18.05.2012 15152

Этническое возрождение как предпосылка формирования этнической экологии

 

Осознание принадлежности к тому или иному народу, ощущение единства языка, культуры, традиций в условиях современного общества приобретает особую значимость, поскольку человек обретает ориентацию в мире посредством этих составляющих. Взаимодействие различных национальных систем, взаимные проекции и даже столкновения оживляют и обогащают культуру. Так, А. Солженицын в своей Нобелевской речи подчеркнул, что исчезновение наций сделает нас такими же нищими, как если бы все люди приобрели один общий характер, все стали бы на одно лицо. Нации - сокровище человечества, это его обобщенные личности: у самой маленькой есть свой цвет, в каждой таится особое понимание Бога. Малые нации расширяют возможности мировой культуры, ибо их культурный потенциал не прямо и не пропорционально зависит от их численности.

Воздействие процесса глобализации сказывается на всех сферах жизни общества, в том числе и на социальной. Характерными чертами процесса глобализации являются универсализм и интернационализм. Сложившаяся ситуация в мировом сообществе обусловила необходимость противостояния всеобщему универсализму и интернационализму, что выразилось, прежде всего, в появлении нового социокультурного феномена - этнического возрождения. Сущность данного явления состоит в значительном повышении значимости национально-этнических факторов общественной жизни, возрождении интереса к языку, истории, обычаям, традициям этносов, этническим истокам культуры. Действительно, в условиях интернационализации экономической и социально-политической жизни, глобализации человеческой деятельности, а также международной интеграции современных ценностей цивилизаций возрастает ценностное отношение к традиционному обществу.

Большинство обществоведов сходятся во мнении, что этническое возрождение представляет собой антиглобализационный процесс. Вместе с тем, они рассматривают и глобализацию, и этническое возрождение как явления, представляющие собой две стороны одного процесса и взаимодополняющие друг друга.

С проявлениями этнического возрождения в конце XX столетия в разной степени столкнулись многие страны мира, независимо от их географического положения и характера социального устройства. Каковы же причины этого глобального явления? В мировой науке существует ряд объяснительных концепций этнического возрождения второй половины XX века. Разные социологические школы объясняют рост этнической идентичности следующими факторами:

- реакцией отставших в развитии народов на порождающую этнокультурное разделение труда экономическую и технологическую экспансию народов более развитых;

- мировой социальной конкуренцией, в результате которой интенсифицируется внутри этническое взаимодействие, несмотря на унификацию материальной и духовной культуры;

- повышением влияния больших социальных групп в экономике и политике и облегчением процессов их сплочения благодаря средствам массовой коммуникации. При этом утверждается, что именно этнические общности оказываются в более выгодном положении, чем другие большие группы, например классы.

В. Тишков, исследуя феномен этнического возрождения, выделил следующие наиболее значимые его причины:

- стремление отдельных этносов устранить историческую, социально-политическую несправедливость, накопившуюся за долгие годы существования колониальных империй и не колониалистической политики в отношении многих народов, дискриминации иммигрантских, расовых и этнорелигиозных групп населения многонациональных государств;

- реакция этнокультурных общностей на некоторые объединительные процессы, связанные с научно-техническим прогрессом, урбанизацией, распространением нивилирующих тенденций массовой культуры и быта. Этническая специфика, культурное своеобразие, перейдя из сферы материальной: жилище, одежда, хозяйственная деятельность, в сферу духовную, стали все чаще служить своего рода охранительной реакцией на отчуждение и дегуманизирующее воздействие* некоторых сторон современной цивилизации;

- экологические факторы, значение которых выражается в усиливающейся конкурирующей деятельности человеческих сообществ по использованию ресурсов жизнеобеспечения в условиях обостряющихся экологических проблем.

При анализе острых ситуаций в сфере этнонациональных отношений в России можно обнаружить проявления почти всех названных причин. Действительно, существуют и накопившиеся проблемы социально-политического характера, грани которых прошли по этническим границам. Присутствует и реакция на разрушительное воздействие технологической цивилизации и современного образа жизни, особенно ощутимое в сфере культурных традиций, исторической памяти, размывание культурной мозаики по пугающим законам энтропии. Также негативное воздействие на сферу межнациональных отношений оказывает не всегда продуманное интенсивное хозяйственное освоение районов, где проживают народы, сохраняющие традиционную экономику: охота, рыболовство, оленеводство и т.п., а также ограниченность природных ресурсов и территории в районах проживания тесно контактирующих народов, последствия миграций в условиях скромных материальных и культурных благ.

