19.05.2012 20952

Формирование культуры межэтнического общения в поликультурной образовательной среде

 

Реализация демократической и гуманистической стратегии образования у любого этноса, региона, государства невозможна без формирования культуры межэтнического общения независимо от того, будет ли регион моно - или поли национальным. Ведь только при наличии культуры общения возможно взаимопонимание между различными нациями и народами, формирование национального самосознания и эффективное развитие самих традиционных культур.

В то же время в стране в постсоветский период наблюдается резкий рост межэтнических конфликтов, вызванных самыми различными объективными и субъективными факторами, главными из которых являются социально- экономические, а также развитие стратегий в области государственной национальной политики и развитие образования в многонациональном Российском государстве. Важнейшая социальная функция образования - быть транслятором не только национальной, этнической культуры, но и средством приобщения подрастающих поколений к общечеловеческим ценностям, к мировому культурному процессу, неотъемлемой частью, равноправным компонентом которого является культура любого народа. А для этого необходим диалог культур, межэтническое общение.

На Северном Кавказе значительный вклад в изучение вопроса формирования культуры межэтнического общения в общеобразовательной среде внесли такие исследователи, как И.А. Арабов, К.И. Бузаров, Ю.С. Кимов, А. Мусукаев, С.Б. Узденова, Е.Е. Хатаев, В.К. Шаповалов, Б.Г. Жогин, Т.Ф. Маслова, И.А. Шоров.

В своей работе И.А. Арабов отмечает, что обучение с опорой на этническую культуру, изучение в педагогическом процессе этнокультурных ценностей позволяют удовлетворить познавательные потребности детей, создавать ситуацию их духовного комфорта, ощущение социальной защищенности, помогают в нравственном становлении и в гражданском самоопределении учащихся.

Сегодняшний школьник сильнее осознает свою национальную самобытность, нежели его ровесник 50-70-х годов. Поэтому проблема общения детей различных национальностей приобретает особое значение. Действительно, в настоящее время все сильнее и сильнее проявляются националистические тенденции, объясняющиеся стремлением этносов возродить, сохранить и развивать свои культурные традиции и язык, утвердить современную культуру на личностном и групповом уровнях посредством национальных форм и символов. Но эти идеи, по своей сути прогрессивные и продуктивные для совершенствования учебно-воспитательных систем, воспринимаются крайне односторонне, вне контекста единого федерального образовательно-воспитательного и культурного пространства, вне принципа диалогичности воспитания.

Последнее особенно важно для полиэтнических регионов, в которых формирование личности как представителя своего этноса напрямую зависит от степени гармонизации культурных интересов этноса и многонационального окружения.

Диалог, культура межэтнического общения в полиэтнической культурной среде возможны лишь тогда, когда каждый из ее субъектов, осознавая свою самоценность и самодостаточность, видит, понимает и принимает ценности другого партнера в общении. Если же этого не происходит, то возникают явления либо этноцентризма и культурного национализма, либо культурного тоталитаризма, когда государство, отстаивая свои интересы, противится развитию национальных культур. И то и другое одинаково отрицательно влияет как на развитие традиционных культур, так и на культуру межэтнического общения.

Этот факт начинают понимать как ученые-педагоги, так и учителя - практики. Наряду с исследованиями, выявляющими воспитательные возможности отдельных компонентов традиционных культур и способов использования их в современном учебно-воспитательном процессе, начали появляться работы, направленные на поиски теоретических основ и практической реализации межэтнического общения как способа воспитания человека, позволяющего сформировать его как носителя национальной и мировой культур.

Для разработки педагогических основ разрешения межэтнических конфликтов особое значение имеют положения М.М. Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящими себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других. При этом особая роль отводится коммуникативно - интеграционной функции межкультурного взаимодействия. Включение учащихся в зону позитивного межэтнического общения и отношений, базирующихся на принципах гуманизма, свободы, нравственно-ответственной зависимости, способствуют формированию критериев социального и межличностного общения, проявлению перспектив расширения зоны межкультурного диалога. Успешное развитие культуры межэтнического общения зависит от гармоничного развития отношений между различными этносами, базирующегося на принципах терпимости, взаимопонимания, сотрудничества и дружбы.

