21.05.2012 3479

Философско-антропологические аспекты анализа искусства как вида духовно-эстетического освоения реальности

 

Экспликация искусства в рамках философского дискурса предполагает рассмотрение специфики взаимодействия философии и искусства. Последнее, по сравнению с философией, более выборочно, оно в отличие от философии занято поиском для человека не наиболее значимого, а художественно значимого. Как видим, философию и искусство объединяет обостренный интерес к бытию человека, который, впрочем, не отменяет их своеобразия и самостоятельности.

В философии интеллектуальное дополняется эстетическим созерцанием и творчеством. Философия - об этом свидетельствует ее содержание - не довольствуется понятийным постижением мира, она еще стремится к возвышенному, чувственному. Во главу угла ставится обостренное отношение к наиболее злободневным проблемам жизни и судьбы человека. В этом смысле искусство ей ближе, чем наука.

Искусство по природе своей является человеко-знанием мир входит в его содержание не непосредственно, как предстает он перед наукой, а опосредованно, преломленный через призму человеческого восприятия, переживания, осмысления. Наряду с психологией, социологией и культурологией художественное познание человека представляет особый интерес для философии потому, что в отличие от всех конкретных отраслей знания и, подобно философии, искусство познает человека не односторонне, а в целостном его бытии, более того, в органической его связи с миром и в недоступной ни наукам, ни философии воплощенности общего в единичном, социального в индивидуальном, общечеловеческого в личностном. Неудивительно, что на протяжении всей своей истории философия то и дело обращалась к языку искусства для решения своих проблем - от драматических диалогов Платона и поэтической структуры рассуждений Лукреция до поэзии Д. Андреева, прозы М. Булгакова, симфоний Д. Шостаковича, пьес Ж. - П. Сартра, фильмов А. Тарковского и М. Скорсезе. Однако только сейчас это влечение философии к искусству становится осознанной потребностью соотнесения того понимания человека, которое дает философу жизненный опыт и достижения наук, с тем специфическим знанием, которое добывает художественное воссоздание человека. А оно особенно важно для философской антропологии именно потому, что выявляет диалектику общечеловеческих и личностных ценностей - ту самую, которая составляет глубинную суть современного понимания человека.

Будучи подсистемами единой системы культуры, философия и искусство, с одной стороны объективно различаются - как познание объективно - истинное, которое формирует теоретический дискурс, и познание ценностно - осмысленное, которое воссоздает образ мира в культуре, с многообразием языков искусства. С другой стороны, противоположность гносеологической и аксиологической ориентаций не исключает возможности рассмотрения философии и искусства в целом бытии культуры, поскольку философия, созерцая мир в целом, не абстрагирует, в отличие от наук познание мира от его ценностного осмысления, она выступает в роли мировоззрения культуры и выстраивает ценностно-осмысленную модель мира, что и сближает философию с искусством.

Проблема природы искусства - очень сложная теоретическая проблема, которая и поныне находится в дискуссионном состоянии. Имея мировоззренческую основу, она решается в истории философии в той мере, в какой тому или иному мыслителю удается внести что-то новое в наше представление о мире, что обуславливает также прорыв и в области понимания природы искусства. К концу XX века получила признание философская мысль, которая со времен архаики была вытеснена на маргинальные поля философской традиции и получила статус «другого», отличного от понятийного, научного типа философствования. Это представление о том, что философское мышление может быть ориентировано на «образно-художественное» и на «концептуально-научное» освоение мира. Преобладание одного из них отличает художественно-синтетический тип философского размышления (Платон, Ницше, Сартр, современная философия постмодернизма) от научно-аналитического (Аристотель, Кант, Гегель, позитивизм, марксизм, современная аналитическая философия). Вместе с тем, огромный интеллектуальный потенциал теоретической мысли позволяет проследить динамику взаимоотношений между философией и искусством: от традиционного различения, вплоть до противопоставления этих форм культуры, - к поиску оснований, глубинных связей и взаимовлияний. В.А. Конев, выявляя многосторонние связи между философией и искусством в анализе их исторических взаимодействий, обращает внимание, прежде всего, нате модели, когда философия и искусство «вырастают из одной культуры». Исходя из этого, он выделяет в истории философии три этапа, каждый из которых включает в себя проблематику эстетического и художественного: речь идет о философской парадигме «бытия как бытия» в античной культуре, сближающей все формы познания, новоевропейской философии, направленной на cogito, когда философия дистанцируется от искусства, наконец, философской парадигме, которая, начиная со второй половины XIX века начинает поиск их взаимовлияний.