Именно природно-ландшафтная среда оказывает самое непосредственное влияние на формирование систем жизнеобеспечения этносов, определяет формы их традиционного природопользования, воздействует на развитие этнокультурных особенностей, то есть определяет эпнюэкологическую специфику того или иного этноса.

В условиях возрастания интереса к этнической культуре приоритетное значение должно отводиться сохранению самобытных черт, особенностей культуры различных этнических групп, осуществляемое через бережное отношение и сохранение кормящего ландшафта. В этой связи целесообразно рассмотреть воздействие феномена этнического возрождения на процесс становления этнической экологии как новой самостоятельной научной дисциплины.

Начиная с 60-х гг. XX века западная цивилизация открывает новый для себя социальный феномен - этническое возрождение, или этнический парадокс современности, сущность которого заключалась в значительном повышении роли этничности в общественных процессах, возрождения интереса к этнической культуре, языку, обычаям, традициям, образу жизни на фоне нарастающей интернационализации экономической и социально- политической жизни, глобализации человеческой деятельности. В 60-70-е гг. жизни, глобализации человеческой деятельности, В 60-70-е гг. прошлого столетия идеи этнического возрождения распространяются в Европе, постепенно вовлекая в этот процесс все новые и новые народы. В бывшем СССР этническое возрождение становиться очевидным с середины 80-х гг. прошлого столетия, играя важную роль в последующем распаде государства.

Феномен этнического возрождения стал объектом изучения обществоведов сразу же после своего проявления. Пристальное внимание ученых стали вызывать качественные характеристики общества, в том числе и этничность как социокультурное явление, способное оказать значительное воздействие на ряд общественных процессов, поскольку этничность как форма социальной жизни не подается «переплавке» в условиях господства стандартизированных общественных ценностей.

В западной науке рост этнического фактора получил отражение, прежде всего, в политологических теориях. Американцы фиксировали новое явление в понятиях «этническое возрождение», «возрождение этничности», «этнический парадокс современности», «взрыв этничности». Европейские ученые определили новое явление как «рост национализма», - акцентируя внимание на деструктивном (в политическом отношении) потенциале этого явления. Специфика этнических процессов современности рассматривалась ими в контексте практических мер по преодолению последствий роста национализма в Европе и сохранению единого политического пространства.

В отечественной науке подобный рост национальных движений в конце 80-х гг. XX века получил определение «этническая революция», «национальное возрождение». Трактовка категорий «этническое возрождение» и «национальное возрождение» может восприниматься идентично, поскольку в отечественной науке понятие «нация» наполняется этническим содержанием и под нацией понимается исторический тип этноса.

Российские ученые трактовали этническое возрождение по-разному. Так, Р. Абдулатипов отмечал, что активизация национальных процессов, возрождение этнического начала - характерны почти для всех народов мира в XX веке. Он обозначил национальное самосознание как новую ступень в осознании нацией себя, своего места и роли в мире, ее стремлению к качественному скачку в своей судьбе.

В работах А.В. и В.А. Авксентьевых этническое возрождение определяется как «повышение значимости национально-этнических факторов общественной жизни, возрождение интереса к языку, истории, обычаям, традициям этносов, к историческим истокам культуры». М. Баджанов рассматривает этническое возрождение как «неотъемлемую составляющую процесса формирования гражданского общества, в ходе которого преодолевается отчуждение личности не только от власти и собственности, но и от национальной культуры, национального языка, традиций, истории, религии и т.д.». А. Зубов характеризует данный феномен как процесс задействования этнического фактора в целях достижения определенных политических ценностей узким кругом политиков.

Представленные позиции в характеристике этнического возрождения позволяют определить этническое возрождение как результат сложных взаимообусловленных структурных и функциональных перестроек в объективной и субъективной сферах этнической группы и общества в целом.

Поиск причин этнического возрождения обусловлен его природой и определяется учетом «внешних» и «внутренних» факторов. Так, в западной науке существует несколько причин объяснения этнического возрождения. Все они, как правило, источник возрождения этничности видят в особых свойствах этнического самосознания.

