21.05.2012 10156

Роль этнической идентичности в формировании национального своеобразия художественной культуры и механизмов ее воспроизводства

 

Этническая идентичность является одним из основополагающих признаков жизнедеятельности этноса и обусловливает развитие его духовной культуры. Она играет роль ценностного «центра» культуры всего этносоциального организма и определяет ее специфичность, особость. Следовательно, изучение роли этнической идентичности в формировании художественной культуры этноса не возможно вне аксиологического анализа, который позволяет «объединить бесчисленные свойства культуры вокруг понятия ценности. Ибо ценности определяют изнутри, из глубин индивидуальной и социальной жизни то, что мы называем культурой народа и общества, и именно так ценности становятся ядром этой культуры».

Ценность выступает одним из фундаментальных философских понятий и является одним из основных при рассмотрении культурологической проблематики. В целом, аксиологическое понимание культуры имеет значительную философскую и социологическую традицию. Его по-своему разрабатывали Г. Риккерт, Н. Бердяев, П. Сорокин, Г. П. Выжлецов, М. Шелер и др. Ценность является той категорией, которая позволяет изучать особенное и индивидуальное в собственном смысле слова. Она сочетает в себе «общее», необходимо связанное с «единичным», в котором она постепенно развивается и проявляется. В связи с этим культурная реальность, с точки зрения отношения к ценностям, может наряду с «общим», также рассматриваться со стороны особенного и индивидуального.

Культура есть аксиологический феномен, а художественная культура представляет собой ту часть ее, где ценностно-оценочные пересечения являются в наиболее слитной, целостной (в своем взаимопроникновении) форме. Художественная культура представляет собой аксиологическую систему, включающую в себя три взаимосвязанных компонента: а) систему художественного производства; б) систему художественного потребления; в) систему художественного оценивания.

Художественное строится на художественном отношении (понятие более широкое, чем понятие художественной деятельности). Аксиологическое поле художественного предполагает сочетание: художественная Ценность - художественное потребление (переходная система, соединяющая в себе ценностные и оценочные основания) - художественная оценка.

Можно говорить о художественной культуре в целом и этнической в частности как о предметах искусства (произведениях) и накопленных ценностях, а также о художественной культуре субъекта как об уровне созидания, восприятия и освоения произведений. Структуру этнической художественной культуры с этой точки зрения составляют:

- произведения искусства, созданные народом;

- совокупность знаний, ценностей, норм, образцов, составляющих содержание произведений;

- художественные знания, восприятие, художественное мастерство и другие элементы, составляющие опыт художественной деятельности индивида, группы и определяющие особенности производства, хранения, распространения, потребления произведений искусства и актуализируемых знаний, ценностей, норм, образцов жизнедеятельности.

Творцом является художник, но в создании художественной культуры участвует и публика. Она извлекает из произведения все возможное, превращает его в свое собственное достояние, дает через себя обществу художественные ценности, делает их фактом духовной жизни, увеличивает художественные впечатления и художественный опыт, создает художественную культуру. В этнической художественной культуре эти процессы составляют единое целое. Субъектом создания искусства и освоения является народ. Его художественное сознание, мироощущение, миропонимание и идентичность в целом реализуются в предметах искусства в процессе их создания, когда происходит опредмечивание, а также в процессе потребления, когда осуществляется распредмечивание. Эти процессы в художественной культуре этноса неотделимы друг от друга, они синкретичны, в ней нет автора-художника и отдельно публики, творцом и потребителем, хранителем и распространителем является сам народ.

В этнической художественной культуре наиболее важны и значимы следующие элементы:

- процесс создания, творения, дающий народу возможность раскрыть свои сущностные силы;

- созданные им продукты как сокровищница ценностей;

- уровень развития самого субъекта художественной культуры - народа как творца.

Наиболее полно исследованы в науке продукты этнической художественной культуры. Меньше внимания уделяется народу как творцу, его характеристике как субъекта художественной культуры. В последние годы появились работы о народном художественном творчестве как фольклоре, хотя термин использовался и раньше, но чаще всего по отношению к художественной самодеятельности или для обозначения творчества народных масс как социального явления. Здесь важно разделить понятия этническая художественная культура, этническое творчество, этническое искусство.

В фольклористике понятие «творчество» появилось давно и использовалось для обозначения искусства, создаваемого народом, «этническое творчество» применялось в значении коллективного творчества народных масс. При этом довольно часто употребляются термины «народно-поэтическое творчество», «устно-поэтическое творчество» «устное народное творчество». Все эти обозначения указывают на его использование, прежде всего, для характеристики народной поэзии. В последующие годы понятие «творчество» стали применять для характеристики художественной деятельности в различных видах и жанрах: «этническое музыкальное творчество», «драматическое творчество» и т. п.

