19.05.2012 6687

Маргинальная харизма личности в переходном обществе

 

Одним из основных отличий переходных состояний общества от стабильных является принципиальная изменчивость, неустойчивость социальной структуры переходного общества, ведущее к маргинализации, распаду старых структур. При этом, если данный процесс затягивается, т.е. если новые структуры формируются медленно, то это может вызвать кризисные явления, стрессовые состояния в общественном сознании и культуре. В переходных структурах, в отличие от становящихся, самостоятельную и равноправную роль играют временные элементы. Это время рождает поистине уникальные феномены политического, социального, общественного и, в том числе, личностного характера. Именно в такие периоды раскрываются харизматические личности. Сравнительно недавно скончался лидер Организации освобождения Палестины Ясер Арафат. Он был личностью, всю свою жизнь балансировавшей и лавировавшей. Харизматик, для которого трансгрессия составляла смысл всей жизни. Изгой и гений, герой и преступник в одном лице, Арафат - уникальный феномен современной цивилизации. Он всегда находился на грани совести, дипломатических, моральных норм. Деятельность личностей масштаба Я. Арафата требует всестороннего анализа и изучения и заслуживает пристального внимания, так как именно такие люди способны на серьезные преобразования социальных систем.

Следует заметить, что анализ маргинальной харизматичности в переходном обществе невозможен без определения ключевого для данной проблематики понятия «Маргинальность». Маргинальность (от лат. margo - граница, грань, край; marginalis - находящийся на краю) - это понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности или группы по отношению к какой-либо социальной общности. Оно подчеркивает особый социальный статус (обычно - низкий), принадлежность к меньшинству, которое находится на границе или вне социальной структуры, ведет образ жизни и исповедует ценности, отличающиеся от общепринятой нормы (например - контркультура). Само понятие «маргнальность» появилось в 20-е годы XX века в работах Р. Парка. Помимо него проблемами маргинальной личности занимались такие ученые как У. Стоунквист, Э. Берджес, О. Льюис и др. У основателя понятия «маргинальность» Р. Парка оно означало положение индивидов, находящихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур и служило для изучения последствий не адаптированности мигрантов, особенностей положения мулатов и других «культурных гибридов». То есть для Парка понятие «маргинальность» имеет сугубо социально-этнический аспект, что снижает его операциональность и возможность использования в иных областях науки. Поэтому в данном исследовании мы возьмем на себя смелость расширить предметное поле использования понятия «маргинальность».

Следует так же отметить, что понятие «маргинальность» имеет не только социальный контекст, но и онтологическое измерение, так как выражает положение или состояние со специфическими «топологическими» свойствами, а именно - способность находиться на краю, на границе социального бытия и человеческой реальности в целом, позиционироваться на краю, на пределе положения или состояния. Следовательно, понятие «маргинальность» коррелирует с понятиями «граница» и «предел», причем не в значении статического пребывания на границе или у предела, но как выражение самого процесса перехода, пересечения границы или достижения и преодоления предела, то есть понимается как динамическое состояние.

В современной гносеологии понятию «маргинальность» уделяют исключительно большое значение. Маргинальность предстает как категория познания, обозначающая нечто нелогичное, непрозрачное для сознания, недоступное для познания человеком. Кроме того сюда может быть отнесено все непознаваемое, внерациональное, нерациональное, иррациональное, противоречивое, парадоксальное, абсурдное, апофатическое.

В современной науке сложилось понимание «маргинальное» как чего- либо негативного, второстепенного, онтологически вторичного, так как обычно понятие сравнивается с нормой, любое отклонение от которой воспринимается, как нарушение, угроза, преступление или болезнь. Эта позиция выражена, в частности, в работах М. Элиаде и В. Тэрнера. В. Тэрнер отмечает, что новые социальные структуры и отношения могут возникнуть только на границе, на периферии старых структур, их становление происходит на изломе, в период революции, во время перехода через хаотическое состояние, когда меняются нормы и ценности, переворачиваются иерархии и формируются новые устойчивые системы. М. Элиаде указывал, что в человеческом бытии существует внутренняя разделенность, двойственность и «всегда так или иначе есть брешь между сакральным и профанным и переход от одного к другому, и именно существование разрыва и перехода лежит в основе религиозной жизни».

