идеями в повседневной жизни. На смену единой и целостной правовой картины мира приходит узор из картинок отдельных сторон человеческого существования, что неизбежно ведет к мозаичности правосознания и правовой культуры современного человека.

Осознавая негативные последствия количественного роста нормативных документов, мировое сообщество пытается упорядочить правовой массив путем компьютеризации правовой информации. Но осуществляется это, как показывает практика, путем низведения права до уровня обычного информационного потока, к которому могут быть отнесены, например, экономическая статистика и другие поддающиеся математической обработке данные. Классификация нормативной информации производится по формальным признакам и ключевым словам. А это предполагает, что осуществляется механистический вне ценностный подход к правовому объекту. Происходит уравнивание смыслов правовой информации. В результате компьютеризации полученная правовая информация будет представлять собой в большей мере результат поисковой операции, проведенной по законам математической логики, в меньшей мере - результат юридической квалификации, в еще меньшей мере - акт юридического познания и совсем в ничтожной мере - акт юридического суждения, несущего определенный ценностно-правовой смысл.

И в этом состоит, на наш взгляд, пожалуй, один из основных парадоксов, современного права: чем больше юридический массив, чем больше средств его обработки и классификации, тем меньше права как действенного регулятора общественных отношений, имеющего определенную смысловую нагрузку. Появляется «новый человек» - человек нумерический, интеллектуальная способность которого замыкается в границах знаково-цифровых символов и, следовательно, резко снижается ее духовно-творческая, смыслосозидательная направленность. И как неизбежный результат - резкое падения уровня правового мышления современного человека как Homo juridicus, о чем предупреждают социологи и антропологи. Можно спрогнозировать, что если сохранится данная тенденция правового развития, то Homo juridicus исчезнет как исторический тип человека-гражданина уже через одно-два поколения, что в конечном итоге несовместимо с правовым прогрессом.

Подтверждением нашего прогноза может быть высказывание выдающегося мыслителя XX века Альберта Швейцера, который следующим образом описал правовую ситуацию, складывающуюся в мире: «Наступило безотрадное время опровержения, выхолащивания и деморализации правосознания. Мы живем в период отсутствия права. Парламенты легкомысленно фабрикуют противоречащие праву законы. Государства обходятся со своими подданными, нисколько не заботясь о сохранении у людей хоть какого-то ощущения; права». Да и юристы, продолжает А. Швейцер, уже не представляют себе живого и непосредственного понимания права, они довольствуются лишь чисто техническим правом. Такая ситуация неизбежно ведет к падению авторитета права и одновременно к усилению произвола, насилия и беззакония, о чем мы уже говорили в нашем исследовании.

Как показывает анализ правовой реальности, современное позитивное право, регулируя отношения, как бы подталкивает их извне, привносит в них сверху цели, задания, требования, выработанные где-то вне этих конкретно- исторических отношений мудрым и прозорливым законодателем. В действии права, особенно в последнее время, стал четко проявляться формально- юридический, механический характер воздействия на общество, его социальные отношения и структуры. Право начинает сводиться к так называемой регулятивной машине, «штампующей» единообразные юридические формы из весьма разнообразного материала человеческого поведения. Право вырождается в «законничество», превращается в некий технико-юридический агрегат, преимущественно оформительного порядка, призванный в основном адекватно с формальной стороны закреплять решения деловых проблем.

Проведенный нами анализ тенденций развития правовой реальности позволяет констатировать, что еще одним результатом глобализации современного мира является создание различных международных союзов и объединений на основе униформизации правовой действительности. Например, одним из основных условий вхождение новых государств в Европейский Союз или Совет Европы является стандартизация их правовых систем и, следовательно, поэтапный отказ от национальных особенностей правовой жизни отдельных государств-наций. Некоторые ученые негативно оценивают тот факт, что современная история европейского права отныне пишется не в каждом отдельном государстве, а в Брюсселе или Страсбурге. Национальному праву уделяется все меньше внимания. А это означает, что право по воле юристов и теоретиков, и практиков «устремилось» к поиску универсальных схем, олицетворяющих «наивысшие» достижения; человеческого разума, но, как правило, не учитывающих особенности конкретного культурно-исторического процесса развития отдельных народов. Невозможно не согласиться в данной ситуации с С. Кьеркегором, который предупреждает о том, что все, что является всеобщим, универсальным, то всегда безлично. А это особенно пагубно в правовой реальности, так как право регулирует не безличные отношения, а отношения между людьми конкретных народов.

Однако в данном контексте необходимо сделать оговорку. Безусловно, в странах, имеющих общие или достаточно близкие культурно-исторические корни, процесс стандартизации может быть успешным, но там, где функционируют социокультурные явления, существенно отличающиеся друг от друга, униформизация предполагает отказ от собственной правовой системы и утверждение абсолютных правовых идей, что не может положительно сказаться на правопорядке. И в этом наблюдается, по нашему мнению, еще одно проявление драмы права.

Среди направлений развития современной правовой действительности, с нашей точки зрения, следует выделить и тенденцию, которая ведет к установлению иной иерархии правовых норм, чем та, в которой протекала жизнь предшествующих поколений. Разрушаются исторически сложившиеся типы правосознания и право понимания. Например, в последнее время смысл идеи прав человека существенно трансформируется, и права человека рассматриваются как безусловные притязания человека на самореализацию. Особенно это касается социально-экономических и культурных прав, так называемых прав второго поколения. В соответствии со стандартами современного информационного общества, где «иметь» равносильно «быть», они являются не столько правами (в смысле неотчуждаемых от человека возможностей), сколько, как верно констатируют ученые - правоведы, привилегиями, направленными на «перераспределение национального дохода в пользу социально слабых». А это, безусловно, не соответствует исконной сущности права и содержанию таких правовых принципов, как формальное равенство или социальная справедливость, и, в конечном счете, противоречит социальному назначению самих прав человека.

