19.05.2012 17108

Культура межэтнического общения в северокавказском регионе: особенности становления и перспективы развития

 

На протяжении многих веков на территории Северного Кавказа складывался и получил развитие особый вариант межэтнического общения. Никогда в прошлом этот регион не был населен этносоциальными общностями одного рода, языка, культуры, быта. Напротив, именно здесь всегда «встречались», налаживали связи и отношения, вступали в многомерные взаимодействия несколько этнокультурных массивов. Чрезвычайная сложность, но одновременно и исключительная плодотворность долгой цепи разных контактов порождали феномен постоянной полиэтничности и культурно-бытового симбиоза. Исходя из этого, Северный Кавказ можно назвать социокультурным регионом. Под социокультурным регионом мы понимаем устойчивый в основных типологических чертах социокультурный и хозяйственный комплекс, который образует природно-ландшафтные условия и способы хозяйствования в них, систему экзистенциональных ценностей, религиозно-нравственное мировоззрение, формы правовых и политических отношений и которые проявляются в определенных пространственно-временных рамках у близко живущих народов.

Многовековая история свидетельствует о том, что народы Северного Кавказа относились друг к другу с большим уважением, имели дружественные и родственные связи, обменивались материальными и духовными ценностями: Все это способствовало развитию менталитета горских этносов. В этногенезе народов Северного Кавказа очень много общего, в результате чего происходило взаимообогащение духовно-нравственных ценностей, взаимопроникновение нравов и обычаев и других элементов этнокультур у различных народов.

Кавказский регион является сложным, поскольку генетические корни народов и культур здесь переплетаются очень тесно. Не случайно в своей культурологической концепции Н.Я. Марр выделил Кавказ как древний «очаг» распространения культур на Запад и Восток, Север и Юг.

Этнические культуры Северного Кавказа на протяжении длительного времени испытывали влияние различных культур и цивилизаций Востока и Запада: хеттской, вавилонской, древнегреческой, древнеримской, византийской, арабской, славянской, западноевропейской и др. Специфичность культурного ландшафта Кавказа заключается в том, что он в миниатюре моделирует многообразие культур всего мира на основе следующих основных параметров: 1) разнообразие культур; 2) многообразие языков; 3) сохранение архаичных культурных форм и традиций, которые существуют в рамках христианской, исламской, буддийской цивилизаций; 4) сильная экологическая ориентированность, присущая горным культурам в силу хрупкости и уязвимости горной системы; 5) высокий креативный потенциал духовного ядра этнической культуры, постоянно генерируемого миром гор; 6) большая плотность этнических культур на малом пространстве горной системы; 7) богатство ресурсов различного рода; 8) ксенический характер существования множества этнических культур; 9) противоречивость взаимодействия ряда этнических культур, обусловленная целым рядом внешних и внутренних причин; 10) сакральная символизация гор, ответственная за индивидуальный характер этнокультурных сообществ.

Процессы культуры межэтнического общения на Северном Кавказе тесно связаны не только с социально- экономическим развитием общества, но и с локальным размещением и передвижениями этнических групп.

На формирование народностей Северного Кавказа значительное влияние оказали внешнеполитические события, такие как массовые миграции аланских ирано-язычных племен, гуннов и монголо-татар в XIII в. Эти события вызвали изменения и перемещения этнических групп и явились определенными историческими рубежами не только в политической жизни, но и в дальнейшем этногенезе автохтонов Северного Кавказа.

Племена Северо-Западного Кавказа с I тысячелетия до нашей эры установили в разных формах контакты со степными киммерийцами и скифами, а с III в. до нашей эры и с сарматскими ирано-язычными племенами. В начале нашей эры в Приазовье возникает аланский союз племен. Античные историки связывают их с более древними племенами - савроматами, массагетами.

Как отмечал Е.И. Крупнов, аланы воздействовали на культуру адыгов. Например, во всех абхазско-адыгских языках зафиксировано некоторое число аланизмов, которые должны были проникнуть в их среду до XIII столетия.

В VII - IX в. хазары овладели Северным Кавказом. Адыгский фольклор говорит о военных столкновениях хазар с адыгами. С этого времени (конец VII в.) связи адыгов с тюркскими племенами стали более тесными. По мнению А.К. Шагирова, в связи с этим уместно вспомнить об адыгском «къэзэр», означающим «скупой, скряга», «продающий по высокой цене, дорого запрашивающий за свои товары и неуступчивый в цене»

В средние века Великий шелковый путь пролегал через территорию Северного Кавказа с северо-востока на юго-запад. Великий шелковый путь имел исключительно важное значение для культурной и экономической жизни.

Северного Кавказа. Значение его проявлялось также и во влиянии на международную политику, преломлявшуюся в судьбах народов региона. Несомненно, что для местных племен-земледельцев и кочевников, знавших в основном свой замкнутый патриархальный мир, периодическое перемещение по его дорогам византийских, иранских, арабских, древнерусских воинов, торговцев с совершенными по качеству ремесленными изделиями, а также дипломатов, послов, миссионеров имело глубокое цивилизующее значение.

