18.05.2012 6140

Научный статус этнической экологии

 

Изучая историю, быт и культуру конкретных народов, ученые, так или иначе, сталкиваются с проблемой взаимодействия общества и природы. Эта проблема актуализирует изучение ряда таких вопросов, как роль среды в формировании многообразия форм культуры народов мира; место этих народов в природных системах; изменения природно-ландшафтной среды, обусловленные особенностями природопользования, образом жизни и уровнем хозяйственно-культурного развития того или иного этноса или этнической общности. Поэтому перед исследователями возникает необходимость в общей целостной картине, которая отражала бы всё многообразие этноэкосистем, их структурные и функциональные связи. Для решения такого рода проблем необходимо привлечение не только знаний, накопленных историческими, этнологическими, этнографическими науками, знаний о природных системах, развиваемых современными географическими науками, где широкие планетарные подходы тесно смыкаются с экологией, но, прежде всего, культурфилософского осмысления данных процессов.

Этническую экологию общепринято считать относительно молодой научной дисциплиной, но в тоже время необходимо отметить, что ее история ее становления берет начало еще с античных времен и восходит к идеям географического детерминизма. Античные мыслители - Гекатей, Геродот, Гиппократ, Аристотель, Диоген, Страбон, одними из первых обратили внимание на наличие связей между окружающим природным ландшафтом и формированием культурных особенностей народов, проживающих на данной территории. В дальнейшем эти идеи были трансформированы в концепцию географического детерминизма, согласно которой особенности природного ландшафта предопределяют материальную и духовную культуру, психический склад и формы политического устройства различных этнических групп. В последующие исторические эпохи географический детерминизм получил достаточно широкую популярность, что нашло отражение в работах классиков географического детерминизма - Ж. Бодена, Ш. Монтескье, Г. Бокля, Ф. Ратцеля, Э. Реклю, JL Мечникова, JI. Гумилева и др.

В конце XIX века П. Видаль де ля Блаш и его ученики, в противовес сторонникам географического детерминизма, предложили новый взгляд на проблему взаимодействия человека и природы - концепцию поссибилизма, согласно которой природа предоставляет возможности для своего освоения, но способы человеческого воздействия на природу, приспособление к внешним условиям зависят от традиций, уклада и образа жизни человеческих общностей. По их мнению, одни и те же природные условия по-разному воспринимаются людьми с разной культурой и традициями.

Исследования экологических проблем в научном мире постепенно переходили от научного анализа процесса взаимодействия в системе «человек - природа - общество» к необходимости осмысления и определения принципов этого взаимодействия как внутри, так и за пределами этнических систем. В 1866 г. впервые была сформулирована категория «этническая экология» применительно к растительному и животному миру. В 20-е гг. XX века в трудах американского географа Г. Берроуза появляется первое упоминание об «экологии человека» как одном из важнейших направлений общей экологии, главную задачу которой он видел в изучении процесса адаптации человека к его природному окружению. В дальнейшем, при исследовании процессов адаптации человека к городской среде, экология человека была фактически модифицирована в социальную экологию, занимающуюся изучением особенностей и закономерностей взаимоотношения людей с окружающей средой.

Стало совершено понятно, что этническая экология представляет собой составную часть социальной экологии, которая изучает то, как отражаются условия и стадии общественного развития на степени единства ценностей и целей жизнедеятельности этноса. Автор термина «социальная экология» Р. Маккензи определил ее как науку о тех пространственных и временных формах человеческого бытия, которые обусловлены селективными (содействующие отбору), дистрибутивными силами окружающей среды. В данном случае речь идет о природной среде как арене жизнедеятельности различных общностей и о зависящих от этой арены особенностях данных обществ. При этом объектом исследования социальной экологии является экологический комплекс, представляющий региональное сочетание населения, природной среды и производства, обладающее определенной организацией, стабильностью и изменчивостью.