Платон отделил искусство от рационального, логического постижения мира. Он пишет, что искусство - это продукт чувственного познания, которое отражает предметный мир. Древнегреческий мыслитель делает один существенный шаг в постижении природы искусства, - он пишет, что искусство воздействует на сферу чувств, на сферу нашей непосредственности, что связано не с логическим познанием, а с созданием в нас эмоционального настроя.

В интересующем нас направлении следующий значительный шаг делает И. Кант. Он вводит термин «сверхчувственная природа человека», который схватывает сразу два признака природы человека. Во-первых, это непосредственная субъективная организованность. Во-вторых, это такая протекающая непосредственная организованность, которая в своем субъективном сущностном содержании определяет бесконечное множество явлений внешнего мира. Исходя из этого представления о сверхчувственной природе человека, Кант пишет о музыке как виде искусства, что она пользуется интонационным естественным для человека языком человеческой речи. Каждая интонация, по Канту, есть выражение смысла человеческой реакции на события действительности. Интонации человеческой речи - это, по Канту, общепонятный язык человеческого смыслового общения. Обратим внимание на то, что это чувственное общение. Мы не просто воспринимаем музыку, мы ее переживаем. Эстетическую идею, отсюда, словами, т.е. логическими средствами, пересказать невозможно. Потому что это чувственный смысловой образ. А в смыслах в единстве ситуация в целом и логика деятельности субъекта в этой ситуации.

Объективный идеалист Гегель в своих «Лекциях по эстетике» пишет, что художественная идея - это пафос, т.е. субстанциальная страсть человека, определенная общим состоянием мира. В таком случае художественная идея и характер человека, который творит свою действительность, не отделимы друг от друга. Гегель ввел в философию категории опредмечивание и распредмечивание. Искусство в русле содержания этих категорий выступает как форма опредмечивания человеком своей субъективности, как способ сделать свою субъективность чувственно воспринимаемой. «Всеобщая потребность в искусстве проистекает из разумного стремления человека духовно осознать свой внутренний и внешний мир; представив его как предмет, в котором он узнает свое собственное «Я». А если еще учесть, что целью искусства по Гегелю является «раскрывать истину в чувственной форме», то мы можем представить себе то назначение искусства, которое вытекает из гегелевской философии: создание истинности человеческой непосредственности.

Вслед за Кантом и Гегелем Маркс берет человеческую деятельность как то, что определяет природу человека. В мировоззрении Маркса практика как объективный процесс человеческой деятельности формирует субъективность человека. Искусство возникает в силу необходимости выработки способности чувственного созерцающего видения мира, т.е. такого видения, которое протекает чувственно в двояком плане. Оно есть непосредственное чувственное отражение предметной (объективной) действительности и в то же самое время процесс переживания мира. У человека чувственное восприятие и переживание, т.е. движение чувств в смысловой логике мира, нераздельны. Искусство становится, как пишет в «Психологии искусства» Л.С. Выготский, общественной техникой чувств. В этом созерцающем видении человек чувственно живет и чувственно формирует себя, свою чувственно-переживательную сферу относительно существующей действительности.

Заслуга И. Тэна в том, что он один из первых стал рассматривать искусство в тесной связи с обществом, его особенностями и исторической эволюцией». Тэн обосновывает причинно-следственные связи между биологической наследственностью, окружающей природой и общественной средой, с одной стороны, и искусством с другой. Однако, этот подход возможен, прежде всего, при рассмотрении общих вопросов развития искусства. Сторонником «объективного» подхода к искусству можно назвать Э. Сурьо. В поисках сущности художественного произведения он предлагал отталкиваться не от субъекта его создателя, а делать предметом рассмотрения объект изображения как определенное единство формы. Иными словами Э. Сурьо отожествлял искусство и форму, а задача художника упорядочить хаос мира в произведении искусства посредством формы. Таким образом, Э. Сурьо разделял форму и содержание в искусстве. Известно же, что органическая связь формы художественного произведения с его содержанием - один из «законов» искусства. Одной из заслуг Э. Сурьо можно назвать его исследования по вопросу о связи философии и искусства, «о широте и эффективности его (искусства) духовной миссии». Символическая теория рассматривала искусство как особый язык или систему знаков (Э. Кассирер, К. Леви-Стросс и др.). Однако в некоторых случаях такая трактовка искусства приводит к формализму, отрыву от социально-исторической и духовно-нравственной ситуации в обществе.

