18.05.2012 4872

Этноэкологическая картина северокавказского региона как форма проявления культурфилософской парадигмы

 

Наш мир представляет собой сложную мозаику культур, каждая из которых уникальна как сочетание определенных свойств. В то же время ее отдельные свойства могут быть идентичны свойствам других культур - соседних и даже очень удаленных. Человеческая история, ее события, факты культурной жизни всегда привязаны к определенной территории, для которой они являются исторически значимыми. Трудно представить культурологическое исследование, которое бы не оперировало географическими понятиями и названиями. Именно в этом проявляется использование географического подхода, позволяющего изучить территориальные особенности национальных культур, вскрыть их пространственную неоднородность, показать, как отличаются друг от друга язык, обычаи, нормы поведения, характерные для различных местностей. Всякий процесс культурогенеза имеет пространственное измерение и представляет собой пространственно-временной континуум, в котором происходит формирование пространственных культурных систем различных уровней.

Северный Кавказ представляет собой самобытное социокультурное пространство, в пределах которого сформировались специфические связи между человеком и природой, составляющие основу мировоззренческой картины кавказца. Эти особенности связаны, прежде всего, с исторически сложившимся отношением кавказских этносов к окружающей природе, земле, другим людям, пониманием добра и зла, свободы и справедливости. Кавказский «образ жизни» имел свою специфику: почитаемое отношение к земле и привязанность к ней, ко всему живому, которое следовало свято оберегать, о чем свидетельствует многочисленный эмпирический материал. Ценности, завещанные предками, традиционно занимают высшую иерархическую ступень в системе ценностных приоритетов кавказцев, определяют диалог человека и природы.

В настоящее время наблюдается разрушение кавказского социокультурного пространства, в нем происходит подмена смыслового содержания кавказской культуры, насильственная смена ценностей. В результате чего Кавказ оказывается в ситуации концептуального и стратегического тупика. Сложившаяся ситуация в северокавказском регионе требует поиска новой, более адекватной модели социального развития, сочетающей в себе региональные и глобальные аспекты. Ключевым условием в решении этой проблемы является развитие традиций бережного отношения человека к природе, повышение экологической культуры этносов, формирующих это социокультурное пространство.

Общеизвестно, что деятельность современной цивилизации поставила под угрозу экологическое равновесие в биосфере, нарушила гармонию в системе «этнос - природа», актуализировав тем самым необходимость глубокого культурфилософского осмысления как экологической культуры в целом, так и этноэкологических традиций различных этносов, в частности, этносов, проживающих в северокавказском регионе.

Несмотря на то, что Северный Кавказ является одним из наиболее изученных регионов нашей страны как в геолого-географическом, геоботаническом, зоогеографическом, климатологическом, так в историко - этнографическом отношении, в современном гуманитарном знании существует необходимость исследования этноэкологических особенностей народов северокавказского региона. Эта необходимость обуславливается рядом причин, важнейшими из которых, на наш взгляд, являются потребность в комплексном культурфилософском анализе этноэкологических традиций этнических групп северокавказского региона; необходимость сравнительной характеристики особенностей традиционного природопользования горских и равнинных этносов северокавказского региона. Экологическая обстановка на Северном Кавказе во многом определяется уровнем экологической культуры северокавказских этносов, что, в свою очередь, будет способствовать улучшению общей экологической обстановки на Северном Кавказе.

Так, в последние десятилетия на Северном Кавказе наблюдается нарушение экологической безопасности. Это связано, прежде всего, с насильственной высылкой автохтонных этносов за пределы родины, с межнациональными конфликтами и войной в Чечне (бесконечное передвижение тяжелой военной техники, взрывы на нефтеперерабатывающих предприятиях, пожары, разрывы снарядов и бомб) и другие негативные факторы. Все это отрицательно сказалось не только на общей экологической ситуации, но и на национальном самосознании кавказцев. Поэтому охрана и улучшение окружающей среды, сохранение здоровья человека, учет этнических особенностей каждого народа, его традиций и обычаев, памятников природы, истории и культуры, экологическое образование и экологическое воспитание населения - все это должно стать приоритетными задачами современной государственной политики в условиях национального возрождения».

