18.05.2012 3415

Техногенная рациональность современного общественного развития и ее противоречивая природа

 

На протяжении всей социальной истории эволюция человеческого общества шла по пути смены доминант развития. Вначале жизнедеятельность человека определялась природными условиями, затем социоприродными, а в эпоху техногенного общества - уже преимущественно техносоциальными. Но во все времена человек стремился рационализировать свое бытие, то есть организовать его по законам своего социально развивающегося разума. Человечество постепенно расширяло свою экологическую нишу, вытесняло биосферные процессы и системы мощью социотехники, а затем соционаукотехники, усложняя как общественные, так и социоприродные взаимосвязи. Социоэволюционная рационализация периодически приводила к качественным изменениям в социуме и природе, сопровождалась соответственно местными и крупнорегиональными экологическими кризисами и дальнейшим социальным восхождением человечества, все более и более преодолевая биогенные ограничители его жизнедеятельности.

Особенно заметная интенсификация рационализации связана с процессами прединдустриального развития в Западной Европе, а затем и с индустриализацией общественных систем на рубеже XVIII-XIX веков, расширением индустриального развития на весь мир. Именно в этот период создаются условия для построения рационального мироустройства на научной, технико - технологической, экономической и социальной основах, которые, на наш взгляд, целесообразно объединить единым понятием «техногенная рациональность». «Множество типов рациональности, - как справедливо отмечает Г.К.Майнберг, - это лишь порождение, результаты и события единого разума, выраженные в разных формах его применения».

Прежде чем раскрывать сущность понятия «техногенная рациональность», определим истоки происхождения и взаимосвязь терминов рационализм, рациональный и рациональность. Это позволит нам далее прояснить и обосновать необходимость введения в научный оборот новой социально - философской категории.

Рационализм имеет два значения. В широком смысле - это доминирующая линия философского развития, идущая от Античности до середины XIX века, с установкой на разумность и естественную упорядоченность мира, а также убежденностью в возможности постижения мира посредством разума и устройства его на разумных началах. Рационализм рассматривает историю как разумный, закономерный, линейный, прогрессивный процесс, предусматривающий целенаправленные положительные преобразования со стороны человечества. В узком смысле слова - это метод мышления в гносеологии, основывающийся на выводах и логических заключениях разума и признающий разум в качестве достоверного источника и критерия истинности знания. Гносеологический рационализм получил широкое распространение начиная с эпохи Просвещения (XVII-XVIII вв.), когда происходило становление нового математического и естественнонаучного знания. Соответственно, рациональный - это разумно обоснованный, целесообразный, осмысленный, осуществляющийся благодаря разуму.

Рациональность - «относительно устойчивая совокупность правил, норм, стандартов, эталонов духовной и материальной деятельности, а также ценностей, общепринятых и однозначно понимаемых всеми членами данного сообщества». Это своего рода «универсальный показатель разумности» человека, обусловленный объективными характеристиками жизнедеятельности и необходимостью адаптации человечества к окружающему миру.

Таким образом, категории «рационализм», «рациональный», «рациональность» отражают разные аспекты сознательного планирования деятельности людей, руководствующихся принципами разума, с целью наилучшего практического результата и наилучшего приспособления к социоприродным условиям существования.

Под техногенной рациональностью мы будем понимать совокупность взаимосвязанных, взаимо обуславливающих и взаимо усиливающих друг друга экономической, технико-технологической и научной рациональностей, комплексное воздействие которых на социоприродное развитие приводит к противоречивым последствиям. Как будет показано далее, техногенная рационализация мира, с одной стороны, способствует коренному, качественному улучшению (предельной рационализации) условий жизнедеятельности, а с другой стороны, это происходит за счет беспощадной эксплуатации и разрушения социоприродной среды.

Рассмотрим этапы формирования техногенной рациональности.