Кроме того, права человека приобретают совершенно иное звучание и в силу того, что их сфера действия в настоящее время существенно расширяется и требует правового разрешения. В качестве примеров можно привести следующие факты. Так, в условиях падения рождаемости в развитых странах происходит «узаконивание» альтернативных способов зачатия («пробирочные дети»), распространение нелегализованного вынашивания детей биологической матерью и т.п. В этой ситуации возникает новый аспект в содержании прав человека, нетрадиционное в правовом статусе «родителей» и детей, «рожденных» одним из новых способов.

В рассматриваемом контексте, на наш взгляд, необходимо указать и на обострение правовой проблемы момента возникновения прав человека, в частности, проблемы возможности прав у эмбриона. Здесь же следует отметить нерешенность правовых аспектов смены пола, использования эвтаназии и другие. Так, вопросы генетики человека и биомедицинской этики вырастают в правовые.

Кроме того, в настоящее время возникает потребность в том, чтобы правовое регулирование было распространено на интимнейшую сферу отношений детей и родителей, поскольку появляется необходимость в дополнительной защите прав ребенка в связи с фактами, имевшими место до его рождения. Это относится в первую очередь к внебрачным и приемным детям, детям из «неполных семей».

В суды западных стран подаются иски от детей с врожденными физическими или психическими пороками, зачатых от родителей-наркоманов или алкоголиков. Сотни жалоб поступают в суды от детей, ищущих защиты от жестокого обращения с ними родителей. Так, само понятие «частная жизнь», «privacy», требует правового осмысления.

Происходят серьезные изменения представлений о правах человека в семейно-брачных отношениях, которые вызваны процессами мутации современной семьи. Например, раньше материальную основу семья как среды выживания составлял доход «кормильца». Сейчас же, когда до 85- 90% европейских замужних женщин работают, распределение семейных функций видоизменяется и требует юридического закрепления.

Еще одним примером правовых изменений в семейно-брачных отношениях является постепенное разрушение вековых основ, на которых зиждилась семья. Это происходит в результате того, что современное государство берет на себя многие функции прежней семьи, в частности, обеспечивает заботу о стариках, детях, инвалидах.

В качестве образца такой политики можно использовать наследственное право. Так, многие государства сокращают число колен родства и родственников, на которых распространяются правовые установления, связанные с получением наследства. Тем самым государство не только поощряет, но и подталкивает к разрыву родственных связей, в том числе и кровнородственных. Нет сомнения в том, что проводимая в таком содержании правовая политика противоречит традициям отдельных народов и стран, а значит, ведет к разрыву устоявшихся социальных взаимодействий и нарушению общественно-правового порядка.

Наиболее ярким примером модификации семейно-брачных правовых отношениях является кризис «парной семьи». В настоящее время в среднем в мире на 100 браков приходится от 40 до 60 разводов, что противоречит потребностям общества, заинтересованного в стабильности брака как социального института. Однако сам законодатель упрощает процедуру развода, и судья, несмотря на то, что «в его обязанности входит примирение сторон», штампует «бракоразводные» постановления. Процедура развода все более и более утрачивает гибкость в разрешении столь болезненной и деликатной проблемы, как развод. В Дании, например, до 90% разводов сводятся к чисто административной формальности - внесение записей в брачные регистры и выдача соответствующих справок разводящимся. Канализация развода становится распространенным явлением современной цивилизации и свидетельствует о снижении не только моральной, но и правовой ответственности супругов друг перед другом и перед детьми.

Трансформация семьи проявляется и в том, что в сфере семейно - брачных отношений наблюдаются явления, противоречащие социально- биологической сущности человека. Отмечается устойчивый рост числа так называемых холостяцких хозяйств. Растет число незарегистрированных браков. Появляются однополые пары. Все это означает, что происходящие в условиях информационной цивилизации изменения представлений об образе жизни взрослого человека, нашедшие отражение, в частности, в создании квазисемейных образований, претендующих на статус семьи, нуждаются в правовом регулировании.

В частности, во Франции уже предпринята попытка решить проблему однополых браков. В 1999 году был принят Гражданский пакт солидарности (Pacte civil de solidarite - PACS), несмотря на не однозначное к нему отношение. Причем для этого потребовалось положительное заключение Конституционного Совета Франции. Сейчас еще рано оценивать результаты принятия Пакта. Но следует отметить, что уже в первые два года действия закона более десятка тысяч гражданских пактов о солидарности были заключены между двумя физическими лицами, независимо от их пола, для организации совместной жизни. Аналогичные законопроекты проходят обсуждение в Бельгии, Голландии, скандинавских странах - в странах, получивших репутацию смелых экспериментаторов в области прав человека.

Новые. сложно разрешимые задачи в области прав человека были поставлены перед правом и высоким уровнем развития медицины, позволившим широко использовать трансплантацию человеческих органов и тканей. К таким задачам, на наш взгляд, следует отнести следующие: во - первых, отрегулировать правовые взаимоотношения донора и реципиента; во-вторых, определить юридическую ответственность за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации; в-третьих, установить критерии правовой оценки добровольности и бескорыстности донорства; в-четвертых, ввести правовые гарантии «не нанесения значительного ущерба здоровью донора» и другие.

Итак, проведенный нами анализ общего состояния тенденций и возможных перспектив развития информационного общества убедил в том, что само течение жизни в конце второго и начале третьего тысячелетия напрямую подвели человечество к: мировым событиям, которые по своей сути существенно, если не радикально изменили матрицу правовых координат бытия современного Homo juridicus. Расширилась область общественной жизни, где право оказалось неспособным эффективно решать возникающие проблемы. К таким сферам следует в первую очередь отнести институт семьи во всей его многозначности, сферу международного публичного права, а именно отношения между государствами, этнические, конфессиональные отношения. Кроме этих двух областей общественной жизни право оказывается беспомощным и в сфере международного криминального мира - международные террористические организации и т.п. Все это предполагает основательный пересмотр представлений людей о праве. Человек, преодолевая известные предубеждения, идеологические штампы и догмы, должен попытаться увидеть в этом институте, таком уже привычном, обыденном, новые, еще неведомые, но весьма существенные для судьбы человеческого сообщества грани и аспекты.