Противопоставление этничности и организующего государственного (цвилизационного) начала - одно из наиболее заметных направлений в западной науке. В работах X. Ортеги-и-Гассета, Э. Геллнера рост национализма объясняется нарастающим конфликтом между государством и культурой. Это противостояние носит не только деструктивный потенциал, но и положительное значение. Так, Э. Геллинер утверждает, что национализм и культура сдерживают рост социальной гомогенности общества.

Второе направление сформировалось на основе идей культурно - антропологической школы. В рамках данного направления исследуется явление этничности как имманентно присущее этносам, как своеобразный вид групповой связи, определяющийся общностью исторического прошлого и сплоченностью вокруг общих символов. Представители данного направления объясняют этническое возрождение, исходя из особенностей истории и социального кода этнических групп.

В рамках другого научного направления, основоположниками которого являются У. Сэмнер и К. Болдинг, причины этнического возрождения объясняются экзогенными факторами в отношениях между этническими группами, считая его реакцией на конфликт и угрозу со стороны других групп.

В российской социальной науке прослеживается стремление некоторых исследователей ввести в качестве одного из важнейших факторов, определяющих изменения в этнических группах фактор некой неподвластной до конца силы, имеющей социальную, либо космическую природу. Так, А. Гостев утверждает, что существуют «ноогенные матрицы», или «историокоды», которые, подобно генному аппарату живого организма, определяют ход событий в этнических группах. В неоднозначной и дискуссионной концепции JI. Гумилева этнические процессы предопределены взаимодействием природных, культурных и космических ритмов развития. Культура, создаваемая этносами, представляет собой социальное явление, а история человечества выглядит как цепь многочисленных этногенезов. Причиной формирования и развития этноса Л. Гумилев считает пассионарный толчок, истоки которого находятся за пределами этноса и даже за пределами Земли, а реальными организаторами этноса и этнического процесса являются особо энергичные и деятельные люди, спаянные общей целью и общими интересами, - пассионарии. В результате адаптации к природному ландшафту различные этнические группы вырабатывают свой стереотип поведения - фундамент этнической традиции, включающей культурные и мировоззренческие устои, формы общежития и хозяйства.

Феномен этнического возрождения в российской науке нередко рассматривается в рамках проблемы противостояния техногенной (западной) и традиционной (восточной) цивилизаций. Эта позиция обосновывается А. Вельским и Е. Рашковским, которые считают, что рост фундаментализма в современном мире представляет собой реакцию на «натиск рационализма» в сфере социокультурных отношения; «это реакция на всемирное триумфальное шествие евро-американской прогрессистско-рационалистической культуры». Так, в российской науке получает обоснование идея востребования современностью достижения старых традиционных культур.

Таким образом, сущность этнического парадокса современности заключается в коллективных реакциях на современные интегративные процессы в мировом сообществе.

Этническое возрождение - есть часть глобальных общественных процессов поиска индивидом, социальными группами новых оснований для самоидентификации, то есть это составная часть социокультурной реформации в современном обществе: в социально-психологическом плане этническое возрождение представляется попыткой на уровне этнической группы создать механизмы, противостоящие механистичному, «над органическому» порядку современной цивилизации, порядку, рождающему феномен отчуждения общественных связей. Формы проявления этнического возрождения могут быть самыми разными. В зависимости от исходных условий и факторов, воздействующих на развитие конкретной этнической группы, этническое возрождение принимает форму этнополитической консолидации, либо реформаторской перестройки внутренних структур этноса, либо рефлексии по поводу собственной социокультурной специфики.

Рост этнической идентичности, затронувший население множества стран на всех континентах, вначале даже получил название этнического парадокса современности, так как сопутствовал все нарастающей унификации духовной и материальной культуры. Исследования показывают, что этничность проявляется наиболее полно в сфере общественного сознания. В индустриальном и постиндустриальном обществах этничность проявляет себя как в сфере духовной культуры, прежде всего, в сфере этнического самосознания, так и в сфере материальной культуры, которая интегрирует новые общемировые ценности в исконные. Этничность при этом трансформируется в своих проявлениях.