Обращение исследователей к проблемам этнической экологии объясняется стремлением определить закономерности и взаимообусловленность геополитических и экологических свойств этнических общностей и окружающей их природной среды. В соответствии с этим этническая экология выступает как составная часть экологии человека, исследующая общие законы взаимоотношения биосферы и антропосистемы. Поскольку человек представляет собой существо коллективное, то человеческие общества взаимодействуют с природой не в одиночку, а будучи объединенными, в определенные группы или общности, наиболее древними среди которых являются этносы или народы. Культура, особенно материальная, как основной механизм жизнеобеспечения и адаптации человека к природной среде, имеет этническую специфику. Обычно ее включают в число основных признаков этноса. Поэтому между этнографией как наукой, изучающей происхождение народов, их культуру, быт и другие параметры, а также процессы изменения этих параметров и самих этносов, с одной стороны, и географией как наукой, изучающей природную среду, в которой живут люди (физическая география), а также особенности территориального размещения людей по поверхности Земли и их хозяйства (экономическая география), с другой стороны, издавна существовали крепкие связи. На протяжении длительного периода времени эти науки представляли собой единую науку – природонародоведение. Иногда к природонародоведению относили антропологию - науку о физических особенностях человека. Примерно с середины XIX века они стали обособляться в самостоятельные науки, сохраняя при этом значительные зоны перекрытия.

В 20-е гг. XX века ряд советских ученых попытались создать особую научную дисциплину, находящуюся в зоне перекрытия этнографии и географии, - аптропогеографии или этногеографии, в рамках которой рассматривались бы связи между этническими общностями людей и природной средой их обитания. Однако такие попытки не получили должной поддержки и вскоре были осуждены за содержавшиеся якобы в них идеи географического детерминизма. Новое сближение между этнографией и географией наметилось лишь в конце 40-х - начале 50-х гг. этого же столетия, причем оно происходило с обеих сторон и шло по двум близким направлениям:

- первое из них выразилось в формировании особой дисциплины - этнической географии, в задачи которой входило изучение географического размещения этнических общностей, особенностей их расселения и территориального взаимоотношения с другими этносами в тесной связи с социально- экономическими, политическими, природными и другими факторами. При этом учитывался характер расселения, формы и типы поселений, степень освоенности территории и картина плотности населения, характер и степень территориального смешения в сельской местности и городах, а также различные количественные показатели. Некоторые из перечисленных задач этногеографии, особенно по изучению характера расселения народов в определенной природной среде, непосредственно связаны с экологией человека, и прежде всего, с этнической экологией. Однако термин «экология» и близкие ему определения, уже получившие распространение за рубежом, в отечественной этногеографии до 80-х гг. XX века не применялись, а чаще всего просто игнорировались. В настоящее время этническая география - общепризнанная научная дисциплина с оформившимися объектом, предметом и задачами исследования, преподаваемая во многих зарубежных и отечественных вузах.

- другой путь сближения этногеографии с географией и экологией в отечественной науке наметился с появлением в начале 50-х гг. концепции хозяйственно-культурных типов - исторически сложившихся черт хозяйства и культуры, главным образом материальной культуры, которые характерны для народов, находящихся примерно на одинаковом уровне социально- экономического развития и живущих в сходных природных условиях. В последующие годы концепция хозяйственно-культурных типов, применявшаяся главным образом для народов мира на их доиндустриальном уровне развития, продолжала довольно успешно разрабатываться в работах Н. Чебоксарова, но некоторые ее исходные недостатки, связанные с преобладанием схематично-типологического подхода к действительности, так и не были полностью преодолены. Эти недостатки особенно заметны при сопоставлении концепции хозяйственно-культурных типов с появившейся примерно в то же время в США концепцией культурной экологии Дж. Стюарда, который хотя и допускал, с точки зрения советских критиков, методологические погрешности, но в целом стремился не столько описывать и типологизировать, сколько объяснять разнообразие этнокультурных явлений в связи с различной природной средой обитания этносов.

Предложенная в середине 70-х гг. прошлого столетия В. Алексеевым концепция антропогеоценоза была более операциональной, чем концепция хозяйственно-культурных типов, и представляла возможности для моделирования пищевых цепей некоторых экосистем, имеющих более или менее замкнутый характер. Отчасти это уже было практически использовано при этноэкологическом исследовании народностей Севера. Большое значение имело и проведение советскими учеными-общественниками и естественниками комплексного антрополого-биологического и социально- этнографического исследования некоторых народов Закавказья со сравнительно высоким процентом долгожителей. Именно это оригинальное не только в советской, но и в мировой науке исследование, существенную часть которого заняла проверка гипотезы об обусловленности феномена группового, популяционного долгожительства с успешной этнокультурной адаптацией людей к природной среде их обитания, создало необходимую базу для оформления в отечественной науке новой дисциплины - этнической экологии.