В рассматриваемом контексте приобретает актуальность призыв Н. Рулана к юристам Запада о необходимости им «научиться мыслить право по- другому». Причем, характеризуя «мыслимое по-другому» право, антрополог убежден, что оно должно иметь более тесную связь с моралью, быть менее императивным, более гибким и менее объемным, должно вновь обрести «неотдифференцированное» содержание. Это означает, что, исследуя логику функционирования современного права, мы не должны упустить из поля зрения, действующие в нынешнюю эпоху «неотдифференцированные» правовые системы, которые могут быть, как справедливо подметил Ф. Боас, хорошими учителями для современных западных юристов.

Ученые разных научных направлений и школ прилагают значительные усилия по исследованию процессов, происходящих в современном информационном обществе, чтобы постичь причины кризисной ситуации в сфере правового регулирования.

Так, размышляя о причинах кризиса позитивного права, А. Швейцер пришел к выводу, что «юристы допустили упадок права и правосознания. Но они здесь не при чем. Просто в мышлении их времени отсутствовало представление о том, на чем должно базироваться живое понятие права. Право стало жертвой отсутствия мировоззрения...».

С такой точкой зрения, по всей видимости, следует согласиться, поскольку еще в начале XX века позитивное право, окончательно выведенное из-под власти философии; и подвергнутое давлению позитивных наук, начинает терять свои культурно-исторические и идейные корни, как бы уходить от своей духовной основы, вырываться из мировоззренческих оков. По справедливому замечанию французского философа Поля Рикера, в современной философской культуре проблемы права преданы всеобщему забвению: их оставили юристам и судьям. Вопросы правосудия перестали подвергаться философскому рассмотрению, право окончательно стало позитивной наукой, полностью оторванной от морали, нравственности. В результате в современных развитых формах права обнаруживается нечто явно однобокое, явно не согласующееся с исконной природой права, с его идеалами и ценностями.

Рассуждая на эту тему, другой теоретик права Г. Харт не без оснований предупреждает о негативных последствиях разрыва между правом и моралью. Такой разрыв, по его мнению, открывает дорогу и утверждает пирамидальную структуру этатистско-юридического порядка, предложенную еще Г. Кельзеном, приводит к подавляющему человека способу принятия решений, к «империализму государственного права».

Разделяет точку зрения Г. Харта и автор фундаментальной работы по теории правового порядка Н. Боббио, который также полагает, что негативным результатом «отдифференцирования» права от духовно - культурных ценностей является «переворачивание перспективы развития гражданского общества», поскольку над гражданским обществом начинает довлеть самодостаточная норма, «Grundnorm», что неизбежно ведет к росту насилия, жестокости и произвола.

С данной оценкой невозможно не согласиться, однако необходимо сделать уточнение: «чистое» право может функционировать и в демократическом государстве, при этом последствия его реализации также пагубны, как и в антидемократическом. Примером могут служить такие демократические государства, как США, Германия, Великобритании, в которых наблюдается не просто рост преступности, но преступлений против жизни человека.

Предложенный нами ход рассуждения убеждает в справедливости точки зрения ряда ученых, которые, видя причины кризиса позитивного права в его отрыве от духовных основ общества, связывают перспективы развития права с процессом его обогащения духовными ценностями, в том числе и теми или близкими к тем, которые сложились и утвердились в странах Востока.

Одной из возможных ценностей Востока, которую следовало бы положить в основу возрождения права, по точному замечанию А. Швейцера, может быть «благоговейное» отношение человека к жизни как таковой. Он предполагал, что «лишь на почве нового мировоззрения право сможет снова возродиться. Оно должно вытекать из некоего основного представления о нашем отношении ко всему живому как таковому - из никогда не иссякающего и никогда не загрязняющегося источника. Таким источником является благоговение перед жизнью».

О необходимости развития права на основе его взаимосвязи с легитимными в определенном обществе духовными ценностями и идеалами говорил еще в 20-е годы XX века Ф. Боас в своей книге «Антропология и современная жизнь». Анализируя право традиционных обществ, антрополог пришел к выводу, что условием эффективности права и его способности противостоять силе и принуждению является внутренне убеждение субъекта в правоте действующего права. А это возможно лишь в том случае, продолжал Ф. Боас, если право соответствует социально-психологическим и культурно-историческим устоям общества. Причем мысль о необходимости внутренней убежденности в истинности именно данного содержания права сама по себе древняя как мир, но, к сожалению, основательно забытая в настоящее время. Так, еще у Платона в диалоге с Калликлом Сократ говорил: «Порядок и слаженность в душе надо называть «законностью» и «законом», через них становятся люди почтительными к законам и порядочными».

Но, рассуждая о том, что право должно иметь духовную социокультурную обусловленность, ученые чаще всего оставляли открытым вопрос о том, как это сделать, поскольку такие дискуссии проходили, как правило, в рамках юридического позитивизма. Ведь известно, что научное направление, ориентированное на позитивистское знание, не касается вопроса о качестве содержания права. Остается один путь - выйти за пределы формально-догматического метода исследования права, использовать духовный опыт человечества, привлекая философские, культурно-антропологические, социально-психологические методы, попытаться найти синтез позитивистских и философско-правовых знаний и, рассматривая право как социокультурный феномен, возродить его путем восстановления связи права с моралью, с духовной культурой общества. Спасти позитивное право от пустоты и бездушия могут только философия, антропология, культурология, психология, этика, религиозные верования людей, глубокое осмысление положения человека в мире и космосе.