Таким образом, наиболее распространенным является понимание маргинальное как отклонения от нормы до определенной степени девиация. Однако представляется затруднительным строго и четко определить, что есть понятие «норма», так как тут же возникает необходимость экспликации понятия «патология», «отклонение». Кроме того, существенные трудности вызывает возможность (корреляции) выявления строгих границ между нормой и девиацией. В этой связи следует согласиться с П.С. Гуриным, указывавшим, что понятие маргинальное  может быть отнесено как к положению и состоянию некоторого объекта в бытии, к его отношению к совокупности других объектов и некоторой системе координат; так и к бытию в целом. Маргинальность предстает как внутренняя характеристика самого бытия, и в особенности человеческого бытия. Использование понятия «маргинальность» подчеркивает сложность внутреннего устройства бытия, нетривиальность его структуры и топологии, многомерность и нелинейность онтологических и антропологических пространств, особое значение динамических и энергетических характеристик бытия человека.

Очевидно, что понятие «маргинальность» отражает топологические свойства и характеристики личности, находящейся в непростых условиях своего экзистенциального бытия, на границе собственного существования. Позитивным, с точки зрения прироста научного знания, является тот факт, что современная философия отмечает не только сугубо деструктивно-девиативный характер маргинальное, но и позволяет взглянуть на нее с принципиально иной позиции.

Кроме того, для наиболее полного и всеобъемлющего раскрытия обозначенных выше проблем необходимо определить понятие «маргинальная личность». «Маргинальная личность» - понятие, употребляемое в современной социологии (впервые в научный оборот было введено американским социологом Р. Парком, разрабатывалась Э. Стоунквистом, Ж. Кланфером) для выделения и анализа специфических, противопоставляемых общественно-нормальным, отношений «социальный субъект - социальная общность». Существуют несколько определений данного понятия. В данном исследовании под «маргинальной личностью» мы будем понимать личность, противопоставляющую себя обществу.

Следовательно, каждый индивид может считаться маргиналом, если по тем или иным причинам в той или иной ситуации возник прецедент неопределенности его социального статуса, либо изменились свойства его личности, либо если личность ощущает в определенной степени собственную неустойчивость.

Кроме того, необходимо конкретизировать, что мы будем понимать под маргинальной харизмой. На наш взгляд, маргинальная харизма - это вид харизматической идентичности актуализированной в пороговой социальной среде или в период пороговой экзистенциальной ситуации.

Определение маргинального статуса харизматической личности возможно только на границах человеческого бытия. При этом только в случае достижения экзистенциального предела - достижения границы личностного потенциала - возможна манифестация маргинальной харизмы.

Именно осознание личностью собственной конечности, исследование пределов человеческого бытия является предпосылкой, необходимым условием для выхода за пределы своего способа существования, для возможности превышения человеческого статуса, превосхождения пределов бытия человека, преодоления человеческого в человеке, трансцендирования.

Существование маргинальной харизматической личности определено константным расположением «между»: между различными сферами бытия, между небытием и сверхбытием, между нормой и патологией, традицией и инновацией, модернизацией и регрессом. Однако эти противоположности нередко могут сливаться, оказаться невидимыми для обыденного сознания. Кроме того, маргинальная харизма как предел харизматической идентичности, всегда появляется в сложные промежутки истории сразу и привлекает, и отпугивает потенциальных адептов в силу своей запредельности, непознаваемости и не гарантированности. Любые предельные идентичности предельно рискованны, поэтому не всегда популярны, но всегда имеют адептов.

Маргинальная харизма в переходных обществах для большинства обывателей амбивалентна: она, с одной стороны, и притягивает, потому что является в определенной степени вызовом обществу, с другой стороны, отталкивает, так как представляется непонятной и опасной. Очевидно одно: маргинальная харизма всегда находится в центре внимания общества. Общество имеет свою точку зрения в отношении ее экзистенциальной диспозиции маргинального харизматика.

