18.05.2012 30969

Политические партии - связующее звено между государством и структурами гражданского общества

 

Одним из важнейших субъектов политических отношений и политических институтов являются политические партии. В историческом аспекте они прошли длительный путь формирования и эволюции, являются продуктом общественно-политического и социально-экономического развития.

«Партия» в переводе с латинского означает часть, группа. Таким образом, партии - это группы людей, соперничающие между собой в сфере власти либо влияния на власть. Политическая наука накопила значительное количество определений политической партии. Исследователи скрупулезно изучают политические партии с самых разных сторон.

Известный немецкий ученый М. Вебер считал партии общественными организациями, опирающимися на добровольный прием членов, ставящих целью завоевание власти для своего руководства и обеспечение активным членам соответствующих условий (духовных и материальных), для получения определенных материальных выгод или личных привилегий либо для того и другого одновременно. Он рассматривал партии как организации, возникающие на добровольной основе для свободной вербовки голосов в конкуренции с другими партиями и преследующие цель выбора своих представителей на политические посты.

М. Вебер определял «самые современные формы партийной организации» как «детище демократии, избирательного права для масс, необходимости массовой вербовки сторонников и массовой организации, развития полнейшего единства руководства и строжайшей дисциплины».

В западноевропейской политической науке утвердился тезис, что без наличия сильных политических партий демократическая природа власти невозможна. Французский политический деятель Б. Констан сформулировал либеральное понимание сущности партии, в соответствии с которым, партия придерживается одной идеологической доктрины. Английский философ и партолог Д. Юм в «Эссе о партиях» также считал, что идеология играет основополагающую роль при объединении распыленных сил в начальной фазе становления партии, а также ее стратегии и тактики.

Большинство ученых, изучавших деятельность политических партий, стояли на платформе различных направлений позитивизма. В своих определениях, главным образом, они опирались на формальные характеристики политических партий. Среди дефиниций этого направления наиболее часто встречаются определения, данные с позиции функционального подхода, определяющего предмет исследования через его функции, то есть наиболее характерные целенаправленные, постоянно воспроизводимые действия или, иначе, его основные виды деятельности. Так, зарубежный политический деятель П. Меркл видит в партии политическое образование, «которое рекрутирует и социализирует новых членов, избирает лидеров через внутренние процессы представительства и выборов, разрешает внутренние споры и принимает решения о политике в отношении внешнего (по отношению к партии) мира». С. Вэсби считает, что партия есть «добровольная ассоциация избирателей, стремящихся контролировать правительство путем завоевания победы на выборах и завладения в результате этого официальными учреждениями». С последним согласен К. Джанда, который отмечал, что партия - это «общественная организация, которая ставит целью продвижение своих официально признанных представителей на посты в структурах государственной власти».

В своих определениях С. Вэсби и К. Джанда заостряют внимание на такую функцию политической партии, как борьба за овладение властными структурами. По-видимому, большинство исследователей, придерживающихся функционального подхода, считают ее наиболее важной. Во всяком случае, ее актуализирует и М. Дюверже, определяющий политические партии как «организации, которые отличаются стремлением самостоятельно осуществлять политическую власть или при менее благоприятных условиях иметь своих представителей в высших государственных органах».

Составители отечественного энциклопедического словаря «Политология» считают, что политическая партия - это «организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении». Нужно отметить, что в современной отечественной политологии исследованиям, посвященным проблеме политических партий отведено значительное место. Российские политологи, обобщая собственный и зарубежный опыт, развивают отечественную партологию, а также взаимоотношения власти с институтами гражданского общества. Такие работы, как «Слова и смыслы: опыт описания. Ключ: политические партии» М. В. Ильина, «Политические партии и гражданское общество» А. П. Кочеткова, многие работы Л. В. Смирнова, С. Е. Заславского , В. Н. Краснова, Н. С. Крылова, Ю. Коргунюка и др. имеют принципиальное значение при рассмотрении вопросов, связанных с политическими партиями.

Очевидно, что во всех случаях политическая партия рассматривается как группа людей, объединившихся для участия в политической жизни и преследующих цель завоевания политической власти. В большинстве случаев, партии выражают интересы определенных социальных сил и призваны представлять эти силы в структурах власти.

Партия, как политический институт, обладает целым рядом признаков. В отличие от других общественных организаций, движений она имеет четкую идеологическую доктрину, программу, излагающую ее цели и средства их достижения, устав, закрепляющий ее строение, четкость границ членства, центральные руководящие органы и местные организации. И самое главное - борьба за власть обычно является главным содержанием деятельности политических партий.

В политической науке существует различные типологии политических партий. В качестве основания типологизации используются различные факторы - функции, идеология, социальная база, методы деятельности и т.д. Так, сторонники институционального подхода пользуются организационным критерием; для либеральной традиции главной считается классификация с точки зрения характера идеологической связи; марксисты основную роль при классификации отводят классовому критерию. Ядром типологии политических партий остается разработанная в середине XX в. французским политологом М. Дюверже бинарная классификация: кадровые партии и массовые партии Они различаются не только по типу связей между избирателями, членами партии, активистами, но и по своей внутренней структуре. Кадровые партии - это объединение нотаблей, они ограничиваются объединением влиятельных общественных деятелей и их сторонников и не стремятся к увеличению численности своих членов. Само вступление в кадровую партию имеет совершенно иной смысл: это акт глубоко индивидуальный, обусловленный способностями или особым положением человека. Массовые партии имеют разветвленную организационную структуру, опираются на широкую общественность, которая позволит избирательной кампании партии избежать зависимости от финансовых деятелей. Члены таких партий получают политическое воспитание и приобретают инструмент для участия в государственной жизни.