Здесь уместно вспомнить слова выдающегося мыслителя прошлого века Леонарда Нельсона, который по этому поводу писал: «Только через направленное возвращение... к честной метафизике права, то есть к учению о праве, основанному на обновленной критике практического разума, можно надеяться вновь прогнать из науки нечистый дух, который одолевает юриспруденцию наших дней, с тем,. чтобы сделать учение о праве научно здоровым и направлять его на плодотворный путь в высших целях практической жизни».

Необходимость обоснования права как социокультурного явления особенно обостряется в условиях формирования информационного общества. Действительно, становление его институтов и структур в науке рассматривается как сложный противоречивый социокультурный процесс и называется «третьей модернизацией» современного мира, одной из особенностей которой является понимание того, что в информационной среде регулирование поведения, относящееся ранее к компетенции глобальных институтов (государственно-правовых организаций), становится собственным делом автономных субъектов. Социальное регулирование, в том числе и правовое, здесь обусловлено двумя основными принципами современности: плюрализмом власти и свободой выбора в целях самосохранения идентичности. С точки зрения первого принципа, субъекты могут руководствоваться собственными целями лишь в той мере, в какой они учитывают в своей деятельности интересы и потребности других субъектов. Второй принцип предполагает повышение ответственности субъектов и, прежде всего, морально-правовой. Основными механизмами социальной регуляции здесь становятся такие виды деятельности, как саморефлексия, самоконтроль и самооценка. И, чтобы определить, каково содержание социального, в частности, правового регулирования, важно знать те цели, оценки, ценности, которые человек кладет в основу своего поведения и взаимоотношений с людьми, что в свою очередь делает необходимым исследовать состояние духовной культуры конкретного общества в конкретно-исторический период, из которой и черпаются эти ценности, оценки, идеи.

Такое понимание выхода из кризиса позитивного права созвучно культурно-нормативной концепции права Т. Парсонса, согласно которой правовая связь субъектов обусловлена приоритетом культурных ценностей. «Началом» права являются не просто притязания, даже понимаемые как социальные ожидания, а идентифицированные социокультурные притязания. Для возникновения взаимосвязи между субъектами как «суммы взаимностей» каждый из субъектов должен соотнести свои ценности с ценностями другого, только так, считает Т. Парсонс, идентифицированные притязания приобретают качество и статус право притязаний.

В правильности намеченного нами пути изучения права как социокультурного феномена убеждает и сформулированное в научной литературе пост классицизма утверждение о существующем различии между социальными и культурными изменениями. Социальное относится к моделям ассоциации и отношениям, «при помощи которых люди влияют или воздействуют друг на друга...». Оно характеризует способы и формы взаимоотношений между людьми - социальные отношения, структуры и процессы их развития. Культурное выражает «некоторые результаты этих закономерностей в виде поддающихся регистрации ценностей, оценок и стандартов». Иными словами, оно охватывает результаты этих взаимоотношений, а именно - ценности, интересы, которые вырабатываются; и поддерживаются людьми, а также опосредуют их взаимодействие. Такая трактовка позволяет представить соотношение социальных и культурных изменений в виде соотношения формы (взаимодействия людей) и содержания (интересы, цели, ценности, идеи, оценки людей). Это означает, что при определении путей развития или реформирования права важно исходить не только из социальных изменений, происходящих в обществе, но и содержания культуры данного общества и изменений, происходящих в ней.

Для дальнейшего хода наших рассуждений необходимо сделать следующее принципиальное дополнение. Современная эпоха - это не только мировая цивилизация, но и события, происходящие в одной отдельно взятой составной части этой цивилизации - например, в нашей стране. Именно поэтому, говоря об особенностях правовой ситуации в современном мире, целесообразно рассмотреть особенности развития правовой действительности в российском обществе.

В отечественной юридической литературе сложилось относительно состояния современного российского общества две точки зрения. В рамках первой, хотя и признается наличие определенного кризиса в правовой системе российского общества, делается вывод о приближающемся выходе из кризиса и о том, что демократическая ориентация глубоко укоренилась в организационном оформлении правовой системы и общественном правосознании россиян. В частности, В.А. Туманов еще в 1997 г. констатировал, что «в стране сложился достаточно стабильный конституционный порядок». А авторы монографии «Законность в Российской Федерации» признавали наличие «пусть не безупречной, но достаточно сформированной системы правового регулирования отношений в сфере экономики».

Однако мы считаем данную оценку в настоящее время преждевременной и придерживаемся второй точки зрения, которая оценивает российскую правовую действительность как кризисную. В этом нас убеждают результаты анализа состояние российского общества.

Общеизвестно, что кризисные периоды в жизни любого общества характеризуются переоценкой прежних и бурным расцветом новых идей, которые могут быть положены в основу реформирования общественных отношений. Именно кризисные ситуации способны выявить, подчас в неожиданном ракурсе, все позитивное и негативное в теоретических построениях и постулатах, которые казались до этого бесспорными и использовались безоговорочно в практике.

В то же время кризисы особенно болезненны для тех областей знаний, в которые входит изучение стабильных, устойчивых явлений и процессов. К таким отраслям знаний и относится юриспруденция. Ведь нормы права - островки стабильности в постоянно меняющемся мире. Правовые системы общества также малоподвижны, они меняются «скачками», порой опережая события, но большей частью отставая от текущей жизни.

Современный кризис российского общества, как верно считают некоторые ученые, можно отнести именно к таким ситуациям.