Следует отметить, что те признаки искусства, которые выделяет та или иная теория присущи искусству, но будь то функция или какая-либо другая его особенность - они не приведут нас к пониманию сущности.

Возникает вопрос: так в чем же действительная специфика искусства?

Предметом искусства становится человеческая непосредственность, которую он, человек, вынужден все время искать, строить. А искусство - это и есть радостное построение своего внутреннего личностного мира относительно действительности в целом, создание силой воображения самого себя в бескрайнем мире. Искусство есть живой процесс взаимодействия человеческих личностей, которые могут каждый быть личностью только в этом живом бескорыстном взаимодействии. И чем больше кто-либо отдает себя в этом чувственном взаимодействии, тем больше он приобретает. Искусство возникает из потребности создать чувственное поле общения человеческих субъективностей, в котором человек опредмечивает самые существенные параметры своей субъективности. И делает их чувственно воспринимаемыми другими людьми. Искусство само по себе, вне процесса общения человеческих индивидов, ничего из себя не представляет. Ибо то созерцание, которое создает художник, обращено к действительности и воспринимающий через это созерцание включается в созерцание действительной жизни. Он сопоставляет жизнь и то ее видение, которое ему предоставлено.

Отсюда искусство - это форма отражения и осознания действительности. Хотя оно - это, прежде всего, искусственно созданный человеком мир, но этот «новый мир» есть образ действительности. Искусство обусловлено природой и теми общественными отношениями, в которых находится человек. Оно зависит от характера деятельности людей, от степени освоения природы, от уровня производства. «Искусство, - как полагал Ж. Гюйо, - это функция общественного организма». Отсюда главным родовым признаком искусства, в числе других признаков, присущих понятию «искусство», есть признак формы общественного сознания. В то же время искусство не просто отражает мир, но и творит его заново, создает новую, идеальную реальность по образу и подобию материальной. Именно этот момент и определяет во многом онтологический статус искусства. Так, искусство становится внутренней потребностью человека, его сущностной характеристикой.

Главная задача искусства - это вызывать у человека позитивное эмоциональное состояние, ощущение порядка и гармонии. Искусство рассматривает явления и предметы не ради их простого отображения, а чтобы возбудить эмоциональное состояние души. В искусстве существуют как бы два слоя: 1) чувства - объект непосредственного влияния искусства. 2) опосредованно искусство действует на человеческую личность в целом, весь его духовный мир. Только посредством чувств человек открывает для себя искусство.

Чувственный аспект в искусстве не остался без внимания. Аристотель называл искусство «вероятным бытием, иллюзией реальности, способной вызвать эмоциональную реакцию зрителя». Гегель указывал, что цель искусства «наполнять сердца и давать человеку, развитому и неразвитому, перечувствовать все то, что человеческая душа может содержать, пережить и создать в своих сокровеннейших и таинственнейших глубинах, всё то, что способно глубоко волновать человеческое сердце». Чувственный характер искусства отмечал JI. Толстой: «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно, известными внешними знаками передает испытанное им чувство, и другие люди заражаются этими чувствами и переживают их. Н. Чернышевский считал, что «все искусства, подобно живой действительности, действуют прямо на чувства». Большой вклад в развитие чувственной теории искусства внес JI. Выготский в работе «Психология искусства». По его мнению, искусство - «язык чувств». Он вскрыл сущность искусства через психологию, раскрыл функционирование искусства и смысл художественного творчества, показал связь чувственного и разумного в искусстве.

К представителям чувственной концепции искусства можно отнести С. Раппопорта, он указал, что «искусство обладает замечательной способностью сложного превращения чувств». Н. Берхин писал: «В искусстве все направлено на то, чтобы сформировать у реципиента эмоциональное переживание». Л. Юлдашев отмечал, что «искусство позволяет выразить чувства людей, различные стороны их духовного мира». Культуролог С. Мамонтов называет искусство чувственной сферой культуры, особенность которой - передавать чувства людей. Чувственная специфика искусства нашла свое отражение в работах А. Еремеева, В. Панпурина и др. К. Станиславский замечает: «Нет подлинного искусства без переживания, оно начинается там, где чувство входит в свои права». Не отрицают эмоциональный аспект в искусстве и представители других концепций искусства. Так, Ю. Борев («эстетическая концепция») указывает, что «искусство формирует строй чувств». А. Калинкин («познавательная концепция») считает, что «эмоции не представляют сути искусства, хотя и присутствуют, именно поэтому искусство эмоционально». Искусство воздействует на человеческие чувства. Но как это происходит? Что отличает обыденные эмоции от эмоций, вызванных искусством?