Словосочетание этническое творчество используется для обозначения художественной деятельности этноса, как в традиционных фольклорных формах, так и в современных, когда речь идет о творчестве отдельных любителей или организованных формах художественной самодеятельности народных масс. При этом оно употребляется, скорее, для характеристики социального явления, форм проявления художественной активности, чем самого процесса творческой деятельности.

В.С. Цукерман, говоря об этнической художественной культуре, выделяет четыре формы - фольклор, традиционное изобразительное и декоративно - прикладное искусство, художественную самодеятельность и индивидуальное любительское творчество. А. С. Каргин в своей работе исходит из признания трех основных форм этнического художественного творчества - традиционного фольклора, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, художественной самодеятельности и современного любительского искусства.

Представленных выше подходов достаточно, чтобы понять множественность взглядов, обусловленных отсутствием единых методологических позиций. Едва ли может быть успешным решение научной проблемы без определения основных ее понятий. На данном этапе для исследователей характерно использование термина «этническое, народное художественное творчество» и других, как правило, без определения их понятий, со ссылкой на определенные сложности из-за множества понятий, употребляемых даже в рамках одной работы. К числу таких понятий относятся: «самодеятельное искусство», «народное искусство», «любительское искусство», «любительское художественное творчество», «художественная самодеятельность», «этническое творчество», «народное художественное творчество», «самодеятельное творчество», «самодеятельное художественное творчество», «массовое художественное творчество» и др., разобраться в смысле и значении которых действительно не просто. Однако применение их без определения понятий представляется методологически не оправданным. Поскольку объектом исследования является художественная культура этноса, целесообразно разобраться с понятиями «этническое художественное творчество» и «этническое искусство». Основным, определяющим характеристику этнического художественного творчества и его отличие от этнической художественной культуры как одного из ее элементов, является понятие «творчество». Оно относится к числу категорий, которые не поддаются однозначной дефиниции, так как отражают феномены, существующие и в материальной, и духовной сферах. Чем больше работ выходит по творчеству, тем больше сложностей с его определением. И это не удивительно, ибо творчество пронизывает все сферы жизни и виды человеческой деятельности. Одним из самых распространенных является определение творчества как преобразовательной деятельности.

Я.А. Пономарев отмечает, что «творчество природы и творчество человека лишь разные сферы творчества, несомненно, имеющие общие генетические корни. Видимо, поэтому в основу исходного определения творчества целесообразно класть его самое широкое понимание. В таком случае следует признать, что творчество свойственно и неживой природе, и живой до возникновения человека, и человеку, и обществу. Творчество - необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм». Таким образом, Я. А. Пономарев формулирует «гипотезу, согласно которой творчество в самом широком смысле выступает как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию». Эту же мысль высказывает и Г. А. Праздников, утверждая, что: «Все более утверждающаяся гипотеза, согласно которой творчество есть механизм продуктивного развития, движения от низшего к высшему, позволяет рассматривать творческую деятельность человека как высшее проявление некоего общего закона материального мира». Из этих высказываний ясно, что творчество трактуется как явление, выходящее за рамки человеческой деятельности, представляющее собой механизм развития и саморазвития материи.

Общепринятым и вошедшим в различные словари является его понимание в узком смысле слова как человеческой деятельности, в результате которой появляется нечто новое, характеризующееся: а) абсолютной новизной, оригинальностью и значимостью для всего общества и человечества (высший уровень); б) элементами новизны, важными для коллектива или региона, предполагающими использование имеющегося опыта и расширение области применения (средний уровень); в) новизной и значимостью лишь для самой личности, осуществляющей в процессе творчества широкую самореализацию и самосовершенствование (низший уровень).

Понимание творчества как внесения новизны и преобразования окружающей действительности имеет экспансионистский характер, наиболее ярко реализовавшийся в покорении природы человеком, стремящимся, во что бы то ни стало к самоактуализации через самовыражение, самореализацию, самоутверждение в различных сферах и видах деятельности. В данном смысле основной целью и основным содержанием творчества для субъекта становится стремление оставить свой след: «Важно дать себе адекватное выражение, навязать себя миру - наложить на действительность свое собственное Мерило Всем Вещам».