Таким образом, этническое возрождение рассматривалось как одна из основных черт развития человечества во второй половине в конце XX века. В настоящее время этнические процессы протекают и проявляются в новых формах: от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков «загадочной народной души» до стремления создать или восстановить свою национальную государственность. Современные этнические общности не имеют столь непререкаемых традиций и стабильной картины мира, многие элементы их культуры размываются - интернализируется хозяйственная деятельность, жилище, пища, искусство. Этносы в значительной степени оторваны от традиций, поведение предков не рассматривается членами группы как эталон. Согласно терминологии М. Мид, это конфигуративные культуры, в которых «преобладающей моделью поведения для людей оказывается поведение их современников».

Все это позволяет говорить о взаимосвязи феномена этнического возрождения и формирования этнической экологии как самостоятельной научной дисциплины, поскольку именно этническая экология, занимаясь изучением традиционных систем жизнеобеспечения, способствует возрождению традиционного образа жизни, традиционной этнической культуры и сохранению природно-ландшафтного окружения как основы формирования этнокультур.

Среди причин этнического парадокса современности мы не случайно отметили экологические факторы. Их значение выражается в усиливающейся конкурирующей деятельности человеческих сообществ по использованию ресурсов жизнеобеспечения в условиях обостряющихся экологических проблем. На наш взгляд, именно экологические факторы оказали решающее воздействие на процесс выделения этнической экологии в самостоятельную отрасль научного знания. Это обусловливается, прежде всего тем, что сложившаяся кризисная экологическая ситуация в мире требует пересмотра и переосмысления ценностей, выработки нового типа мышления - экологического и выработки новой стратегии дальнейшего развития общества - коэволюции природы и общества. Наиболее рациональное воплощение всего вышесказанного, на наш взгляд, возможно в рамках этнической экологии, поскольку именно она, в отличие от ряда других экологических дисциплин: биологической экологии, социальной экологии, экологии человека и других, позволяет в комплексе выявлять закономерности функционирования этноэкосистем и способствует сохранению этноприродокультурного ландшафта через изучение систем традиционного жизнеобеспечения и ресурсосберегающего природопользования.

Академик Н. Моисеев подчеркивал, что наиболее приемлемый путь выхода из экологического кризиса - изменить отношение общества к окружающей среде, которое должно опираться как на программу технического перевооружения, так и на множество социальных программ, направленных на утверждение в сознании людей новой нравственности. Принятие этих программ требует иного типа мышления. Без повышения знаний, в том числе в области экологии, решить эту проблему невозможно. Поскольку одного знания не достаточно, возникает потребность в осознании природы как одной из самых высших ценностей. Человечеству необходимо прийти к осознанию того, что жизнь возможна только в гармонии с природой. Поэтому каждый человек должен понять для чего он существует, понять свою обязанность - бережное отношение к природе, этим он спасет себя и мир, в котором живет. Действительно, невозможно понять и спасти мир с позиций какой-либо одной национальной культуры, одной системы ценностей или идеологии. Следовательно, основа жизни и деятельности цивилизации должна базироваться на определенных ценностях, не противоречащих общечеловеческим, без которых невозможно формирование экологически конструктивных отношений человека с природой.

Каждый этнос, имея пространственную и временную протяженность, свой генотип, свои биологические и социальные связи, свое обусловленное место на Земле, непосредственно связан с теми природно-ландшафтными условиями, в которых проживает. Поэтому наряду с социальными процессами природно-биологические факторы играют не меньшую роль в формировании этнического характера, этнической психологии, развитии этнического характера, этнической психологии, развитии этнической культуры, этнического сознания и самосознания. Человек представляет собой космопланетарное существо, которое где бы ни проживало, до конца своей жизни сохраняет чувство любви и воспоминания о той местности, где появилось на свет. Без четкого осознания и осмысления данной взаимосвязи и взаимообусловленности не может существовать ни один этнос. В условиях возрождения этнических культур постановка этих проблем имеет первостепенное значение.

Процесс этнического возрождения развил и подготовил выделение этнической экологии в самостоятельную научную дисциплину. Источником соприкосновения и для этнического возрождения, и для этнической экологии является этническое самосознание, представляющее, собой осознание этнической общностью своего этнического единства. Это совокупность идей, взглядов и чувств, связанных с самоопределением этнической общности, осознанием своего места среди других общностей подобного типа, это комплекс представлений этнической группы о самой себе, ее этнически осознанных интересов, ценностных ориентаций, этнической идентификации и установок по отношению к представителям других этносов.