Искусство пробуждает чувства, но это особые чувства. Специфику художественной эмоции выделил С. Раппопорт. Он пишет: «Художественная эмоция всегда несет социально-историческое содержание, в искусстве чувства возбуждаются не реальными фактами, а искусственно переданными художником переживаниями, общими для исходных переживаний многих людей, художественная эмоция всегда положительна, даже когда в обыденной жизни она и негативна, отрицательные эмоции приносят положительный эффект». Так, в произведении Шекспира «Отелло», деяния главного героя убийство жены, - явно негативно, но читатель, переживая событие, анализирует его, сомневается и негодует, получая при этом удовольствие не от самой «преступной сцены», а от того, как изображается факт.

Особенность искусства еще и в том, что художественная эмоция может быть выражена и без непосредственного носителя эмоций - человека. Например, пейзаж, здесь человеческие чувства предается через состояние природы. В картине «Золотая осень» художник И. Левитан изображает прозрачную голубизну осеннего неба, холодную синеву реки и контрастно к ним оранжево - желтую листву, золотящуюся на солнце. Повышенное световое звучание служит созданию впечатления декоративности и одновременно сильного эмоционального воздействия.

Еще одна специфическая черта эмоции искусства, это то, что чувства искусства непосредственно не выражаются. Л. Выготский указывал: «Загадочное отличие художественного чувства от обычного в том, что это есть то же самое чувство, но разрешаемое усиленной деятельностью фантазии».

Искусство - это сфера духовности, духа. Чувства в искусстве изначально рациональны, содержательны, т.е. чувство здесь всегда несет определенный смысл. Т. Адорно пишет: «Дух - социален, это - модус поведения человека, модус, который отделился от общественной непосредственности и приобрел автономность. Благодаря ему, сущность социального находит свое продолжение в эстетическом творчестве (в нашем понимании в искусстве) - и как социальность производящих, творческих индивидов, и как социальность материалов и форм, - они противостоят субъекту, над ними субъект трудится, он определяет их и они, в свою очередь, определяют социальность субъекта». При этом художник (автор) изображает действительность сквозь призму своего понимания, своих чувств, нравственных установок, взглядов.

Л.Н. Толстой отмечал: «Описать человека собственно нельзя, но можно описать, как он на меня подействовал». Действие искусства основано на том, что человек способен испытать сходное чувство, которое выразил автор, а также «дорисовать» картину событий на примере собственного опыта.

Для того чтобы быть понятым, художник ищет тот эмоциональный ракурс, который обнаруживает его общность с реципиентом, т.е. автор стремится передать не просто эмоцию, а социально значимое чувство. Изображая действительность, человеческие судьбы и характеры, художник из индивидуальных явлений жизни концентрирует образ. Через типизацию он познает мир в его общих свойствах на основе конкретно-чувственных форм. Г. Н. Поспелов называл типичность «высокой степенью характерности». Задача художника, опираясь на собственные наблюдения и фантазию довести характерное до максимума. В типическом художник по крупицам собирает образ, но это не механическое соединение, образ вырастает из гармонии индивидуального и общего. Рафаэль писал: «Чтобы написать красавицу, мне не надо видеть много красавиц... я пользуюсь некой идеей, которая приходит мне на мысль». Типизация в искусстве идет путем отбора существенных черт личности, при этом истинный художник схватывает характерное как чувственное, эмоционально насыщенное.

Сам автор в реальности может и не пережить чувства о которых говорит, он должен их вообразить, представить. Так, О. Бальзак, которого часто называют «знатоком женских сердец», рассказал о женских любовных переживаниях удивительно точно и убедительно. Он передал эмоциональную жизнь своих героинь через познание множества характеров, как бы прожив не одну, а несколько жизней, сплетая из единичных событий и фактов целостный законченный образ.

Аристотель разработал и ввел категорию катарсиса. В «Поэтике» он писал, что поэт в трагедии доставляет зрителям удовольствие - это «удовольствие от сострадания и страха через подражание им». Так происходит очищение подобных эмоций и человек получает облегчение через разрядку аффектов. Выготский понимал катарсис как «моральное действий трагедии, превращение страстей в доброжелательные наклонности». Показывая героев, их судьбы, конфликты, характеры, искусство заставляет людей сопереживать, ставить себя на место героя, осуществлять «призрачные» желания и очищать свой внутренний мир от иллюзий реальности и делать нравственный выбор.