На культуру межэтнического общения народов Северного Кавказа, как отмечено Р.Г. Кузеевым, повлияли различные группы факторов: первая группа - естественно-исторические (где основную роль играют факторы природно-географический, демографический и факторы этнокультурной среды), вторая группа - социально-исторические факторы (политический, социально - классовый, идеологический), третья группа - этнические свойства (язык, материальная и духовная культура, историческая память, образ жизни, обычаи, обряды, этническое самосознание).

Человеческая история всегда была историей контактов как личностных, так и межэтнических. Этнокультурные связи являются одним из необходимых факторов во взаимоотношениях людей и действенным средством формирования национального самосознания. У многочисленных народов Северного Кавказа свой, определенный уклад жизни, быт и вековые этнокультурные и этносоциальные связи.

История развития северо-кавказских этносов неразрывно связана с историей Российского государства, которое изначально складывалось как многонациональное. Как отмечает исследователь А.В. Гадло, «с конца X века русский этнический компонент влился в состав разнообразных этнических общностей Северного Кавказа и, установив с ними тесные и разносторонние связи, стал активным участником экономической и политической истории Северо-Кавказского региона». Окончательное утверждение России на Северном Кавказе произошло, как известно, лишь во второй половине XIX века.

Взаимодействие славянского населения и народов Северного Кавказа уходит корнями во времена Киевской Руси, развивается сложно и неоднозначно и является определяющим для современных этнокультурных процессов в регионе.

Начиная с VIII - IX вв. с территорией Северного Кавказа косвенно связаны русы-славяне. По свидетельству арабов ат-Табари и Балами, русы являлись активным фактором межэтнических отношений и на Восточном Кавказе, в прикаспийских районах севернее Дербента, - еще в начале арабо-хазарских воин, т.е. в 60-е гг. VII в.

Можно выделить несколько этапов культурного взаимодействия восточных славян, а затем русских с народами Северного Кавказа.

Первый этап относится к V-XII вв. В этот период переселившиеся на Великорусскую равнину восточные славяне имели достаточно тесные взаимосвязи с племенами и этническими группами, входившими в государственно-племенной Аланский союз (генетически и культурно-исторически они связаны со многими современными народами Северного Кавказа, особенно с осетинами и адыгами). Исследователями отмечены культурно-исторические параллели в материальной, бытовой культуре алан и восточных славян, которые отчасти являются следствием общих заимствований из одного культурного источника или выступают проявлением культурного взаимообмена, зафиксированного на основе археологических материалов, данных лингвистики и др. (прически, головные уборы, инвентарь в захоронениях и т.п.). Социокультурные и политические процессы у восточных славян, наряду с взаимодействиями с Византией, норманнами и Хазарским каганатом, были катализированы элитными слоями этнических сегментов Аланского союза: иронами, меотами, тюрками. Они играли определенную роль в составе великокняжеской и княжеских дружин, восточной администрации; возможно, аланское происхождение имели князья некоторых союзов восточнославянских племен. История региона в этот период не являлась «замкнутой». Широкие внешние связи Хазарского каганата, арабо-хазарские войны, торговые отношения превращают Северный Кавказ в зону активных и разнообразных взаимоотношений.

Причерноморье и Приазовье, заселенные этими народами, были одним из каналов распространения на Руси христианства. Приазовье, в частности Тмутараканское княжество, являлось районом наиболее интенсивного взаимодействия славян, алан, тюрок и других народов.

В «Повести временных лет» под 988 г. упоминается о русском княжении в Тмутаракани. Этому предшествовал поход Владимира I на хазар. По выводам историка средневекового Кавказа А.В. Гадло, вслед за дружинами Владимира стало возможным массовое передвижение на юг земледельческого и ремесленного люда: «Русский этнический компонент влился в состав разноязычных общностей Северного Кавказа и, установив с ними тесные и разносторонние связи, стал активным участникам экономической и политической истории северокавказского региона XI - XIII вв. и одним из создателей общей средневековой культуры населявших его народностей». На основе этого синтеза зарождается про то казачество.

В 1242 году Золотая Орда, впервые упомянутая в русских летописях, захватила практически всю равнинную часть региона - от Каспийского моря на востоке до Азовского и Черного морей на западе. Новое государственное образование способствовало притоку новых групп населения. Вместе с центрально-азиатскими, алтайскими и сибирскими племенами, перекочевавшими сюда, в регионе появляются и другие группы населения, согнанные сюда с покоренных территорий. Золотая Орда способствовала и разрыву традиционных отношений населения равнины Закавказья, включенного в другое Чингизидское государство - государство Ильханов.

Вместе с тем, складывание золотоордынского государства приводит к тому, что через территории начинают проходить транзитные и караванные дороги, способствовавшие появлению новых, компактных групп населения, занимавшихся торговлей. Вдоль Азовского и Черного морей строятся генуэзскиел венецианские, итальянские торговые фактории, давшие новый стимул для хозяйственного освоения региона и развитию торговли, межэтническим процессам. Торговля и городская жизнь в факториях так или иначе вовлекла в свою сферу различные горские народы региона.