О подлинных началах экономики, науки, техники и технологии можно говорить лишь с исторического периода Нового времени (XVII-XVIII вв.). Становление и развитие первого этапа техногенного общества - индустриального - началось в Европе в районе Лотарингской оси, протянувшейся от Манчестера в Англии до Турина - центра северных промышленных районов Италии. Эта территория на протяжении двух тысячелетий имела наибольшую плотность населения в Европе, что способствовало росту экономической активности в городах и подготовило промышленную революцию второй половины XVIII века. Коренные преобразования в технико-технологическом базисе и, соответственно, в общественных производительных силах способствовали не только трансформации былых производственных отношений, но и их замене. Это сопровождалось как переходом на новую технико-технологическую, индустриальную ступень развития цивилизации, так и к новой общественно-экономической системе (капиталистической формации) со свойственным ей капиталистическим способом производства. В этот период происходят глубинные общественные изменения в двух направлениях - технико-технологическом и социальном. И если К.Маркс в свое время видел эти изменения, прежде всего в способе производства материальных благ, что приводит к замене феодализма капитализмом, то А.М.Ковалев рассматривает данные изменения в более широком социологическом плане - в смене способа производства общественной жизни: присущий традиционному обществу земледельческий способ производства сменился промышленным (индустриальное общество), а впоследствии и научно- технологическим (постиндустриальное общество), характерными для техногенного общества.

Период техногенной модернизации (в данном случае переход общества на новую цивилизационную и постбиосферную ступень развития) включает в себя три основных этапа: прединдустриалъный, индустриальный и постиндустриальный. Для удобства сопоставления рассматриваемых этапов техногенной модернизации общества с периодами промышленной, технологической, а также некоторых стадий научных революций.

Видный экономист и социолог Ю.ВЛковец, а вслед за ним и Р.Гусейнов период XV-XVIII веков называют временем прединдустриалъной цивилизации. В прединдустриальный период (XV-XVIII вв.) происходит медленный, но уже заметный переход от аграрного (натурального типа феодального хозяйства) и ремесленного производства к мануфактурному, прединдустриальному. Мануфактуры, в отличие от ремесленных цехов, функционировали на базе подетального разделения труда, когда работник изготавливал какую-нибудь деталь будущего продукта или выполнял определенную операцию, но тогда еще при помощи ручной техники. Мануфактурные производства организовывались на накопленные деньги частных лиц, которые, независимо от сословной принадлежности, становились новой социальной силой - настоящими капиталистами, инвестирующими капитал в промышленное производство и развитие техники и технологий, использующими труд наемных работников, рискующими своими средствами, осуществляющими производство товаров для продажи и получения прибыли. Растущая технико-технологическая рационализация и основанная на ней взаимозависимость людей и народов способствовали развитию рынка (в том числе и мирового в XVI-XVIII вв.), что, в свою очередь, создавало необходимые условия для будущего общественно-экономического развития и глубинных социально-природных трансформаций. Во второй половине XVII века в Западной Европе (особенно в Англии) начался подъем естественнонаучных знаний, обеспечивавших необходимые теоретические разработки для практического создания машинной техники. Новшества в промышленной и аграрной технологиях приобретали особое экономическое значение. Таким образом, период XVI-XVII веков в Европе характеризуется как время генезиса значительных революционных изменений в социально- экономической, технико-технологической и научной сферах жизни общества. Именно технико-технологическая рациональность прединдустриального периода инициировала вначале переход от ремесленного производства к мануфактурному, затем коренные, качественные изменения в мануфактурном производстве, что, в свою очередь, привело к зарождению и становлению новой капиталистической формации как особой формы постаграрного, индустриального общества. Это - эпоха мануфактурного производства, первоначального накопления капитала, формирования новых, научно-технических производительных сил в их капиталистической форме, эпоха создания рынка свободной рабочей силы, расцвета европейского меркантилизма, зарождения рыночной экономики и науки, то есть в совокупности техногенного мира, который воспринимался мыслителями тогда только как мир капиталистического строя, а не новый исторический поворот в социоприродном развитии планеты.

Необходимо отметить, что термины технико-технологическая рациональность и техническая рациональность имеют одинаковый смысл. В англоязычной литературе, как отмечает К.Митчем, понятие «технология» является более ёмким, так как включает в себя не только орудия, инструменты (т.е. технику), но и способы выполнения действий на основе вполне определенной техники по достижению специфической цели. В русском языке, наоборот, предпочтение отдается термину «техника» как имеющему более широкий смысл и включающему в себя технологию. В данной работе мы будем использовать русскоязычную трактовку технической рациональности, не игнорируя при этом особенности иностранной интерпретации (технико-технологическая рациональность).