На рубеже 60-х годов XX века появились партии, которые не вписывались в данную типологию и одновременно объединяли в себе черты как кадровых, так и массовых партий. Тогда итальянские политологи - Ла Паломбара, Дж. Сартори, не отвергая схему М. Дюверже, предложили дополнить ее, выделив третий тип партий - «партии избирателей». Эти партии, не являясь массовыми, ориентировались на объединение максимального количества избирателей самой различной социальной принадлежности вокруг своей программы для решения основных вопросов текущего момента. Позже такие партии получили название «универсальных». В последние годы этот тип партий стал наиболее динамично развивающимся в Европе и Америке. В значительной степени это обусловлено ослаблением идеологических разногласий, ростом интереса граждан к универсальным, общечеловеческим ценностям. В России множество современных российских политических партий считаются, согласно классификации М. Дюверже, массовыми, это «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Родина» и др.

Наряду с вышеозначенными, существуют и другие типологии политических партий. Политические партии разделяются на демократические, авторитарные и тоталитарные. Демократические характеризуются большой терпимостью к другим партиям, плюралистическим подходом к партийной конкуренции, внутрипартийной демократией, расширением функций и полномочий коллегиальных органов, прав членов партии.

Авторитарные используют преимущественно силовые методы, ограничивающие политические свободы, характеризуются чрезмерным централизмом в управлении, монополизируют власть в руках небольшой группы, выступают за полную лояльность режиму и пользуются его поддержкой.

Тоталитарные партии стремятся к абсолютному подчинению политических институтов, а также государственных органов и права. Происходит сращивание правящей партии с государственным аппаратом. Они пытаются осуществить монополию в партийной системе, устраняя другие партии, и ориентированы на подчинение всех социальных групп и слоев. Для них характерны строгая дисциплина, регламентация членства, отсутствие фракций и разногласий, обязательное согласие с идеологией и партийной программой.

Кроме данной классификации, традиционной в политологии также имеет место деление политических партий, в зависимости от их места и роли в политической системе. Здесь выделяют следующие типы партий: правящие, проправительственные и оппозиционные. Правящие партии выдвигают своего кандидата на должность президента страны и в случае его победы поддерживают его курс. В этом случае, такую партию называют партией власти. Правящим партиям свойственен консерватизм, у них активизируется парламентская деятельность и расширяется работа в правительственных органах. Политические действия приобретают прагматический характер, что, зачастую, приводит к разрыву с предвыборной идеологией.

Анализ результатов и федеральных, и региональных, и местных выборов последних двух лет в России показывает, что на всех уровнях управления лидирует «партия власти», что дает основания некоторым политикам говорить о состоявшейся консолидации общества на базе центризма. Поначалу «центризм» появляется на политической арене как исключительно мыслительный конструкт, а сегодня он стал реальной политически организованной силой или, как ее принято называть, моноцентрической политической структурой. Известный отечественный политолог Ю. А. Левада квалифицирует ее как организацию политического господства по старому моноиерархическому образцу. «Единая Россия», объединившись на основе идеи преданности власти, одержала убедительную победу на выборах 2003 г., набрав 37,6% голосов избирателей по партийным спискам. Такой же впечатляющей была и победа данной партии по одномандатным округам. Партия выдвинула 144 кандидата, и в 103 округах из 221, в котором выборы были признаны состоявшимися, победили ее выдвиженцы (70%). Успех «Единой России» был достигнут практически повсеместно и вне зависимости от политико-идеологических ориентации того или иного региона. Конечно, в наибольшей степени результат «Единой России» в регионах зависел от степени консолидации административного ресурса, однозначности политических ставок, сделанных региональными элитами. В лояльных регионах именно административный ресурс обеспечил победу представителям партии «Единая Россия» с 40-50% результатом, в некоторых случаях достигая отметки в 80%. «Единая Россия» активно эксплуатировала идею политического центризма, пытаясь позиционировать себя, как партия большинства населения России, как партия, которая не приемлет ни либеральных, ни леворадикальных крайностей. Она использовала довольно действенный инструмент социополитической консолидации - доверие к Президенту. Задолго до выборов было очевидно, что симпатии избирателей будут скорее на стороне тех, кто поддерживает курс Президента, чем и воспользовались кандидаты от «Единой России».

Проправительственные партии занимают колеблющиеся позиции относительно органов власти - от критической поддержки до конструктивного оппонирования (например, либерально-демократическая партия России). ЛДПР и, в первую очередь, ее лидер, умеет приспосабливаться и артистически угождать вкусам самой «невзыскательной» части избирателей (которые присутствуют в некотором количестве в любой стране), но и потому, что на деле в ряде кризисных ситуаций доказала свою полезность существующей власти. Поэтому она и получила в свое распоряжение финансовые ресурсы и административную поддержку. Кроме того, следует по достоинству оценить способность ее актива к самоорганизации на местах, к проведению массовой политической работы с использованием шумовых эффектов. Несмотря на сократившуюся полезность этой партии для власти, она в ближайшей перспективе, вероятно, еще не распадется и не исчезнет. Знаменательно, что более высоких показателей, чем в среднем по стране, ей удалось достичь в армии и в экономически зависимых восточных регионах.