Середина 70-х гг. XX века считается официальной датой возникновения собственно этнической экологии как новой отрасли научного знания. Этот период по временным рамкам совпадает с возникновением в американской антропологической школе нового научного направления - культурная экология, основателем которой является американский исследователь Дж. Стюард, занимавшийся изучением процессов адаптации человеческих сообществ к природной среде. В данное время в США бурно развивается экологическая этнография, в рамках которой выделяются такие направления, как экосистемная этнография, этноэкология и процессуальная экоэтнография, ставящие в центр внимания различные аспекты взаимодействия этнокультурных общностей и природной среды.

Основателем этнической экологии по праву принято считать отечественного этнографа В. Козлова, который впервые предложил выделение этнической экологии и определил ее как научную дисциплину, сформировавшуюся на стыке этнографии с экологией человека социальной экологией и имеющей зоны перекрытия с этногеографией, этнической демографией и этнической антропологией. Ставя в центр своего внимания, как и общая экология, изучение взаимодействия организмов среды, этническая экология учитывает особенности человека как социально-биологического существа и, прежде всего, ведущую роль социальных факторов в формировании этнопопуляционных групп, важность традиционной специфической культуры, являющейся основным средством внебиологической адаптации к среде обитания, значение хозяйственной деятельности человеческих коллективов в их жизнеобеспечении и во все растущем преобразующем влиянии их на природу. Объектом исследования этнической экологии, как и экологии человека, В. Козлов определял человека, но при этом рассматривал его не как биологический вид, а как существо биопсихосоциальное.

В конце 70-х гг. XX века сформировалось направление по изучению системы материального жизнеобеспечения, в рамках которого изучались возможности оценки степени и успешности адаптации к среде с использованием показателей долголетия. Считалось, что многие проявления этнической психики определяются природой стран, населенных разными этносами. Пространственный подход в этнической экологии обнаруживает тесную связь с этнокультурным ландшафтоведением. В отечественной науке культурный ландшафт, как правило, не отделялся от природного и анализировался как его измененный вариант. Качественный поворот в определении сущности «культурного ландшафта» произошел в конце XX века и напрямую связан с развитием нового научного направления - географии культуры. Некоторые исследователи выразили несогласие с традиционным определением «культурного ландшафта» как разновидности антропогенного ландшафта и предложили термин «этнический ландшафт». Трактовки термина «этнический ландшафт» основываются на ландшафтоведческой концепции. Этнический ландшафт как видовой по отношению к родовому понятию определялся в качестве природноэтнического организма, в котором все основные компоненты: рельеф, климат, вода, почва, растительность, животный мир и этническое сообщество находятся в сложном взаимодействии, образуя единую, давно сформировавшуюся систему.

Одним из центральных звеньев этнической экологии как научной дисциплины является этноэкологическая культура. Принадлежность к общей культуре дает людям возможность взаимопонимания и взаимозащищенности, порождает гордость за свою этническую принадлежность и этноцентризм миропонимания - естественное предпочтение собственного образа жизни, склонность рассматривать мир с точки зрения интересов своего народа. Неотъемлемым элементом любой этнической культуры являются традиции, на основе которых и формируется своеобразный облик, самобытность той или иной культуры.

К концу XX века в отечественной науке произошло окончательное формирование новой научной дисциплины - этнической экологии, на основе синтеза идей естественных и гуманитарных наук таких, как социальная экология, культурная антропология, география, этнография и других.

В связи с тем, что рассматриваемая нами научная дисциплина аккумулирует в себе данные из вышеперечисленных отраслей научного знания, налицо разброс мнений и неоднозначность в трактовке самой категории «этническая экология». Это объясняется, прежде всего, тем, что представители данных направлений с разных позиций смотрят на проблему взаимодействия природы и этноса, следовательно, по-разному определяют сущностную сторону категории «этническая экология», но общая особенность данных позиций заключается в том, что этническая экология имеет междисциплинарный статус.

