15.05.2012 6136

Дифференциация образовательного процесса одаренных детей

 

ПЛАН

 

Введение

1. Дифференциация образовательного процесса одаренных детей

Заключение

Список использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Что же это такое «одаренность» и как она проявляется в совсем маленьком ребенке? Что заставляет родителей увидеть в малыше талант и потом искать подтверждения своего открытия у специалистов? Наиболее частое проявление одаренности-это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность («Она все замечает!»), ненасытное любопытство («Куда он только не влезет!») и отличная память («Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет»).

Хотя такие ранние проявления одаренности обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности, отнюдь не все одаренные и талантливые дети сызмальства поражают родителей своими талантами. Поэтому для начала нам стоило бы описать наиболее общие черты, свойственные одаренным детям. Одаренность многогранна. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются определения одаренности, которое было предложено Комитетом по образованию США (Marland, 1977). Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры; выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности). [15; c. 27]

В Америке психомоторные способное! и единственная сфера проявления одаренности, избавившаяся от клейма элитарности. Хотя этот критерий исключен из официального списка государственного финансирования, тем не менее он все же остается одной из наиболее широко признаваемых категорий одаренности. Американцы любят похвастать спортивными достижениями своих отпрысков, в то время как об интеллектуальных способностях не очень распространяются. Музей футбольной славы - национальная святыня, тогда как «Менса» -чуть ли не тайное общество.

Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.

 

1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

 

Неотъемлемым условием успешности процесса развития и воспитания одаренных дошкольников является полноценное общение детей со сверстниками и установление между ними эмоционально благополучных отношений.

В практике организации дифференцированного обучения можно выделить три основных направления:

факультативные занятия с одаренными детьми по более углубленной программе;

предоставление им возможности ускоренного прохождения школьной программы;

создание классов (школ),работающих по специально разработанным программам.

При этом многие исследователи,, занимающиеся проблемой одаренных детей, отмечают значительные трудности,, которые могут возникать в сфере общения и взаимоотношений между детьми с высоким уровнем развития способностей и их сверстниками при работе по первым двум направлениям.

Так, по мнению ряда авторов, некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию его сверстниками, конфликтности их взаимоотношений вплоть до изоляции ребенка со стороны детей, имеющих обычный уровень развития способностей. Некоторые исследователи полагают, что в основе многих особенностей поведения одаренных детей, нарушающих их отношения с людьми, лежит неравномерность психического развития. Она проявляется в том, что высокое развитие интеллектуальных способностей не всегда сопровождается соответствующим высоким эмоциональным и социальным развитием.

Обеспечивает ли высокий уровень развития познавательных способностей (взятый в относительной независимости от успешности совместной игровой деятельности и личностных особенностей) благоприятное положение в группе? На этот вопрос исследования детских групповых взаимоотношений, как и результата наблюдений за особенностями взаимодействия и общения одаренных детей, не дают однозначного ответа. Так в работе Т.В.Сенько было установлен, что дети старшего дошкольного возраста с высокой и средней успешностью в индивидуальной познавательной деятельности, как правило, имеют благоприятное положение в группе – входят в категории «звезды» или « предпочитаемые». Вместе с тем отмечается и тот факт иногда попадали и в категорию «изолированные».

Основываясь на анализе данных по проблеме отношения детей к более интеллектуально развитым сверстникам, можно говорить о том, что, конечно же, оно зависит и от особенностей личности и от поведения ее, но во многом определяются целями, задачами совместной деятельности, ее успешностью, ценностными ориентациями группы. По этому в каких-то группах (или у отдельных ее членов) одаренные дети будут популярными и пользоваться симпатиями, а в других – нет.

Вопросы же о том, какова специфика взаимоотношений одаренных детей при их совместном воспитании; когда объединены в группу достаточно однородную и не только по показателям умственного развития, но и по характеру мотивации, некоторым личностным особенностям, обусловленным высоким развитием; насколько такие взаимоотношения благоприятны для их эмоционального самочувствия, до настоящего времени остаются практически не изученными.

При достаточном внимании к проявлениям интеллекта и познавательным потребностям ребенка, а также использовании взаимодополняющих методов диагностики можно выявить детей с незаурядными умственными возможностями. Тогда сразу же встает проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию.

Чем же должны отличаться программы для одаренных от обычных учебных программ. Кажется, все причастные к образованию люди понимают, что обучение таких детей должно быть иным, отвечать их существенным потребностям. Однако как это воплотить в жизнь? Ведь одаренные дети не похожи друг на друга - как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам. В гибкой программе признаются эти различия в развитии познавательных процессов и некоторых навыков в предпочитаемых стилях работы. Однако дети с высокими умственными возможностями обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся следующие.

Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений. Такая особенность требует широты тем, материала для обобщений. Прекрасные возможности в этом отношении представляет междисциплинарный подход.

Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, ей надо дать реализоваться в спец. учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.

Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.

Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя, других, научиться выражать себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.

Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются спец. учебные программы.

К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение, они имеют ряд конкретных форм.

Карне, Шведел и Линнемайер (1982) выделили следующие принципы составления программы для одаренных детей младшего возраста.

1. Каждый ребенок неповторим. Один может обладать хорошими навыками чтения, но в арифметическом счете не отличаться от своих «средних» сверстников. Другой ребенок, имеющий прекрасные музыкальные способности, вовсе не блещет в общеобразовательной школе. Третий ребенок-с высоким JQ, но с необычайно низкой самооценкой. Отсюда необходимость в определении сильных и слабых сторон каждого ребенка и составлении программы, отвечающей его потребностям. [6; c. 83]

2. Одаренные дети очень критичны к себе и норой отличаются неблагоприятным образом-Я. Необходимо помочь им обрести реалистическое представление, о себе. Реакция близких взрослых значит для них очень много. Несоответствие между высоким интеллектуальным развитием и доступными двигательными навыками может сильно огорчать ребенка и в конце концов привести к формированию негативной Я-концепции. Например, 4-летний малыш может сочинить и прекрасно рассказать какую-то историю, но ему чрезвычайно трудно записать ее на бумаге. Когда ребенок не может этого сделать, у него появляется ощущение собственной несостоятельности. Такого ребенка необходимо убедить в том, что он талантлив и скоро научится так же хорошо писать, как говорит, а пока ему помогут в этом взрослые.

3. Семья должна играть важнейшую роль в образовании одаренного ребенка. Результаты программы обучения могут быть наилучшими, когда семья и школа работают в тесном контакте.

4. Программа для маленького одаренного ребенка должна включать разнообразный учебный материал, соответствующий его интересам и потребностям. Обычно одаренных детей отличает широкая сфера интересов и развитые навыки.

5. Программа для одаренного ребенка должна быть сбалансированной и способствовать всестороннему развитию, предусматривать развитие двигательной и эмоциональной сфер, а также общения.

6. Одаренный ребенок, обучающийся в одной группе со «средними» детьми, должен иметь возможность общения со столь же одаренными сверстниками. Иногда это условие может повлечь перевод в другое учебное заведение с тем, чтобы одаренный ребенок мог найти соответствующую ему среду.

7. Программа обучения одаренного ребенка достигает лучших результатов, когда за ходом ее выполнения следит руководитель, имеющий специальную подготовку и опыт работы с одаренными детьми.

8. Образцовая программа для одаренного и талантливого ребенка требует непрерывного обучения персонала по месту работы.

9. Родителям и специалистам важно сотрудничать, чтобы определиться в отношении целей, которые ставятся перед ребенком, и путей к их достижению. Когда семья и школа сотрудничают таким образом, одаренный ребенок наиболее полно реализует свой потенциал.

10. Неотъемлемой частью программы для ребенка должна быть система ее оценки. Важно определить, в какой мере ребенок достигает поставленных целей, а также - довольны ли родители программой, выявить ее слабые места. Только когда существует четкая система оценки программы, специалисты и родители могут судить, отвечает ли она потребностям ребенка и добивается ли он необходимых результатов.

11. Образцовая программа должна включать хорошо организованную, эффективную и постоянно действующую систему выявления одаренности, в которой играют свою роль и родители.

12. Программа должна предусматривать оптимальный и плавный переход ребенка с одного уровня на другой, чтобы обеспечить поступательный ход его развития. Все это требует совместных усилий администрации, учителей, вспомогательного персонала и родителей.

13. Программа должна развивать настойчивость в достижении целей. Высокого IQ недостаточно; целеустремленность и желание довести дело до конца, может быть, не менее важны.

14. Развитие творческих способностей -также важная цель программы. Дифференцированный курс обучения для одаренного ребенка, безусловно, не должен обходить вниманием этот важный аспект развития личности.