Второй этап охватывает XIII-XV вв. Древнерусские княжества, потестарно-политические объединения Северного Кавказа подверглись разгрому в ходе монголо-татарского нашествия и оказались в сфере влияния или в составе Золотой Орды. В этот период диалог северокавказских народов и формирующихся великороссов развивался в крайне противоречивых формах. Главным образом он проявлялся в процессе происхождения южнорусского казачества.

Казаки положили начало сторожевой и станичной службе на южной границе. Русское население, позднее известное под именем казаков, в этот период московское правительство не считало своими (служилыми) казаками. Эти казаки под именем «вольных» казаков на государственной службе появились в конце XV века.

Период с XVI по XVII вв. является третьим этапом культурного взаимодействия между Россией и народами Северного Кавказа. Это время занимает особое место в истории России и Северного Кавказа. Процессу формирования культуры межэтнического общения были подвержены не только народы, живущие рядом друг с другом, но в этот процесс были вовлечены и народы-переселенцы. Так произошло с русскими переселенцами из центральных губерний России, внесшими в быт и культуру местных народов специфические элементы своей культуры. Здесь небезынтересно вспомнить о давних связях ногайских и русских казаков, еще в XIV-XV веках составлявших единые ватаги, которые разгуливали на широких просторах низовья Дона. О таких фактах пишет в своей фундаментальной работе академик В.М. Жирмунский.

В XVI-XVII вв. диалог между Россией и народами Северного Кавказа носил в целом взаимообогащающий характер, преимущественно ознакомительный, который в политическом плане, несмотря на периодические конфликты, выражался в союзно-вассальных отношениях и в постепенном нарастании про-российской ориентации владетелей и вольных обществ Северного Кавказа. На Северном Кавказе с этого времени идет активный процесс роста русского, включая казаков, населения. Княжеско-боярская элита Московского царства интегрирует в свой состав горские элементы (например, князья Черкасские, занимавшие выдающееся место в Боярской Думе). Однако присутствие относительно небольшого числа горцев в русской элите неизбежно вело к их ассимиляции. В контактной зоне взаимообогащение традиционной русской и северокавказских культур происходило в хозяйственно-бытовой сфере, продуктом антропологического и культурного синтеза становится терско-гребенское казачество, которое способствовало развитию общения России и Северного Кавказа.

В 1588 году в устье Терка был поставлен укрепленный Терский городок. В 90-х годах восстанавливается подданство кабардинских князей. В этот же период правления Бориса Годунова настойчиво стремилось распространить влияние Русского государства вглубь Кавказа, что облегчалось стремлением кавказских народов, истребляемых Турцией и Персией, получить помощь и поддержку Русского государства, в котором эти народы видели единственную тогда силу, способную противостоять турецкой и персидской экспансии.

Постепенное и совместное развитие ранее изолированных национальных окраин с собственно русскими областями и губерниями, станицами и селами вело к хозяйственному и культурному сближению народов, усилению межнационального общения, формированию полиэтнического государственного пространства. В процессе общения славянских народов с местным населением происходило заимствование обычаев, трудовых навыков, культурный обмен. Национальный состав населения страны способствовал росту численности межнациональных браков. Интересно, что они наблюдались не только между представителями одной, например, мусульманской веры. Межэтнические браки были явлением достаточно частым. Кабардинский князь Темрюк выдал одну дочь Гощаней (после крещения Мария) за Ивана Грозного, а другую Малхуруб - за ногайского мурзу Динахмеда. Предводитель Малой Ногайской Орды - Казый мурза - был женат на черкешенке.

История взаимодействия горских народов с русскоязычным населением свидетельствовала о том, что в процессе совместного проживания и развития общественных отношений происходило взаимное проникновение элементов национального характера. Уникальность одного этноса, его этнопсихологические особенности в какой-то мере заимствовали соседние народы и тем самым дополняли друг друга. Так формировалась этнопсихологическая совместимость различных этносов, вырабатывались общечеловеческие традиции и обычаи, гуманистические черты, присущие всем народам, которые живут веками по соседству.

Несмотря на различие исторических судеб и этногенетических траекторий, народы Кавказа с их разными пространствами языков и религий имеют общую мифопоэтическую культуру, выраженную в нартском эпосе. Фундаментальным механизмом культуры, в котором выражена кавказская культурная общность, является этикет, представляющий собой коммуникативный алгоритм. «Кавказский этикет выходит далеко за рамки того, что принято, в общем, понимать под этикетом, и предстает как своеобразное алгоритмизированное в знаках действия выражение философии бытия и достойного обитания в нем. Эта философия уникальна прежде всего тем, что не только и не столько в логосе слова и в фигурах речи, сколько в знаковых действиях (деяниях) - в общедоступной, общекавказской семиотике этикета, в языке и знаках «должного» поведения, «должных» межродовых и межличностных отношений - коммуникаций».