В настоящее время ученые пытаются обосновать значение экологической культуры в структуре общественного сознания и показать ее влияние на формирование национального самосознания. Так, Г. Буш справедливо отмечает, что «решение экологических проблем невозможно без пересмотра традиционных мировоззренческих установок, всей системы отношений и взаимодействия человека с миром, выявления места человека в экосистеме и уточнения целей и смысла своей деятельности».

Кавказ - это настоящий перекресток цивилизаций, на котором встречались и вступали в контакт носители культурных традиций крупнейших историко-этнографических областей Евразии - Средиземноморья, Ближнего Востока, Восточной Европы, Средней Азии. В основе культуры каждого кавказского народа лежат, прежде всего, самобытные, специфически кавказские традиции, которые иногда свойственны только кавказскому этносу, но чаще - целой группе родственных и соседних этносов. По своему темпераменту кавказцы соответствуют привычному стереотипу южанина. Они легко возбудимы, экспансивны, подвижны, разговорчивы, их речь изобилует эмоциональными оттенками, часто сопровождается жестикуляцией. Но эта эмоциональность сдерживается различными правилами этикета, довольно строгими и тщательно соблюдаемыми у большинства народов Кавказа. Представителям кавказских этносов свойственен настоящий культ вежливости и гостеприимства, особенно, когда они принимают приезжего человека.

При огромном культурном и языковом разнообразии, характерном для населения Кавказа внешний облик кавказцев более или менее сходен на всей территории. В антропологической науке жители Кавказа рассматриваются как своего рода эталон европейской расы, и в ряде западноевропейских языков, в частности в английском, термин «кавказцы» или «кавказоиды» означает не только жителей Кавказа, но и всех представителей европеоидной расы. Правда, среди коренных жителей Кавказа трудно найти людей, похожих на северных европеоидов, но все остальные типы южных европеоидов представлены на Кавказе.

Большая часть населения Кавказа относится к переднеазиатскому типу южных европеоидов. Это люди среднего роста, довольно широколицые, с сильно выступающим носом, прямым или с горбинкой, с умеренно светлой или слегка смугловатой кожей, обычно с волосами и глазами темных оттенков.

Среди населения горных районов преобладает так называемый кавкасионный вариант этого же типа, более высокорослый и очень широколицый. Среди кавказцев можно встретить и шатенов, и рыжих, а изредка даже голубоглазых блондинов.

Мозаичность этносов, представленных на территории Кавказа, отражает сложную историю этого края, его промежуточное положение между севером и югом, востоком и западом Евразии. Узкие прибрежные низменности и горные проходы служили самыми прямыми и короткими путями для торговых караванов, а природные богатства этих земель, их плодородие, благоприятный климат привлекали захватчиков в течение многих столетий. К господству над Кавказом стремились Иран, Византия, Турция. Здесь успели побывать и гунны, и хазары, и моноголо-татары, и полчища Тамерлана. События прошлых лет нашли отражение в фольклоре многих кавказских народов. Несмотря на все превратности исторических судеб между разными областями Кавказа и соседними странами сложились устойчивые торговые, хозяйственные и культурные связи. Лучшие достижения одного народа охотно заимствовались его соседями, передавались другим народам, видоизменялись и обогащались.