15. Необходимо изыскивать пути привлечения к обучению одаренных детей талантливых наставников. И школа, и родители нуждаются в помощи людей, обладающих специальными знаниями, которых ни школа, ни семья дать не могут. [3; c. 52]

ЛетаХоллингуорт(1923, 1926,1931, 1936,1942) внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед интеллектуально одаренными людьми. Педагогам и родителям необходимо учитывать эти проблемы при составлении программ для одаренных детей. [6; c. 83]

Одаренные дети необычайно чувствительны, они острее реагируют на неправильное обращение с ними или на однообразное окружение, чем их сверстники со средними способностями. Большинство исследований в этой области проводилось в 60-х годах. В основном они охватывали детей старше 6-7 лет. Тем не менее в этих исследованиях есть многое, что можно принять за основу при изучении этой проблемы применительно к дошкольникам: причины несоответствия между конкретными достижениями и потенциальными способностями, информация для работы с родителями, воспитательные приемы и т. д.

Хотя проблема реализации способностей действительно очень сложна, многим специалистам удалось сойтись во мнениях по поводу причин, лежащих в ее основе: (Bricklin and Bricklin, 1967; Combs, 1965; Fine, 1967; Gallagher, 1975; Karnes, McCoy, Zehrbach, Wollers-heim, Clarizio, Costin and Stanley, 1961; Pringle, 1970;

Whitmore, 1980). Причины эти распадаются на четыре категории.

Первая связана с сенсорными недостатками, такими, как слепота или глухота. Ребенок с такими дефектами, хотя и одаренный интеллектуально, не имеет возможности воспринимать тот или иной тип информации, и соответственно его практические достижения будут ниже его умственного возраста. Ребенок с нарушениями речевого развития-также одаренный-вряд ли достигнет результатов, соответствующих его умственному возрасту, если нарушения не будут устранены как можно раньше.

Каждый ребенок должен регулярно проходить освидетельствование для выявления сенсорных или физических отклонений, требующих медицинского вмешательства. Разумеется, для нормального развития ребенка. необходимо и хорошее питание.

Вторая причина, мешающая реализации способностей,-плохое преподавание и не отвечающие запросам одаренных детей учебные программы (см. главы 4 и 5).

Третья причина имеет социальные корни: в семьях с низкими доходами развитие детей не стимулируется их окружением, поэтому они не склонны высоко ценить значение образования.

Четвертая и, пожалуй, самая главная причина- это психологические предпосылки, мешающие реализации, их корни часто закладываются в семье. Родителям необходимы знания и навыки, которые позволят обеспечить развитие их одаренных и талантливых детей.

Каждый случай требует индивидуального рассмотрения, но тем не менее можно назвать и несколько общих факторов (Fine, 1967; Gallagher, 1975; Pringle, 1970; Whitmore, 1980):

негативное отношение к школе и к учебе;

нарушение отношений с родителями;

подверженность колебаниям настроения, депрессии, духу противоречия;

низкая самооценка, чувство «гонимости»;

тенденция к оправданию и объяснению своих недостатков, перекладывание вины на других; [4; c.26]

склонность к фантазированию;

плохие межличностные отношения, недоверие к другим;

недостаток настойчивости, склонность отвлекаться и откладывать дела;

враждебное отношение к руководителям;

скука;

отсутствие самодисциплины и неспособность нести ответственность за свои действия;

недостаток лидерских способностей;

недостаток увлечений или излишнее внимание к ним;

неприятие состязательности;

эмоциональная неуравновешенность:

чувствительность к критике; тенденция критиковать других;

нереалистические цели.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу. Завершение какого-нибудь инженерного сооружения в песочнице или плотины на ручейке для него гораздо более важно, чем время обеда или неминуемый дождь. [8; c. 112]

Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков («перескакивания» через этапы) и присуща исключительно одаренным детям. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внугримозговая система является более разветвленной, с большим числом связей. Эта своего рода кнопка а что, если?-все время готова к действию.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением, свойственным одаренным детям,-коллекционированием. Много радости доставляет им приведение своих коллекций в порядок, систематизация и реорганизация предметов коллекции. Причем оформление аккуратной постоянной позиции не является их целью. [1. c. 37]

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Антонов В.В., Вавер Г.Ю. Комплексная система психологической саморегуляции: Методическая разработка. Ленинград, 1990.

2. Гадалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. М.: Просвещение, 1985.

3. Доровский А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. М., 1998.

4. Игры- обучение, тренинг, досуг.../ Под ред. В.В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994.

5. Макшанов С.И., Хрящев Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. М.: Просвещение, 1997.

6.Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.

7. Рудестам К. Групповая психотерапия. М, 1990.

8. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 1996.

9. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1996.

10. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг. М.: Физкультура и спорт, 1988.

11. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1985.