В настоящее время в российской юриспруденции, как показывают работы в этой области, возникла достаточно сложная и противоречивая ситуация. С одной стороны, среди юристов-теоретиков и практиков сложились уже довольно устойчивые гуманистические представления по ряду вопросов правового регулирования, заметно отличающиеся от взглядов прежних лет. Это - убежденность в самостоятельной ценности права; в верховенстве закона и Конституции как высшего закона в юридической иерархии; в обязательности права для всех субъектов, в том числе для государства, его органов и должностных лиц; в важности утверждения и защиты прав человека; в недопустимости нарушений закона, чем бы они ни мотивировались и др. Были подвергнуты сомнению основные положения догматически понимаемой марксистской трактовки права: чисто государственное происхождение права, в том числе прав человека; полное совпадение права и закона; верховенство государства над правом. «Право гораздо старше государства, - пишет например В. Г. Графский.- Первыми восстановителями этой истины стали авторы учебных курсов теории права и государства». Идеи гуманизации права, «расширения» его трактовки за счет сущностно-содержательных признаков образуют в последние годы устойчивую тенденцию в российской науке, на которую справедливо обратил внимание М.И. Байтин, считая, что для современной юридической науки характерен «процесс углубления нравственных начал отечественного права, сближения права и морали демократического общества».

С другой стороны, в современной научной юридической литературепо-прежнему распространенным является представление о праве как о системе общеобязательных, неперсонифицированных, формально-определенных, установленных государством правил поведения, выражающих волюполитических сил, стоящих у власти, и направленных на регулирование общественных отношений. Именно на идее нормативного понимания права воспитываются в наши дни практически все юристы, поскольку, по убеждению ряда правоведов, она является само собой разумеющейся и потому непоколебимой.

Философские корни такого понимания права следует искать в юридическом позитивизме. Согласно данному типу право понимания, право есть закон. «Право всегда выражает государственную волю, возведенную в; закон», - именно так описывается один из основных признаков права. Ставя право в непосредственную зависимость от государственной воли, последователи; нормативного типа право понимания пытаются возродить сущностные положения юридического позитивизма. Правда, следует отметить, что сегодня некоторые нормативисты говорят о появлении в современном нормативном понимании права, так называемого нового момента, который связан с обеспечением единства естественного и позитивного права в теории и на практике.

Отстаивая основное положение позитивизма «право есть закон», ряд отечественных ученых пытается аргументировано доказать нецелесообразность «устанавливать традицию «двойного» стандарта на уровне реализации юридических предписаний, поскольку это означает создавать простор для беззакония, ведь в понятие свободы и справедливости можно вкладывать различный смысл, исходя из своих интересов, уровня культуры, правового сознания».

Еще один аргумент в защиту не различения права и закона привел Ю.А. Тихомиров, по мнению которого, общество, разрушая единую базу общеобязательности законов, порождает «указное» право, «в итоге, юридические коллизии и конфликты не уменьшаются, а разрастаются».

Привлекательная на первый взгляд постановка вопроса о различении? права и закона, как считает академик В.Н. Кудрявцев, может повлечь за собой ряд достаточно серьезных практических последствий, наиболее значимый из которых - это игнорирование законов, их не выполнение или нарушение под лозунгом их неправового характера. И, безусловно, прав академик, когда утверждает, что игнорировать закон под флагом «истинного права» могут и те, кому мешают правопорядок и законность, демократия и гуманизм.

Однако как поступать в условиях, когда далеко не все ныне действующие законы - демократичны и справедливы, а некоторые - явно антигуманны, на что нередко указывают сами правоведы. Каков выход: если выполнять такие законы, то тем самым будешь нарушать право; если нарушать их, то можешь вступить в конфронтацию с властью?!

В этой столь сложной ситуации, с нашей точки зрения, близок к истине B.C. Нерсенянц, который стремится убедить своих оппонентов в том, что «из осуществления фактически неправовой нормы правового отношения не получится. Действие неправовой; нормы (ее осуществление в жизни) не может привести к праву и правопорядку, не может неправо превратиться в право». Полностью соглашаясь с данным утверждением, считаем, что теоретические споры о соотношении права и закона нецелесообразно переносить на практику право применения: закон необходимо исполнять. Основная ответственность должна ложиться на законодателя, стратегической целью деятельности которого должно быть максимальное приближение закона к объективно складывающемуся праву.

Всесторонний анализ состояния современного российского теоретического правоведения позволил выявить не только, две в значительной степени противоположные тенденции - гуманистическое и нормативистское, но и обнаружить симптомы кризиса российской теории правел. Чаще всего истоки этого кризиса в науке связываются с дезавуацией марксистской школы объяснения политико-правовых феноменов и с образовавшейся вследствие этого «черной дырой» в теории права, «заделывать» которую предстоит не одному поколению ученых. Не секрет, что слишком долгое время теоретикам права приходилось «укладывать» свои исследования в прокрустово ложе теоретических схем, одобряемых официальной марксистско-ленинской идеологией. Ее теоретическое наследие, по утверждению О.А. Пучкова, проявляется в правоведении и сегодня, делая науку в определенной степени консервативной, затеоретизированной, и, как следствие, в ряде своих постулатах несоответствующей изменившимся условиям. В принципе нельзя не согласиться с утверждением о наличие симптомов кризиса, однако это можно сделать лишь с определенными оговорками. Во-первых, не совсем верным является стремление отнести симптомы кризиса только к российскому теоретическому сознанию, а тем более связать их появление исключительно с «дезавуацией марксистской школы объяснения политико-правовых феноменов». Можно полностью согласиться с утверждением М.Н. Марченко, который указывает, что аналогичные российским проблемы правопонимания существуют помимо пределов советского и постсоветского пространства и в западных, именующих себя цивилизованными, странах. Разница заключается лишь в остроте этих проблем, степени внимания, которое уделялось и уделяется решению проблем понимания права, а также в различных подходах и направлениях их разрешения. И, конечно, специфичность современному российскому кризису придает история советского правоведения. Во-вторых, симптомы кризиса теории права появились многие сотни лет назад, когда впервые возник спор между сторонниками различных правовых теорий и представлений о праве, и не исчезли до сих пор.

Итак, сделав необходимые уточнения относительно наличия симптомов кризиса в современном российском правоведении, постараемся разобраться, в чем же проявляются конкретно кризисные явления и как они сказываются на практике реформирования правовой системы России.