Оппозиционная партия - это та, которая официально объявила о своей оппозиции главе государства и его курсу. Вся их деятельность сосредотачивается на политической сфере, ориентируется на определенную социальную базу (так, КПРФ ориентируется на низкооплачиваемые слои населения, пенсионеров, безработных и т.д.). В данной классификации политические партии и движения отличаются стремлением к получению политической власти или ее осуществлению.

Вместе с тем, в соответствии с другими критериями классификации, партии различаются по идеологической направленности, по приоритетам своей программной деятельности, по внутренней структуре, по социальной поддержке, по масштабам деятельности. Современный французский политолог и социолог Р.-Ж. Шварценберг уделил особое внимание анализу роли партий в избирательном процессе. Он считает, что политические партии сплачивают избирателей и кандидатов в депутаты на определенной тематической основе, теоретической или идеологической. Они проясняют и стимулируют политическую дискуссию, четко обосновывая свой выбор. Благодаря этому, избиратель лучше понимает, какими идеями, какой программой руководствуется тот или иной кандидат и как он будет действовать в случае избрания. Поэтому сам акт голосования перестает быть актом поддержки конкретного человека и становится актом выбора того или иного политического направления. Эта «программная» функция очень важна. Отсутствие этой функции ведет к злоупотреблению репрезентативной или плебисцитарной политической традицией. Политические партии же привносят в выборы четкую тематику. Они «способствуют выражению права голоса», обогащая его своим лексиконом. Без участия партий на выборах будет использоваться лексикон плебисцитов или диктатур: безропотное подчинение или приветственные возгласы. Партии предоставляют избирателю возможность сделать свободный выбор.

В нашей стране огромное количество людей не разделяет ни правой, ни левой политической идеологии; не желает ни полного возврата к прошлому, ни продолжения реформ в том ключе, в каком они проводились в последние два десятилетия. В этих условиях перспективы формирования общегосударственной идеологии выглядят малообещающими. В лучшем случае они обсуждались в научном сообществе, но не выносились на уровень политической практики. Идеология полном смысле слова присутствует только у «правых» (СПС), выражающих интересы небольшой социальной группы, и у левых, манипулирующих устаревшими идеологическими штампами. Коммунистическая и право-либеральная идеологии в лучшей степени артикулированы еще и потому, что они воплощают два взаимоисключающих, казалось бы, но дополняющих друг друга в реальности, процесса - массовое обнищание большинства населения и обогащение незначительной его части. Есть и еще одна специфическая черта идеологического процесса. С одной стороны, преследуется общезначимая цель - внедрение в общественное сознание мировоззренческих стереотипов, «стягивание» общества идеологическими средствами. Другая цель - групповая - обеспечить свое лидерство и претензии на него идеологическими средствами. Одним словом, идеологический процесс, возглавляемый и курируемый элитой, решает одновременно три задачи: идеологическое обеспечение социального согласия, идеологическое обеспечения функционирования элиты и ее ведущей роли.

Создавая местные организации, привлекая на свою сторону региональных и местных чиновников, а также представителей бизнес-элиты, претендующих на роль политических деятелей, «Единая Россия» стала второй после КПРФ партией по количеству членов. В известном смысле, поскольку структурирование этих партий на местном уровне проходило на основе госаппарата и региональных политических элит. Победа «Единой России» особенно на региональном уровне продемонстрировала не столько консолидацию общества, сколько власти, обеспечившей широкое использование и сочетание административного, финансового и информационного ресурсов. Избирательная кампания в ряде регионов началась задолго до официального объявления ее официального старта. Группы лекторов, разъясняющие позицию партии и рассказывающие о деятельности ее лидеров и депутатов, посещали самые отдаленные населенные пункты, раздавали пропагандистскую литературу, агитационные материалы, начиная уже с июня-июля 2003 года. За время подобных хождений в народ удалось существенно поднять не только рейтинг «Единой России», но и повысить рейтинг узнаваемости возможных кандидатов от партии. Активно и настойчиво проводилась избирательная кампания по вступлению в ряды «Единой России», куда удалось вписать практически всех действующих глав администраций, руководителей большинства предприятий области, которые в свою очередь помогали агитировать на своей территории представителям партии.

Между тем, консолидация власти в федеративном государстве - это, прежде всего, близость к регионам. Без четкого агрегирования региональных интересов в местных парламентах и в Государственной Думе, без новых оригинальных идей крупнейшие федеральные партии могут столкнуться с проблемой значительного ослабления внимания к ним со стороны избирателей. Во-вторых, политическая консолидация в демократическом государстве предполагает и наличие сильной, реально влиятельной оппозиции. Однако выборы и предвыборная ситуация 2003 г. показали, что даже перед угрозой исчезновения с политической арены близкие в идеологическом отношении российские политические партии не смогли объединить своих усилий.

Необходимо отметить, что политические партии представляют собой большую составную часть общественно-политической инфраструктуры социума. Играя роль «посредника» между гражданским обществом и государственными органами, партии оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения, позицию граждан Через своих представителей партии влияют на деятельность парламента и правительства, представительных и исполнительных органов власти, нередко выступают в качестве своеобразных катализаторов социальных процессов, корректируют деятельность властных политических структур.