Самоидентификация каждого народа Северного Кавказа связана с собственными морально-этическими кодексами, имеющими, однако, много общего. Наиболее жестко и недвусмысленно определен морально-этический кодекс у адыгов. Адыгский этикет оказал сильное влияние на соседние народы, и в известной степени может быть рассмотрен как типичный. Стиль и образ жизни адыгов определяется адыгагъэ, что, с одной стороны, означает «адыгство», а с другой - перекликается с понятием «человечность». Адыгагъэ - «высшая ценность для основной массы населения - идеал, в направлении которого следует совершенствовать себя». Адыгагъэ определяет традиционную адыгскую нравственность, щепетильность, толерантность и высокую требовательность к личности. Адыгство включает в себя этикет (адыгэ хабзэ), кодекс чести (на мыс), правовой обычай и элементы обычного права (адаты). Этот феномен не только регулировал поведение каждого человека, но и проникал в систему общественных институтов: в способ производства, в социальный строй, в типы воинской организации, в принципы культуры межэтнического общения. Адыгагъэ является организующим ядром, обеспечивает устойчивость адыгской этносферы к внешним воздействиям, гасит внутреннюю энтропию.

Веками вырабатывались уникальные обычаи: аталычество, куначество, побратимство. «Жизненность традиций - одна из самых поразительных и ярких особенностей культуры, сложившейся в древности на Кавказе, которая по сей день восхищает своей уникальностью мировое сообщество, - пишет К.Х. Унежев. - Одна из величайших особенностей кавказской культуры в том, что она, по сути дела, выполняла роль посредника между цивилизациями Востока и Запада, вступив в «диалог» с другими народами, дала «материал» для обогащения многих культур.

Формированию культуры межэтнического взаимодействия способствовали и различные элементы духовной культуры, среди которых на первом месте, пожалуй, стоит религия. Многие этносы проповедуют ислам суннитского толка, хотя еще встречаются реликты до мусульманских верований. Ислам, главным образом, распространили ногайцы, принявшие его раньше. К началу XIX в. ислам завоевал довольно широкие позиции, так как у соседних народов к этому времени не было института жрецов и антиисламские выступления были стихийными, неорганизованными. Следует заметить, что служители ислама были достаточно гибкими и умело внедряли в ислам многие элементы доисламских обычаев и обрядов, что можно отметить даже в настоящее время. Эти элементы встречается у карачаевцев в качестве почитания деревьев, рощ, камней и так далее. Есть элементы, которые, по-видимому, остались в памяти народов в результате взаимодействия до мусульманских верований. Например, у карачаевцев и черкесов в недавнем прошлом было почитание бога грома и молнии под одним и тем же названием - Шибле.

Общие элементы - результат культурного взаимодействия - наблюдались в общественном строе и быте соседних народов. Исследователь общественного строя осетин А.Х. Магометов по этому поводу пишет: «Если углубиться в историческую этнографию осетин и ногайцев, то мы найдем у них много сходного, особенно в общественном строе - в традициях обычного права, в правилах гостеприимства, в судопроизводстве, в религии и пр. Например, некоторые религиозные представления и суеверия у ногайцев полностью совпадают с осетинскими. Осетины переняли у ногайцев кибитки с войлочным верхом, производство циновок из болотной травы, названия отдельных предметов. От них же осетины, особенно моздокские, восприняли калмыцкий чай».

Языки абазин и черкесов относятся к адыго-абхазской группе языков, а языки карачаевцев и ногайцев относятся к тюркской группе. На протяжении длительного совместного проживания и взаимодействия культур у этих народов выработались многочисленные общие элементы в материальной культуре (поселениях, жилище, одежде, пище), хозяйственном укладе, где прослеживаются общие примеры, как в терминологии, так и в духовной культуре, в формах одежды, блюдах и т.д.

Особое место заняли кавказские мотивы, сюжеты в литературе, музыке, искусстве, в которых прослеживается культурное взаимодействие народов. Важнейшим научным направлением в России становится естественно-научное и гуманитарное кавказоведение. Даже в условиях войны продолжалось взаимовыгодное общение традиционных культур трудящихся масс в ходе быстро развивавшейся крестьянско-казачьей колонизации региона.

Известно, что самобытная система исчисления времени и связанная с этим календарная обрядность, основанная на эмпирическом опыте, составляют важнейшее своеобразие бытовой культуры народов. Календарная обрядность каждого северокавказского народа отличалась как внешней формой, так и содержанием: песни, стихи, танцы. Это целый спектр духовной культуры отдельного народа, отражающий присущие только ему свойства и характеристики. В календарной обрядности народов Северного Кавказа отразились многие черты этнокультурных  связей населяющих ее народов. Большой интерес представляют бытовавшие в недавнем прошлом «двенадцатилетний животный цикл», который начинается с года мыши и заканчивается годом свиньи.

Общим почти у всех народов Северного Кавказа оставались праздники и гулянья, сопровождавшиеся жертвоприношением, пиршеством, танцами, скачками, джигитовкой, состязаниями в стрельбе из лука, метанием копья, поднятием тяжести. Народные спортивные игры были присущи весенним праздникам. Следует заметить, что в этих праздниках имели возможность принять участие все гости без исключения.