В последнее десятилетие XX в. концепции творчества приобретают новые оттенки и нюансы. Выход науки за пределы марксистско-ленинской методологии как единственно верной усиливает востребованность трудов ряда представителей идеалистической философии, среди которых особой популярностью пользуется экзистенциалистская концепция творчества Н. А. Бердяева, связанная с пониманием трансцендентности. Творческий акт он рассматривает, как возможность человека выйти за грани здешнего, реального, материального, «принудительно данного», уродливого бытия к «миру иному», свободному от «тяжести», просветленному и преображенному, как выход за пределы объективированного мира в мир непостигаемый (ноуменальный) и творение «нового бытия». Творчество представлено им как раскрытие ноуменального мира для личности, перевод высшего духа во внутренний план (субъективация), затем «экстериоризация, отчуждение духа от самого себя», воплощение его в созданных продуктах (объективация). Творчество Н.А. Бердяев трактует как экстатичный процесс, а не результат, при этом неоднократно подчеркивает: «Повторяю, что под творчеством я все время понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к иному бытию». Им больше всего ценится сам творческий акт как внутреннее состояние экстаза и исступления, позволяющее выйти в иной мир: «Творческий акт по природе своей экстатичен, в нем есть выход за пределы, есть трансцензус».

При этом он считает, что художественное творчество лучше всего раскрывает сущность творческого акта, ибо даже в художественном отношении уже открывается мир иной, «в художественном восприятии мир дан нам уже просветленным и освобожденным».

Понимание трансцендентности творчества присуще и современным ученым, стремящимся постигнуть его природу и сущность на уровне глобального человеческого и космического сознания. Такой подход есть ничто иное, как признание подсознательных, иррациональных элементов творческого процесса, связанных с божественным духом или, говоря на языке современных исследователей космоса, ноосферой. При этом в ряде случаев можно встретить суждения, принижающие роль человеческого фактора и абсолютизирующие космический Разум как творца идей. Л.Я. Вейнгерова и Д.Д. Гурьев отмечают, что: «...смысл научно-технического, художественного, литературного и другого творчества человека не в создании самих идей, а в умении самостоятельно и творчески переосмыслить, развить и в разных формах воплотить то, что дается космическим Разумом (из единого энергоинформационного поля, которое В.И. Вернадский назвал «ноосферой») всем, но воспринимается и осмысливается только самыми внимательными и чуткими».

Внимательность, чуткость, повышенная чувствительность как крайне необходимые для художественного творчества качества могут быть даны от рождения как определенные свойства нервной системы, или же они развиваются в процессе жизнедеятельности и проявляют себя как высшая духовность.

У этноса эти качества связаны с картиной мира, его ментальностью, специфика которых во многом обусловлена этнической культурой мировосприятия единства системы «природа - человек - космос», а также особенностями религии, возвышающей духовность в ущерб земных материальных благ. Получаемая извне информация перерабатывается наиболее чуткой частью народа в художественной деятельности в соответствии с картиной мира, воплощается в художественных образах и функционирует в обществе как этническая художественная культура, отражающая систему знаний, ценностей, норм, образцов жизнедеятельности и его идентичность в целом.

На основе представленных, столь различающихся между собой концепций, этническое художественное творчество можно представить как духовный процесс, поиска и переработки этносом информации из окружающего мира, актуализируемой им в созидательной художественной деятельности в соответствии со своей картиной мира и этнической идентичностью. В этом процессе этносу свойственны внутренняя свобода духа как проявление творческой мощи, эмоционально-чувственная раскованность как выход положительной творческой энергии, самостоятельность и самодеятельность.

Многие традиционные праздники допускали полную раскованность, потому запрещались церковью. Этническому художественному творчеству характерен также выход за пределы познанного и познаваемого, но в то же время проявляются тенденции придерживаться традиционных форм, сюжетов и образов, основанных на канонах и стереотипах. Со временем они осознаются им как не соответствующие изменениям объективного мира, получаемая извне информация перерабатывается по-новому. Этническое художественное творчество, таким образом, представляет собой своеобразный механизм развития, процесс движения от традиции к новизне, поиска и нахождения способов художественного выражения системы социокультурных ценностей. Результатом такого движения являются не только конкретные варианты произведений, но и новые типы культуры (фольклор, городской «примитив», любительство, художественная самодеятельность), выражающие изменившуюся под воздействием новых социально-исторических условий картину мира субъекта.