Определенная часть ученых-правоведов оценивают как проявление кризиса возникший в современных условиях идеологический плюрализм, представленный правовыми конструкциями, которые не всегда имеют под собой твердые научные основания и нередко состоят из разных методологических и идейных постулатов. Например, А.Ф. Черданцев убежден, что наблюдается «элементарное эпигонство, повторение теорией других теорий в разном их сочетании, а иногда и прямая апологетика... Склонность к той или иной идеологии неизбежно отражается и на научных позициях отдельных авторов, в том числе авторов учебников и учебных пособий. Здесь мы видим приверженцев как марксистских взглядов на сущность государства и права, так и либерально-демократических. Зачастую наблюдается промежуточная позиция, иногда переходящая в эклектизм».

Еще более критическую оценку отечественной правовой науке дает А.В. Поляков,, который считает, что правоведение как система научного знания перестает существовать, поскольку большинство современных попыток модернизировать российскую теорию права представляют собой эклектичное сочетание разнородных начал и идей, плохо согласующихся между собой и поэтому не удовлетворяющих элементарным требованиям, которые предъявляются к научным теориям.

В то же время существует и противоположное мнение. В частности, О.А. Пучков полагает, что после господства одной единственной теории, одного единственного подхода к трактовке правовых явлений возникшее разнообразие идей и подходов, даже определенную фрагментарность и пестроту отражения правовой реальности следует расценивать положительно.

Такая оценка, на наш взгляд, в большей степени отражает реальное положение дел в правовой науке, поскольку здесь мы можем столкнуться не только с эклектизмом, но и встретить научно оправданный плюрализм. Именно поэтому мы считаем справедливым утверждение М.Н. Марченко о том, что, «несмотря на отдельные эмоциональные, зачастую порожденные новой политической конъюнктурой в России всплески, в целом вполне естественный, обусловленный объективными изменениями в экономике, обществе и государстве процесс пересмотра некоторых прежних взглядов и подходов, а также зарождения и становления новых государственно- правовых воззрений и доктрин проходит вполне достойно...».

В качестве подтверждения определенных положительных изменений в юриспруденции является то обстоятельство, на которое обратил внимание Д.А. Керимов, а именно «... стали появляться труды по философии права, которая постепенно, но неуклонно обретает «право гражданства» в системе юридических наук, а со стороны широкой юридической общественности… осознается... действительным средством; преодоления юридического догматизма и позитивизма, методологической базой познания права, всех отраслей юридической науки».

Таким образом, складывающийся в правоведении теоретический плюрализм, по-нашему мнению, не целесообразно рассматривать как проявление кризиса теории права. Однако в контексте данного исследования нас интересует, в чем все же проявляется теоретико-юридический кризис и какое он оказывает влияние на правопонимания и правоприменения.

Проявлением кризисного состояния; современного российского правоведения, с нашей точки зрения, является, прежде всего, сохранение проблемы концептуализации правовых знаний. Отсутствие в системе юридического образования в течение длительного времени таких учебных дисциплин, как философия права и социология; права, сравнительное правоведение, привело к тому, что традиционную для теории права методологическую и отчасти прогностическую функцию выполняют в настоящее время отраслевые науки. Сегодня в юридической науке существует лишь множество «партикулярных» теорий. Теория права постепенно утрачивает значение фундаментальной, обобщающей юридической науки, способной в комплексной, упорядоченной форме изложить сущность основных понятий и принципов права. Современный уровень развития юриспруденции делает теорию права недостаточной основой для систематизации правовых знаний, ведет к изоляции науки от жизни, превращает представителей юридической науки, по образному выражению М. Н. Марченко, в «талмудистов».

Фрагментарность теории права, определенный спад теоретических разработок фундаментального характера негативно сказываются и на прикладных исследованиях, нередко приводят к нарушениям в юридической практике. Так, объявление Указом Президента РФ (т.е. подзаконным нормативным актом) бессрочного моратория на применение смертной казни, установленной в законе, является недопустимым в государстве, которое декларирует верховенство закона. Именно поэтому сейчас, как справедливо указывает В.М. Синюков, в число приоритетных выдвигается задача теоретико-методологического осмысления системных, типологических характеристик права, в том числе российского.

Еще одним подтверждением переживаемого теорией права кризиса является стремление сохранить дуализм естественного и позитивного права. Например, с точки зрения известного российского теоретика права В.К. Бабаева, для того, чтобы уяснить суть права и его признаки, уместно сохранить старую, хорошо разработанную в дореволюционной юриспруденции идею деления права на позитивное и естественное. «Естественное право, - утверждает В.К. Бабаев, - представляет собой совокупность идеальных, глубоко нравственных и в высшей степени справедливых представлений о праве... Позитивное право - это право, которое выражено в принятых государством нормах, законодательстве, а также в других источниках права». Эту позицию В.К. Бабаев отстаивает и в более поздних своих работах.

Но здесь следует сделать одно уточнение. В дореволюционной теории права была и противоположная точка зрения. Так, известный российский правовед А. С. Ященко в монографии «Теория федерализма: опыт синтетической теории права и государства», изданной в 1912 году, объявляет ложным дуализм естественного и положительного права. Естественное право есть всего лишь логическая, рациональная сущность права, исторически реализуемая в нормах в зависимости от совокупности конкретных условий и, прежде всего, от нравственного сознания общества. В этом смысле естественное право тоже есть положительное (а не измышленное) право. Нет двух прав: положительного и естественного, констатирует ученый, а есть одно право, как есть одна нравственность, в которой естественная нравственность не противопоставляется положительной.