О древних связях и взаимодействии в сфере духовной культуры свидетельствует и богатый фольклор народов Северного Кавказа. Фольклорные жанры представлены героическим эпосом, сказаниями, легендами и преданиями, народной лирикой. Известный исследователь фольклора Р. А.-К. Ортабаева, рассматривая устное народное творчество северокавказских этносов, отметила: «Народы-соседи, испокон веков жившие бок о бок, прошли общий исторический путь развития, имели тесные экономические и культурные взаимосвязи».

Многие пословицы и поговорки, зародившиеся в глубокой древности у разных народов в результате взаимодействия культур, обрели, если не одинаковое звучание, то смысловую близость, хотя последнее может быть объяснено и другими причинами. Поговорки и пословицы отражают быт и культуру народа, отношение к жизни, к труду и его результатам.

Фольклор народов отразил жизненный и эстетический опыт поколений, этапы развития человеческого мышления, как у отдельного этноса, так и в их сообществе. Поэтому в нем мы находим отклики на древние обряды и обычаи, анимистические представления о мире, религиозные воззрения, трудовой опыт народа.

Взаимосвязи народов отразились и во многих фольклорных текстах. Они свидетельствуют о близких контактах между народами во многих жизненно необходимых хозяйственно-бытовых, семейно-брачных и других вопросах. У народов, давно и дружески живущих, много типологических совпадений в произведениях устного народного творчества. Взаимодействия прослеживаются в целом ряде обрядов, связанных с древними формами жизни и быта народов. В этом ряду яркими примерами выступают обряды рождения и воспитания ребенка, вступления в брак, похоронные обряды, различные праздники.

Следующий этап относится к XVIII - XIX векам. На этом отрезке времени Россия начинает расширять свое присутствие на Северном Кавказе. В 1790-е годы в окрестностях нынешнего Армавира, на правом берегу Кубани возводится Царицынское укрепление. В это же время Черноморскому казачеству Екатерина II пожаловала территории восточнее острова Фанагории и на правобережье Кубани. Вместе с тем, активизируется деятельность казаков-некрасовцев.

Среди этносов Северного Кавказа широко был распространен институт аталычества (передача детей на воспитание в другие семьи). Осетинские феодалы отдавали детей кабардинским, последние - кумыкским и наоборот. Многовековая связь казаков с горскими народами прослеживается в заимствовании таких институтов, как куначество и аталычество, преемственность культур можно видеть в сравнении национальных костюмов, многих ритуальных обрядов. В межнациональном общении, в этнокультурных связях горцев и казаков всегда соблюдалось тактичное и бережное отношение к вековым ценностям, стремление к согласию и миру.

Аталычество как одна из форм искусственного родства способствовало укреплению связей феодалов с влиятельной частью общества и использовалось как средство влияния на массы, упрочения социальной опоры. Институт аталычества сыграл важную роль в укреплении международных связей горцев. Такого мнения придерживались К. Сталь, Н. Дубровин, Ф. Леонтович. В частности Н. Дубровин писал следующее: «Обычай аталычество много способствовал примирению и сближению между собой разно племенных горских семейств. Кроме того, при таком способе воспитания дети приучались говорить на чужих наречиях, что при существовании разноязычия для них бывало весьма полезно впоследствии».

Гостеприимство оставалось на Северном Кавказе наиболее устойчивым и распространенным обычаем. Горским гостеприимством восхищались многие путешественники и исследователи Северного Кавказа. Феномен горского гостеприимства заключался в том, что важнейшие его принципы совпадают с требованиями дипломатии всех народов. К.Х. Унежев находит много сходного между древнейшими формами международных связей античной Греции и горским традиционным гостеприимством. Гостеприимство распространялось и на всякого путника, ищущего ночлега или приюта. Именно правом совершенно незнакомого человека остановиться в качестве гостя в любом доме и обусловлена обязанность хозяина оказать ему самый радушный прием и предоставить все необходимое.

В связи с расширением межэтнических контактов, а также близкого общения с русским населением, значительное развитие получило и куначество. В отличие от гостя, воспользовавшегося гостеприимством хозяина однажды, периодически или случайно, кунаки постоянно находились в дружеских отношениях с хозяином. Сложившаяся на Кавказе обстановка значительно усилила распространение куначества как между горцами, так и между горцами и русскими. Л.H. Толстой восторженно писал о миролюбии, честности и преданности в дружбе, свойственных кавказскому куначеству. О своем кунаке-чеченце он писал: «Часто он мне доказывал свою преданность, подвергая себя разным опасностям ради меня, у них это считается за ни что - это стало привычкой и удовольствием».

Как и ранее, куначество и гостеприимство играли в жизни народов Северного Кавказа важную роль. Благодаря этим институтам развивались экономические, культурные и брачные связи, взаимно обогащались культура и быт горцев и народов всего Кавказа.

Определенную социальную значимость имели и такие общественные институты, как побратимство, усыновление. Дагестанцы, например, имели много побратимов среди осетин, ногайцев, чеченцев, ингушей и др., и, наоборот, каждый из последних имел побратимов среди этих и других народов Северного Кавказа. Через побратимство, как и через другие формы искусственного родства, горцы были связаны и с русским населением.