В системе политического управления обществом партии выполняют разнообразные функции. Наиболее общими из них являются:

а) стимулирование участия граждан в политической жизни, замена стихийных форм общественно-политической активности населения институциональными, подверженными контролю формами;

б) выявление и артикуляция интересов социальных слоев и групп населения;

в) формирование общественного мнения, анализ складывающейся ситуации, тенденций и прогнозирование их вероятных изменений;

г) развитие политической культуры граждан и содействие их политическому образованию, воспитание гражданственности;

д) выдвижение кандидатов для выборов в органы власти и оказание им поддержки;

е) участие в деятельности представительных и исполнительных органов власти, структур местного самоуправления;

Прежде всего, на наш взгляд, партия должна вырабатывать мировоззрение и целевые установки, закрепленные в уставных документах. Они показывают степень отражения интересов и настроения социальных групп, которые партия представляет. Опираясь на этот электорат, партия должна убедить население, что именно она лучше других решит стоящие перед обществом проблемы. При этом происходит постоянная и в рамках закона борьба за власть или участие в политике, признание всеми партиями того, что выборы - источник власти, их согласие соблюдать демократические принципы взаимоотношений.

Политические партии, являясь свободными объединениями граждан, независимыми от государства, могут более решительно, более последовательно, более настойчиво подвергать критике государственную власть за отступление от законов, за безответственное отношение к выполнению своих обязанностей, за бездеятельное и безынициативное отношение к решению назревших общественных проблем. Чем активнее, чем решительнее будут действовать политические партии в этом направлении, тем в большей степени содержание их деятельности будет соответствовать потребностям и интересам развития гражданского общества.

В России первые политические партии возникли на рубеже 80-90 гг. XIX века, когда в обществе была осознана необходимость изменения государственного строя, что вылилось в форму политической организации во имя такого изменения. Интересы того или иного класса или строя зачастую осознавали и выражали не представители этого класса или слоя, а интеллигенты. В российской интеллигенции можно выделить две группы: одна разделяла, а частью формировала правительственный курс, а другая обособляла себя от правящей бюрократии и выступала с критикой правительственного курса.

В дальнейшем, в процессе встречного движения интеллигенции и класса, чью политическую доктрину она выражала в силу обладания теоретическими знаниями, образовывались политические партии. Интеллигенция создавала партии под свои идеологические модели преобразования всей системы общественных отношений. Идеологическая схема оказывала самое прямое и непосредственное влияние на программу партии, ее организационную структуру, стратегию и тактику. Первыми возникли партии революционного направления - Российская социально-демократическая рабочая партия (РСДРП) и партия социалистов-революционеров. Затем формировались партии либеральной ориентации и, наконец, правоконсервативные (кадеты, октябристы) В начале XX столетия в России уже насчитывалось более 280 партий.

В настоящее время в России в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» зарегистрировано около 40 политических партий, 39 из них представили в Минюст России копии свидетельств о регистрации региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации.

В свою очередь, в зависимости от положения политических партий в политической системе и типов взаимодействия между ними, складывается партийная система, то есть совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.

Типология партийных систем основана на количественном критерии (это относится и к классической типологии партийных систем, разработанной М. Дюверже, и к популярной в настоящее время в политической науке типологии Дж. Сартори). Однопартийные системы складываются в странах, где политическая партия стоит у власти. Аппарат партии срастается с государством, нередко подменяя его, монополизируя политическую деятельность. Основные политические решения принимаются высшими партийными руководителями (СССР, КНДР, Куба и др.). Двухпартийные системы сложились, в основном, в странах с развитой демократией. Это Великобритания, США, Канада, Австрия, Австралия, Новая Зеландия и др. При такой системе независимо от количества партий в стране лишь 2 партии сменяют друг друга у власти. Двухпартийная система - это результат длительного отбора и консолидации политических сил.

Многопартийные системы существуют более чем в 30 государствах мира при наличии трех и более партий (это, как правило, но существует многообразие вариаций многопартийных систем).

В зависимости от соотношения партий с политическим статусом (определяемым по числу членов, количеству избирателей и депутатских мандатов), партии подразделяются на мажоритарные, имеющие абсолютное большинство парламентских мест и право на формирование правительства; доминирующие, имеющие относительное большинство депутатских мандатов и коалиционные, получившие незначительное число мест в парламенте. Еще М. Дюверже вывел закономерность: мажоритарная система способствует развитию двухпартийной системы, а пропорциональная - многопартийной.

Американский теоретик демократии Р. Даль, анализируя взаимосвязь политических партий и избирательной системы, также подтвердил, что мажоритарная система, названная им «победитель получает все», создает препятствия «третьим партиям» и тем самым способствует появлению двухпартийной системы. Обычным итогом введения пропорционального представительства является многопартийная система.

Как представляется, многопартийность - это один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах. Но это не означает, что двухпартийная система плоха. Как правило, она создает более стабильные условия для функционирования правительства. Зато многопартийная система предполагает больше вариативности в политическом управлении страной. Она более гибкая и создает многообразие комбинаций для развития гражданского общества в стране.

В Российской Федерации принцип многопартийности впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР в 1990 г. и в настоящее время закреплен в п. 3 ст. 13 Конституции РФ 1993 года

Период становления многопартийности в современной России можно выделить в следующие этапы:

1985-1990 гг. - зарождение политических партий и общественно-политических объединений. Этот процесс начинался с возникновения (в 1985- 1987 гг.) «неформальных движений. Это были малочисленные по составу участников организации с самыми разными идеологическими установками, объединенные в основном на антибюрократической платформе, находящиеся в постоянном движении и изменении.