Вопрос о первичности, приоритетности происхождения технико- технологической или экономической рациональности вызывает споры и приводит к противоречивым ответам. Не вдаваясь в дискуссии об истоках данной проблемы, следует отметить, что, начиная с XVII-XVIII веков, эти два процесса рационализации общества шли параллельно, пересекаясь, взаимообуславливая и взаимоускоряя друг друга. Но то, что решающую роль здесь играет не частная форма собственности, не экономическая рациональность, а технико - технологическая, лучше всего свидетельствует развитие некапиталистических общественных систем, какими стали в истории XX века Советский Союз и Китай. Находясь за пределами социально-географического пространства «центрального капитализма» (И.Валлерстайн), эти страны не позволили надеть на себя ярмо капиталистической эксплуатации и развивались самостоятельно достаточно динамично, лишь незначительно уступая в темпах развития «центральному капитализму», занявшему в XIX-XX веках монопольное положение в мире и через сложную систему социально-экономических и политических взаимоотношений вытягивающему человеческие и природные ресурсы из подконтрольного ему мира. Внедрение новейших технико-технологических достижений на базе государственной собственности, наследуемой от «азиатского способа производства» (К.Маркс) позволило, например, стать могущественными державами и выйти на второе место в мире по валовому производству продукции (после США) СССР к середине XX века, а Китаю в конце XX века. Мир социализма в 80-е годы XX века занимал по своей экономической мощи срединное положение - между «центральным» и «периферийным» капитализмом, приближаясь к первому.

Сами по себе товарно-денежные отношения еще не создали капитализма, они только способствовали зарождению капиталистических отношений. Основной движущей стой перехода к новому, постаграрному типу цивилизации были изменения в технике и технологии зарождающегося промышленного производства, его организации. Мануфактурное производство еще не давало большого увеличения богатств. Устойчивый и заметный рост прибылей стал возможен только благодаря промышленной революции на Западе, распространению ее достижений.

Второй этап техногенной модернизации сопровождался революционным переходом от мануфактурного к фабричному производству. Этот переход принято называть первой технологической революцией. Обращаясь к истории этой революции, можно отметить: ко второй половине XVIII века в Западной Европе сформировались необходимые предпосылки для промышленного переворота. Мануфактурная промышленность достигла пика своей эффективности, поскольку из-за ограниченных возможностей ручной техники она была не в состоянии обеспечить растущий спрос внутреннего и международного рынков. Возникла необходимость налаживания крупного производства стандартизированной продукции, что было возможно только на основе дальнейшего развития технико- технологической промышленной базы. Расширяющийся капиталистический рынок диктовал необходимость дальнейшей рационализации производства. Опережающими темпами стали развиваться отрасли тяжелой промышленности, транспорта, изменилось соотношение между сельским хозяйством и промышленностью в пользу последней. Машинное производство было внедрено во все сферы экономики.

Таким образом, промышленный способ производства создал необходимые условия для развития капитализма в Западной Европе, а позднее - в Северной Америке (начало XIX в.), в России и Японии (конец XIX в.). В свою очередь, буржуазия сотворила для себя идеологию (XVIII-XIX вв.), соответствующую новой экономической системе - буржуазный либерализм, идеологию, требовавшую невмешательства государства в экономику, построенную на началах экономической рациональности (получения сверхприбылей) и свободной рыночной конкуренциий.

Особенно важное значение в технико-технологическом прогрессе с середины XIX века приобрела наука. На рубеже XVIII-XIX веков, по данным С.В.Девятовой и В.И.Купцова, в мире насчитывалось около 1 тыс. ученых, в середине XIX века - 10 тыс., в 1900 году - 100 тыс., а в конце XX столетия - свыше 5 млн. Профессионализация научной деятельности во второй половине

XIX - начале XX веков сопровождалась осознанием значительной части общества практической полезности результатов науки, экономической эффективности научных исследований, которые применяются для модернизации существующих и создания новых технологий, то есть получения необходимого технико-технологического эффекта. Научная рациональность становится мощным ускорителем непрерывной технико-технологической и экономической рационализации общества; рационализация и ускорение развития социума приобретают необратимый характер. С промышленной революции научно-технический (НТП) или технико-технологический прогресс все более и более обусловливается прогрессом в развитии науки.