XVIII- 60-е годы XIX в. - следующий этап. Русская цивилизация, испытав трансплантацию западноевропейских социокультурных ценностей, становится ядром поликонфессиональной и поликультурной российской цивилизации как одной из моделей мирового развития, направленной не на унификацию человечества по европейскому образцу, а на сохранение его многообразия.

В этот период интенсивно завершается формирование двух сверхдержав - атлантической Британской империи и крупнейшей континентальной - Российской империи. Их геополитическое противостояние сказывалось на русско-северокавказских отношениях. Кавказский вопрос как автономная часть восточного вопроса был одной из ведущих проблем международных отношений XVIII - начала XX вв. В нее были втянуты также Франция и Германия, которые оспаривали в разные периоды гегемонию России в Европе, но в то же время конкурировали с Англией. Несмотря на различия в подходе к кавказскому вопросу в российской элите, Российская империя после присоединения Закавказья переходит к ускорению насильственного включения Северного Кавказа в свою административную систему, а также к колонизации региона славянскими и другими христианскими переселенцами. Это приводит к Кавказской войне (1818-1864 гг.), которую в контексте нашего подхода можно рассматривать как цивилизационно-культурный конфликт.

Горские народы испытали кризис самоидентификации. Угроза потери зависимости, необходимость преодоления этнической, клановой и социальной разобщенности активизировали исламизацию Северного Кавказа как интеграционного фактора.

Имаму Шамилю удалось впервые создать объединенное исламское государство Чечни и Дагестана, связанное с адыгами Северо-Западного Кавказа. Попытки Шамиля перестроить социальную и клановую структуру горского общества, вытеснить адаты шариатом имели глубокие цивилизационно-культурные и психологические последствия. В то же время исламизация не смогла разрушить традиционалистическое ядро, обеспечивающее само идентичность горских народов. Фронтальное столкновение горской цивилизации с российской в годы Кавказской войны носило противоречивый характер. Часть горской элиты и горских обществ колебалась, переходя от одной стороны к другой, часть преимущественно продолжала придерживаться российской ориентации.

Поражение в Кавказской войне и мухаджирство привели к этнокультурной и демографической катастрофе адыгских, вайнахских и некоторых других народов, тяжелым экологическим последствиям на Кавказе.

Подавляющий ресурсный перевес России в кавказской войне способствовал эрозии нормативно-нравственных кодексов горцев, которые в условиях партизанской войны вынуждены были использовать средства, ранее недопустимые и унизительные для них. Следствием стало изменение горской ментальности, как и ментальности русских, прошедших Кавказскую войну.

Во второй половине XIX - начале XX в. происходит внедрение в северокавказскую культуру российского просвещения и русской национальной культуры, затронувшей в предыдущий период лишь часть горской элиты, принявшей русскую ориентацию. Структура горской культуры усложняется: наряду с традиционалистическим ядром развиваются образование, наука, литература, искусство и другие области культуры, пришедшие из России и ограничившие влияние восточного культурного канала на Северный Кавказ. Северокавказская традиционная культура достаточно быстро была включена в универсальную систему российской культуры и адаптировалась к ней. При поддержке государства и российской общественности происходит становление этнической горской интеллигенции. Начинается процесс становления русско-кавказской культуры, охватившей элитные, часть средних слоев горского общества и русского населения края. Правда, основная масса горцев оставалась вне воздействия серебряного века русской культуры, хотя тенденция достаточно органичного сближения была неоспоримой. В связи с развитием капитализма, особенно строительством железной дороги Ростов - Владикавказ, превратившей Северный Кавказ в единую экономическую систему к началу XX в., можно говорить о формировании социально-культурного Юго-Восточного региона России.

Интернационализация общественной жизни приводила к осознанию общественной необходимости (потребности) межэтнического общения на личном уровне.

20-80-е годы XX в. можно выделить как следующий этап. В ходе революции 1917 г. и гражданской войны культура межэтнического общения на Северном Кавказе претерпела коренные изменения. В процессе создания советской модели индустриального общества происходит экспериментальное формирование этнонаций и национальных культур северокавказских народов как части системной советской культуры, называемой в прошлом «социалистической по содержанию и национальной по форме».

В результате политики расказачивания, большой степени включенности в процесс индустриализации, культурной политики КПСС роль русской традиционной культуры в регионе ослабла в гораздо большей степени, чем горской культуры. В то же время выравнивается культурно-образовательный уровень горского и русского населения на основе одной из лучших в мире систем среднего и высшего образования. Русский язык вытесняет арабский и кумыкский (тюркский) как языки межэтнического общения в регионе. Формируется народная горская интеллигенция как часть советской интеллигенции, внесшая вклад во все крупнейшие достижения советской науки, техники, искусства.

Северокавказские национальные культуры стали органичной частью советской культуры, а русский язык - важнейшим каналом ее производства и воспроизводства и средством межэтнического общения. В то же время традиционная культура горцев, несмотря на трагедию гражданской войны, борьбу с религиозными конфессиями, коллективизацию и выселение части народов Северного Кавказа в 1943-1944 гг., в основном сохранилась, но сегментируется, выступая в качестве канала воспроизводства этничности.