В то же время с теоретическим положением, признающим одновременное существование и права естественного, и права позитивного, так или иначе, соглашаются и другие авторитетные российские правоведы современности. Например, естественное право, утверждает С.С. Алексеев, само по себе не выражено в каких-либо особых нормах. Оно находится за пределами норм. «Существуя в качестве объективных требований, вытекающих из самой жизни, естественное право выступает в виде идей, представлений, а затем отражается в определенных нормах». Естественное право «представляет собой,- как утверждает ученый в других своих работах - более глубокий, основательный, исходный в жизни людей феномен, источником которого является... либо «сама природа», либо естественный порядок вещей». В то же время, продолжает С.С. Алексеев, наряду «с естественным правом, выраженным в морали и в обычаях, потребовалось регулирование и в виде права как «установлений самих людей», именуемого позитивным правом». Причем позитивное право поддерживается «не только и не столько общественным мнением, не только и не столько привычкой и возможностью признания «греха», «недостойного поведения» и т.д., но, прежде всего, общественным (публичным) авторитетом государственной власти, мерами юридической ответственности, силой государственного принуждения». Таким образом, если позитивное право, по мнению С.С. Алексеева, всегда есть результат сознательной правотворческой деятельности государства и «носит в этом отношении искусственный характер», то естественное право выступает или в виде идей, представлений, или в виде морали и обычаев, что, безусловно, не одно и то же.

Из данной логики рассуждения вытекает, что естественное право выступает как некая идеальная конструкция, призванная служить критерием оценки права позитивного. Однако это не соответствует исходному смыслу идеи естественного права, поскольку это такое право, которое принадлежит человеку имманентно. Именно поэтому, по-нашему мнению, справедливо утверждение некоторых ученых, в частности Я.В. Гайворонской, которые считают, что признание существования некоего нормативного естественного права наряду с правом позитивным уводит исследователя в область идеальных абстракций, не верифицируемых эмпирически, и не имеет положительного познавательного потенциала. Абстрактность конструкции естественного права в данном случае необоснованно усложняет и без того сложную проблему понимания права. Причем этот подход не только не решает научно-теоретических проблем отечественного правоведения, но и не может найти практической реализации ни в законотворческой, ни тем более в правоприменительной деятельности.

Мы согласны с оценкой А.В. Полякова, которую он дал ситуации дуализма позитивного и естественного права. В частности, ученый считает такую конструкцию «идейным гибридом», который хотя и отвечает определенным политическим и идеологическим настроениям сегодняшнего дня, но с точки зрения развития правовой теории - «мертворожденное дитя».

Следует подчеркнуть, что еще JI. Петражицкий критиковал деление права на два вида по признаку существования (позитивное право) и желательности существования (естественное право) и утверждал,- что предлагаемое деление представляет собой такую же классификационную несообразность, как, например, деление собак на две породы: существующие собаки и «будущие», или «идеальные», собаки.

Необходимо указать, что в последнее время появились также теории права, в которых хотя и избегают употребления традиционных понятий - позитивное и естественное право, но в содержательном аспекте их подразумевают. В частности, российский правовед В.Н. Протасов пишет, что правом в собственном смысле можно считать единство правового содержания и официальных форм его объективирования, внешнего выражения и закрепления. Правовому содержанию В.Н. Протасов дает следующее определение: это правила, соответствующие природе права. А это есть не что иное, как естественное право. Официальные формы объективирования правового содержания, внешнего его выражения и закрепления есть не что иное, как позитивное право. Следовательно, можно сделать вывод, что, по Протасову, право «в собственном смысле» есть единства естественного и позитивного права.

Доказательством существования теоретико-методологического кризиса российского правоведения может служить также глубокий раскол между позитивным правом и жизнью, обусловленный имеющейся тенденцией к чрезмерному правовому регулированию всех сфер общественной жизни. На этот путь формализации общественных отношений, как верно отмечает B.C. Синюков, Россию поставила правовая реформа, которая реализуется без учета особенностей российского правового сознания. Как и западноевропейские страны, политико-правовое развитие которых принимается за образец, достойный подражания, Российская Федерация оказалась вовлеченной «в гонку правового вооружения». Избыточная формализация общественной жизни приводит к тому, что право утрачивает один из главных своих признаков - социальную значимость. За формализованность социально-правовой действительности придает правомерному поведению неустойчивый (конформистский либо маргинальный) характер. Углубляющиеся на этом фоне социальные противоречия представляют угрозу для самого существования российского государства. Каковы механизмы, обеспечивающие оптимальное правовое регулирование жизнью российского общества, - таков еще один нерешенный вопрос теории права.

Серьезной проблемой современного правоведения является неэффективность «прививки» российской правовой культуре либеральных политико-правовых ценностей. По справедливому замечанию С. А. Дробышевского, многие западные концепции бездумно переносились на российскую почву, причем нередко та или иная политико-правовая модель механически копировалась без учета национально-исторических традиций и особенностей правовой культуры России. В то же время общеизвестно, что любая теоретическая конструкция инокультурного происхождения должна восприниматься критически.

О нецелесообразности переноса на российскую почву западноевропейского правового опыта говорил, в частности, известный немецкий исследователь Й. Баберовский. Так, по его мнению, ошибкой реформаторов, которые проводили: судебную реформу 1864 г. в России, явилось то, что они стали заимствовать западные образцы без учета российской специфики. Конфликт между нормами и действительностью, правовыми программами и характером их реализации привел к неуверенности в правильности избранного курса, а затем - к его критике как неэффективного в условиях России.

Дело в том, что, по мнению немецкого ученого, традиционное народное правосознание, в основе которого лежали нормы обычного права, столкнулись с рациональными нормами европейского права, в частности, в суде присяжных. Для победы последних был отменен институт мировых посредников с параллельным усилением органов исполнительной власти на местах. Однако рецепция западноевропейского правосознания и представления о правах личности дискредитировали существующую систему власти и обрекли реформу на провал.