Так, Э. Гирусов определяет этническую экологию как «науку об окружающей среде, рассматриваемой в рамках теории взаимодействия общества и природы с целью выяснения закономерностей развития этих отношений и поиска путей их оптимизации». Н. Реймерс трактует данную науку, как «раздел социальной экологии, посвященный этнокультурным особенностям взаимодействия общества с природной средой. Рядом с этнической экологией он ставит экологию народонаселения как область знаний о влиянии природной и социально-экономической среды на процессы в людских популяциях».

Отечественный теоретик этнологии Ю. Бромлей, как и В. Козлов, под этнической экологией понимают «науку, расположенную на стыке этнографии и социальной экологии, изучающую закономерности формирования и функционирования этноэкологических систем, в частности, систем жизнеобеспечения этносов, влияния экологических взаимосвязей на здоровье человека, воздействий человека на природную среду». При этом этноэкологическая система рассматривается как система, в которой гармонично сосуществуют этнос и ландшафт.

Э. Маркарян включает в проблематику этнической экологии взаимодействие этноса не только с природной, но и с внешней социальной средой. В работах С. Лурье этническая экология определена как часть культурной антропологии, область знаний о приспособлении этноса к природному, социальному и культурно-политическому окружению, при этом «культурные» изменения рассматриваются обычно в свете приспособления общества к окружающей среде, а «социальные» - как отклик на внешнеполитические изменения и на внутриобщественные процессы.

И. Гладкий дает несколько иное определение этнической экологии. По его мнению, этническая экология происходит от греческих слов ethnos - народ, oikos - дом и logos - слово, понятие учение и представляет собой пограничную между этнологией и экологией ветвь знаний, исследующую условия жизнеобеспечения этносов или этнических сообществ, ставящую целью их сохранение. В его трактовке этническая экология тесно связана с географией, философией, историей, социологией, экономикой и другими науками. При этом объектом исследования этнической экологии являются этноэкосистемы, представляющие собой комплексы социальных, экономических, природных и экологических элементов в совокупности с народами, с которыми эти элементы взаимодействуют; предметом исследования - взаимоотношения и взаимосвязи в системе «этнос - природа», а также социально- психологические и этологические отношения, как внутри отдельных этносов, так и этнических сообществ между собой.

Таким образом, на основе анализа различных определений этнической экологии, существующих в отечественном социогуманитарном знании, можно сделать вывод, что этническая экология изучает не сами этносы, которыми занимается собственно этнология, и не окружающую среду, исследуемую геолого-географическими науками, а складывающиеся взаимосвязи и взаимоотношения в системе «этнос - природа». На разнообразии приведенных мнений сказываются не только конкретные интересы исследователей, но и различие их миропонимания. Эти различия проявились еще в период зарождения европейской этнографии в XIX века и становления ее западной и российской школ. При сходстве концептуальных и методологических основ эти школы различаются в представлениях о желаемом будущем человечества, а отсюда - в стремлении найти в прошлом те или иные предпосылки будущего.

Этническая экология в России возникла как аналог западной культурной антропологии, разработанной Дж. Стюардом, и трактовалась как «научная дисциплина, расположенная на стыке этнографии с экологией человека (социальной экологией) и имеющая зоны перекрытия с этнической географией, этнодемографией и этнической антропологией». Теме адаптации и жизнеобеспечения этноса в российской этнографии и культурологии уделялось особое внимание, и достижения российских исследователей порой превосходят достижения их западных коллег. Также как и в культурной экологии, в этнической акцент делался на изучении адаптации человеческого общества к окружающей среде. Культура рассматривалась как механизм, посредством которого такая адаптация осуществлялась. С помощью культуры «люди не только приспосабливались со временем к той или иной новой природной среде («экологической нише»), но и преобразовывали в большей или меньшей степени саму эту среду, создавая «культурные ландшафты».