В плане практическом культура межэтнического общения нашла отражение в разработке содержания национально-регионального компонента путем выделения инварианта, объединяющего традиционные культуры. Это набор обобщающих спецкурсов: «Ставропольский край в истории России», «Литература народов Северного Кавказа», «Эстетическая культура народов Северного Кавказа» и др.

Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, умение видеть в каждом человеке, будь то русский, чеченец или татарин, мусульманин или христианин, носителя общечеловеческих ценностей: добра, любви к ближнему, высокой духовности и морали. А это понимание есть результат культуры межэтнического общения.

Именно этот аспект формирования «этнокультурной личности» не стал еще объектом всестороннего изучения в науке, хотя именно в учебных заведениях со смешанным национальным составом (которых, как известно, в Российской Федерации подавляющее большинство) проблема культуры межэтнического общения и ее формирования является ведущей в процессе совершенствования, поисков путей повышения эффективности воспитания подрастающего поколения. Ее решение имеет большое значение и в социальном плане, ибо именно учебное заведение как воспитательный социальный институт, в отличие от других институтов социализации, в состоянии обеспечить целенаправленное, систематическое воспитание человека, дать ему систему норм и правил общения, долженствующих выполнять роль «эталонов» оценки поведения других людей и своего собственного.

От содержания и направленности образования во многом зависит физическое и духовное состояние нации, степень реализации способностей и социокультурных потребностей личности. Роль образования в решении острейших социально-политических, межэтнических, межконфессиональных проблем в. России долгое время традиционно недооценивалась, хотя именно образование является одним из основных каналов передачи культуры от поколения к поколению, передачи моделей поведения, способов коммуникации, форм межэтнических контактов и взаимодействий.

Взаимодействие светского (общегосударственного), религиозного и семейного образования, воспитания играет особую роль в полиэтничных регионах, к которым относится Северный Кавказ, оказывается важнейшим фактором сохранения этнической идентичности, языка, обычаев, традиций, формирования толерантности и культуры межэтнического общения.

В современном мире образование как сфера деятельности охватывает практически каждого гражданина планеты, так как в той или иной мере в образовательный процесс вовлечены дошкольники и школьники, студенты и люди зрелого возраста. На рубеже веков образование претерпевает глубокие изменения во всех странах и регионах. Особенностью современного общества является сближение стран и народов, усиление взаимодействия, мультикультурализм, глобализация мира в целом. Все это приводит к изменениям в образовании, которому предстоит решить сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и мультикультурной среды, к диалогу и межкультурному взаимодействию. При этом причиной конфликтов и столкновений, происходящих в различных регионах в последнее время, является чрезвычайно низкий уровень культуры межэтнического общения и личностной идентификации в поликультурном обществе. В этой связи исключительно приоритетными становятся исследования вопросов совершенствования практики межэтнического общения, разработка теории многокультурного образования, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, повышение интереса к историческому наследию, традициям, актуализация идей народной педагогики.

Для гармонизации межэтнической атмосферы и создания необходимых кросскультурных отношений в школе следует обогатить содержание предметов новым учебным материалом, отражающим культурное достояние, традиции, быт каждого народа. Теория и практика многокультурного образования требуют от школы, чтобы она стала местом возможной культурной дискуссии, позволила детям не одним, а с такими же, как они, пережить личностные различия, научиться решать проблемы и конфликты межкультурного взаимодействия путем диалога, компромиссов и сотрудничества. В этом контексте поликультурное образование призвано сформировать у учащейся молодежи систему ценностей, связанных с реальностью модели мира; помочь им овладеть способами и навыками последовательной мыслительной деятельности в интеркультурной коммуникации; дать учащимся представление о них самих, смысле их существования, важнейших жизненных проблемах человека и человечества; сформировать личностные качества, необходимые человеку при его интеграции в иную культуру, навыки толерантного поведения в мультикультурном обществе.

Главной целью поликультурного образования является формирование человека культуры, обладающего личностным человеческим достоинством, способного к автономной и коллективной деятельности в условиях глобализма и культурной интеграции.