С 1989-1990 гг. - многопартийность стала новым явлением в политической организации нашей страны. С 1 января 1991г., когда вступил в силу Закон СССР «Об общественных объединениях», альтернативные политические партии получили право на существование. Закон предусматривал общие положения, порядок образования, права и условия работы общественных объединений, контроль за их деятельностью, определял характер их международных связей. Наиболее влиятельными силами в тот период были: Демократическая Россия, Социал-демократическая партия России, Республиканская партия Российской Федерации, Объединенный фронт трудящихся. Созданные на волне демократизации эти партии и движения пытались в организационном строительстве воплотить принципы демократии. Их дальнейшая дифференциация привела к расколу партий, утрате их позиций.

В 1990-1993 гг. - возникающие политические партии, общественные движения и организации имели широкий идеологический спектр, различную социальную базу и политический вес Большинство политических партий в этот период обладали лишь некоторыми признаками политических партий. Это активизировало поиск союзников и организацию политических блоков. Сформировались коалиции, отражающие практически весь политический спектр России: «Демократический выбор России», Российское движение демократических реформ, «Новая Россия», «Гражданский Союз», Содружество левых демократических сил, Фронт национального спасения, Русский национальный собор. Позиции блоков весьма существенно различались в подходе к решению актуальных проблем развития России.

С 1993-1995 гг. возрастает роль и вес политических партий и объединений. Результаты выборов 1993 г. обеспечили принципиально новое их положение в формирующейся политической системе. В Государственную Думу были избраны представители восьми политических партий и блоков, образовавших соответствующие фракции: «Выбор России», «Яблоко», ПРЕС, ДПР, «Женщины России», АПР, КПРФ, ЛДПР.

Многоуровневый характер и сущностная неоднородность политических партий, объединений привели к размежеванию и дроблению сил. В Минюсте в середине 1990-х гг. было зарегистрировано 88 общероссийских политических партий. В избирательной кампании 1995 г. участвовало 43 избирательных объединения и блока. Победили на выборах крупные политические силы - КПРФ, НДР, «Яблоко», ЛДПР.

В 1996 г. прошли перерегистрацию в Министерстве юстиции в качестве политических партий и движений и получили право участвовать в выборах 139 организаций. Так в России складывалась многопартийная система, основанная на безусловном лидерстве четырех-пяти крупных политических партий (к примеру, был создан крупный оппозиционный партийный блок «Гражданский Союз»).

С 2001 г. стало очевидным доминирование двух политических партий - «Единая Россия» и КПРФ, при сохранении мелких маловлиятельных, не пользующихся авторитетом и достаточной поддержкой избирателей политических партий и движений.

До настоящего времени процесс формирования политических партий обуславливается столкновением и взаимодействием социально-групповых интересов в жизни общества. По мнению Президента РФ В. В. Путина, рост влияния партий, становления общенациональных партий это очень важная составляющая укрепления государства, и общества.

Партийно-политический спектр современной России отражает разнообразие идейных установок, овладевших обществом. Неустоявшаяся структура интересов создала возможность появления широкого спектра политических партий и движений, а также самых различных комбинаций политических сил. Так по критерию идеологической направленности российских партий можно выделить:

1. Партии либеральной ориентации, суть программы которых - приоритет частной собственности, уменьшение государственного вмешательства, свободная рыночная экономика, либеральные идеи (Союз Правых Сил, Демократическая партия России и др).

2. Партии социально-либеральной ориентации, придерживающиеся курса на социальную ориентацию либеральных рыночных реформ. В политике они отстаивают принципы народовластия, гражданских свобод и разделения властей, в экономике - свободную конкуренцию («Яблоко», Социал-демократическая партия Российской Федерации и др.).

3. Партии консервативной направленности, отстаивающие идеи сильного государства, стабильности, нравственности, порядка и личной свободы (Единая Россия, Народная партия Российской Федерации и др.).

4. Партии социал-демократической ориентации, действующие на принципах свободы, справедливости и солидарности. Их доктрина допускает смешанную по форме собственность, социально-ориентированную экономику, регулируемый рынок, политический плюрализм и широкую демократию в сочетании с сильной государственной властью. О данной ориентации заявляли Партия самоуправления трудящихся, движение «Россия».

5. Партии социалистической направленности, выступающие за обновление социалистической идеи, построение социально ориентированного правового государства, гарантирующего гражданам права и свободы, материальный достаток, возможности развивать и обогащать свою личность, сохранение единства и процветания государства (Социалистическая единая партия России, Социалистическая партия трудящихся, Союз труда и др.).

6. Партии коммунистической ориентации, в программах которых сочетаются идеи государственного патриотизма, народовластия, коллективизма с признанием многоукладности экономики и приоритетами государственно-общественных форм собственности при жестком государственном регулировании. Разногласия в программных установках не позволяют им объединиться, но не мешают сотрудничать по отдельным конкретным вопросам (КПРФ, РПК, РКРП и др.).

7. Партии национал-патриотической ориентации, провозглашающие такие идеи, как восстановление военного могущества России и установление прочных границ, защита русскоязычного населения на территории бывшего Союза, прекращение вывоза из России богатств; приоритеты и льготы не иностранному бизнесу, а русскому предпринимательству (ЛДПР, Конгресс русских общин, блок «Родина», Фронт национального спасения, Народная партия, НПС РФ и др.).