Представляется целесообразным отметить, что элементы новизны, как и во многих других областях, в продуктах этнического творчества представлены незначительно, особенно это относится к художественно-исполнительской деятельности. Новизна в искусстве, как правило, понимается как несходство с имеющимися образцами. Такое понимание привело многих художников к авангардизму, в результате чего абсурдное заняло довольно прочное место в современной культуре. Между тем, думается, что фактор новизны не служит критерием уровня творческих достижений. Известные образцы высшего уровня художественного творчества, в том числе этнического, поражают нас не новизной, а характером приобщения к вечности: к тайне жизни, к ее гармонии. Новизна заключена в самом акте порождения. Каждое творение и его результат по-своему новы, независимо от того, опирается созидание на современные вкусы, в том числе самого творца, или на строгие многовековые каноны. Новые формы творчества возникают в результате воздействия объективных причин, внешних условий и факторов. В социуме типы этнической культуры или формы художественного творчества возникают в ответ на изменившиеся условия жизнедеятельности. Трансформация социально-исторической ситуации, ломка житейских стереотипов, появление новой жизненной среды, как природной, так и социальной, - все это способствует изменениям форм художественной деятельности этноса. Новое в творчестве всегда имеет социальные причины, хотя и создается субъектом. В то же время результаты этнического художественного творчества, как и любого другого, воздействуют на общественную жизнь, изменяя социальную и культурную среду. Это взаимосвязанный процесс, поэтому художественное творчество нельзя рассматривать только как отражение действительности, оно всегда что-то прибавляет к ней, давая конкретный результат, обогащая и развивая мировую художественную практику.

Этническое художественное творчество можно рассматривать не только как процесс, но и как социокультурное явление. Такой подход обусловлен его синкретичностью, т.е. единством непосредственного творчества с хранением созданных ценностей, их обменом и распределением, передачей информации, которая из поколения в поколение осваивается и как бы заново перерабатывается. Синкретичность в том, что все эти процессы включены в общую канву жизни, в модель жизнедеятельности индивида, социальных групп, общностей и не отделимы от нее. Они представляют собой видимый, доступный наблюдению социальный феномен, в котором актуализируется картина мира, составляющая основу культуры - знания, ценности, нормы, образцы жизнедеятельности народа. Результатом этой актуализации оказывается народное искусство, т. е. конкретное произведение, представляющее собой акт художественной деятельности - исполнение или материально-вещественный предмет - какое-нибудь изделие. В этом смысле представляется нецелесообразным выделение в числе других форм этнического художественного творчества кроме фольклора, декоративно-прикладного искусства (В. С. Цукерман А. С. Каргин и др.). Аналогичным образом можно было бы говорить народном музыкальном, танцевальном, театральном искусстве и т. д. Декоративно-прикладное и этническое изобразительное искусство представляют собой один из элементов фольклора, т. е. народной мудрости, воплощенной в пластические формы, имеющей, в отличие от акта деятельности, художественного исполнительства, материально - вещественное выражение.

Таким образом, этническая художественная культура рассматривается как совокупность знаний, ценностей, норм, образов жизнедеятельности; этническое художественное творчество - как процесс их переработки и актуализации, а также как социальный феномен художественной деятельности народа; этническое искусство - как результат его творчества. Вышеназванные элементы статики и динамики этнических форм - этнические культура, творчество, искусство - формируются под влиянием этнической идентичности, находящей в них свое выражение.

Исходя из строения человеческой деятельности, М. С. Каган определяет ценностное отношение одной из форм субъектно-обьектного отношения, в которой субъект (человек) выявляет для себя значение объекта-носителя ценности и осмысляет эту ценность. Ценность выступает как специфическое отношение, связывающее объект с субъектом, как значение объекта для субъекта. Механизм порождения и существования ценностей таков, что они возникают и активизируются в сознании человека в процессе той ли иной формы деятельности ценностно-ориентированного субъекта по отношению к объекту, носителю ценности (или ценностей).

Феномен ценности «представляет собой многомерное, сложно-целостное образование». «Ценностное отношение, рассмотренное со стороны субъекта, реализуется двояко - как отнесение к ценности оцениваемого объекта и как его осмысление. Эта двойственность объясняется тем..., что, с одной стороны, субъект исходит в восприятии каждого объекта из уже сложившегося у него представления о ценностях, и оценка данного объекта становится отнесением к ценности; оно осуществляется непосредственно эмоционально, а затем может в той или иной мере осознаваться и вербализоваться; с другой же стороны, ценностное отношение предполагает возможность, а чаще всего необходимость, осмысления оцениваемого, т. е. выявления и понимания того конкретного смысла, которое данный объект имеет для тебя как субъекта».

Исходя из вышеизложенного, можно эксплицировать этническую идентичность как некое ценностное отношение субъекта к определенной этнической группе, либо как актуальную и осмысленную в сознании человека идею (обладающую для него определенным смыслом), реализация которых в художественной культуре этноса формирует ее своеобразие.