Чувства, вызванные искусством, не могут прямо передаваться в сознание человека. Эмоцию в искусстве несут образы и знаки (символы), которые выступают как «средство доведения эмоционально-переживательного содержания». Ведь простой плач или смех, будучи непосредственным выражением внутренних состояний, не искусство. Только когда автор в виде конкретных картин (образов) воссоздаст силой воображения через материал и художественную форму смысл этого смеха или плача («идея-чувство»), тогда и рождается искусство. Выготский отмечал, что «художественный образ - огромная сила, зажигающая чувство». Образ - результат отношения художника к действительности, которую он свободно отображает в соответствии со своим идеалом.

Эмоциональность - главная характеристика образа искусства. Чувственный образ в искусстве изначально и принципиально не умозрителен, не теоретичен. Это «чувственная мысль» (А. С. Пушкин), «непосредственное мышление» (В. Г. Белинский) Образ в искусстве многогранен настолько, насколько разнообразны наши чувства и представления, насколько безгранично чаше воображение и фантазия. Так, в произведении С. Дали «Лицо Майе Уэст» напоминает жилую комнату по замыслу художника, а актеры в знаменитой сказке «Синяя птица» способны сыграть «хлеб», «молоко», «огонь». Чувственный образ в искусстве не может и не должен быть абсолютной копией единичного явления. Учебный муляж яблока, в отличие, скажем, от яблока П. Сезанна, несет в себе ботаническую информацию, а не эмоциональную. Образ в искусстве в себе содержит и нечто большее и нечто меньшее по сравнению с реальностью.

Чувственная конкретность выражается в искусстве не только в образах, но и через знаки. И те и другие направлены на то, чтобы вызвать у зрителя эмоциональный отклик. Если под образом мы понимаем нечто сходное с реальным предметом, то знак представляет, но не изображает предмет. Буква «А», не похожа на звук «А». Со знаком человек всегда связывал определенный, хотя и условный отклик, своего рода «рефлекс» (Восклицательный знак - внимание). Знак в искусстве рождается тогда, когда нет сходства между самим знаком, и тем, что он обозначает. Так, пауза в музыкальном произведении обозначает не тишину (нет звука), а особый эмоциональный момент. Знаковые элементы характерны для этнического орнамента, танца. Знак, кроме функции замещения реальности и получения информации, обладает в искусстве свойством инвариативности (повторяемости), например в архитектурном декоре, в живописи абстракционистов. Знаковые моменты наиболее характерны для восточного искусства: индийский танец, японский театр, искусство икебана и др. Знак и образ объединяет символ. Например, в картине В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» свеча в руках у осужденных на смерть, символ угасающей жизни, но свеча это еще и знак, поэтому сама свеча (источник света) имеет на картине несколько значений. Символический образ несет в себе глубокий внутренний смысл, символ не дан, а задан, он рассчитан на восприятие так, что смысл его нельзя просто дешифровать, в него надо «вжиться», прочувствовать его. Гармоническое соединение чувства и образа (знака, символа) рождает искусство.

Искусство - область чувств и настроений в форме их непосредственного переживания. Выразить их, а не описать способно не только искусство, но и «заразить» нас ими, внушить их нам - вот, что может искусство и чего не может ни одна другая форма общественного сознания. Искусство воспринимается не просто как внешнее для меня, а как пережитое, как часть моего «Я».

Через чувства, воплощенные в образах (знаках, символах), посредством материала и художественной формы - искусство действует на человека, формирует и одухотворяет его. В этом, и заключается сущность искусства, её эмоционально-образная специфика. Все другие особенности и функции искусства могут быть правильно поняты лишь в связи с этой главной особенностью, на ее основе.

При всей общественной значимости, искусство несет в себе и индивидуальное - иначе искусства просто нет, но при этом искусство - это персонифицированное сознание, своего рода «Я», растворенное в «Мы».

Каждое произведение искусства - это особая модель мира, но не просто мира, а его человеческого понимания. Можно выделить три типа миропонимания: связь человека и мира, человека и человека, постижение сущности «Я». «Я - я» - внутреннее взаимодействие человека с самим собой. В этом пласте произведения художественно запечатлевается осознание человеком себя как личности. Этот пласт раскрывает «диалектику души», чувства и настроения. «Я - ты» - коммуникация человека с другим человеком. Это разные планы социального бытия личности и ее взаимодействия с социальной средой, «Я - мир» - отношение личности к человечеству и его истории, к Вселенной, к природе.