Полилог культур во многом сменился жестко регулируемым идеологизированным процессом развития советской культуры, направленным не на русификацию, а на выравнивание культурного уровня народов. Горские народы, сохраняя самобытность, идентифицировались одновременно как составная часть метаэтнической «новой исторической общности» - советского народа. Очень важно поэтому, чтобы было учтено все ценное и позитивное в межнациональных отношениях на протяжении всей истории России.

Рассматривая процесс межэтнического общения как основу бытия и развития многонационального сообщества, нельзя не отметить, что все, что происходило в России за годы советской власти, определялось нереалистическими задачами, деформирующими естественный исторический прогресс развития межэтнического общения. И все же недостатки прежней системы не должны служить основанием для отрицания изменений к лучшему в жизни народов Северного Кавказа, достигнутых за советский период их истории.

Конечно, на процессе формирования культуры межэтнического общения крайне негативно сказывалась существующая командно-административная система с ее тотальным огосударствлением всех структур межэтнического общения, государственные акты несправедливости и беззакония в отношении целых народов.

Изучая культуры разных народов, мы весьма часто находим общие черты, обнаруживаем универсальные, свойственные всему человечеству представления. В контексте сказанного можно привести слова известного пропагандиста культуры, всемирной, особенно русской культуры академика Д.С. Лихачева: «Идеология единства, сознание исторической общности и в последующее время в течение всего средневековья питалось теми силами, которые были «взяты в запас...».

Конец 80-х годов XX века ознаменовался кризисом социалистической идеологии, составлявшей мировоззренческую основу системной целостности наднациональной общности советского народа и его культуры, происходит превращение российской культуры в мозаичную, многосоставную, состоящую из типологически различных культурных систем: традиционной северокавказской культуры (распадающейся на многочисленные этнотрадиционные культуры) и близкой к ней по ценностной системе исламской, русской национальной (включая казачью традиционную культуру), советской и современной массовой западной культуры, находящихся в состоянии открытой и латентной конфликтности, что является культурным подтекстом межэтнической напряженности и ксенофобии.

В советский период на Северном Кавказе сложился определенный баланс, способствующий взаимному «прорастанию» различных культур друг в друга, их толерантности и дружественности, что определялось универсальным характером и авторитетом русской культуры, а также монополией социалистической идеологии.

Крах социализма и распад СССР вызвали кризис идентичности как у горских народов, так и у русских и русскоязычных жителей Северного Кавказа, России.

Рассматривая современное состояние культуры межэтнического общения на Северном Кавказе, невозможно не заметить то, как активно расширяются связи с внешним миром. Этому способствует не только близость к Черному морю, посредством которого такие связи осуществляются. Во многом на географию таких взаимоотношений влияют не только соседство с транзитными путями сообщения, но и специфика конфессиональной обстановки в регионе и другие не менее важные факторы. Учет их по возможности позволит более глубже и всесторонне разобраться с проблемами межэтнического общения несовременном этапе.

В условиях современного культурного плюрализма на Северном Кавказе необходимо рассмотреть проблемы развития культуры межэтнического общения, которые состоят в следующем: во-первых, межэтническое общение «коренных» северокавказских народов и русских. На Северном Кавказе, как и в других регионах, в условиях кризиса и процессов дезинтеграции проявляется архаический синдром, т.е. возрождение комплекса архаических явлений, представлений, стереотипов и норм поведения, размывание или сужение сферы рационального, усиливается воздействие иррационального и чувственно-эмоционального восприятия окружающей действительности, укрепляется мифологическое мышление.

Этот процесс проявляется на разных уровнях и в различных формах. Актуализация традиционной культуры происходит для нынешнего поколения с того времени и состояния, как она пережила свою катастрофу, т.е. с XVIII - первой половины XIX в. (до окончания Кавказской войны). В связи с этим возросло внимание к формированию исторического сознания горских народов как фактора, определяющего этническое и панэтническое самосознание, а тем самым культурно-цивилизационную самоидентификацию.

Огромную роль в культуре межэтнического общения в регионе играет русский язык, который обеспечивает доступ народам к мировым культурным достижениям и с предвоенных лет (30-е годы XX в.) играет монопольную роль языка межэтнического общения на Северном Кавказе.

Во-вторых, меж кавказский культурный диалог. Традиционная культура горских народов опиралась в прошлом на социально-санкционированные стереотипы поведения и мышления, сопротивляемость инновациям в пяти основных сферах. Она базировалась на: 1) воинском культурном комплексе и стиле жизни, 2) кавказском гостеприимстве, 3) культе старшинства, 4) хозяйственно-культурном комплексе и 5) семейно-брачных отношениях. Эти кодексы являются важнейшим фактором стиля и образа жизни горцев, регулятором индивидуального и группового поведения. В условиях кризиса российского общества и этнической идентификации ценности традиционной культуры горских народов показали способность противостоять энтропийным процессам, стали средством адаптации горцев к современным переходным условиям. В то же время возрождается не весь комплекс традиционной культуры, а лишь те его сегменты и стороны, которые могут быть востребованы в современных условиях для приспособления к модернизационным процессам или, наоборот, обеспечивают защиту, сопротивление тем культурным инновациям, которые угрожают ментальной идентичности. Возрождение традиционной культуры становится культурной легитимацией этноцентризма, что оказывает влияние на культурный полилог внутри северокавказской культуры. Традиционные этнические ценности культурно-исторически подпитывают сложные по своему составу конфликты между осетинами и ингушами, адыгами и тюркскими народами и др. В результате возникают тенденции к конституированию гомогенных панэтнических культур, противостоящих друг другу: адыгской, вайнахской, включая проекты создания дагестанской нации с кавказской культурой, государственным турецким языком, открытой для воздействия западной цивилизации и культуры. Ситуация культурного взаимодействия горских народов колеблется между комплиментарностью, консенсусом и конфликтным характером.