Ценностное отношение, являясь одним из видов духовной деятельности, взаимосвязанным со всеми другими, и выполняя определенные функции в культуре и общественной жизни, при целостном его понимании предполагает соотнесение двух аспектов его изучения - внутреннего и внешнего.

Рассматриваемое изнутри, ценностное отношение образуется связью двух контрагентов: некоего объекта, который становится носителем ценности (в нашем случае - особенности этнической группы), и человека, который оценивает данный объект (точнее, устанавливает его ценность) и придает ему определенный смысл. Таким образом, ценность есть значение объекта для субъекта - этнические традиции, обычаи, идеалы, а оценка – эмоционально - интеллектуальное выявление, переживание этого значения субъектом.

Следовательно, изнутри ценностное отношение как некая системная целостность имеет свое содержание и свою форму - мировоззренчески-смысловое содержание, детерминированное общим социокультурным контекстом, в котором рождается и «работает» конкретное ценностное значение, и форма - психологический процесс, в котором ценность осознается.

«В своих внешних связях ценностное отношение также требует двустороннего анализа: с одной стороны, выявления закономерностей детерминации его содержания в разных социокультурных контекстах, а с другой - его обратного влияния на функционирование и развитие общества и культуры».

Необходимость постижения аксиологического континуума, наполняющего духовную культуру общества, многократно возрастает, если мы обратимся к рассмотрению эстетической и художественной сфер этой культуры, взятых в своем этническом выражении.

Ценностно-оценочное отношение пронизывает все сферы эстетической и художественной культур, оно имманентно присуще им в силу особого места, которое занимают чувственные компоненты (а также их значимости) в их структуре. Эстетическая культура, строящаяся на эстетическом отношении, отличается с нашей точки зрения, определенной гомогенностью. Художественная культура гетерогенна по своей сущностной структуре, что обусловлено значительно большей вариативностью художественного отношения (по сравнению с эстетическим).

Однако художественная культура человечества неоднородна по своему содержанию; она закономерно дифференцируется на десятки и сотни этнических художественных культур, которые имеют специфику особенного; Последнее детерминировано духовным «потенциалом» субъекта, в качестве которого выступает этносоциальный организм. Отражение духовного потенциала, выраженного в этнической идентичности, в культуре многогранно и предполагает многократное увеличение ценностно-оценочных связей, так или иначе концентрирующихся вокруг проблем выражения этнического субстрата этносоциального организма.

Этническое искусство есть естественное и закономерное продолжение всего того, что происходило и происходит в повседневной жизни народа. Оно точно также является выражением народного эстетического творческого духа, но работает над духовным, а не материальным обеспечением народной жизни. Оно воплощает в своих созданиях чувства, вкусы, идеалы народа о красоте жизни и о том, как она может становиться еще совершеннее и гармоничнее, красивее, привлекательнее и разнообразнее, разностороннее, чем сегодняшняя жизнь. Формирование этнической художественной культуры представляет собой многосложный процесс, в котором синтезируются закономерности обще социального, духовного, этнического порядка и специфические, имманентно присущие процессу создания художественной культуры. При этом сама структура художественной культуры этноса пронизана ценностно-оценочными связями и отношениями, она специфична и своеобразна.

Этническая художественная культура - феномен, ценностно - отличительные черты которого возникают, зарождаются в результате долгого пути саморазвития этноса, задолго до формирования нации. Истоки этнической культуры (в том числе и ее художественной сферы) - в этногенезе нации.

Оказалось возможным выделить два важнейших момента в формировании культуры этноса:

а) ее становление осуществляется в длительный период в процессе этногенеза и завершается (в основных своих чертах) в период формирования народности;

б) определяющим фактором ее формирования выступает этноисторический опыт народа.

Как всякий сложный культурно-исторический процесс, развитие искусства имеет не один источник своего поступательного движения. Материалистическая эстетика исходит из того положения, что основным источником развития искусства, как и других форм общественного сознания, является объективный мир, вся реальная действительность, т. е. определяющим фактором развития какого-либо национального искусства является общественно-социальное развитие этого народа, история общества, в котором данное искусство развивается, и которое отражается в идентичности народа. Это положение является важнейшим в эстетике для гносеологического решения вопроса об отношении искусства к действительности.

При этом искусство, в отличие от других форм общественного сознания, имеет относительную самостоятельность и в своем развитии черпает силу из своих собственных внутренних источников и ресурсов.

Каждое поколение народа в различных областях и уровнях своего искусства формирует определенный художественный опыт. Под художественным опытом поколения имеется в виду выражение, отражение художественным сознанием определенного культурно-исторического периода жизни народа, своей национальной действительности. Конкретно это проявляется чрезвычайно многообразно, например, как художественные идеалы этого времени, идейно - эстетические позиции, идеи, определяющие специфическую художественную информацию, тематические, стилистические особенности, основы технических сторон творчества, выступающие как характерное явление национального искусства данного периода в целом или как результат поисков отдельного мастера, художественного направления, школы и т.д.

