18.05.2012 1512

Общее развитие отечественного декартоведения

 

Сложно говорить о каких-либо тенденциях, сложившихся в отечественном декартоведении начиная с конца 80-х гг. Прошел слишком малый промежуток времени. Поэтому удобнее говорить об общем развитии исследований по картезианской философии.

Тот резонанс, который вызвала публикация «Картезианских медитаций» М.К. Мамардашвили в 1991 г., привел к проведению «Чтений», посвященных самому Мамардашвили и Декарту в 1994 г. В сборнике докладов этих чтений 1996 г., ряд докладов касался непосредственно Декарта как фигуры в истории философии и истории культуры. Так, в частности, Ю. Сенокосов поднимал в своей статье саму проблему постановки вопроса о Декарте. А.Л. Доброхотов анализировал онтологические и этические аспекты картезианского Cogito. А.И. Абрамов освещал в своем докладе некоторые моменты истории рецепции картезианской философии в России. Сравнительному анализу философских методов Декарта и Спинозы была посвящена статья С. Долгопольского. Особенностям трактовки картезианского понятия «животные духи» Мамардашвили была посвящена статья М. Рыклина. Попытку анализа особенностей французской культуры, а именно - культуры мышления на примере Декарта дает в своей статье Г. Гачев. Доклад В. Зинченко затрагивает новые возможности в понимании психологии Декарта, отрывшиеся благодаря работе М.К. Мамардашвили. В сборнике были также помещены статьи Н.В. Мотрошиловой, В.К. Калиниченко, В. Софронова, Е. Ознобкиной, В. Визгина, В. Кругликова, Н.-О. Балаева, С. Зимовца, В. Ильина и Ю. Левады, не связанные напрямую с темой «философия Декарта». Вообще выпуск разного рода сборников, посвященных Декарту, в 90-е гг. становится одной из продуктивных внешних форм развития и реализации потенциала отечественного декартоведения.

В связи с отмечавшимся в 1996 г. 400-летим Декарта Институтом философии РАН был выпущен сборник под заглавием «Бессмертие философских идей Декарта» (М., 1997), содержащий избранные доклады, прочитанные на международной конференции, проходившей в Москве 2-4 апреля 1996 г. Помимо сообщения о конференции в сборник вошли работы французских авторов - П. Рикера, О. Монжена, немецкого - М. Шрамма, и отечественных - Т.И. Ойзермана, В.В, Соколова, В.П. Катасонова, Е.В. Ознобкиной, В.П. Визгина, Т.Б. Длугач, Н.В. Мотрошиловой, Г.Г. Судьина, Е.А. Фроловой. Доклад Т.И. Ойзермана был посвящен возникновению декартовского Cogito. Статья В.Н. Катасонова посвящена анализу Декартова метода, причем в приложении его математической проблематике. Е.В. Ознобкина намеревается дать описание отдельной разрабатывавшейся Декартом науки (зоологии и анатомии) с точки зрения ее философских предпосылок. Статья В.П. Визгина посвящена исследованию темыбезумия в произведениях Декарта. Е.А. Фролова описывает историко - философские связи философии Декарта с арабской средневековой. Само проведение такой конференции, тем более - на международном уровне, является очень важным фактом в истории отечественного декартоведения, поэтому на содержании прочитанных на ней докладов следует остановиться подробнее.

Спрос на работы о Декарте приводит к необходимости пересмотра и оценки того, что было разработано в этой области исследований в советское время и в том числе, - новых публикаций советских работ о Декарте. В этом можно видеть причину того, что В.В. Соколов во второй половине 90-х гг. переиздал свои работы советского времени - «Европейская философия XV-XVII веков» и вступительную статью «Философия духа и материи Рене Декарта» в составе книги «Введение в классическую философию». Для новых изданий оба труда были переработаны, в частности были пересмотрены в сторону большей объективности и отхода от марксистских идеологических шор трактовки идея Бога в философии Декарта в обеих этих работах.

Появляются и новые работы, посвященные собственно философской теологии Декарта, например, работа Р.В. Котенко представляет собой попытку посредством анализа найти за идеей абстрактного философского Бога Декарта некоторого конкретного Бога веры. По Котенко, философия Декарта религиозна потому, что «вся его система «проваливается», если из нее исключить Бога... Религиозность философии имеет основание в религиозности самого философа». Котенко считает, что Декарт является образцом христианина - рационалиста, и «из такой позиции совершенно логично вытекают два пути: обращение Паскаля и атеизм».

 

АВТОР: Залетный А.А.