Благодаря достижениям НТП конца XIX - начала XX веков были созданы возможности нового укрупнения производства и капиталов до уровня монополий. В основе такого перехода лежали изменения в производительных силах, вызванные второй технологической революцией (или вторым этапом промышленной революции). Вторая технологическая или, по классификации Н.В.Алисова и Б.С.Хорева, машинно-техническая революция (МТР) охватила период от последней трети XIX века до первой половины XX века и по своей продолжительности была в три раза короче, чем первая технологическая революция, причем темпы ее развития были намного выше. МТР способствовала формированию крупного промышленного производства.

Таким образом, резкий скачок в технико-технологической рационализации на рубеже XIX-XX веков явился катализатором дальнейших процессов индустриализации и буржуазной либерализации общественной жизни на Западе. В конце XIX века в Западной Европе и Северной Америке было создано индустриальное капиталистическое общество.

В соответствии с потребностями экономической целесообразности шла перестройка мирового хозяйства: дальнейшей рационализации подвергались экономики западных стран (центр капитализма), в капиталистическую миро - систему (И.Валлерстайн) постепенно вовлекались новые регионы планеты (периферия). Монополистические процессы в масштабах мирового рынка, борьба капиталистических держав за рынки сбыта, колонии и ресурсы способствовали развязыванию в начале и середине XX века первой и второй мировых войн. В ходе первой мировой войны лишь два государства (США и Япония) увеличили свои национальные богатства, в основном, за счет военно-промышленных поставок. Война нанесла невосполнимый урон населению, природным ресурсам планеты, материальным и духовным ценностям человечества. С победой революции в России была сформирована антикапиталистическая, социалистическая общественно-экономическая система (формация), основанная на индустрии и государственной собственности на средства производства. Отныне ведущие капиталистические страны мира были вынуждены мириться с наличием двух «формаций», сосуществовать в новых социально-экономических и политических реалиях.

Социалистическая общественно-экономическая система взяла курс на индустриализацию экономики, превращение страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. Принудительная государственная политика основывалась на централизованном командно-административном регулировании общественного хозяйства, решении экономических проблем политическими (внеэкономическими) методами. Экономическая рациональность советской системы заключалась в преодолении технико-экономической отсталости страны не рыночными механизмами, а путем жесткой регламентации хозяйственной жизни. Отрасли тяжелого машиностроения - основа индустриализации - нуждались в больших объемах инвестиций, которых не могли дать крестьянство и частный капиталистический сектор, постепенно уничтожавшийся новой властью. Таким инвестором выступило государство, которое сосредоточило в своих руках капитал, национализировав банки, землю, промышленность, и неэквивалентно распределяло средства между городом и деревней, выкачивая все ресурсы из села. Успехам в развитии индустрии способствовали не только жесткий политико-административный прессинг, но и огромная концентрация трудовых ресурсов, достигнутая за счет «экономии» на жизненном уровне народа, сельском хозяйстве, легкой промышленности и социальной сфере. Таким образом, социалистическое государство тоталитарными методами определяло направления экономической, технико-технологической и научной рационализации жизни, сдерживая одни тенденции (например, развитие кибернетики, биотехнологий) и поощряя другие (военно-промышленный комплекс).

Техногенная рациональность советской системы отличалась от капиталистической лишь источниками накопления капитала и способами претворения в жизнь индустриализации. Излишний контроль и снижение эффективности планового прогнозирования, неверный выбор путей развития препятствовали свободному вступлению социализма в постиндустриальную, информационную экономику (в 1970-е гг.), а впоследствии привели к развалу самой системы. Техногенная рациональность капитализма, открытого к требованиям и нововведениям внутреннего и внешнего окружения, оказалась более приспособленной к тенденциям глобализирующегося мира.

В то же время противоречивая природа техногенной рациональности как социалистического, так и капиталистического обществ, на наш взгляд, позволяют судить об одинаковой, техногенной сущности протекавших процессов. С одной стороны, техногенная рациональность индустриальных обществ (капиталистического и социалистического) была направлена на улучшение социоприродных условий жизни наиболее разумными, с точки зрения действующих систем, методами, с другой стороны, экологические последствия и кризисы, особенно усилившиеся к концу XX века, оставались без должного внимания и рассмотрения истинных (экономических, научных, технических) причин их возникновения.