Представляется важным отметить, что многопартийная система - важнейшая гарантия демократического развития страны. Опорой многопартийной системы являются наиболее влиятельные, как правило, крупные партии, однако наряду с ними существуют и мелкие, маловлиятельные партии.

Отметим, что многопартийность является объективно необходимым условием прогрессивных преобразований российского общества. Поэтому властные структуры учитывают в своей политической деятельности эту принципиальную особенность многопартийности, и она определяет в конечном итоге эффективность функционирования самой политической власти.

В Российской Федерации на сегодняшний день созданы все демократические институты, чтобы осуществить взаимодействие гражданского общества и политической власти. Это, прежде всего, выборы -важнейший институт современной демократии. В стране соблюдаются и основные требования к выборам. Они являются свободными, тайными, всеобщими, периодичными, конкурентными, представительными. Избранные народом представители осуществляют политическую власть и управляют страной, или регионом. Выборы становятся одним из важнейших факторов рекрутирования правящей элиты, которую формируют политические партии.

Для политических партий выборы являются важнейшей политической проверкой. Во время выборов представляются и защищаются интересы определенных групп населения. Принципиально важным считается то, какая избирательная система используется на выборах. Существует 3 типа избирательных систем. Мажоритарная система предполагает порядок тельных систем. Мажоритарная система предполагает порядок определения результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший большинство голосов в округе. Пропорциональная система предполагает порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с количеством полученных ими голосов. Смешанная избирательная система строится на следующих основах. Часть депутатов избирается в соответствии с принципами мажоритарной системы, другая - в соответствии - с пропорциональной системой сегодня. Российская избирательная система претерпела реформирование, и с 2005 г. наша страна перешла со смешанной на пропорциональную систему на выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Во втором полугодии 2004 г. и первом полугодии 2005 г. выборы прошли в 19 субъектах Российской Федерации. Прошедшие выборы показали, что политические партии стали активнее участвовать в избирательных кампаниях. За указанный период всего было выдвинуто 5416 кандидатов, из них по пропорциональной системе - 3150, по мажоритарной - 2266, из которых избирательными объединениями, избирательными блоками было выдвинуто 1042, а путем самовыдвижения 1224 кандидата. По результатам выборов по мажоритарной системе избиратели отдали свое предпочтение кандидатам, выдвинутым избирательными объединениями, избирательными блоками. Из 327 депутатов, избранных по мажоритарной системе, 177 выдвинуто избирательными объединениями, избирательными блоками, а 150 - путем самовыдвижения. Приведенные данные свидетельствуют, что кандидаты, выдвинутые партиями, получают поддержку избирателей. Из 40 партий, имеющих право участия в выборах по пропорциональной избирательной системе, выдвинули списки кандидатов 35, по одномандатным избирательным округам -33.

По итогам недавно прошедших выборов лидирующее положение при распределении мандатов по пропорциональной системе занимает политическая партия «Единая Россия» (в 19 субъектах Российской Федерации), затем идут КПРФ (в 17 - самостоятельно, в 1 - в составе блока), ЛДПР (в 16), Российская партия пенсионеров (в 12), партия «Родина» (в 8 - самостоятельно, в 1 - в составе блока), Народная партия Российской Федерации (в 5), Российская партия Жизни (в 1, в 4 - в составе блоков), партия «Яблоко» (в 1- самостоятельно, в 3 - в составе блока), Партия социальной справедливости (в 1 -самостоятельно, в 1- в составе блока). Из вышеуказанного можно сделать вывод, что избиратели в регионах отдают предпочтение политическим партиям, представленным в Государственной Думе Российской Федерации.

Применение пропорциональной системы в целом позитивно оценивается участниками избирательного процесса и способствует повышению активности не только политических партий, но и непосредственно кандидатов. Ее применение способствует избранию законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в правомочном составе.

На сегодняшний день становление многопартийности в России требует серьезных изменений в сфере правового оформления, поскольку существующая правовая база деятельности партий не вполне соответствует характеру формирующейся российской государственности. В 2005 г. были внесены объемные и существенные изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 18 мая 2005 г. был подписан президентом РФ В. В. Путиным, а до этого 11 мая одобрен Советом Федерации закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствующих положениях, прежде всего, реализована идея самостоятельного участия политических партий в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В числе новаций федерального закона следует отметить установление единого дня голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Таким днем предлагается определить второе воскресенье марта последнего года полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и депутатов. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» также дополняется статьей 81, предусматривающей поэтапный переход к проведению выборов в указанный день в тех субъектах Российской Федерации, в которых ранее очередные выборы проводились не в марте. Если досрочные выборы не могут быть назначены на второе воскресенье марта года досрочного прекращения полномочий (например, полномочия досрочно прекращены в феврале, либо в марте, либо в апреле и так далее), они назначаются на первое воскресенье октября этого же года, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если же досрочные выборы, наоборот, не могут быть назначены на первое воскресенье октября, они назначаются на второе воскресенье марта года, следующего за годом досрочного прекращения полномочий. Так установлен максимальный «заградительный барьер» на выборах в законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации с учетом пропорциональной системы - 7 процентов. Ранее, это был 5% избирательный барьер. Повышение избирательного барьера, на наш взгляд, будет стимулировать к объединению партии, имеющие схожие взгляды Возможно, объединятся правые силы, для того, чтобы попытаться «пройти» в Государственную Думу. И по прогнозу председателя Центризбиркома А. А. Вишнякова, в выборах 2007 г. будет участвовать около десятка политических партий (а не 23, как в 2003 г.), из них 3-5 пройдут в Думу.