Для достижения выдвинутой цели видится целесообразным решение следующих задач:

- культивирование бережного отношения к людям различных национальностей, проживающих в регионе, к их языкам, социальным ценностям;

- воспитание глубокого уважения к народам, населяющим родной край;

- формирование интернационализма, базовой культуры личности, ориентация на национальные и общечеловеческие нравственные ценности, на лучшие достижения человеческой цивилизации и осознание принадлежности к мировому сообществу;

- воспитание в духе мира и уважения ко всем народам Земли, их этно- национальным особенностям; обращение к национальному достоинству и чувствам людей, стимулирование непримиримого отношения к проявлению шовинизма, национализма и расизма.

Культура повышает интеллектуальную, эмоциональную и волевую активность взаимодействующих сторон, поднимая межличностные отношения на более высокий уровень.

Организационный процесс воспитания культуры межэтнического общения включает в себя: определение общей цели и конкретных задач; ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения.

Определение цели воспитания подрастающего поколения является прерогативой государства. Содержательные параметры целей воспитания отражают уровни развития экономики, культуры, духовной жизни общества. Государственные цели воспитания детерминированы социально-экономическими, политическими и этнокультурными условиями. Российская Федерация - многонациональное государство, в котором живет более ста народов. Развитие их отношений между собой и с другими народами мира обуславливает цели и содержание воспитания культуры межэтнического общения у молодежи всего населения страны.

При организации целенаправленного воспитания учебным заведениям и всей системе образования следует исходить из того обстоятельства, что межэтнические отношения влияют на детей самым различным образом. Раскрыть механизмы этого воздействия и определить обусловленные им цели и содержание организованного воспитания, на наш взгляд, целесообразно по таким параметрам, как:

- взаимоотношение народов и стран мира и формирование общечеловеческих чувств, сознания и культуры межэтнического общения;

- взаимоотношение народов СНГ и формирование у молодежи чувств и сознания принадлежности к Содружеству;

- взаимоотношение народов России и формирование у молодежи российского самосознания, патриотизма и гражданственности;

- этносоциальные условия национально-территориальных образований (республик, областей, округов) и формирование у молодежи национальных и гражданско-патриотических чувств и сознания.

Рассмотрим отношения народов и стран мира и попытаемся определить педагогические основы этих отношений при организации процесса воспитания у детей и молодежи культуры межэтнического общения.

Взаимоотношения народов и стран мира, сложившаяся в человеческом сообществе этносоциальная ситуация оказывают реальное воздействие на формирование у людей общечеловеческих норм культуры поведения. Организованное воспитание как часть социализации личности следует проводить с учетом этих взаимоотношений. Оно призвано упорядочить влияние на личность этносоциальной среды, сформировать у нее собственный позитивный опыт межэтнического общения, ослаблять возможное отрицательное воздействие на нее среды.

Определенные чувства, сознание и нормы поведения формируются у человека в процессе его взаимодействия с социальной средой под влиянием множества обстоятельств, реальных отношений, которые складываются между странами и народами мира. В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму, мир «сужается» и воспринимается детьми как среда, оказывающая на их жизнь, на судьбу каждого человека реальное влияние.

Воспитание ставит целью приобщить учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. В связи с этим необходимо изучать следующие направления: этнодемографические ситуации в различных странах, на материках и в мире в целом; социально-этнические изменения, произошедшие в мире; единство и неделимость противоречивого, многоэтнического мира; тенденцию народов к интеграции в Европе и других регионах мира; планетарные и глобальные проблемы народов.

Важнейшей задачей учебных заведений становится сообщение детям и молодежи определенного круга систематизированных знаний о народах и государствах мира, об их взаимоотношениях, о взаимозависимости и неделимости мира.

При организации целенаправленного воспитания необходимо исходить из этих объективных процессов, которые и сегодня составляют сердцевину национальных отношений как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ. Из этого обстоятельства вытекает конкретная педагогическая задача - воспитание у детей и молодежи общечеловеческих, гражданско-патриотических и национальных чувств сознания и поведения.

В России существенной трансформации подверглись методологические основы обучения и воспитания, идет интенсивный процесс обновления инфраструктуры и содержания образования, в школьную практику вводятся новые формы обучения и образовательные технологии.

В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, которые отражают, с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой - региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа.

Особую актуальность сравнительные исследования в области образования приобретают в полиэтническом, многоязычном и поликонфессиональном Северо-Кавказском регионе. Близость материальной культуры, сходство обычаев, традиций и духовных ценностей, общность исторической судьбы народов Северного Кавказа детерминировали наличие тождественных педагогических реалий.