Сущность категории «этническая экология» в полной мере может быть раскрыта через осознание и осмысление понятия «адаптация». Особая заслуга в разработке понятий «адаптация» и «культура» в качестве адаптивного механизма принадлежит Э. Маркаряну. Его трактовка данного понятия представляется более оригинальной и глубокой, чем в западной этнологии. По его мнению, адаптация представляет собой «способность системы для самосохранения приводить себя по принципу обратной связи в соответствие со средой», Он считал, что в культуре закрепляются только те инновации, те поведенческие, институциональные и прочие модели, которые являются адаптивными по отношению к окружающей среде. Адаптация, таким образом, это процесс социокультурной перестройки общества. Общество, в свою очередь, представляет собой подвижную, постоянно меняющуюся систему. Адаптация является движущей силой культурных изменений внутри общества, с одной стороны, и изменений, «окультуривания» среды обитания, с другой. Поэтому и саму культуру Э. Маркарян определял в качестве «способа универсального адаптивно-адаптирующего воздействия на среду».

Таким образом, этническая экология стремится рассматривать этнос, его культуру, производственную деятельность и осваиваемую природную среду в динамическом единстве, то есть представляет их в виде сложной развивающейся системы. Этот подход подчеркивался практически всеми российскими учеными, которые занимались проблемами этнической экологии.

Рассматривая адаптацию весьма важно подчеркнуть некоторое существенное различие в трактовках термина «адаптация» в российской и западной науке. Если, исходя из западного культурэкологического понятийного аппарата, «взгляд на культуру как на адаптивную систему скорее подчеркивает, что культура является стабильным, уравновешенным образованием, чем то, что она способна к изменениям», то для российской науки - «адаптация отражает динамизм человеческой культуры», Изучение проблемы адаптации подразумевает анализ пути, по которому пошло развитие человеческой общности (ее культуры, жизнеобеспечения, природопользования) в условиях выбора одной из нескольких доступных возможностей в данной среде обитания. Такой выбор в отечественной науке принято обозначать термином «адаптивная стратегия». Разумеется, он всегда определяется не только особенностями среды, но и уровнем технологического развития, традициями, культурными ценностями группы, внешним воздействием и множеством других социальных факторов. Исходя из сказанного можно заключить, что в данном толковании особо подчеркивается влияние на формирование адаптивной стратегии социальных, и что еще интереснее, ценностных факторов. Таким образом, понимание проблемы адаптации в российской науке оказывается значительно менее биологическим и даже менее материалистичеким, чем в западной науке. Произошло значительное усложнение привычного термина. Очевидно, что в данном контексте понимание культуры в качестве адаптивного механизма ни в коем случае не сводится только к регулированию ею функций жизнеобеспечения и допускает значительно более сложные толкования.

Проблема психологической адаптации человека и человеческого общества выделяется в качестве отдельной важной темы в российской этнической экологии. К окружающей природной среде люди адаптируются не только в физическом, но и в психологическом отношении. Несомненно, что если группа людей живет в одних и тех же условиях не одно поколение, то такая психологическая адаптация не проходит бесследно. Известно о существовании некоторых связей между психологическим складом, темпераментом и природными условиями, хотя причинно-следственные закономерности здесь не всегда четко прослеживаются. В целом механизмы психологической адаптации более гибки и действенны, чем физической, и такая адаптация идет быстрее, но и она требует времени. Люди привыкают к определенному ландшафту, считают его родным. Человек, выросший в холмистой лесной полосе, чувствует себя неуютно при переселении на равнинную степь или морское побережье, даже если климатические условия их очень близки. Таким образом, срабатывают механизмы не только физической адаптации, а прежде всего, психологической.

Следует обратить внимание на то, что в российской этнической экологии и культурологии, в отличие от зарубежной, адаптация рассматривается как процесс приспособления не только к природной среде обитания, но и к среде обитания социальной - «сфере межобщественных связей и взаимодействий, рассмотренных в перспективе деятельности того или иного общества, с которым члены данного общества вступают в контакт посредством институциализированных мирных, а также военных средств».

Аналогичным образом и относительно того, что касается системы жизнеобеспечения, ее психологической составляющей, подчеркивалось, что ее главным содержанием является взаимоотношение людей не с природной, а с социально-культурной, этнической средой. Действию стрессогенных факторов противостоит система социокультурных установок, определяющих поведение человека в тех или иных случаях жизни. Так, по наблюдениям В. Козлова, проведенным на Кавказе, абхазы, например, воспитываются в духе социальной дисциплины и самоконтроля и обычно чуть ли не с детства достаточно четко знают, что именно нужно делать в случае ссоры с близким другом или в какой-то другой ситуации; такой установленный этикет предохраняет от чрезмерного нервного напряжения.