Северный Кавказ - территория, расположенная на юге России, отделенная от Закавказья Главным (Водораздельным) хребтом Большого Кавказа, который является основным фактором, определяющим климатические особенности данного региона, что, в свою очередь, накладывает своеобразный отпечаток на формирование природно-ландшафтных условий, определяет особенности хозяйственной деятельности, культуры, формы общественно - политической жизни народов Северного Кавказа, Поскольку Северный Кавказ представляет собой территорию не только с разнообразными геоморфологическими, климатическими, а следовательно, и природно - ландшафтными условиями, но и является одним из самых полиэтничных регионов нашей страны, представляется целесообразным рассмотреть этноэко - логические особенности народов данного региона в сравнении. Из всего многообразия этнических общностей в качестве исследуемых нами были определены адыгский этнос как преимущественно горский и ногайский этнос - как степной. Компаративистский анализ их этноэкологической культуры позволит составить целостное представление об этноэкологической картине северокавказского региона.

Адыгский этнос включает в себя адыгейцев, черкесов, кабардинцев, абазин. Территории, занимаемые этими народностями, расположены в тесном соседстве, одна за другой на северных склонах западной части Кавказского хребта и на прилегающих к нему с севера равнинах и степях. Многочисленные реки пересекают предгорья. Из них наиболее известны Терек, притоки которого перерезают всю Кабардино-Балкарию, и Кубань - главная водная артерия Карачаево-Черкесии, Адыгеи и Краснодарского края. Все реки в этих местах полноводны весной и летом, а осенью и зимой большинство из них маловодны. Значительная часть населенных пунктов расположена в долинах и на берегах этих больших и малых рек.

Как и везде на Кавказе, гористые места заселены менее плотно, чем равнинные. Хотя адыгские народы в литературе достаточно часто называют горскими, многие из них проживают на равнинных территориях, отправляясь при этом в горы на охоту или на перегоны скота на горные пастбища.

Основными задачами философского анализа этноэкологической проблематики является изучение традиционных систем жизнеобеспечения и природопользования этнических общностей во взаимосвязи и взаимодействии всех составляющих компонентов этноэкосистемы. Поэтому представляется необходимым перейти к рассмотрению традиционной культуры.

Традиционным занятием адыгов изначально было скотоводство - разведение коней, быков, овец, а земледелие стояло на втором месте. Важную роль в хозяйстве адыгов всегда занимало и занимает сейчас пчеловодство. Плантации подсолнечника и кориандра, фруктовые сады, горные луга в пору цветения служат щедрыми поставщиками нектара, и поэтому местный мед не имеет себе равных по аромату и целебности. Особое место в жизни адыгского этноса занимает коневодство. В условиях постоянных набегов, междоусобиц, хищений стад быстрые выносливые кони очень высоко ценились. Кабардинская порода лошадей и в наши дни считается одной из лучших скаковых пород, а профессия коневода-табунщика остается высокопрестижной. Искусство верховой езды всегда было одним из высших достоинств в глазах адыга.

В адыгских селах и сейчас разводят коней и рогатого скота, но главным в сельском хозяйстве, бесспорно, стало земледелие. Равнинные земли здесь одни из самых плодородных в России. Природно-климатические условия позволяют адыгам выращивать такие культуры, как кукуруза, пшеница, табак, кориандр, подсолнух и другие ценные культуры. Здесь немало садов, виноградников, выращиваются всевозможные овощи, прежде всего пряные - красный перец, лук, чеснок.

Основным механизмом жизнеобеспечения любого этноса является трудовая деятельность и связанные с ней виды материальной культуры: жилище, одежда, пища, посредством которых коренное население не только приспосабливается в процессе освоения территории к той или иной экологической нише, но осуществляет преобразование этой среды, создавая культурные ландшафты.

Наиболее яркой чертой жизнеобеспечения адыгов является комплексность использования природных ресурсов среды обитания. Это видно по системе расселения и использования занимаемой территории. Равнинные территории, на которых проживают адыги значительно отличаются от высокогорных. Здесь нет прямолинейных дорог, прямых полос лесопосадок, правильных прямоугольников полей, больших сел, разбитых прямыми улицами с добротными большими домами. Горные долины обладают каждая своим индивидуальным обликом. Это вековые буковые леса и заповедные заросли ягодных кустарников; небольшие, но бездонно глубокие озера с прозрачной водой, водопады и ущелья. В Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии горы занимают больше половины территории и интенсивно используются в хозяйстве. Границы между горными и равнинными территориями здесь во многом совпадают с этническими границами.