Существенное влияние на образовательную ситуацию в республиках и территориях Северного Кавказа оказывает государственная стратегия России по регионализации и вариативности образования. Характерными чертами Северо-Кавказской школы 90-х годов XX столетия стали функционирование новых типов учебных заведений, экспериментальная деятельность педагогических коллективов по разработке и освоению авторских учебных программ и учебников, предоставление учащимся права выбора учебных дисциплин. Создание новых типов образовательных учреждений свидетельствует о том, что школа Северного Кавказа становится вариативной, личностно - и культуро-ориентированной. Создаются реальные предпосылки для перехода к образованию по выбору, для учета интересов и потребностей ребенка.

В 80-е годы под влиянием педагогической общественности и ученых в школьную практику стали внедряться альтернативные традиционной школе модели обучения, новые типы образовательных учреждений, осуществлялся перевод обучения в национальных школах на родные языки учащихся.

Закон РФ «Об образовании» (1992) определил обновление школы, в том числе в республиках Северного Кавказа, на принципах гуманизации, демократизации, плюрализма образования, его светского характера, сохранения единства федерального, культурного и образовательного пространства.

Русский язык является мощным источником обогащения и развития языков и культур Северного Кавказа. Адыгейский исследователь Р.Ю. Намитокова утверждает, что русский язык был и остается языком межэтнического общения, языком образования и духовного развития всех народов России. Знание русского языка следует рассматривать как социокультурную и личностную ценность.

В целом на Северном Кавказе, несмотря на трудности финансового, организационного, методического характера, осуществляется переход от централизованной, унифицированной школы к многообразию типов учебных заведений и поликультурному образованию.

В школах Северного Кавказа усилилась этнокультурная направленность содержания образования. Рост этнического самосознания народов, повышение интереса к родной культуре, обычаям и традициям выдвинули проблему приобщения подрастающего поколения к этническим духовным и культурным ценностям. Особую актуальность приобрело обновления содержания образования, форм и методов обучения и воспитания с учетом достижения этнической культуры и этнопедагогики.

В 90-е годы в России созданы реальные предпосылки для усиления образовательных и воспитательных функций этнических культур, использовавшие достижения этнопедагогики. Усиление этнокультурной направленности содержания общего образования в республиках Северного Кавказа вызывает необходимость определения механизмов согласования его федерального и национально-регионального компонентов. Большинство ученых и педагогов - практиков считают, что наиболее эффективным механизмом такого согласования является организация содержания образования на основе диалога культур. Диалоговой подход предполагает рассматривать этнически ориентированное образование как основу, с которой начинается введение ребенка, изначально носителя родной культуры, в культуру российскую и мировую.

Чтобы идея диалога культур могла быть реализована в образовании, необходимы изменения в нормативных документах. Важно, чтобы принцип диалога культур был заложен в государственных стандартах, учебных программах и учебниках. Это даст возможность обеспечить плодотворный культурный обмен между представителями титульных этносов и других национальных групп, проживающих в республике. Необходимы исследования по выявлению оптимальных форм реализации национально-регионального компонента в содержании образования.

За последнее время в этнорегиональных общеобразовательных системах происходит сближение содержания общего образования национальной и многонациональной школы. Оно становится более тесно связанным с окружающей действительностью, с этнической культурой региона. Это способствует гуманизации и демократизации образования, удовлетворению этнокультурных потребностей проживающих на Северном Кавказе этносов. Назрела необходимость разработки на федеральном уровне концепции содержания национально-регионального компонента общего образования, что придаст работе школы субъектов Федерации необходимую целостность и концептуальность.

Совместная учеба, жизнь в многонациональном коллективе, постоянное общение его членов - все это создает благоприятную психологическую обстановку, способствующую формированию у молодежи уважения к нациям и народностям, к их культурам.

Понятно, в таком коллективе действуют носители различных культур и традиций, и не все его члены способны правильно воспринять ценности культур разных народов (они порой им непонятны, непривычны), но они должны уметь проявить терпимость и тактичность.

Отношение человека к той или иной национальности в большой степени зависит от личного опыта общения с ее представителями, с друзьями и знакомыми. Такой опыт может быть не только позитивным, но и негативным: возможны односторонность оценок, абсолютизация отдельных черт в зависимости от личной симпатии и антипатии и др. Это повод для создания в коллективе неблагоприятной атмосферы с национальной окраской.