Относясь к искусству как к способу целостного выражения своей идентичности, человек всегда видел в нем средство для обеспечения бессмертия всех других своих достижений. Исторически значимые личности, социально значимые события культуры находят свое отражение в живописи или архитектуре, музыке или поэзии. Народ без искусства лишен исторической памяти, а без исторической памяти он уже теряет свою национальную целостность. А культура без своей чувственной составляющей просто бессмысленна.

Здесь обнаруживается один из важнейших элементов «механизма» развития художественной культуры - талант художника - условие ассимиляции традиций, культурных достижений других наций и создания на национальной основе ценностей, имеющих непреходящее значение.

Основой духовного мира художника является жизнь народа, окружающая среда, национальная культура. При этом немаловажную роль играет освоение художником духовного наследия, достижений культуры различных народов. В то же время - это условие доступности его произведений для представителей других наций.

В этом смысле диалектика этнического и общечеловеческого хорошо описана Н. А. Бердяевым: «За национальностью стоит вечная онтологическая основа. Национальность есть бытийственная индивидуальность, одна из иерархических ступеней бытия, другая ступень, другой круг, чем индивидуальность человека или индивидуальность человечества, как некоей соборной личности. Установление совершенного братства между людьми не будет исчезновением человеческих индивидуальностей, но будет их полным утверждением. И установление всечеловеческого братства народов будет не исчезновением, а утверждением национальных индивидуальностей. Эта неразрывная связь - личности и этноса («человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек»), умножается через жизнь каждой личности, укладывается в определении индивидуальности, которое дал известный психолог С.Л. Рубинштейн: «Личность тем индивидуальнее, чем шире в ней представлено все общее». Между тем, национальное и этническое является естественным, органическим фундаментом, на котором формируется будущий художник, всегда остающийся связанным с этим основанием невидимыми нитями. Какие черты и признаки национального колорита приобретают характер общечеловеческих, как происходит такой отбор - это задача многих исследований. С самого начала можно сказать, что существует прямая зависимость между масштабами признания художника, никогда не теряющего свой национальный колорит, и общечеловеческими ценностями. На классическом примере В. Шекспира можно показать, что национальный окрас его произведений, ставших мировыми ценностями, сохранился ровно настолько, чтобы не войти в противоречие с колоритом итальянской национальной культуры («Ромео и Джульетта»).

Искусство является необходимейшей частью общественного сознания,) обеспечивающей его целостность и мобильность, его поисковую направленность в будущее, его нравственно-психологическую устойчивость в настоящем. Создавая общезначимые идеи, образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов невозможно включиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенное настоящее и, главное, будущее.

Этническая художественная культура аккумулирует в себе социокультурную информацию, накопленную человечеством на протяжении многих веков, и является одним из традиционных способов регулирования поведения и деятельности людей посредством передачи социокультурной информации в устной форме, в виде обычаев, обрядов, праздников, художественного опыта.

В этническом искусстве органично сочетаются индивидуальное и коллективное, традиция и новизна, вариативность в рамках канона. Это искусство безымянного мастера, «ручная работа» неизвестного гения. Этническое искусство - это воплощение «духа народа», «родового корня», без которого человек не может стать полноценной личностью. Поэтому «этническое искусство» можно в некотором роде считать фундаментальной структурой в культуре человечества. Через осознание своего этноса, своего «Рода» идет формирование, гуманизация личности. Кроме того, посредством этнического искусства человек познает основы искусства в целом, так как в первом коренятся все категории большого искусства: виды, жанры, стили.

В архитектуре, например, - это русская деревянная изба-пятистенка с разнообразным скульптурным декором (резные наличники, например); в живописи - роспись предметов быта (кувшины, шкатулки и т. д.); в музыке - обрядовые песни, частушки и т. д.; в хореографии - хороводы, перепляс и др.; в театре - скоморошество, кукольные представления; в литературе - сказки, сказы, сказания, легенды, предания, бывальщины и т. д. Особый вид искусства в народном искусстве - декоративно-прикладное искусство, которое иногда (что неверно) выступает синонимом народного искусства. Здесь мы наблюдаем невероятно огромное многообразие стилей и жанров, разнообразие материала. Это и вышивка, и вязание, и резьба по дереву, и искусство народного костюма, и художественная ковка, и плетение, и гончарное искусство, и лоскутное искусство, и ковроткачество, и многое другое.