Адыгские села довольно однообразны: небольшие группы беспорядочно разбросанных усадеб, огороженных плетенем. Если истощалось поле или учащались стычки с соседями, селения легко переносили в другое место. Дома чаще неправильной прямоугольной формы, основу стены составлял тоже плетень из веток орешника, обмазанный глиной, двускатная крыша покрывалась камышом. Кухни и другие служебные помещения обычно имеют круглый вид. Мебель состоит из топчанов, застланных войлоком или циновкой, низких табуреток и таких же обеденных столиков на трех ножках. Несколько иной вид имеют горные поселения адыгов. Стены их домов сооружались из толстых бревен. Дом имеет форму прямоугольника, крышу, сделанную из бревен, засыпали землей, которая потом зарастала травой. В Балкариии, где не везде было так много леса, как в Карачае, дома обычно строились в углублении склона горы из камня, скрепленного глиной. Крыша таких домов плоская, и очаг топился без трубы.

Поскольку традиционный быт и уклад жизни изменяется под влиянием природно-климатических условий и особенностей материального производства, то современные сельские поселения адыгских этносов несколько отличны от традиционных и похожи друг на друга. Планировка в них прямоугольная, большие дома с обширными дворами, цветниками, огороженные каменными оградами с широкими воротами. В горных селениях современная застройка несколько теснее, там не всегда можно выдержать прямоугольную планировку, улицы более извилисты, но дома, огороды в основном такие же.

Традиционная одежда адыгов, как и всякая народная одежда, сложилась в соответствии со свойственными народу условиями быта, хозяйства. Эта веками отрабатывающаяся одежда оказалась настолько удобной и хорошо приспособленной к особенностям местного климата, к потребностям нелегкого труда в условиях гор, что с небольшими модификациями распространилась у всех народов Северного Кавказа, до Дагестана включительно, да и. в Закавказье тоже стала весьма популярной. Даже русские и казаки, поселившиеся на берегах Кубани и Терека, переняли этот практичный и красивый костюм. Основной элемент этого костюма получил название от имени народа, внесшего основной вклад в его создание, - черкеска. В наши дни национальную одежду адыги надевают в основном в праздничные дни. В одежде кавказца суконная черкеска соответствовала европейскому пиджаку, а бурка - пальто. Они в основном делались из шерсти черного или коричневого реже серого цвета. Белые черкески и бурки были привилегией дворянства. Те, из адыгов, кто большую часть времени проводили в горах, чаще носили войлочные куртки с капюшоном, войлочные шляпы с умеренно широкими полями. Обувь делали из сыромятной кожи, чтобы подошва не скользила на склоне горы, подошву плели из ремней.

Традиционное питание является основой культуры жизнеобеспечения и является результатом длительной адаптации коренного населения к экологическим условиям. Следует подчеркнуть, что национальная кухня адыгского этноса базируется на использовании традиционных продуктов, которые дают местное земледелие и скотоводство. Раньше у адыгов был мало распространен хлеб, техника его выпекания была перенята у русских. Широко распространены каши, много употребляют молочных продуктов - кислое молоко, сыр, сметану. На кислом молоке делают различные соусы. Из мясных блюд широко распространена баранина и говядина в различных ее проявлениях: жаренная, копченная, вяленая. В качестве десерта широко распространены медовые лакомства: вареный рис с добавлением масла и меда, халва из поджаренной муки и мед. Мед добавляют при варке варенья, заготовке яблок. Пьют, как правило, чай, заваренный как обычным способом, так и заимствованным у калмыков способом: с молоком, маслом, солью и пряностями.