Особое значение имеет оценка психологического состояния людей, оказавшихся вовлеченными в межэтнические конфликты. Выделим психологически обусловленные причины возникновения межэтнических конфликтов. По - видимому, межэтническое сравнение людей (отличающихся языком, культурой, традициями и т.д.) путем их сопоставления можно считать тем механизмом, посредством которого формируется образ человека другой нации. Здесь поможет практика деятельного межэтнического общения. Именно она способствует преодолению искаженного восприятия человеком иной национальности, другой культуры. Известны случаи, когда проявляется склонность обвинить в жизненных трудностях людей иной национальности, когда энергия социального протеста переносится в межэтническое русло. В толпе (этой стихийно сложившейся общности людей, объединившихся на национальной основе по тому или иному поводу) человеку непроизвольно передается возбужденное состояние окружающих. Здесь под воздействием социально-психологического механизма заражения у сообщества или толпы происходит многократное усиление эмоционального воздействия. Как механизму заражения, так и механизму внушения чужды доказательства и логика, к тому же снижается роль оценки и контроля собственного поведения и поступков.

Воспитательная суть заключается в том, чтобы научить молодежь управлять национальной сферой своего поведения, сохранять стабильность в эмоционально неустойчивых ситуациях, особенно в ситуациях с участием представителей разных национальностей. Улучшая морально-этический и психологический климат, создавая обстановку уважения, дружелюбия и доверия к окружающим, к их культуре, языку, традициям, педагог тем самым способствует становлению культуры межэтнического общения. К сожалению, некоторые средства массовой информации освещают историческое прошлое страны с антипатриотических, нигилистических позиций, внушая молодежи идею неполноценности, явно снижая менталитет нации, народа. Критика (порой весьма необоснованная) патриотических ценностей сопровождается пропагандой космополитизма, аморализма, порнографии, насилия и индивидуализма. Это ведет к проявлению анархии, безответственности и произвола в поступках, без духовности и безнравственности. Некоторые молодые люди разочарованы в идеалах, не видят в старших образцов для подражания.

Сегодня как никогда важно преодолеть пессимистичное, по существу, антинаучное отношение к героической истории своей страны, республики, родного края, усилить у людей чувство ответственности перед страной, четче определить национальные и общечеловеческие ценности. В последние входят и простые нормы нравственности, без которых отношения между людьми немыслимы. Имеются в виду человечность, доброта, соблюдение прав и свободы личности, уважение к человеку, сочувствие к нему, сопереживание, равенство всех перед законом, порядочность, честность, добросовестность и т.д.

Важно, чтобы молодежь осознала приоритет общечеловеческих интересов и потребностей. Этому способствует усиление роли общения, интенсивное взаимодействие стран, народов, граждан различных государств, представителей различных этносов и рас.

Культура межэтнического общения зависит от уровня общего развития общающихся, их умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать инонациональные ценности, их стремления обогащать себя знанием этих ценностей. К сожалению, многие имеют очень слабую этнографическую грамотность. Более или менее зная культуру своего народа, о других они имеют слабое представление. Поэтому так важно теперь вооружить население многонационального государства минимумом знаний по основам межэтнических и международных отношений, дать им представление о культуре, традициях народов, населяющих страну, республику, регион. Необходимо так построить содержание образования, чтобы оно обеспечивало школьников и студентов знаниями о народах, с представителями которых они учатся, об их культурах, традициях, этике, быте.

Являясь основной частью мировой культуры, каждая культура взаимодействует как партнер и соучастник в создании общечеловеческих духовных ценностей, которые конкретно воплощаются в каждой национальной культуре. Поэтому этническая культура, с одной стороны, характеризуется самобытными особенностями, с другой - отражает достижения общечеловеческой мысли.

Высокий уровень овладения этнической культурой наряду с этнографическими знаниями педагога о происхождении народов, детей которых он обучает, о своеобразии этнического этикета, обрядов, быта, самобытности, искусства, художественных промыслов, праздников является одним из факторов успешной педагогической деятельности в условиях многонациональных регионов России. Каждому учителю необходимо знание социально-культурных особенностей окружающей среды, этнопедагогических и этнопсихологических черт культуры, под воздействием которой складывается процесс воспитания. Важно искать точки соприкосновения интересов в культуре, используя для этого особенности учебно-воспитательного процесса при опоре на общечеловеческие ценности.