Искусство творит духовное начало в человеке, формирует и развивает полноценную личность. Искусство при этом не просто воспитывает, оно пробуждает Человека в человеке, т. е. гуманизирует личность. Этот процесс идет в двух плоскостях: эмоционально-духовной («низшие чувства», «предметные чувства», «над предметные чувства», аффекты) и социальной («обыденное художественное сознание», «самодеятельное художественное творчество», «массовое искусство», «элитарное искусство»).

Человек в искусстве выступает, прежде всего, как личность. Личность в искусстве уникальна, единична. «Человек в футляре» А. П. Чехова - личность, пусть слабая, жалкая, ничтожная; или Яго в Шекспировском «Отелло», - он коварен, жесток, но это яркая индивидуальность. Личность в искусстве может иметь различную социальную, моральную направленность, но она всегда выделяется своими убеждениями, установками, качествами, своим взглядом на мир.

Бесспорно, человеком рождаются, личностью становятся. Помочь найти своё «Я» - задача общества, искусству здесь принадлежит важное место. Формирование человечной, высоко моральной личности - цель любой культуры. Социальное есть выражение родовой сущности человека. «Социальное предполагает, прежде всего, что личность - существо моральное», является носителем определенных моральных норм, понятий о добре и зле, счастье и т.д. Система нравственных понятий и оценок играет важную роль в регуляции человеческого поведения. Высоконравственная личность - идеал для всего человечества и каждого индивида. Но всегда надо учитывать, что личность - это не только «светлое», личность - это «гамма цветов Личность - это, прежде всего, духовная определенность, самостоятельность и неповторимость человека. Личность - это социальный феномен, фокус социокультурного влияния. Одним из факторов формирования личности является искусство, оно затрагивает все сферы человека, его внутренний мир, его духовную сущность.

Еще Платон говорил о единстве чувственного и разумного в душе человека. Человек всё пропускает через свою душу, здесь происходит «сцепление» чувств и интеллекта, идет формирование идеалов, мировоззрения личности. Мысль и чувство находят в душе (психике) человека свое гармоническое единство, образуя своего рода «мыслечувство». Психика через эти «мыслечувства» определяет направленность личности, его представления о целях и стремлениях, о его идеалах.

Понятие об идеале складывается у человека под влиянием общества, которое предлагает определенный стереотип, а человек, пропуская его через свой внутренний мир, наполняет его индивидуальным содержанием. Искусство, в этом плане, способно не просто отразить жизнь, а показать ее такой, какая она должна быть.

В искусстве в эмоционально-образной (символической) форме воплощается как идеал человека определенной эпохи, так и общечеловеческие идеалы. Идеал в искусстве выражается как в положительных персонажах, так и через отрицательные образы, т. к. пронизанные светом идеала, они обнаруживают свою низменность. Не навязывая идеал, искусство дает представления о совершенном человеке. Это происходит вследствие чувственной природы искусства, человек эмоционально осознает идеал всем своим существом, пропускает мир «идеального» персонажа через своё Я, мысли и чувства начинают звучать «по чужим нотам», искусство втягивает зрителя в свой искусственный мир, но при этом человек не теряет себя как личность, а способен обрести новую духовность.

Если обратиться к обыденному сознанию, то оно тоже содержит в себе художественный элемент. С младенчества ребёнок ощущает не только материальную сторону мира, но и его духовность. В любой колыбельной песне можно найти элемент формирования личности: «Спи, спокойно. Вот гроза стихает. Мать у колыбели сон твой охраняет. Завтра, как проснется, и откроешь глазки, снова встретишь солнце, и любовь, и ласку». Здесь ребенок приобщается к гармонии мелодий, познает звуки, слышит особый тембр голоса. Сам образ в песне несет любовь матери, тепло её сердца, ласку, красоту окружающего мира.

Или игрушка - расписная Матрешка: яркий колорит, особая художественная форма, фактура, для ребенка это новое восприятие мира. Здесь язык искусства передает любовь к национальным традициям (Матрешка - русский сувенир).

Художественное обыденное сознание постоянно присутствует в мире человека, - это и рассказ о каком-либо событии, изложенный захватывающе, интересно, образно; это и пословицы, шутки, прибаутки, - так часто используемые в бытовой речи. Большое значение имеет дом, где растет ребенок, интерьер, те предметы быта, что его окружают. Здесь развивается эстетический вкус, чувство красоты, интересы приобретают духовный аспект. Именно эти, вроде бы, «мелочи жизни» и формируют духовное в человеке. Так, расписной кувшин выступает не просто как предмет утвари, а как проявление творческого начала мастера, который в обыденном увидел, прочувствовал и осознал, казалось бы, не броскую красоту мира.