Придерживаясь концепции С. Арутюнова об экофильных и экофобных чертах, присущих каждой человеческой культуре, можно отнести традиционное природопользование адыгов как ярко выраженную экофильную форму. По данным многих исследователей, именно природосберегающие формы хозяйствования, доведенные до достаточно высокого уровня, позволили сохранить экосистемы Карачаево-Черкесии. У адыгов существовали природо- сохраняющие правила ведения хозяйства: четкие сроки и маршруты перекочевки скота, составление пастбищ на время периода их восстановления, выпас животных определенного количества и на конкретном участке, очистка родников. Поэтому до сих пор сохранились понятия «летнее пастбище» и «зимнее стойбище». Это и есть этническая экологическая культура, предполагающая бережное отношение к пастбищам и сенокосным угодьям, к определенному кочевому образу жизни скота и уважительное отношение к тем, кто за ним ухаживал. Единство природы и культуры ее обслуживания зиждились на основе гуманистической этики поддержания жизни на земле. Внутреннего противоречия в единстве культуры и природы не было, как и не было тогда такого воздействия антропогенного фактора. И сейчас у горцев, живущих в высокогорных условиях, сохранилось бережное отношение к окружающему ландшафту, определенная этика культуры ведения хозяйства, сохраняющая равновесие в этноэкосистеме.

Сформировавшиеся в течение многих поколений в народном сознании поверья, приметы, пословицы и поговорки, этнические традиции оказывали воздействие на отношение горцев к окружающей природе и животному миру. Чаще всего оно выражалось в идее добра, милосердия, гуманизма. Так, у адыгов считалось большим грехом убивать земноводных - лягушек, жаб. Горцы свято относились к хлебу: на него нельзя наступать, потому что это плохая примета: «Наступать на зерно - исчезнет его изобилие». Такое же уважительное отношение проявлялось к домашнему животному: «Нельзя (нехорошо) пинком поднимать лежащий скот». В национальном самосознании сложившийся стереотип пребывал очень длительное время. Горский ребенок, видя, как мать поднимает оброненный кусочек хлеба, целует его и обдувает, вряд ли будет пинать его ногами. Он знает, что это большой грех, за который последует кара.

Таким образом, экологическая культура является составной частью общей культуры горских народов, которая складывалась на протяжении многих веков. Народные знания о природе определяются как результат познания природы, основанный на наблюдениях и опыте практической деятельности. Передавая из поколения в поколение трудовые навыки, духовность как приоритет экологического сознания, простые горцы веками обеспечивали рациональное природопользование без нарушения экологического равновесия, сознательно и разумно относились к использованию природных богатств своего края. Так, на Северном Кавказе обычно встречаются лесные массивы на южных склонах гор и ущелий. В этих местах горцы старались сохранить лес и кустарники, не вспахивали нижний пояс, чтобы не было оползней и не образовывались овраги. Так сохранилась первозданная красота известных ущелий в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Дагестане. Особенностью традиционного жизнеобеспечения адыгского этноса является адаптированность к местным природно-климатическим условиям, а также особая устойчивость к культуре иноэтничных соседствующих общностей.

На протяжении XX столетия традиционное природопользование адыгов во многом изменилось. В результате целого комплекса некомпетентных хозяйственных решений экосистемы высокогорий стали испытывать перегрузку. Перемены, происходящие в настоявшее время, имеют и некоторые позитивные моменты, так как уменьшение скотопоголовья несколько разгрузило высокогорья. Но одновременно увеличилось давление на при сельские территории, где антропогенная нагрузка приводит к разрушению почвенного покрова. Ухудшение социально-экономического положения населения постепенно приводит к потребительскому отношению к природе. Это наблюдается в наше время в виде хищнической рубки леса не только в зоне традиционного природопользования, но и в высокогорных лесах, на охраняемых территориях. В наибольшей степени этому способствует слабое развитие инфраструктуры горных районов и отсутствие промышленных предприятий, связанных с местной сырьевой базой'.