Хотелось бы отметить еще одну немаловажную деталь - маргинальное положение харизматической личности в переходном обществе обозначает не только позицию субъекта на границе некой зоны, сферы существования там, где заканчивается одно и начинается другое, но и переходный статус самой личности. При этом движение личности в маргинальном пространстве не обязательно означает, что харизматическая личность, таким образом, переходит на более высокий или более низкий уровень развития.

Между тем, для современной науки представляется весьма актуальным рассмотрение тактики и стратегии поведения харизматической личности в ситуации перехода, в ситуации экзистенциального кризиса. При этом, очевидно, возможны различные поведенческие стратегии харизматической личности в ситуации маргинальной экзистенциальности в переходном обществе. По нашему мнению, весьма перспективным, с точки зрения прироста научного знания, представляется описание стратегий поведения личности в маргинальной ситуации предложенное П.С. Гуриным. Схема, предложенная Гуриным, является валидной и для анализа стратегии поведения маргинальной харизматической личности в переходном обществе. Как отмечает П.С. Гурин: «Возможны различные пограничные стратегии: первый вид стратегии - обнаружение границ, осознание границ, определение границ. Любое смыслополагание - это разграничение. Можно сказать, что вся человеческая деятельность - это различные способы проведения новых границ своего мира и самого себя». То есть любая харизматическая личность в маргинальной ситуации всегда стремится, с одной стороны к выявлению маркеров возможного предела, с другой стороны к нарушению социальной границы. В переходном обществе маргинальная харизма помогает обществу быстрее выявить новые приоритеты, зачастую указывая не функциональные и не перспективные способы возможной эволюции методом от противного.

Вторая стратегия - страх границы, отталкивание от границы, избегание, убегание, бегство от границы. Граница предстает как нечто опасное, страшное, чужое, враждебное. На границе кончается мое бытие, там ожидает боль, смерть, погибель. Очевидно, наоборот, маргинальный харизматик, а точнее сказать, его наличие в обществе и определенная социальная активность способствуют осознанию обществом собственных ошибок. И чем быстрее общество осознает значимость деятельности маргинального харизматика, тем быстрее оно способно найти новые резервы для дальнейшей эволюции.

«Стремление к границе, притяжение к границе, убегание на границу, центробежное движение. Граница притягивает, привлекает к себе, как новое, интересное, что-то особенное». Маргинальная харизматическая личность зачастую продолжительное время не осознает собственную уникальность, но, тем не менее, всегда стремится приблизиться к краю границы социума. В этом проявляется ее революционное начало. Довольно часто маргинальных харизматиков при жизни считают «сумасшедшими», «помешенными», или просто странными людьми. В этой связи отметим позицию, которую занимал по данному вопросу Ч. Ломброзо. Он считал, что гениальность и помешательство довольно часто соседствуют, и не всегда истинные гении могут быть поняты при жизни. Таким образом, витальная экзистенция такой харизматической личности является маргинальной. Однако нередко после смерти такого харизматика, он избавляется от прижизненного маргинального образа, который трансформируется в образ великого гения и великого созидателя.

Нередко маргинальная харизматическая личность стремится к стиранию, размыванию границ, их устранению. В ситуации выбора данной стратегии маргинальная харизматическая личность занимает крайне неконструктивную позицию, стремясь к дестабилизации существующего в системе status quo.

Зачастую маргинальная харизма ослеплена собственными деструктивными идеями, поэтому не всегда способна отдавать отчет собственным действиям. В этом случае маргинальная харизма способна на существенную трансгрессию собственной нерастраченной пассионарности. Чаще всего эта трансгрессия маргинального харизматика осуществляется посредством собственных адептов в политической сфере общества. При этом такая личность до конца не отдает себе отчета о последствиях своих действий.

«Пребывание на границе, в пограничной ситуации, в пограничной зоне, в неопределенности, двойственности. Здесь возможны различные последствия, можно ожидать чего угодно, но любые события происходят только на границе». Данный тезис Турина вряд ли требует объяснения. Тем не менее совершенно ясно, что в большинстве случаев маргинальный харизматик способен на адекватное осознание собственных поступков только после того, как им были совершены те или иные действия деструктивного характера.