Третий этап техногенной модернизации - постиндустриальный - начался с середины XX века. С этого времени НТП превратился в научно- техническую (или третью технологическую) революцию, когда коренные изменения происходят не только в производственной сфере, но и всей общественной жизни. В ходе развертывания НТР наука превратилась в непосредственную производительную силу общества и важнейший фактор социоприродного развития; без использования фундаментальных наук освоение технологий стало невозможным. Машины в значительной степени заменили не только ручной, но и умственный труд человека. Немаловажным стимулом ускорения НТП было стремление корпораций в условиях жесточайшей конкуренции обеспечить устойчивый рост прибыльности производства.

В 70-е и последующие годы XX века создание комплексных технологических процессов, микропроцессоров, промышленных и бытовых роботов, биотехнологий вызвали информационную революцию и тем самым ознаменовали наступление нового этапа НТР. Благодаря этим и многим другим достижениям НТР наиболее развитые страны Запада и Япония вступили в третий, постиндустриальный период своего развития. Индустриальная эпоха дала начало постиндустриальной, информационной эпохе, где основным сектором производства становятся услуги, а главным фактором развития производства и общественной жизни - знания и информация, а не промышленный капитал.

Постиндустриальное общество трактуется еще как постэкономическое (В.Л.Иноземцев) с точки зрения изменений в характере и структуре человеческой деятельности. Если в экономическом (индустриальном) обществе основополагающее значение имели материальные интересы, эксплуатация человека человеком, важнейшим видом деятельности являлся труд, был распространен возмездный обмен продуктами и деятельностью, то в постэкономическом обществе, по выводам В.Л.Иноземцева, человеческая деятельность трансформируется из трудовой в творческую. Важными компонентами капиталистического индустриального общества являлись труд и частная собственность на средства производства, а в эпоху постиндустриализма - соответственно творчество и личная собственность на средства и результаты труда, так как научно- образовательный и творческий потенциал человека становится теперь основным фактором производства. Такие изменения происходят в информационно - и наукоемких отраслях и характерны для людей, которые достигли определенного уровня удовлетворения жизненных потребностей и получили хорошее образование. Хотя В.Л.Иноземцев и называет постиндустриальное общество постэкономическим, так как основная масса людей руководствуется нематериальными (творческими) стимулами, было бы ошибочно предположить, что экономических мотивов в деятельности или, на наш взгляд, мотивов техногенной рациональности не существует вовсе. Сам В.Л.Иноземцев пишет, что в постэкономическом обществе материальные интересы сохраняются у большей части населения, которая стремится достичь жизненных высот, преследуя экономические цели и выполняя рутинную работу. «Люди, реально движимые в своих поступках нематериалистическими мотивами и стимулами, - пишет он, - составляют пока явное меньшинство и выделяются в социальную группу, которая, с одной стороны, определяет развитие общества, а с другой - жестко отделена от большинства его членов и противостоит им как нечто порой совершенно чуждое». Кроме того, высшая социальная страта постэкономического общества продолжает преследовать цели техногенной рационализации социоприродного развития, то есть рационализации развивающегося земного мира, при этом экономические стимулы для них отходят на второй план. Таким образом, противоречивая природа общественного прогресса уже заложена в самой сущности техногенной рациональности.

Основу постиндустриального общества составляет научно - технологический способ производства общественной жизни (А.М.Ковалев), а ведущей хозяйственной системой пока остается капитализм. Изменившийся технико-технологический базис человеческой жизнедеятельности, его наукоёмкий вектор развития в будущем, по мнению А.М.Ковалева, будут способствовать утверждению новой общественно-экономической системы (формации), которая придет на смену капиталистической.

Говоря о кризисе капитализма, И.Валлерстайн рассматривает современную цивилизацию с социальной точки зрения. Территориально расширяясь в течение столетий, интегрируя в себя все новые регионы, капиталистическая миро-система к середине XIX века стала первой из мировых систем, которой удалось охватить весь мир. Таким образом, либерализм лавирует между жестокой рациональностью экономизма и технологизма и нарастающими требованиями демократического и гуманного, справедливого мироустройства, повышения уровня и качества жизни малообеспеченной части человечества, и эта противоречивость либерализма оказывает негативное влияние на существование миросистемы.

Не вдаваясь в подробности о сроках существования экономической (в нашем случае относительно постиндустриального общества - капиталистической) рациональности, разработаем структуру содержания противоречивой природы техногенной рациональности, рассмотрев ее классификационные (положительные и отрицательные) признаки.