Ногайский этнос преимущественно проживает на равнинных территориях Дагестана: на низменностях частично заболоченных, частично засушливых, требующих орошения. Равнинные земли Дагестана в основном возделаны. Те, которые не подходят по почвенным условиям для земледелия, служат пастбищами. Первоначально ногайцы были кочевыми племенами, но со временем они перешли к более оседлому образу жизни, помимо скотоводства занялись и земледелием, но еще в начале XX века часть из них продолжала жить в юртах, вполне схожих с монгольскими. Только после революции все ногайцы стали жить оседло, в современных поселках, занимаясь скотоводством и земледелием одинаково интенсивно. Кроме Дагестана ногайцы живут в Карачаево-Черкесии и восточных районах Ставропольского края. Суровая и не слишком щедрая природа Дагестана воспитала ногайцев как сдержанных и сосредоточенных, стойких перед лицом невзгод, трудолюбивых, склонных к сложной и кропотливой работе людей. Это заметно проявляется на фоне горячего кавказского темперамента.

Основой хозяйства ногайцев являлось экстенсивное овцеводство ярко выраженного кочевого типа. В поисках хороших пастбищ кочевники передвигались по степям. Когда скот съедал всю траву на участке, его перегоняли на другое место, с обильным травостоем. Скот круглый год находился на подножном корму, на зиму его не загоняли в кошары, поэтому часто тысячи голов гибли от зимней стужи и голода. Кроме овец разводили лошадей, крупный рогатый скот и верблюдов. Скот был главным богатством кочевников и мерилом стоимости. Продукты скотоводства доставляли степнякам и. пищу, и одежду.

Скотоводство может рассматриваться как одна из форм природопользования, поскольку воздействует на природу путем изъятия природного вещества: травы, воды и т.д., а также загрязнением природной среды природными отходами. Следовательно, воздействие скотоводства на природную среду заключалось в заготовке кормов, использовании пастбищ, загрязнении отходами животноводства. При эксплуатации пастбищ перед ногайцами стояла задача добиться за короткое время максимального нагула скота, поэтому кочевники в летнее время переезжали в летники, расположенные в центре пастбищных земель, а зимой - в зимники, надежно обеспеченные источниками питьевой воды и кормом. В неурожайные годы ногайцам приходилось перегонять скот на значительные расстояния, поэтому целесообразно было иметь несколько зимников.

Основой жизнеобеспечения также служили сенокосные и пастбищные угодья. Количество и размещение лугопастбищных угодий предопределены природно-географическими условиями, и изменить что-нибудь в этом плане было не возможно. Под сенокосы ногайцы обычно выбирали наиболее урожайные места, которые отделялись от выгонов изгородями.

Помимо скотоводства кочевники охотились с помощью ловчих птиц на волков, лисиц и других степных зверей и птиц. С XVII века ногайцы стали понемногу заниматься земледелием, пахали землю с помощью верблюдов, сеяли просо и ячмень.

Для ногайцев характерны были кочевые, а позднее постоянные поселения. У них имелись поселения двух типов: аул и отар. Жилища стояли по кругу, в центре размещался скот. Аулы обносили частоколом или бурьяновыми изгородями. Своё название аулы получали по имени улусного мурзы или самого богатого поселянина. Типичное жилище ногайцев - юрта. Известны юрты двух типов: большие разборные и малые неразборные. Те и другие имели деревянный решётчатый каркас сферической формы, который обтягивался войлоками. Наверху оставляли небольшое отверстие для выхода дыма. При перекочёвках юрту ставили на повозку, запряжённую волами или верблюдами. Интерьер юрты состоял из очага, циновок, войлоков и ковров, украшавших стены и постеленных на полу. В нише лежали сложенные стопою матрацы и подушки. Бедняки спали на тулупах, ими и прикрывались.