Доминирование в обществе в те или иные промежутки времени маргинальной харизмы зачастую позволяет традиционным социальным институтам по иному взглянуть на собственное предыдущее существование, позволяет обществу трансформироваться и зачастую помогает ему найти новые приоритеты в развитии. Нашу мысль подтверждает П.С. Турин, отмечая, что деятельность маргинальной личности приводит к расширению, размыканию границ, развитию, совершенствованию, прогрессу, расширению границ человеческого опыта.

Выделяемые Гуриным возможные варианты действия личности в маргинальной ситуации - «переход, пересечение границы, преодоление границы (подвиг), нарушение границ (преступление), переступание границ, разрушение, превосхождение границ, трансцендирование, как расширение границ человеческого бытия» - в которых оказывается средне статистическая личность являются валидными и при описании поведения маргинального харизматика. То есть маргинальным харизматиком в маргинальной ситуации избираются различные алгоритмы деятельностной активности.

Особенно продуктивным, если смотреть на перспективы трансгрессии марганальной харизматической личности, является «пребывание за границей, за гранью, по ту сторону, в другом пространстве, в иных сферах бытия. Это творческое вдохновение, озарение, просветление, откровение и другие феномены духовного и мистического опыта».

Следовательно, возможны самые разные стратегии и тактики поведения харизматической личности в ситуации перехода. При этом чаще всего маргинальная харизматическая личность проявляет себя как социальный девиант, отклоняющийся от нормы, возникшей и существовавшей хронологически ранее ситуации социального перехода.

Французский структурализм широко использовал понятия «маргинальный субъект», «маргинальное пространство», «маргинальное существование», которые манифестируются на границе социальных структур и обнаруживающие свою пограничную природу при любом изменении, сдвиге или взаимо переходе структур. Р. Барт считал, что маргинальность отражает стремление к инновации, возможность отрицания различных культурных стереотипов и запретов, унифицирующих власть всеобщности над единичностью и уникальностью. М. Фуко полагал, что вряд ли следует рассуждать о подлинной маргинальное  в рамках бинарной оппозиции (добро-зло, хорошее-плохое и т.п.), ибо идентифицировать ее как таковую можно лишь в отсутствии всякой нормы. Фуко было замечено, что все девианты не являются маргиналами в строгом смысле слова, так как их экзистенциальное положение детерминировано наличием нормы, а опыт маргинального существования не может быть вписан внутрь институциональных стратегий. Ж. Деррида в своих работах отстаивал идею «различения», «инаковости», сосуществования множества не тождественных друг другу, но вполне равноправных инстанций. С исчезновением «центра», являющегося средоточием и символом власти, исчезает и понятие господствующей, доминантной культуры.

Маргинальная харизма может оказаться структурообразующей для будущих социальных систем. Г. Башляр, считавший маргинальность болезнью и отклонением, высказал мысль что «болезнь, расстраивая некие аксиомы нормальной организации, может открывать новые типы организации». При этом, по Башляру, «болезнь», это некое особое, отличное от «нормы» состояние, которое позволяет по новому взглянуть на подчас тривиальные и обыденные вещи. Тем не менее, можно предположить, что «болезнь» позволяет субъекту (или структуре) осознать необходимость излечения и обновления.

В современной философии существует весьма важное с точки зрения рассматриваемых нами проблем, понятие - это понятие «лиминальность». В научный оборот оно было введено В. Тэрнером. Данное понятие обозначает переходность. Если говорить буквально - пороговость. В. Тэрнером было выделено несколько фаз процесса перехода: 1) разделение; открепление личности или целой группы от занимаемого ранее места и от определенных культурных обстоятельств; 2) грань (margo), порог (limen); отсюда маргинальность и лиминальность. В этой фазе «переходящий» субъект получает черты двойственности, поскольку пребывает в той области культуры, у которой очень мало или вовсе нет свойств прошлого или будущего состояния. Это некие точки бифуркации; 3) восстановление целостности, образование новой структуры.