Благодаря своим тонким регулятивным и компенсаторным свойствам человеческая психика является своеобразным регулятором установления прямой и обратной связи с окружающей средой. В русле проблем этнической экологии, основная задача которой - изучение условий и путей гармонизации отношений этноса со средой обитания как природной, так и социальной, психологические исследования - одни из наиболее необходимых. Они позволяют вскрывать основные закономерности человеческого бытия. Методы психологического исследования, отличающиеся глубиной и тщательностью, могут помочь при решении таких важных проблем этнической экологии, как сущность внутренней связи этноса с природной средой его обитания.

Н. Лебедева, целенаправленно изучавшая психологические аспекты адаптации, пишет, что «вопросы психологической адаптации этнических групп к географической среде практически не разработаны». Действительно, в настоящее время психологическая сторона адаптивного процесса изучена недостаточно. Таким образом, можно сделать вывод, что российская этническая экология вплотную подошла к проблеме психологической адаптации этнокультурной системы к своему окружению. Однако пока данное направление это не получило должного развития.

Прежде чем приступить к изучению дисциплинарных единиц этнической экологии необходимо представить основополагающее определение этнической экологии. На основе анализа представленного многообразия трактовок данной категории, мы можем предложить синтезное определение этнической экологии. Этническая экология - научная дисциплина, сложившаяся на стыке этнографии и экологии человека, занимающаяся изучением особенностей традиционных систем жизнеобеспечения этнических групп и этносов в целом, специфики использования этносами природной среды и их воздействия на эту среду; традиций рационального природопользования, закономерностей формирования и функционирования этноэкосистем. Это определение можно использовать для описания предмета этнической экологии и своеобразия этноэкологического подхода к изучению явлений культуры. Для этнической экологии структурными единицами анализа являются не цивилизации, типы хозяйства, культуры или человеческие популяции, а этнические общности - этносы и их более мелкие субэтнические или локальные подразделения. Именно такой подход четко разграничивает этническую экологию и культурную экологию, антропогеографию, географию человека, экологическую антропологию, экологию человека от других смежных направлений, описывающих воздействие среды на систему хозяйства, социальные институты, расселение, приспособление человека к различным природным условиям, развитие человеческих обществ или популяций.

Объектом исследования этнической экологии являются этноэкосистемы, представляющие собой комплексы социальных, экономических, природных и экологических элементов в совокупности с народами, с которыми эти элементы взаимодействуют. Предметом исследования данной научной дисциплины определяют взаимоотношения и взаимосвязи в системе «этнос - природа», а также социально-психологические и этологические отношения, как внутри отдельных этносов, так и этнических сообществ между собой

Основными задачами этнической экологии являются:

- исследование особенностей традиционных систем жизнеобеспечения этнических общностей;

- изучение особенностей природопользования этносов и воздействия на среду;

- рассмотрение закономерностей формирования и функционирования экосистем;

- анализ влияния сложившихся экологических связей на здоровье человека.

Этническая экология, как любая другая научная дисциплина, оперирует определенным категориальным аппаратом, положенным в основу большинства современных культурологических и культурно-антропологических концепций, и включающим следующие наиболее значимые категории: жизнеобеспечение, культура жизнеобеспечения, система жизнеобеспечения, природопользование, адаптация, стратегия адаптации и другие.

Поскольку одной из приоритетных задач этнической экологии является изучение традиционных систем жизнеобеспечения и природопользования этносов, необходимо обратиться к термину «жизнеобеспечение», который впервые был предложен американским этнографом Р. Лоуи и означает собственно технологию добывания и производства пищи. Само понятие «жизнеобеспечение» этноэкологи считают оригинальным русскоязычным образованием. Этот образный перевод английского слова «subsistence», обозначающего существование, пропитание, средство поддержания жизни. Первым из этнографов его стал использовать С. Арутюнов, понимая под жизнеобеспечением «все элементы материальной культуры, которые непосредственно направлены на поддержание жизнедеятельности людей». Очевидно, что термин «жизнеобеспечение» шире и понятийно богаче, чем «существование». На основе удачного термина появились новые производные категории, выходящие далеко за рамки исходного значения слова «subsistence», под которым в зарубежной этнографии по-прежнему обычно понимают потребительские виды хозяйства, направленные на производство пищи: охоту, собирательство, ранние формы земледелия и скотоводства.