Национальный костюм ногайцев-кочевников имеет главную жизнеобеспечивающую функцию, заключающуюся в предохранении от суровых климатических условий. Состоит из башмета, шаровар, черкески с поясом, бурки, папахи, башлыка. Зимой поверх шаровар одевали еще более короткие теплые штаны из овчины, а поверх черкески - овчинную шубу. Такую шубу, как бурку и папаху, в холодное время носят в селе и сейчас. У ногайцев шубу шьют суженную в талии и расширяющуюся к низу, а у горских народов она прямого покроя. Носили войлочные сапоги и толстые шерстяные носки с подшитой кожаной подошвой. Использование местного сырья при изготовлении одежды надежно сохраняло жизнь и здоровье, позволяло плодотворно трудиться и совершать длительные переходы в любых природно- климатических условиях.

Традиционное питание как часть системы жизнеобеспечения ногайского этноса в наибольшей степени отражает экологические взаимосвязи, сложившиеся между производителями и потребителями продуктов, с одной стороны, и окружающей средой - с другой. От того, насколько эти отношения гармоничны, во многом зависят качество, а иногда и количество потребляемой пищи, а это, в свою очередь, непосредственно влияет на здоровье этнической общности. Основу питания ногайцев составляла мясо-молочная и растительная пища. Ногайцы употребляют в пищу преимущественно конину, баранину, мясо домашней птицы, не употребляя при этом свинину. Самое распространенное национальное блюдо - хинкал - сваренные в бульоне тесто, мясо, но сочетают их по-разному. Особо популярны различные мясные супы, голубцы, плов, шашлык, пироги. Много употребляют чеснока, лука, красного перца. Для национальной кухни ногайцев характерно употребление различных напитков, среди которых кумыс из кобыльего молока, калмыцкий чай, который по питательности превосходит самый сытный суп и быстро, почти без остатка усваивается организмом, усиливая кровообращение. Особо следует подчеркнуть, что употребление разнообразных молочных и кисломолочных продуктов, которые имеются в традиционной кухне ногайцев, приводит к обогащению организма белком животного происхождения, что весьма полезно.

Многие исследователи подчеркивают склонность ногайцев к употреблению большого количества чая и жиров. Истоки этой особенности лежат в том, что ногайцы свои повседневные хозяйственные работы осуществляют в дали от дома, поэтому имеют привычку с утра, перед выездом очень плотно поесть и выпить много чаю, впрок на целый день.

Таким образом, традиционное питание определяется природным ведением хозяйства, спецификой использования этносом природной среды, что, в свою очередь, влияет на образ жизни и формирование национальных традиций.

Ногайская народность всегда осознавала, что отношение к природе должно быть гуманным, так как жизнь без природы и ее богатств немыслима. У ногайцев, как и у других народов северокавказского региона, есть много обрядов и поверий, связанных с земледельческими работами весной, когда идет пробуждение природы. В них также отражены экологические аспекты традиционной сельскохозяйственной культуры, особенности национального мышления. Если даже взять мусульманский праздник «Науруз байрам», возникший в доисламское время, то и он следует гуманистической этике. Карачаевцы, балкарцы, кабардинцы, адыгейцы и народы Дагестана, проповедовавшие мусульманскую религию, до сих пор отмечают этот праздник, являющийся средством социального взаимодействия между поколениями, этносами и друг с другом. «Науруз байрам» по своей биосферно-природной сущности как раз и направлен на управление собственным поведением в поле окультуренной природы на духовной основе определенных национальных идей и идеалов горских предков,

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что, несмотря на давнее освоение и интенсивное использование природных ресурсов территория Северного Кавказа в той или иной степени сохранила экологическое равновесие, благодаря рациональному, ресурсосберегающему природопользованию этносов, проживающих в данном регионе. Первичные этнокультурные черты: стереотипы, мировоззрения, особенности природопользования, языка, поведения и другие традиции, вырабатывались в процессе адаптации этносов к окружающим условиям как природным - климат, рельеф, ресурсы, так и социальным и передавались из поколения в поколение. Природоохранные традиции горских и степных этнических общностей - историческое явление, сложившееся в результате их адаптации к окружающей природно-ландшафтной среде. Этнические традиции играют регулирующую роль в практике природопользования. При этом природоохранные правила активно воздействуют на всю систему поведения и культуру скотоводов и земледельцев.