Положительной характеристикой техногенной рациональности является то, что она способствует непрерывному ускорению прогресса техногенного общества. Именно техническая рациональность на основе мануфактурной, а затем фабрично-заводской промышленной деятельности порождает индустриализм. В период XVII-XIX веков техника облегчает труд человека, постепенно втягивая в свой непрерывный процесс модернизации экономику и науку. Экономическая рациональность служит ускорителем научно-технологического развития общества. Огромные финансовые капиталы направляются в третичный (услуги) сектор экономики, где в конце XX - начале XXI веков стало возможным относительно быстро получать прибыли, активно финансируя разработки наукотехники.

Однако, наряду со значительным улучшением социоприродных условий человеческой жизнедеятельности, техногенная рациональность оказывает и негативное воздействие на современное развитие. Об этом пойдет речь далее.

Техногенная рациональность центральной зоны капитализма оказывает доминирующее нарастающее влияние на развитие полу-периферии и периферии, подчиняет и угнетает их. Научно-технологический сектор экономики поляризует страны мира по степени участия в создании информационных технологий (развитые и развивающиеся). Причем, если в эпоху индустриализации стратегия «догоняющего» развития была возможна, то теперь, как утверждает В.Л.Иноземцев, разрыв оказывается непреодолимым ввиду зависимости от импорта выскотехнологичных производств и отсутствия достаточной финансовой, технико-технологической и научной базы в развивающихся странах. Таким образом, освоение технологической ниши, уже давно пройденной Западом, не может продвинуть развивающиеся страны на путь развитого капитализма и постиндустриального общества, тем более, что их (развивающихся стран) методы основаны на интенсивной эксплуатации своих граждан, превращении последних в дешевую рабочую силу.

Техногенная рациональность приобретает мировое влияние через процессы глобализации. Качественно новым этапом процессов интернационализации и интеграции в конце XX века (с 70-х годов XX века) стала глобализация, нацеленная на формирование глобального человеческого сообщества. Территориальное распространение глобализации, укрепление глобальных взаимосвязей и взаимозависимостей различных стран (в большей степени на экономической основе) стало возможным благодаря достижениям НТР, повсеместному внедрению высокотехнологичных производств и дальнейшему развитию техногенного общества.

В свою очередь В.А.Кутырев пишет, что не случайно социально - демократические партии Европы, осознавая пагубное воздействие экономизма на мир, выбрали лозунг: «рыночная экономика, но не рыночное общество». Демократия, свобода личности сами по себе, без решения многочисленных социальных проблем не обеспечивают защиту человека от комплексного воздействия рационализма, поэтому необходимо социальное регулирование рынка и воля для установления пределов экономизма. Ученый дополняет вышеприведенный лозунг: «технологическим должно быть производство, а не жизнь». Антиглобалисты выступают не против глобализации как объективного развивающегося процесса, а против неолиберального рыночного фундаментализма, признавая тупиковый характер этого процесса.

Техногенная рациональность оказывает разрушающее воздействие на суверенитет государств и демократические права индивидов. Политика глобализации и транснационализации мировой экономики направлена на устранение национально-государственных преград для инвестиционного движения капиталов. Через финансовые манипуляции ТНК игнорируют государства с высокими ставками налогообложения. Отсутствие поступлений в бюджет ослабляет полномочия государств и сокращает социальные выплаты, что негативно сказывается на уровне жизни населения.

О распаде исторического союза между рыночной экономикой, социальным государством и демократией, составляющих основу Первого модерна пишет У. Бек; он отмечает, что без национальных государств не обойтись. Основное отличие Второго модерна (постмодернизма) от Первого - невозможность устранить его глобальность. У.Бек предлагает проект транснационального государства, которое представляет собой кооперацию национальных государств, развивающих взаимовыгодную региональную политику по линии глобально-локального, а не национально-национального, и сохраняющих свой суверенитет в структуре мирового хозяйства и мирового рынка. Таким образом, коллективный союз государств позволит сохранить техногенную рациональность и откроет новые возможности для дальнейшей (особенно экономической) рационализации общественной миро-системы, которая, тем не менее, останется капиталистической.