Неэффективность «прививки» обусловлена также пропагандой единой, общей для всех государств идеальной правовой формы. Политико-правовые идеалы развитых и недостаточно развитых государств характеризуются рядом существенных различий. В недостаточно развитых государствах, к числу которых, очевидно, следует отнести и современную Россию, либерально-демократическая модель не годится в качестве образца политико-правового развития. Трудно не согласиться с мнением В. В. Лазарева, который считает, что оптимальной формой демократии для развивающихся государств является такая, которая имеет тенденцию к аристократии. Только это, по всей видимости, может позволить (естественно, если не произойдет ее трансформация в олигархию) в относительно короткие сроки преодолеть последствия экономического и социально-политического кризисов, обеспечить эффективность и действенность проводимых государственной властью реформ, направленных в первую очередь на усиление государственной мощи и, как следствие, улучшение жизненного уровня населения. Либерально-демократический политико-правовой режим, доказавший свою эффективность в условиях социально стабильных государств Западной Европы, для России может оказаться гибельной формой государства, прежде всего вследствие того, что его реализация потребует огромных финансово-экономических затрат. В неспособности российского правоведения разработать такую модель правовой системы, которая была бы адаптированной к особенностям российской правовой культуры и правосознания, также проявляется кризис теории права, необходимость преодоления которого в этом аспекте особенно актуальна сейчас.

«Прививка» российской правовой действительности либеральных политико-правовых ценностей привела к превалированию индивидуалистических теоретических конструкций, к примату прав человека над любой социальной общностью и доминированию гражданского общества над государством, что, по убеждению определенной части теоретиков, неизбежно способствовало утверждению в российском обществе «войны всех против всех». Рассуждая на эту тему, О.В. Мартышин делает еще более жесткий вывод: «Жизнь всякого мало-мальски организованного общества и государства предполагает согласование прав и интересов на основе их взаимного ограничения, отвечающего потребности сосуществования, а вовсе не утверждения приоритетов. Ставить свое право выше права части или всего общества - признак необузданного эгоизма и индивидуализма. Это антиобщественная позиция. Сторонники ее не задумываются над тем, на какую почву падает это семя в условиях глубочайшего кризиса, потрясшего Россию... Права и законные интересы граждан должны быть гарантированы государством (это очевидно), но не в ущерб интересам других людей, объединений и всего общества. Приоритет прав личности - общественно опасный тезис», особенно, добавляем мы, в специфических российских культурно-исторических условиях. Такая оценка соотношения индивидуального и коллективного делает понятным утверждение JI. Воеводина о том, что «... надо отрешиться от предрассудка, смысл которого в том, что коллективное начало есть само по себе сосредоточение зла. Индивидуальное и коллективное - две стороны единого движения личности и общества к прогрессу».

С точки зрения ряда теоретиков-правоведов, юридическая наука за прошедшее десятилетие реформ выступает главным образом в роли «пожарной команды», откликающейся в срочном порядке на любую властную директиву, а не в роли дирижера, умело руководящего реформами, что также является проявлением кризиса российской теории права. К сожалению, приходится констатировать, что современное правоведение еще сохраняет традицию апологии существующего государственного строя и выполняет функцию обслуживания официальной идеологии. Чрезмерное усердие в служении власти привело к тому, что официально проповедуемый либерализм приобрел в российском обществе карикатурные формы. Например, реализация социально-экономических прав на «достойный образ жизни» в либерально-демократическом варианте возможна лишь в индустриально развитых странах и с соответствующей культурой. Поэтому многие статьи российской Конституции носят фиктивный характер. В результате понятия «права человека», «правовое государство» представляют собой такие же идеологические штампы, какими прежде были «общенародное государство» или «социалистическая демократия». Это означает, что возникает необходимость в уточнении понятия «права человека» применительно к странам, обладающим иной культурой и иным социально-экономическим укладом.

В последнее время приобретают все большее значение в правовом регулировании такие источники права, как нормативно-правовой договор, правовая доктрина, принципы международного права, которые отражают реально складывающиеся в мировом сообществе правовые отношения. Но так и не осуществлено теоретическое обоснование, какие источники права адекватны российской действительности. Детально не изучено, насколько широко можно признать в качестве источников современного права России обычай или договор, не санкционированные государством, которые в истории российского права играли важную роль в правовом регулировании, связывая право с жизнью.

Таковы наиболее значимые черты кризиса мировоззренческих и методологических основ современного российского правоведения. Многоаспектный анализ кризисного состояния отечественной правовой системы указывает на то, что современные политико-правовые доктрины, заимствованные на Западе, не вполне отвечают запросам российского общества, отрицательно влияют на стабильность общественных отношений и правопорядок. Но есть и положительные моменты в эволюции российского правоведения. Постепенно, но настойчиво формируется здесь осознание неэффективности обращения к западноевропейским политико-правовым ценностям и понимание необходимости создания новой концепции права, учитывающей особенности российской культурно-исторической и правовой реальности, фундаментальные отличия российской правовой культуры от западноевропейской.

Таким образом, современный социально-правовой мир в определенной степени остается неурегулированным или урегулирован неэффективно. Применяемая в современной западной и отечественной науке методология исследования и решения социально-правовых проблем не соответствует их содержанию, которое - гораздо богаче, сложнее, многограннее, нежели используемые в условиях методологического монополизма познавательные средства и методы. Традиционные методы исследования не в состоянии освоить новые правовые реалии, в частности, проблемы правовой глобализации. Во все большее противоречие с принципами права приходит современный смысл лежащего в основе правовой системы понятия «права человека» и др.

Именно факты современной эпохи настоятельно требуют выхода методологии права за пределы юридического позитивизма, а также использования достижений философских наук, в том числе философской антропологии, философии культуры, философии права, а также сравнительного правоведения, социологии, культурологии. Только интеграция: различных методов позволит проникнуть в глубины столь сложного универсального феномена как право; выдвинуть на широкое научное обсуждение ряда дискуссионных положений в области права.

 

АВТОР: Гриценко Г.Д.