Народы Северного Кавказа создали богатую материальную и духовную культуру, которая занимает достойное место в системе мировой цивилизации. Многовековая история свидетельствует о том, что народы Северного Кавказа относились друг к другу с большим уважением, имели дружественные и родственные связи, обменивались материальными и духовными ценностями. Все это способствовало формированию уникального биоэтногенетического феномена, развитию менталитета кавказских этносов. Тысячелетиями формировался социально-психологический и этнокультурный феномен кавказских народов, происходило взаимообогащение духовно-нравственных ценностей, взаимопроникновение нравов и обычаев, этнокультур. Все это явилось основой этнопсихологической совместимости этносов данного региона.

Этническая экология как самостоятельная научная дисциплина, сформировавшаяся в рамках отечественной социогуманитарной науки, не получила окончательного оформления в настоящее время. Объект и предмет ее исследования находятся еще в стадии уточнения, что приводит порой к противоречивым определениям ее сущности. Это обуславливается, прежде всего, тем, что данная научная дисциплина носит междисциплинарный характер, что и затрудняет позиционирование ее дисциплинарного статуса. Вместе с тем, этническая экология как новая научная дисциплина, синтезирующая в себе этнорафическое, антропологическое, этнологическое и социально - экологическое знание, занимается изучением особенностей традиционных систем жизнеобеспечения этнических групп и этносов, специфики использования этносами природной среды и их воздействия на эту среду, традиций рационального природопользования, закономерностей формирования и функционирования этноэкосистем, имеет право на существование в системе социогуманитарного знания.

Экологическое образование представляет собой непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей, обязанностей и ответственности, формирование экологической культуры и экологического сознания граждан. Наиболее эффективная реализация экологического образования возможна только в рамках непрерывного образовательного процесса с последовательной реализацией эколого-образовательных программ и достигается на основе внедрения в этот процесс концепции коэволюции человека и природы. Приоритетной педагогической задачей современной образовательной системы является внедрение в систему современного образования этноэкологического компонента, способствующего формированию экологической культуры на основе традиционного экологического знания этнических общностей, возрождению его культурных традиций и исторической памяти. Этноэкологическое изучение культур различных этносов способствует формированию толерантности, межэтнической и межкультурной коммуникации, взаимообогащению культур, а также их взаимоадаптации. Введение этноэкологического компонента в образовательный процесс имеет большое социальное значение, поскольку вносит гуманистическую компоненту в систему экологического образования.

Раннее освоение территории северокавказского региона способствовало интенсивной эксплуатации природных ресурсов. Однако природоохранные традиции горских и степных этносов, сложившиеся в результате адаптации к окружающему природному ландшафту, основанные на идее рационального, ресурсосберегающего природопользования, позволили в той или иной мере сохранить экологическое равновесие в этноэкологических системах. Первичные этнокультурные черты: стереотипы, мировоззрение, особенности природопользования, языка, поведения и другие традиции, вырабатывались в процессе адаптации этносов к окружающим условиям как природным - климат, рельеф, ресурсы, так и социальным и передавались из поколения в поколение. Осуществленный компаративистский анализ культурного адыгского и степного ногайского этносов, позволил сформировать представление об этноэкологической картине северокавказского региона и сделать вывод о том, что обе этнические общности, проживая в различающихся природно-ландшафтных условиях на протяжении многих веков существования выработали определенную экологическую культуру, сформировали традиционные системы жизнеобеспечения и природопользования, позволяющие наиболее рационально и полно использовать природные ресурсы своей местности, не нанося ей большого ущерба.

 

АВТОР: Доценко Л.Н.