Техногенная рациональность негативно сказывается на построении глобального справедливого общества. В обсуждении вопроса о техногенной рациональности существенную роль играют классическая модернизационная теория (модернизм) и постмодернизм. Если ранее тип модернизации стран Запада рассматривался как пример для прогресса остального мира, то сейчас модернизм подвергается критике за признание линейности и одновариантности развития цивилизации по западному пути, так как такие попытки не всегда успешны. Согласно исследованиям некоторых зарубежных ученых (М.Вебера, И.Валлерстайна, У.Бека и др.) и отечественных (В.Г.Федотовой и других) капитализм западного образца уникален и его невозможно построить без социокультурных и исторических предпосылок, поэтому освоение демократических и радикальных либеральных идей не обязательно ведет к установлению только формальной демократии и к свободному неконтролируемому рынку. Неудачи модели догоняющей модернизации способствовали формированию пост модернизационной теории развития (60-е г. XX в.), которая характеризует переход современного общества в пост современное с учетом национальных особенностей и навязывает периферии упрощенную модель развития и, соответственно, рациональности, блокирующую их развитие. Техногенная рациональность, присущая Западу, рассматривается многими буржуазными идеологами как эталон общемировых индустриальных и капиталистических преобразований и диктует незападному миру упрощенные методы модернизации.

Техногенная рациональность способствует укреплению идеологии либерализма и индивидуализма. А.С.Панарин обращает внимание на то, что теория постмодерна стала ценностным признанием либерализма, дала буржуазии реальные средства для достижения своих целей, утверждения частнособственнических интересов и асоциального поведения. Если ранее буржуазия стремилась освободиться от социальных обязательств, то теперь интеллигентский постмодернизм предоставил ей такую возможность, способствуя упрочнению позиций «чистой рыночной рациональности» и экономически ориентированных индивидов, деятельность которых направлена на обогащение любой ценой.

Техногенная рациональность основывается на целевой, а не ценностной ориентации результатов и их последствий. Принимая трактовку рациональности М.Вебера, И.Валлерстайн различает формальную и сущностную рациональность. Формальная рациональность использует наиболее эффективные средства по достижению цели и не учитывает побочные результаты. Сущностная рациональность основывается на ценностном, гуманном, коллективном, социальном анализе выбора приоритетных вариантов.

Техногенная рациональность оказывает влияние на человека, его физическую и духовную природу. О достижениях медицины в области выращивания человеческих органов, рутинизации человеческого труда в результате технологических инноваций сказано немало. В.А.Кутырев обращает внимание на то, что техногенное общество постепенно подавляет и нерациональные состояния духовной жизни. В таком обществе главенствующая роль принадлежит целе рациональному, социотехническому регулированию жизни на принципах экономизма для формирования «системы всеобщей полезности», которому соответствует экономический человек (homo economicus). Исследуя постэкономические трансформации в обществе, В.А.Кутырев отмечает рост зависимости человека от законов социотехнической деятельности, изменение соответственно экономической рациональности на техническую. На наш взгляд, если даже в условиях высоких информационных технологий принципы экономизма перестанут быть эффективными (что возможно, но маловероятно ввиду глобализации мирового финансового капитала), в таком обществе лидерство в комплексной системе рациональностей лишь переместится от экономической к научно- технической рациональности, но не исчезнет.

Если В.А.Кутырев обращает внимание на утрату духовности сначала экономического, а потом и технологического человека, то А.Н.Кочергин делает акцент на новых формах отчуждения человека в современном техногенном обществе, которые приводят к утрате смысла жизни. Теряя интерес к труду, люди-исполнители перестают эффективно работать, что грозит самоуничтожением человеческого общества и связан с нарастающим количеством видов уничтожения цивилизации. Таким образом, техногенная рациональность приносит одним несметные богатства (а именно - «золотому миллиарду») и прогресс жизни за счет хищнической эксплуатации трудовых и природных ресурсов менее обеспеченной части человечества.

В то же время вопрос об экологической будущности самого биосферного человека практически остается без внимания. На это особое внимание обращает Э.С.Демиденко, который ввел понятие биосферного человека. Он считает, что бесконтрольное формирование техносферы представляет главную опасность для человека, когда происходит постепенное и неблагоприятное для человечества изменение природной и нравственной сущности вида homo sapiens.