В понятие «культура жизнеобеспечения» включают все элементы материальной культуры, которые непосредственно направлены на поддержание жизнедеятельности людей, это особый компонент культуры этноса. В этнической экологии дано несколько определений культуры жизнеобеспечения. Так, И. Крупник считает, что «культура жизнеобеспечения этноса - это взаимосвязанный комплекс особенностей производственной деятельности, демографической структуры и расселения, трудовой кооперации, традиций потребления и распределения, то есть экологически обусловленных форм социального поведения, которые обеспечивают человеческому коллективу существование за счет ресурсов конкретной среды обитания». По Э. Маркаряну культура жизнеобеспечения - это «процесс экологической адаптации общества к природной среде, происходящий путем соответствующего социальноорганизационного территориального освоения».

Как уже отмечалось, культура жизнеобеспечения этноса включает все элементы материальной и отчасти духовной культуры, которые непосредственно направлены на поддержание жизнедеятельности людей, то есть поселение, жилище, одежда, пища и т. п. В связи с этим возникла необходимость введения термина «система жизнеобеспечения», который можно определить как взаимосвязанный комплекс особенностей производственной деятельности, демографической структуры и расселения, трудовой кооперации, традиций потребления и распределения, то есть экологически обусловленных форм социального поведения, которые обеспечивают человеческому коллективу существование за счет ресурсов конкретной среды обитания.

Оба понятия и культура, и система жизнеобеспечения выглядят скорее аналитическими категориями, более удобными для целей обобщения и типологизации, чем для полевого исследования. Их конкретным воплощением является термин «природопользование», трактующийся как практика освоения человеком ресурсов своей среды и имеющий оценочный характер, например, рациональное или нерациональное природопользование. В отличие от жизнеобеспечения понятие природопользования может иметь оценочный характер. Современная экология различает, например, рациональное природопользование, которое обеспечивает потребности коллектива с учетом воспроизводства эксплуатируемых ресурсов, и природопользование нерациональное, ведущее к нарушению равновесия в экосистемах. Природопользование в традиционных обществах включает природную сторону хозяйственной деятельности - ресурсы и экосистему в целом, и обязательно подразумевает ее духовную составляющую - рациональные знания, эмпирические представления о среде, систему их передачи и обучения.

Термин «адаптация», заимствованный из биологии и общей экологии, в этнографических работах исследованиях широко употребляться с 60-х гг. XX столетия. В работах, посвященных этноэкологическим исследованиям, также можно встретить понятие «модель», под которым понимается сознательно упрощенный вариант системы жизнеобеспечения или природопользования этноса, субэтнической группы, взятый в строгих временных и пространственных границах для количественного описания или реконструкции. Именно на моделях - условных, достаточно генерализованных комплексах мы можем выполнить расчеты численности и плотности населения, получаемой коллективом продукции, его реальных и теоретических потребностей, нагрузки на осваиваемые ресурсы. Тем самым сразу очерчиваются рамки такой формы анализа: модель способна отразить лишь часть связей в системе, зато позволяет дать их точные количественные характеристики.

Если термин «жизнеобеспечение» обозначает структурную основу этнической экологии, то другой термин «адаптация» отражает динамизм человеческой культуры. Известно, что все этнические культуры представляют конкретные специфические формы адаптации к среде и самовоспроизводства исторических общностей. Важно подчеркнуть не роль среды в развитии культуры общности, а путь, по которому пошло развитие человеческой общности ее культуры, жизнеобеспечения, природопользования в условиях выбора одной из нескольких доступных возможностей в данной среде обитания. Такой выбор обозначается термином «стратегия адаптации», которая всегда определяется не только особенностями среды, но и уровнем технологического развития, культурными ценностями группы, внешним воздействием и множеством других социальных факторов.

Таким образом, жизнеобеспечение человека на индивидуальном и этническом уровнях представляет собой процесс удовлетворения жизненно важных материальных и духовных потребностей путем адаптации к природной и социально-культурной среде обитания, а также путем развития компонентов культуры, обеспечивающих успешность этой адаптации и всего процесса этнического воспроизводства.

 

АВТОР: Доценко Л.Н.