Вернемся к собственно философскому осмыслению выражения этнической идентичности в художественной культуре как проявления ценностного отношения к своему этносу. В концепции В. П. Бранского и С. Д. Пожарского критерием ценности определяется идеал, а ценность - результатом некоего идеала. Художественная деятельность, синтезирующая собой познавательную, проективную, преобразовательную деятельности и общение содержит некую аксиосистему. Таким образом, в основе системы ценностей определенной культуры лежит идеал. «Поэтому аксиология, в конечном счете, неизбежно становится «идеалогией», т.е. учением о природе и закономерностях формирования и реализации идеала».

В.П. Бранский в своей книге «Искусство и философия» наглядно продемонстрировал обусловленность идеалом формальных и содержательных нормативов различных стилей в изобразительном искусстве. Здесь идеал становится не просто предельным представлением, а таким, содержанием которого оказывается явление, совпадающее с собственной сущностью в авторской интерпретации. Таким образом, в данной концепции связь ценности и идеала устанавливается через актуализацию или реализацию первой в последнем, в которых происходит «соединение субъекта с объектом ценности». Применительно к художественной культуре можно говорить, что произведения искусства выражают не только систему ценностей, но также идеалы, знания и нормы, при этом не в отдельности их, а в живой взаимосвязанности с целым реальной формы этих произведений.

Ценность в любом ее понимании - объективном, субъективном или объективно-субъективном - выступает основанием и регулятором социокультурных процессов. Ценностное сознание является «основой всего культурного и исторического развития», аксиология же «помогает выстраивать связную картину ориентированной человеческой деятельности». Следует добавить, что она, определяя развитие художественной культуры, в особенности позволяет выявить в ней ориентированность профессиональной деятельности, т.е. в той, в которой выражено ее креативное (индивидуально-творческое) начало. Ценности формируются в некую систему, а в конкретном ее функционировании - в структуру, элементы которой могут менять свое положение и содержание, посредством чего трансформируется сама исходная система. Определение такой аксиосистемы конкретизирует, какие именно виды ценностей необходимо вычленять в художественной культуре этноса, чтобы представить аспект ее целостного аксиоразвития.

Художественная ценность является интегративной, что объясняется целостностью самого процесса ее претворения, осмысленного преображения бытия и процесса переживания, осмысления содержания произведения искусства. Кратко художественная ценность именуется художественностью и в каждом виде искусства она своя, а также меняется в истории искусства. «Вместе с тем... сохраняются инвариантные признаки художественности, порождаемые диалектической связью в ней эстетической и антиэстетической ценности».

Для определения аксиосферы конкретного коллективного сознания особое значение имеет ее структурность, т.е. особенности взаимосвязей ее структурных элементов и ценностные доминанты. Данная закономерность распространяется и на функционирование художественной культуры этноса, как на процесс и результат деятельности человека. От характера типов ценностей в сознании субъекта (эстетические, этические, экзистенциальные, а также художественные ценности), т.е. от его представления об их содержании и связях между ними в объектах (иными словами «каковы они есть и должны быть в объектах?») зависит иерархическое строение его аксиосистемы, находящее, в свою очередь, выражение в художественной культуре.

Динамика ценностей в художественной культуре предполагается тем, что сама художественная культура трансформируется в пространстве и во времени, а ценности выступают ее содержанием. Изучение же динамики художественной культуры предваряется определением и рассмотрением ее строения и функций. Художественная культура является, прежде всего, подсистемой культуры. Место и специфика художественной культуры в общей системе культуры определяется тем, что в художественном творчестве духовная и материальная формы деятельности объединяются, органически сливаясь и взаимно отождествляясь. Художественная деятельность есть специфический вид продуктивной деятельности людей, в которой органически слиты другие виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная преобразовательная и общения, и поэтому художественная культура является относительно самостоятельным слоем культуры. Художественная культура охватывает все отрасли художественной деятельности (изобразительную, словесную, музыкальную, театральную и т.п.) и включает в себя процессы создания, хранения и восприятия и другие необходимые процессы функционирования искусства.

Духовно-содержательный компонент структуры художественной культуры является образным представлением о бытии для каждого этнического типа художественного сознания. Духовное содержание каждого типа художественной культуры образно воплощает характер общественного сознания, свойственный порождающей его культуре и формирует конкретные способы художественного освоения действительности - творческий метод и стиль (стили) искусства (толерантный, демократический характер общества и ценность свободы личности предоставляют возможность индивидуализации стиля).