Залогом эффективной деятельности педагога является понимание им того, что каждая национальная культура представляет собой закономерную ступень в развитии мировой культуры, внося вклад в общечеловеческую цивилизацию.

По нашему мнению, важным направлением формирования высокого уровня владения этнической культурой будущими учителями является следующее: 1) включение в учебные дисциплины материала из области этнопедагогики и этнопсихологии с позиции поликультурного образования; 2) формирование у преподавателей умений и навыков, позволяющих успешно решать педагогические задачи с учетом этнических особенностей учащихся; 3) формирование умений и навыков, обеспечивающих воспитание учащихся в духе уважительного отношения к другим культурным ценностям. Мы полагаем, что этому также способствует включение в содержание базового педагогического образования специальных учебных курсов, раскрывающих этнопсихологические особенности представителей различных национальных общностей, сведения об истории, культуре, традициях различных национальных групп, формы и методы работы в многонациональном классе по формированию доброжелательных межличностных отношений между учащимися.

Система педагогического сопряжения разно национальных культур предполагает приемы переноса, аналогии, сопоставления знакомых, привычных явлений, факторов родной культуры с типологически сходными фактами инонациональной культуры для ее более глубокого постижения. Такой диалог в процессе образования создает прочную основу для формирования и накопления творческого опыта, он способствует расширению кругозора учащихся, усвоению универсальных ценностей, вхождение в мир не только своей, но и мировой культуры. Этот принцип подразумевает равноправие всех этносов, равноценность иной мировоззренческой системы, иного типа мышления, иных ценностных установок, взаимное уважение взглядов и позиций.

От успешного решения этой задачи во многом зависит проблема формирования не только единого образовательного и культурного, но и политического пространства Российской Федерации. Огромные возможности школы для воспитания культуры межэтнического общения заложены в самом содержании школьного образования. Уже сами школьные предметы несут большую воспитательную нагрузку в плане формирования интернациональной убежденности. Достаточно сказать, что практически все науки, изучаемые в школе, создавались гениями и корифеями разных народов. Это надо подчеркивать, выдвигая на передний план личность человека независимо от его национальности. Исключительно большое значение в формировании культуры межэтнического общения у школьников имеет дальнейшее развитие языковой жизни этносов, когда, с одной стороны, расширяются возможности национальных языков как средств общения на основе их совершенствования и взаимообогащения, а с другой - происходит дальнейшее распространение русского языка - языка межэтнического общения.

В современных условиях важна интеграция детей в поликультурную образовательную среду, основанную на общечеловеческих ценностях, которая зависит от того, насколько традиционная культура этносоциума станет частью духовного общения ребенка и окружающего мира. Первоначальная оценка народных традиций, культур различных народов, анализ их значения с точки зрения воспитания мировосприятия возможны лишь тогда, когда учащиеся уже обладают определенным уровнем знаний в области духовной культуры народа, в том числе нравственных заповедей, изложенных в литературных и духовных памятниках.

Для учебных заведений с полиэтническим составом учащихся разрабатываемые вышеперечисленные спецкурсы очень важны, ибо они знакомят учащихся с различными национальными культурами, с историей своего народа во взаимосвязи и взаимодействии с другими народами. Но этого не достаточно  так как не снимает «дисбаланса образовательных интересов субъектов федерального образовательного пространства, обособления региональных образовательных подсистем и, что более опасно, может привести к проявлению националистических тенденций в образовании».

Понятно, что ментальное проявление этноса затрудняет вхождение людей в поликультурный социум. Зачастую такой процесс сопровождается неприятными чувствами дискомфорта, отверженности, снижением уверенности в себе, тревожностью, депрессией. В то же время формирование национальной культуры, являющейся частью культуры общечеловеческой, может осуществляться успешно лишь на основе принципа диалога культур, плюрализма мнений, уважения прав человека, которые реализуются в поликультурном образовании.