В. Тэрнер использует понятие «коммунитас», которое обозначает социальную группу, некоторую общность в состоянии бесструктурности, в ситуации вне структуры, в процессе перехода к другой, новой структуре. Коммунитас попадает через щели структуры в лиминальность, в состояние социального и онтологического хаоса. Через окраины, грани и границы структуры коммунитас прорывается в маргинальность, где может быть обретен новый опыт, опыт истины, опыт сакрального. Маргинальная харизматичность, в потенциале, способна указать социуму вектор прогрессивного развития, чаще всего (хотя и не всегда), указывая как не нужно действовать. Пророки и гении, великие полководцы и выдающиеся политики имеют склонность к лиминальности и маргинальное это «пограничные люди». Они всегда смотрят дальше и достигают глубин, недоступных многим. Лиминальность, маргинальность и низшее положение в структуре - условия, в которых часто рождаются мифы, символы, ритуалы, философские системы и произведения искусства.

Большинство людей равны в возможности пережить экстремальный опыт, и только немногие (харизматики) добровольно решаются на такой шаг, пытаясь избежать своей судьбы. Человеку не всегда хочется покидать собственный уютный уголок. Такой серьезный шаг способен сделать индивид, поставленный перед непростым жизненным выбором. Для всякой личности рано или поздно наступает время, когда под влиянием различных бифуркационных факторов ему приходится сделать выбор.

В этой ситуации грань обыденной реальности становится разорванной. Изменение привычных условий провоцирует экзистенциальную ситуацию, взрывает всю устоявшуюся иерархию ценностей и отношений и забрасывает личность в иное пространство и время, в другое бытие. При этом, личность в этой ситуации зачастую действует, исходя не из обычной логики причинно - следственных связей. Харизматик рискует, зачастую поступает вопреки здравому смыслу, полагаясь в большинстве случаев на собственную интуицию. При этом такая ситуация неповторима и необратима, но тем большую ценность для личности может иметь жестокий опыт переживания подобных состояний.

Следует заметить, что зачастую маргинальная личность свои поступки не продумывает. Она действует под влиянием внутренних сиюминутных порывов. При этом нередко маргинальный харизматик - это личность с теми или иными патологиями (психологическими, физическими).

Весьма интересным для анализа (не только и не столько в сугубо философском аспекте) представляются маргинальные харизматики, манифестирующиеся в переходные периоды развития общества, которые позиционируются или их позиционируют как обладателей религиозной харизмы. Для окружающего их социума они представляют не меньшую угрозу, чем для существующей религиозной организации. Они великие возмутители умов. При этом степень религиозности общества не оказывает прямого влияния на религиозного маргинального харизматика. Они способны не только создавать новые культы, но обращать в них былых безбожников. Особую опасность представляют секты. Ереси и секты спекулируют на каком-либо одном элементе радикального опыта, подчиняя ему весь образ жизни адептов; акцентируя их высокое предназначение и особую избранность, подчиняют их жесткой властной структуре. И хотя личность адепта, несомненно, подвергается некоторой трансформации, маловероятно, что происходит его реальное освобождение или преображение, которое настойчиво предлагает адепту «учитель», «пророк». Слишком уж похожи методы и средства различных сект и групп психотренинга, несмотря на их столь различные названия и декларации. Слишком тесно их деятельность связана с бизнесом. Если же и происходит соприкосновение с миром сверх естественного, то вряд ли адепт будет иметь дело с теми самыми силами, которые были ему обещаны. Поэтому после психологических упражнений адепты часто становятся клиентами психиатров.

Следовательно, харизматик-маргинал в религиозной сфере опасен. Он способен оказать серьезное влияние на положение в обществе, выступить его разрушителем, но способен и консолидировать данное общество (точнее сказать сообщество).

Анализируя маргинальную харизматическую личность в переходном обществе, следует упомянуть и о еще одном аспекте, а точнее сказать проявлении данного феномена. Мы имеем в виду этнически окрашенного маргинального харизматика. Данный вид харизматической активности способен выступить сильнейшим этномобилизующим фактором. В нынешних условиях актуализации в современном обществе открытых конфликтов анализ и прогнозирование этномобилизующих факторов выходит на первый план. Особенно актуальным, с точки зрения этномобилизационной составляющей, представляется фактор наличия в этнической среде маргинального лидера с харизматическими задатками. Харизматическая личность, манифестирующаяся в этнической среде стихийно, как правило, носит маргинальный характер.