Известно, что человек в своём творении оставляет часть себя, частицу своей души. Это идея о том, что человек вносит свою сущность в предмет («опредмечивание») и способен «распредмечивать», т.е. извлекать ее (сущность) из предмета. Предметная деятельность осуществляется не иначе как, производя идеальное, которое живет только непрерывно исчезая в опредмечивании и столь же непрерывно возникая из распредмечивания. В «Феноменологии духа» Г. Гегель видит суть этого действия в том, что в опредмечивании и только в нем человек есть «... сущее для других, всеобщая сущность», человек вносит в предмет в уплотненной форме всё богатство истории и культуры, чтобы «... в совершенстве знать то, что он есть и, чтобы многократно перестраивая себя вместе с миром культуры, наконец, освоить его, «заново вырастить себя из него».

Тип художественного сознания определяется авторским мировидением и диктует особое художественное отношение к действительности, способ ее постижения и отражения, диктует саму художественную доминанту, организующую «поэтику» произведения в целом. Любая концепция художественного творчества возникает в русле широкого социокультурного контекста, сложившегося в рамках определенной картины мира, и опосредуется рядом разнообразных факторов. В свою очередь, художественное видение формирует некий мировоззренческий комплекс, запечатленный в произведении искусства и являющийся одной из составляющих картин мира.

Опредмечивание всегда есть воплощение индивидуальности, чело век излучает из себя свой личный мир и вносит его в свою деятельность, но при этом действует и обратный процесс. Тем самым предметная деятельность выступает как всеобщий способ бытия человеческой культуры, а значит и искусства. Человек вносит в предмет своего художественного творчества «свой мир», но в отличие от других видов деятельности, в искусстве это, прежде всего свой духовный мир.

Обыденное художественное сознание на бытовом уровне создает условия для раскрытия и выражения этого мира, духовности личности в целом. С обыденного художественного сознания начинается постижение искусства человеком, так называемый «первый уровень искусства». Здесь не важен профессионализм, здесь человек проявляет свою индивидуальность, выражает своё Я. Здесь растет и обогащается чувственный опыт личности, формируются духовные интересы, потребности приобретают характер желаний, стремлений; развиваются задатки.

Устойчивый интерес к художественной деятельности создает условия для творчества. Искусство позволяет человеку реализовать свою потребность в творческой деятельности. Воспринимая произведение искусства, человек становится соавтором. А. Еремеев отмечает, что «художественное восприятие - это сотворчество». При этом даже не имеющий художественных способностей человек может через восприятие искусства реализовать, а возможно и раскрыть свой творческий потенциал.

Целенаправленное воспитание интереса к искусству, способствует появлению так называемой эстетической потребности, т.е. устойчивой нужды в общении с художественно-эстетическими ценностями: посещение музеев и выставок, концертных залов, коллекционирование, участие в самодеятельном народном творчестве. Известно, что многие выдающиеся деятели начинали свой творческий путь с художественной самодеятельности «второй уровень искусства».

«Третий» и «четвертый» уровни - это профессиональное искусство, здесь следует выделить «массовое» искусство и «элитарное». «Массовое» искусство, это всегда доступное и понятное всем искусство, искусство «временных ценностей», искусство десятилетия. Феномен «массового» искусства, прежде всего, связывают с развитием средств массовой информации. «Массовое» искусство - это детище XX века. Сейчас много говорится о негативном влиянии «массового» искусства на личность. Действительно, «массовое» искусство в большей степени, чем искусство «первого-второго-четвертого уровня» способно дегуманизировать человека, т.е. подавлять в нем личность, разрушать моральные качества человека. Когда мы говорим, что искусство гуманизирует личность, мы не отрицаем и обратный процесс. Искусство призвано, прежде всего, вносить духовное в жизнь, но в любом явлении можно найти «обратную сторону».

Искусство направлено как на общество в целом, так и на отдельного человека, являясь инструментом его формирования. В зависимости от того, каким общественным силам оно служит, какие художественные тенденции развивает, оно может служить мощным средством очеловечивания человека или, напротив, средством, подавляющим в нем человеческое начало.

В. Адорно указывает: «Нерешенные антагонистические противоречия реальности вновь проявляются в произведениях искусства как внутренние проблемы их формы. Именно это, а не влияние материально-предметных моментов определяет отношение искусства к обществу. Напряженные взаимосвязи различных позиций, рождающие новые импульсы, кристаллизуются во всей чистоте в художественных произведениях и благодаря их эмансипации от реально фактического фасада внешнего мира затрагивают непосредственно самую суть дела».