Техногенная рациональность негативно воздействует на экологию планеты. Соблазненное всевозможными благами и достижениями человечество не может остановиться перед искушением ускорить развитие. Пожалуй, самой большой бедой техногенного общества является нарастающее разрушение биосферы - той среды жизни, в которой и стало возможным зарождение и существование социума, а вместе с тем и нарастающее разрушение человеческой телесности. В настоящее время мировое сообщество еще не смогло согласовать свои финансовые и материальные интересы в общую стратегию устойчивого развития. За последние 12 лет со времени проведения последней конференции по вопросам окружающей среды (1992 г.) тенденции ухудшения состояния биосферы не были даже приостановлены в глобальном и крупнорегиональных масштабах. Если в 1971-1990 годах предложение энергоносителей выросло с 4,9 млрд т до 7,8 млрд т (почти на 60%), то, исходя из «среднего» сценария роста, в 1990-2010 годы ожидается дальнейшее повышение на 48%, а к 2020 году - на 77% по сравнению с 1990 г. Таким образом, темпы потребления энергоресурсов на планете возрастают в геометрической прогрессии, особенно в конце XX- начале XXI века, и имеют тенденцию к дальнейшему ускорению.

Техногенная рациональность ведет к развязыванию военных конфликтов за доступ к ресурсам и контроль за ними. Колониальные экспансии уже имели место на протяжении пятисотлетней истории существования капитализма. В конце XX века агрессивность стран развитого капитализма, особенно США, увеличилась. Об этом свидетельствуют войны в Кувейте (Персидский залив), Иране, Ираке, Югославии. Причем лозунг уничтожения «недемократических режимов», в действительности, оборачивается целями реализации собственных планов относительно «освобождаемой» страны. По мнению Г.Шеера, экологические пределы дальнейшего использования ископаемых ресурсов наступят быстрее их физического исчерпания. По мере приближения к точке пересечения кривых понижающейся физической доступности ископаемых энергоресурсов и потребления наступит экономический хаос (в период времени между 2030-2040 гг.), сопровождающийся бесчисленными военными и социально- экономическими катаклизмами, ростом цен на энергию.

Техногенная рациональность основывается на стремлении западной цивилизации к глобальному управлению планетой и приспособлении ее для своих нужд. Л.В.Давыдова, трактуя концепцию А.А.Зиновьева о глобальном сверхобществе, пишет о поглощении западноевропейской цивилизации новым образованием - «западнистской сверхцивилизацией» - при преобладающем военном доминировании США. Таким образом, техногенная рациональность подготовила плацдарм для перехода к новой общественно-экономической системе, так как в случае заката капиталистической миро-системы новое общество будет образовываться под эгидой развитых стран и, скорее всего, в их эгоистических интересах.

За два с половиной столетия человечество добилось больше, чем за все 10 тыс. лет своей социальной (и в том числе земледельческой) истории. Были сделаны невиданные ранее преобразования средств и условий жизнедеятельности, заметно повысился уровень и качество жизни, средняя продолжительность последней, особенно на Западе и в Японии. Население планеты стремится к стандартам потребления и условиям жизни западных стран. Весь окружающий природный мир, не исключая человека, коренным образом изменился и стремительно меняется дальше. Была создана обширная предметно-искусственная природа - техносфера, базой которой явились результаты промышленной и научно-технической революций. Рынок стал универсальным механизмом саморегуляции социальной, технической и научной сторон жизни человечества. Ключевую роль в динамике социальной истории стала играть техногенная рациональность. Непрерывная замена менее совершенных структур более совершенными, быстрота изменений в экономике, науке, технике, социуме, глобализация и интеграции мирохозяйственных связей, постоянное стремление к удовлетворению естественных и социально-культурных потребностей, трансформация социоприродной среды жизнедеятельности, увеличение заранее запланированного превосходства искусственных компонент над естественными (биосферными) для достижения наиболее комфортных условий существования, рационализация эволюции человеческого общества - оказались неотъемлемыми чертами техногенной рационализации мира, ее конструктивными достижениями в современном развитии мира.

Таким образом, техногенная рациональность представляет собой взаимосвязанный комплекс экономической, технико-технологической и научной рациональностей, возникающий на рубеже XIX-XX веков в ходе индустриальной трансформации западноевропейского капиталистического общества (а впоследствии и советского социалистического) и цивилизации в целом. Техногенная рациональность преследует цели бесконечного усовершенствования средств и условий человеческой жизнедеятельности. Относительно снижающиеся положительные и абсолютно нарастающие отрицательные последствия прогресса техногенной рациональности ставят человечество перед проблемой разрешения противоречий рационального преобразования социального и природного миров.

 

АВТОР: Дергачёва Е.А.