Харизматик-маргинал, как правило, стихийно обособляется в этнической среде. Характерной особенностью этого процесса на начальном этапе является временная неосознанность самим харизматиком наличия у него скрытых рычагов влияния. Маргинальный этнически аффилированный харизматик демонстрирует высокую этническую мобильность, лидерские качества в данной этнической среде. Такая личность, как правило, долгое время не осознает собственной харизматической избранности. Его харизма проявляется в условиях дестабилизации общественных институтов. Как известно, одним из основных отличий переходных состояний общества от стационарных является принципиальная изменчивость, неустойчивость социальной структуры переходного общества, ведущее к маргинализации, распаду старых структур. Этот процесс, если он затягивается, т.е., если новые структуры формируются медленно, может вызвать кризисные явления, стрессовые состояния в общественном сознании и культуре. Именно условия стресса актуализируют у отдельных личностей долгое время скрытый харизматический потенциал. Следовательно, необходимы, с одной стороны, сугубо эндогенные, собственно-личностные природные задатки. С другой стороны, без наличия экзогенных девиаций, манифестация временно латентной маргинальной харизмы представляется мало вероятной.

Маргинальная харизма имеет сугубо прикладную, целевую направленность. Устранение или достижение ранее существовавшей цели автоматически приводит к рутинизации, а затем, и к потере маргинальным харизматическим лидером собственных харизматических качеств. При этом не каждый индивид способен на манифестацию собственного харизматического потенциала. Существенное значение в этом случае приобретают биффуркационные факторы, без существования которых истинная харизма не всегда способна себя проявить.

Харизматик-маргинал способен серьезным образом влиять на процессы в обществе в условиях кризиса, в которых в качестве доминирующего актора выступает этническое сообщество. Данные явления могут выражаться в различных формах. Однако особую опасность для жизни этнического сообщества представляет возможное разрушение и эрозия основных функций и компонентов этноса: этнической культуры, языка, эндогамии, этнического сознания и самосознания.

Следует отметить, что процесс разрушения этнического образования коррелирует с кризисными явлениями. Кризис не обязательное (но желательное) условие манифестации харизмы вообще и маргинальной этнической харизмы в частности. При этом мы считаем, что манифестация в этническом социуме маргинальной харизмы имеет два основания: 1) это есть ничто иное, как компенсация этносом утраченной пассионарности; 2) с другой стороны, данный факт следует рассматривать как проявление личностной пассионарности маргинального харизматика. Как отмечает В.Г. Бабаков, данные факты следует отнести к сугубо внутренним (эндогенным) свойствам активности этноса.

Манифестация этнической маргинальной харизмы - это этнически эндогенное усилие, направленное на сохранение этнической популяции. Оно особенно характерно для этнически неоднородных государств.

Как отмечалось в научной литературе, маргинализация традиционных и вновь образующихся социальных групп и структур является господствующей тенденцией в обществах переходного типа и со специфическими интересами и ценностями, моделями поведения в различных сферах жизнедеятельности: экономической, социальной, политической и т.д. Индикатором маргинальное  является наличие «теневого» поведения, т.е. поведения, которое не вписывается в традиционные представления о стандартном поведении элементов той или иной социальной структуры.

Теневое поведение (неформальные отношения в сфере производства и распределения, круговая порука по родственным и земляческим связям, черный рынок, скрытое воровство, подпольные формы досуга и т.д.) характерно для всех общественных структур и формаций, но особенно рельефно оно проявляется в общественных системах, находящихся в стадии транзитное.

Следует упомянуть и о еще одном немаловажном аспекте, когда этническая структура по тем или иным причинам определенное время не имеет фиксированных позиций в социальной сети, а также не имеет фиксированных ролей. Это состояние выступает как феномен «застревания» в настоящем, что при динамике остальной социальной среды, развернутой к будущему, оборачивается для транзитивных групп и их членов консервацией субкультуры переходности, промежуточности, временности. Такое незавершенное существование, сохраняя долгое время свою целостность, претерпевает всеобъемлющее одновременное устаревание.