Сотрудники центра сравнительной педагогики Пятигорского Гуманитарного лингвистического университета совместно с академиком РАО З.А. Мальковой предприняли попытку теоретически обосновать принцип диалога культур в рамках концепции поликультурного образования. Цель поликультурного образования - подготовка человека к жизни в поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, в умении жить в мире и согласии с другими людьми разных национальностей, рас, верований. В процессе поликультурного образования осуществляется приобщение ребенка к родной культуре, а от нее - к российской и мировой.

В поликультурном образовании особую значимость приобретают общие ценностные ориентации в курсах родного, русского и иностранного языков, согласование целей, содержания и педагогических технологий преподавания этих языков. Поликультурное образование должно знакомить школьников с историей, художественным искусством, традиционными ремеслами в контексте культурного развития России и мира. Это позволит более четко определить роль и место родной и мировой культуры и не допускать самоизоляции этноса, обеспечить единое культурное и образовательное пространство. Мы полагаем, что наиболее перспективный путь в решении этих задач - интеграция материала, отражающего региональные и этнические особенности в структуру федерального учебника. Это позволяет понять взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимообогащение культур различных этнонациональных общностей России, мира, выявлять их общечеловеческий потенциал.

В целом поликультурная проблематика относится к тем вопросам, при изучении которых учащимся важно ощущать, что педагог не столько «просвещает» их, сообщает им некоторые знания, сколько вместе с ними ищет наиболее эффективные и достойные решения. Преподавателю стоит периодически ставить перед собой вопрос, в какой мере его собственные взгляды не являются дискриминационными по отношению к той или иной общественной группе.

В этой саморефлексии, самопроверке подспорьем могли бы выступать те концептуальные положения, которые непосредственно связаны с поликультурностью социальной действительности, но в них же преподаватель найдет и дополнительные аргументы в пользу значимости привнесения поликультурного акцента в образовательный процесс наряду с отмеченными выше моментами поликультурности учебной реальности и педагогическим потенциалом поликультурного компонента образования. Подобные концепции отражают общую атмосферу нашей эпохи - широкое признание принципа культурной много-плюсности мира.

Следовательно, этнокультурный аспект образования позволяет совершенствовать культуру межэтнического общения. С одной стороны, он отвечает всем современным процессам, связанным с ростом национального самосознания народов Северного Кавказа, охватившим и сферу образования. С другой стороны, он способствует национальному самоопределению школы, что является необходимым условием ее развития, ибо школа неотрывна от национальной почвы, от родного языка, закладывающего основы этнического самосознания. Она является весьма значимым фактором приобщения юного человека как к национально-культурным традициям, так и к государственным общероссийским потребностям. Сложность практической реализации этнокультурного аспекта образования заключается в том, что до сих пор не преодолена методологическая трудность - степень влияния национального менталитета на восприятие духовных ценностей народной культуры.

Мировосприятие и национальная традиция, религия и этнопсихология - вот та среда, в которой формируются духовные, нравственные и эстетические запросы человека, национальные особенности его мировидения, не говоря уже о том, что широкий пласт поступков вообще диктуется сложившимися идеалами и культурными моделями. Поскольку жизнедеятельность того или иного этноса обусловлена разными условиями существования, то знания и умения, необходимые для этого, у каждого этноса формировались различные, а следовательно, и культура была различной. Такой же этнически разнообразной складывалась и духовная часть культуры.

Подводя итог вышеизложенного, следует отметить, что формирование культуры межэтнического общения в северокавказской общеобразовательной среде - это учебно-воспитательной процесс, опирающийся на специфическое содержание и технологии образования, обеспечивающее приобретение обучающимися ценностей, знаний, норм, умений общения для их последующего применения в поликультурной среде. Развитие системы образования должно происходить с учетом, как культурных национальных особенностей, так и тех изменений, которые происходят в развитии общества.

Культура межэтнического общения в полиэтнической среде возможна лишь тогда, когда каждый из ее субъектов, осознавая свою самоценность и самодостаточность, видит, понимает и принимает ценности другого партнера в общении. Если же этого не происходит, то возникают явления либо этноцентризма и культурного национализма, либо культурного тоталитаризма, когда государство, отстаивая свои интересы, противится развитию национальных культур. И то и другое одинаково отрицательно влияет как на развитие традиционных культур, так и на культуру межэтнического общения.

 

АВТОР: Золотова Б.Х.