В законе также уточняются нормы, касающиеся сбора подписей и проверки подписных листов, регистрации кандидатов, списков кандидатов, порядка проведения агитации. С 25 до 50 процентов увеличивается число кандидатов, при выбытии которых без вынуждающих обстоятельств из списка кандидатов, списку кандидатов соответствующей политической партии отказывают в регистрации или же отменяют регистрацию уже зарегистрированного списка. Закрепляется право местных отделений политических партий выдвигать своих кандидатов на муниципальных выборах. Вводится возможность применения электронного голосования на ограниченном числе избирательных участков (в соответствии с электронной системой ГАС «Выборы»).

Изменение избирательной системы на выборах депутатов Государственной Думы со смешанной на пропорциональную, с одной стороны, стимулирует политические партии развиваться, работать с избирателями не только в ходе избирательных кампаний, но и в период между выборами, привлекать в свои ряды больше сторонников, более активно участвовать в выборах всех уровней, а с другой - укреплять связь депутатов, избранных по партийным спискам, с избирателями. Актуален и вопрос об установлении или усилении ответственности за нарушение законодательства о выборах. Избрание всех депутатов Государственной Думы на основе пропорциональной системы обусловило необходимость внесения изменения в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Из названного Федерального закона исключаются положения, регламентирующие деятельность депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным округам, и их помощников. Одновременно скорректированы положения, касающиеся взаимодействия депутатов с избирателями, а также условий работы их помощников. Так, депутат, входивший в качестве кандидата в региональную группу федерального списка кандидатов, должен поддерживать связь с избирателями на территории, которой соответствовала эта региональная группа. Для этого он обязан открыть свою депутатскую приемную, назначить помощников, вести прием избирателей и отчитываться перед ними. Перечень оснований для прекращения депутатских полномочий дополняется новым для российского законодательства положением, согласно которому депутат Государственной Думы утрачивает свой мандат, если из фракции, образованной политической партией, в составе федерального списка кандидатов которой он был избран, перейдет в другую.

Федеральным законом «О политических партиях»  в 10 раз увеличено государственное финансирование партий, доказавших свою состоятельность на выборах в парламент РФ. При этом изменен порядок финансовой отчетности политических партий, который теперь предусматривает ежегодное предоставление в ЦИК России сводного финансового отчета о поступлении и расходовании средств в отчетном году. Кроме того, с целью оперативного контроля за финансовой деятельностью политических партий закреплена их обязанность ежеквартально предоставлять сведения о поступлении и расходовании средств в ЦИК России, а региональных отделений - в избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.

Ради повышения роли политических партий и с целью создания условий для такого повышения (и снижения количества финансовых нарушений), новым законом «О выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации» значительно увеличивается предельный размер избирательного фонда партии. Теперь на предвыборные нужды партия может потратить 400 миллионов рублей (ранее - 250). Есть еще одна революционная новация: региональным отделениям политической партии также позволено создавать собственные предвыборные фонды (о чем ранее партии только мечтали) для ведения избирательной кампании исключительно на своей территории. Предельные размеры региональных фондов варьируются от 6 до 30 миллионов рублей в зависимости от численности населения, проживающего в регионе

Заслуживает внимания положение закона о взаимоотношениях государства и политических партий. В качестве важнейшего принципа провозглашено невмешательство государственной власти и должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и невмешательство партий в деятельность органов власти. Вопросы, затрагивающие интересы партий, предлагается решать органам государственной власти и органам местного самоуправления с участием соответствующих партий или по согласованию с ними.

Однако проблема в том, что доверие к партийной системе скорее падает, чем возрастает. Интерес к деятельности и, тем более, программно-концептуальным положениям партии тоже уменьшается, что вызвано объективными причинами. Среди них, прежде всего, естественный в парламентско-президентской республике политический вес главы государства, подкрепленный беспрецедентной популярностью В.В. Путина и подтвержденный на последних президентских выборах. Кроме того, в эпоху преодоления развала федеральных структур и «стягивания» регионов к центру роль центральной исполнительной власти закономерно возрастает, она волей и неволей собирает в своих руках основные полномочия.

В такой ситуации перед каждой партией стоит вопрос: будет ли она работать с государством (а сегодня это значит - с президентом) рука об руку или, напротив, станет в оппозицию к его курсу. А поскольку курс президента Путина пользуется поддержкой большинства населения, выбор политических партий практически предопределен. Пойти на «разрыв» с государственной властью в таких условиях значит не только утратить важнейшие ресурсы, которые находятся в ее распоряжении, но и противопоставить себя собственному народу. Получается, что партии выступают сегодня либо приводным ремнем государства, либо не пользуются популярностью и, тем самым, мало кого представляют. По мнению зарубежного политолога Ф. Шмиттера: «Особенность России - слабость политических партий, их малая вовлеченность в процесс консолидации и неспособность самих сосредоточиться и упрочиться».

Необходимо отметить, что общероссийские политические партии, их региональные отделения, а также политические объединения граждан на уровне субъекта федерации являются необходимым структурным элементом гражданского общества. Структурно гражданское общество можно разделить на три уровня: нижний - организации, связанные с производством (профессиональные и предпринимательские союзы и объединения); средний - ассоциации на базе общих социально-политических и общественных интересов (политические партии и общественные движения) и верхний - объединения на духовной основе (СМИ, культурные объединения и союзы). Все они в той или иной форме уже сложились и действуют на Ставрополье.