Искусство способно преобразовывать социальную жизнь человека. Оно не только обогащает повседневное существование человека, но возвышает его над бытом, способствуя созданию высшего слоя духовной жизни человека и общества. Искусство постоянно питается жизненными соками, реагирует на общественные процессы, отражает и оценивает жизненные явления своими специфическими средствами. При этом искусство свободно и самостоятельно, но не от социальной жизни, а в ее рамках.

Искусство ненавязчиво втягивает в «свой мир», мир, где человек способен осознать свое «Я», мир, который дает возможность индивиду, переживая жизнь других людей, стать личностью. Не отрицая негативного момента в искусстве, его дегуманизирующего влияния на нравственно незрелую личность, следует отметить, что главное предназначение искусства, главная его миссия - это совершенствовать человека и мир человека.

Искусство представляет собой более высокоорганизованную форму самоутверждения человека, поскольку именно искусство предоставляет ему возможность по-настоящему целостного, не частичного духовного самоутверждения человека.

В процессе этого утверждения человеку удается превратиться в социальное существо, точнее - возвыситься до уровня социального существа. Механизм «социализации» человека заключается в том, что, в отличие от всех иных живых существ, человек начинает осознавать себя и всё окружающее.

Но что же приводит к дегуманизации искусства? X. Ортега-и-Гасет видит суть проблемы в том, что художник идет против действительности, когда «он ставит своей целью дерзко деформировать реальность: разбить ее человеческий аспект, дегуманизировать её. Художник заточает нас в темный, непонятный нам мир, вынуждая иметь дело с предметами, с которыми невозможно обходиться «по-человечески». Это искусство, бесспорно, несет в себе все специфические черты искусства. Однако, показывая аффективные состояния, цель искусства разрядить чувства, попытаться регулировать эмоциональное возбуждение, вдохнуть в чувства разум. Аффекты в искусстве наполнены идейным содержанием.

Искусство всегда противостояло утилитарности жизни. Человек, создавая предметы быта, заинтересован не только в их удобстве и пользе, но и в их художественно-эстетической значимости. Искусство возвышает потребности человека, уводит от прагматизма, показывает приоритет духовного над материальным, тем самым, формируя жизненную позицию. Обыденное в искусстве приобретает черты высокой духовности, потребности и интересы личности переключаются в духовную сферу, Таким образом, познание сущности искусства и его влияние на духовный мир личности, возможно, прежде всего, на основе системного философского анализа. Искусство по природе своей является человеко-знанием мир входит в его содержание не непосредственно, как предстает он перед наукой, а опосредованно, преломленный через призму человеческого восприятия, переживания, осмысления. Наряду с психологией, социологией и культурологией художественное познание человека представляет особый интерес для философии потому, что в отличие от всех конкретных отраслей знания и, подобно философии, искусство познает человека не односторонне, а в целостном его бытии, более того, в органической его связи с миром и в недоступной ни наукам, ни философии воплощенности общего в единичном, социального в индивидуальном, общечеловеческого в личностном.

Искусство - это эмоционально-образная характеристика отражения действительности. В то же время искусство не просто отражает мир, но и творит его заново, создает новую, идеальную реальность по образу и подобию материальной. Носителями эмоций в искусстве выступают образы и символы, организованные с помощью материала в определенных формах. Через чувства - «ворота искусства», искусство влияет на весь духовный мир личности, нравственно одухотворяет и гуманизирует личность.

Эмоции искусства всегда типичны, общезначимы, наполнены общечеловеческим смыслом, но вместе с тем они конкретно-историчны и сугубо индивидуальны. На протяжении всей человеческой жизни, на всех уровнях художественного сознания: «обыденное художественное сознание», «самодеятельное художественное творчество», «массовое искусство», «элитарное искусство» - разумные эмоции искусства призваны внести гармонию в духовный мир личности, воздействуя на личность комплексно и многогранно.

Искусство способно прививать человеку высшие духовные ценности, идеалы, вносить нравственные ориентиры, формировать моральные качества личности. Тем самым искусство не просто отражает жизнь, в нем в эмоционально-образной (символической) форме воплощаются человеческие идеалы. Отсюда, следует отметить, что главное предназначение искусства, главная его миссия - это совершенствовать человека и мир человека, помогать ему воплощать свою родовую сущность.

 

АВТОР: Иванов В.В.