Как уже отмечалось, возрождение традиционной северокавказской культуры как системы традиционных культур горских народов своим отправным пунктом имеет период накануне и в ходе Кавказской войны, когда проходил интенсивный процесс исламизации Северного Кавказа фактически на фундаменталистской основе. С одной стороны, это вызывает недоверие к «светскому исламу» Турции, а с другой - к «российскому исламу» - цивилизованному, имеющему толерантные отношения с Православием и в целом настроенном достаточно патриотично. Следовательно, создается почва для проникновения различных фундаменталистских течений ислама из арабских стран, Ирана.

Возможности влияния арабского канала на развитие культурных процессов ограничиваются слабыми его традициями на Северном Кавказе (исключая Дагестан) и малой вероятностью массового распространения арабского языка или графики из-за их сложности, хотя популярность арабского языка в общеобразовательном процессе растет.

В многоязычном северокавказском регионе тюркские языки (кумыкский и азербайджанский) играли до революции и в первые годы советской власти роль языка межнационального общения. Поэтому идеологи сепаратистских и пантюркистских проектов выдвигают в качестве замены на Кавказе русского языка турецким. Пантюркистская мифологема в культуре межэтнического общения на Кавказе далека от доминирования, несмотря даже на растущую миссионерскую и экономическую активность Турции в регионе.

В условиях кризиса культурно-цивилизационной идентификации и модернизационных процессов в России возросло значение традиционных форм культуры народов Северного Кавказа, которые взаимодействуют с другими культурными составляющими. Это взаимодействие амбивалентно и разновекторно, не сводимо к противостоянию или взаимодействию традиционной культуры и модернизма, русской культуры и культур народов Северного Кавказа. Целесообразно комплексно задействовать все каналы воспроизводства и саморазвития региональной культуры, чтобы восстановить естественную доминантную роль и престиж русской культуры, а на этой основе баланс полиэтничной традиционной северокавказской культуры и модернизационных культурных процессов.

Таким образом, развитие культуры межэтнического общения неразрывно связано с историей Российского государства, которое изначально складывалось как многонациональное.

Русско-северокавказское культурное взаимодействие прослеживается со времен Киевской Руси, которое можно обозначить в несколько этапов:

В период с V по XII вв. восточные славяне тесно общаются с племенами и этническими группами, входившими в государственно-племенной Аланский союз. Тмутараканское княжество являлось районом наиболее интенсивного взаимодействия славян, алан, тюрок и других народов. На основе этого синтеза зарождается про то казачество.

Период с XIII по XV является следующим этапом. В этот период диалог северокавказских народов и великоросов развивался в крайне противоречивых формах, который проявлялся в процессе происхождения южнорусского казачества.

С XVI по XVII вв. диалог двух цивилизаций носил взаимообогащающий характер, который выражался в союзно-вассальных отношениях и в постеленном нарастании пророссийской ориентации владетелей и вольных обществ Северного Кавказа.

В конце XVIII - первой половине XIX в. горская цивилизация как самостоятельный феномен практически перестала существовать, сохраняясь в виде отдельных сегментов. Многовековая связь казаков с горскими народами прослеживается в заимствовании таких институтов, как куначество и аталычество, преемственность культур можно видеть в сравнении национальных костюмов, многих ритуальных обрядов.

Вторая половина XIX в. характеризуется внедрением в северокавказскую культуру идей российского просвещения и русской национальной культуры.

Первую половину XX в. можно выделить как следующий этап. В ходе революции 1917 г. и гражданской войны культура межэтнического общения на Северном Кавказе претерпела коренные изменения. Северокавказские национальные культуры стали органичной частью советской культуры, а русский язык - важнейшим каналом ее производства и воспроизводства и средством межэтнического общения.

Конец 80-х годов XX века ознаменовался кризисом идеологии, составлявшей мировоззренческую основу системной целостности наднациональной общности советского народа и его культуры, происходит превращение российской культуры в многосоставную, состоящую из типологически различных культурных систем.

В современных условиях происходит возрождение комплекса архаических явлений, представлений, стереотипов и норм поведения, усиливается воздействие иррационального и чувственно-эмоционального восприятия окружающей действительности, укрепляется мифологическое мышление. В связи с этим возросло внимание к формированию исторического сознания как фактора, определяющего этническое самосознание, а тем самым культурно-цивилизационную самоидентификацию.

 

АВТОР: Золотова Б.Х.