Политические партии являются важнейшим институтом гражданского общества. Особенность их положения в развитом демократическом обществе, отличающая их от других типов общественных объединений, состоит в том, что политические партии непосредственно участвуют в воспроизводстве и деятельности государственной власти. В частности, политические партии выдвигают кандидатов в представительные органы и на выборные государственные должности, являются разработчиками и носителями политической идеологии, являются политическим посредником, своего рода «буфером» между такими институтами гражданского общества, как корпоративные и профессиональные организации или объединения граждан в целях защиты или представительства определенных социальных групп или интересов (например, правозащитные, молодежные, женские и другие организации) и государственным аппаратом.

На сегодняшний день уровень влияния политических партий в нашем обществе весьма невелик, уровень их связи с обществом - тоже. Российская политическая партия, как в федеральном центре, так и в регионах - это, по большей части, её функционеры - достаточно узкий круг лиц. Как показывает практика, лидеры большинства политических партий в моменты кризисов выступают в одной и той же роли - политических комментаторов, а не лиц, которые чувствуют за собой избирателей и от которых что-то зависит.

Практика показывает, что российские политические партии и их региональные отделения не привыкли заниматься разного рода повседневными вещами. В России этот сегмент политического поля, к сожалению, развит достаточно слабо, что не позволяет даже региональным отделениям общероссийских политических партий пустить крепкие корни на местах.

Учитывая все проблемы, возникающие на политическом поле Ставрополья, краевое правительство стремится постоянно стимулировать политические организации для взаимодействия с властью. С 1997 г. краевая исполнительная власть сделала несколько попыток наладить сотрудничество с политическими организациями Ставрополья на постоянной основе. В июле 1997 г. было подписано постановление о создании консультативно-экспертного политического совета при Губернаторе Ставропольского края. В состав этого органа привлекались лидеры региональных отделений общероссийских политических организаций, а также научные работники и специалисты в области экономики, политики и права. Цель создания совета была двоякой: во-первых, создать систему постоянной коммуникации краевой исполнительной власти с наиболее крупными общественно-политическими объединениями края, выражающими интересы определённой части общества; во-вторых, реализовать возможность социальной экспертизы наиболее значимых решений Правительства края. Первые заседания совета показали наличие готовности у всех субъектов взаимодействия к конструктивному сотрудничеству. Однако вскоре возникли определённые проблемы: в ряде ключевых политических организаций наметились кризисные тенденции, после выборов в Государственную Думу Ставропольского края в декабре 1997 г. политическая активность пошла на спад, интерес центральных органов общероссийских политических объединений к деятельности своих региональных отделений заметно уменьшился.

Помимо этого, в ходе совместной работы выяснилось, что немалая часть политических организаций края понимали под партнерством с краевой исполнительной властью возможность решить собственные проблемы и усилить элемент публичности в своей политической деятельности. Все это в немалой степени затрудняло конструктивную работу консультативного политического совета. Возник и ряд других сложностей. За период с 1997 по 2001 гг. в крае отмечалось заметное снижение интереса населения к деятельности региональных политических организаций, что в значительной степени сказалось и на результатах выборов в Ставропольском крае. Отметим, что с 1991 по 2000 гг. ставропольский электорат мог быть в целом охарактеризован как весьма консервативный по своим взглядам и предпочтениям. Основной политической силой, пользовавшейся поддержкой населения края, была партия КПРФ. Через призму партийного подхода определялась и поддержка кандидатов на общероссийских и региональных выборах.

В заключении отметим, что политические партии - единственный вид общественных объединений, кому по новому избирательному закону предоставлена возможность участия в выборах. В этой связи, вызывает удивление крайне низкая активность региональных отделений политических партий в выборном процессе. В 2004 - 2005 гг. в Ставропольском крае прошли выборы глав восьми муниципальных образований и представительных органов 17 муниципальных образований. И лишь на выборах депутатов представительных органов в г. Ставрополе, в п. Новом Георгиевского района иве. Сенгилеевском Шпаковского района были выдвинуты кандидаты от политических партий.

Тем не менее, процесс партийного строительства в Ставропольском крае является достаточно динамичным. Ежегодно создаются новые общественно-политические организации. В течение 2005 г. зарегистрированы региональные отделения двух политических партий: «Национально-консервативной партии России» и Партии развития регионов «Природа и общество». Это, в свою очередь, расширяет политический спектр и позволяет практически каждому гражданину поддержать то или иное объединение, идеология которого соответствует его политическим взглядам.

Политические партии, являясь свободными объединениями граждан, независимыми от государства, могут более решительно, более последовательно, более настойчиво подвергать критике государственную власть за отступление от законов, за безответственное отношение к выполнению своих обязанностей, за бездеятельное и безынициативное отношение к решению назревших общественных проблем. Чем активнее, чем решительнее будут действовать политические партии в этом направлении, тем в большей степени содержание их деятельности будет соответствовать потребностям и интересам гражданского общества. Всякое ограничение деятельности политических партий будет снижать влияние их на государственную власть, а в конечном счете, тормозить процесс формирования гражданского общества, сужать поле демократии и усиливать разлагающее воздействие бюрократии на общество.

 

Автор: Федорова Е.А.