Общеизвестно, что каждая этническая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры, следовательно, утверждение инонационального, общего в национальном - одна из важнейших закономерностей этнического возрождения и духовного развития современного общества, особенно в условиях такого полиэтничного государства, как Россия. Вследствие этого, изучение этноприродной среды как основы существования этноса и его уникальной культуры, является приоритетной задачей современной науки. Подчеркивая взаимосвязь и взаимообусловленность национального и общечеловеческого в культуре К. Кулиев отметил: «чтобы идти дальше, надо хорошо знать то, что делали твои предшественники».

Решению заявленной проблемы может способствовать этническая экология, поскольку, являясь неотъемлемой частью этнокультуры, она создает предпосылки комплексного изучения внутренних процессов этноэкосистем, используя ценности, выработанные разными этносами по их взаимодействию с окружающей природной средой. Этническая экология - новая научная дисциплина, возникшая в конце XX столетия в отечественном научном мире. На современном этапе развития общества, в условиях повышенного интереса человечества к своим этническим корням, традициям, культуре, подчеркивается актуальность этноэкологических обобщений, необходимость анализа этноэкологических материалов, оценки экологического опыта народов и активного использования того, что может служить воспитанию в людях добра, гуманного отношения к друг другу й к окружающей среде. Понятно, что сама этническая экология не способна решить экологические проблемы, мировой климат никогда не стабилизируется действиями и усилиями отдельных наций, но этническая экология представляет собой определенную ценность, поскольку способствует выработке совместных действий - локальных, региональных и глобальных в решении экологических проблем.

Для осмысления механизмов воздействия процесса этнического возрождения на становление этнической экологии как самостоятельной научной дисциплины необходимо обратиться к специфическим подходам и методам, используемым этнической экологией. Одним из важнейших методов, используемых этнической экологией, является этноэкологической подход. Применение данного подхода в изучении традиционных этнических культур позволяет в полной мере раскрыть связи, складывающиеся в результате длительного проживания этнической группы на определенной территории, выявить особенности образования традиционных систем жизнеобеспечения этносов, проследить процесс формирования специфической социально-исторической среды основ рационального природопользования.

Кроме того, для этноэкологических исследований характерно применение локального подхода, на основе которого возможно обновление и возрождение бережного отношения малых этнических групп к природе своей родины, к родной земле и собственному дому. Все это строится на основе народных традиций и философии народа - этнической экологии, которая помогает человеку осознать себя частью целого - природы.

Таким образом, без использования локального подхода экологическая проблема не может быть решена. Любой участок земли дорог и должен сохранить свои свойства, которые позволили бы людям жить и развивать свою цивилизацию. Поэтому к духовно-нравственным ценностям современности должны быть отнесены и экологические, так как они оказывают благотворное влияние на становление и формирование мировоззрения современного человека.

Так, при изучении этноэкологических особенностей локальных культур С. Арутюнов и Э. Маркарян предложили подразделять культуру малых этнических групп на две подсистемы:

- материальной технологии, включающей:

- культуру первичного производства - получение сырья и орудий производства;

- культуру жизнеобеспечения - поселение, жилище, одежда;

- культуру социальной технологии, состоящей из соционормативной культуры - институты семьи, собственности, общественного управления;

- гуманитарной культуры - комплекс нормативно-ценностных и мировоззренческих идей и представлений.

Помимо этиоэкологического и локального подходов специфическим для этнической экологии является использование эколого-этнографического подхода, позволяющего на основе изучения культур различных этносов три уровня традиционности. Эти уровни определяются степенью включенности в природную среду той или иной этнической группы.

Первый уровень - традиционность естественная, наиболее согласованная с представлениями о «народе, вписывающемся в природу». Этот уровень свойственен этносам первого хозяйственно-культурного типа, когда природная среда автоматически регулирует деятельность человека, включая биологическое воспроизводство. Причем, вводя этот уровень, необходимо абстрагироваться от технологических инноваций.

Второй уровень - традиционность естественная дополняется достижениями контактов культур, которые колеблют «естественное равновесие», но еще не разрушают его стабильности. Первый и второй уровни могут сосуществовать внутри одного этноса - классический пример такого сосуществования дают «береговые» и «пленные», или «кочевые» народы.