В.Г. Бабаковым точно подмечено, что индикатором маргинальное  является наличие теневого поведения, которое не вписывается в традиционные представления о стандартном поведении этнофоров того или иного народа. Очевидно, что наиболее часто в качестве такого маркера в этнической среде выступает харизматическая личность. При этом маргинальный харизматик зачастую не считается с традициями, обычаями его этнического образования. Маргинальный харизматик сам выступает в качестве универсального генератора норм и обычаев. Как отмечает В.Г. Бабаков, «при этом разрушаются традиционные этнические ценности, внедряются новые поведенческие коды, не свойственные как этнической этике традиционных народов, так и позитивным ценностям современной цивилизации».

Таким образом, маргинальная харизма, как немаловажный, но не единственный атрибут нестабильного общества, как правило, проявляется в не простые периоды жизни общества. Причины их появления чаще всего не единичны. Следует говорить о комплексе причин: социального, политического, экономического, культурного, цивилизационного, субъективно-личностного характера. При этом последствия их появления для общества также весьма неоднозначны, так как неравнозначны для каждого из уровней самоорганизации общества. Маргинальная харизма в переходных обществах амбивалентна. Она помогает обществу быстрее выявить новые приоритеты, зачастую указывая нефункциональные и неперспективные пути возможной эволюции методом от противного. Наличие в обществе маргинального харизматика и его определенная социальная активность способствуют осознанию обществом собственных ошибок. Вместе с тем, наличие в обществе маргинального харизматика есть один из признаков нарушения социальной стабильности. Такое нарушение может быть количественным - обратимым и качественным - необратимым. В первом случае оно носит ситуативный характер и преодолевается методами социального управления, во втором - перерастает в социальный кризис. Именно во втором случае и возможна манифестация маргинальной харизматичности. Маргинальная харизма способна выполнять активную этномобилизующую функцию. Чем выше степень этнической аффилиации, тем очевиднее становится ее этномобилизующий характер. Такой характер харизматической активности требует уделять существенное внимание появлению в этнически нестабильных структурах такого рода личностей. И чем быстрее общество осознает значимость деятельности маргинального харизматика, тем быстрее оно способно найти новые резервы для дальнейшей эволюции. Маргинальная харизматическая личность зачастую продолжительное время не осознает собственную уникальность, но, тем не менее, всегда стремится к дестабилизации существующего в системе status quo.

Маргинальная харизма способна на существенную трансгрессию собственной нерастраченной пассионарности. Трансгрессия маргинального харизматика осуществляется посредством собственных адептов в политической сфере общества. При этом такая личность до конца не отдает себе отчета о последствиях своих действий. В большинстве случаев маргинальный харизматик способен на адекватное осознание собственных поступков только после того, как им были совершены те или иные действия деструктивного характера.

Если говорить о различиях между маргинальной харизматической личностью и «просто» харизматической личностью, то следует отметить, что маргинальная харизматическая личность - это личность, возникшая в пограничной социальной среде в пограничных исторических условиях. При этом появление маргинальной харизматической личности обусловлено телеологическими основаниями. В большинстве случаев маргинальный харизматик - это орудие разрушения. Чаще всего маргинальные харизматики - это личности, обладающие низкими коммуникативными свойствами, и не способные к конструктивной деструкции (т.е. разрушению системы, которое позволило бы ей в последствии трансформироваться в новое более жизнеспособное качество). Деструктивное начало у такого рода личностей преобладает над всеми остальными свойствами и как правило это деструкция ради деструкции. Маргинальные харизматики (особенно в религиозной и этнической среде) не способны на принятие любого инакомыслия, в этом заключена основная опасность для общества.

Таким образом, харизматик-маргинал чаще всего проявляется в период социальных трансформаций. Последствия его манифестации носят амбивалентный характер: с одной стороны, она выступает в качестве созидательного начала, так как позволяет обществу найти новые ориентиры, зачастую «методом от противного», с другой - она способна на серьезные разрушения существующей социальной системы. Маргинальная харизма - атрибут изменяющегося общества, априори ориентированная на неприятие любой инаковости и на разрушение, а также выполняет активную мобилизационную функцию. Она способна на существенную трансгрессию собственного пассионарного потенциала.

 

АВТОР: Зинев С.Н.