Искусство как результат художественной деятельности запечатлевает общий характер культуры, т.к. в ней создается, к ней принадлежит и целостно ее представляет. Искусство - это микрокосм, в котором как в капле воды отражается культурный макрокосм. Добавим, что особенность искусства состоит еще и в том, что оно «чутко реагирует на едва наметившиеся тенденции в развитии культуры, так, как связано исключительно с ментально-духовным уровнем». Искусство, таким образом, является и «документом» настоящего, и «предвидением» будущего в культуре, а художественный образ - «не просто образ, а очень яркое выражение того, как художник воспринимает и видит человеческое и сущее».

Системе ценностей (как закономерной и целостной организации ценностей, соответствующей ценностному сознанию человека) присущ внутренний динамизм, и иерархия ценностей субъекта зависит от своеобразия и глубины осмысления им системно и сложно организованного бытия. В условиях развития профессионального искусства и все большего завоевывания пространства свободного времени массовой культурой ценностные ориентации на традиционную культуру характерны лишь определенной части населения. Они присущи тем, кто ориентирован на высшие духовные ценности, выражающие этническую картину мира, и определяют активность субъекта в фольклорном творчестве. При этом именно ценностные ориентации во многом определяют содержательный аспект потребностей, интересов, мотивов, а также бытование фольклора.

Идеал есть точное представление о желаемом изменении реальности, о желаемой или «должной» реальности. В. П. Бранский и С. Д. Пожарский выделяют во всяком социально значимом идеале прагматический и утопический аспекты и таким образом выводят «параболический» характер истории реализации любого идеала. «Пока речь идет о реализации прагматической стороны идеала, идеал движется к своему акме (состоянию наивысшего развития), но когда он в данных исторических условиях исчерпал свой прагматический заряд, он становится чистой утопией, и попытка ее реализации терпит крах». «Чем полнее реализуется идеал, тем ближе индивидуум и социум оказываются к своему акме, ибо с тем более значительной ценностью они имеют дело».

Идеализация любого объекта (к примеру, человека) предполагает «освобождение его от присущих ему противоречий (в смысле столкновения противодействующих факторов)», но реализация идеала, «устраняя одни противоречия, неизбежно порождает другие». «Поэтому любая система ценностей содержит в себе некий скрытый... порок», после осознания которого происходят попытки его устранения с помощью того же идеала, т.е. сам идеал подвергается различным модификациям. Возникает серия альтернативных вариантов - «версий» - идеала, противоречия между которыми усиливаются, превращая их совместное существование в борьбу уже самостоятельных идеалов и соответственно ими порожденными структурами ценностей - «реализация этих новых идеалов ведет к распаду первичной единой системы ценностей на несколько самостоятельных подсистем». Данные процессы нарастающего антагонизма ведут общество к состоянию глубокого кризиса, но они же усиливают потребность в «новом глобальном идеале», позволяющий преодолеть возникший кризис. Его последующая реализация устраняет систему противоречий и выводит общество из кризиса. По утверждению Бранского и Пожарского данное взаимодействие идеалов и ценностей описывает «реальную закономерность самоорганизации культуры», раскрывающую и другие закономерности данного процесса. Так, новый идеал может не просто отличатся от старого, а стать его противоположностью, но «многие из старых ценностей сохраняют свой ценностный характер и с точки зрения нового идеала», т.к. в сфере ценностей наряду с изменчивостью существует и преемственность. В результате этого в процессе модификации аксиосистемы можно наблюдать диалектическую спираль - своеобразное возрождение определенных ценностей и идеалов через несколько поколений представителей культуры.

Не смотря на убеждение В. П. Бранского и С. Д. Пожарского в обусловленности системы ценностей определенным целостным идеалом, вопрос о действительном механизме взаимодействия идеала и ценностей остается открытым. Возможно, реально имеет место взаимообусловленность порождения и существования конкретной ценностной системы и соответствующего ей идеала, и вопрос о первичности того или иного является несущественным. И. Г. Кондратьева предполагает, что, как всякая система, система ценностей в конкретном (историческом, социальном или индивидуальном) своем проявлении приобретает характер структуры с выраженным структурным ядром, каким и может являться идеал, как синтетическое, интегративное целое, как «фокус» всей аксиоструктуры, обуславливающий ее и одновременно напрямую зависимый от изменения ее структурных элементов. При этом значение идеала как критерия ценности сохраняется.

Итак, мы гипотетически приходим к тому, что через развитие идеалов обосновывается связь развития ценностей с развитием культуры - расцвет или упадок культуры обусловлен расцветом или упадком системы соответствующих ценностей, составляющих структуру этнической идентичности, и регулирующих все виды деятельности человека.

 

АВТОР: Иванов В.В.