Третий уровень - традиционность современная - как отражение специфической черты этнической культуры народов, испытывающих частичное нарушение «естественного развития» в пределах своей экологической ниши. Именно этот уровень, наблюдаемый сегодня, чаще всего не выделяется и рассматривается как вариация второго уровня Частные вторжения в природу новой технологии способствовали переходу со второго уровня традиционного природопользования на третий, следовательно, уже с позиций эколого-этнографических знаний возможно восстановить или найти пути восстановления частично нарушенного естественного развития.

Таким образом, можно сделать вывод, что неразумное вторжение новой технологии может привести к глубокому локальному экологическому кризису - нарушению экосферы и серьезным последствиям для традиционного природопользования существенного источника ресурсов, необходимых, в конечном счете, не только нынешнему коренному и пришлому населению, но и будущим строителям и эксплуатационникам новых очагов индустрии. Для предотвращения возможности экологической катастрофы необходимо рациональное приспособление к окружающей среде, но при учете, что в экологическом смысле выживание человечества вовсе не означает отказа от современных достижений науки, а в особенности техники. Скорее всего, необходимо, чтобы технология основывалась на научных данных, учитывающих не только свойства природного мира, но и уже имеющийся позитивный опыт вторжения людей в этот мир.

«Малая родина», действительно, является этнической колыбелью для представителя любого этноса, потому что эта колыбель помнится всю жизнь и сохраняется в его исторической памяти. Известный ученый JI. Гумилев отмечал, что «с географической точки зрения, все человечество следует рассматривать как антропосферу - одну из оболочек Земли, связанную с бытием homo sapiens». Этот разумный человек создал огромную биосоциальную, культурно-историческую, экологическую и эстетическую информацию, которая очень точно отражает пространственное, природно-ландшафтное и географическое расположение гор, ущелий, долин, пастбищ, рек, озер, ледников, растительного и животного мира и т.д. Многообразие языков и сохранение этнокультурных особенностей различных этносов тесно связанно с географическими условиями, в которых они проживают.

Природные условия оказывают первостепенное воздействие не только на этническую культуру в целом, но и на формирование национального характера и этнопсихологию. Родоначальник этнической экологии В. Козлов отмечал, что «в окружающем природном ландшафте этносы адаптируются не только в физическом отношении». Общеизвестно, что если группа людей живет в одних и тех же условиях не одно столетие, то такая психологическая адаптация не проходит бесследно. В целом механизм психологической адаптации более гибкий и действенный, чем физический, и такая адаптация идет быстрее, но и она требует времени. Люди привыкают к определенному ландшафту, считают его родным. Человек, выросший в холмистой лесной полосе, чувствует себя не уютно при переселении на равнинную степь или на морское побережье, даже если климатические условиях их очень близки.

Следовательно, этническая экология - это неотъемлемая часть этнокультуры, формирующаяся в определенном социально-ландшафтном комплексе и определенном пространственно-временном континууме. Каждый этнос с момента возникновения вписывается в определенные географические условия, которые в результате длительного проживания конгломерируются в социально-историческую среду, тесно связанную с природно-ландшафтной - это объективная закономерность развития общественной жизни и культуры. Подтверждая данное мнение В. Вернадский писал, что «социально - историческая среда и географическая обстановка сливаются в некое единое целое, взаимно влияя друг на друга. В разные исторические периоды и при разных степенях культуры человеческих обществ различная совокупность социально-исторических и географических признаков образует различные место развития в пределах одной и той же географической территории. Таким образом, может быть установлена система сменяющихся типов место развития».

Таким образом, рассмотрев сущность феномена этнического возрождения, проанализировав его причины, можно сделать вывод, что процесс этнического возрождения оказал самое непосредственное влияние на процесс выделения и становления этнической экологии как самостоятельной научной дисциплины в отечественном социогуманитарном знании. Поскольку одной из приоритетных задач данной науки является сохранение и возрождение традиционной этнической культуры, традиционного образа жизни, то вполне обоснованно можно констатировать, что процесс этнического возрождения в России способствовал выделению и популяризации новой научной дисциплины - этнической экологии.

 

АВТОР: Доценко Л.Н.